Что такое электив в школе? чем отличается факультатив от электива?
Содержание:
- Подбор дат важных событий в астрологии
- Общекультурное направление
- Отличие электива от факультатива
- Современные возможности школы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Этап 2. Проектирование
- Услуга подбора даты
- Профили обучения
- Особенности элективов
- Что такое факультатив?
- Предназначение электива
- Послесловие
- Электив — подбор даты события
- Отличие электива от факультатива
- Общеинтеллектуальное направление
- Пример электива «За рамками учебниками химии»
Подбор дат важных событий в астрологии
Нахождение верного периода для определенного явления – ключевой момент элективной астрологии. Понятие «элективное время» символизирует выбор точной даты, которая будет началом чего-либо.
Оно преследует две цели:
-
усиление значения индивида;
-
усиление дома основного вопроса (дом определяется в соответствии с главной темой вопроса, события).
Всего имеется 12 домов:
- Первый необходимо учитывать в любом случае, так как он представляет индивида. Кроме этого, он символизирует перемены во внешности, теле, публичные выступления.
- Второй дом отвечает за деньги, приобретения и покупки, инвестиции и заработки.
- Вопросы, относящиеся к третьему сектору, — подписание документов, сдача экзаменов, непродолжительные поездки, отношения с близкими.
- Если вы задумали продавать или сдавать в аренду недвижимость/жилье, то при составлении карты не забудьте заглянуть в четвертый дом.
- Пятый сектор связан, прежде всего, с риском – опираясь на планеты, расположенные в нем, можно вычислить успешность или неуспешность будущего похода в казино. Его учитывают при анализе любовных отношений, зачатии.
- Работа – фактор, который анализируется при участии шестого дома. Сюда же включают условия труда, режим дня, пищевое поведение, приобретение домашних животных.
- Седьмой дом ассоциируется с различными видами взаимодействия между людьми. Чаще всего речь идет о подборе даты свадьбы.
- Законность, документация, оформление документов – все это относится к 8-му сектору. Также планеты и аспекты, связанные с ним, учитываются при необходимости планирования хирургических операций.
- Девятый может указать на исход при получении лицензии и сдаче экзамена.
- При желании открыть новый бизнес нужно опираться на данные 10-го дома.
- 11-й – дом доходов от бизнеса и взаимодействия с единомышленниками.
- Заключение/изоляция рассматриваются на основе данных 12-го сектора.
Планеты, в зависимости от своего положения и отношения к конкретному дому, могут «усиливать» или негативно влиять на события, происходящие в единицу времени.
Например, удачное положение Венеры в элективе при подборе даты свадьбы указывает на отличное времяпрепровождение для молодоженов и гостей, а также на заключение крепкого союза. Важные документы не должны подписываться без участия сильного Меркурия. А гармоничные аспекты, связывающие Солнце, Юпитер и Сатурн, благоприятно сказываются на развитии бизнеса.
На выбор даты напрямую влияют «трудные» планеты. Желательно избегать их появления в первом квадранте, иначе:
- Сатурн будет постоянно задерживать наступление события или требовать значительных затрат;
- Уран — предлагать решить неожиданно возникающие неприятности;
- Нептун будет указывать на дезинформацию или недостаточную информированность;
- Плутон явится знаком своеобразной жертвы, которую необходимо принести для решения вопроса.
Общекультурное направление
Элективный курс по экологии «Жизнь планеты в наших руках» (для учеников 10-11-х классов)
Этот курс продолжительностью 35 часов разработала учитель из Курской области Галина Борисовна Лагутина. За это время подростки изучают различные аспекты экологической ситуацию района, где они живут: состояние местных рек и озер (рекогносцировочные исследования, определение органолептических показателей, составление экологического паспорта), а также состояние атмосферы.
В программу включено посещение промышленных предприятий, влияющих на экологическую ситуацию в районе, подготовка презентации, написание эссе на экологические темы.
Кроме создания проектов, старшеклассники занимаются исправлением ситуации: разыскивают места несанкционированных свалок и ликвидируют их своими силами (естественно, речь идет только о небольших свалках), ведут активную просветительскую работу среди местных жителей, убеждая их не загрязнять природу и переходить на раздельный сбор мусора. В заключение программы для ребят проводят экскурсию в Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина, расположенный в Курской области.
Плюсы
- Подростки учатся занимать активную гражданскую позицию и осознают, что именно от них самих зависит, какой будет экология района, города, края, страны.
- Курс воспитывает ответственность и учит бережному отношению к природе.
- Школьники учатся работать в команде и совершенствуют коммуникативные навыки.
Минусы
- Даже в школьных субботниках некоторые старшеклассники участвуют неохотно, поэтому их будет довольно сложно привлечь к уборке свалок.
- Участвовать в экологическом элективе смогут только высокомотивированные дети – очевидно, их будет немного.
Отличие электива от факультатива
Еще в 90-х годах прошлого столетия в общеобразовательных учреждениях была введена такая форма занятий, как факультатив. А на сегодняшний день появились элективы. Обе формы относятся к занятиям по выбору ученика.
Возникает вопрос о том, чем отличается факультатив от электива? В данном случае отталкиваться нужно от их определений. Что такое факультатив? Это индивидуальная форма обучения учеников, при которой ребенок может выбрать из предлагаемого списка то, что ему интересно, или вообще не сделать выбора. Насильно посещать тот или иной факультатив заставить его никто не имеет права.
Что такое электив? Это дополнительна форма индивидуального образования, при которой ребенок из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности. Далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания. Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса ученика.
Современные возможности школы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Современная школа способна предлагать своим ученикам различное дополнительное образование, выходящее за рамки ФГОС. Осуществление данной деятельности происходит за счет использования:
- кружковой деятельности на начальной и средней ступенях образования;
- факультативов и элективов на старшей ступени образовательного процесса.
Что такое электив в школе? Ответом на данный вопрос может послужить следующее изречение: это возможность выбора дополнительного образования, предлагаемая учащимся по ряду предметов без отрыва от основного процесса обучения. Оно проводится с детьми, объединенными согласно имеющимся у них интересам и склонностям.
Этап 2. Проектирование
При проектировании программ не обойтись без интервью с экспертом или экспертной группой — из числа представителей рынка труда, то есть возможных будущих работодателей и опытных коллег студентов нашей образовательной программы. Компетентностный подход, о котором было сказано выше, предполагает, что выпускник программы будет обладать нужными работодателю компетенциями.
Результатом этого исследования должна стать карта компетенций будущего выпускника.
Вопросы экспертам для составления карты компетенций
- В чём будет главная ценность сегодняшнего студента, когда он станет специалистом в компании?
- Что сделает его ценным сотрудником — прибыль для компании, креативность, возможность создавать новое, менять компанию или соответствовать традициям и сохранять их?
- Что будущий специалист должен уметь делать, чтобы обеспечить эту ценность? Как его деятельность должна отличаться от работы коллег, чтобы компания сочла его конкурентоспособным?
- Что входит в обязанности будущего специалиста? Какие типы задач он должен уметь выполнять, чтобы достичь хорошего результата?
- Какие знания, навыки, способности ему нужны, чтобы справиться с этими задачами?
- Какими инструментами он для этого должен владеть?
- Что будущий специалист должен понять про специфику профессии, чтобы самостоятельно справляться с другими задачами?
- Какими гибкими навыками («софт-скиллами») он должен обладать?
Во время работы с экспертами не забываем обращаться к ФГОС, чтобы сопоставить компетенции, прописанные в стандарте, с теми, которые удалось выделить в результате исследований.
Согласно ФГОС, компетенции делятся на:
- универсальные (УК);
- общепрофессиональные (ОПК);
- профессиональные (ПК).
УК и ОПК устанавливаются ФГОСом, а вот ПК — вузом. В образовательной программе прописывается перечень компетенций (то есть навыков, которыми будет обладать выпускник после освоения программы) с их характеристиками.
Услуга подбора даты
Элективная карта требует составления натальной карты. Только рассмотрение первой на основе второй подскажет, насколько реалистична цель, и насколько удачно выбрано время.
Электив – это способ вычисления «благоприятности» определенного момента для совершения действия. На конечный результат влияет расположение планет относительно друг друга и домов-управителей. Важен целостный анализ ситуации, основывающийся на карте рождения. Провести такой анализ может только опытный специалист, от выбора которого зависит результат консультации. В LabLife элективную консультацию проводит один из лучших выпускников школы — Александр Туманов.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
- математика и начала математического анализа;
- геометрия;
- химия;
- биология.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
физика
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- основы медицины;
- биофизика;
- оказание первой медицинской помощи;
- химия и здоровье человека и пр.
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
- русский язык;
- литература;
- иностранный язык;
- обществознание;
- история;
- право.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
второй иностранный язык.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
- деловой русский язык;
- основы журналистики;
- избранные страницы российской истории и т.д.
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
- математика и начала математического анализа;
- экономика;
- право;
- география;
- геометрия.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- обществознание;
- география.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- введение в социологию;
- основы философии;
- основы финансовой грамотности;
- право и жизнь и т.д.
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
- алгебра и начала математического анализа;
- геометрия;
- физика;
- информатика.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- химия;
- черчение.
Выполнение индивидуального учебного проекта
Элективные курсы:
- алгоритмизация и программирование;
- мир кристаллов;
- графический дизайн;
- инженерная графика с элементами дизайна и т.д.
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
отсутствуют.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
все предметы учебного плана.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
по выбору обучающегося.
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Особенности элективов
Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:
- обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
- способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
- гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
- помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
- создают непрерывную профориентационную работу;
- помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
- являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).
Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.
В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.
Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.
Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.
Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?
Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.
Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.
Что такое факультатив?
Многие родители, вспоминая свое школьное прошлое, считают, что факультатив – дополнительное занятие по предмету, где ребенка «подтягивают до среднего уровня». Пора устранить это заблуждение.
Факультатив – не повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий –углубленное изучение предмета, а также знакомство с возможностями его применения в различных отраслях (прикладные науки). Знания, получаемые детьми в ходе факультативных занятий, выходят за рамки обязательной учебной программы, хотя нередко программа факультативных занятий синхронизирована с учебным планом.
Факультативы направлены, прежде всего, на расширение кругозора. Кроме того, они отчасти помогают получить представление о профессиях, имеющих отношение к выбранному курсу факультатива. Форма проведения таких занятий включает в себя теоретические, практические и исследовательские работы.
Каждый ребенок имеет возможность выбрать один или несколько факультативных курсов, чтобы, в конце концов, найти то, что его интересует больше всего. Факультативные занятия не предусматривают контролирование за уровнем усвоенного материала, поэтому оценивание знаний проводится, скорее, как форма поощрения за проделанную работу.
На факультативных занятиях учитель имеет возможность работать индивидуально с каждым учеником, подбирать для изучения темы, которые интересны ребенку. Посещение факультативных занятий не является обязательными.
Предназначение электива
В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.
При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.
Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.
Цели курса:
- создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
- анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
- формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
- профессиональная ориентация.
Послесловие
Только при правильно построенном процессе обучения можно создать для детей такую базу знаний, которая будет помогать им в течение всей их жизни. Всем участникам образовательного процесса нужно научиться правильно использовать те ресурсы, которые предлагает государство.
Не каждый ученик слышал такое слово, как «электив». Что это значит, нужно доносить до детей еще в школьные годы, чтобы им было проще адаптироваться во взрослой жизни. Ведь проведение данного рода занятий предусмотрено и на ступени высшего образования. Кроме того, все чаще с целью повышения квалификации сотрудников работодатели избирают форму краткосрочных курсов под названием элективы.
Не стоит бояться новых форм образования, стоит бояться необразованности подрастающего поколения! Электив − уникальная возможность выявить таланты учащегося, его направленность в ту или иную сферу жизни. Правильный подход родителей и педагогов поможет воспитать будущих профессионалов своего дела.
Электив — подбор даты события
Преимущество этого типа анализа ситуации заключается в том, что составление карт происходит еще до наступления событий.
Что можно планировать при помощи электива в астрологии?
- зачатие ребенка;
- переезд в другой город / страну;
- смену работы;
- заключение брачного союза;
- знакомство;
- хирургическое вмешательство и т.д.
Во времена античности этот пласт знаний именовался «катархическая астрология». Ее целью был также выбор подходящего периода для совершения определенных действий. Первым зафиксированным фактом из истории, касающимся электива, является обращение Селевка Никатора к астрологам из Вавилона, в котором он просит их вычислить наиболее благоприятный момент для закладки города Селевкия (IV—III вв. до н. э.).
Главный триггер при подсчетах – Луна. Именно она является сигнификатором первого дома, она же управляет всеми действиями. Каждый аспект, создаваемый этим спутником, предоставляет нам информацию о дальнейших действиях. Если Луна и Солнце в гороскопе расположены «удачно», то они могут приносить хороший результат при совершаемых действиях.
Отличие электива от факультатива
Еще в 90-х годах прошлого столетия в общеобразовательных учреждениях была введена такая форма занятий, как факультатив. А на сегодняшний день появились элективы. Обе формы относятся к занятиям по выбору ученика.
Возникает вопрос о том, чем отличается факультатив от электива? В данном случае отталкиваться нужно от их определений. Что такое факультатив? Это индивидуальная форма обучения учеников, при которой ребенок может выбрать из предлагаемого списка то, что ему интересно, или вообще не сделать выбора. Насильно посещать тот или иной факультатив заставить его никто не имеет права.
Что такое электив? Это дополнительна форма индивидуального образования, при которой ребенок из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности. Далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания. Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса ученика.
Общеинтеллектуальное направление
По этому виду внеурочной деятельности существует наибольшее количество программ. Расскажем о двух факультатива по физике: для средней школы, и для начальной.
Элективный курс «Луч света в темном царстве» (для учеников 8–9-х классов)
Его разработала учитель физики из Ростова-на-Дону Ирина Михайловна Локтева.
Тема курса − световые явления (отражение, преломление, излучение и распространение света, оптические иллюзии, строение глаза и т. д.). Программа рассчитана на 15 часов и состоит из восьми модулей, в рамках которых ребята учатся работать с различными оптическими системами, разбирают механизмы оптических иллюзий, строят изображения в линзах, плоских и сферических зеркалах.
Ирина Михайловна подчеркивает, что речь идет о специфических навыках, умениях и знаниях, получив которые, ученик поймет, хочет ли он и может ли изучать физику на профильном уровне.
Плюсы.
- Развивает метапредметные навыки − программа по физике связана с биологией (изучение анатомической модели глаза), литературой (анализ отрывков из художественных произведений, работа с фольклором), ИЗО (изготовление портрета в технике силуэтной живописи), технологией (моделирование цветов, организация показа мод, создание камеры-обскуры), экономикой (изучение оптической защиты денежных купюр) и т. д.
- Включает задания для самостоятельной работы учеников: создание презентаций и проектов, проведение опытов и исследований, выполнение индивидуальных и групповых творческих работ.
- Позволяет строить обучение в разных форматах (лекции-диалоги, семинары, фронтальные опыты, викторины).
Минусы.
- Чтобы действительно заинтересовать учеников, педагог должен любить свой предмет, уметь творчески подойти к организации процесса изучения материала. Эти качества есть не у каждого учителя.
- Не всегда в школе есть все необходимое оборудование. Это означает либо дополнительные расходы, либо реализацию урезанного варианта программы, что снижает ее эффективность.
Программа по физике «Элементы природы» (для начальных классов)
Автор программы − учитель информатики (имеет квалификацию преподавателя физики), из Сургута Павел Станиславович Омельчук.
Пропедевтический курс объемом 103 часа рассчитан на учеников 1–3-х классов, то есть рассчитан 34 часа в течение каждого учебного года. В первом классе дети изучают воду и воздух, во втором – воздух (продолжение предыдущей программы) и землю, в третьем – огонь и человека.
Программа включает в себя и теоретический курс, и дискуссии, и объяснения-рассуждения. Но главное в ней – физические и химические опыты. Вот лишь некоторые из тем, с которыми дети познакомятся в начальной школе: поверхностное натяжение, неньютоновская и ферромагнитная жидкости, закон Архимеда и кружка Пифагора, принцип Бернулли, пневматический подъемник, маятники Максвелла, Фуко и Галилея, числа Фибоначчи, атомы, электричество, магнитное поле и индукция, превращения энергия, дифракция, квантовая физика и так далее.
Ребята узнают, почему лед скользкий, как пользоваться бумажной кастрюлей, почему возможны незадуваемые свечи, как разрезать стекло обычными ножницами, как изогнуть воду и свет, как сделать динамик из пластиковых тарелок и многое другое. Программа опытов немного напоминает мини-версию московского «Экспериментаниума».
Плюсы
- Расширяет кругозор, способствует формированию системного мировоззрения.
- Развивает умение анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
- Прививает самостоятельность: дети сами ставят опыты, а не наблюдают за их проведением.
- Знакомит с базовыми понятиями в области физики, астрономии, химии, биологии, экологии, истории и географии, а значит в средних классах им будет легче освоить школьную программу по предметам естественно-научного цикла.
- Повышает мотивацию к обучению.
Минусы
- Для ведения курса педагог должен иметь знания глубокие знания по физике и химии.
- Не у каждой начальной школы есть соответствующая материальная база для закупки необходимого оборудования. Однако автор курса подчеркивает, что для большинства экспериментов не требуется специальных приспособлений.
Пример электива «За рамками учебниками химии»
Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.
Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.
Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.
Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.