Практическая и теоретическая значимость дипломной работы

Практические (эмпирические) методы

Описание

Описание подразумевает документирование всего, что происходит с объектом, для дальнейшего анализа на теоретическом уровне. Оно очень часто применяется в естественных науках.

Именно описанием занимаются биологи, кропотливо наблюдая за жизнью животных и документируя все, что они заметили.

Опрос

Это самый «ходовой» инструмент общественных наук. Нельзя понять социум, не «разговаривая» с ним – поэтому обществоведы проводят опросы и анкетирования, изучая настроения, взгляды, интересы людей.

Наблюдение

Один из фундаментальных методов познания. Наблюдая, можно обнаружить важные характеристики и особенности объекта, собрать информацию для ее обработки на теоретическом уровне.

Легко спутать наблюдение с описанием. Описание — это документирование любой информации об объекте, которая попалась на глаза исследователю. Наблюдение более избирательно – с его помощью собираются только значимые для исследования данные.

То, чем занимается приматолог, записывая особенности поведения мартышек, при этом не упоминая незначимые для исследования внешние особенности приматов, — это однозначно наблюдение.

Эксперимент

В основу эксперимента ложится наглядная демонстрация определенных свойств исследуемого предмета. Его особенность — постоянство и повторяемость результатов – в этом случае итоги эксперимента имеют какой-то смысл.

Всем знакомы эксперименты со школьных уроков химии, когда при смешивании разных веществ происходила реакция. Она согласовывалась с принципами эксперимента, и у всех одноклассников, выполнивших его в одинаковых условиях, результат был схож.

Моделирование

Использование этого метода предполагает копирование «уменьшенной» (в данном смысле – удобной для изучения) копии объекта, обладающего свойствами оригинала. Благодаря этому, можно детальней рассмотреть свойства и характеристики предмета, даже если нет возможности работать с оригиналом из-за его комплексности или масштабов.

Современные физики очень часто моделируют на компьютере процессы, происходящие в далеком космосе, что позволяет им изучать очень сложные космические объекты и явления — например, черные дыры.

Интервью

Использование интервью в качестве метода исследования предполагает проведение личного опроса человека, чьё мнение по исследуемому вопросу имеет значение. Важны непредвзятость интервьюера, а также строгий регламент с заранее заготовленными вопросами и планом.

Этот метод любят историки. Интервью с Михаилом Горбачёвым, Борисом Ельциным и прочими историческими фигурами позволило им многогранно изучить эпоху перестройки.

Измерения и расчеты

Данные методы понимают под собой замеры характеристик изучаемого предмета и последующие численные преобразования с ними.

Измерения и расчеты важны в науках физико-математического цикла. За примерами далеко идти не нужно: линейка – самое распространенное «орудие» для домашних измерений, калькулятор –  для расчетов.

Видео: Средства и методы научного исследования

Объем описания и его место в структуре работы

Пояснение актуальности курсовой предваряет во введении раскрытие ее целей и задач. Стандарт оформления предполагает в среднем 6-10 предложений, или около половины страницы

Важно сформулировать мысли четко и в достаточно сжатом формате емко и убедительно изложить аргументы так, чтобы у рецензента после прочтения не осталось сомнений в практической или теоретической значимости труда, серьезности и весомости выявленных проблем и действенности предложенных способов их преодоления

В отдельных случаях размер может быть увеличен до полутора листов. К примеру, если для подтверждения актуальности надо проинформировать о степени разработанности темы с помощью краткого обзора литературы, чтобы подвести к выводу о неполной изученности предмета или об отсутствии материалов по определенному направлению и необходимости дальнейшей проработки тематики.

Как написать актуальность темы курсовой работы?

Актуальность темы научного исследования рассматривается в самом начале, то есть во введении. Запомните, сначала вы обосновываете значимость темы и только потом обозначаете главную цель и запланированные задачи. Особенную ценность в этом разделе имеет личное видение студента и его мнение об исследуемой проблеме. Если студент хорошо уяснит особенности изучаемого материала, то и раскрытие теоретических и практических аспектов не вызовет каких-то трудностей. В частности, он должен четко объяснить, чем определена цель исследования в конкретный временной промежуток.

В первую очередь, нужно обратить внимание научного руководителя на степень изученности выбранной тематики в той или иной области на сегодняшний день. Также вы должны перечислить, какие аспекты еще не изучены до конца и каким способом можно заполнить данный пробел

Такой подход станет хорошим основанием для дальнейшего исследования выбранной темы. На последнем курсе вы даже можете продолжить изучение проблемы в дипломной работе.

Хорошо еще упомянуть про взаимосвязь изучаемых вопросов и текущего состояния фирм в данной области. Потом можно осветить то, как проводимое исследование и его реализация поможет в развитии конкретных объектов.

При рассмотрении вопроса, как писать актуальность в курсовой работе, необходимо учитывать, что она зависит от:

  1. Состояния НТП.
  2. Появления новых обучающих методов и прочих дополнительных сведений, прямо связанных с исследуемой тематикой.

Кроме того, нужно дать следующие пояснения:

  • Как тесно связана выбранная проблема с обнаруженными недостатками в уже проводившихся научных проектах.
  • Обусловлена ли тема стремлением использовать новые методы исследования.
  • Существует ли необходимость изучения вопросов при изменении экономических условий и т.п.

Познакомившись с обоснованием, научный руководитель должен увидеть, что рассматриваемая проблема действительно полезна и актуальна. В соответствии с изучаемым предметом, выбранной темой и пожеланиями куратора объем, на который стоит опираться, может составлять от 7-8 предложений до 2 страниц.

Для наглядности рассмотрим образцы грамотного описания актуальности, что существенно поможет справиться с поставленной задачей.

Чем отличается научная новизна от актуальности, практической значимости и положений, выносимых на защиту

В ВКР, диссертациях (магистерской, кандидатской и докторской) и научных статьях помимо научной новизны определяют актуальность, практическую значимость, выносимые на защиту положения.

Разница между научной новизной и другими понятиями в НИР

Понятие
Определение
Вид НИР
Актуальность
Важность в настоящий момент решений поставленных проблем, вопросов. Без выделения новых аспектов нет актуальности работы
Курсовая, ВКР, магистерская, кандидатская и докторская диссертации, научная статья
Практическая значимость
Возможность дальнейшего практического применения  результатов исследования
ВКР, магистерская, кандидатская и докторская диссертации, научная статья
Научная новизна
Уникальный результат исследования, отличный от результатов других исследований на схожую тему
ВКР, магистерская, кандидатская и докторская диссертации, научная статья
Выносимые на защиту положения
Перечисление итогов, выводов достигнутых целей и решенных задач

Важно, что все это тезисы, которые ранее никем не выдвигались
ВКР, магистерская, кандидатская и докторская диссертации
Научная (теоретическая) значимость
Теоретическое значение полученных результатов исследования
ВКР, кандидатская и докторская диссертации, научная статья

Какую выбрать тему диплома

Дипломный проект представляет собой самостоятельную творческую работу студента. Работа выполняется на последнем курсе обучения в вузах.

Диплом является одним из видов выпускной квалификационной работы. Научная работа пишется по теме, которая должна соответствовать ряду обязательных требований:

  • отражение задач, решаемых в процессе подготовки квалифицированного специалиста;
  • соответствие тематике факультета и характеру исследований, проводимых в рамках кафедры;
  • освещение вопросов современной научной деятельности;
  • практическая значимость.

Выбирать тематику диплома следует исходя из какого-то определенного аспекта. Тема не должна охватывать широкую область знаний, но и исследовать чрезмерно узкие понятия не стоит, так как это негативно отразится на объеме дипломной работы. Цель и название проекта подбираются и корректируются на начальном этапе.

Тема вам интересна

Работать над дипломом будет значительно проще, если студент выбрал тему, которая ему действительно интересна. Погружаясь в тематику, можно изучить вопрос с разных сторон:

  • открыть новые грани исследований;
  • предложить собственные эффективные решения;
  • найти инновационные пути развития данного направления.

Личная заинтересованность способствует эффективному и качественному труду. Увлеченность темой и энтузиазм студента помогут проанализировать большой объем информации за короткий промежуток времени, гарантируя при этом качественный результат исследований. На защите диплома перед комиссией спикер, который полностью владеет тематикой и разбирается во всех ее нюансах, получает наиболее высокий балл.

Близка к темам курсовых работ

Во время обучения студенты готовят курсовые работы. Такие исследования отличаются меньшим объемом по сравнению с дипломным проектом. Однако, восстановив в памяти все курсовые, можно выделить наиболее актуальные из них на данный момент. Изученные ранее проблемы с интересными перспективами легко развивать уже в рамках диплома, что позволит использовать:

  • прошлые наработки;
  • ценные исследовательские данные;
  • результаты опытов и практик;
  • образец списка литературных источников.

Таким образом диплом станет продолжением ранее реализованных проектов. При этом уровень исследования предполагает более глубокое погружение в тематику на принципиально новом профессиональном уровне. Подобный научный труд по достоинству оценит экспертная комиссия. Масштабируя исследовательскую работу, студент открывает новые перспективы развития в выбранной специализации.

Связана с будущей профессией

  • личная заинтересованность и вовлеченность студента;
  • знание темы, проблем, перспектив развития исследования;
  • наличие необходимых ресурсов для подготовки практической части работы;
  • проявление полученных навыков и повышение профессионального уровня;
  • возможность проявить себя на рабочем месте, продемонстрировать энтузиазм, находчивость и желание развиваться;
  • предпосылки к карьерному росту.

Диплом, который подготовлен по теме, тесно связанной с будущей профессией, можно использовать в дальнейшем для успешного прохождения собеседования при трудоустройстве. Выполняя профессиональные обязанности на рабочем месте, можно развивать исследования, предлагать руководству эффективные инструменты для решения актуальных проблем. Такой подход позволит быстро добиться успехов в карьере.

Рекомендована руководителем

Учащиеся вузов не остаются с проблемами один на один. Перед тем, как приступить к написанию диплома, следует обсудить проект с научным руководителем. Преподаватель, курирующий студента, окажет необходимую помощь в формулировке темы. С куратором можно обсудить направления для исследования, получить компетентную оценку актуальности изучаемых вопросов. Полезная информация, которую следует получить по результатам встречи:

  • тонкости той или иной сферы научных изысканий;
  • варианты интересных тематик;
  • уточненная формулировка темы;
  • полезные советы относительно выбора методик исследования.

Опираясь на рекомендации научного руководителя и методические указания, студент сможет подобрать наиболее интересную для себя тему дипломной работы. Окончательный вариант необходимо согласовать с куратором. После одобрения темы можно приступать к следующим этапам проекта.

Разница в научной новизне для диссертаций, курсовых и дипломов

К разным типам научных работ предъявляются разные требования к определению научной новизны.

Виды работы Требования к наличию научной новизны
Магистерская диссертация В работе должно быть не менее двух критериев научной новизны
Кандидатская диссертация Новизна должна быть представлена в виде решения для конкретной научной отрасли
Докторская диссертация Научная новизна должна быть представлена в виде принципиально нового открытия или достижения глобального значения
Дипломная работа Новизна должны быть представлена в виде новой интерпретации уже имеющихся данных или отборе материалов, не использовавшихся ранее
Курсовая работа Определение новизны необязательно
Научная статья Новизна должна быть сформулирована и обоснована в соответствии с требованиями издательства

Как написать

При написании акцент лучше делать на эффективности и инновационности предложенных решений. Если диплом подразумевает внедрение технических изобретений, то отметьте новизну открытия, его прикладное значение,  сферы возможного применения.

Также важно объяснить, в чем состоит прикладное значение дипломной работу, какую пользу обществу она принесет, какие новшества предлагает. Если самостоятельно определить актуальность и научную новизну работы не получается, воспользуйтесь списком литературы

Выберите книги и публикации по схожей теме, чтобы почерпнуть сведения о значимости и пользе

Если самостоятельно определить актуальность и научную новизну работы не получается, воспользуйтесь списком литературы. Выберите книги и публикации по схожей теме, чтобы почерпнуть сведения о значимости и пользе.

Как определить теоретическую ценность дипломной работы?

Для понимания того какую теоретическую ценность несет ваш диплом, ответьте себе на вопрос в исследованиях какого направления можно в дальнейшем использовать полученные результаты. Описание этого вида значимости можно начать с обоснования научной новизны.Приведем пример определения теоретической ценности.

  • «Научная новизна полученных результатов состоит в систематизации имеющейся актуальной информации по созданию и функционированию объединения совладельцев многоквартирных домов с целью выявления проблем и путей их преодоления. Результаты могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования проблематики создания и функционирования объединения совладельцев многоквартирных домов». В более кратком варианте теоретическая ценность может быть обоснована следующим образом:
  • «Теоретическая ценность данной работы определяется тем, что она может быть использована для дальнейшего исследования проблематики применения Интернет-маркетинга в маркетинговой деятельности предприятий России». Также можно указать научные статьи, написанные и развивающие ту же тему, что и ваш дипломный проект.

Как классифицировать результаты

Полученные результаты можно делить по нескольким критериям:

  • преднамеренности. Определяете, запланированные они были или незапланированные;

  • значимости. У вас могут получится значимые для науки результаты или незначимые (такое редко, но бывает);

  • качеству. Здесь результаты могут получиться позитивными или негативными;

  • зависимости от субъекта. Есть два варианта: косвенные и прямые, опосредованные или непосредственные;

  • времени учета. Можно выделить текущие (в данный момент), промежуточные (между двумя этапами), итоговые (по окончании исследования);

  • соотношению с целями. Результаты могут соответствовать поставленным ранее целям и задачам, а могут и не соответствовать.

Убедитесь, что в тексте работы вы провели классификацию по всем перечисленным критериям.

Где искать актуальные темы для курсовой

Обычно темы курсовых разрабатываются в рамках учебного плана кафедрами, утверждаются предметно-модульными комиссиями и на выбор предлагаются студентам. Далеко не всегда они кажутся интересными будущим специалистам, поэтому исходя из своих научных приоритетов и склонностей, каждый учащийся вуза вправе предложить собственную оригинальную тему, мотивировав ее целесообразность.

Сложностей с обоснованием актуальности не возникнет, если выбрать для разработки одно из направлений, обозначенных на сайте Академии наук РФ в разделе «Фундаментальные научные исследования». Ресурс предоставляет информацию о приоритетных направлениях изысканий в разных отраслях: от истории, психологии и филологии до нанотехнологий и машиностроения. Работа непременно будет актуальной, если по-новому или более конкретно раскроет грани тематики, устранит имеющиеся в ее изучении пробелы или предложит нестандартные методики решения проблем.

Образец студенческой мудрости — это последовательное написание курсовых на одну тему с углублением в предмет или расширением границ объекта. В таком случае к моменту выпуска из вуза будет накоплен обширный материал для диплома.

Умение выбрать значимую для современности тему и сформулировать актуальность курсовой работы характеризует студента как зрелого научного специалиста и подготовленного профессионала.

http://www.ras.ru/ — http://www.ras.ru/scientificactivity/sciencefields.aspx актуальные темы у РАН.

Структура и поиск источников информации

Структура теоретической курсовой аналогична стандартной. В ней есть:

  • титульный лист;
  • основная часть, состоящая из введения, глав и подглав, заключения;
  • список использованных источников;
  • приложения.

Остановимся на тех, которые чем-либо отличаются.

Введение

Четко формулируйте цели и задачи исследования, прописывайте, что в работе является предметом и объектом изучения

Особое внимание уделите актуальности и степени изученности проблемы — на этом можно набрать необходимый объем

Если ваша тема будет малоизученной, то вы сможете привлечь к ней внимание, заработать дополнительные баллы и внести определенный вклад в конкретную область знания. Обратите внимание, что тема теоретической курсовой должна быть такой, чтобы впоследствии выполненную работу можно было использовать для написания диплома

Обратите внимание, что тема теоретической курсовой должна быть такой, чтобы впоследствии выполненную работу можно было использовать для написания диплома. Стройте введение таким образом, чтобы потом использовать текст для защиты курсовой

Стройте введение таким образом, чтобы потом использовать текст для защиты курсовой.

Основная часть

Идеально, если основная часть будет состоять из нескольких глав и подглав. Каждую из них нужно отвести под описание отдельных моментов: предмета исследования, историю изучения предмета, методологию, анализ собранной информации, а также выводы.

Чем разнообразнее и сложнее структура, тем выше шансы получить высокую оценку преподавателя.

Заключение

Заключительная часть отводится под ваши выводы по итогам проделанной работы. Подробно их распишите, а потом еще коротко продублируйте. Не лишним будет оценить, насколько вам удалось достичь поставленных целей.

Список использованных источников

Список — обязательная вещь для любой курсовой работы. Здесь ничего нового: просто указываете источники, к которым обращались в процессе выполнения работы. Единственный момент — цитирование источников. Делать это нужно по правилам и чаще обычного, так как вся работа построена на теории. Так вы покажете, что тщательно изучили тему.

Объемный список использованных источников гарантированно добавить в вашу копилку дополнительные баллы.

В остальном теоретическая курсовая ничем не отличается от обычной. Главное, сосредоточиться на теме и хорошенько поработать над источниками информации.

Практическая значимость дипломной работы

Когда еще на этапе выбора темы ее актуальность бесспорна, то трудностей с формулировкой практической значимости в дипломе не возникает. Ведь совершенно очевидно, что нет надобности заново изобретать колесо, если только оно не будет, к примеру, наноколесом, которое тут же встроят, скажем, в микросхему, плохо функционирующую без этой крайне полезной детали. Зато энергосберегающая, экономически выгодная и на двести процентов дружественная окружающей среде технология переработки мусора произведет фурор в обществе и среди предпринимателей, которые сразу выстроятся в очередь за правом на ее внедрение.

На защите ВКР обязательно присутствуют представители работодателей или ведущие специалисты крупных предприятий и компаний из сферы будущей профессиональной деятельности выпускника. Они смогут по достоинству оценить практическую значимость диплома и, если она окажется на должном уровне, возможно, даже предложат работу его автору.

Если момент упущен и досталась вдоль и поперек изученная тема, выход тоже есть – просто надо окинуть свежим взглядом труды предшественников. Объект изучения или даже предмет могут быть в сотый раз одними и теми же, но подход к проблеме должен отличаться. В этом случае результаты будут уникальными, что и составит прикладную ценность.

Пример: практическая значимость дипломной работы по хорошо разработанному направлению социологии может заключаться в тысяча первом методе, например, проведения опроса, который еще никто не использовал, а на поверку он оказался самым эффективным и репрезентативным. Как вариант – в выборе респондентов, мнением которых раньше не интересовались, а оно переворачивает с ног на голову устоявшиеся представления.

Как подтвердить

Лучший критерий истинности любых теорий – практика, и как изящно и плодотворно ни решались бы проблемы на бумаге, доказательства жизнеспособности разработки – весомый плюс на защите. В качестве подтверждения практической значимости дипломной работы используются:

  1. Акты внедрения, успешных испытаний.
  2. Справки об апробации методики.
  3. Утвержденные инструкции и руководства, составленные на базе предложений выпускника.
  4. Положительные отзывы руководства предприятий, компаний, организаций, в которых применены результаты исследования.
  5. Патенты или положительные решения о выдаче свидетельства об авторском праве.
  6. Награды конкурсов.
  7. Публикации в научных журналах, тематических студенческих сборниках.

В общем, результатом исследования должны быть улучшения, которые надо засвидетельствовать официальными документами.

Пример теоретической значимости работы

Теоретическая значимость заключается в описании того, каким образом могут быть применены полученные результаты в обществе в настоящий момент или в перспективе. Теоретическая значимость исследовательской работы, как правило, отвечает на вопрос, для чего было проведено данное исследование?

Как может выглядеть пример теоретической значимости исследования? Следующий список состоит из определённых примеров теоретической значимости работы, которые могут быть раскрыты авторами исследовательских работ в соответствии с тематикой исследования:

  • Привнесение новой и актуальной информации в уже имеющуюся теоретическую базу по исследуемому вопросу.
  • Дополнение опыта предыдущих исследователей анализом новых или раннее незамеченных свойств, качеств и характеристик изучаемого объекта.
  • Расширение теоретического описания предмета исследования.
  • Получение, анализ, систематизирование новых данных по рассматриваемой проблеме, представляющих ценность в контексте её теоретического использования.
  • Результаты послужат стимулом повышения общетеоретического уровня современных исследований в конкретной отрасли – юриспруденции, менеджменте, химии, лингвистике, математике.
  • Представление нового взгляда на вопрос, что расширит подход к его изучению.

Например, теоретическая значимость курсовой работы по теме «Маркетинговые коммуникации в Интернете для малого и среднего бизнеса» может выражаться:

  • В определении особенностей коммуникаций с целевой аудиторией в интернет-среде в малом и среднем бизнесе.
  • В анализе наиболее коммуникативных каналов в Интернете с целью выявления наиболее эффективных для продвижения малого и среднего бизнеса.

Стандартное описание теоретической работы, как правило, начинается со следующей фраз-клише: «Теоретическая значимость научной работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы в … для …».

Выводы

Научная новизна исследования — абсолютно новый результат исследования, представленного в научно-исследовательской работе. Полученные результаты должны быть уникальными по отношению к результатам исследований по аналогичной теме.

Такие положения не всегда бывают глобальными. Важна значимость новизны для выбранного процесса, системы, предприятия в настоящий момент.

Новизна может быть представлена в виде малоизученного знания, гипотезы, нестандартного подхода, ранее не применяемых методов.

Задача исследователя при выявлении новаторства — увидеть малоизученные аспекты вопроса, предложить нестандартность решения, доказанные на практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector