Колледж, техникум, училище: хороший старт гарантирован

Справка

К списку

Система постдипломного образования в России

  • Постдипломное образование в России
  • Второе высшее образование
  • Аспирантура
  • Докторантура
  • Соискательство
  • Переподготовка и профессиональная подготовка

Постдипломное образование в России

Постдипломное (послевузовское) профессиональное образование — система образовательных программ для тех, кто уже имеет высшее образование.
В основном это научно-исследовательская работа, по результатам которой присуждается ученая степень.

Развитие этой системы связано с необходимостью непрерывного послевузовского образования и постоянного повышения квалификации специалистов
в условиях современных технологий. Переход к такой модели сопровождается отказом от традиционного советского лозунга («Образование на
всю жизнь») и переходом на новый: «Образование через всю жизнь».

В связи с тем, что в России на данный момент идет переход к Болонской системе образования, наблюдается двойственное отношение к такой
ступени как магистратура. Формально это первое высшее образование, но по многим признакам: промежуточные экзамены, обязательное наличие
базового высшего образования (бакалавр или специалист), научно-исследовательская ориентация обучающих программ и возможность смены
направления и даже вуза — очень близко к постдипломному.

  • В данной справке постдипломное образование условно делится на несколько видов:
  • второе высшее,
  • аспирантура (адъюнктура),
  • докторантура,
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Выбор траектории последипломного образования зависит от целей: научная, теоретическая деятельность или практика. Ведь если для практика
оптимально повысить квалификацию или сменить профиль образования, то научная деятельность неразрывно связана с получением ученой степени
кандидата или доктора наук в аспирантуре и докторантуре соответственно.

Постдипломное образование в России регулируется ФЗ
«»
№ 125-ФЗ от 22 августа 1996 года.

Негосударственные организации

Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», религиозные организации могут присуждать степени кандидата
(доктора) богословских наук (или теологии), присваивать звания профессора и доцента и т. д.

Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика. Однако все эти
степени и звания юридически не являются таковыми в России и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации.

Зарубежные студенты

Прием иностранных граждан в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных
учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций осуществляется в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации. Порядок приема предусмотрен также п. 2 ст. 29 ФЗ
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Прием лиц без гражданства в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных
учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, регулируется постановлением Правительства РФ № 463 от
18 июня 2008 г.

Полезная информация?

Каталог учебных заведений
Выставки и форумы
Справка
Новости
Статьи
Вопрос-ответ

ГлавСправ 2009–2021

Любое копирование и воспроизведение информации допускается только с письменного согласия редакции проекта.
Администрация ресурса не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 | 
Глоссарий
 | 
О проекте, контакты
 | 
About us

Высшее профессиональное образование (ВПО)

В перечень основных ступеней профессионального образования входит высшее образование. В вузы могут поступить не все выпускники школ. Дорога в эти учебные заведения открыта только лицам, имеющим среднее (полное) общее образование или среднее профобразование. В вузы также могут поступать те люди, которые уже имеют высшее образование и желают получить еще одну специальность, усилить в будущем свои конкурентные преимущества на рынке труда.

Данная ступень профессионального образования решает несколько очень важных задач. Каждый вуз:

  • удовлетворяет потребности людей в разностороннем развитии личности посредством получения образования;
  • обеспечивает общество квалифицированными специалистами, научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
  • развивает науку и искусство путем выполнения научных исследований и осуществления творческой деятельности;
  • работает в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников.

Специфика политики в сфере образования

В данной области государственная политика базируется на следующих принципах:

  • Гуманизация образования. В приоритете — общечеловеческие ценности, здоровье и жизнь современного индивида, свободное формирование личностных качеств, развитие трудолюбия, гражданской ответственности, уважения к другим людям, семье, родине, окружающей природе.
  • Взаимосвязь образовательного и культурного федерального пространства. Предпочтение отдано сохранению национальной культуры, традиций, учитывая многонациональность российского государства.
  • Адаптация образовательного процесса к уровню и специфике подготовки и развития воспитанников, обучающихся.
  • Отсутствие религии в образовании для муниципальных и государственных учебных заведений.
  • Плюрализм и свобода в ОУ.
  • Государственно-общественный вариант управления образовательным процессом.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.

Школа-интернат

Данный тип ОУ создают в первую очередь для помощи в воспитании талантливых и одаренных детей. Среди принципов, используемых в образовательном процессе, выделяют следующие: гуманизм, демократия, общечеловеческие ценности, автономность, светский вариант обучения. Такие школы могут быть нескольких видов: лицеи-гимназии, гимназии-интернаты. Для зачисления чада в такое заведение родители (законные представители) пишут заявление о приеме. В исключительных случаях ребенок становится учеником школы-интерната по решению муниципальных органов власти, органов опеки. В интернатах, создаваемых для развития талантливых российских школьников, выбирается определенное направление деятельности: физическое, музыкальное, интеллектуальное.

Список колледжей

МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова
Москва

Государственный

Московский промышленно-экономический колледж Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да
Заочная Да

Колледж РГСУ
Москва

Государственный

Колледж Российского государственного социального университета

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2021/2022

Платное обучение

2021/2022

Очная Да Да
ДО Да

КМПО РАНХиГС
Москва

Государственный

Колледж многоуровневого профессионального образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2021/2022

Платное обучение

2021/2022

Очная Да Да

МК №1
Москва

Государственный

Медицинский колледж № 1

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да
Очно-заочная Да

МК РУТ (МИИТ)
Москва

Государственный

Медицинский колледж Российского университета транспорта (МИИТ)

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да
Очно-заочная Да

ГАПОУ МО «1-й МОМК»
Московская область

Государственный

1-й Московский областной музыкальный колледж

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да

AXПK им. Васнецова (филиал) МГХПА им. С.Г. Строганова
Московская область

Государственный

Абрамцевский филиал Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да
Очно-заочная Да

Авиационный техникум имени В.А. Казакова
Московская область

Государственный

Авиационный техникум имени В.А. Казакова

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да

Автомобильно-дорожный колледж
Московская область

Государственный

Автомобильно-дорожный колледж

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2021/2022

Платное обучение

2021/2022

Очная Да
Очно-заочная Да

ГБПОУ МО «АТТ «Дубна»
Московская область

Государственный

Аграрно-технологический техникум «Дубна»

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да
Заочная Да

1→

Где продолжить образование после школы

Получение аттестата о среднем общем образовании говорит о том, что ученик освоил программу школы и готов продолжить обучение в высшем учебном заведении. Поступление в ВУЗ осуществляется на конкурсной основе, так что есть вероятность не попасть в выбранный институт.

О том, что делать, если вы потеряли аттестат о среднем общем образовании, читайте на сайте КонсультантПлюс. Оформить доступ к системе КонсультантПлюс можно бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+. 

В определенных случаях повысить шансы на поступление в вуз поможет обучение в колледже или техникуме по той же профессии. Именно поэтому некоторые сначала получают образование там, а потом уже подают документы и сдают экзамены в институт. 

В России каждый человек должен иметь среднее образование. Для этого ему нужно проучиться в школе 11 классов или после 9 классов перейти в техникум и получить там тоже среднее, но уже не общее, а профессиональное образование. Аттестат о среднем образовании дает право на продолжение обучения с целью получения высшего образования. Для многих специальностей и должностей установлено ограничение: на них не могут претендовать лица без оконченного среднего образования

Так что каждому школьнику важно успешно пройти программу обучения и сдать итоговую аттестацию

Еще больше материалов по теме в рубрике «Образование». 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В каких случаях стоит выбрать среднее профессиональное образование

Есть несколько причин, по которым обучение в колледже будет преимуществом для ребенка. Возможно, какая-то из них актуальна для вашей ситуации. 

  • Подросток точно знает свои интересы и хочет освоиться в конкретной профессии. В таком случае не стоит терять два года в школе, если выбор уже сделан. 
  • Он активно интересуется той специальностью, которую предлагает среднее профессиональное образование. Если вы видите явный интерес своего ребенка к той области, которая есть в колледжах, стоит поговорить с ним и предложить возможный вариант дальнейшего обучения. 
  • Если у подростка низкая учебная мотивация или сложные отношения в школе, стоит рассмотреть вариант такого образования. Став студентом колледжа, он попадает в иную учебную среду. У учащихся больше общих интересов, а отношение к ним преподавателей более деловое, уважительное. 
  • Теоретическая, научная сфера не входит в ближайшие планы учащегося. Вы видите, что подросток хочет минимум теории и больше практики? Стоит обсудить с ним перспективу поступления в колледж. 
  • У подростка есть желание или необходимость быстрее начать зарабатывать, стать независимым, возможно, раньше начать строить карьеру. 

Итак, есть ситуации, в которых обучение в средних специальных учебных заведениях имеет преимущество. Взвешенное решение стоит принимать исходя не только из ситуации на рынке труда, но из интересов и потребностей самого ребенка. 

Для школьников

С 2015 года Департамент образования Москвы запустил для школьников проект «Профессиональное обучение без границ». Его суть состоит в том, что старшеклассники одновременно с учебой в школе могут пройти программы профподготовки на базах колледжей и вместе с аттестатом получить свидетельство о рабочей профессии.

Участвовать в проекте могут:

  • школьники с ОВЗ (с разными формами умственной отсталости) – для них нет ограничений по возрасту, но у них не должно быть аттестата об окончании 9 или 11 класса;
  • ученики 9–11 классов в возрасте до 18 лет.

Каждая из профессиональных программ, которые школьники проходят в учебных заведениях СПО, состоит из набора взаимосвязанных дополнительных общеразвивающих программ. Фактически это занятия в кружках по модулям, соответствующим содержанию блоков определенной профессиональной программы СПО. После окончания каждого модуля ученику выдается сертификат.

Если после завершения первого программного модуля ученик понял, что выбранная специальность ему нравится, он может продолжить учебу и перейти к следующему блоку. Если выбор был неверным, можно попробовать себя в другой области. Направления самые разные: от машиностроения, авиационной техники, электроэнергетики до поварского дела, медицины и фармации, культуры и искусства. Школьники, которые прошли все предусмотренные в профессиональной программе модули, могут сдать квалификационный экзамен и по его результатам получить свидетельство о профессии с присвоением квалификации.

Де-юре, конечно, такая учеба не будет дополнительным средним профессиональным образованием (так как у школьников нет никакого базового профобразования), но де-факто – да. Ведь ученики 9–11 классов могут получить одновременно с обычным школьным общим дополнительное среднее профессиональное образование по интегрированным программам допобразования и профобучения. Вместе с аттестатом им выдадут свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации, к примеру лаборанта-микробиолога третьего разряда или младшего воспитателя второго разряда.

В любом случае каждый из способов получить дополнительное среднее профессиональное образование дает возможность быстро освоить востребованную на рынке труда специальность – современное СПО реагирует на запросы работодателей, остро нуждающихся в квалифицированных кадрах, поэтому курсы не перегружены лишней теорией, а ориентированы на практическую подготовку специалистов. Соответственно, период обучения по «коротким» программам профобучения и дополнительного среднего профобразования сокращен до необходимого минимума, а сами курсы нередко создаются под конкретные рабочие места.

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании / КонсультантПлюс

1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования.

(в ред. Федеральных законов от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой Российской Федерации, которые заверяются печатью соответственно Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета и формы которых утверждаются соответственно этими университетами.

Документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.11.2009 N 260-ФЗ)

3. Устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования:

диплом бакалавра;

диплом специалиста;

диплом магистра.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено федеральным органом исполнительной власти, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук).

Лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в ординатуре, интернатуре, при обучении в форме ассистентуры-стажировки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании. Форма документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование при обучении в форме ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, лицам, получившим такое образование в ординатуре, интернатуре, — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Критерии отбора

Для определения наиболее подходящих городов возьмем следующие критерии:

  • Количество вузов – базовая характеристика. Большое количество высших учебных заведений не только дает выпускнику возможность широкого выбора, но и обещает насыщенную студенческую жизнь в плане различных учебных и развлекательных мероприятий.
  • Стоимость аренды однокомнатной квартиры. Далеко не у всех вузов есть общежития, а если и есть, то не всегда в них можно поселиться. Учитывайте, что студенты снимают жилье по 2-3 человека и делят расходы между собой, поэтому указанные цифры в итоге окажутся в несколько раз меньше. Но даже при этом не нужно забывать, что на оплату аренды у студента может уходить большая часть его суммарного дохода (стипендия, подработка, иные поступления).
  • Средняя зарплата по региону. Этот показатель демонстрирует перспективность выбранного города как для дальнейшего проживания, так и для заработка в студенческую пору.

В качестве дополнительных критериев примем:

  • Рейтинг вузов. Оценивает наличие в городе высших учебных заведений, занимающих лидирующие места в мировых и отечественных рейтингах (ARWU, Times Higher Education, Национальное признание и др.);
  • Привлекательность города. Рассматривает развитость инфраструктуры, транспортной доступности для сторонних городов и регионов, климатические и прочие условия, делающие проживание комфортным.
  • Активность работодателей. Показывает, насколько сложно студенту трудоустроиться при дневном обучении. В отдельных субъектах федерации запущены региональные программы. Они помогают студентам найти работу в свободное от учебы время.
  • Финансовая доступность обучения. Анализирует, насколько цена на получение образование отличается от других городов.

Совокупность этих критериев позволяет сформировать топ-10 городов, наиболее подходящих для получения высшего образования. Предлагаемый список не следует рассматривать как рейтинг, где каждый последующий пункт лучше и качественнее предыдущего. Это просто перечень, показывающий самые подходящие города России для студентов, где у каждого пункта, наряду с преимуществами (к примеру, большое количество престижных вузов), есть и недостатки (такие как высокая стоимость аренды жилья).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector