Издатель

Кто таков?

Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике.

Я – редактор-издатель. Моя стихия – тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что  я работаю большей частью с текстами.

Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста – это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.

(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают  рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)

Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта – это тоже редактирование.

Поэтому, если кто-то говорит: «Петр Иванов редактирует газету», – вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.

Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их  – просто не может. Этим занимается целый коллектив.

Для работы необходим беспрепятственный доступ к информации.

Компьютер, подключенный к Интернету, справочная литература, сам текст (распечатанный  или на компьютере)

– так выглядит типичное рабочее место редактора.

Лично мне больше нравится работать с отдельными проектами – книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.

Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego, конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.

Где может работать?

Изучая описание профессии издатель, стоит сказать, что возможностей здесь будет очень много. В первую очередь это связано с тем, что очень много издательств, нуждаются в профессиональных издателях, готовых работать по успешному продвижению книжной, газетной или журнальной продукции.

  • Могут работать в издательских домах.
  • Могут быть как простым работником, так и ведущим специалистом, который будет отслеживать рынок или управлять делами самого издательства. В этом случае, карьерный рост специалиста находится полностью в его руках, так как только он сам, своими знаниями и умениями продвигает не только книжных авторов, но и издательство, а значит и самого себя.

Приобретаемые навыки

Специалист с дипломом бакалавра сможет похвастаться наличием многих компетенций:

  • редакторская деятельность;
  • работа над составом и структурой будущей книги;
  • создание реальных предложений по дизайнерскому оформлению издания;
  • поиск оптимального решения для выпуска книги: подбор расходных материалов, типа печати;
  • контроль оформления и исполнения издания;
  • создание бюджета;
  • формирование электронных СМИ;
  • функции печатников: подборка, фальцовка, скрепление книг;
  • верстка;
  • предпродажная подготовка;
  • организация поставки издательского товара;
  • участие в организации и проведении рекламных кампаний;
  • формирование ассортимента книжного магазина и другого предприятия, работающего с издательской продукцией;
  • функция посредника между издательством и автором;
  • исследования в сфере читательских предпочтений;
  • формирование издательской политики.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Необычная профессия, открывающая перспективы для личностного роста.
  2. Профессия связана с путешествиями, коммуникацией.
  3. Уровень оплаты труда высокий, возможны премии за выработку.
  4. Работать в этой сфере могут люди, которые имеют высшее образование в смежных областях, например, экономисты, публицисты, маркетологи и другие специалисты.
  5. В перспективе можно открыть собственный бизнес, связанный с издательским делом.

Минусы

  1. Мало вакансий, что порождает высокую конкуренцию среди соискателей.
  2. Деятельность связана со стрессами, горящими сроками.
  3. Издатели очень востребованы в больших городах, но не на периферии.
  4. Работодатели заинтересованы в опытных издателях.
  5. Сотрудничество с эксцентричными и вспыльчивыми людьми.

Особенности профессии

Издатели работают в типографиях, информационно-издательских агентствах и других компаниях, которые занимаются выпуском печатной продукции. Они обладают развитым художественным вкусом, знанием классической и современной литературы, а также книжного бизнеса. Являются универсальными специалистами, могут выполнять функции редактора и корректора, а также журналиста или верстальщика. Обязанности и сложность задач напрямую зависят от компании, в которой издатель ведет свою деятельность.

Издатели нередко занимаются поиском молодых и перспективных авторов, а также инвесторов, рекламных каналов, магазинов, которые будут готовы взять печатную продукцию на реализацию. Проводят мониторинг деятельности конкурентов, чаще всего курируют одно направление, например, детскую или учебную литературу. Издатель контролирует качество, анализирует свой сегмент, разрабатывает методы, которые помогают повышать и удерживать спрос на продукцию. Может создавать коммерческие предложения, принимать участие в художественном оформлении, привлекать внештатных исполнителей.

Профессия многогранная и очень интересная, она связана с литературным творчеством, маркетингом, рыночной экономикой. Издатели, работающие в крупных агентствах, часто путешествуют, они принимают участие в процессе покупки прав на книгу, общаются с главным редактором. В профессиональные обязанности входит посещение книжных ярмарок, авторских слетов и других мероприятий, во время которых можно наладить деловые связи.

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом  гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят «одевать» вместо «надевать»… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звонит, а звонит, – пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора – вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово «редактор» повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит «во-вторых». А где «во-первых»???!!!» Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы – это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги – ту же классику.

Хорошие книги – это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.

Суть работы

Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст – это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?

Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.

Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.

Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.

Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*

Замечательный редакторский совет писателя писателю!

Обучение на издателя

Специалистов обучают в ссузах и в вузах, абитуриенту стоит выбирать направление подготовки «Издательское дело» (код: 42.02.02 и 42.03.03 соответственно). При поступлении в вуз необходимо сдавать ЕГЭ по обществу (профиль), а также по истории, литературе, иностранному языку или информатике. В этой сфере смогут работать люди, имеющие высшее образование, связанное с менеджментом, полиграфическим производством, филологией.

Вузы

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Издательское дело (Уральский гуманитарный институт УрФУ)

Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Издательское дело (Факультет книгоиздания и редактирования МГГЭУ)

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Издательское дело (Институт гуманитарных и социальных наук)

Дальневосточный федеральный университет

Книгоиздательское дело (Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ)

Главный поединок

Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны – редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой – автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.

Но для редактора самое трудное – не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.

Нас учили в институте, что редактор не должен писать за автора. Но не всегда получается соблюдать этот принцип. Автор может быть хорошим специалистом в своей области. Кладезем информации. И нужно помочь ему этой информацией поделиться.

Но совсем ужасно, когда автор, писать не умеющий, сражается за каждую запятую. Даже вопреки законам русского языка.

А бывает ли легкий автор? Да! Бывает! Вдумчивый, талантливый, умный автор без мании величия. С такими людьми легко работать – и не только редактору. С такими людьми вообще легко.

И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало – это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами – вещь трудная.

Общие сведения

Первоначально под издательским делом подразумевалось создание и распространение различной печатной продукции (книг, журналов, буклетов, брошюр). С возникновением и развитием интернета объемы издательской деятельности значительно расширились, включив в себя и электронные ресурсы. Это не означает, что профессия издателя стала непопулярной – напротив, для таких специалистов с каждым годом на рынке труда предлагается все больше рабочих мест.

Современное общество невозможно представить без издательского дела. Эти специалисты являются высокообразованными, они знают много о мировой культуре, умеют грамотно формировать информационное пространство. Такие люди способны работать в редакциях газет, на радиостанциях, телевидении, интернет-издательствах и в иных структурах, связанных с ведением информационной деятельности. Для работы в этой сфере требуется обладать различными знаниями и технологиями, способствующими продвигать продукцию от издателя в массы.

Чтобы заниматься издательским делом, необходимо получить высшее образование в специализированном ВУЗе. Тогда специалист станет высококлассным, широкопрофильным и получит огромные перспективы дальнейшего развития. В издательском деле множество профессий. Вы можете стать главным редактором, начальником отдела, руководителем проектов, редактором Интернет-ресурсов, менеджером по рекламе, спичрайтером. Профессий значительно больше, но общий смысл понять можно.

Из плюсов стоит привести:

  • Возможность расти по карьерной лестнице.
  • Рабочий график у таких специалистов чаще всего нормированный.
  • Трудоустройство является официальным и предоставляется соцпакет.

Кроме положительных моментов, присутствуют и негативные:

  • Заработная плата находится на среднем уровне.
  • Высокая конкуренция.
  • В регионах страны не хватает рабочих мест.

Если хорошо учиться, и стать действительно отличным специалистом, работу найти вы обязательно сможете, но перспективы серьезного развития есть только в больших городах. СМИ и издательское дело – сфера деятельности, где каждый сможет найти свое любимое занятие. Здесь работа никогда не будет скучной. Но нужно получить хорошие знания, также требуется большое усердие. Если занятие придется по душе, можно довольно быстро подняться по карьерной лестнице.

Печальные моменты

Поверхностные авторы часто бывают очень плодовиты. Это проблема. Открываешь текст, продираешься сквозь сложные наукообразные фразы, и обнаруживаешь, что там нет ни одной свежей мысли. Вот такие моменты доводят до отчаяния. Столько трудов – и все впустую?!

И еще ненавижу читать неряшливые тексты,  написанные одной левой. Иногда открываешь, а там – сарай, а не текст. Куча опечаток, точки стоят в километре от фразы и пр. Сижу и ставлю точки на место. Бредовое занятие. И бросить не могу, потому что корректор, даже если он очень хороший, может что-нибудь пропустить. Да и невежливо это – отдавать корректору текст в таком виде.

Преимущества обучения в магистратуре

Если есть возможность продолжить обучение, профессия может стать делом всей жизни, которое принесет стабильный высокий доход. Обучение в магистратуре неразрывно связано с практикой, а это повышает статус выпускника в глазах потенциального работодателя. Не говоря уже о том, что многие студенты еще во время практических занятий находят себе достойное место трудоустройства.

Выпускник с дипломом магистра может смело преподавать в вузе. Он уже сумеет справиться с руководящей должностью в организациях и учреждениях разного характера. Например, это может быть должность администратора, руководителя проекта.

Что необходимо для получения специальности?

Если все перечисленные качества подходят, то стоит рассмотреть вопрос, как можно стать издателем. Для этого придется пройти специальное обучение на соответствующих факультетах.

При этом профессионал должен хорошо разбираться в следующих вопросах:

  • в различной по своим жанрам и видам литературе;
  • в правилах приема работы на последующую печать;
  • как развивалось книжное и издательское дело;
  • знать как правильно должны оформляться книги;
  • основы книжного дизайна;
  • знать основы и правила успешного маркетинга;
  • отлично разбираться в технологии полиграфии;
  • знать основы различных дисциплин экономического характера.

Как стать редактором?

Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»

Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.

Еще один важный момент – грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы, а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.

Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).

Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.  

Но образование – это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.

Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?. Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант

Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.

Тема – это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.

* Из писем А.П. Чехова  А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускник этого востребованного направления сможет работать в разных организациях и учреждениях, которые, так или иначе, имеют отношение к печатному делу либо средствам массовой информации. Это типографии и издательства, редакции и библиотеки, магазины и полиграфические комплексы. Еще один вектор для самореализации – рекламная ниша, которая предполагает продвижение издательской продукции.

Кем можно работать по завершении обучения:

  • художественным/техническим/литературным/выпускающим редактором;
  • бильд-редактором;
  • верстальщиком;
  • журналистом;
  • корректором;
  • издателем;
  • критиком.

Уровень оплаты труда непосредственно зависит от места приложения профессиональных сил и умений. Минимум, на который может рассчитывать выпускник – это 20 тысяч в отечественной валюте. Но выбирая рекламную нишу либо журналистскую деятельность, открывая собственное издательство, выпускник значительно поднимает для себя эту планку.

Копирайтер


Необходим компьютер и выход в интернет В обязанности работника входит написание продающихся текстов, статей, проверка их на грамотность и подготовка к дальнейшему использованию. Хорошая реклама — залог успеха для предприятия. Поэтому копирайтеры играют важную роль для работодателя.

Большая потребность в копирайтерах увеличивает шансы молодого специалиста, поэтому приложив достаточно усилий, человек сможет добиться успехов в данной области.

Есть возможность заработка на фрилансе. А вот организация своего собственного дела — уже вопрос. В данный момент трудно представить такую деятельность для копирайтера.

Как такового образования не требуется, но профили подготовки по филологии, литературе, преподаванию, маркетингу — точно пойдут на пользу специалисту.

Направления деятельности редакторов

Существует ряд специальностей редакторов. Они могут быть:

  1. Литературными. Специалисты этого спектра обрабатывают книги. Подготавливают их к дальнейшему изданию. Вносят небольшие правки (исправляют помарки, корректируют грамматические ошибки). Однако, не меняют смысл, прописанный автором. А также не корректируют стиль написания текста.
  2. Техническими. Специалисты этого спектра следят за тем, чтобы текст легко воспринимался потребителем информации. Покупателем газеты, журнала. Или читателем материала интернет-издания. Их задача — сделать так, чтобы потребителю информации было интересно ее читать. И чтобы текст звучал максимально лаконично.
  3. Художественными. Специалисты этого спектра создают дизайн определенного текста. Внедряют в издание различные виды изображений. Которые должны соответствовать его стилистике. Художественные редакторы также следят за тем, чтобы автор писал тексты в соответствии с действующими законами о СМИ.
  4. Научные. Специалисты этого спектра являются профессионалами в одном конкретном направлении деятельности. Они знают о науке буквально все. Главная задача научного редактора — следить за тем, чтобы текст, написанный автором, был достоверным. Чтобы каждый факт, описанный в нем, соответствовал действительности. И был написан с экспертной точки зрения.

Совсем недавно появились и другие ответвления специальности редактор. Теперь они могут участвовать в создании передач на телевидении. Редактировать фильмы. А также многие другие авторские произведения.

Как выглядит карьера?

Периодика. В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты.

Карьерная лестница может быть такой: корреспондент  –  редактор отдела – выпускающий редактор. (Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)

Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).

Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего

Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается

И наконец, главный редактор – это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.

Книжные издательства. В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному. В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и  ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.

В крупных издательствах существует разделение труда – это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.

Когда отредактирован текст и подобраны иллюстрации, верстальщик создаёт макет будущей книги. Но работа редактора продолжается.

Редактирование вёрстки книги «Хочу быть психологом» .

В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором – человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.

Со временем можно стать ведущим редактором – так называется редактор книги, который отвечает за её выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора,  который  отвечает лишь за художественное оформление.

Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п., и  т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.

Что это за профессия?

Очень часто, при разговоре о том, что за профессия издателя, сравнивают с печатником или своеобразным принтером, который выпускает книги разных жанров и авторов. Однако это далеко не так. Википедия говорит, что современный книжный издатель не столько занимается изданием, сколько занимается работой по выведению готового произведения на книжный рынок. Такой специалист занимается тем, что создает, а так же занимается активной поддержкой спроса на данную книгу.

Современный издательский бизнес будет предполагать, что профессиональный издатель занимается подготовкой материалов, их переработку и анализ рынка.

Он не столько библиофил, но менеджер, который знает все тонкости и секреты книжного рынка.

Для этого он должен будет обладать огромным кругозором, а так же большими познаниями менеджмента. Причем он должен будет в первую очередь ориентироваться на успешное продвижение, пусть и не всегда с моментально полученной прибылью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector