Статья 10. структура системы образования

В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование

СПО предполагает подготовку
специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей
области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.

Здесь есть два вида
учебных заведений:

  • техникум;
  • колледж.

Учиться в них нужно уже
дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.

Чем они отличаются

В техникумах можно
рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В
колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.

Также считается, что
учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже
– к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.

Есть ли исключения

В общем виде иерархия
ссузов выглядит так:

Колледж
Техникум
Профессиональный лицей
Профессиональное училище

Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней
именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие
образовательные организации, именуемые училищами:

  1. Музыкальное
    училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит
    артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это
    низкоквалифицированным трудом не назовешь.
  2. Медицинское
    училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по
    специальности

    .

  3. Ярославское
    высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз,
    выпускники которого становятся офицерами.
  4. Нахимовское
    военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это
    образовательная организация основного общего и среднего общего образования.
    Проще говоря, учатся там школьники.

Можем ли мы отнести их к
заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.

Так что иногда название
может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели
провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в
первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование

В статье 9

ныне утратившего силу Федерального закона от
22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий
Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми
же:

  • федеральный
    университет;
  • национальный
    исследовательский университет;
  • университет;
  • академия;
  • институт.

Вид вуза напрямую связан
с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например,
Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и
стала университетом.

Но здесь интересный ход сделан в
отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы
ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное
заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет
МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.

Стоит упомянуть и
специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени
П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно
указывают в скобках после основного наименования ОО.

Чем они отличаются

Начнем с последних трех
видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему
проще проследить основные отличия.

Университет

Академия

Институт

Самостоятельность Только
самостоятельная ОО
Только
самостоятельная ОО
Самостоятельная
ОО или часть вуза
Направления подготовки кадров Для разных отраслей (не менее 7) Для нескольких отраслей одного
направления
Для одной отрасли
Научные исследования Функции научного центра Обязательно Необязательно
Соотношение аспирантов и студентов 4 / 100 2 / 100 Нет требований
Аспиранты, защитившиеся в первый
год после выпуска
+25% +25%
Среднегодовой объем финансирования От 10 млн рублей 5-10 млн рублей До 5 млн рублей
Количество педагогов с учеными
степенями
Не менее 60% Не менее 55% Нет требований
Наличие факультета
профессиональной переподготовки
Обязательно Обязательно Необязательно

Получается, что среди
высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних
профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку,
чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение
может предложить студентам:

  • широту выбора
    профессий;
  • возможность
    заниматься наукой;
  • комфортное
    материально-техническое обеспечение (оно зависит от объема финансирования).

На количестве
«остепененных» преподавателей заострять внимание не стоит. С одной стороны,
отсутствие защищенной диссертации может компенсироваться богатым практическим
опытом

С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не
поздно. Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный.

Какую специальность для получения высшего образования выбрать

Как известно, профессиональное образование бывает средним и высшим.

Получение среднего профессионального образования имеет свои плюсы:

  • можно поступить после 9-го класса;
  • легче поступить;
  • учеба занимает меньше времени;
  • можно начать работать в более раннем возрасте;
  • на начальных этапах карьеры специалисты со средним образованием могут зарабатывать не меньше, а то и больше, чем обладатели вузовских дипломов.

Но человек, который серьезно настроен добиться успеха, высоких заработков и должностей, выбирает высшее образование, потому что понимает, что оно необходимо.

Важно!

Наше общество стремительно движется в постиндустриальный этап развития. В то время как некоторые страны все еще являются аграрными, развитые страны Европы, например, ФРГ, уже вступили в постиндустрильный этап. Это означает, что в аграрном и промышленном секторах занято все меньше людей. Акцент смещается на высокие технологии и сферу услуг. Рутинный труд людей заменяется работой машин и роботов, и этот процесс захватывает все больше отраслей, развиваясь в геометрической прогрессии, то есть, постоянно ускоряясь. В такой ситуации «на плаву» останутся те специалисты, которых невозможно заменить машинами. А это, в основном, представители специальностей с большой долей интеллектуального труда.

Лучшие перспективы у тех, кто потрудился получить высшее образование. Но не любое, а по востребованной специальности.

Где продолжить образование после школы

Получение аттестата о среднем общем образовании говорит о том, что ученик освоил программу школы и готов продолжить обучение в высшем учебном заведении. Поступление в ВУЗ осуществляется на конкурсной основе, так что есть вероятность не попасть в выбранный институт.

О том, что делать, если вы потеряли аттестат о среднем общем образовании, читайте на сайте КонсультантПлюс. Оформить доступ к системе КонсультантПлюс можно бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+. 

В определенных случаях повысить шансы на поступление в вуз поможет обучение в колледже или техникуме по той же профессии. Именно поэтому некоторые сначала получают образование там, а потом уже подают документы и сдают экзамены в институт. 

В России каждый человек должен иметь среднее образование. Для этого ему нужно проучиться в школе 11 классов или после 9 классов перейти в техникум и получить там тоже среднее, но уже не общее, а профессиональное образование. Аттестат о среднем образовании дает право на продолжение обучения с целью получения высшего образования. Для многих специальностей и должностей установлено ограничение: на них не могут претендовать лица без оконченного среднего образования

Так что каждому школьнику важно успешно пройти программу обучения и сдать итоговую аттестацию

Еще больше материалов по теме в рубрике «Образование». 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Положение специалитета в структуре СО

Что предшествует

: То же самое, что бакалавриату.

Сколько учиться

: Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня
по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен
перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.

Куда поступать

: Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему,
специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива,
ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и
считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских)
других вариантов просто нет.

Куда дальше

: Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру.
Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой
вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно.
ДПО доступно в полном объеме.

Отзыв согласия на обработку персональных данных в школе

Вопрос — ответ

Согласно ст. 3 Закона об образовании обезличивание персональных данных – это отдельная операция с данными, которая входит в понятие «обработка персональных данных».

Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ст. 6 Закона об образовании).

Если Вы родитель (законный представитель) и Вами было отозвано согласие на обработку персональных данных, и Вы отказались от услуги «Электронный дневник школьника», подав в простой письменной форме заявление на имя директора общеобразовательной организации, то школа (оператор) должна отозвать поручение третьему лицу (Дневник.ру) на обработку персональных данных вашего ребенка. Электронный дневник, в свою очередь, должен прекратить любые операции по обработке персональных данных обучающегося.

В противном случае Вы праве обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган (Роскомнадзор) или восстановить свое право в судебном порядке, включая право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда (ст. 17 Закона об образовании).

Принудить общеобразовательную организацию к ведению бумажного журнала при наличии альтернативного электронного нельзя. Порядок ведения классного журнала определяется локальным актом организации.

Однако если Вы отозвали согласие на обработку персональных данных и отказались от услуги «электронный дневник», то в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07 специально для Вас должно быть обеспечено информирование о результатах обучения не реже чем один раз в неделю с использованием распечатки результатов.

Помните, что знакомиться с оценками успеваемости своих детей — это ваше право, закрепленное в ст. 44 Закона об образовании.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права Жихарева Д.А.

Положение магистратуры в структуре СО

Что предшествует

: Для поступления необходим диплом о законченном высшем образовании.
Бакалавром является абитуриент или специалистом — неважно. Магистру, если он
пожелает получить еще одну узкую специализацию, в приеме тоже не откажут.. Также рекомендуем:

Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру

Также рекомендуем:

Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру

Сколько учиться

: Желающие продолжить обучение на этом уровне садятся за парту еще на 2-2,5
года. За это время нужно не только освоить предлагаемую программу, но и
написать диссертацию. Перезачет дисциплин и сокращение срока обучения не
предусмотрены.

Куда поступать

: Желающие поступить в магистратуру ограничены в выборе вуза по сравнению с
абитуриентами-бакалаврами. Аккредитацию на магистерские программы получают
далеко не все вузы.

Куда дальше

: Магистру открывается путь в науку, и он имеет право поступать в
аспирантуру. Примут его и на обучение по программам ДПО.

Высшее образование в России — краткая формулировка

Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:

  • бакалавриата;
  • специалитета и магистратуры;
  • подготовки высших квалифицированных кадров.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

Основная цель

Целями высшего образования является:

  1. Подготовка высококвалифицированных работников во все сферы профессионально-общественной деятельности в государстве.
  2. Удовлетворение потребности человека в интеллектуальном и культурном развитии.
  3. Реализация права гражданина на приобретение профессиональной квалификации.

Признаки высшего образования

Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:

  1. Демократизация. Образовательная система общедоступна для всех граждан, позволяет получать образование непрерывно.
  2. Диверсификация. Образование имеет многовариантную форму по содержанию, методам, форме и срокам обучения.
  3. Интернационализация. Образовательная система предполагает обмен преподавателями и студентами, интернациональное признание дипломов об образовании.

Как принять верное решение?

Вот несколько советов и рекомендаций:

Прислушивайтесь к себе. Не идите в вуз только потому, что это считается престижным или настаивают родители. Жить и работать потом вам.

При выборе профессии учитывайте не только ее престижность, но и свои способности и наклонности. С этим вам помогут тесты по профориентации.

Изучите рынок труда

Узнайте, какие специальности наиболее востребованы, обратите внимание на уровень зарплаты.

Не стоит выбирать чересчур популярные направления. При переизбытке специалистов могут возникнуть трудности с трудоустройством.

Если вы выбрали вуз, посетите его заранее, пообщайтесь с нынешними студентами

Изучите условия обучения, уровень преподавания и т. д.

Если вы до конца не определились с выбором направления, не спешите. Не поступайте, лишь бы поступить. Поступите в колледж или устройтесь на работу. Так вы не потратите время зря. Получить высшее образование никогда не поздно.

Получать высшее образование или нет, зависит от направления, которое вы выбрали. В любом случае, чтобы добиться успеха, вам придется много работать и постоянно самосовершенствоваться.

Процедура получения высшего образования

Независимо от того, какое высшее образование вы решили получить, сама процедура его получения похожа в разных странах. С тех пока, как Россия и другие страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, система обучения в вузах стала приближенной к образовательным системам европейских стран.

Вам нужно выбрать, в какой форме получать высшее образование:

  • очной,
  • заочной,
  • очно-заочной,
  • дистанционной.

Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, но очевидно, что очное образование всегда лучше, ведь общение с преподавателями происходит вживую. Немаловажен и тот факт, что студенты-очники погружаются в особую субкультуру, обретают собственный круг общения.

С другой стороны, заочные и дистанционные формы обучения помогают экономить время и, в некоторых случаях, деньги, позволяя обучаться из дома.

Важно!

В российских вузах заочное и дистанционное платное обучение всегда значительно дешевле очного. В Германии ситуация прямо противоположная: очно можно учиться бесплатно, а дистанционно — платно. Для студентов из СНГ важен и тот факт, что очное обучение в вузе дает право на проживание и работу в Германии, а также на продление учебной визы на 1,5 года по окончании вуза специально, чтобы выпускник мог найти работу. Дистанционная учеба в немецких вузах таких привилегий не обеспечивает.

Процедура поступления для разных стран различна.

В СНГ в вузы поступают по результатам государственных экзаменов. Те, кто проходит по конкурсу, могут рассчитывать на получение бесплатного высшего образования.

В Германии бесплатно учатся в вузах на очной форме все, в том числе, студенты из-за рубежа. Конкурсный отбор осуществляется на основании среднего балла школьного аттестата (или оценок, полученных в подготовительном колледже), также необходимо предоставить международный сертификат о знании языка, на котором планируется обучение (немецкий или английский).

Сам процесс обучения тоже имеет отличия. Для немецких вузов характерны:

  • «академическая свобода» и гибкое расписание;
  • большое количество практики, начиная с первого курса.

Какое высшее образование получить

Современное высшее образование имеет двухступенчатую структуру, которая включает бакалавриат и магистратуру. На первой ступени обучаются 3–4 года, и полученное образование считается завершенным.

На вторую ступень (в магистратуру) можно поступить только по окончании бакалавриата. Учеба в магистратуре длится 1–2 года. Теоретически, это не обязательная ступень, но те, кто настроен на карьеру, высокие должности и соответствующие доходы, не должны пренебрегать магистратурой. На этой ступени образование углубляется. В некоторых случаях можно учиться в магистратуре не по той специальности, которая изучалась во время учебы на бакалавриате.

Справка

Если вы уже получили диплом бакалавра на родине, магистратура в Германии — отличный способ получить высшее образование в немецком вузе со всеми вытекающими благоприятными для будущей карьеры последствиями.

Какое образование лучше получить? Для человека с амбициями ответ однозначен: высшее и желательно очное. Учитывая относительную доступность вузов, желательно выбрать максимально престижное учебное заведение, чтобы выделиться на рынке труда. Немецкие вузы позволяют получить очное высшее образование бесплатно и сделать карьеру в Германии, а поступить в них зачастую проще, чем в российские университеты. Сложность может представлять оформление и своевременная отправка документов по требованиям каждого конкретного вуза. Успешно справиться с этим вопросом вам поможет консультация специалиста.

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Какие бывают уровни профессионального образования

Уровни образования — это
завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл
обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа –
свидетельства, аттестата или диплома.

Теперь рассмотрим сами
уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы
сосредоточимся на уровнях профессионального образования:

  1. СПО.
  2. ВО –
    бакалавриат.
  3. ВО –
    специалитет, магистратура.
  4. ВО –
    подготовка кадров высшей квалификации.

Согласно

Болонской декларации

, принятой 19
июня 1999 года, европейским странам надлежит соблюдать единый принцип
построения системы высшего образования. Она должна состоять из двух независимых
друг от друга циклов. Отсюда и пошло деление на бакалавриат и магистратуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector