Московский физико-технический институт (государственный университет)

Наука и образование в университете Аризоны

Автор статьи: И. Габитов, профессор университета Аризоны

 

Схема организации образования и научной деятельности в американских университетах имеет много общего. Имеются и некоторые различия. Ниже будет приведено краткое описание научно-образовательного процесса в Аризонском университете. Для успеха необходим сильный профессорско-преподавательский состав, который должен эффективно обеспечивать преподавание общих и специальных курсов, хорошие студенты, аспиранты и постдоки, современное оборудование, прочная связь с промышленностью, и солидная репутация университета.

Университет Аризоны является научно-образовательным университетом, известным своими исследованиями по широкому спектру научных дисциплин. Рад факультетов и научных центров университета Аризоны находятся среди лучших мировых исследовательских центров. К ним относятся, например, оптический и медицинский центры, факультеты астрономии, лунных планетных наук, математики. Следует отметить, что центр управления полетом марсианской миссии «Феникс» Университета Аризоны является первым и единственным примером в истории центра управления, построенного в университете. В мире также хорошо известна межуниверситетская астрономическая обсерватория Кит Пик. Университет Аризоны также предлагает широкий спектр образовательных услуг от науки и инженерии до сельского хозяйства и музыки. Научная и образовательная деятельности дополняют друг друга и координируются в процессе обучения. Эта координация осуществляется на трех уровнях: бакалавриат (undergraduate level), магистратура и аспирантура (graduate level) и система постдоков.

 

 

Undergraduatelevel: Схема набора и начального обучения стандартна. Вначале студенты изучают обязательные общие курсы. Специализация обычно начинается к концу второго года обучения. Начиная с 3-го года обучения, к обязательным общим курсам добавляются также обязательные специальные предметы, включающие работу над небольшим научным проектом. Несмотря на то, что в целом такая форма называется undergrad research program, фактической целью является поощрение интереса к научной деятельности и стимуляция студентов, успешных в этом направлении. Выбираются привлекательные проекты по различным дисциплинам (в зависимости от интересов и специализации), которые можно осуществить за один семестр. Над каждым проектом работает группа из ~3 студентов под руководством аспиранта. Общее руководство осуществляет профессор, ведущий данный курс.

Помимо научного аспекта данной формы работы, важной задачей является обучение правильному распределению задач между участниками проекта, исходя из интересов и наклонностей членов группы (работа на оборудовании, компьютерное моделирование, анализ, работа с литературой и т.п.). Студенты должны научиться регулярной работе, еженедельно встречаться и отслеживать прогресс, а также планировать дальнейшую работу. По окончании семестра предполагается 30-минутная презентация всех проектов и их обсуждение с участием всех групп. Заключительной формой подведения итогов является публичная общефакультетская постер-сессия с участием всех профессоров, аспирантов и постдоков. Постер-сессия организуется в формате, максимально приближенном к реальным постер-сессиям на профессиональных конференциях (вплоть до легких закусок и конкурса на лучший постер). Факультетская комиссия выбирает лучший постер, а также первую четверку. Отобранные постеры помещаются для всеобщего обозрения на факультете, где они находятся в течение года до следующего конкурса. Лучшие руководители-аспиранты также поощряются администрацией факультета за руководство проектом и группой, что является важным и находит отражение в их CV.

Другая форма научной работы на undergraduate level– это индивидуальная работа студента совместно с одним из профессоров над небольшой задачей. Такая форма работы всячески поощряется как на уровне факультета/университета, так и финансирующими организациями федерального уровня. Например, если профессор имеет грант NSF, то послав небольшую заявку, можно гарантированно получить дополнительную поддержку для работы undergraduate студента по теме гранта.

Научная работа аспирантов (graduatelevel): Успешная научная работа университета в значительной мере определяется качеством студентов/аспирантов (магистранты + аспиранты по российской классификации). Поэтому факультеты уделяют большое внимание привлечению сильных кандидатов. Выбор места обучения является очень важным для студентов. Правильный выбор определяет не только его профессиональный рост - репутационный аспект играет большую роль при получении работы или позиции постдока после аспирантуры. При выборе университета студенты внимательно относятся к такому параметру, как относительный коэффициент успеха при получении работы выпускниками аспирантуры данного учебного заведения. Graduate students условно делятся на три категории по источникам финансирования. Первая категория – это студенты, выигравшие конкурс на финансирование их обучения крупными федеральными агентствами. Студенты такой категории в большинстве случаев имеют возможность приехать практически в любой университет США. Ко второй категории относятся студенты, финансируемые из гранта профессора. Таких студентов часто выбирает сам профессор, пользуясь каналами профессионального сообщества. К третьей категории относятся студенты, финансируемые из фондов университета. Довольно часто студенты переходят из 2 в 3 категорию и обратно.

После заочного отбора лучших кандидатов им следует приглашение посетить университет на трехдневную конференцию. На этой конференции перед кандидатами в graduate students выступают профессора с кратким обзором своих научных интересов, факультетские аспиранты делятся своим опытом, организуются посещения лабораторий и прочие ознакомительные мероприятия вплоть до полудневной вылазки на природу (довольно интенсивной). Обычно отобранные кандидаты имеют несколько предложений от университетов, и за них идет борьба между университетами. Студентам дается пара недель на размышление, после чего происходит формальное зачисление. Качество набираемых магистрантов в Университете Аризоны в течение многих лет стабильно очень высокое.

Реальная научная работа магистрантов, как правило, начинается через год после зачисления. Следует заметить, что магистратура/аспирантура в американских университетах требует очень интенсивной работы. Студенты/аспиранты загружены учебными курсами, подготовкой к квалификационным экзаменам, необходимым для получения PhD и преподаванием. Научная работа включена в образовательный план и начинается с обязательной работы над небольшим проектом под руководством профессора. Основной задачей на этом этапе является достаточно глубокое изучение нескольких методов в определенной области знаний и умение их использовать на примере поставленной задачи.

В процессе работы и учебы студенты получают возможность сделать выбор руководителя. На инженерных факультетах и в оптическом центре студенты активно привлекаются к работе в компаниях, организованных университетскими профессорами. Такие компании финансируются частными инвесторами и крупными корпорациями. Существует также программа поддержки таких небольших компаний рядом федеральных агентств. Такая форма вовлечения студентов в реальные исследования выгодна как студентам (опыт работы и расширение возможностей трудоустройства), так и компаниям (существенное удешевление расходов на выполнение небольших проектов – труд студента неизмеримо дешевле сотрудника компании). Существуют и другие формы поддержки проведения научно-исследовательских работ, финансируемых индустрией. Например, overhead индустриальных грантов значительно ниже, чем в случае грантов из федеральных источников.

Важной формой поддержки научной работы студентов/аспирантов является исследовательские гранты федеральных агентств. Расходы на поддержку студентов в таких грантах выделены отдельной строкой. Университетская администрация также имеет дополнительные фонды для поддержки поездок студентов, приглашенных на конференции. Участие студентов на конференциях часто поддерживается их организаторами в форме снижения регистрационного взноса, частичной оплаты расходов на проживание или предоставлением оплачиваемой работы на конференции в качестве технического персонала. Существуют специальные программы федерального и университетского уровня для поддержки студентов/аспирантов во время летних каникул. Значительным подспорьем для них являются летние студенческие программы национальных лабораторий. Университет Аризоны активно вовлечен в летнюю программу Лос Аламосской Национальной Лаборатории, программа финансируется Департаментом Энергии США.

Научные результаты публикуются стандартным образом. Следует отметить, что существуют также и специальные журналы, предназначенные для публикации студенческих работ. Однако в Университете Аризоны этой возможностью пользуются довольно редко. Защита диссертаций (кандидатских по российской классификации), как правило, осуществляются при наличии трех публикаций, хотя официальных правил по этому поводу не существует.

Постдоки: Аналогично случаю студентов/аспирантов существует три категории постдоков: первая – это постдоки, финансируемые на конкурсной основе федеральными источниками, вторая категория финансируется из бюджета университетов, и, наконец, третья категория финансируется из грантов профессоров. Постдоки, получившие специальный грант (на два года) из федеральных агенств, в большинстве случаев могут выбирать университет или национальную лабораторию для своей работы. Как правило, это очень сильные постдоки, которые приходят в университет со своими деньгами. На некоторых факультетах вводится дополнительная категория "teaching postdoc". В этом случае работа постдока в основном связана с преподаванием, педагогическая нагрузка весьма значительна, что дает постдоку минимальную возможность для занятий наукой. Такая категория предназначена для подготовки преподавательских кадров.

Преподавание: Структуру преподавания можно условно разбить на две категории. К первой относятся хорошо отработанные стандартные курсы, читаемые для больших аудиторий студентов первого и второго года обучения. Преподавание в этом случае требует значительного времени для проверки домашних работ, экзаменов и внеклассной работы со студентами. Ко второй группе относятся предметы для старшекурсников и аспирантов. В этом случае основное время уходит на подготовку лекций. Для того, чтобы сохранить высокий научный уровень, в университете Аризоны созданы временные ставки для преподавательского состава, сосредоточенного на преподавании предметов, относящихся к первому типу. Кроме того, для проверки домашних заданий и тестов активно используются интерактивные on-line программы, что значительно упрощает процесс обработки данных. Следует отметить, что американская система обучения студентов организована по принципу «накопления баллов». К примеру, максимальный балл, который можно получить по определенному предмету, может составить 500 единиц. Суммарный балл за сданные задания в конце семестра составляет 100. Такое же число баллов можно получить за первый экзамен и за промежуточный (середина семестра) экзамены. Заключительный семестровый экзамен «стоит» 200 баллов. Хорошую оценку можно получить лишь при условии работы в течении семестра над всеми компонентами, образующими окончательную оценку. К достоинствам on-line системы относится ее прозрачность. Студенты могут постоянно отслеживать и корректировать свою успеваемость.

Профессора: Профессора в американских университетах делятся на три основные категории: Assistant Professor (профессор начального уровня), Associate Professor (ассоциированный профессор) и Full Professor (полный профессор). Далее существуют специальные категории профессоров, титулы которых меняются от университета к университету, - это могут быть институтские Профессора (Institute Chair), их эквиваленты под названием Regents или Distinguished Professor, а также профессора, занимающие созданные на пожертвования позиции (endowed chair). В этом случае профессор носит имя частного лица или компании пожертвовавшей деньги. Указанные специальные категории профессоров составляют примерно 2 процента от общего количества профессоров и представляют высшую категорию американской профессуры.

Assistantprofessor: На позицию Assistant-профессор претендуют молодые люди, как правила окончившие программу постдоков, доказавшие умение работать самостоятельно по теме, отличающийся от Ph.D диссертации, и продемонстрировавшие высокий научный уровень. Объявление о вакантной позиции вывешивается на интернет-странице факультета, помещается на общенациональную веб-страницу с объявлениями о вакансиях по данному профилю и публикуется в высокорейтинговых журналах. В университете Аризоны стандартный конкурс по научным дисциплинам составляет 500-600 кандидатов на одно место. После начала поступления личных дел соискателей формируется «горячая корзина» (hot box). Профессора факультета внимательно просматривают личные дела и откладывают в hot box приглянувшиеся. На факультете создается комиссия (hiring committee), которая просматривает все дела и особенно тщательно дела, лежащие в hot box. После рассмотрения всех кандидатур, исходя из решения о том, какого профиля специалист нужен в данное время, составляется выбор кандидатов, приглашаемых на интервью. До 5-6 человек на место. В отличие от некоторых Европейских университетов, кандидаты приезжают в разное время. Составляется программа встреч с профессорами, обед со студентами и обязательный ужин с профессурой факультета. Кандидат выступает на семинаре, после чего все встречавшиеся, включая студентов, и участники семинара письменно выражают свое мнение по поводу кандидата. Учитывается научный уровень, педагогические способности и личные качества. Свое решение о ранжировании кандидатов комиссия сообщает главе факультета, после чего он решает, кому сделать предложение в первую очередь. Как правило, его решение совпадает с рекомендациями комиссии. После того как offer подписан, молодой профессор имеет три года на то, чтобы продемонстрировать свою состоятельность как ученого и педагога. Он должен продемонстрировать научную продуктивность и высокую репутацию, получить высокие оценки от студентов, показать умение писать гранты и быть полезным по специальности университету и факультету. По истечении трех лет комиссия факультета запрашивает независимых экспертов дать оценки научной работы, репутации (выступления в качестве приглашенного докладчика на конференциях, работа экспертом для научных фондов, запросы с просьбой написать рекомендательные письма и т.п.), анализирует успехи преподавания (письменные оценки и отзывы студентов, отчеты членов комиссии, посетивших лекции), дает полную характеристику (реферирование, работа в редколлегиях, участие в университетских комиссиях, ведение научных семинаров и т.п.). В октябре-ноябре пакет документов с сопроводительным анализом подается руководству одной из университетских Школ. Под Школой понимается объединение факультетов по основному признаку: все научные факультеты входят в School of Science, которой руководит Dean of Sciences, инженерные факультеты входят в School of Engineering и так далее. Декан Школы формирует комиссию, которая рассматривает личные дела и дает рекомендацию продлить или не продлить контракт на следующие три года. Эту рекомендацию утверждает Dean of School и далее документы поступают в офис Провоста (аналог проректора по науке). О своем решении провост сообщает в конце апреля-начале мая. По истечении следующих трех лет описанная выше процедура повторяется, но с очень важным дополнением. Принимается решение о постоянной работе (tenure) с переводом на уровень AssociateProfessor. Этот шаг является очень важным и ответственным. Кандидат, прошедший данную процедуру, становится профессором «навечно». Существует поговорка, которую можно примерно перевести как «плохой человек займет место навечно, а хороший может уйти». Для того, чтобы, в конце концов, не оказаться в ситуации аккумулятора «плохих» сотрудников выбор Assistant Professor(ов), процедура продления контракта и предоставление постоянной работы предваряется очень серьезной и кропотливой работой. Важным формальным параметром является способность кандидата на постоянную работу обеспечивать финансированием свою работу, т.е. наличие грантов по истечении 6 летнего срока.

Очень важно определить «восходящий талант» на ранней стадии, пока его не заметили конкуренты. Поэтому профессура факультета следит за ситуацией с постдоками в других университетах. Дело в том, что, как правило, своего постдока нельзя брать к себе на работу. На работу берут людей «со стороны». Если появляется кандидат с потенциально блестящей карьерой, университет старается заполучить его в самом начале его карьеры, покуда он не знает своей “market value”. В этих случаях принимается решение о целевом приеме на работу (target opportunity). Кто-нибудь из профессоров контактирует с молодым человеком и советует подать документы на конкурс. Нагрузка Assistant Professor(a) может меняться от случая к случаю, в среднем это ~(30-40)% учебная нагрузка (40% означает примерно три-четыре курса в год в зависимости от сложности), 5% сервис и остальное научная работа.

Полный профессор: Associate professorа, достигшие значительных научных результатов оцененных мировым сообществом, имеющие высокую профессиональную репутацию, подготовившие несколько специалистов уровня PhD, активно обеспечивающее финансирование своих работ, принимающие активное участие в научной жизни научного сообщества, университета и факультета могут претендовать на повышение до уровня полный профессор. Как и в предыдущем случае, личное дело рассматривается сначала на уровне комиссии факультета. Следует заметить, что каждый запрос к независимому эксперту с просьбой оценить научную деятельность кандидата документируется и прилагается к общему пакету документов. Большое значение имеет сравнение числа запрошенных и реально поступивших писем (требуется 6 писем). Отсутствие письма при наличии запроса является крайне негативным фактором.

 Успехи в научной деятельности университета Аризоны в значительной степени обусловлены близостью «заказчика» и «потребителя». Можно привести несколько примеров. Характерным примером является Оптический Центр Университета Аризоны. В свое время, когда несколько компаний, включая Хьюз, решили организовать оптическое производство, администрация штата Аризона, заинтересованная в развитии наукоемких областей промышленности, предложила им разместиться в окрестностях города Тусон. Производство в Аризоне традиционно было представлено сельским хозяйством и горнорудным производством. Для развития опто-электронной промышленности региону требовались квалифицированные инженеры. С целью их подготовки было принято решение создать на паевых началах Оптический Центр при Университете Аризоны. В репутационных целях для привлечения студентов и подготовки кадров высокой квалификации были установлены высокие стандарты приема на работу профессорского состава и предприняты усилия по привлечению специалистов мирового класса, включая лауреатов Нобелевской премии. В последнем случае допускалось частичная занятость в университете Аризоны наряду с работой в другом университете. Особое значение уделялось базовому образованию в области фундаментальной науки. Поскольку оно позволяет вовремя уловить появление новых технологий и принять правильное решение в их пользу на ранней стадии внедрения в промышленность. Специалисты высокого уровня + современное оборудование + близость потребителя выпускников обеспечили приток студентов высокого качества. В результате Оптический Центр Университета Аризоны является мировым лидером в своей области.

 

 

Контакты

141700, Московская облаcть,
г. Долгопрудный,
Институтский пер., 9.
+7 (495) 408-45-54
info@mipt.ru

ЗФТШ

Заочное отделение:
+7 (495) 408-51-45
Очное отделение:
+7 (499) 755-55-80

Магистратура

+7 (495) 408-48-00
+7 (906) 715-44-49
magistr@mipt.ru