Концепция развития дополнительного образования

Основные характеристики

Стратегия развития дополнительного образования до 2020 года охватывает широкий спектр вопросов, направленных на повышение статуса и авторитета дополнительного образования. Главные аспекты стратегии касаются:

  • личностно-развивающего потенциала;
  • конкурентных преимуществ перед другими образовательными формами;
  • уникализации программ ДО.

Личностно-развивающий потенциал

Это принципиально новый подход к учебному процессу в целом и ребенку как индивидууму. Он достигается благодаря комплексному подходу, включающему:

  • Добровольный выбор учащимся учебной программы, интенсивности ее изучения, преподавателя.
  • Возможности экспериментировать с содержанием программ ДО, формами их подачи, оценкой итоговых результатов.
  • Введение в учебный процесс социального взаимодействия и практики. Это может быть волонтерская деятельность и любая другая социальная практика.
  • Тесную взаимосвязь образовательного процесса и жизни. Сегодня некоторые составляющие учебного процесса – теория, оторванная от реальности.
  • Объединение учащихся разных возрастов в группы. Это станет новым социальным и культурным опытом, улучшит коммуникацию разных возрастных групп.
  • Право на собственный опыт детей и подростков, приобретаемый методом проб и ошибок.

Конкурентные преимущества

У концептуального ДО есть конкурентных преимуществ перед существующим формальным подходом к образовательным программам. Среди основных плюсов следует выделить:

  • Свободу выбора.
  • Его индивидуальность.
  • Доступность интересующей информации каждому желающему.
  • Глобальные знания в выбранной отрасли.
  • Оперативную адаптацию программ к изменениям в мире и обществе. Она достигается за счет вариативности их содержания.
  • Персонализацию обучения.

Авторы Концепции уделили много внимания именно персонализации программ, личностным правам ребенка. Без этого не получится создать оптимальные условия для социализации и адаптации подрастающего поколения, удовлетворить их интеллектуальные и эстетические интересы.

Стратегия развития образования от 2020 до 2025 года: видео

  • Пятидневка в школах в 2019-2020 году
  • Отменят ли ЕГЭ в 2020 году
  • Запись в 1 класс на 2019-2020 год

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Обзор документа

Прописаны правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Речь идет о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование. Между слушателем (лицом, оплачивающим его обучение) и образовательной организацией заключается договор об образовании.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. Приведены требования к их структуре и содержанию.

Для определения трудоемкости программы может использоваться система зачетных единиц.

Установлены минимально допустимые сроки освоения программ. При повышении квалификации — 16 ч, профпереподготовке — 250 ч.

Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться в форме стажировки (как частично, так и полностью). Допускаются также модульные, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Разрешены сетевые формы обучения.

Предусмотрен широкий спектр видов учебных занятий и работ (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, тренинги, выездные занятия и др.).

При обучении по дополнительным профпрограммам возможен зачет ранее освоенных предметов (курсов, дисциплин).

По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Ее форму образовательная организация определяет самостоятельно. Успешно прошедшим аттестацию выдают документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Эти документы дают право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции.

Те, кто не прошел аттестацию, получают справку об обучении.

Для оценки качества освоения программ проводятся внутренний мониторинг и внешняя независимая оценка качества образования. На добровольной основе могут применяться процедуры профессионально-общественной аккредитации дополнительных профпрограмм и общественной аккредитации организаций.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Результаты

Уже по итогам 2018 года достигнуты многие поставленные в 2016 году цели. В разных регионах открыто 89 «Кванториумов», в которых учатся 80 тысяч человек.

Открываются мобильные технопарки, IT-кубы, центры выявления и поддержки одаренных детей. В 2018 году выдано 400 тысяч сертификатов на персонифицированное финансирование.

С 2019 года эстафету развития допобразования принял федеральный проект «Успех каждого ребенка». Его главная цель – создание эффективной системы выявления и развития способностей детей, которая поможет каждому учащемуся найти себя и осознанно подойти к выбору будущей профессии.

Проект «Доступное дополнительное образование» в течение двух лет был главным каналом финансирования сферы. Правительство выделяло деньги на оборудование, инфраструктуру и средства обучения, особенно для технических и естественно-научных кружков. Значительный результат – создание и совершенствование федерального навигатора по дополнительным образовательным программам. На завершающем, шестом, этапе проекта в 2021 году предусмотрена разработка плана сопровождения и развития его результатов на период до 2025 года.

С полной версией паспорта проекта «Доступное дополнительное образование для детей» можно ознакомиться на сайте Правительства РФ.

Цели

Вовлечь как можно больше детей и подростков в работу кружков, секций и курсов – так была обозначена основная цель проекта. К концу 2020 года три четверти российских детей должны быть охвачены допобразованием в кружках, работающих при школах и садиках, в специальных центрах, домах творчества и частных компаниях.

Проект предусматривает создание целевой модели управления дополнительным образованием на основе современных организационно-экономических механизмов. Для этого было введено персонифицированное финансирование, по которому средства на оплату кружков государство в определенном объеме выделяет на каждого ребенка. В регионах создаются крупные «узлы» дополнительного образования, так называемые модельные центры. Они координируют работу всех детских кружков, помогают им ресурсами, методическими материалами, повышают квалификацию преподавателей и в целом помогают наладить эффективное использование ресурсной базы и кадров.

Для обеспечения доступности дополнительного образования должен быть создан общероссийский навигатор, который сосредоточит данные о программах дополнительного образования – где и чему можно учиться, на каких условиях. Сайт нужен прежде всего для информирования родителей о доступных направлениях образования, в том числе и для детей из сельской местности, одаренных учеников, школьников с ограниченными возможностями здоровья. Можно выбрать свой муниципалитет, увидеть все кружки и построить индивидуальную образовательную стратегию для каждого ребенка.

Вторая цель проекта – максимальное развитие естественно-научного и технического направления в дополнительном образовании. Многие модельные центры создаются на базе детских технопарков «Кванториум», их финансирование стало приоритетным. В глубинке действуют мобильные технопарки.

Направления деятельности «Кванториумов». Инфографика АСИ (Агентства стратегических инициатив)

Одновременно ставились цели обновить содержание дополнительного образования, организовать независимую оценку его качества, уточнить понятие внеурочной деятельности, разработать профстандарты для педагогов.

Цели образовательной системы согласно Концепции

Концепция дополнительного образования 2014 предусматривает, что до 2020 года измененные программы обучения охватят более 75 % населения РФ в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Таких результатов поможет добиться ряд мероприятий, направленных на развитие структуры ДО и поддержание интереса детей к саморазвитию и познанию.

Главные цели Концепции:

  • обеспечение прав детей на саморазвитие, самореализацию и личностное самоопределение;
  • расширение возможностей удовлетворения потребностей ребенка и его семьи в сфере обучения;
  • усиление интеллектуального потенциала российских граждан.

Для реализации поставленных целей Концепция развития дополнительного образования предлагает решить ряд задач:

  • улучшить уровень индивидуального образования;
  • создать среду, мотивирующую ребенка к обучению;
  • разработать оценочные инструменты, которые будут способствовать росту самооценки детей;
  • обновить программы обучения до уровня, соответствующего современным потребностям общества;
  • обеспечить каждому ребенку доступ к актуальной информации;
  • активизировать механизмы финансовой поддержки прав ребенка на обучение вне зависимости от места жительства, состояния здоровья и материальной обеспеченности семьи.

Концепция предусматривает формирование продуктивной межведомственной системы управления программами ДОД и разработку инструментов привлечения общества и семьи к процессу дополнительного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector