Зачем в оркестре нужен дирижер?

Степень: Дирижер хора. Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Дирижирование академическим хором). Дирижер оркестра народных инструментов. Преподаватель (Дирижирование оркестром народных инструментов). Дирижер оркестра духовых инструментов. Дирижер хора

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Дирижирование представляет собой, пожалуй, одну из наиболее сложных отраслей музыкальной деятельности. Именно на дирижера ложится вся ответственность за выступление музыкального коллектива. В задачи будущих специалистов входит детальное изучение музыкальных произведений, особенностей исполнительской манеры каждого из членов коллектива, подбор репертуара, распределение партий с учётом возможностей подчиненных, индивидуальная интерпретация музыкального произведения таким образом, чтобы придать ему экспрессивность, выразительность и необычность звучания.

Дирижер – эксклюзивная, штучная профессия, научиться которой без наличия таланта практически нельзя. Дирижером нужно родиться, а стремление к профессионализму приходится годами.

Не служба, а романтика

– Учеба в военном учебном заведении предполагает проживание в казарме, наряды, жесткую дисциплину… Сложно ли было перестраиваться?

– Мой отец всегда считал, что самое лучшее образование можно получить только в армии. Я согласен с этим, когда ты в гражданском вузе не сдаешь зачет, то ты его можешь пересдать, а учеба в военном  институте предполагает большую ответственность — или ты сдаешь зачет и идешь в увольнение, или не сдаешь и идешь в наряд…

При всем при этом пять лет учебы  были прекрасны. Во всем была своего рода романтика  – даже наряды нас не удручали, ко многим вещам относились с юмором. За время обучения мы с сокурсниками стали настоящей семьей.

– И все-таки, чем отличается военный дирижер от гражданского?

– Военный дирижер – это одна из красивых профессий, которая может быть!  Ты одет  в форму, на руках белые перчатки, перед тобой стоит военный оркестр. Музыканты получают удовольствие, от того, что они делают и как. Если взять выступления, то когда мы смотрим парад, из всего коллектива военного оркестра запоминается именно дирижер, потому что он стоит перед музыкантами и, как говорят дилетанты, машет руками (смеется).

Военный дирижер владеет техникой управления подразделением при помощи рук — он жестами направляет оркестр куда идти

Немаловажный фактор — девушки! У мужчины в военной форме больше шансов привлечь внимание у противоположного пола

– Но вы же стоите спиной к зрителю?

– Дирижер — это своего рода актер. Когда дирижер выкладывает свою душу и знает, что он делает, то музыканты отвечают ему тем же. Он становится своего рода связующим звеном между музыкантами и публикой — музыканты отдают посыл, который идет в зал, и люди ощущают эту хорошую, теплую энергию.

В европейских концертных залах есть места, которые расположены над оркестром — билеты на них продаются с двойной наценкой. Люди хотят посмотреть на живые эмоции. То, что рождается во время концерта у дирижера, передается музыкантам, Дирижер, как и любой человек, не может играть в одном и том же настроении. Невозможно сыграть одну и ту же мелодию одинаково — очень много зависит от настроения.

У нас бывают концерты, где мы вначале играем несколько композиций, после нас выступает артист под фонограмму, завершаем выступление снова мы. Здесь сразу видна разница между живой музыкой и записью.

– Как вы попали в Киров?

– По окончании училища мне предлагали служить в министерстве обороны, но меня эта перспектива почему-то не привлекла. В результате я попал на Урал, к тому времени военный оркестр, служивший в городе, где мне посчастливилось стать военным дирижером, занял второе на Всероссийском конкурсе.

Мне было интересно там работать — очень добрые и отзывчивые люди там живут. Через 9 месяцев меня перевели в Киров.

Вот уже четыре с половиной года имею честь служить на радушной Вятской земле. После того, как познакомился с оркестром, понял, что у него  большой потенциал и нужно сделать его известным не только для Кирова, но и области. У людей сложился стереотип, что военный оркестр — это марши, вальсы, похороны и различные военные ритуалы, больше оркестр ничего не умеет. На самом деле военные оркестры очень далеко шагнули в плане репертуара и аранжировок.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Особенности профессии дирижера

Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:

  • ансамблевой;
  • оркестровый;
  • хоровой;
  • оперный.

Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.

При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений

Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки

Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.

Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.

Обязанности

Профессия дирижёра — одна из самых сложных в музыкальной сфере. От его профессионализма зависит успех всего выступления. Дирижёр несёт ответственность за качество звучания и слаженность работы всей команды.

Специалист должен не только разбираться в музыкальных произведениях, но также обязан знать способности каждого музыканта или хориста, это влияет на подбор партии для каждого. Как правило, дирижёр старается придать произведению выразительность, придумать новое необычное звучание.

Дирижёр составляет план репетиций, отвечает за постановку спектаклей, предлагает график выступлений. Он же подбирает музыкантов, хористов, помогает новичкам влиться в рабочий процесс.

Во время выступления дирижёр выполняет свою главную задачу – управляет музыкальной командой при помощи определённых жестов.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.

Что нужно знать об оркестровой яме

Раньше яма ямой не была

Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.

Музыканты сидели на одном уровне со зрителями. Так было в XVII веке, в XVIII и даже в XIX.

Вот, например, оперный театр в Версале (XVIII век):

Театр чешского города Крумлова (гравюра 1798 года).

А это венский театр Ан-дер-Вин, начало 19 века. Контрабасы торчат из оркестра и фактически загораживают зрителям сцену ровно посередине.

Кстати, оркестровые ямы всегда были не только в оперном, но и в драматическом театре, потому что драматические спектакли, как правило, сопровождались музыкой. И её иногда было довольно много. К примеру, популярная музыка из «Пер Гюнта» Грига или «Свадебный марш» Мендельсона были написаны именно для таких спектаклей.

Тем более, что раньше вообще не всегда было деление на оперный и драматический театр. Все спектакли шли на одной сцене, как долгое время у нас в Большом.

Вот постановка шекспировской драмы «Генрих IV» в Королевском театре английского города Бат. 1750 год. Оркестру отвели небольшой загончик)

На картинах Дега видно, что в Парижской опере ещё даже в 80-е годы XIX века музыканты сидели не в реальной яме, а на уровне пола партера.

Первые ряды зрителей визуально смешиваются по этой причине с оркестрантами.

А здесь видно, как нахальный меломан в цилиндре с биноклем из первого ряда чуть ли не на голову сел оркестрантам, чтобы разглядеть даму в ложе (и это во время спектакля! представьте, какая была распущенная публика!). Музыканты только условно отделены от зрителей.

В театрах США можно было видеть такие же ямы «без ямы» даже в начале 20 века (обратите внимание на шторку вместо барьера). Но идеи о том, что хорошо бы опустить оркестр, чтобы он не маячил своими контрабасами и смычками, витали в воздухе, начиная с 19 века

Но идеи о том, что хорошо бы опустить оркестр, чтобы он не маячил своими контрабасами и смычками, витали в воздухе, начиная с 19 века.

Когда в 1825 году был открыт Большой театр в Москве, в нём уже была оркестровая яма в полном смысле этого слова. И это было новым словом в театральном интерьере.

А пока ещё один вопрос, который противоречиво освещен в источниках.

Где и как стоял дирижер в оркестровой яме?

Сейчас он занимает место на возвышении перед оркестром. Он дирижирует оркестром и показывает вступления певцам.

Сто лет назад и ранее дирижёр стоял в центре оркестра лицом к сцене.

Источник

Юрий Темирканов

Догадывался ли Сергей Прокофьев, что маленький мальчик, сын руководителя Комитета по делам искусств Кабардино-Балкарии (он опекал московский музыкальный «десант» во время эвакуации), станет одним из лучших дирижеров мира? И к тому же страстным поклонником музыки самого Прокофьева: на счету Юрия Темирканова не только исполнение знаменитых партитур композитора, но и возрождение забытых. Его трактовки симфоний Шостаковича или опер Чайковского причисляют к эталонным, на них ориентируются. Его оркестр — с длинным названием, которое в просторечии превратилось в «Заслугу» (от заслуженного коллектива России — Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича), — вошел в рейтинг лучших оркестров мира.

Евгений Онегин

1984

152 мин

Мариинский театр (Основная сцена)

В 13 лет Темирканов приехал в Ленинград, с этим городом связал свою судьбу. ЦМШ при консерватории, сама консерватория, сначала оркестровый факультет, затем — дирижерский, у легендарного Ильи Мусина. Карьера его развивалась стремительно: после консерватории он дебютировал в Малом оперном театре (Михайловском), на следующий год выиграл конкурс и отправился на гастроли — в Америку — с Кириллом Кондрашиным и Давидом Ойстрахом. Затем возглавил оркестр Ленинградской филармонии и в 1976 году стал главным дирижером Кировского театра. Где и создал те самые эталонные интерпретации опер Чайковского, а одну из них — «Пиковую даму» — и сам поставил. Валерий Гергиев, кстати, недавно эту постановку отреставрировал и вернул на сцену Мариинки. В 1988-м — это предмет особой гордости дирижера: его выбрали — а не назначили «сверху»! — главным дирижером той самой «Заслуги», а затем и худруком Санкт-Петербургской филармонии.


Альгис Жюрайтис. Фотография: Косинец Александр / ТАСС

https://youtube.com/watch?v=6vZ9HPXeLfs

Для чего нужны дирижеры

На первый взгляд – все очень просто. Он держит оркестр или хор вместе и в одном времени. Но это только отправная точка. Самое главное, что дирижер служит для композитора посыльным. Их обязанность – понимать музыку и передавать ее жестами настолько прозрачно, чтобы музыканты в оркестре понимали ее в совершенстве. Эти музыканты могут затем передать публике единое видение музыки.

Wingardium Leviosa!

Люди использовали палочки для «дирижирования» музыки с 700 г. до н.э. Во времена Средневековья и Возрождения большинство небольших ансамблей слушали друг друга и играли без дирижера.

Позже, когда было изобретено больше инструментов и оркестры выросли в размерах, предпочтение перешло к использованию большого посоха, который лидеры колотили по земле, чтобы задавать темп и держать музыкантов вместе. Это было очень эффективно, потому что музыканты могли это слышать, но затем композитор Люлли ударил себя ножом в ногу, получил гангрену и умер… Да, такая история.

Поэтому люди начали искать другие способы дирижировать музыкой. Сейчас дирижеры используют либо палочку (для большого оркестра), либо руки. Существуют определенные шаблоны и жесты, которые передают ключевые особенности музыки, но, поскольку у исполнителей часто уже есть эти особенности, записанные в их партитуре, это не главная роль дирижера.

С годами эта работа превратилась в нечто, в первую очередь художественное; объединить музыкальные интерпретации всех музыкантов на сцене в общую картину.

Почему в рок или поп-музыке нет дирижеров?

На самом деле есть, просто они встречаются реже. В основном в таких ансамблях роль удержания всех в одном времени играет барабанщик. Если вы думаете о роке и попе в целом, вы часто слышите, как группы исполняют свою музыку, или вы можете послушать кавер-версию. Обложки могут сильно отличаться от оригинала из-за новой интерпретации художника.

А теперь подумайте о мире классической музыки: произведения всегда исполняются разными инструменталистами, в их истории сотни выступлений, многие композиторы давно умерли, а «группа» состоит из 100 человек. Внезапно согласиться с такой интерпретацией становится немного сложнее.

Вот где появляется дирижер. И дело не только в том, чтобы дирижировать по образцу, а в том, как они добавляют к жестам развитие, и формируют музыку. Это навык, который включает в себя психологию, язык тела, знание истории и чувствительность ко всему, что делает нас людьми.

литература

  • Арне Штольберг и Яна Вайсенфельд (редакторы): DirigentenBilder. Музыкальные жесты — воплощенная музыка , Базель 2015, ISBN 978-3-7965-3478-2 .
  • Дитфрид Бернет : Аргументы в пользу джентльмена в хвосте: все, что вы всегда хотели знать о дирижировании … Лимбус Верлаг (Австрия) 2008 ( ISBN 978-3-902534-14-9 )
  • Джулиан Каскел — Хартмут Хайн (Ред.): Справочник дирижеров. 250 портретов, Кассель 2015
  • Эльке Маша Бланкенбург : Женщины-дирижеры в 20 веке: портреты от Марин Олсоп до Симоны Янг , Europäische Verlagsanstalt, Гамбург 2003, ISBN 3-434-50536-9 .
  • Ханс-Клаус Юнгхайнрих: Великие дирижеры. Важнейшие переводчики ХХ века, Дюссельдорф, 1986 г.
  • Норман Лебрехт: миф о маэстро. Дирижер. Типология профессии , Atlantis Musikbuch 1993
  • Илья Мусин : Техника дирижирования (Техника дирижирования), Издательство «Музыка», Москва, 1967.
  • Эннио Никотра: Введение в технику оркестрового дирижирования Ильи Мусина (Введение в технику оркестрового дирижирования в соответствии с школой оркестрового дирижирования Ильи Мусина) . Книга и DVD (текст на итальянском, английском, немецком и испанском языках). Edizioni Curci Milano, 2007.
  • Ален Пари: Классическая музыка в 20 веке. Инструменталисты, певцы, дирижеры, оркестры, хоры , Мюнхен: dtv 1997 ( ISBN 3-423-32501-1 )
  • Вольфганг Шрайбер: Великие дирижеры , Мюнхен — Цюрих, 2005 г.
  • Юлия Спинола: Великие дирижеры современности . С подробной энциклопедией, Берлин: Henschel 2005, ISBN 3-89487-480-5
  • Анке Стейнбек: По ту сторону мифа о маэстро: женщины-дирижеры 21 века, Дор, Кельн, 2010, ISBN 978-3-936655-74-2

Будущая профессия

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

Как музыканты понимают дирижера и зачем он нужен, если и без него все понятно?

Добрейшего дня, всем дорогим подписчикам и просто попутным гостям канала!

У меня на канале уже давно пользуется популярностью тематика в стиле «А зачем музыканты..», что вполне обоснованно. В музыкальной сфере существует множество свои нюансов и секретов, которые кажутся простыми, но одновременно требуют некоторого разъяснения для общего понимания.

Итак, здесь речь пойдет о дирижерах. Оказывается, это один из самых популярных вопросов о музыкантах в поисковике:

Действительно, что это за мужик, который машет целому оркестру и нужен ли он вообще?

Правда в том, что оркестр сам знает, что играть и без дирижера, все партии заучены и отрепетированы до идеала так, что музыкант в неосознанном состоянии может сыграть свою партию.

Очень часто в фильмах нам показывают комедийную версию дирижера, который случайно машет рукой и палочкой, а у оркестра получается невероятно потрясающая музыка. Это все смешно, но в действительности это так не работает.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Примечания

  1. 12345678 Рацер, 1975, с. 252.
  2. Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
  3. Рацер, 1975, с. 252—253.
  4. 123456 Рацер, 1975, с. 253.
  5. 123Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
  6. Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
  7. Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
  8. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
  9. Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
  10. Адорно, 1999, с. 99.
  11. 12 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
  12. Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
  13. Гинзбург, 1975, с. 187.
  14. 12345 Рацер, 1975, с. 254.
  15. Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  16. Гинзбург, 1975, с. 164.
  17. Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  18. Адорно, 1999, с. 95.
  19. 12 Рацер, 1975, с. 255.
  20. 12Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  21. Гинзбург, 1975, с. 186.
  22. Гинзбург, 1975, с. 381—390.
  23. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
  24. Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
  25. Гинзбург, 1975, с. 390—391.
  26. Гинзбург, 1975, с. 391—392.
  27. Гинзбург, 1975, с. 186—187.
  28. Гинзбург, 1975, с. 389.
  29. 12 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
  30. Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
  31. 12345 Рацер, 1975, с. 255.
  32. Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
  33. Гинзбург, 1975, с. 7.
  34. Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
  35. 123 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
  36. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
  37. 12 Гинзбург, 1975, с. 6.
  38. Poulet Christian. Jane Evrard(неопр.) . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2020.
  39. Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.

Изучаемые дисциплины

Дирижер – своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя

Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:

  • дирижирование,
  • гармония,
  • история отечественной музыки,
  • история зарубежной музыки,
  • музыка второй половины xx и начала xxi веков,
  • музыкальная форма,
  • сольфеджио,
  • полифония,
  • фортепиано,
  • музыкальная педагогика и психология.

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Теодор Курентзис (р. 1972)

Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector