Отличия между магистратурой и аспирантурой: куда идти

Так стоит ли менять специальность?

Если вы хотите получить новые навыки и расширить свои компетенции — определенно да. Есть два варианта: поступление на смежное направление и полная смена специальности. Рассмотрим плюсы и минусы каждого. 

Смежная специальность: 

Скорее всего, вы с легкостью сдадите вступительные испытания, так как большая часть материала была освоена в рамках бакалавриата. Останется только «подтянуть» темы, относящиеся непосредственно к новому направлению.
Учиться будет несложно. У вас есть базовые знания по дисциплинам, поэтому на занятиях вы будете понимать, о чем идет речь. Конечно, придется заниматься самообразованием и заполнять некоторые пробелы, но в целом, учеба не будет доставлять серьезных проблем.
Можно совмещать с работой. Это вытекает из предыдущего плюса

Вы не будете тратить много сил на подготовку к занятиям, а значит, останется время на подработку или полноценное трудоустройство.
Можно написать интересную диссертацию, которая привлечет внимание работодателей. У вас будет возможность работать на стыке дисциплин, не ограничиваясь одним направлением

Это намного сложнее, но и в тоже время котируется на рынке труда. Такие работы любит и комиссия, так что можно претендовать на хорошую оценку.

Есть один серьезный минус — смежная специальность хоть и расширяет компетенции, но не намного. Это возможность скорее углубиться в одно направление и заниматься непосредственно им. Стать универсальным специалистом не получится. 

Новая специальность:

  • Можно кардинально поменять карьеру. Например, если вы отучились в техническом вузе, но видите себя на гуманитарной должности. В таком случае магистратура станет альтернативой второго высшего.
  • Вы расширите свои полномочия. Если раньше вы занимались только дизайном сайтов, то после учебы на веб-разработчика сможете взять на себя также написанием кода. Это скажется и на уровне заработной платы. 
  • Сможете заниматься тем, чем давно хотели. Еще в школе мечтали быть топовым пиарщиком, но родители настояли на более перспективном направлении в ИТ? Получите второй диплом по любимой специальности! Возможно, у вас даже получится их совместить. Например, устроиться техническим специалистом в маркетинговое агентство.

Но нужно понимать, что поступление на новую специальность — упорная работа. Вам придется хорошо подготовиться к вступительным испытаниям, разбираясь с бакалаврской программой. На учебу вы будете тратить намного больше времени, чем одногруппники, а написание диссертации потребует полного включения. Но отправившись на поиски работы после выпуска, вы поймете, что это того стоит. 

Внутренняя мотивация

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация — это интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание. Такая мотивация не зависит от внешних факторов, это добровольный выбор. Внутренне мотивированные студенты планируют карьеру в академии, остальные — часто вне ее. Исследователи выделяют пять причин внутренней мотивации, по которым люди идут в аспирантуру.

Образовательная программа аспирантуры НИУ ВШЭ включает учебные дисциплины, практику и научно-исследовательскую работу

(Фото: НИУ ВШЭ)

Сильные лидеры. Научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение часто подталкивают магистров к поступлению в аспирантуру. Мотивация динамична и меняется во времени. Хороший научный руководитель может ее укрепить. Он помогает аспиранту втянуться и не бросить учебу.

Кафедральная мотивация. Значимые проекты дополнительно мотивирует учащихся. Исследовательская работа, совмещаемая с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации, поэтому у тех, кто работает на кафедре — наибольшее преимущество. Такие аспиранты работают в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития. Все это влияет на мотивацию к учебе, поэтому аспиранты-сотрудники кафедры больше удовлетворены учебой и чаще успешно оканчивают курс.

Интерес к науке. Аспирантские программы привлекают людей, которые интересуются наукой и преподаванием. Согласно исследованию ВШЭ 2017 года, 56% учащихся поступили в аспирантуру, потому что хотят работать исследователем в вузе или научной организации, 48% — преподавать, 25% — планируют карьеру аналитика в коммерческой организации. Нынешнее исследование дает похожую картину мотивов.

Навыки и увлечения. Чтобы развить навыки исследовательской деятельности, в аспирантуру пошли 91% опрошенных. Почти 87% аспирантов поступили из-за интереса к теме исследования. Многие учащиеся подчеркивали в интервью увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.

Экономика образования

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Для части опрошенных обучение в аспирантуре стало любимым делом. Аспиранты с такой мотивацией тратят личное время на исследования.

«Вы не поверите, у некоторых людей есть склонность к научному исследованию. Кто-то от этого получает кайф. Кому-то нравится такая жизнь», — рассказывает научный руководитель-химик.

Преподавание. Преподавательской работой интересуются 70% опрошенных. Развивать исследовательские и преподавательские компетенции хотят 65% студентов. Аспиранты мечтают «что-то преподавать», — отмечает научный руководитель-филолог.

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего
образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009
года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает
массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в
следующую таблицу.

Ступень

Квалификация/

Степень

Срок обучения

Требования для присвоения квалификации

Где можно продолжить обучение

Высшее образование

Бакалавриат

Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура

Специалитет

Дипломированный
специалист / Специалист
Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура

Магистратура

Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура

Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь.
Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской
диссертации)
Не более 3 лет по очной форме
и 4 лет по заочной (для
ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно)
Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита
кандидатской диссертации
Докторантура

Подготовка научных кадров

Докторантура

Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы
связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу,
который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и
традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы,
которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить
квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух
разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается
бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим
образованием, а что — первым?

Специалитет

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности. 

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Права и обязанности аспиранта

Обучение в аспирантуре дает право:

  • использовать техническую базу вуза;
  • быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;
  • получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;
  • иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);
  • занимать штатную должность (или работать на других условиях).

Обязанности аспиранта четко определены:

  • выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;
  • активно участвовать в жизни кафедры;
  • для допуска к защите необходимо опубликовать статьи в перечне ВАК.

Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.

Могут ли аспиранты преподавать в вузе

Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.

Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.

По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.

Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.

Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.

Магистратура — это второй уровень высшего образования

Несколько лет назад произошел переход российского высшего образования на двухступенчатую систему. Суть её в том, что вначале студент получает степень бакалавра, а затем может поступить в магистратуру.  На многочисленные вопросы, связанные с новой формой образования,  мы попросили ответить начальника управления магистратурой БГТУ им. В.Г. Шухова  И. В. Ярмоленко.

— Ирина Владимировна, расскажите для начала, что такое магистратура?

Согласно Болонскому процессу (Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования), магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования. Всего их, в соответствии с программой реформирования Высшей школы России – два. Первый – бакалавриат. А в магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр — магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

— Если бакалавриат окончен по одному профилю (или направлению), а затем выпускник решил переквалифицироваться. Это возможно?

— Да, могут поступать не только по профилю предыдущего образования, и даже из других вузов. Кстати, можно стать магистрантом и  после прикладного бакалавриата.

— Что такое «прикладная магистратура»?

— Прикладная магистратура — подготовка магистров для работы на производстве, как говорит наш проректор по учебной работе В.М. Поляков «улучшенный инженер».

— Может ли выпускник специалитета обучаться в магистратуре и на каких условиях?
—  Да, выпускники специалитета имеют право поступать в магистратуру, в т.ч. и на бюджетные места.

— Как проводится обучение?

— Классическая форма обучения: лекции, практические, лабораторные занятия, проведение научных исследований.

— Сколько лет нужно учиться в магистратуре?

— Нормативный срок обучения по очной форме составляет 2 года, по заочной форме — 2,5 года, по заочной форме с применением дистанционных технологий – 2,5 года

— Нужно ли сдавать какие-лидо экзамены?

— При поступлении в магистратуру сдается один вступительный экзамен по программе магистерской подготовки. При прохождении вступительного испытания учитываются предыдущие заслуги: средний бал диплома предыдущего образования; оценка по защите выпускной квалификационной работы; портфолио научных достижений.

— Когда начинается прием документов?

В этом году прием документов и заявлений проводится с 22 июня по 31 июля — на очную форму за счет средств федерального бюджета. С 22 июня по 15 августа — на очную форму с оплатой стоимости обучения, а также на заочную форму за счет средств федерального бюджета и на заочную форму с оплатой стоимости обучения. С 22 июня по 19 декабря — на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий.

— Что нужно для того, чтобы учиться в магистратуре? Какие документы подаются?

 Прием документов в магистратуру БГТУ им. В.Г. Шухова производится по личному заявлению граждан. К  нему прилагаются оригинал документа государственного образца о высшем образовании; ксерокопия документа, удостоверяющего личность (копии стр. 2, 3 и 5 паспорта для исключения ошибок при оформлении личного дела); фотография размером 3×4 (в цвете) — 3 шт. А также документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации или их нотариально заверенные копии. Для поступления на ряд направлений требуется медицинская справка.

Подготовила интервью Виктория Горяйнова

Как аспирантура помогает в карьере

Споры о необходимости высшего образования и ученой степени идут до сих пор, считают сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ — Евгений Терентьев и Сауле Бекова.

Чтобы понять, как аспирантура помогает в карьере, оценивают экономическую премию. Это разница в зарплате сотрудника с ученой степенью и его сверстниками без степени. Результаты подобных исследований сильно отличаются.

В 1980-х годах американские исследователи заметили, что реальные зарплаты работников с ученой степенью упали. Людей со степенью было больше, чем требовалось на рынке труда. Специалисты теряют в деньгах, потому что потратили годы на получение степени пока их сверстники нарабатывали реальный опыт. Работодатели ценили опыт больше, чем ученую степень. Работники, которые потратили несколько лет на получение степени вместо выхода на рынок труда в США, потеряли $138 тыс. Отрицательную премию за степень выявили и в Италии, причем для работающих в академической сфере.

Другие исследования показывают выгоду от степени. В конце нулевых американские работники с ученой степенью зарабатывали минимум на 20% больше, чем обладатели степени магистра. Согласно исследованиям в Германии, обладатели ученой степени получают больше по сравнению с магистрами на 11-29% в зависимости от направления подготовки. При этом ученую степень выгоднее получать людям, которые работают вне академической сферы. В России нет подобных исследований. Но по данным НИУ ВШЭ и Швейцарской школы бизнеса, банки работают эффективнее, если ими руководят люди со степенью.

Получившие степень отмечают, что в аспирантуре приобрели важные навыки для работы. При этом дети родителей с ученой степенью более успешны в изучении математики.

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования. 

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях; 
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования. 

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года

Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность. 

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше. 
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей. 

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов. 

Чем отличается уровень подготовки и знаний

Бакалавриат, магистратура и аспирантура представлены тремя ступенями в системе получения «вышки». Те студенты, которые решают идти в магистратуру в собственном ВУЗе, проходят специальную подготовку, где для каждого студента преподавательский состав старается обеспечить индивидуальный подход и подробно рассмотреть все дисциплины по специализации.

Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.

Аспирантура – это наивысшая образовательная планка, главной задачей которой является подготовка высококвалифицированных специалистов для преподавания в средних и высших школах. Обучаться и поступать на аспирантуру имеет право каждый студент, который получил диплом специалиста либо магистра, а также рекомендационные листы от собственных научных представителей и кафедры. Прежде чем выпуститься из аспирантуры, студент должен защитить собственную диссертацию на ступень кандидата наук, а после этого сможет продолжить свою научную работу. Обучаются аспиранты, в зависимости от выбранной формы, от 3 до 5 лет.

Сравнительные характеристики аспирантуры и магистратуры:

  • аспирантура считается третьим и наиболее высоким уровнем подготовки в университетах, магистратура же – вторая ступень;
  • в задачи аспирантуры входит подготовка состава преподавателей для ВУЗов, из магистратуры студенты выходят специалистами высшей квалификации и могут читать свой предмет только в учреждениях более низкого уровня, нежели ВУЗ;
  • магистратура представляет собой часть вузовской системы. Учреждение аспирантуры возможно и при НИИ, а также при остальных исследовательских учреждениях;
  • для начала обучения в магистратуре понадобится диплом специалиста либо бакалавра. Для аспирантуры потребуется диплом не ниже специалитета;
  • после окончания магистратуры студенту разрешается преподавать в средних научных образовательных учреждениях. После аспирантуры вы сможете работать в ВУЗе, а при защите кандидатской диссертации получите звание кандидата наук.

Рассматривать в одном ключе аспирантуру и магистратуру не совсем корректно, ведь такое сравнение подобно аналогии между учениками 9-11 классов или директорами и завучами. Все знают, что после 9 класса нельзя сразу поступить в высшее учебное заведение, для этого следует закончить колледж. А будучи обычным учителем сложно стать сразу директором, так же, как и стать кандидатом наук, не защитив предварительно научную работу и не закончив аспирантуру.

Чем аспирантура отличается от магистратуры?

По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:

  • целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
  • строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
  • меньший курс лекций и семинаров;
  • опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
  • проведение оригинальных исследований.

Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:

  1. Очная (три года);
  2. Заочная (четыре года);
  3. Соискательство (пять лет).

Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.

Чем отличается бакалавр от специалиста?

У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.

За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.

Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.

Специалитет и бакалавриат похожи тем, что после обучения в них ты сможешь получить диплом о высшем образовании и работать по специальности. Разница заключается в уровнях и сроках обучения, направленности программ и карьерных возможностях. И да, специалитет — пережитки советской системы, в бакалавриат — унифицированный образовательный стандарт европейских стран

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или
специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся
специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не
является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут
предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении
базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста
дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить
должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4
года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же
с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который
и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и
узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с
наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться
в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию.
С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе —
это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист
специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить
в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим
образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки
специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января
2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома
«Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк»
и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист».
В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки
специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на
платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во
многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист
может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или
преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

Сходства, различия и преимущества аспирантуры и магистратуры

  • Для поступления в магистратуру нужно обладать дипломом специалиста или бакалавра, в то время как для аспирантуры нужен диплом не ниже магистра или специалиста.
  • Срок обучения магистрантов составляет 2 года, а обучение аспирантов варьируется от 3 до 5 лет.
  • Основная задача аспирантуры это подготовка среднего и высшего преподавательского состава.
  • Магистратура, в свою очередь, подготавливает специалистов, которые в дальнейшем могут преподавать в средних образовательных учреждениях.
  • Обучение в магистратуре составляет часть исключительно вузовской системы, а аспирантура в свою очередь может быть сорганизована не только в рамках вуза, но и при НИИ или же других исследовательских организациях.
  • Закончить обучение в аспирантуре Вы также можете и без защиты диссертационной работы. Тогда Вы получите диплом только о сдаче кандидатских экзаменов.

За время обучения в многоуровневой системе образования студент привыкает к самостоятельной научной работе и в праве сам выбирать, что для него нужнее и эффективнее для дальнейшей реализации своего потенциала.

Вклад, который мы вносим в саморазвитие это то, что определяет нашу дальнейшую жизнь в целом: продвижение в карьере, уровень доходов и многое другое. Любой абитуриент мечтает стать востребованным и первоклассным специалистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector