Профессия искусствоведа

Содержание:

Спектр обязанностей

У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.

Управление выставками и экскурсиями. Специалисты занимаются разработкой концепций, организацией займов из коллекций музеев либо галерей, а также вносят предложения о вариантах презентации произведений искусства. На их плечи ложится транспортировка работ, оценка их стоимости, решение страховых и юридических вопросов. Помимо этого, искусствовед осуществляет контроль за каталогами и отвечает за открытие выставки и успешное проведение экскурсии.

Управление искусством и культурой. Обязанности специалиста в этой сфере сводятся к работе над концепциями образовательного характера для художественных галерей и музеев. Еще он должен знакомить с коллекциями группы посетителей и учебные классы.

Реставрация и консервация. Работая в этой сфере, искусствовед занимается исследованием состояния памятников архитектуры и прочих произведений искусства, анализом методов, форм и мотивов их презентации. Он документирует и классифицирует их, выполняет реконструкцию объектов, восстанавливая их первоначальное состояние.

Художественные магазины, галереи, аукционные дома. Здесь специалисту предстоит определять, каталогизировать и продавать произведения искусства – прежде всего, современного

Чтобы достичь успеха, специалист должен пристально следить за тенденциями и событиями в сфере арт-менеджмента, принимать во внимание мнение общества и обладать широкими познаниями в современном искусстве.

Образование для взрослых. К обязанностям искусствоведа, который этим занимается, относят организацию и проведение лекций и семинаров на культурно-исторические темы.

Центры документации, архивы и библиотеки

Тут специалисты оказывают всестороннюю поддержку департаментам истории искусств. Кроме того, они ответственны за создание информационных запасов или коллекций.

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН). Факультет гуманитарных и социальных наук.

  2. Национальный исследовательский университет (НИУ) «Высшая школа экономики». Факультеты: гуманитарных наук; коммуникаций, медиа и дизайна.
  3. Российский гуманитарный госуниверситет. Факультет истории искусства. Институт филологии и истории.
  4. Московский академический художественный госинститут им. В. Сурикова. Факультет теории и истории изобразительного искусства.
  5. Московская художественно-промышленная госакадемия им. С. Строганова. Факультет искусства реставрации.
  6. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет искусствоведения.
  7. Санкт-Петербургский академический госинститут живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Факультет теории и истории искусств.
  8. Санкт-Петербургский госуниверситет. Факультет свободных искусств и наук. Институт истории.
  9. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина. Гуманитарный институт.
  10. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Институт искусств и культуры.

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Профессия искусствовед

В современном мире, где существует великое множество различных жанров, направлений и течений в искусстве, сложно ориентироваться без хорошей базы знаний в этой области. Углубленным изучением, научными исследованиями в этой области, прогнозами и выявлениями влияния того или иного искусства на социум, а также многими другими вопросами занимаются искусствоведы. Это те люди, которые посвятили всю свою жизнь искусству.

Однако не стоит путать людей искусства (художников, писателей, музыкантов, актеров и т. д.) с искусствоведами. Это совершенно разное. Одни создают искусство, другие его изучают.

Возможные сферы приложения творческих усилий

Представители специальности пользуются высоким спросом в узких кругах богемы, коллекционеров и антикваров. Чтобы достичь успеха на этом поприще и стать по-настоящему востребованным, нужно иметь хорошее образование, неустанно работать над собой и ни на мгновение не останавливаться в собственном развитии. Особенно это актуально в условиях динамичного и стремительно меняющегося мира XXI столетия.

Современные искусствоведы сочетают художественно-культурную работу с научной деятельностью. Ведь иногда для определения стоимости произведений искусства недостаточно одних лишь знаний. Приходится привлекать научные лаборатории, где под руководством искусствоведов анализируется химический состав и свойства материалов с целью определения их принадлежности к той или иной эпохе. Искусствоведам доступна и управленческая деятельность на государственных постах. Например, по руководству музеями, картинными галереями, реставрацией исторических памятников.

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Екатерина Кочеткова

Старший преподаватель МГУ и член Международного совета музеев Екатерина Кочеткова в своих лекциях рассказывает о современном искусстве. Почему оно такое странное, как его вообще понять и когда так сильно изменились понятия о красоте. Екатерина Кочеткова помогает увидеть смысл в произведениях современного искусства и рассказывает про разных художников этого направления. 

Помимо живописи она также разбирает архитектуру, ландшафтное искусство и перформансы. Большой цикл её лекций про художников современного искусства выпустил Пушкинский музей в 2020 году (чтобы было не скучно на карантине). 

Обязанности

Искусствовед — это человек, специализирующийся на исследовании определённого вида искусства из многих его направлений. Работа искусствоведа интересная, увлекательная и познавательная. Она настолько многообразна, что позволяет работать в нескольких областях. Теория искусства, история искусства, художественная критика — всё это включено в искусствоведение, где каждый специалист имеет свои обязанности.

Теоретик искусства:

  • изучение проблем, связанных с изобразительным искусством;
  • изучение проблем, связанных с архитектурными творениями;
  • проведение исследовательских работ, связанных со становлением искусства, выявление регулярно повторяющейся взаимосвязи между событиями, определение отношения искусства к действующему времени;
  • проведение анализа по вопросам влияния идейного содержания в проявлении художественных форм;
  • проведение аналитической работы — как влияет искусство на современное общество;
  • исследование особенностей формирования определённых видов и жанров искусства.

Историк искусства:

  • ознакомление и изучение коллекций;
  • проведение группирования творений по определённым мастерам, направлениям, школам;
  • составление заключительных актов о целесообразности реставрационных работ по конкретной работе;
  • проведение экскурсий, семинаров, лекций, факультативов;
  • определение автора спорного творения, его подлинности, стоимости;
  • создание карточек для предметов искусства, которые находятся в музеях, создание всех условий для их сохранности;
  • подготовка выставочных работ, экспозиций;
  • поиск и выявление неизвестных ранее имён творцов, занимающихся искусством;
  • выпуск брошюр, носящих научный и научно-популярный характер, а также сборников, путеводителей для художественных галерей и музеев;
  • непосредственное участие в экспедициях, носящих исследовательский и археологический характер.

Художественная критика:

  • написание статей и рецензий с объективной оценкой представленных произведений;
  • аналитика;
  • критика;
  • детальное исследование и анализ актуальных проблемных вопросов, связанных с определённым направлением искусства.

Тяжело в работе…без практики

Любой труд сопряжен с рядом начальных знаний, умений, навыков. И наша задача состоит в том, чтобы овладеть ими до уровня настоящего профессионала своего дела. Так, искусствовед — это человек, который обязан запоминать большое количество информации (имен, названий, терминов, дат); писать статьи, руководства, эссе, рецензии на определенные темы; по отрывку произведения определять, кому и какому периоду оно принадлежит. Поэтому работа эксперта в области искусства невозможна без практики. В его задачи входит обязательное посещение галерей, выставок, экспозиций, а также непосредственное участие в их подготовке и организации с целью получения неоценимого опыта

Также важно совмещать свои теоретические знания с применением на практике. Если вы собираетесь писать отзыв или научный труд о каком-нибудь великом творении, то нужно постараться увидеть его своими глазами

Для тех, кто собирается стать экспертом, специализирующимся в определенной области (раритетные вещи, определенная эпоха, стиль, направление), такой подход в работе особо актуален. Он позволит наиболее точно показать весь свой профессионализм.

Примечания

  1. , с. 67—74.
  2. , с. 67.
  3. , с. 67—71.
  4. , с. 72.
  5. , с. 436—437.
  6. Каменский А. А. Апология критики / Вернисажи. — М.: Советский художник, 1974. — 528 с.
  7. Бернштейн Б. М. История искусств и художественная критика // Советское искусствознание `73. — М.: Советский художник, 1974. — 432 с.
  8. , с. 261.
  9. , с. 272—273.
  10. , с. 150.
  11. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб.: СПбГУ, 2017. — C. 23.
  12. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 68—69
  13. Капица Ф. С. История мировой культуры. — АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  14. Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 4-5
  15. Якимович А. К. Генрих Вёльфлин и другие. О классическом искусствознании неклассического века // Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С. 20
  16. Власов В. Г. Морфология как историческое структурообразование искусства //Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб.: СПбГУ, 2017. — C. 155—227.
  17. Каган М. С.. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972
  18. ↑ . Comprehensive Art Education. North Texas Institute For Educators on the Visual Arts. Дата обращения: 12 декабря 2013.
  19. Deniz; Tekiner. Formalist Art Criticism and the Politics of Meaning (англ.) // Social Justice : journal. — 2006. — Vol. 33, no. 2 (104) — Art, Power, and Social Change. — P. 31—44.
  20. Верещагина А. Г. Критики и искусство: Очерки истории русской художественной критики середины
    XVIII — первой трети XIX века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.

На чем куратор зарабатывает?

В большинстве случаев я зарабатываю тем, что мы берем грант и закладываем туда гонорар куратора. Это может быть грант от Украинского культурного фонда, сейчас это программа «Фокус на культуру» Львовского городского совета.

Очень редко можно сказать о бонусах за билеты, то есть зависимости заработка от количества посетителей. Например, за один уикенд наш проект «Ангелы» во Львовской национальной галерее искусств заработал больше, чем галерея за весь год. Но команда не получила ни копейки.

Это проблемная сторона. На кураторов, особенно независимых, смотрят как на людей, которые пришли с инициативой и просто помогают. Такой вот волонтер, «хороший мальчик».

Кураторы у нас недооценены, хотя в мире они зарабатывают достаточно серьезно. От участия того или иного куратора зависит экономический успех музея или выставки. Людям платят за то, чтобы они ассоциировались с проектом, участвовали в рабочих группах.

Большая часть моей кураторской деятельности — это именно участие в разных рабочих группах. Независимые, государственные, городские, национальные. Рабочие группы рассматривают культурные вопросы, и можно более широко увидеть ситуацию, повлиять на нее решениями или идеями.

Качества искусствоведа

Выбирая ту или иную профессию, прежде всего, каждый из нас ориентируется на свои личные качества. У тех, кто имеет аналитический склад ума и тягу к точным наукам, скорее всего, не получится освоить ремесло искусствоведа. Какими же качествами должен обладать человек, хорошо знающий мир искусства?

Если говорить о способностях, то у него должен быть развит художественный вкус, образное мышление, сенсорная память. Он должен тонко чувствовать, на интуитивном уровне мыслить, понимать, быть предельно внимательным, беспристрастным и объективным в своих суждениях, критике, уметь заинтересовать и всегда находиться в гуще событий, особенно что касается мира шедевров и антиквариата.

Из личных же качеств можно выделить собранность, аккуратность, тактичность, усидчивость, общительность и, конечно, стремление к саморазвитию.

Плюсы профессии

  • Большой выбор места работы, так как на современном этапе искусствоведы применяют свои знания в самых разных областях. Эти специалисты способны выполнять различные функции. Например, быть хранителями архивных фондов, музейными работниками или даже авторами научных статей.
  • Ценность данного вида деятельности для эстетического развития современного общества. Ведь стремясь воспитать в людях умение чувствовать и ценить прекрасное, искусствоведы могут оказать огромное влияние не только на характер людей, но и на их отношение к жизни.
  • Востребованность на рынке труда, правда касается это лишь тех специалистов, кто имеет высокую профильную квалификацию.
  • Прекрасная возможность создания собственного бизнеса, суть которого может заключаться, например, в торговле антиквариатом. Это могут быть картины, скульптуры, мебель из давно минувших столетий, старинное оружие и другие не менее ценные произведения искусства.
  • Наличие уникальной возможности соприкосновения, как с раритетами, так и с многочисленными коллекционерами.

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн- (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Юлия Заблоцкая

Описание профессии

Искусствоведение включает в себя несколько сфер-направлений. Оно состоит из литературоведения, театроведения, музыковедения, киноведения и прочих узких тематических «отраслей». Многие специалисты посвящают себя исследованию изобразительного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии и так далее). Как мы уже говорили, они обычно выбирают для углубленного изучения какой-то один вид. Некоторые даже сосредоточиваются на конкретном периоде в истории его развития.

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

Область деятельности

Искусствовед — это не только профессия. Это определенный образ мышления, особый стиль мироощущения, жизни. Это талант! И применить его можно в совершенно разных областях жизнедеятельности человека. Свои знания можно использовать, работая в художественной галерее, музеях, на отдельных выставках или экскурсионных мероприятиях, возможно, выездных. Также навыки и умения искусствоведа окажутся полезными в редакторской работе, например, в каком-нибудь крупном издательстве. Кроме того, специалист такого профиля может посвятить свою жизнь научно-исследовательской работе или найти себя в антикварном деле. Также хорошо у него получится реализовать себя в качестве педагога и художественного критика.

Где работают искусствоведы

Искусствоведение – крайне обширная отрасль, поэтому мест для трудоустройства у этих специалистов крайне много. Наиболее распространенные организации:

  1. музеи;
  2. художественные галереи;
  3. научно-исследовательские институты;
  4. профильные учебные заведения, а также центры дополнительного образования и переподготовки;
  5. антикварные салоны;
  6. аукционы, специализирующие на произведениях искусства.

В ряде случаев искусствоведы могут работать и на телевидении, и заниматься научно-просветительской работой среди населения. Кроме того, искусствоведы с художественным образованием занимаются реставрационными работами, либо организуют выставки современных художников.

Новейшие тенденции в современном искусстве

Enottt

1 год ago
Комментарии к записи “Dixit” в мире искусства отключены

Создатель игры “Dixit” Жан Луи Рубира детский психолог в больнице в Пуатье (Франция). Игра была разработана в 2008 году… Read More

Enottt

2 года ago
Комментарии к записи Будущее из прошлого: выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в ЦВЗ «Манеж» отключены

Когда: 14.02.2020 – 29.03.2020 Где: Центральный выставочный зал «Манеж». Исаакиевская пл. 1 Что это? Выставка посвящена кинетизму, его развитию… Read More

Enottt

2 года ago
Комментарии к записи Процессуальное искусство 1960 – 70-х годов (хеппенинг и перформанс) отключены

Процессуальное искусство К процессуальному искусству относятся хеппенинги, перформансы, флэш-мобы. В основе процессуального искусства лежит процесс как таковой. Процесс вмещает… Read More

Enottt

2 года ago
Комментарии к записи «Митьки» как художественное объединение отключены

«Митьки» — экспериментальное товарищество ленинградских художников, образованное в 1982 году.  Позднее — субкультура, которая сформировалась на основе их принципов… Read More

Enottt

2 года ago
Комментарии к записи Концептуализм в искусстве: общие принципы и главные представители отключены

Концептуализм Концептуализм — художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов XX века в Америке и… Read More

Enottt

2 года ago
Комментарии к записи Апроприация в искусстве второй половины ХХ века отключены

К середине 1980-х годов захват и вторичное использование истории искусства изменили направление и получили название «апроприация». Апроприация — термин… Read More

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн-заводе «Флакон» (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия искусствовед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Российский Государственный образовательный стандарт

В России введён Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность 020900 — «Искусствоведение», квалификация — «Искусствовед». Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 2 марта 2000 года. Согласно п. 1.3.2 этого стандарта, основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель.

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Обязанности

Искусствовед — это человек, специализирующийся на исследовании определённого вида искусства из многих его направлений. Работа искусствоведа интересная, увлекательная и познавательная. Она настолько многообразна, что позволяет работать в нескольких областях. Теория искусства, история искусства, художественная критика — всё это включено в искусствоведение, где каждый специалист имеет свои обязанности.

Теоретик искусства:

  • изучение проблем, связанных с изобразительным искусством;
  • изучение проблем, связанных с архитектурными творениями;
  • проведение исследовательских работ, связанных со становлением искусства, выявление регулярно повторяющейся взаимосвязи между событиями, определение отношения искусства к действующему времени;
  • проведение анализа по вопросам влияния идейного содержания в проявлении художественных форм;
  • проведение аналитической работы — как влияет искусство на современное общество;
  • исследование особенностей формирования определённых видов и жанров искусства.

Историк искусства:

  • ознакомление и изучение коллекций;
  • проведение группирования творений по определённым мастерам, направлениям, школам;
  • составление заключительных актов о целесообразности реставрационных работ по конкретной работе;
  • проведение экскурсий, семинаров, лекций, факультативов;
  • определение автора спорного творения, его подлинности, стоимости;
  • создание карточек для предметов искусства, которые находятся в музеях, создание всех условий для их сохранности;
  • подготовка выставочных работ, экспозиций;
  • поиск и выявление неизвестных ранее имён творцов, занимающихся искусством;
  • выпуск брошюр, носящих научный и научно-популярный характер, а также сборников, путеводителей для художественных галерей и музеев;
  • непосредственное участие в экспедициях, носящих исследовательский и археологический характер.

Художественная критика:

  • написание статей и рецензий с объективной оценкой представленных произведений;
  • аналитика;
  • критика;
  • детальное исследование и анализ актуальных проблемных вопросов, связанных с определённым направлением искусства.

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН). Факультет гуманитарных и социальных наук.

  2. Национальный исследовательский университет (НИУ) «Высшая школа экономики». Факультеты: гуманитарных наук; коммуникаций, медиа и дизайна.
  3. Российский гуманитарный госуниверситет. Факультет истории искусства. Институт филологии и истории.
  4. Московский академический художественный госинститут им. В. Сурикова. Факультет теории и истории изобразительного искусства.
  5. Московская художественно-промышленная госакадемия им. С. Строганова. Факультет искусства реставрации.
  6. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет искусствоведения.
  7. Санкт-Петербургский академический госинститут живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Факультет теории и истории искусств.
  8. Санкт-Петербургский госуниверситет. Факультет свободных искусств и наук. Институт истории.
  9. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина. Гуманитарный институт.
  10. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Институт искусств и культуры.

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Специфические тонкости профессии

К современной искусствоведческой дисциплине также причисляются:

  1. Музыковедение.
  2. Театроведение.
  3. Киноведение.

В широком смысле искусствовед занимается всеми видами пластического искусства – живописью, графикой, декоративно-прикладным направлением. Важная задача специалиста данного профиля – популяризация искусства. Для ее реализации пишутся критические статьи, монографии, научно-популярные художественные произведения, снимаются тематические фильмы, проводятся лекции и экскурсии, другие мероприятия, влияющие на художественные предпочтения и формирующие вкус широких слоев публики.

Иными словами, искусствовед – профессиональный ценитель искусства. Познать все тонкости этой интереснейшей профессии поможет качественное обучение в сфере культуры и искусства. Постоянное общение с людьми богемных кругов, прикосновение к мировым шедеврам, регулярное посещение музеев, выставок, картинных галерей приводят в тому, что многие искусствоведы превращаются в страстных коллекционеров.

Приложение творческих усилий и жажды познания может охватывать обширный диапазон исторических периодов либо же ограничиваться одной эпохой. Искусствовед всегда имеет свободный выбор. Часто специализация сосредотачивается на одном направлении, например, живописи, музыке или скульптуре. Есть искусствоведы, которые занимаются исключительно изучением деятельности одного гения. К преимуществам профессии следует причислить:

  • работу с мировыми шедеврами;
  • проникновение в тайны истории искусства;
  • значительное расширение культурного кругозора;
  • регулярные поездки в разные страны мира;
  • участие в выставках, вернисажах и других культурных мероприятиях.

Из недостатков можно отметить невозможность стремительного карьерного роста и сложность найти высокооплачиваемую работу без опыта.

Требования к искусствоведу

Основные требования, предъявляемые к специалисту:

  • высшее образование;
  • любовь к своему делу;
  • умение адаптироваться в определённых ситуациях, с применением новых предложений к решению возникшей проблемы;
  • умение качественно работать с документами;
  • способность в сжатые сроки справляться с большим объёмом работы.

Высшие учебные заведения выпускают специалистов, обеспечивая их начальными, базовыми знаниями, и только от нас зависит, станем ли мы профессионалами в своём деле или нет. Искусствовед — это человек с уникальной памятью, которая хранит в себе большое количество терминов, названий, имён, дат; человек, который способен по одному отрывку произведения определить, какому автору он принадлежит и к какому времени его относят; человек, который пишет эссе, статьи на определённые темы, посещает галереи и выставки, принимает участие в их подготовке.

Заключение

Искусствовед — это не просто профессия. Чтобы добиться в ней успеха, нужно с головой погрузиться в нее, посвятить себя целиком и полностью этому делу. Это должно нравиться настолько сильно, чтобы человек мог постоянно заниматься расширением своих познаний, понимать в искусстве очень многое.

Вместе со всеми сложностями, искусствовед — это очень интересная и увлекательная профессия, которая позволяет не только наслаждаться произведениями искусства, но и постоянно находиться в окружении образованных и творческих людей, неординарных личностей, которые посвящают свою жизнь искусству, созидая и создавая его.

Поэтому можно смело сказать, что быть искусствоведом — это призвание, но в то же время и профессия, которая подойдет не каждому. Но те, кому она приходится по душе, растворяются в ней полностью, погружаясь в этот чудесный мир искусства и творчества, креатива и нестандартного мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector