Структура дипломной работы в 2021 году

Актуальность выбранной темы диплома

Актуальность отражает важность исследовательской работы. Благодаря этому параметру можно оценить, насколько дипломный проект соответствует современным тенденциям научного мира и какую пользу он способен принести

Студенту необходимо доказать злободневность раскрываемой темы, указать, почему исследование востребовано в настоящее время и каковы перспективы развития выбранной тематики.

Блок с описанием актуальности проекта следует начинать с обозначения социальной остроты его темы. К примеру, если студент пишет о стандартах проведения кровельных работ, то целесообразно упомянуть последствия несоблюдения установленных норм при выборе материалов и проведении монтажа, насколько часто встречаются подобные ошибки сегодня и к каким последствиям они могут привести.

Вначале рекомендуется рассказать об общей злободневности исследуемого вопроса, а далее акцентировать внимание на актуальности конкретной темы научных изысканий. В этом случае уместно использовать шаблонные фразы:

  • Актуальность данного проекта заключается в том, что…;
  • Исходя из этих причин, можно говорить об актуальности выбранной темы;
  • В связи с этим очевидна актуальность проекта…;
  • Научные исследования по данной теме применимы на практике…

Важно четко и грамотно излагать доводы в пользу актуальности выбранной темы. Описание важности проблемы, как правило, составляет несколько абзацев

Текст занимает до одного листа, так как основная мысль может потеряться в большом объеме информации.

Этапы определения актуальности

Необходимо ответственно подготовиться к проверке выбранной научным руководителем темы. Для этого достаточно самостоятельно убедиться в актуальности своих исследований. Простым способом выявления и обоснования значимости проекта является эффективная методика, состоящая из нескольких направлений:

Дискуссионность темы означает наличие интереса к проблеме со стороны современного ученого сообщества, что подтверждают многочисленные изыскания, которые проводились в недавнем времени.
Уникальность — ценное качество для научного проекта, поэтому при небольшом количестве попыток исследования данной тематики можно говорить о важности и актуальности новых разработок.
Практическая ценность проекта представляет собой важное свойство, которое характерно для таких прикладных дисциплин, как технические и экономические науки, описывает разнообразные научные изыскания, включая модернизацию, изобретение, области их применения, проблемы, которые получится решить с их помощью.

Нередко студенты обращаются к уже опубликованным ранее научным трудам по выбранной теме. Из готовых работ можно почерпнуть важную информацию, касаемо актуальности данной тематики

Важность исследований, как правило, описывается в самом начале литературных источников. Выписав несколько вариантов, автору будет проще сформулировать обоснование актуальности своего диплома

Что делать, если проблема исследования утратила актуальность

Во многих учебных заведениях студентам предлагается на выбор список готовых тем для дипломной работы. Иногда случается так, что проблема для исследования уже утратила свою актуальность по каким-либо причинам.

Из подобной ситуации есть несколько выходов:

  • определить проблемные области в рамках научных изысканий;
  • выявить основной круг нераскрытых или неоднозначных вопросов с помощью детального изучения литературных источников;
  • согласовать с научным руководителем изменение вектора исследовательской работы.

Внимательное изучение тематики позволит открыть новые грани вопросов, что послужит обоснованием их актуальности на сегодняшний день. Можно самостоятельно проанализировать тему, либо обратиться к куратору. Научный руководитель поможет взглянуть на проблему под новым углом, подскажет интересные направления для исследований.

Как написать объект и предмет

Введение отражает суть исследования. Для оформления одного из главных разделов дипломной работы следует руководствоваться методическими указаниями конкретного учебного заведения. Структура вводной части содержит следующие аспекты:

  • актуальность темы;
  • цель;
  • задачи;
  • объект;
  • предмет.

Объем текста с описанием объекта и предмета дипломной работы, как правило, составляет половину страницы формата А4 печатного текста. Допускается оформление данного блока вводной части в виде отдельного пункта с подзаголовками «Объект/предмет дипломной работы». Также можно выделить тематический материал с помощью обособленных абзацев. В первую очередь следует обозначить объект исследования, а затем — предмет.

Некоторые студенты стараются написать введение с указанием основных параметров работы, включая объект и предмет, до того, как сформирована основная часть диплома. Однако в процессе научных изысканий может оказаться, что исследование выходит за рамки, установленные в самом начале работы. В этом случае придется исправлять вводную часть. Наиболее эффективным решением станет составление плана, согласование его с научным руководителем, написание основных глав дипломной работы, составление введения на основе имеющихся данных.

Шаблонные фразы и клише

Грамотно сформулировать и изложить мысли студентам при написании дипломного проекта помогут стандартные фразы. Речевые клише используются повсеместно для того, чтобы облегчить процесс написания текста и структурировать логику работы. Вот несколько примеров фраз, которые целесообразно использовать при написании вводной части диплома, включая описание объекта и предмета исследования:

На начальных этапах исследование интересно по нескольким причинам…;
Первостепенное значение для достижения цели дипломной работы имеет…;
Изучение..

служит исходным моментом в исследовании…;
В качестве исходного пункта в аналитической части работы обоснованно используется …;
Основные концептуальные положения теории позволили исследовать…;
Новая область изысканий представлена…;
Предмет исследования привлекает внимание в аспекте проблематики дипломной работы по причине…;
Предметы работы наиболее эффективно отражают специфику объекта исследования…. Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком

Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома

Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком. Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома.

Объект исследования в дипломной работе

Для того, чтобы выбрать объект исследования, необходимо определить, какие научные знания представляют для вас наибольший интерес. Вы не можете сделать дисциплину предметом вашего исследования, в вашей области исследования необходимо подчеркнуть конкретную тему, например, если вы занимаетесь литературой, то темой может быть текст или проза определенного писателя или поэта.

Каждая независимая наука имеет свой объект изучения. Например, в гуманитарных науках можно выделить следующие предметы

  • Психология – девиантное поведение подростков.
  • Социология – социальные отношения, которые происходят в человеческом обществе.
  • Политология – социальные отношения, касающиеся взаимодействия государств в различных сферах (политической, экономической, культурной).

Объекты экономических исследований – общественные отношения, касающиеся рационального управления экономикой и эффективного использования денег.

В технических и научных дисциплинах объектом является специфический научный феномен или процесс, поскольку многие из изученных процессов не влияют непосредственно на общественные отношения.

Объектом изучения:

  • для биологов – это разнообразные проявления белковой жизни;
  • для механиков – это взаимодействия движущихся физических тел;
  • для химиков – это молекулярные взаимодействия химических элементов.

Следует также помнить, что в этой концепции существует два уровня градации:

  • Общий уровень – это то, что производит исследуемую науку.
  • Специальный уровень – это более узкая область изучения в рамках этой науки.

Объектом изучения в области социальных наук является его связь с обществом.

Объектом изучения в области естественных и технических наук является сегмент знаний, который соответствует названию предмета.

Предмет исследования в дипломной работе

Для того чтобы определить предмет исследования, необходимо выбрать определенные процессы, явления и функции выбранного объекта. Могут быть отдельные аспекты субъекта, готовые к исследованию.

Например, если предметом изучения является лирика А.С.Пушкина то чувственные образы в лирике А.С.Пушкина могут быть предметом изучения. Таким образом, будет рассмотрен только один аспект лирики поэта, без обращения к другим частям стихотворения.

Объектная область исследования – это та сфера действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Например, дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе, информатизация, процесс непрерывного образования и др.

В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности.

Предметная область исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.

Актуальность исследования

Здесь мы пишем о том, почему выбранную тему дипломной работы важно изучать именно в настоящее время. Смысл текста почти всегда примерно такой:. Поскольку актуальность тем прописана во многих статьях и во всех диссертациях, можно в качестве подсказки использовать соответствующие разделы в подобных источниках, тематика которых близка к Вашей

Но, конечно же, не стоит полностью переписывать весь текст из источника, даже если он хорошо подходит к выбранной теме

Поскольку актуальность тем прописана во многих статьях и во всех диссертациях, можно в качестве подсказки использовать соответствующие разделы в подобных источниках, тематика которых близка к Вашей. Но, конечно же, не стоит полностью переписывать весь текст из источника, даже если он хорошо подходит к выбранной теме.

Почему важно различать объект и предмет исследования

Точное формулирование объекта и предмета исследования является одним из самых сложных аспектов написания введения к курсовой или дипломной работе

Это связано, в первую очередь, с тем, что преподаватели в вузах редко уделяют должное внимание правилам и принципам оформления исследовательских работ. В результате студенты не до конца понимают, что именно от них требуется

При этом ошибки, которые, по мнению научного руководителя или аттестационной комиссии, допустил студент, обычно оказывают серьезное влияние на итоговую оценку

Поэтому важно научиться различать объект и предмет исследования, а также понять, как они соотносятся и как взаимосвязаны. 

Элементы структуры диплома

Следует придерживаться такой структуры диплома на ранних этапах составления плана диплома, а впоследствии возможна корректировка отдельных пунктов. Необходимо отметить, что подобные действия можно осуществить самостоятельно.

Кроме того структура диплома включает дополнительные элементы, не относящиеся напрямую к тексту диплома: титульный лист, содержание, список литературы и приложения. Это дополнительные элементы, которые можно выделить в структуре диплома. Нормативные документы: задание на диплом, рецензия, отзыв и т.п. — в структуру диплома не входят.

Основная часть в структуре диплома состоит из теоретической, аналитической и практической глав. Раскрытие темы дипломной работы следует начать с внимательного изучения современных научных разработок в тематической области проводимого исследования, установить степень проработанности темы, найти возможные различные точки зрения экономистов по изучаемым в рамках диплома вопросам. Результаты этой части исследования должны быть отражены в теоретической главе в рамках структуры диплома.

Затем, согласно оговоренной структуре, во второй главе необходимо провести подробный анализ фактических данных о состоянии исследуемого объекта в соответствии с предметной направленностью дипломной работы и применительно к теме диплома. На основании проведенного анализа сделать выводы о проблемах, существующих в этой системе. Результаты данного исследования должны найти отражение в аналитической части дипломной работы. Выводы по результатам анализа можно оформить в виде отдельного параграфа в дипломе, либо же вынести их в отдельный раздел второй главы диплома под заголовком «Выводы».

Третья глава носит прикладной характер и направлена на совершенствование исследуемого в дипломе объекта. После проведенного анализа предмета диплома во второй главе, необходимо перейти к выработке самостоятельных предложений по совершенствованию исследуемой (исследуемого) системы (объекта, процесса, явления) и решению выявленных проблем, моделированию последствий внедрения предлагаемых мероприятий, рекомендаций и расчету их экономической эффективности. Это составляет основу структуры проектной главы.

Таким образом, структура диплома состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав: теоретической, аналитической и проектной, заключения, списка использованной литературы и приложений. Непосредственно текст исследования в структуре диплома оформляется в виде введения, основной части и заключения. Использовать дополнительные сведения вне этих разделов нецелесообразно.

Как оформить рисунки в дипломе?

Графики и диаграммы тоже оформляют по определённым правилам.

  1. Рисунки тоже все нумеруются и озаглавливаются, но, в отличии от таблиц, номер и подпись ставится под рисунком.
  2. Графики и диаграммы оформляют в одном стиле и в одной цветовой гамме. Например, если вы первую диаграмму привели плоскую, вам не стоит вторую делать объёмную.
  3. На графиках и диаграммах нет смысла размещать много плохо читаемого текста. Лучше по возможности сократить текст, а информацию вынести в описание или в Приложение.
  4. Диаграммы и графики не должны быть слишком мелкими – на них будет невозможно что-то рассмотреть. Но и делать излишне крупные рисунки, чтобы «растянуть» объем работы, не следует: преподаватель, скорее всего, попросит вас исправить это.
  5. Рисунки лучше выравнивать по центру страницы.

Если в практической части накопилось слишком много материала, часть его следует вынести в Приложения. Не забудьте сделать на это ссылку в тексте.

В целом же правильно оформленное исследование может вызвать приятный отклик у проверяющих работу. Поэтому не ленитесь и поработайте над его оформлением.

Что такое предмет дипломной работы

Предмет дипломной работы предельно ограничивает заявленную область исследования, устанавливает четкие рамки, за которые автор не предполагает выходить, изучая объект, и определяет, с какой стороны он будет рассмотрен. Это могут быть его свойства, характеристики, структура, особенности, проблемы, недостатки и т. д.

Объект и предмет исследования в дипломе всегда соотносятся как общее и частное.

Проще говоря, предмет – это один из аспектов объекта, именно ему, собственно, и посвящено исследование. Например: объектом может быть дом, а предметом – устройство его крыши; этажность; виды фундамента; система вентиляции; материал возведения стен, оптимальное количество подъездов.

Предмет дипломной работы практически повторяет, уточняя и конкретизируя, ее тему.

Если речь о предприятии, то предметом детального изучения могут быть выбраны:

  • ассортимент товаров или услуг;
  • производственные мощности;
  • финансовый потенциал;
  • кадровая работа;
  • влияние на экологию;
  • охрана труда;
  • электронный документооборот;
  • интернет-безопасность или показатели конверсии сайта и т. д.

Вместе объект и предмет дипломной работы не только очерчивают конкретные границы исследования, но и определяют его цель, служат ориентиром для постановки задач, которые необходимо решить для ее достижения.

Для примера свяжем объект, предмет, цели и задачи исследования, которое проводилось для ООО «Чайка»:

Примеры объекта и предмета исследования в дипломе

Итак, объект дипломной работы – это поле исследования, а предмет – это его отдельный сегмент. Обе категории должны быть актуальными для науки и общества, от их верного выбора зависит новизна разработки и ее практическая и теоретическая значимость.

Различия между объектом и предметом исследования

Предмет исследования — это свойство объекта исследования

Для конкретизации вышеизложенного уделим пристальное внимание различиям между упомянутым объектом и предметом исследования. В первую очередь, дадим максимально простые понятия данным определениям:

В первую очередь, дадим максимально простые понятия данным определениям:

Объект исследования – это реальное явление или реальная вещь, существующие в мире. На их изучение направлена исследовательская деятельность, отражаемая в работе. То есть объект исследования – это общая область познания, поддающаяся обработке со стороны исследователя.
Предмет исследования – это конкретизированное свойство объекта, являющееся основным к рассмотрению и детальному изучению в настоящей работе. Естественно, охватить весь объект исследования в рамках одной исследовательской деятельности нереально

Именно поэтому при ее реализации важно разделить область деятельности (объект) и конкретную ее часть, поддающуюся изучению (предмет).

Резюмируя и обобщая отмеченные определения, констатируем: объект исследования – это все те моменты, которые изучаются в работе, а предмет – конкретизированное свойство объекта, изучающиеся более профильно и подробно.

Проще всего понять разницу между ними на примере конкретных работ

Окончательно понять всю разницу между объектами и предметами исследования помогут примеры.

В качестве них возьмем:

  1. Курсовую работу по дисциплине «Экономика». Объект исследования в ней является изучение экономики страны, а предметом – влияние малого предпринимательства на данную экономику.
  2. Диплом микробиолога, объектом исследования в котором считается обширная тема «Бактерии», а предметом – процесс жизнедеятельности таковых.
  3. Диссертацию кандидата в степень ученого по специальности «Психолог» на тему «Личность несовершеннолетних лиц». Объект исследования в данной работе – непосредственно личность несовершеннолетних лиц, а предмет – психологическая специфичность этих личностей.

В принципе, все предельно просто к пониманию. Главное – выделить область работы и ее направленность в процессе исследовательской деятельности. После этого определить объект и предмет работы будет несложно.

Какие части обязательно должна содержать курсовая работа по психологии?

Для первых двух курсов любых психологических колледжей или ВУЗов зачетные работы представляют собой теоретические «изыскания» студентов по определенным темам. Вся проблема будет в грамотном оформлении написанной работы, которое меняется достаточно часто. Только те, кто пишут курсовые постоянно или реферируют работы студентов, точно знают, как принято оформлять курсовую работу. К тому же в разных учебных заведениях требования к оформлению могут быть разными, поэтому всегда нужно иметь при себе методичку по оформлению курсовых или иных зачетных работ в вашем ВУЗе. Такие мелочи, как шрифт, интервал, цвет, титульный лист, ссылки или сноски надо делать при оформлении курсовой – все указано в методичках.

Следующие курсы не столь свободны в выборе, как правило, работы старшекурсников обязательно должны иметь как теоретическую, так и практическую (эмпирическую, экспериментальную) часть, которая подкрепляет опытными данными основные теоретические выводы. Вот здесь и начинаются сложности – от введения и до выводов все необходимо тщательно проверять на предмет и объект исследования, причем запутаться в терминах неопытному студенту пара пустяков. Предмет исследования – это конкретно то явление, которое вы изучаете, и которое находится в пределах объекта исследования. По сути, объект и предмет исследования относятся друг к другу как общее и частное, что немного понятнее, чем общие рассуждения. От правильности расстановки предмета, объекта, зависят цели и методы исследования, следовательно, и вся курсовая работа.

Итак, основные части любой курсовой работы:

 Введение – где вы должны кратко обосновать актуальность выбранной темы, определить предмет и объект исследования, выделить цели, задачи и методы исследования, и предположить, какие выводы будут в итоге проведенной вами работы. Здесь же должна быть четко сформулирована гипотеза, которую вы выдвигаете, как основную для своей курсовой работы.
 Обязательно (!) теоретическая часть, где вы основательно описываете разные подходы к решению проблемы, приводите слова классиков психологии, подтверждающие ваши мысли или противоречащие им, обосновываете методы исследования для подтверждения своей гипотезы.
 Практическая или экспериментальная часть, которую нельзя написать, сидя в библиотеке или у монитора компьютера. Эксперимент всегда делается «на людях», группах или больших количествах респондентов, опрашиваемых в ходе эксперимента. Вы не просто должны проделать все «манипуляции» с тестами, но и виртуозно свести результаты к подтверждению своей гипотезы. Если результаты будут говорить о неверности вашей гипотезы, при защите курсовой работы вам придется выдержать шквал вопросов от преподавателей.
 Заключение или выводы, где вам необходимо кратко упомянуть теоретические обоснования для практической части, ввести правильно сформулированную мысль о подтверждении (опровержении) первоначальной гипотезы, и немного сказать о дальнейшей работе в этом направлении

Это предложение важно, ведь вы сможете следующие курсовые работы делать, опираясь на свои же выкладки из предыдущей зачетной работы.
 Литература – это особый разговор. Оформление списка литературы, ссылок в тексте или сносок, правильная расстановка знаков препинания в указаниях источников могут занять много времени, поэтому лучше проконсультироваться с куратором или специалистами, которые часто занимаются оформлением курсовых работ.

Материалы по теме:

  • Курсовые по психологии на заказ. Работаем по всему СНГ!
  • Правильная структура курсовой работы
  • Как грамотно написать введение для курсовой работы?
  • Как правильно написать актуальность темы курсовой работы?

Популярные недочеты и ошибки при подготовке дипломной работы

Чрезмерное использование плагиата;

Некоторые студенты приступают к написанию дипломной работы всего лишь за несколько недель до ее сдачи, что и является главной и роковой ошибкой. Поэтому из-за отсутствия дисциплины человек прибегает к самым простым способам, которые помогают решить существующую
проблему. 

Воровство интеллектуальной собственности, то есть копирование чужого материала, который многие студенты пытаются выдать за собственное научное исследование. 

Если у студента имеется много времени для написания, но он все равно не хочет писать дипломную работу своими словами, то в таком случае нужно попытаться полностью перефразировать чужие предложения. 

В работе тема раскрыта не полностью;

Это также частая проблема, с которой сталкиваются многие студенты, из-за того что спешат при написании дипломной работы и совершенно не углубляются в свою научную тематику. 

Бывают ученики, которые не совсем разобрались в теме и не понимают то необходимо писать. По этой причине пишут в дипломной работе весь похожий материал, который, по их мнению, схож с тематикой задания. 

В таком случае необходимо поговорить со своим научным руководителем и попросить его объяснить суть задания. Желательно сделать это как можно раньше, чтобы было много времени на исправление ошибок и недочетов.  

Оформление задания совершенно не соответствует действующим ГОСТам;

Это также является одной из самых типичных ошибок при написании дипломной работы. Вся проблема заключается в том, что ГОСТы меняются очень быстро, и многие студенты просто не успевают ознакомиться с нововведениями.  

Части дипломной работы чересчур пропорциональны;

Часто случается так, что студент находит слишком много информации по одному параграфу, а по другой части задания всего лишь незначительные «крохи». 

В итоге получается полное несоответствие, из-за чего преподаватели часто отправляют нерадивого ученика на доработку своего задания. 

 Структура совершенно не соответствует общепринято;

Очень часто студенты забывают про один или сразу несколько важных пунктов, что значительно сказывается на итоговом материале.  

Отсутствует логическая часть с основной частью задания;

Обычно такое происходит при таких ситуациях, когда вводная часть уже подготовлена заблаговременно до практических и теоретических глав. Именно эта та причина, из-за которой преподаватели настаивают на том, чтобы студент сначала написала главную часть
работы, а потом занимался введением. Ну или когда введение взяли с какойто другой работы что то же случается.

Неправильно сформулированы цели и задачи;

Цель – это если на пальцах что необходимо достичь в конце работы а задчи каким именно образом!

В сегодняшней статье был представлен полный обзор материала, как правильно написать введение к ВКР. Также были представлены основные характеристики, которые помогут в достигаемой цели. Если следовать этим советам, то написание выпускной квалификационной
работы будет легким, нетрудным процессом и не займет много личного времени студента. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector