Какие технологии будущего применяются в учёбе уже сегодня
Содержание:
- Найдено научных статей по теме — 15
- ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
- ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА
- ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА
- Дистанционное обучение: форма, технология, средство
- Технология разработки курса дистанционного обучения
- Дистанционные образовательные технологии в обучении
- Технология разработки системы дистанционного обучения
- Технологии дистанционного обучения-глазами современника
- Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы
- Опыт внедрения дистанционных технологий обучения в ТТИ ЮФУ
- Образовательные технологии открытого дистанционного обучения
- Типы и разновидности ДО
- Геймификация
- 3 формы дистанционного обучения
- Нормативные документы
- Требования к материальному обеспечению
- Требования к рабочему месту педработника
- Инструменты дистанционных образовательных технологий
- Формы получения образования вне организации
- В качестве заключения
- Преимущества и недостатки дистанционного обучения
- Преимущества и недостатки дистанционного обучения
- Перспективы развития технологий дистанционного обучения
- В качестве послесловия
- Формирование информационной среды
- Общие сведения
Найдено научных статей по теме — 15
ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Сластя С.Д.
Данная статья посвящена актуальности дистанционного обучения персонала в нашей стране, технологиям дистанционного управления. Так же в статье рассматриваются основные проблемы дистанционного обучения и способы их решения.
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА
Кальда В.Э.
Статья посвящена роли дистанционных технологий в обучении персонала. В статье раскрывается понятие дистанционного обучения, история возникновения понятия. Приводится зарубежный опыт дистанционного обучения.
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА
Передельский П.А.
В данной работе на основе всестороннего исследования научной литературы за последние годы анализируются дистанционные технологии в обучении персонала.
Путимцева Кристина Михайловна
Данная статья анализирует практику развития современного образования на основе применения системы дистанционного обучения в рамках реализации как программ переобучения специалистов, так и программы инклюзивного образования.
Дистанционное обучение: форма, технология, средство
Шаров Василий Сергеевич
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. Основная задача статьи обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения.
Технология разработки курса дистанционного обучения
Тимофеева Г. А.
В статье описываются особенности дистанционного обучения и построения модульных курсов дистанционного обучения с учетом этих особенностей.
Дистанционные образовательные технологии в обучении
Медникова Оксана Васильевна
ДОТ предполагает непрерывность применения персонального компьютера в течение всего периода обучения, поэтому на начальном этапе студенты получают необходимые знания по работе с операционными системами, развивают умения и навыки по
Технология разработки системы дистанционного обучения
Дмитренко Т. А., Деркач Т. Н., Дмитренко А. А.
Рассматриваются актуальные вопросы внедрения в учебный процесс дистанционной формы обучения.
Технологии дистанционного обучения-глазами современника
Богданова Диана Александровна
В статье на фоне истории развития дистанционного обучения рассматриваются примеры деятельности на различных дистанционных курсах (из личного опыта обучения автора).
Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы
Денисова Неля Ивановна, Морозова Татьяна Дмитриевна, Ковалева Галина Викторовна
Реализуемая при помощи дидактических приемов интерактивность дистанционных технологий обучения позволяет организовать продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в межсессионное время, что, в свою очередь, существенно по
Опыт внедрения дистанционных технологий обучения в ТТИ ЮФУ
Тарасенко Ольга Серажутдиновна
Образование – это путь в будущее. Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в новых условиях цивилизации.
Образовательные технологии открытого дистанционного обучения
Девтерова Зурета Руслановна
В статье раскрыты принципы организации процесса дистанционного обучения, позволяющие создать специальную среду в любом географическом пункте и обусловленные дидактическими задачами высшей школы.
Типы и разновидности ДО
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционного обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционное обучение дает возможность получить:
- среднее образование (школа);
- среднее профессиональное образование (колледж);
- высшее:
- первое (бакалавриат);
- второе (бакалавриат);
- вторая ступень высшего (магистратура);
- послевузовское: аспирантура;
- BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
- MBA – мастер делового администрирования.
- дополнительное образование:
- переподготовка на уровне СПО и ВО;
- повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
- освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
- изучение иностранных языков;
- участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.
Выпускники удаленного обучения вузов РФ получают такой же диплом, как очники
Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, дистанционное обучение можно разделить на категории:
По стоимости
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
- бесплатное,
- платное,
- «freemium» (бесплатное обучение, платная аттестация).
По времени
-
- Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
- Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.
По авторству
-
-
- Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
- Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.
-
По количеству участников
-
-
- Без ограничения
- С ограниченным количеством слушателей
-
По процессу
-
-
- Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
- С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.
-
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием – обучением в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность
в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт
https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
Геймификация
Как игры помогают развиваться
Сегодняшнее образование должно подстраиваться под растущее поколение. Нужно учитывать особенности нынешних детей и внедрять новые технологии в современной школе.
Советские принципы обучения устаревают — в 2020 году кажется странным переписывать огромное и нудное упражнение от руки или продираться сквозь неактуальный учебник, выпущенный в прошлом веке.
Чтобы сделать учёбу живее и интерактивнее, применяется геймификация: в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр).
Геймификация меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», где дистанционно учатся ребята со всего мира, геймификация уже успешно применяется на практике. За выполнение домашних заданий дети получают очки опыта — XP (experience points). Прямо как в любимых компьютерных играх! Каждое задание имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Чем труднее и чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь. Очки опыта суммируются и позволяют ученикам переходить от лёгкого уровня к более сложному и интересному.
<<Форма с консультацией>>
3 формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение делится на формы в зависимости от того, насколько требуется участие преподавателя в процессе, и синхронности в изучении уроков студентами. Всего выделяется 3 формы такого обучения:
Синхронное обучение – обучение проходит с помощью онлайн-уроков, которые проводит преподаватель по заранее оговоренному расписанию.
Асинхронное обучение – ученики изучают материал и сдают тесты и контрольные работы к определенному дедлайну при минимальном участии преподавателя.
Смешанное обучение – часть уроков ученики проходят тогда, когда им это удобно, а часть проводит преподаватель в онлайне в режиме реального времени.
Чтобы разобраться в нюансах, рассмотрим по отдельности каждую форму, основные виды уроков, их преимущества и недостатки.
Нормативные документы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 статья 16 № 273- ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 23.03.2020 № 417 «О сопровождении реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
Требования к материальному обеспечению
В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения и в соответствии с Рекомендациями № 06-381 учреждение обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей:
- электронные информационные и образовательные ресурсы;
- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.
Благодаря взаимодействию вышеперечисленных ресурсов и технологий происходит освоение образовательных программ (полностью или частично) независимо от местонахождения учащихся.(Условия закупки услуги подключения к интернету должны предусматривать предоставление доступа к сети в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю (без учета потребляемого трафика). Правда, за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ (при обеспечении общей доступности услуг не менее 99,5 процента в месяц)).
Требования к рабочему месту педработника
Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано:
- персональным компьютером;
- компьютерной периферией: микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками (для аудиоконференций, вебинаров), веб-камерой (для видеоконференций).
При этом конкретные требования к рабочему месту педагога необходимо установить во внутреннем локальном нормативном акте образовательного учреждения.
Например, в таком акте могут быть упомянуты:
- интерактивная доска с проектором;
- принтер, сканер (или многофункциональное устройство).
В отношении предметов естественнонаучного цикла в локальном акте можно предусмотреть:
- цифровой микроскоп;
- комплект цифровых измерителей (датчиков);
- лабораторное оборудование.
А для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации, такие как:
- музыкальная клавиатура;
- графический планшет.
Инструменты дистанционных образовательных технологий
ВАЖНО!!! Безопасность
При использовании интернет-технологий при проведении онлайн уроков необходимо соблюдать меры безопасности:
- 1. Настройка комнаты вебинаров: управление настройками ресурса только педагогом,отключение личных чатов, отключение видеокамер учащихся.
- 2. Управление инструментами ресурса проведения онлайн урока только педагогом (например, включение/выключение видеокамеры и микрофона учащегося, доступ к доске и подгрузке презентации).
- 3. Не размещать ссылки для подключения к комнатам вебинаров в общем доступе.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | КАК ИСКЛЮЧИТЬ ПРЕТЕНЗИИ |
---|---|
|
|
3.2.1. Платформа «Mirapolis»
Вебинар по использованию платформы «Mirapolis» . (Рекомендовано при просмотре вебинара установить качество: «Высокое 720р».)
Число педагогов, зарегистрированных для проведения уроков на платформе «Mirapolis»
Наименование ОО | Количество педагогов | Наименование ОО | Количество педагогов |
---|---|---|---|
МБОУ Лицей №1 | 6 | МБОУ СШ №12 | 7 |
МБОУ СЕНЛ | 11 | МБОУ СОШ №15 | 3 |
МБОУ гимназия Лаборатория Салахова | 10 | МБОУ СОШ №18 | 18 |
МБОУ гимназия № 2 | 9 | МБОУ СОШ № 22 имени Пономарева | 7 |
МБОУ гимназия Салманова | 16 | МБОУ СОШ №24 | 2 |
МБОУ лицей Хисматулина | 14 | МБОУ СОШ № 25 | 6 |
МБОУ НШ Перспектива | 2 | МБОУ СОШ №26 | 6 |
МБОУ НШ Прогимназия | 3 | МБОУ СОШ №27 | 6 |
МБОУ СОШ №1 | 25 | МБОУ СОШ №29 | 9 |
МБОУ СОШ №3 | 10 | МБОУ СШ №31 | 11 |
МБОУ СОШ №4 | 6 | МБОУ СОШ №32 | 17 |
МБОУ СОШ №5 | 7 | МБОУ СОШ № 44 | 13 |
МБОУ СОШ №6 | 2 | МБОУ СОШ №45 | 20 |
МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева | 3 | МБОУ СОШ № 46 с УИОП | 19 |
МБОУ СШ №9 | 9 | МБВ(с)ОУ О(с)ОШ №1 | 4 |
МБОУ СОШ № 10 с УИОП | 2 | МБОУ СТШ | 6 |
3.2.2. Office 365 Skype для бизнеса
Если у вас нет учетной записи Skype, Вам необходимо обратиться в МАУ «Информационно — методический центр» по телефону: 8(3462)52-56-43.
пн — пт. 9.00 — 18.00. Обед 13.00-14.00
3.2.3. Microsoft Teams
Корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. Разработана компанией Microsoft как конкурент популярного корпоративного решения Slack. Сервис представлен в ноябре 2016 года
3.2.5. TrueConf Server
Все учебные заведения могут бесплатно получить лицензию на использование ВКС-системы TrueConf Server до 1000 онлайн пользователей для проведения вебинаров и онлайн-уроков.
TrueConf Server обеспечивает проведение видеозвонков и конференций в различных режимах и позволяет полноценно взаимодействовать с учениками. Пользователи смогут участвовать в онлайн-встречах с помощью любого доступного устройства: ПК, ноутбука, планшета или телефона. При этом пользователям ВКС-системы будут
доступны все необходимые инструменты для совместной работы: чаты, запись сеансов, реакции, передача файлов, демонстрация экрана и удаленное управление рабочим столом.
Информация о способе получения лицензии размещена на официальном сайте компании https://trueconf.ru/.
3.2.6. Zoom
Бесплатная версия продукта позволяет организовать конференцсвязь до 100 участников, с ограничением по времени проведения конференции в 40 минут.
Функциональные возможности Zoom
- Вид активного докладчика
- Полный экран и вид галереи
- Одновременная демонстрация экрана
- Вход по телефонному вызову
- Виртуальный фон
- Демонстрация рабочего стола и приложения
- Мгновенные или запланированные конференции
- Локальная запись в формате MP4 или M4A
- Приватный и групповой чат
- Поднять руку
- Групповые сообщения и присутствие
- Демонстрация экрана любого приложения iPad/iPhone
- Совместные комментарии на общем экране
- Обмен через доску сообщений
Формы получения образования вне организации
Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.
Что такое семейное образование
Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
<<Блок перелинковки>>
Давайте разберём основные виды семейного образования.
- Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
- Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.
- Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
- ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
- он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
- у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
- у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
- семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
- семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
Что такое самообразование
Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.
Форма самообразования подойдёт, если подросток:
- хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
- уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
- хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.
В качестве заключения
Дистанционное обучение – это отрасль, которая за последние 300 лет развилась настолько, что стала прямым конкурентом обычного очного обучения. Методики, техническое оснащение, специальные сервисы делают обучение на расстоянии в наше время доступным для любого человека. LMS-платформы зарекомендовали себя, как действенный способ оптимизации и предоставления курсов через Интернет, а их развитие напрямую влияет на развитие всего дистанционного образования в целом.
Так что, если вы задумывались о том, чтобы начать обучать людей через Интернет, самое время запустить свою онлайн-школу. Тогда вы сможете встать у руля в своей нише и получить конкурентные преимущества, которые дают создание дела первым.
Прочитайте эту статью (ссылка на статью про шаги создания онлайн-школы), чтобы узнать, как быстро создать и запустить онлайн-школу, которая будет приносить вам хорошие деньги.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Преимущества:
- массовость: возможность вместе учиться детям из разных городов и с разными жизненными ситуациями;
- дистанционное школьное образование не отличается от очного по методам и формам;
- шанс учиться дома, а не ездить через весь город;
- получение знаний в удобное время для ребёнка;
- освоение новых технологий;
- мобильность и оперативность образовательного процесса;
- развитие самодисциплины и самообразования.
Недостатки:
- возможность нестабильного интернет-соединения на удалёнке;
- малое количество методических материалов;
- низкая компьютерная грамотность учителей;
- установка родителей «дистанционная форма обучения — это никакое не образование»;
- высокие требования к администрированию дистанционной школы;
- необходимый высокий уровень самоорганизации учеников;
- высокая стоимость построения дистанционной системы образования на начальных этапах;
- высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Рассмотрим со стороны учащегося и обучающего. В качестве учащегося не берем школьника, а самостоятельного человека, который имеет право принимать решения без родителей или опекунов. То есть, начиная с СПО.
Для учащегося
Плюсы | Минусы |
Поступление круглый год из дома. Не нужно ждать сентября и лично подавать документы. | Сложно найти качественную программу обучения. Много мошенников и «для галочки» сделанного учебного контента даже в госвузах. |
Нет привязки ко времени, графику и месту. Доступно как из глухой деревни, так и с другого конца света. Не нужно два раза в год ездить на сессии. | Нет живого эмоционального общения. У кого-то это может снижать мотивацию. |
Неограниченный выбор университетов и курсов. Можно слушать лекции гарвардских преподавателей из дома в Перми. | Привязка к интернету, иногда к технологиям. Чтобы учить ПГС, нужно профессиональное ПО и компьютер, который его потянет. |
Стоимость в 1,5-2 раза ниже очного. Как гособразование РФ, так и тот же гарвардский курс будут стоить меньше, чем если платно и без грантов учиться на очном или заочном. | Платно. Бюджетную программу дистанционного обучения даже государственного университета найти очень сложно. Надежда только на работодателя. |
Нет зависимости от обстоятельств. Дистанционные занятия не отменят из-за коронавируса или из-за болезни преподавателя. | Низкий процент защит. Многие сами бросают учебу, до диплома доходят 25% от тех, кто начинал (по данным статистики courseburg – это вместе со всеми курсами). |
Нет привязки к количеству мест, возрасту, статусу. Места не ограничены, вузу все равно, сколько студенту лет, какой у него цвет кожи, взгляды, положение в обществе. | |
Тренировка надпрофессиональных навыков: самоорганизация, самодисциплина, поиск информации. | |
Адаптация к реальности: подготовка к удаленной работе. | |
Интересно и без воды. Если курс написан качественно, от него не устаешь; вовлеченность и погруженность достигаются сотнями методик и инструментов. |
Для обучающего
Плюсы | Минусы |
Экономия: помещения, коммунальные, материалы, аудиторное время преподавателей. | Время, специалисты, расходы на:
|
Охват: одновременно программу могут изучать неограниченное количество человек разной успеваемости, занятости, уровня владения материалом, компьютером. | |
Многократное использование материала, нужно только обновлять. | |
Учебный процесс дистанционного обучения работает в любых внешних условиях и обстоятельствах. |
Объективно о плюсах и минусах дистанционного обучения можно судить только по конкретному учебному учреждению, программам обучения или курсам, потому что различия могут доходить до того, что в одном месте какой-то параметр будет достоинством, в другом – огромным минусом. Например, если вуз выдает диплом государственного образца, это плюс, если никому неизвестный сертификат, минус.
Если система и методы дистанционного обучения организованы не под давлением обстоятельств, не «для галочки» или одного только заработка, а с заботой и вниманием к учащимся, чтобы дать знания, это всегда будет положительный опыт. Самое сложное – найти и распознать стоящее
Перспективы развития технологий дистанционного обучения
За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.
К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.
Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.
Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.
Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)
В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.
В качестве послесловия
Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.
В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.
Формирование информационной среды
В состав программно-аппаратных комплексов требуется включить (установить) программное обеспечение, которое необходимо для осуществления учебного процесса:
- общего назначения: операционная система (системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы);
- учебного назначения: интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и др.
Должна быть создана программная система дистанционного обучения. При этом разработчики образовательных программ (авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты) совместно формируют и размещают содержательный контент.
В свою очередь, педагогический работник выбирает из имеющихся или создает нужные для обучения ресурсы и задания. То есть планирует свою педагогическую деятельность. А обучающиеся – выполняют задания, предусмотренные образовательной программой. При необходимости они могут обратиться за помощью к педагогу.
Все результаты обучения сохраняются в информационной среде. Ведь на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогов.
Дистанционное обучение невозможно вести без использования специальной системы. Однако не все учреждения имеют необходимых штатных специалистов. В этом случае можно использовать доступ к системе, предоставляемый сторонней организацией (на основании договора).
При этом необходимо учитывать, что такая система обязана соответствовать ряду требований:
- разработчик курса должен иметь полный контроль над ним (изменение настроек, правка содержания, обучение);
- педагог должен обладать возможностью организации обучения, но без изменения содержания всего курса (Если педагогу необходимо внести какие-то изменения в обучающий курс, например добавить индивидуальные задания для студента, он должен обратиться к его разработчику).
- должна быть обеспечена возможность загрузки курсов;
- рекомендуется включить в образовательную программу набор различных элементов (например, ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, построения схем и др.);
- должно быть обеспечено удобство редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
- оценку работы обучающихся можно проводить разными способами – с возможностью создания собственных шкал для анализа результатов обучения по критериям;
- все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
- нужна встроенная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая наблюдать участие в курсе как в целом, так и детально по каждому его элементу;
- должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.
Кроме того, информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.
Важно запомнить
Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в штате учреждения необходимо иметь программиста и веб-дизайнера. Это поможет повысить уровень и качество предоставляемых услуг обучающимся
Сами же преподаватели обязаны уметь использовать информационно-коммуникационные технологии.
Общие сведения
Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей на расстоянии, предусматривающие взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Функции учителя Цифровой школы:
- Формирование системы ценностей сетевого общества
- Создание мотивации к поиску, познанию
- Навигация в потоках информации
- Автоматизация образовательного процесса и удаленное учение
- Работа с открытыми образовательными ресурсами
- Сетевая безопасность
- Организация и управление совместной деятельностью обучающихся (проектная деятельность)
Перечень компетенций ученика
- Компетенция ценностного выбора
- Компетенция планирования и организации деятельности
- Компетенция осуществления деятельности
- Компетенция самоуправления и саморазвития
- Компетенция оценки и учета последствий эффективной деятельности