Профессия сценарист: где учиться, плюсы и минусы работы

Особенности профессии

Сценарист, работающий с компьютерными играми, должен любить продукты, для которых он создает сценарии. По долгу службы ему часто приходится тестировать игры конкурирующих компаний, что помогает придумывать более совершенные и интересные сюжеты. Обязанности определяет место работы, тип игр и даже целевая аудитория, ведь разрабатывать браузерные игры для детей намного легче, чем симуляторы или аркады для взрослой аудитории.

Работая в небольших компаниях, сценарист может дополнительно выступать в роли PR-специалиста, редактора, корректора и консультанта

Профессия творческая, но важно сохранять баланс между профессиональными обязанностями и личными ценностями. Сценарист, трудясь в команде, должен быть вежливым и самокритичным человеком, который готов внести корректировки в свой проект без длительных споров

Его работа состоит из нескольких этапов:

  • знакомство с ТЗ и дополнительным материалом, предоставленным заказчиком;
  • изучение рынка игр, поиск уникальных идей;
  • выбор инструментов, которые позволят максимально качественно выполнить поставленную задачу;
  • непосредственное написание сценария: сюжет, история игрового мира, характеры персонажей, диалоги. Расписывается примерное количество игровых уровней, предметы, которые используют персонажи, локации и т. д.;
  • вычитка и проверка материала на соответствие, передача результата работы заказчику;
  • внесение правок, учитывая требования клиента;
  • подготовка дополнительных материалов (скрипты, подводка и другие);
  • последующее сопровождение сценария, консультации для технических специалистов.

Сценарист компьютерных игр должен быть разносторонне развитым человеком, ведь сегодня он создает рассказ о стране «Смешариков», а завтра работает с таким проектом, как «Civilization» или «Age of Empires». Время выполнения проекта зависит от темы, масштаба и требований заказчика. Работая с крупным заказом, специалист может тратить львиную долю времени на изучение архивов, дополнительных материалов, позволяющих выстроить грамотный и достоверный сюжет. Современные сценаристы используют компьютерные программы, существенно упрощающие процесс разработки: «КИТ Сценарист», Fade In и другие.

Где можно выучиться на режиссера?

Поступление на режиссуру – серьезный процесс, требующий соответствующей подготовки. И наиболее верный путь в профессию режиссера – окончание 11 классов в школе, сдача ЕГЭ и поступление в профильный вуз.

Специальностей, которые должны заинтересовать абитуриента и которые направлены на обучение режиссуре множество.

Например, выучиться на режиссера можно по направлениям подготовки:

  • Руководство любительским театром
  • Режиссура театрализованных представлений и праздников
  • Режиссер драмы
  • Режиссер телевизионных фильмов и программ
  • Режиссер эстрады
  • Режиссура театра

Обучение на режиссера не всегда имеет четкую театральную или телевизионную специфику, некоторые направления универсальны.

Где выучиться на режиссера в России и какой вуз профильный? Высшие учебные заведения есть во всех крупных городах страны. Смотреть нужно в сторону специализированных театральных и кинематографических институтов и академий, а также институтов культуры.

Например, выучиться на режиссера в России можно в вузах:

  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – один из известных театральных вузов западной столицы страны, где можно выучиться на режиссера разных направлений деятельности.
  • Волгоградский государственный институт искусств и культуры – Волгоградский ВГИК, а точнее ВГИИК, где творческие личности тоже могут найти интересные себе специальности.
  • Самарский государственный институт культуры (СГИК) — учащиеся смогут пройти обучение на режиссера театрализованных представлений и праздников.
  • Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК) – для поступления на режиссуру театрализованных представлений и праздников.

Это лишь небольшой перечень вузов. Всего по стране почти 100 учебных заведений, где можно выучиться на режиссера.

Найдите мастерскую / группу поддержки

Сочинительство — одинокая и уединенная работа. Но писатель не может расти и совершенствоваться без читательских отзывов, поэтому очень неплохо найти компанию единомышленников, которые будут вам помогать.

Ключевой элемент мастерских, которые я провожу, — чтение вслух работы товарища. Сам автор активно в этом процессе не участвует, потому что цель этой затеи — дать ему услышать, что он написал, и оценить, как этот текст воспринимается. Для автора труднее всего во время этого упражнения — молча слушать свой текст, не комментируя и не защищая.

Вызовет ли смех придуманная тобой шутка? Не встретят ли трогательную эмоциональную сцену неуместным хихиканьем? Понимают ли люди за столом, что вы хотите до них донести? Нередко после того, как читка заканчивается, я прошу одного из чтецов кратко пересказать историю. Удивительно, как часто синопсис тех, кто читал, расходится с замыслом самого автора.

Такой инстинктивный отклик бесценен. Конечно, полезно услышать конструктивную критику от товарищей по группе, но, что бы они ни говорили, это не будет для вас так же наглядно, как их реакция на текст, который они читают.

Когда будете выбирать мастер-классы и мастерские, настоятельно советую вам искать группу, которая находится с вами на одном уровне. Если вы окажетесь вместе с более искусными авторами, вы просто не сможете с ними эффективно общаться. И наоборот, если вы будете чувствовать себя мэтром, это, может, и польстит вашему самолюбию, но вряд ли позволит увидеть все возможности для улучшения текста.

Идеальна такая группа, где вы будете примерно в середине. Чтобы кто-то был опытнее и искуснее вас и вы бы могли оценивать свою работу по их стандартам. А кто-то будет недотягивать до вашего мастерства. Это не только дает столь необходимое топливо вашей самооценке, но еще и заставит вас формулировать свои идеи и даже делиться ими с менее искушенными коллегами.

Лучшие вузы для обучения

При рассмотрении заявки на написание сценария заказчик обязательно посмотрит, какое образование у претендента. Это нередко может сыграть решающее значение в выборе автора. У нас в стране не так много вузов, где учат на сценариста, поэтом остановимся на них подробнее:

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (г. Москва) – это самое знаменитое учебное заведение России, где готовят работников для кино и телевидения. Поступать стоит на сценарно-киноведческий факультет, здесь обучают драматургов, прекрасно разбирающихся в жанровой системе современного кино, изобразительных решениях фильма, режиссуре. Выпускники могут писать основу для игровых и неигровых картин. Учиться на бакалавра нужно 4 года на стационаре, 5 лет – заочно. Есть филиалы ВГИКа в Иркутске, Ростове-на-Дону и Сергиевом Посаде. При вузе работают Высшие курсы кино и телевидения, где можно повысить свою квалификацию у признанных мастеров своего дела.
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (г. Москва) обучает авторов сериалов, художественных и документальных фильмов, телевизионных и мультимедийных программ на сценарном факультете по профилю «драматургия цифровых медиа». Здесь научат всем тонкостям создания сценария: от зарождения идеи фильма до составления подробного плана воплощения ее на экране.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения готовит бакалавров и магистров по профилю «кинодраматург». Здесь обучают профессионалов, способных создавать литературную основу для художественных фильмов, сериалов, пьес. Кроме того, выпускники глубоко разбираются в звуковых и изобразительных решениях, присущих современному кинематографу, знают историю и теорию зарубежного и отечественного кино, сцены и ТВ.
  • Московский государственный институт культуры. Здесь можно получить специальность драматурга или литературного работника на факультете медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств. Стажировки организовываются в рекламных агентствах, органах власти, на радио, в редакциях газет и журналов.

Вспомним о еще одном интересном заведении, где выучиться на сценариста могут люди из других сфер деятельности. Высшие курсы сценаристов и режиссеров (г. Москва) – это единственное в своем роде учебное заведение, где всего за 2 года можно получить полноценное профессиональное образование. Выдающиеся преподаватели, лучшие авторские программы, встречи со знаменитыми кинематографистами – все это создает уникальную атмосферу для роста мастерства студента. Поступить сюда можно, уже имея диплом о высшем образовании, сдав творческое испытание.

Зарплата

Плюсы и минусы профессии сценарист теперь вам известны. Однако не менее интересен вопрос о доходах подобных специалистов.

Фактически назвать точные цифры невероятно сложно. По той причине, что в этой отрасли фактически нет фиксированных ставок. Кроме того, многие сценаристы предпочитают работать по одиночке, самостоятельно договариваясь о заказах. Гонорар и прочие условия обсуждаются индивидуально.

Однако мы не может оставить читателей в полном неведении относительно зарплаты сценаристов. Если верить информации, опубликованной в действующих вакансиях, средний доход подобных специалистов составляет от пятнадцати до восьмидесяти тысяч рублей ежемесячно.

Как видите, нижняя планка не так уж привлекательна и сравнима со средней зарплатой в некоторых российских регионах.

Нужно понимать, что сценаристы востребованы не только в сфере кино. Например, разработка концепции для развлекательной программы может стоить от четырех до десяти тысяч рублей.

Если сценарист разрабатывает концепцию рекламного ролика, вознаграждение может составлять от семи до двадцати тысяч рублей.

Сценарий – это в некоторой степени особый жанр литературного произведения, который отличается от всех остальных. Вот почему эту профессию выберет не каждый. Она требует определенного таланта и постоянного совершенствования.

Где учиться на сценариста в России?

В России всего около 10 высших учебных заведений, где есть факультет «Драматургия» и где готовят сценаристов. Более быстрый способ – сценарные курсы. Поступить на них немного проще, чем в вуз, обучение длится от нескольких месяцев до 2 лет.

При выборе профессии сценариста необходимо задолго до поступления определиться с учебным заведением, готовить творческие задания, нарабатывать портфолио, рецензии.

Несколько вузов России, где можно учиться на сценариста:

  • Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Выделяется 10 бюджетных мест, на факультете экранных искусств коммерческие места от 300 тыс.руб. в год.
  • Санкт-Петербургский гос. институт культуры. Факультет – драматургия.
  • Иркутский филиал Всероссийского гос. университета кинематографии им. С.А. Герасимова. Факультет «Драматургия», бюджетное 1 место, коммерческие места – 77 тыс.руб.
  • Российский гос. институт сценических искусств (Санкт-Петербург).
  • Национальный исследовательский Томский гос.университет. Факультет журналистики, литературного творчества.
  • Северо-Восточный федеральный университет им.М.К. Аммосова (г.Якутск). Факультет литературного творчества.
  • Краснодарский гос. институт культуры. Факультет литературного творчества.
  • Казанский гос. институт культуры. Факультет – драматургия.

В колледжах нет факультетов «Драматургия» и «Сценарное мастерство». Считается, что профессия может быть освоена только в вузах, где даются фундаментальные знания мировой истории культуры и искусства.

Имея высшее образование смежных специальностей, можно пройти курсы сценаристов. Например, в Санкт-Петербурге курсы проводятся от студии Ленфильм, курсы от Союза писателей при поддержке союза кинематографистов.

Высшая Школа «Останкино» (ЦАО)

Адрес: м. Волгоградский проспект, Сибирский проезд, д.2, стр.1Сайт: https://www.shkola-tv.ruТелефон: +7 (495) 660-33-16Стоимость: от 19000 р. в месяц

Вся программа обучения Высших Курсов режиссеров «Останкино» направлена на приобретения практических навыков и умений, а не просто на получение «корочки» об образовании. Поэтому, на протяжении всей образовательной программы предусмотрено большое количество практик и мастер-классов.

Обучение на режиссерских курсах проходит в просторных Apple-классах, на современной телевизионной аппаратуре, под руководством опытных профессионалов, посвятившим своему искусству много лет. Владимир Грамматиков, Аларкон Себастьян, Владимир Хотиненко, Юрий Осипов, Елена Шмальц и многие другие.

Обучающиеся занимаются правильной постановкой сцен, учатся обращаться с камерой, осваивают возможности современной техники. На протяжении всего обучения слушатели выполняют несколько практических съемочных заданий: учебную, курсовую и дипломную киноработу.

В теоретическую подготовку будущих специалистов входят такие дисциплины, как история кино и телевидения, режиссура видеоклипов и рекламных роликов, кинодраматургия и др. Среди практических занятий присутствуют работа с изображением, многокамерная съемка, звуковое решение фильма и прочие дисциплины.

Программа обучения – комплексная, поэтому, помимо основных предметов, относящихся к режиссуре, слушатели будут изучать сценическую речь, этикет, психологию и т.д.

Одной из отличительных особенностей Высших режиссерских курсов «Останкино» является возможность применить свои знания на практике. Стажировка проходит на ведущих телевизионных каналах, в теле- и кинокомпаниях: «Первый канал», «Россия-1», «Москва-24», радио «Маяк»; телекомпания «Останкино»; киноконцерн «Мосфильм».

По окончании обучения выпускники получают Диплом о профессиональной подготовке с присвоением квалификации по выбранной специальности.

В программе обучения помимо основных базовых дисциплин, предусмотрены следующие предметы:

  • Режиссура клипов и игровых рекламных роликов;
  • Звуковое решение фильма;
  • Многокамерная съемка;
  • Работа режиссера с актером на съемочной площадке;
  • Режиссура телевидения;
  • Режиссура кино;
  • Кинодраматургия;
  • Операторское мастерство;
  • История кино и ТВ;
  • Продюсирование;
  • Изобразительное решение фильма;
  • Сценическая речь;
  • Работа с оцифрованным изображением;
  • Современные формы монтажа.

Срок обучения: 22 месяца, 12 занятий в месяц, вечернее отделение (с 19.00 до 22.00).

Национальный исследовательский Томский государственный университет

биология; лингвистика; литературное творчество и еще 67 направлений

Ср. балл ЕГЭ бюджет 2020от 50.3 бал.бюджет

Ср. балл ЕГЭ платно 2020от 46.7 бал.платно

Бюджетных мест 2021 2В 129 места бюджет

Платных мест 2021 1В 563 место платно

Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2020 году от 50.3

Средний балл ЕГЭ на платные места в 2020 году от 46.7

Количество бюджетных мест в 2021 году 2В 129

Количество платных мест в 2021 году 1В 563

Что такое средний проходной баллВсего 107 программ1 программа для этой профессииот 55В 000 / годИнформация о стоимости года обучения предоставлена за 2021 год</span>

Государственный

Сколько зарабатывают сценаристы?

Заработная плата сценариста определяется его востребованностью, работоспособностью, качеством идей и процентом их реализации. Например, гонорар за сценарий, написанный под конкретную шоу-программу, может составлять от 4 до 10 тысяч рублей. Впрочем, в зависимости от уровня мероприятия он может достигать той же суммы в валюте.

Создатель концепции рекламного ролика может рассчитывать на 7-20 тысяч рублей. Сценарий, получивший воплощение на сцене или на экране, приносит создателю от 30 тысяч рублей и выше. И вновь, все зависит от уровня постановки.

В истории Голливуда были случаи, когда автором скриптов выплачивали от 2 до 4 миллионов долларов.

Арка (ЦАО)

Адрес: м. Китай-город, Хитровский пер., 2/8, стр.5Сайт: http://www.arka.filmТелефон: +7 (495) 155-25-74Стоимость: от 80000 р. за курс

Вы много пишите на протяжение всего курса, оттачиваете свой сценарный навык под присмотром действующих редакторов и креативных продюсеров. Получаете гарантированную обратную связь. Учитесь писать то, что будет пользоваться реальным спросом.

Ваше портфолио будет включать в себя сценарий короткометражки и юмористического скетча, сценарий пилота (пробного выпуска) скрин реалити и веб-сериала, сценарную заявку на полный метр, телесериал и адаптацию литературного произведения.

Продолжительность курса: 1 год.

Оплата труда

Зарплата на 19.05.2021

Россия 30000—100000 ₽

Москва 30000—150000 ₽

Оплата труда режиссера-аниматора напрямую зависит от качества его работы и проектов, которые он реализовал. Также гонорар зависит от региона проживания специалиста и ВУЗа, который он закончил.

Зарплата в Москве (на базе данных russia.trud) 

50000 – 60000 тыс. руб. 

Зарплата в России 

20000 – 50000 тыс. руб. 

Карьера

Карьера режиссера-аниматора — это участие в популярных и высокооплачиваемых проектах. В первые годы работы не стоит рассчитывать на головокружительные гонорары, для получения опыта стоит устраиваться на работу в небольшие анимационные студии или телецентры, постепенно собирая собственное портфолио.

Режиссер-аниматор, выполнивший несколько успешных проектов, может претендовать на процент от дохода проекта (5-6%) и фиксированную ставку.

Профессиональные знания

Важнейший инструмент режиссера-аниматора — современное программное обеспечение, с помощью которого он будет «оживлять» сценарий

Важно не только знать теорию работы с ПО, но и использовать программы для создания компьютерной графики — это Adobe Photoshop, Adobe Flash, V-Ray, Autodesk 3ds Max и другие

Необходимо следить за выходом на рынок новых программ, посещать лекции и тренинги, которые помогут повышать мастерство. Человек этой профессии должен знать о техниках и истории мировой анимации, пантомиме, драматургии, правовых вопросах, звуковом и изобразительном решении фильмов.

Известные люди этой профессии

  1. Хитрук Федор Савельевич — российский режиссер-аниматор, сценарист, народный артист СССР. Самые популярные мультипликационные фильмы: «Цветик-семицветик», «Приключения Буратино».
  2. Алдашин Михаил Владимирович — известный российский режиссер-аниматор. Самые известные проекты: «Букашки», «Про Ивана-дурака», «Чебурашка».
  3. Тим Джонсон — американский режиссер-аниматор, известный по проектам «Лесная братва» и «Дом».

Список в столице

Самые лучшие курсы сценарной подготовки приведены в таблице. Ниже расположена открытая форма голосования – призываем студентов, абитуриентов и выпускников поставить оценку тому или иному образовательному учреждению. 

Название

Сроки и стоимость

Адрес и телефон

Школа Кино и Телевидения Индустрия (курсы Федора Бондарчука)

2 года, 300 000 рублей.

Москва, Подсосенский переулок, дом 26, строение. 1.

Тел: 8(499)-444-2017 

Московская школа Фильма

2 года, 345 000 рублей в год. 

Москва 

улица Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 2. 

Тел: 8(800)777-8535

Высшая школа кино “Арка”

1 год, 310 000 руб.

г.Москва, Хитровский переулок. дом, 2/8, строение 5

Тел: 8(495)1552-574

Курсы короткометражного фильма при ВГИКе (можно дистанционно)

1 год, 166 000 рублей. 

Москва, улица Вильгельма Пика, дом 3.

Тел:8(499) 1816-531

Ускоренные курсы при Школе ТВ

5 дней, 15 000 рублей.

Метро “Белорусская”, 3-я улица Ямского Поля, дом  24.

Тел: 8(495) 2150-583

Высшие курсы сценаристов и режиссеров (При Министерстве культуры и Союзе кинематографистов)

20 месяцев, 300 000 руб. 

Москва, Большой Тишинский переулок, дом 12.

Тел: 8(499)2533-957

Киношкола Александра Митты (киностудия Амедиа)

2 месяца, 61000 руб.

Москва, улица Новоостаповская, дом 5, строение 3.

Тел:8(495)902-5606

Киношкола “Свободное кино”

Полный курс — 140 000 рублей, 

Москва, ул. Б. Черкизовская, 4к1.

Тел:8(495)1772-415

“Лига Кино” (онлайн и очно)

Базовый “Сценарист кино” – 27 500.

Углубленный “Полнометражный фильм” – 35 000 рублей. 

Высший курс – 79 000 руб.

2-5 месяцев. 

г. Москва, Кооперативная улица, дом 3, корпус 6.

Тел:8(969)0547-173

Программы курсов очень разные. В одном месте частично затрагивают основные моменты психологии и драматургии, но сосредотачиваются на работе с режиссерами и сдаче дипломных сценариев для портфолио, в другом – больше учат питчингу и маркетингу, без которых современному автору не продвинуться в работе. 

Для повышения квалификации лучше проходить курсы с практикой съемок, где идет работа над короткометражками под наблюдением профессионалов. 

Что еще нужно сдавать на актера?

Помимо результатов государственной итоговой аттестации, на актера сдать нужно будет и дополнительные экзамены внутри учреждения – творческие испытания.

Обычно это три задания, которые раскрывают все навыки будущего актера: речь, актерское мастерство, вокал и танцы.

Речь. Для этого типа задания нужно выучить подготовленное стихотворение, пьесу, басню или отрывок из прозы, который нужно будет прочитать приемной комиссии. Подготовленные фрагменты могут не понравиться экзаменаторам, так что к этому пункту экзамена, который актеру нужно сдать, стоит подготовиться как следует

Важно подготовить и несколько запасных вариантов, если комиссия попросит заменить текст. В этом испытании проверяют дикцию, способность выражать главную идею, постановку голоса и дыхания.
Актерское мастерство

Эта часть экзамена для поступления на актера, представляет из себя этюд, обычно из 2-3 человек. Смысл в том, что комиссия задает тему для постановки короткой сценки (ситуация из жизни или произведения искусства). Нужно проявить креативность и уже имеющиеся актерские навыки.
Вокал и танцы. Для вокального выступления желательно взять классическое вокальное произведение или отечественную песню (эстрадную или кино). В большинстве своем, комиссия скептически относится к современному репертуару. Но в то же время некоторые вузы ценят оригинальность и способность экспериментировать, так что в этом случае понадобится интуиция. Помимо песен, нужно заранее приготовить танцевальный номер. Если существуют проблемы с пластикой и умениями создавать танцевальные связки, то можно обратится к хореографу за помощью заранее.

Такие же правила поступления подходят и тем, кто собирается после 9 классов в театральное училище. Понадобится ОГЭ по тем же предметам, аттестат об общем образовании подготовленные номера на творческое испытание.

Помимо знания того, что сдавать на актера, нужно обладать определенными способностями и особенностями: возраст, внешность, обаяние и чувство ритма.

Возраст. Пусть точных ограничений по возрасту среди поступающих нет, многие экзаменаторы предпочитают набирать на курс молодое поколение. Это нельзя назвать правилом, поэтому при наличии таланта и большого желания, существует возможность поступить несмотря на возраст.
Внешность. Существует мнение, что актеры должны обладать конвенциональной красотой. Но это не правда. Пожалуй, главное в актере – яркая запоминающаяся внешность. Важны, скорее, не красота лица, а мимика и умение правильно и уместно выражать эмоции.
Обаяние

Бесспорно, у актера должна быть сильная энергетика и харизма, которая поможет сохранять на нем внимание и стать перспективным актером.
Чувство ритма. Как было сказано, на творческих экзаменах, актеру может потребоваться сдавать танец, а в этом случае без чувства ритма не обойтись

Умение прочувствовать правильную дикцию, темп и динамику постановки – важный актерский навык.

Как и любое другое дело, актерское мастерство требует трудолюбия и внимания. И, пожалуй, важнейшее – это не то, какие предметы сдавать на актера, не количество баллов на ЕГЭ, а страсть к любимому делу. Если следовать своей страсти, стараться и преодолевать любые испытания, результат будет стоить всех сил.

Самое страшное, что вас ждет

Самое раздражающее для начинающего сценариста в попытках пробиться в индустрию – тотальное отсутствие обратной связи. Вам никто не будет объяснять, почему забраковали ваш проект. Вы плохо его написали? Он не подходит по бюджету? Кто-то уже снимает что-то похожее? Скорее всего, вам не ответят. Более того, вы не всегда даже будете знать, прочитали ли ваше письмо. Это раздражает. И от этого никуда не деться.

Это выбивает из колеи. После отказа начинающие авторы часто находятся в прострации. Они не знают, что им дальше делать. Перелопатить существующий сценарий в поисках ошибок? Отправить его другому продюсеру, на другой конкурс? Писать следующий, забыв о потраченном времени и усилиях? Вернуться к учебникам по сценарному мастерству?

На самом деле подходит любой вариант. Помните:

  • Ваш сценарий никуда не денется. Вы всегда сможете отправить его другому продюсеру или переписать его.
  • Новый проект только увеличивает ваши шансы на попадание в индустрию.
  • Перечитать учебник или прочитать новый – это всегда полезно. Чем лучше вы разбираетесь в профессии, тем больше у вас инструментов для письма.

Главное, вырваться из этого губительного состояния. Чтобы пережить отказ, нужно как можно быстрее вернуться к работе. Просто сделайте это, и увидите: вам сразу станет легче.

Попасть в индустрию начинающему сценаристу – это как перебираться через высокую длинную стену без лестницы. Это долго. Это сложно. Это требует фантазии. И это часто раздражает. Но если вы настроены серьезно, рано или поздно стена покориться. Главное, не верить тем, кто говорит, что это невозможно. И, разумеется, не сдаваться.

К чему стоит быть готовым при выборе профессии

Стоит ли говорить, что главной характеристикой могут служить плюсы и минусы профессии.

И начать стоит с плюсов:

  • творческая профессия, позволяющая самоутвердиться и дающая возможность самовыражению автору;
  • есть возможность работать в любой точке земного шара, не теряя связи с заказчиком;
  • всегда есть возможность завести полезные знакомства, при помощи которых можно будет увеличить свое благосостояние;
  • поможет самосовершенствоваться в процессе работы;
  • можно расширить свой круг общения, постоянно общаясь с известными людьми из киноиндустрии, шоу-бизнеса или актерами театров;
  • есть шанс написать сценарий, благодаря который прославит вас на весь мир.

Есть и свои минусы у данной профессии:

  • имеется риск творческого застоя, когда нет никаких мыслей;
  • приходится постоянно противостоять критикам, отстаивая свое право на мысли и идеи;
  • нет конкретного времени работы, а если сроки поджимают, то придется работать круглые сутки;
  • необходимо приложить много усилий, чтобы стать заметным, добиться признания и выйти на должный уровень;
  • на начальных этапах возможно, придется соглашаться работать за небольшие гонорары.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector