Кафедра аналитической химии

Чем занимается фармаколог

Это медицинская профессия в сфере клинической фармакологии. Соответствующая образовательная программа доступна выпускникам лечебного или педиатрического факультета мед вуза. Стать клиническим фармакологом может только врач, прошедший ординатуру в течение двух лет. Необходимо хорошо знать строение и особенности работы человеческого организма, клиническую биохимию, классы медикаментов, методы терапии и профилактики заболеваний. Устроиться на эту должность без врачебной подготовки невозможно.

Клинические фармакологи трудоустраиваются в поликлиниках, клиниках, частных медицинских центрах и других организациях здравоохранения. Их функции включают контроль нежелательных реакций, учет применяемых в клинике лекарств и консультацию лечащих врачей по вопросам медикаментозной терапии. Нужно разбираться в заболеваниях и методах их лечения для контроля эффективности и безопасности назначения препаратов. Без представителей этой профессии не может обойтись ни одна клиника.

В целях терапии используют десятки тысяч медикаментов, отличающихся активными компонентами, профилем безопасности, эффективностью и механизмом действия. Врачи не могут держать в голове всю эту информацию, поэтому лечебные заведения дополнительно нанимают фармакологов. Важная функция таких специалистов — подбор более дешевых коммерческих наименований, содержащих искомое действующее вещество. Это необходимо для удешевления лечения и удовлетворения требований страховых компаний.

Профильная переподготовка

Провизору не нужно новое образование для смены профиля работы, поскольку после окончания медицинского вуза по направлению «Фармация» выпускникам доступна ординатура. Это постдипломная специализация, позволяющая освоить более узкую профессию. Учиться требуется будет не больше 2 лет, поэтому такой вариант переподготовки многие считают предпочтительным.

Варианты специализации в ординатуре после вуза:

  • Управление и экономика фармации. Эта специализация позволяет занимать должность заведующего аптекой и организовывать работу фармацевтов.
  • Фармацевтическая технология. После окончания этой ординатуры люди изготавливают лекарственные формы в аптеках и участвуют в производстве медикаментов на профильных предприятиях.
  • Фармацевтический анализ. Работающие в этой области люди отвечают за контроль качества производства медикаментов и лекарственных средств в аптеках. Также такие работники требуются в исследовательских фармакологических центрах.

Если нет желания сразу приступать к работе, можно поступить в аспирантуру и стать научным сотрудником. Выпускники выбирают интересующий их профиль и сдают экзамены. Иногда отмечается высокий проходной балл из-за небольшого набора в аспирантуру, поэтому следует хорошо подготовиться. Аспирантура проходит в вузе и во многом напоминает предыдущие годы учебы.

Как стать фармацевтом?

Разобравшись, что за профессия – фармацевт, необходимо определиться с направлением деятельности и подобрать подходящее учебное заведение. Это повлияет на перечень сдаваемых экзаменов или показателей ЕГЭ, список изучаемых дисциплин, специализацию, возможности трудоустройства и карьерного роста.

Где учиться на фармацевта или провизора и сколько?

Решая, где получить образование, надо учитывать собственные силы. Высшая степень квалификации потребует глубокого изучения биологии, химии и других точных дисциплин. В средне-специальных учреждениях программы на порядок проще, но и они не всегда легко даются людям с гуманитарным складом ума.

Сколько лет учиться, зависит от ряда факторов:

  • после 9 классов можно поступить в средне-специальное учебное заведение и получить диплом через 3 года и 10 месяцев;
  • после 11 классов обучение в профильном колледже или училище занимает 2 года и 10 месяцев – выпускник получает диплом фармацевта;
  • в вузах на провизоров обучают 5 лет на дневном отделении и 5,5 лет – на заочном.

То, сколько придется учиться на фармацевта высшего звена после окончания среднего-специального заведения, не зависит от оценок и уровня знаний. Чаще всего и в этом случае приходится полностью осваивать всю учебную программу и никакие предметы не идут в зачет.

Чтобы поступить на фармацевта, надо обладать хорошими знаниями по русскому языку, химии и биологии. В некоторых вузах требуют высокий показатель ЕГЭ по физике. Дополнительные испытания по направлению проводятся редко.

Где могут работать фармацевты?

Не всегда рабочее место фармацевта – это аптека. Провизоры с высоким уровнем знаний востребованы в НИИ, где занимаются разработкой новых препаратов и их испытанием. Еще они могут сотрудничать с фармацевтическими фабриками, заниматься сбором и предварительной обработкой лекарственного сырья. Сегодня все чаще в провизорах нуждаются государственные контролирующие органы, аналитические лаборатории. Специалиста с дипломом фармаколога высшего звена могут принять в компанию, торгующую медицинскими препаратами.

Фармация будущего

Фармацевтический факультет ВГУ имеет существенную базу для проведения лабораторных, практических занятий, выполнения дипломных работ и проведения научных исследований. Здесь действуют несколько новых лабораторий, расширяется аудиторная база, капитально отремонтирован первый этаж учебного заведения, продолжается реконструкция учебного корпуса фармфака. Для учебных целей более чем на миллион рублей закуплены новые растровые микроскопы для изучения растительного лекарственного сырья, поляриметры и спектрофотометры, фотоэлектроколориметр КФК-2, рефрактометры, хроматомасс-спектрометр и многие другие приборы.
Основной государственной и социальной мерой поддержки студентов является выплата им стипендии. При этом некоторые учащиеся могут претендовать на специальные стипендии Правительства и Президента РФ. Их отличительная особенность – возможность получения даже теми студентами, которые обучаются на договорной основе, а также теми, кто учится по программам СПО.
Фармацевтический факультет ВГУ вовлекает своих студентов в активную научную и исследовательскую деятельность. В апреле здесь состоялся конкурс инновационных проектов студентов, абитуриентов и ординаторов «Фармация будущего2019». Победителем ежегодного конкурса стала Анастасия Батищева с предложением по снабжению каждого рецепта отдельным QR-кодом, который сканируется в аптечном терминале для выдачи препаратов по данному рецепту. Второе место заняла Людмила Долматова со своим проектом «Технология трёхмерной печати – ключ к трансформации производственных аптек». Третье место у Веры Авдеевой, представившей проект «Программа, проводящая фармацевтическую экспертизу рецептов (ФЭР), предварительно отсканированных». На конкурсе прозвучали интересные предложения по утилизации лекарственных средств, модернизации ресурсов «Аптекарского участка» Ботанического сада ВГУ, созданию ПО «Виртуальный провизор» и другие.
В начале апреля студенты фармацевтического факультета ВГУ приняли участие в XXVI Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство». Студентка 3-го курса Виктория Дорохина с проектом «Роль digital-каналов в системе продвижения лекарственных препаратов на российском фармацевтическом рынке» на конкурсе научных работ молодых учёных по специальности «фармация» заняла III место.
Выступление студентов ВГУ Александра Кузнецова и Галины Шестаковой также вызвало интерес у жюри конкурса и было отмечено высокими баллами.

Учебно-методическая работа

Преподаватели кафедры осуществляют образовательную деятельность по английскому, немецкому языкам и русскому языку как иностранному (РКИ). Кафедра оснащена видео-классами, мультимедийным и компьютерным оборудованием, позволяющим организовать учебный процесс с широким использованием технических средств обучения. Методический кабинет РКИ – центр учебной и методической работы по курсу русского языка как иностранного.

В процессе преподавания английского, немецкого языков и РКИ используются следующие учебные пособия:

1) Английский язык:

  1. Учебное пособие по грамматике английского языка, 2007;
  2. Учебное пособие по развитию коммуникативной компетенции: Our Academy, 2005;
  3. Учебное пособие по чтению и переводу: Readings in Chemistry, 2005;
  4. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по английскому языку (раздел «Говорение»), 2008;
  5. Учебное пособие для развития устной речи: Great Personalities, 2004;.
  6. Учебное пособие по аудированию (английский язык), 2004;
  7. Учебное пособие по развитию коммуникативной компетенции: My Profession, 2005;
  8. Учебное пособие по чтению и переводу аннотаций на лекарственные препараты, 2001;
  9. Учебное пособие по чтению и переводу литературы по специальности «Фармация»: Professional Reading», 2006;
  10. Методические указания и контрольные работы по английскому языку для студентов 1 курса заочного факультета, 2009;
  11. Методические указания и контрольные работы по английскому языку для студентов 2 курса заочного факультета, 2004;
  12. Учебное пособие по английскому языку для студентов заочного факультета: English For Pharmacy Students, 2006;
  13. Учебное пособие по грамматике английского языка (для студентов заочного факультета), 2006.

2) Немецкий язык:

  1. Учебное пособие: Грамматика немецкого языка. Теоретическая часть, 2008;
  2. Учебное пособие по развитию коммуникативной компетенции: Unsere Akademie, 2000;
  3. Учебно-методическое пособие по чтению и переводу текстов: “Органическая химия”, 2006;
  4. Учебное пособие по чтению и переводу текстов: “Неорганическая химия”, 2002;
  5. Учебное пособие по аудированию (немецкий язык), 2005;
  6. Учебное пособие: Профессия-провизор, 2003;
  7. Тексты для информативного чтения по специальности, 2008;
  8. Информативное чтение фармацевта, 2009;
  9. Учебное пособие по чтению и переводу аннотаций на лекарственные препараты, 1999;
  10. Краткий лексикон-тезаурус фармацевта, 2009;
  11. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по немецкому языку (раздел «Говорение»), 2009;
  12. Методические указания и контрольные работы по немецкому языку для студентов 1 курса заочного факультета, 2009;
  13. Методические указания и контрольные работы по немецкому языку для студентов 2 курса заочного факультета, 2004;
  14. Учебное пособие по немецкому языку: Lerne die Fachtexte lesen (для студентов заочного факультета), 2007;
  15. Краткий грамматический справочник по немецкому языку (для студентов заочного факультета), 2007.

3) Русский язык как иностранный:

  1. Вводно-фонетический курс (для говорящих по-арабски), 2010;
  2. Вводно-фонетический курс (для говорящих по-китайски), 2009;
  3. Учебное пособие по чтению. Часть I, 2010;
  4. Учебное пособие по чтению. Часть II, 2011;
  5. Грамматика в таблицах и схемах, 2010;
  6. — Тесты по русскому языку как иностранному, 2012;
  7. Я учусь в России, 2004;
  8. Грамматика русского языка как иностранного (начальный этап). Часть I. Система падежей, 2011;
  9. Рабочая тетрадь по грамматике (русский язык как иностранный), 2013;
  10. Рабочая тетрадь по грамматике. Контрольные работы (русский язык как иностранный), 2013;
  11. Учебное пособие «Я говорю по-русски», 2014.

Как стать фармацевтом

Планируя получить специальность, следует определиться с целями, взвесить свои силы, оценить сильные и слабые стороны. Существует ряд сценариев, по которым можно стать фармацевтом. Выбор в пользу одного из них повлияет на сроки обучения, тип образовательного учреждения, перечень вступительных испытаний.

Где учиться на фармацевта

Соискателям, которые стремятся начать взрослую жизнь уже после 9 классов школы, следует поступить в медицинский колледж или училище. Это можно сделать и после 11 классов, если нет серьезных карьерных амбиций – сроки обучения в этом случае заметно сократятся. Серьезно настроенным на перспективы стоит рассмотреть вариант получения высшего образования. Сегодня функционирует множество государственных ВУЗов, предлагающих качественную подготовку по профилю.

Перечень вступительных экзаменов во всех случаях примерно одинаков. От соискателя требуются хорошие знания по русскому языку, обществознанию, химии и/или биологии. Последние предметы и их модификации будут преподаваться в углубленной форме весь период обучения.

Сколько лет учиться на фармацевта

Раздумывая, где учиться на фармацевта, следует учесть и то, что сроки во всех случаях будут разными. В средне-специальном учебном заведении придется получать знания почти 4 года после 9 классов и почти 3 года после окончания школы. Высшее образование требует обучения в течение 5 лет на очном и 5,5 на заочном отделении. Провизорам дополнительно необходимо проходить интернатуру.

Взаимодействие с практической фармацией

Факультет много лет работает с министерством здравоохранения Самарской области и с Самарской областной фармацевтической ассоциацией (СОФА). Члены СОФА входят в состав аккредитационной комиссии по проведению первичной аккредитации выпускников по специальности «Фармация». Преподаватели фармацевтического факультета работают в Совете ассоциации, участвуют в образовательных мероприятиях в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Декан фармацевтического факультета, заведующая кафедрой управления и экономики фармации, доктор фармацевтических наук И. К. Петрухина является главным внештатным специалистом министерства здравоохранения Самарской области по фармации.

Практическая подготовка студентов факультета проходит на базе лучших фармацевтических организаций Самарской области и других регионов страны. Факультет много лет сотрудничает с ООО «Аптека 245» г. Тольятти, ООО «Аптека № 20» г. Самара, ООО «Аптека 236», с фармацевтическими компаниями «ВИТА», «Фармперспектива» и другими. Базой производственной практики выступают аптеки Клиник СамГМУ, Центр контроля качества лекарственных средств Самарской области, а также производственные фармацевтические предприятия (в том числе лидер российского фармацевтического рынка «ОЗОН»).

Достоинства и недостатки

Главный плюс этой профессии — доступная учеба. Не нужно идти в высшее учебное заведение. Выучиться на фармацевта может практически каждый человек, поскольку поступить можно после 9 или 11 класса и прохождения простого вступительного испытания. Цена поступления низкая по сравнению с учебой на врача или провизора в медицинском вузе. Через 3−4 года учебы можно сразу трудоустроиться в аптеке.

Другие плюсы:

  • Востребованность. Ежегодно открываются новые сети продажи медикаментов и расширяются уже существующие. Выпускник мед колледжа легко найдет работу при желании.
  • Полезные в жизни навыки и знания. Работающий в фармацевтической отрасли человек всегда может посоветовать друзьям и родственникам лекарства для лечения определенных болезней.
  • Спокойная работа. Аптекарям не нужно заниматься непосредственным лечением пациентов и постоянно адаптироваться к стрессовым условиям труда.

К минусам этой профессии некоторые люди относят однообразие карьерных перспектив и высокую степень ответственности. Сотрудникам аптеки необходимо отчитываться за реализацию рецептурных медикаментов. Из-за неправомерной реализации некоторых лекарств у сотрудника могут возникнуть проблемы с законом.

История кафедры

Кафедра организована в 1971 г. на базе существовавшего курса при кафедре фармакологии. Курсом длительное время руководила опытный педагог, доцент Зейдлиц Ольга Владимировна. С 1964 г. по 1971 г. курсом физиологии руководила доцент Иванова Елена Ивановна. Вновь созданный курс физиологии размещался во дворе административного корпуса на улице Ленина и занимал две комнаты (учебная аудитория и преподавательская). Весь штат составляли доцент, два ассистента и лаборант.

В 1971 году кафедра получила новое помещение в здании на улице Крупской. При кафедре была организована аспирантура, начал увеличиваться штат сотрудников. Первым заведующим кафедрой был доктор медицинских наук, профессор Суханов Александр Александрович, который руководил кафедрой с 1971 г. по 1992 г. С 1992 г. по 2015 г. кафедрой заведовал Сыропятов Борис Яковлевич — доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, организатор курса патологии.

В разное время на кафедре работали: академик РАН Черешнев В.А., профессор Спицин А.Н., профессор Марданова Л.Г., профессор Горбунов Н.П., доцент Андриянов А.Н., доцент Горбунова В.В., доцент Бороненкова Е.С., старший преподаватель Горнова Н.А., старший преподаватель Кощеев А.А., ассистент Даутова Р.З., ассистент Русских В.А., ассистент Салихова Р.Р., ассистент Долженко А.В. и др.

Учебно-методическая работа

  1. Физиология и основы анатомии: учебник для фарминститутов / Под ред. А.В.Котова и Т.Н. Лосевой. М.: Медицина, 2011.
  2. Планы лабораторных занятий по физиологии для студентов очного факультета.
  3. Планы лабораторных занятий по патологии для студентов очного факультета.
  4. Методические указания и контрольные работы по физиологии с основами анатомии для студентов заочного факультета.
  5. Методические указания и контрольная работа по курсу патологии для студентов заочного факультета.
  6. Тренировочные тесты для подготовки к экзамену по патологии и физиологии.
  7. Методическое руководство для студентов по теме «Общая нозология».
  8. Сыропятов Б.Я. «Периферическое кровообращение». Методическое пособие для студентов.
  9. Морфология: учебное пособие для студентов очного и заочного факультетов.
  10. Иллюстрированный словарь анатомических терминов для студентов иностранного факультета.

На занятиях используются: компьютеры, мультимедийные проекторы, таблицы большого формата, учебные стенды, большое количество муляжей, электрокардиографы, тонометры, спирометры и т.д.

Для контроля текущей успеваемости применяются тестовые контрольные работы по всем изучаемым темам курсов физиологии и патологии.

Ежегодно проводятся оригинальные олимпиады по физиологии и патологии.

Экзамены по физиологии и патологии проводятся только в форме тестов.

Работает элективный курс по теме «Медицинская косметика».

Разработаны компьютерные тесты по темам: «Гомеостатические константы» и «Опухоли».

Разработаны методические руководства для преподавателей по всем темам физиологии и патологии.

Регулярно публикуются работы по учебно-методической тематике.

Со знанием мировых достижений

Невозможно представить современного специалиста-фармацевта незнакомым с мировыми достижениями в этой области. Фармфак ВГУ заключил долгосрочные договоры о сотрудничестве с четырьмя крупными предприятиями: международной биофармацевтической компанией Sanofi, «ФармФирмой «Сотекс», с предприятием «Рафарма» в Липецкой области, одной из динамично развивающихся фармацевтических компаний России «ПИК-Фарма», ведущим мировым производителем лекарственных средств растительного происхождения компанией Bionorica.
О последней компании стоит сказать особо. Как известно, Bionorica планирует к 2021 году запустить производство на заводе в индустриальном парке «Масловский» под Воронежем. В 2017 году между Воронежским государственным университетом и компанией Bionorica был подписан договор о широкомасштабном сотрудничестве, в котором подготовке кадров для Bionorica на фармацевтическом факультете отводится особое место. В первую очередь это касается проведения совместных научных проектов и исследований. Bionorica SE сможет также дополнить магистерскую программу университета необходимыми практическими курсами, а специалисты компании будут приезжать в ВГУ для чтения лекций и консультаций аспирантов. Фармфаку ВГУ Bionorica подарила уникальный прибор, относящийся к новому поколению систем капиллярного электрофореза. Это оборудование открывает новые возможности в развитии фитохимии и фармакогнозии, изготовлении эффективных лекарственных препаратов. Уникальный прибор, стоимостью 4,4 миллиона рублей, – подарок председателя правления Европейского акционерного общества Bionorica SE, почётного доктора ВГУ, профессора Михаэля Поппа. После прохождения необходимых таможенных процедур он займёт достойное место на фармфаке в новой лаборатории имени профессора Поппа, которая регулярно насыщается современным и инновационным оборудованием.

Призёры и участники конкурса «Фармация будущего – 2019»
вместе со своими наставниками.

Софья Матвейчук

Сотрудники кафедры

Количество ставок на кафедре – 6, из них: доцентов – 3, старших преподавателей – 1, ассистентов – 2.

Рудакова Ирина Павловна

  1. И.о. заведующего кафедрой, доцент
  2. Преподаваемые дисциплины: физиология с основами анатомии
  3. Ученая степень: кандидат медицинских наук
  4. Учёное звание: доцент
  5. Наименование направления подготовки и (или) специальности: 
  6. Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке: Региональный институт непрерывного образования ПГНИУ по программе «ФГОС 3 поколения в системе высшего профессионального образования», 2012 г.
  7. Общий стаж работы: 33 года
  8. Стаж работы по специальности: 33 года
  9. Стаж работы на кафедре: 30 лет, в т.ч. в данной должности – 1 год.
  10. Область научных интересов: исследование биологической активности новых продуктов органического синтеза (острой и хронической токсичности, антиаритмического действия).
  11. Основные достижения: Автор 106 научных работ, пяти патентов.

Чащина Светлана Викторовна

  1. Доцент кафедры
  2. Преподаваемые дисциплины: физиология с основами анатомии
  3. Ученая степень: кандидат биологических наук
  4. Учёное звание: доцент
  5. Наименование направления подготовки и (или) специальности:
  6. Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке: ГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования, г. Москва, 2012 г. МИУ Высшая школа экономики, г. Пермь, 2012 г. ZM Company, Inc. Клинические исследования GCP, 2013 г. ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», г. Пермь, 2014 г.
  7. Общий стаж работы: 30 лет
  8. Стаж работы по специальности: 30 лет
  9. Стаж работы на кафедре: 28 лет, в т.ч. в данной должности – 18 лет
  10. Область научных интересов: исследование биологической активности новых продуктов органического синтеза (острой и хронической токсичности, местноанестезирующей, ранозаживляющей, противовоспалительной активности.
  11. Основные достиженияАвтор 106 научных работ, пяти патентов.

Старкова Алла Валентиновна

  1. Доцент кафедры
  2. Преподаваемые дисциплины: патология
  3. Ученая степень: кандидат медицинских наук
  4. Учёное звание: нет
  5. Наименование направления подготовки и (или) специальности: 
  6. Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке: ГБОУ ВПО ПГФА, Цикл «Подготовка учебных материалов для сайта дистанционного обучения», 2010 г.
  7. Общий стаж работы: 18 лет
  8. Стаж работы по специальности: 17 лет
  9. Стаж работы на кафедре: 17 лет, в т.ч. в данной должности — 1 год
  10. Область научных интересов: исследование биологической активности новых продуктов органического синтеза (острой и хронической токсичности, антикоагулянтной, гемостатической, антиагрегантной).
  11. Основные достижения Автор 80 научных работ, двух патентов.

Аликина Наталия Викторовна

  1. Ассистент
  2. Преподаваемые дисциплины: патология
  3. Наименование направления подготовки и (или) специальности: квалификация провизор, специальность фармация
  4. Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке: ГБОУ ВПО ПГФА, Цикл «Курс начинающего пользователя компьютера», 2013 г.
  5. Общий стаж работы: 26 лет
  6. Стаж работы по специальности: 26 лет
  7. Стаж работы на кафедре в данной должности – 4 года
  8. Область научных интересов: исследование биологической активности новых продуктов органического синтеза (острой и хронической токсичности).

Васильева Ирина Александровна

  1. Ассистент
  2. Преподаваемые дисциплины: физиология с основами анатомии
  3. Наименование направления подготовки и (или) специальности:
  4. Общий стаж работы: 46 лет
  5. Стаж работы по специальности: 43 года
  6. Стаж работы на кафедре в данной должности – 26 лет

Пономаренко Елена Владимировна

  1. Старший преподаватель
  2. Преподаваемые дисциплины: физиология с основами анатомии
  3. Ученая степень: кандидат биологических наук
  4. Ученое звание: нет
  5. Наименование направления подготовки и (или) специальности: квалификация провизор, специальность фармация
  6. Общий стаж работы: 35 лет
  7. Стаж работы по специальности: 26 лет
  8. Стаж работы на кафедре в данной должности: 16 лет
  9. Область научных интересов: исследование биологической активности новых продуктов органического синтеза (гипогликемической).
  10. Основные достижения Автор 23 научных работ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector