Объем дипломной работы по госту 2021: что входит, как его увеличить и уменьшить

Как писать обзор литературы

Первый шаг к написанию обзора источников — подбор самих источников. Это не значит, что к моменту написания обзора вам необходимо иметь завершенный список использованных источников, так как в обзоре, как правило, акцент делается на наиболее значимые работы известных авторов. Иными словами, если вы знаете, какие труды и авторы пользуются большим доверием и считаются основополагающими в сфере вашего исследования, то их будет достаточно для написания обзора литературы.

Подбор источников для обзора не должен быть случайным — литература должна четко соответствовать теме исследования.

Что конкретно нужно писать об источниках — это вопрос индивидуальный, все зависит от темы исследования, хронологических рамок, цели, предмета и объекта

Приведем список того, на что рекомендовано обращать внимание во время написания аналитического обзора литературы:

  • значение работы для развития области знаний;
  • степень раскрытия в работе выбранной вами проблематики;
  • дата публикации работы и ее актуальность;
  • степень доверия научного сообщества к автору и его работам.

Плюсом будет, если вы не толькоопишете несколько источников, но также сравните некоторые из них между собой и выделите в них ключевые для вашего исследования идеи. Так вы продемонстрируете, что в действительностивладеете теоретической базой и в курсе того, что было сделано в конкретной области знаний до вас.

Сколько страниц должно быть в дипломной работе бакалавра, специалиста, магистра

Общая структура любой дипломного проекта следующая:

  • титульная страница (всегда один лист);
  • оглавление или содержание. В этой части также достаточно одного листа;
  • введение с актуализацией темы и основной сутью проблематики – от 2 страниц у бакалавра до 5 листов у остальных;
  • три раздела с повествованием по тематике. На данную часть отводится до 70 – 80% страниц проекта;
  • заключение с общими выводами – от 1 страницы у бакалавра до 3 страниц у магистра;
  • список использованной литературы при правильном оформлении обычно помещается на 2 — 4 страницы.

По требованиям для бакалавра диплом не может быть меньше 60 листов, а максимальный размер не ограничен. На практике оптимальный баланс – от 65 до 75 листов. При этом на первый раздел обычно приходится 15 страниц, на второй – до 25 листов, на третий — до 20 — 23 листов в формате А4.

Студенты 5 и 6 курса выполняют примерно одинаковые требования по наполнению дипломных произведений. Основная текстовая часть составляет от 75 до 90 страниц, то есть объем каждого из разделов увеличивается на 2 – 5 страниц в зависимости от сложности выбранной темы.

Требования к уникальности курсовой работы

С оформлением мы разобрались – теперь нужно поговорить об уникальности. Средний показатель уникальности для курсовых работ составляет около 80%. Уточните требуемый показатель у преподавателя. Достичь высокой уникальности текста сложно, так как в нём в обязательном порядке встречаются цитаты и заимствования. Они делают текст менее уникальным.

Следует отметить, что приём курсовых работ осуществляется с обязательной проверкой на уникальность. Поднять её до нужного значения поможет созданный нами сервис. Его преимущества:

1. Быстрое поднятие уникальности за 100 рублей и 2 минуты.
2. Возможность скрыть следы кодировки файла.
3. Продуманные алгоритмы кодирования.
4. Возможность поднять уникальность до 100%.
5. Сохранение разметки, структуры и смысла текста.

Нашими услугами уже воспользовались тысячи студентов, поднимая уникальность рефератов, курсовых и дипломных работ, а также диссертаций. Чтобы поднять уникальность своей работы, следуйте инструкции:

1. Загрузите файл с курсовой работой в форму.
2. Укажите применяемую систему проверки уникальности.
3. При необходимости, оплатите дополнительную маскировку.
4. Задайте требуемый процент уникальности.
5. Внесите оплату и скачайте закодированный файл.

Проверка закодированной курсовой работы в вузовском Антиплагиате покажет её высокую уникальность.

Как составить список литературы для диплома

Источники в библиографическом перечне могут располагаться:

  • по алфавиту – самый распространенный вариант;
  • в хронологическом порядке (по последовательности событий – для исследований по истории; по году издания – тоже преимущественно в работах, рассматривающих динамику изучения определенных вопросов, проблем);
  • в соответствии с главами дипломной работы;
  • тематическими блоками.

Последние три принципа систематизации применяются редко, и внутри групп издания располагаются либо по алфавиту, либо по хронологии. Независимо от того, какой способ выбран для оформления списка литературы, источники, использованные при написании работы, размещаются в порядке приоритета юридической силы:

  1. Международные законы, соглашения, договоры, конвенции.
  2. Конституция РФ.
  3. Федеральные нормативные акты:
    • постановления Конституционного суда;
    • кодексы;
    • законы;
    • указы президента;
    • постановления и распоряжения правительства;
    • решения Верховного суда;
    • приказы, письма министерств.
  4. Региональные нормативные акты в том же порядке, что и общегосударственные.
  5. Государственные стандарты (ГОСТы), СНиПы, СанПиНы, ТУ и т. д.
  6. Книги.
  7. Публикации в периодике.
  8. Электронные издания.
  9. Иностранные источники (иногда в методичках требуют завершать список указанием интернет-ресурсов, а зарубежных авторов указывать на предпоследней позиции).

Юридические акты располагаются в обратной хронологии – сначала самые актуальные, затем более ранние. Законы включаются в библиографию в последней редакции.

Сколько источников должно быть в списке, устанавливает вуз: обычно минимальная планка – 30, максимум находится в районе 50–60.

К электронным носителям у вузов разное отношение, поэтому увлекаться публикациями из Интернета не стоит: их может быть не более ⅓ списка (согласно среднестатистическим рекомендациям). Если текст работы доступен в печатном виде, лучше включить в перечень литературы именно бумажное издание, а не его цифровой вариант.

Требования к источникам

В большинстве методичек прописываются унифицированные критерии отбора литературы для дипломного или курсового исследования.

Публикации должны:

  • быть актуальными – то есть не старше 5 лет; книги, изданные в нулевых, 90-х годах и в еще более ранние периоды, включаются в список литературы в объеме не более 30 % и только в случае, если это обусловлено логикой исследования (например, когда вопрос рассматривается в ретроспективе);
  • полностью соответствовать теме диплома (или курсовой);
  • не входить в категорию учебников, справочников – допустимы минимальные отсылки к такого рода литературе, предпочтение следует отдавать новейшим статьям в специализированных научных журналах, монографиям, диссертациям, отчетам об экспериментах, материалам конференций и т. д.

Никто не запрещает при написании диплома штудировать учебники и тематические академические издания из разряда фундаментальных справочников. Более того, именно с них и надо начинать проработку вопроса, постепенно углубляясь в узкоспециализированные научные источники. На этапе перехода к статьям, диссертациям, монографиям и стоит приступать к формированию списка литературы – делайте заметки обо всем, что просматривали хотя бы краем глаза, именно этот черновик и станет основой будущей библиографии.

Лайфхак по подбору литературы

Быстро собрать актуальную «базу данных» по теме исследования поможет приложение Google Академия. Отыскать его можно в разделе «Все продукты»:

Достаточно ввести в строку поиска тему и задать параметры (год, язык и тип публикации и т. д.), чтобы получить самую актуальную подборку авторитетных научных изданий, с которыми можно ознакомиться через Интернет. Большой плюс – ссылка уже оформлена по ГОСТу.

Еще варианты эффективного поиска и подбора свежей литературы по теме:

  1. «КиберЛенинка» – последние научные статьи по разным отраслям знания (от аквакультуры до кибернетики и химических технологий) в открытом бесплатном доступе, и даже регистрация для просмотра не нужна.
  2. «Научный корреспондент» – библиотечная система свободного доступа, в которой публикуются не только уже защищенные курсовые, дипломные, но и вообще научные работы.
  3. Актуальные учебники и пособия по всем дисциплинам – удобные предметные подборки.
  4. E-Library – электронное собрание научных публикаций. Регистрация на сайте обязательна, в базе почти 40 миллионов статей, диссертаций, авторефератов и т. д., из которых больше 4 миллионов выложены для бесплатного доступа в полном варианте.
  5. ScienceDirect – каталог зарубежных книг и статей на английском языке.

О подходах

При построении обзора авторы пользуются двумя подходами:

  • Хронологическим. Подразумевает упорядоченное изложение данных, в соответствии с историческим развитием предмета исследования. В работе должно быть представлено последовательное описание произошедших переломных моментов в изучении темы. Кроме того, автор должен перечислить все значительные гипотезы, выдвигаемые в процессе исследования, назвать их авторов.
  • Логическим. Подразумевает описание объекта исследования, сопоставление его со смежными науками, указание социальной и экономической значимости работы по его изучению.

Требования ГОСТ к оформлению списка литературы

Государственный стандарт достаточно жестко устанавливает требования к перечню использованных источников, но в вузах они могут отличаться от общего норматива. Поэтому обязательно сверьтесь с методическими рекомендациями вашего учебного заведения и по приоритету следуйте им. В ГОСТе описаны следующие правила:

Порядок перечисления — по ходу появления источников литературы в тексте работы. В некоторых вузах могут потребовать составлять список в алфавитном порядке. Общепринятым считается следующий вариант последовательности: 0….9 -> А….Я -> A….Z. Для составления списка в хронологическом порядке достаточно знать годы изданий источников. Учтите, что переиздания ставятся по времени проведения описанных в них исследований. Предметный порядок применяется для исследований, затрагивающих различные области научного знания, например, физика и биология. В ВУЗе вполне могут потребовать в этом случае составить список литературы в виде нескольких разделов с перечислением внутри них источников по алфавиту.
Нумерация: арабские цифры без точки с абзацного отступа

Важно знать, как сделать такую нумерацию, так как по умолчанию современные текстовые редакторы всегда ставят точку. Делается это в настройках формата номера

Например, в MSOffice Word 2010 для этого нужно просто нажать в главном меню стрелочку на кнопке нумерации и выбрать пункт «Определить новый формат номера».
Библиографические описания необходимо составлять по ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Это очень длинный документ, попортивший кровь многим поколениям выпускников. Но мы еще в самом начале дали рекомендацию, как копировать библиографические описания из использованной литературы, поэтому нам он понадобится только для быстрой проверки правильности записей в целом.

Основные ошибки при написании реферата

Досадно, когда одна «небольшая» погрешность сводит на нет результаты большого труда или становится причиной того, что ваш диплом безжалостно отправляют на доработку. Рассмотрим основные промахи, которые допускают студенты при написании реферата.

  • Несоответствие стандарту. Да, есть ГОСТ и надо ему следовать, как бы вам ни хотелось сделать свой реферат красивее и заметнее. Проштудируйте методичку и проверьте еще раз шрифты, размеры и отступы.
  • Что-то упущено. Все необходимые пункты структуры должны быть перечислены, без исключений: гипотеза, цель, объект, предмет исследования и т.д.
  • Что-то, наоборот, лишнее. В разных вузах могут быть свои требования к структуре. Например, где-то нужна гипотеза, а где-то нет. Обязательно уточните у своего руководителя, как правильно оформить ваш реферат. Не надейтесь слепо на шаблоны из интернета.
  • Перепутаны понятия «цель» и «задача». Часто в разговоре мы не видим разницы между этими словами, они кажутся синонимами, но это не так. Цель — то, к чему мы должны прийти в конечном итоге. Задачи — это действия, которые мы предпринимаем, чтобы достичь цели.
  • Перепутаны «предмет» и «объект». Еще одна распространенная ошибка. Говоря об объекте, мы имеем в виду общее поле исследования, а предмет — это отдельная часть данного объекта. Например, какие-то конкретные свойства объекта, его функции, взаимосвязи. Именно исследованием предмета и занимаются студенты в процессе работы над дипломом.
  • Недостаточно хорошо проанализированы литературные источники. Такое требование предъявляют далеко не во всех вузах, но если уж необходимо, то обязательно уделите время глубокому анализу.
  • Плохая или нелогичная связь с основной частью дипломной работы. В особых случаях бывает даже так, что в реферате говорится об одном, а в дипломе уже о другом. Случается это из-за того, что реферат пишется раньше, чем закончена основная часть ВКР. В процессе работы диплом может быть сильно подкорректирован, какие-то элементы ваш научный руководитель может посчитать ненужными, а какие-то вам придется доработать. Поэтому писать заранее реферат нет смысла. 
  • «Вода». Не увлекайтесь. Все, что вы пишете, должно быть кратко и по делу.

Приступать к работе над рефератом можно только тогда, когда закончен и отредактирован сам диплом! 

А если у вас остались вопросы, а сроки горят, то обращайтесь за поддержкой в Феникс.Хелп. Наши авторы всегда помогут и проконсультируют по самым разным вопросам.

Оформление диплома по ГОСТУ: правила, пример

Тело диплома составляет 80% от всего объема написанного. В нем последовательно рассказывается, как были решены вопросы, перечисленные во вступлении, какие цели достигнуты и с каким результатом.

Также выражается позиция автора относительно имеющихся гипотез, рассказывается о мнениях известных ученых по выбранной теме.

В зависимости от дисциплины выделяют несколько возможных вариантов структуры основной части:

  1. Содержит 2 главы — теоретическую и практическую. Это актуально для большинства работ.
  2. Состоит из одной теоретической части. Такие работы характерны для юристов, историков, философов, потому что исследование часто заключается в обработке архивных материалов, писем, докладов.
  3. Состоит из небольшой теоретической части и большой практической. Это свойственно представителям математических факультетов, инженерам, архитекторам, спецификой которых является решение спорных ситуаций, подтверждение или опровержение теорем, создание чертежей или проектов.
Глава О чем Требования Объем
Теоретическая часть Обосновывает потребность проведения исследования, отражает неоднозначность вопроса и необходимость более детального разбора. Это логически становится основанием для практической части Сохранять научный стиль изложения, писать только то, что относится непосредственно к теме, а в конце главы сделать обобщающие выводы Около 30 страниц
Аналитическая часть Содержит характеристику объекта (предприятие, продукт), анализ обозначенной проблемы и причин ее возникновения. Планы, отчеты, справки, статистика – все эти материалы придут на помощь автору. Эта часть присутствует в работах, если тема предполагает подробный анализ, а уже на его основе проведение исследования Около 30 страниц
Проектная глава Это различного рода экспедиции, опросы, практические разработки студентов. Тут подтверждаются теории, перекликающиеся с целями и задачами введения, возможно предложить какие-либо усовершенствования Около 35 страниц

Схематично в нем можно выделить 3 составляющие:

  • выводы относительно теоретической части;
  • результаты практических исследований по конкретной проблеме;
  • предложения по изменениям.

Формулировка в утвердительной форме, мысли выражаются логически и комплексно, размер около 10 % от всего объема научного труда.

В некоторых учебных заведениях требуют писать заключения по каждой имеющейся главе.

В дипломной работе разрешается использовать цитирование. Это является законным, главное, следует правильно оформить заимствования. Еще использование цитат позволяет увеличить общий объем работы.

Поскольку уникальность диплома по гуманитарной теме составляет 80%, а по технической 75%, то заимствований должно быть не более 15 и 20%. Остальная часть «не своего» материала — в основном термины, формулы.

Выполнять сравнение показателей необходимо с помощью таблиц, которые могут находиться в тексте или в приложении. В работу нужно включать ссылки на таблицы. Таблицы располагаются после текста, где обозначена ссылка и сквозная нумерации. Сначала указывают номер раздела, а потом номер таблицы. Цифры разделяют точкой.

Таблицы, расположенные в приложении работы, следует нумеровать арабскими цифрами по отдельности. Первая буква свидетельствует о наименовании приложения (Б.2). Слово «Таблица» необходимо писать полностью. Наименование указывают сверху, по левому краю. В конце точка не ставится.

Крупные таблицы можно переносить на другую страницу. Тогда внизу не ставят горизонтальную линию, поскольку ее переносят на следующую страницу. Наименование фиксируют над первой частью таблицы, а на второй указывают, к примеру, «Продолжение таблицы 3.4».

Большая таблица, где располагается множество строк и столбцов, делится на части

Важно контролировать, чтобы рамки не были за пределами границ. Если табличка больше формата А4, то боковые части можно делить

Главное надо следить, чтобы участок, который был в прошлой строке, повторился.

Маркированные и нумерованные перечисления могут находиться в работе, поскольку они делают ее аккуратной. Списки могут располагаться во всех разделах, в том числе в подпунктах.

Если перечень маркированный, то в конце строки ставят точку с запятой, а если нумерованный, то точку в конце предложения. В первом случае все строки должны быть со строчной буквы, а во втором – с заглавной.

Список литературы курсовой по ГОСТу

Стандартов, регулирующих оформление списка литературы, существует несколько – в первую очередь, это ГОСТы 7.1-2003 и Р 7.0.5-2008, где собраны различные сведения по оформлению библиографических описаний документов. Именно в виде них указываются использованные источники в списке литературы и сносках. В свою очередь, вузы и кафедры, в зависимости от своей направленности, на основе этих стандартов описывают собственные требования к оформлению библиографических описаний в списке литературы и сносках, ведь каждый тип источника оформляется по-своему. По этой причине, юридические институты и кафедры в методичках стараются указывать требования к оформлению источников, традиционных в исследованиях по юриспруденции – законов, постановлений и т.д., а другие институты, обладающие какой-либо другой спецификой – требования к оформлению тех видов источников, которые приняты у них.

Внимание! В вашем вузе могут быть другие требования к оформлению библиографических описаний!

Здесь мы собрали общие правила оформления основных типов источников:

  • Монография – обязательно должны быть указаны: фамилия и инициалы автора, название, место и год издания. Указывать название издательства необязательно, также как и номер издания, количество томов и номер тома — у монографии может не быть ни номера, ни тома, а следовательно и указывать в таком случае будет попросту нечего. Если монография опубликована в рамках собрания сочинений, то после названия работы нужно поставить знак / и указать вид собрания сочинений (ППС — полное собрание сочинений, С. — сочинения), а также количество томов, используемый том, место и год издания этого тома, количество страниц. Точки и тире в этом и остальных случаях ставятся так же, как в примерах. Артемьев Б. В. Введение в космологию. – М. – 2020. – С. 700. Бугуртов В. Г. Проблемы взаимоотношений смурфов. – Л.: Росмультиздат. – 1961. – С. 200. Вархаммер Г. Д. Этногенез и волшебное биополе. 2-е изд., стереотипное. – Ростов н/Д.: Самиздат. – 1970. – С. 555.
  • Статьи из сборника или журнала – фамилия и инициалы, название, после – знак / и название сборника (журнала), место и название издательства (последнее необязательно), а также год издания, номер выпуска и страницы, на которых размещена статья. Если цитируемая статья находится в сборнике работ этого же автора, то после знака / повторяются фамилия и инициалы, затем название сборника и далее по списку.Сергеева О. Е, Фимова А. И. Формирование личности ребёнка и кризис семилетнего возраста // Вопросы психологии. – 2018. – №3. – с. 24–35.
  • Статьи из газеты – всё точно так же, как и в предыдущем случае, только после / не указывается город, но указывается название, год, номер газеты (необязательно), дата и страницы, на которых можно найти статью. Дамблдор А. П. Чем грешит Министерство магии / Ежедневный пророк. – 1991. №2 (234). 15 окт. – С. 70.
  • Публикации в интернете оформляются следующим образом: Ефремов И. К. История кинотеатра Победа / kino-pobeda.ru/history (дата обращения: 15.12.2017).
  • Если источником послужила чья-то диссертация или автореферат к ней, то после инициалов, фамилии автора и названия работы ставится двоеточие и пишется «Автореф. дис. …» либо просто «Дис. …», затем учёная степень – «канд. таких-то наук», «д-ра таких-то наук» и т.д. Всё остальное указывается точно так же, как и в случае с монографией.

Помимо этого, к самому списку литературы обычно предъявляются такие требования, чтобы источников было не меньше какого-то определённого количества и они были расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Как правило, 20 источников будет абсолютно достаточно, но в некоторых случаях может потребоваться и больше.

Источники размещаются в нумерованном списке. Его можно автоматически создать в программе Word с помощью этого значка –

Если вы всё ещё задаётесь вопросом, как оформлять список литературы курсовой работы, воспользуйтесь нашим образцом.

Регламентация списка и цена ошибки

Каждая новая выпускная работа как на китах, стоит на полученной ранее информации, научных исследованиях, других работах. Чужие знания применяются для разработки своей уникальной темы. Список как раз и дает понятие о том, какие источники студент переработал и использовал в итоговом «продукте».

На первый взгляд список – просто дополнительная бумажка. На самом деле он защищает студента от обвинения в плагиате или ложном цитировании (ссылки на факты из литературного источника, которых в нем на самом деле нет, или искажение информации). Причем автор дипломной может допустить ошибку и непреднамеренно, но ее цена – снижение оценки. В запущенном случае аттестационная комиссия может даже снять работу с защиты.

Во избежание беды студент обязан ссылаться в тексте выпускной работы на все источники, которыми он пользовался. Ссылки указывают на список литературы, приводимый, как правило, в конце работы перед приложениями.

Ссылка делает просто: в квадратных скобках указывается номер источника (по Вашему списку л-ры), и страница, с которой взята информация (если это отсылка к печатному изданию): . Если отсылка к электронному изданию или аудио-, видеоматериалам, обычно указывается просто номер по списку: .

Оформление библиографии может отличаться в разных учебных заведениях, поскольку единых точных правил нет. Но есть государственные стандарты (ГОСТ). В них приведена структура, разновидности ссылок по тексту и описаний в списке литературы в зависимости от типа литературного источника, на который ссылаются, и от других факторов. В документе про

При расстановке ссылок по тексту работы следует пользоваться ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (буква Р означает «Национальный стандарт Российской Федерации).

В документе прописано, что в списке литературы все источники оформляются в виде полных ссылок, содержащих библиографическое описание с указанием всех выходных сведений документа. Это необходимо для правильной идентификации и поиска указанного литературного источника.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 также требует формировать полные ссылки в соответствии с другим стандартом – ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Этот стандарт является межгосударственным.

Достоверность источников

Сегодня большинство источников, используемых для написания курсовых и дипломных работ, размещены в интернете. Литература из библиотеки отошла на второй план, да и она может иметь цифровые аналоги, поскольку практически все научные издания и даже библиотеки обзавелись своими сайтами – это реалии нашего времени.

Сегодня у студента, пишущего научную работу, чаще всего возникает вопрос ни где найти информацию, а как проверить её достоверность.

Вот несколько советов по этому поводу.

  1. Пользуйтесь рекомендациями по литературе из вашей методички. Очень часто в методических указаниях обозначен список достоверных интернет-ресурсов, где вы сможете найти источники для своей работы.
  2. Пользуйтесь сайтами реальных библиотек.
    Многие реальные библиотеки имеют свои сайты с электронными аналогами некоторых книг и журналов. Например, Научная библиотека им. М. Горького при Санкт-Петербургском государственном университете. Или электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) (psychlib.ru). Возможно, в вашем вузе тоже есть такая библиотека, предоставляющая доступ к нужной вам литературе в электронном виде.
  3. Ищите источники для курсовой или дипломной не на сайтах с готовыми рефератами, курсовыми и дипломными, а в электронных научных библиотеках типа elibrary.ru или КиберЛенинки.
  4. Не берите информацию с популярных сайтов (сайтов для лёгкого чтива). Такие сайты можно узнать по оформлению, стилю изложения и ярким заголовкам. К тому же там редко указывается автор статьи.
  5. Если вы решили воспользоваться Википедией, помните, что она не является авторитетным источником, поскольку статьи для этого ресурса пишут анонимные авторы. Но в Википедии вы можете найти ссылки на первоисточники, которые вам и понадобятся.
  6. Различайте научные и ненаучные публикации.

Даже если статья актуальна в интернете и обсуждаема, точка зрения, высказываемая в ней, может не быть научно обоснованной

Обращайте внимание на стиль изложения (научный или научно-популярный) и место публикации (научные статьи публикуются в специализированных изданиях и выпускаются серьёзными издательствами)

На первый взгляд кажется, что подбор литературы для курсовой или дипломной работы – дело невероятно хлопотное, и занимает много времени. На самом деле затруднения с подбором достоверных и актуальных источников могут возникнуть лишь на первых порах. Затем вы быстро сориентируетесь в этом вопросе, и с лёгкостью подберёте требуемое количество источников для раскрытия вашей темы. Надеемся, наши советы вам помогут в этом.

Виды цитат

В дипломной работе используются два типа цитирования: прямое (его еще называют дословным) и косвенное, которое заключается в формально свободном пересказе, максимально приближенном к смыслу источника.

Прямые

Фрагменты текста приводятся «как под копирку»: с сохранением грамматических форм, пунктуации, особенностей стиля, орфографии и шрифта (полужирного, курсива, заглавных букв), разбивки на абзацы

Эта разновидность необходима, когда важно в деталях передать сказанное, например, если в первоисточнике представлен оригинальный подход к вопросу, содержится исчерпывающее определение или специфическая интерпретация предмета исследования, которая оспаривается автором диплома. Цитировать с точностью до запятой приходится и при анализе художественных произведений в литературоведческих или лингвистических работах

Как цитировать

  1. Делать цитирование с пропуском слов или даже целых предложений и абзацев можно только в том случае, если это не искажает смысла всего отрывка. Места небольших опущенных фрагментов обозначаются многоточием (…), для указания на объемные отсутствующие части текста добавляются треугольные скобки ().
  2. Если из цитаты непонятно, о ком или чем именно говорится, или в исходнике для подчеркивания значимости студентом самостоятельно выделяются отдельные слова, то в круглых скобках сразу за изменениями или в конце отрывка дается разъяснение с указанием инициалов автора дипломной работы.

Примеры

А. А. Александров пишет: «Это последний рывок на финишной прямой, защита уже скоро – и вы свободны как ветер (выделено нами. – X. Y.) или (курсив наш. – X. Y.)».

«Дом (поместье в Раменском. – В. Ш.) выглядел величаво, но был уютный и приветливый, как его хозяин».

Косвенные

Делаются в форме предельно близкого к тексту пересказа – перефразирования. Без него не обойтись в дипломной работе, если прямое цитирование невозможно из-за слишком большого объема оригинала или надо обобщить информацию из нескольких источников, ссылаясь одновременно на все.

Как косвенные цитаты можно оформлять и переводы отрывков из зарубежных работ, при этом библиографическая ссылка в списке литературы должна быть на языке оригинала.

Как делать

Чтобы правильно использовать парафраз, достаточно вспомнить школьные уроки русского языка, на которых разбирались приемы трансформации прямой речи в косвенную. К примеру, пассаж Автор говорит: «…» заменяется предложением с придаточной частью: Автор сказал, что…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector