Огэ по русскому языку 2021: все о нем

На какие задания обратить особое внимание

Для ответа на него нужно обладать широким кругозором и уметь отвечать на такие вопросы, как:

  • Что способствует появлению озоновых дыр?
  • Какое вещество из приведённых токсично? Какой газ безопасен?
  • Что делать при отравлении химическим веществом?

Демонстрационный вариант задания № 13 в ЕГЭ 2019 года

Задание № 18. Задание на пересечение множеств. Приводятся вещества в паре — добавив к ним третье вещество, нужно определить, что находится в каждой из пробирок.

Чтобы хорошо выполнять такой тип заданий, я советую при изучении веществ всегда их визуализировать. Как только видите значок химического вещества, назовите его вслух полностью и подробно опишите: какие у него цвет, консистенция, запах, свойства.

Однажды один из моих учеников не смог быстро ответить, растворяется ли уголь в воде, потому что перед глазами у него был только химический знак C. Если бы он представил, как выглядит обычный кусок угля, то уравнение С+H2O его совсем не смутило.

Демонстрационный вариант задания № 18 в ЕГЭ 2019 года

Общий алгоритм решения таких заданий:

  • определите, какими ионами и/или функциональными группами различаются вещества;
  • вспомните качественные реакции для этих ионов/функциональных групп — возможно, вы сразу обнаружите подходящий ответ;
  • в реакции должны быть визуальные изменения: изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка, растворение осадка.Например, реакция нейтрализации раствора едкого натра соляной кислотой не сопровождается визуальными изменениями. Происходит сливание двух бесцветных растворов и образование третьего бесцветного раствора соли. Определить, что произошла нейтрализация, можно с помощью индикатора.

Обратите внимание, что визуальные признаки реакции должны отличаться. Нельзя, например, различить два белых желеобразных осадка

Чтобы ничего не перепутать, во время подготовки к экзамену отмечайте цвета осадков на распечатанной таблице растворимости

Задание № 19. Нужно определить, с каким набором веществ реагирует исходное соединение

Для выполнения задания важно знать не только общие правила, но и специфические свойства элементов.

Выполняя это задание, в первую очередь определите, к какому классу относится указанное соединение: например, окислитель это или восстановитель. После определения класса вещества вспомните, с какими веществами этот класс взаимодействует, а с какими — нет. Затем определите специфические свойства этого элемента или соединения

Например, если у вас в задании галоген, важно тут же вспомнить, что он не взаимодействует с кислородом. Зная эти факты, вы сможете вычёркивать ответы, где есть кислород.

Помните, что помимо типовых реакций, характерных для определённого класса веществ, соединение может вступать в окислительно-восстановительные реакции. По степени окисления элемента вы сможете определить, какая роль наиболее характерна для рассматриваемого вещества.

Важное уточнение, которое касается заданий № 18 и 19: цифры могут повторяться. То есть элементы правого столбца могут подходить к нескольким элементам из левого столбца

Многие школьники определяют первое вещество и вычёркивают его. Сложность в том, что весь правый столбец нужно рассматривать для работы с каждым элементом слева.

Демонстрационный вариант задания № 19 в ЕГЭ 2019 года

Задание № 22. Даётся список веществ, и необходимо получить заданное соединение в две стадии, описать признаки реакций и записать сокращённое ионное уравнение одной из реакций.

Приведены 5–6 веществ, из которых нужно составить несколько пар взаимодействия и их посчитать. Для этого нужно время, а его на экзамене часто не хватает. Если вы не выработали определённый подход к решению таких задач, то начнёте решать их сложным путём — возьмёте одно вещество и будете писать реакции с остальными пятью

Чтобы сэкономить время на этом задании, важно чётко понимать, как из одного класса веществ перейти в другой. Учиться этому нужно, когда вы начали изучать свойства основных классов веществ

То есть запоминать или выписывать, из каких, например, оксидов можно получить гидроксид, а из каких нельзя, как из оксида получить соль и так далее.

Обратите внимание, что получить заданное соединение нужно именно в две стадии — не в одну. Иногда напрашивается элегантное решение в одну стадию, но нужно помнить о формулировке вопроса и отвечать на него чётко

Также обязательно описывайте признаки реакций: описание признаков каждой реакции даёт 1 балл.

Демонстрационный вариант задания № 22 в ЕГЭ 2019 года

Методы подготовки к ГИА по русскому

По традиции итоговые испытания для будущих абитуриентов включают в себя повторение всех основных разделов школьной программы. У нас Подготовка учащихся к егэ по русскому языку – поэтапный и сложный процесс. Большое значение для успешной проработки всех разделов школьной программы по русскому имеет методика, которая применяется при организации подготовительных занятий. Существуют разные технологии повторения и систематизации накопленных знаний перед ГИА:

  • Кейс-технология – разработка для учащегося индивидуального плана подготовки к аттестационным испытаниям с учетом его уровня знаний, способностей и других факторов. Теоретически ученик сам может составить для себя подобный план, но для эффективной подготовки больше подойдут рекомендации, составленные опытным педагогом
  • Тестирование с помощью интернет-платформ и специальных сайтов – позволяет отработать навыки решения узкого круга тестовых заданий. Преимущество метода – общедоступность, бесплатный доступ ил небольшая стоимость пользования ресурсом в интернете. Полученные навыки пригодятся не только при решении заданий на ЕГЭ, но и для консолидации накопленных знаний по школьной программе
  • Видеоматериалы – отличный способ провести развернутую демонстрацию по заданной теме. Для объяснения и подробного разбора отдельных разделов языкознания используются авторские видеопрезентации, где учитель рассказывает и объясняет на примерах принципы использования тех или иных языковых норм
  • Работа в группе под руководством учителя – когда преподаватель организует диалог, в рамках которого ученики осваивают наиболее сложные и проблемные темы. Эта методика очень успешно применяется на групповых курсах огэ по англ яз и при подготовке к аттестации в 11 классе (подробно тут).

Описанные методики подходят для стандартных и интенсивных программ обучения, и помогают ученикам добиться хороших результатов на аттестации. Все перечисленные технологии актуальны не только для работы над русским языком, но и при повторении материала по иностранному языку. При работе над ОГЭ и ЕГЭ по английскому необходимо комплексно повторять все разделы школьной программы без пропусков. Разделы языкознания для такой подготовки к егэ по английскому языку – грамматика и лексика, чтение, письмо и аудирование. В экзамене по русскому устная часть пока что является пилотной, и за нее оценка не ставится. В английском умение слушать, понимать и связно отвечать на вопросы напрямую влияет на итоговую оценку по ГИА. Поэтому подготовка в английскому для многих учеников оказывается более сложной, чем курсы русского языка.

Самостоятельная подготовка к ГИА: за и против

Несмотря на доступность курсов ОГЭ и ЕГЭ по русскому и английскому языку, многие ученики предпочитают готовиться к сдаче аттестации в 9 и 11 классах без помощи преподавателей. Причины для такого выбора бывают разные: нет желания регулярно заниматься повторением школьной программ под руководством преподавателя, нет мотивации сдавать ГИА на высокий балл, есть уверенность в собственных силах.

Самостоятельная подготовка имеет свои плюсы:

  • В интернете достаточно много разнообразных материалов для подготовки к ГИА в свободном доступе. В школьной библиотеке или у друзей можно взять печатные пособия по ЕГЭ. При желании ученик способен подготовиться к аттестации бесплатно
  • Ученик занимается или не занимается по собственному желанию в удобное для него время и в комфортной обстановке. Нет ограничений по длительности занятий, если ученик их сам для себя не установит
  • Уровень подготовки может быть поверхностным или максимально глубоким и детальным – все зависит от желания самого школьника

Но есть у самостоятельной подготовки серьезные недостатки:

  • Качество и количество занятий по предмету зависят от уровня мотивации и самоконтроля, которыми обладает ученик. С учетом того, что госэкзамены приходятся на подростковый период детей, с мотивацией к учебе и самоконтролем в плане стабильного выполнения рутинной учебной работы у многих школьников в это время жизни есть определенные сложности
  • Отсутствует четкая программа подготовки, рассчитанная на определенный результат к концу занятий. Даже если школьник занимается по плану, расписанному в учебном или методическом пособии, этот план не учитывает индивидуальных особенностей самого ученика. Такое несоответствие приводит к снижению качества подготовки к экзаменам

Оковы ОГЭ сброшены, что дальше?

Теперь, когда ОГЭ позади, пришло время подумать над дальнейшим образованием. Есть два очевидных пути: пойти в 10-й класс или в колледж. Плюсы обучения в колледже заключаются в том, что уже после второго курса вы, скорее всего, будете проходить производственную практику, получая зарплату и, что еще более ценно, опыт работы по специальности. После колледжа, как и после 11-го класса, можно поступить в высшее учебное заведение, однако многие спешат получить именно высшее образование, поэтому для них более оптимальным вариантом будет переход в 10-й класс и дальнейшая подготовка к намного более сложному экзамену — ЕГЭ. Но это уже совсем другая история.

Как легко сдать ОГЭ по русскому языку?

Сдача экзамена всегда требует усилий со стороны ученика. Сдать легко ОГЭ можно только в том случае, когда происходит систематическая подготовка к этому испытанию.

Бесполезно начинать готовиться в последние недели перед экзаменом, нет смысла рассчитывать на шпаргалки и результаты с ответами из Интернета. Шпаргалки могут обнаружить и с экзамена вас удалят, а ответы из Интернета скорее всего окажутся подделкой и совсем не будут соответствовать вопросам на экзамене.

Чтобы легко сдать экзамен по русскому языку, за полгода до ОГЭ стоит начинать постоянно тренироваться.

Если повторять все темы по русскому 1-2 раза в неделю и ежемесячно писать сжатые изложения, а также набивать руку в тестовых заданиях, за полгода вы достигнете высокого уровня. Но нужно делать это регулярно и не забывать повторять как сложные темы, так и простые. Уверенность в своих знаниях позволит не растеряться в день проведения экзамена.

Важным условием является и психологический настрой. С волнением легко сдать русский в 9 классе точно не выйдет. Вместо волнения, на экзамене постарайтесь сосредоточиться на задании, а дома на подготовке.

Советы, секреты и лайфхаки для сдачи ОГЭ по русскому языку

Лучше всего о том, как сдать ОГЭ по русскому языку знают выпускники прошлых лет. Они уже прошли этот путь и поведали о том, с какими сложностями можно столкнуться, а также как их избежать.

Смотрите подборку советов для сдачи ОГЭ по русскому языку от выпускников:

Важно тренироваться и создавать похожие условия: ограничивать себе количество времени по прослушиванию текста для изложения.
Дисциплинировать себя: не списывать, не смотреть подсказки. И реально оценивать свои возможности

Слабые места в знаниях зафиксировать, понять, что получается меньше всего, и усердно над ними работать.
Внимательность: надо очень внимательно читать задания. Зачастую, ученики допускают ошибки, когда находят не то, что нужно или подчёркивают не ту мысль. Этот совет для сдачи ОГЭ по русскому языку применим к любому предмету.
Перечитывать произведения из школьной литературы: темы для сочинения находят отражения в произведениях классиков. Можно отметить для себя основные идеи и запомнить их в кратком варианте. Чем больше таких идей, тем проще будет найти среди них подходящую для аргументации. Лайфхак для сдачи ОГЭ по русскому языку – когда нет возможности читать, слушайте аудиокниги
Это даст возможность научиться лучше слушать, а значит и лучше сдать изложение.
Не торопиться Ответ может неожиданно прийти даже в самом конце, так что стоит не жалеть использовать всё время, дающееся на написание экзамена.
Периодически делать перерывы Кратковременные перерывы помогут освежить голову и переключить внимание, это благотворно скажется на умственной работе.
Клише Это нельзя назвать секретом, как сдать ОГЭ по русскому языку, но все-таки иногда это выручает — для текстов можно подготовить несколько красивых фраз и клише. Они не только преобразят текст, но и в случае чего помогут добрать необходимое количество слов.

Статистика последних лет говорит о том, что сдать ОГЭ по русскому языку после 9 класса не так-то и сложно

Не важно гуманитарий вы или «технарь». Золотое правило всего одно – нужно обязательно готовиться и начинать делать это заблаговременно.

Все, что нужно, чтобы сдать ОГЭ по русскому языку – это тренировки по написанию сочинения и отработка навыков восприятия речи на слух для изложения, а также повторение правил русского языка и коррекция найденных ошибок. Все это для сдачи ОГЭ по русскому языку, да и почти любому другому предмету вполне легко выполнить.

Приступить к детальной подготовке в 9 классе

9 класс – это один из напряженных периодов обучения. Он насыщен контрольными, лабораторными работами и дополнительными занятиями. Чтобы правильно готовиться к ОГЭ, в начале 9 класса распределяй материал для изучения на части и не забывай оставлять «окошки» для повторения и закрепления тем.

Лайфхак для максимально простого распределения – распечатай кодификатор с сайта ФИПИ и повесь на стену. Все темы и разделы уже разбиты максимально удобно и логично – вооружись маркерами, стикерами и радостно отмечай повторенное.

Вот несколько лайфхаков, чтобы готовиться к ОГЭ в 9 классе получалось еще эффективнее

• Выделяй по 2 часа в день для изучения материала. И помни о правиле 45 минут: именно столько времени требуется мозгу для получения новых знаний. Затем обязательно следует сделать перерыв.

• В течение каждого месяца обязательно повторяй уже пройденный материал. Проверяй себя по разделам из кодификатора!

• Раз в месяц устраивай себе полноценные «пробники» по ОГЭ. Такие мероприятия можно устраивать с друзьями – как и мозговые штурмы самых трудных заданий! Например, 14 задание по русскому языку:

Как готовиться к ОГЭ? Решать сложные задания вместе!

Оно включает в себя 17 разделов орфографии (кодификатор в помощь), поэтому дружеская поддержка и проверка правил друг у друга здесь совсем не помешает ?

• И, конечно, чтобы начать готовиться к ОГЭ, необходима правильная атмосфера! От того, как ты организуешь учебный процесс, зависит усвоение изучаемого материала

Важно не только то, что и когда ты изучаешь, но и в какой обстановке ты это делаешь. Выбери комфортное место для занятий

Кто-то предпочитает спокойную обстановку дома, а кто-то окружает себя творческой атмосферой.

Удачи в подготовке! А наши 5 секретов, кстати, помогут не только в подготовке к ОГЭ, но и в любой непонятной ситуации!

Задание 3

Если вы не теряли свою коробочку с запятыми, вам повезло. Самое время в нее заглянуть. Задание предполагает анализ предложения с точки зрения пунктуации: верно расставить указанные знаки препинания на месте соответствующих цифр.

Последовательность действий при выполнении задания:

  • Прочитать предложение полностью.
  • Найти грамматические основы, определить тип предложения (ПП, ССП, СПП, БСП). Если предложение сложное, обозначить границы простых внутри него, поставить знаки препинания.
  • Определить, чем осложнено/осложнены простые предложения (вводные или вставные конструкции, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.
  • Обязательно проанализировать каждую синтаксическую конструкцию, вспомнить правила обособления каждой из них.
  • Расставить в предложении все необходимые знаки препинания.
  • Еще раз перечитать задание и выписать цифры, которым соответствует указанный в задании знак препинания (это может быть запятая, тире или двоеточие).

Изменения в каждой из частей ОГЭ

Рассмотрим подробнее, как изменился экзамен.

Для первого задания могут быть приведены произведения разных жанров – от путевых заметок до рецензий. После того как выпускники прослушают текст в течение трех-четырех минут, им нужно поработать с черновиком около пяти минут, потом еще раз прослушать текст и написать изложение. При этом разрешается использовать орфографический словарь. Минимальный объем – 70 слов. Кстати, теперь эта часть ОГЭ никак не связана с содержанием второй и третьей.

Во второй части проверяется знание правил русского языка. Число вопросов сократилось, но они по-прежнему включают орфографический, грамматический и пунктуационный анализ слов и предложений.

Задание №2 – это комбинация прежних восьмого и одиннадцатого. Здесь выпускник должен сделать синтаксический анализ.

Задание №3 – пунктуационный анализ сложного предложения. Необходимо правильно расставить знаки препинания. Типы предложений могут быть любыми: бессоюзные, простые, сложные, с вводными конструкциями, обращениями или однородными членами.

Задание №4 аналогично седьмому заданию ОГЭ прошлых лет. Следует определить подчинительный тип связи и заменить его словосочетанием с другим видом связи.

Задание №5 проверяет, насколько хорошо девятиклассник умеет разбирать слово по составу и находить правильное объяснение словообразования (четвертое и пятое задание прошлых лет).

Задания №6 и №7 нужно выполнить после прочтения текста (раньше это были задания второе и третье)

Причем важно не только понять текст, но и обратить внимание на все детали – только так получится выбрать правильные варианты ответов

Задание №8 – упрощенный аналог задания №6 ОГЭ прошлых лет. Необходимо найти синоним, причем не придумать, а выбрать в тексте.

Сочинение-рассуждение, третья часть экзамена, так же, как и изложение, должно состоять минимум из 70 слов. Выпускникам нужно в работе раскрыть смысл какого-либо высказывания, объяснить суть предложенного фрагмента или значение того или иного слова.

Алгоритм

А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4 задание ОГЭ по русскому.

Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!

А теперь самое интересное.

Шаг 3

Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.

Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в прилагательное (какой? какая?).

Просят управление – ставим существительное (кто?что?).

Просят примыкание – превращаем в наречие (как?)

Итого:

  • согласование – прилагательное
  • управление – существительное
  • примыкание – наречие

 Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:

родительский дом – дом родителей

Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:

кожаная куртка – куртка из кожи

Подготовка к ОГЭ

После успешного прохождения собеседования можно сосредоточиться на основном экзамене. Здесь важен системный подход, чтобы школьник смог подтянуть свои знания и практические навыки по всем темам.

Демоверсия

Чтобы получить представление о структуре экзаменационной работы, предлагаемых заданиях и их сложности, лучше всего воспользоваться демонстрационным вариантом испытания. Это своего рода тренажер, который поможет научиться правильно и полно записывать развернутые ответы, а также наглядно покажет, что ожидает ученика на экзамене.

В разделе «Система оценивания экзаменационной работы» размещен текст для прослушивания, который используется для выполнения первой части ОГЭ по русскому языку – сжатого изложения. На реальном экзамене используется аудиозапись, но при подготовке можно попросить родителей или друзей дважды прочитать его вслух.

Кодификатор

Демоверсия дает школьнику возможность потренироваться на реальных примерах, однако полный список экзаменационных тем и требований можно увидеть только в кодификаторе. Документ состоит из двух частей. В первой размещены требования к освоению школьниками учебной программы:

  • умение анализировать (различать стили речи, языковые единицы, определять основную мысль и тему текста);
  • чтение и аудирование (восприятие информации на слух, чтение текстов в различных стилях и жанрах);
  • письмо (умение строить текст, соблюдение грамматических, лексических норм).

Вторая часть содержит перечень элементов, проверяемых в процессе испытания. В список включены разделы фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, грамматики, пунктуации, орфографии и языковых норм. Также учитывается выразительность речи.

Кроме того, в кодификаторе содержатся специфические требования к проведению ОГЭ в школах с родным (нерусским) языком обучения

В них акцентируется внимание на моментах, которые не проверяются на стандартном экзамене:

  • умение вести диалог и переводить тексты с родного языка на русский;
  • способность выявлять ошибки в словоупотреблении и произношении.

Таким образом, кодификатор дает полное представление обо всем, что нужно знать учащемуся для получения высокой отметки.

Полезные ресурсы

Обычно подготовка к ОГЭ по русскому языку состоит из повторения пройденного материала, выполнения заданий из демоверсий и домашних «репетиций». Есть специальные курсы, на которых необходимые навыки оттачиваются в условиях, максимально приближенных к «боевым». Дополнительные возможности предоставляет интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector