Вакансии и работа диктором на радио без опыта в москве
Содержание:
- Как попала на радио
- Помещение и оборудование
- О карьерных возможностях
- Какие требования предъявляют к кандидатам
- Как открыть радиостанцию в своем городе: пошаговый алгоритм
- Создание программы радиовещания
- «Основная наша установка – это коллаборации»
- Голос как визитная карточка
- Практические советы для начинающих дикторов
- Особенности бизнеса
- Я оставляю свой рюкзак
- Лекция «Ольга Берггольц: опыт прочтения дневников» в «Некрасовке»
- Голос и звук
- «Денег мы на этом не зарабатываем»
- Проведите анализ рынка
- Сколько стоит открыть радиостанцию
- Быстрая реакция.
- Рамки формата
- Планы развития
- Проблемы с внешней пассивной антенной
- Какие есть должности
- Как устроиться ведущим на радио без опыта работы
Как попала на радио
С детства я хотела быть журналисткой, потому что очень любила писать. Правда, родители меня долго отговаривали от такого выбора. Говорили, что это второстепенная профессия, учиться надо идти, например, на юриста. Но с 5 класса я стояла на своем, а затем поступила в издательско-полиграфический институт НТУУ «КПИ» на редактора. Так родители впоследствии поняли, что это мое.
После четвертого курса я решила искать работу редактором или копирайтером. Нашла! Офис на Большой Васильковской, приветливый персонал — казалось, все супер. Пока дело не дошло до работы, которая состояла из рерайта текстов для сайта «непродолжительных знакомств». Поэтому первый профессиональный опыт был абсолютно неудачным, а рабочий день длился 20 минут.
А дальше я уже попала на радио. Это была онлайн-радиостанция в Киеве. Отправила резюме и даже получилось прийти. На собеседовании мы просто поговорили, никто не записывал никаких демок. У меня спросили, готова ли я делать программу о домашних животных, а я так хотела устроиться, что сказала «да». И я действительно вела программу о животных!
В общем я проработала там 2,5 года, и большую часть этого времени уже вела утреннее шоу. Со временем я понимала, что хочу и готова к чему-то большему. Поэтому время от времени ездила на собеседования на другие радиостанции и телеканалы. И даже на Power FM отправляла резюме, но сначала не получала ответа. В то время, честно говоря, я думала, что, может, это вообще не мое, если меня никуда больше не берут. Но теперь я знаю, что открывают тому, кто стучит … Причем, стучит долго и громко!
Помещение и оборудование
Когда все документы будут собраны, настанет время задуматься о том, где и каким образом вы будете вещать.
Любой радиостанции нужны две студии: одна для вещания, вторая для записи. Записывающую студию можно арендовать у других радиостанций либо с помощью своей обслуживать остальные, получая дополнительный доход.
Для открытия радио нужно качественное оборудование, в идеале профессиональный аппаратно-студийный комплекс, который нуждается в сертификации. Стоит он не дешево, особенно, для двух студий сразу. Если у вас нет нескольких лишних миллионов (в регионах может быть дешевле), вы можете обойтись обычными компьютерами со специализированным ПО и пультами. Не забывайте также про микрофоны и воспроизводящее звук оборудование.
Помещение и оборудование
Если вы не планируете оставаться в эфире круглые сутки, ретранслируйте передачи других радиостанций или просто ставьте музыку в эфир. Для этого оборудование должно быть включено постоянно.
Важнейшей техникой на радио являются радиопередатчик и антенна. Первый можно взять в аренду у местных провайдеров связи, а вот антенну придется покупать, причем достаточно мощную. От ее производительности будет зависеть радиус передачи и максимально возможное количество слушателей. Качество передачи зависит от коэффициента усиления антенны. Передатчик, мощностью один киловатт будет слышен так же хорошо, как 10-киловаттный, если комбинировать его с мощной антенной. Такой вариант даже предпочтительнее, так как позволит существенно экономить на электроэнергии. Радиус передачи вашего радио будет зависеть не только от мощности, но и высоты антенны. Вам следует сразу определиться, на сколько большую аудиторию вы хотите охватить своим вещанием и, исходя из этого, выбирать размер.
О карьерных возможностях
У радиоведущего есть большой спектр возможностей для профессионального развития — как вертикального, так и горизонтального.
Вертикальный карьерный путь может выглядеть так:
- Вы приходите вести часовую программу. Вероятно, сначала она будет в записи. Например, я тоже начинала с должности ведущей программы о домашних любимцах, имела 8-часовой рабочий день (что очень странно для радиоведущих) и делала интервью с владельцами животных и ветеринарами, которые шли в записи. На этом этапе карьеры я еще не знала, что такое прямой эфир.
- Вы можете стать линейным ведущим. На этом этапе уже будете работать в прямом эфире.
- Вы можете начать вести собственное шоу.
Далее карьера радиоведущего выглядит по-разному, какой-то классической схемы нет. Некоторые ставят своей целью стать программным директором. Это главный среди радиоведущих — он контролирует, кто как ведет эфир, каких программ не хватает на радио, какие надо модернизировать или убрать, а еще утверждает концепции новых шоу и часто пропадает на переговорах с партнерами.
Если говорить о горизонтальном карьерном развитии, то можно перейти на другую радиостанцию или попробовать податься на журналиста или ведущего на телевидении. Например, мои коллеги-ведущие Андрей Ткачев и Женя Тюртюбек недавно работают не только на радио, но и ведущими программы о погоде на телеканале.
Какие требования предъявляют к кандидатам
В числе главных и неоспоримых требований к претендентам на роль диджея на радиостанции – хорошо поставленная речь, смекалка и умение работать с техникой. Остановимся на каждом варианте подробно.
Если имеются проблемы с дикцией и грамотностью речи, то, в первую очередь, следует записаться на курсы ораторского мастерства, где специалисты помогут научиться красноречию и умению себя подать.
Весомым бонусом будет умение пользоваться звукообрабатывающими и звукозаписывающими программами, профессиональной аппаратурой.
Личные качества:
- грамотная речь;
- быстрая реакция;
- эрудированность;
- остроумие;
- позитивный настрой.
Как открыть радиостанцию в своем городе: пошаговый алгоритм
Радиостанция дает отличную возможность донести информацию до целевой аудитории. Вот что для этого нужно сделать:
- зарегистрировать юридическое лицо;
- подать заявку в Главный радиочастотный центр;
- разработать частоту вещания,
- пройти конкурс;
- подать заявку в Роскомнадзор;
- зарегистрировать радио как СМИ;
- получить все необходимые лицензии и свидетельства.
А также:
- арендовать помещение и отремонтировать его;
- разработать вещательную программу;
- закупить и установить оборудование;
- заключить соглашения с радиоцентром или создать собственный радиоцентр с нуля;
- провести рекламную кампанию для продвижения и популяризации новой станции в массах;
- нанять сотрудников;
- продумать программу вещания.
Создание программы радиовещания
Далее предпринимателю нужно выбрать: заключить договор на ретрансляцию с одной из действующих станций или создать собственную программу. Но если вы — новичок, учтите, что разработка собственной программы сопряжена с чередой проб и ошибок, а у вас вряд ли есть деньги на такие дорогие эксперименты. У ведущих станций программа давно создана, выстроена по определенному алгоритму, сотни раз опробована на практике и скорректирована под аудиторию. Она хорошо продается, а значит, обеспечит успешный старт вашему бизнесу.
Сначала нужно завоевать свою аудиторию, сделать себе имя, «набить руку» на ретрансляции, а потом уже можно заказывать создание собственной программы. Что касается стоимости ретрансляции, то у разных радиостанций ценовая политика различается. Оплата составит в среднем 6 000-7 000 руб за каждые 100 000 человек, которые проживают в городе.
«Основная наша установка – это коллаборации»
– Какие рубрики есть, как вы их придумывали и какие гости-коллаборации у вас были и будут?
Корней: Первыми у нас появились трансляции вечеринок: в первую же неделю существования радио нам написал Паша Данков, проект «Мечта», предложил потранслировать свою тусу. Все сложилось. С того момента почти каждую неделю у нас выходят какие-то трансляции.
Эти трансляции немножко связывают минскую тусу: мы сами так познакомились со многими чуваками, и все между собой знакомы, и классно быть одним из звеньев в этой структуре.
Паша: Следующая рубрика, которая у нас появилась, – сказки. Я коллекционирую аудиосказки на виниле, мне просто нравится их собирать, даже в убитом качестве – чтоб они хрустели. И мы начали с того, что было у меня в коллекции. Есть огромное количество интересных радиоспектаклей, сказок 1970-х.
Корней: Я помню, как мы были на «Справе» (международный фестиваль-взаимодействие с историческим и природным ландшафтом Беларуси средствами современного искусства и музыки. – Ред.), и там в этом вагончике лежали старые советские пластинки. Мы с Пашей рыскали по ним – искали сказочки для воскресных вечеров.
– Котиков еще можно присылать? (Сейчас объясним. – Ред.)
Корней: Котикам мы всегда рады, мы как раз таки и заложили такую концепцию, чтобы для обложки выпуска брать котиков не со стоков, а чтобы котики были чьи-то персональные. Классно, когда котики в ленте есть, особенно когда они знакомые. Поэтому да, присылайте – коллаборируемся с котиками: hey@radioplato.by или в личку, в Instagram – куда угодно.
Корней: Мы хотели, чтобы у нас были и какие-то разговорные вещи. Поэтому запустили редакторский подкаст – начинали на даче, когда тусовались в деревне. Изначальная концепция редакторского подкаста была такая: мы ставим треки, обсуждаем их, говорим на незатейливые темы – днем послушать, не запариваясь.
Корней: Недавно получилось так, что мы запартнерились с музыкальной студией Horisont rec., чувакам было просто интересно нас хостить. Поэтому удалось выйти в лайв – мы можем делать real time-программы и приглашать гостей. Уже были Maka Nastra, Паша Данков, Паша Городницкий и Матвей Сабуров, один из организаторов Sprava, который подарил нашему радио название.
Паша: Дальше у нас появились гостевые миксы. По средам в 20:00. Первым был Pavel Ambiont, наш наставник в ЕГУ, мы очень этому рады, он задал хорошую электропланку. Еще были Deech, Papa Bo, FB, OVG, Helga.
Корней: Я вообще у Pavel Ambiont курсовую и диплом писал. Мы поняли, что классно собирать диджиков не только в виде трансляций, но и в виде миксов – делать такие шоукейсы. И недавно получилось запартнериться с еще одними ребятами, это молодой минский Post Bar, там концепция такая минимальная: вино, музыка, кофе, искусство – без пафоса, для молодежи. И теперь диджеи играют свои миксы там вживую, а мы сразу записываем и выкладываем. Все стало немножко проще, интереснее, живее, продолжаем держать этот формат сейчас.
Корней: Еще есть проект, который делаем не мы, а Саша Лашкевич, Рома Бахолдин и их друзья. Разговаривают о музыке, при этом ракурс больше на популярную, грубо говоря, «Яндекс.Музыку». Они обсуждают там Тиму Белорусских, новый альбом 21 Pilots, это тоже круто. У них такое гонзо получается.
Паша: Это «Батин патефон». Тренируются ребята, набираются опыта.
Паша: И еще одна рубрика только-только заработала, Паша FB делает прямые трансляции о басс музыке «Нізкі старт». Только пластинки. По четвергам, но не каждый четверг – следующий выпуск в марте.
Голос как визитная карточка
Для начала откроем первый секрет ведущего на радио – это голос. Главное требование к радийному оратору заключается в красивом тембральном окрасе и отсутствии так называемых милизмов (лишнее эмоциональное окрашивание слов). Другими словами, голос ведущего должен быть четким и без каких-либо дефектов.
Кстати, если у человека есть небольшие нарушения дикции, их можно легко исправить. Для этого необходимо выбрать профессионального преподавателя по технике речи и начать проводить с ним сеансы по совершенствованию произношения. Обычно занятия начинаются с прослушивания голоса, человек садится к микрофону и начинает говорить, его голос записывается и затем прослушивается вместе с преподавателем. На записи слышны все недочеты и лишние звуки, к которым относятся лишние согласные и гласные звуки при произношении, неправильные интонации и «урезанные» окончания слов.
Бренд-войс телеканала «Москва 24» Вера Коцюба – о технике речи и силе голоса
После правильной постановке «диагноза» преподаватель начинает исправлять речь будущего ведущего. Например, если ученик плохо выговаривает букву Р, то ему предлагается сложный на первый взгляд ряд буквосочетаний: «РЛИЛРИ – РЛЭЛРЭ – РЛАЛРА – РЛОЛРО – РЛУЛРУ – РЛЫЛРЫ» или «ЛРИРЛИ – ЛРЕРЛЕ – ЛРЯРЛЯ – ЛРЁРЛЁ – ЛРЮРЛЮ – ЛРИРЛИ».
Если «западает» звук «С» или «Т», то нужно научиться четко произносить: «СТИЗДИ – СТЭЗДЭ – СТАЗДА – СТОЗДО – СТУЗДУ – СТЫЗДЫ».
Произносить эти абракадабры стоит медленно с ударением на первый слог, а затем быстрее. Главное – добиться четкости произношения и представить себя в роли пулемета, который выстреливает этими фразами.
Фотогалерея
1 из 13
Практические советы для начинающих дикторов
Чтобы начать работать в области озвучивания, необходимо сформировать портфолио, от качества которого будут завесить востребованность и уровень заработка диктора. Достаточно будет записать 3-5 аудиодорожек длительностью 2-3 минуты каждая
Очень важно: аудиозаписи должны быть выполнены в разных стилях и жанрах, так как это позволит показать многогранность голоса диктора
Чтобы добиться максимального результата, перед началом работы следует изучить бесплатные уроки в Интернете по постановке голоса и послушать готовые аудиозаписи, чтобы потренироваться.
Если позволяют возможности и бюджет, можно воспользоваться услугами звукозаписывающей студии. Профессионалы помогут исключить посторонние шумы, а также в процессе работы дадут практические советы. Они имеют опыт в данной области и знают, что хочет услышать потребитель аудиопродукта.
Не следует копировать известных дикторов. Это хорошо лишь на начальном этапе и только в целях тренировки для расширения диапазона своего голоса. В дальнейшем диктору следует вырабатывать уникальную манеру чтения, которая поможет создать свое собственное узнаваемое имя.
Особенности бизнеса
Длительное время радиоэфир во всех регионах принадлежал исключительно крупным сетевым радиостанциям, а местных студий были единицы или не было совсем. В наши дни ситуация изменилась и создать радио в своем городе вполне по силам рядовым предпринимателям, правда, обойдется это в значительную сумму.
Радиовещание бывает нескольких видов:
- эфирное;
- цифровое;
- проводное;
- спутниковое;
- в сети Интернет.
Радио предполагает использование эфирного или Интернет пространства. Вещание в радиоэфире осуществляется посредством радиопередатчиков, которые могут иметь разную мощность и передавать информацию на той или иной частоте. Радиопередатчик с необходимым для работы оборудованием называется радиостанцией.
Частные радиостанции могут зарабатывать в основном на рекламе, и, чем шире аудитория, тем больший интерес вызывает радиокомпания у местных предпринимателей
Но, чтобы на радиоточку обратили внимание глобальные рекламодатели, количество ее слушателей должно соответствовать сетевым радиостанциям. Источником дохода может стать не только коммерческая, а еще политическая и социальная реклама, оплачиваемая соответственно из партийных и муниципальных бюджетов
К основным плюсам радиобизнеса относятся:
- возможность творческого самовыражения;
- получение стабильного дохода.
Минусов намного больше, но практически все они относятся к стартовому этапу, включая:
- крупные первоначальные инвестиции;
- сложности с получением множества лицензий и разрешений со сбором большого количества документов;
- длительный период внедрения проекта от идеи до запуска;
- продолжительный срок окупаемости;
- высокая конкуренция.
Разработать бизнес–план для радиостанции намного сложнее, чем для других направлений деятельности. Чтобы немного упростить этот процесс и создать оптимальную бизнес-модель, сначала нужно проанализировать внутренний рынок по конкурентам, целевой аудитории и вероятным рекламодателям.
Я оставляю свой рюкзак
В какой-то театральной студии был принцип, который звучал так: «Всегда нужно оставлять рюкзак за порогом»
Это действительно очень важно – оставить груз проблем там, где их предстоит решать. Дом должен быть вашим убежищем, местом, где позволительно отдохнуть и забыть о рабочих неурядицах
И даже если вы работаете дома, постарайтесь, покидая свое рабочее место, оставить там ваши чертежи, заготовки для будущих статей и прочее, и прочее
Время пить чай, есть пирожные и дарить свое тепло и внимание близким
Что делать?
Включайте воображение. Вполне можно визуализировать процесс. Закройте глаза и представьте портфель или рюкзак, в который вы складываете листы с вашими планами, рисунками, набросками, свой ежедневник, калькулятор, список дел и прочее. Закройте его поплотнее. И оставьте на своем рабочем месте. Идти домой без такого груза будет намного легче.
Ну а если ваше состояние стало хроническим, быть может, стоит подумать, действительно ли ваши сомнения вызваны усталостью и рутинной работой или вам пора менять род деятельности. Учиться не страшно и никогда не поздно. Быть может, работа вашей мечты уже ждет вас, и вам остается лишь сделать пару решительных шагов.
Сетевики зазывают новичков тем, что говорят о пассивном доходе, то есть не делаешь ничего, а денежки каждый день приваливают сами по себе. Именно так человек и слышит, когда говорят о пассивном доходе.
Лекция «Ольга Берггольц: опыт прочтения дневников» в «Некрасовке»
Дата: 14 апреля
Время: 17:00–20:30
Место: библиотека имени Н.А. Некрасова (Бауманская улица, дом 58/25, строение 14, конференц-зал)
Возрастные ограничения: 12+
Трагическая судьба Ольги Берггольц (1910–1975), «музы блокады», которая собой и своим творчеством олицетворяла подвиг Ленинграда в годы войны, отражена в ее дневниках. В 1938-м эти тетради были арестованы и изъяты более чем на 30 лет. В архивах их оставили с пометой «в целях сохранения доброго имени поэтессы и для безопасности государства». Какова была дальнейшая судьба записей, которые запечатлели не только юношеские годы, первую любовь и вхождение в литературу, но и коммунистические стройки, репрессии, смерть детей и блокаду? Об этом расскажут на лекции «Ольга Берггольц: опыт прочтения дневников» в библиотеке имени Н.А. Некрасова.
Встреча будет посвящена выходу второго тома дневников поэтессы. Составитель и текстолог издания Наталья Стрижкова и литературовед Наталья Громова расскажут о работе над публикацией архива, о биографии Ольги Берггольц и ее попытках преодолеть свое время.
Нужна предварительная регистрация.
Голос и звук
Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам
Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет
Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.
Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.
Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.
Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.
«Денег мы на этом не зарабатываем»
– Сколько времени тратите на радио и на что живете?
Паша: Больше половины свободного времени уходит на радио, денег мы им не зарабатываем. Донаты покрывают серверы. Занимаемся саунд-дизайном и постпродакшeном. Сейчас мы оформились в студию, называется Womp Studio.
Корней: Редактируем подкасты, пишем звук для рекламы, делаем озвучку, джинглы, аудиокурсы, всякие странные записи для музея Азгура – все, что связано с обработкой звука, подготовка финального микса, мастеринг.
– От Radio Plato такое приятное ощущение – теплое, ламповое, soul brothers. Много кто вам пишет благодарности и предлагает помощь?
Корней: Новости о радио разнеслись сарафанным радио. Началось все с того, что нам в Facebook написал парень: классное радио, прикручивайте донат! Мы задумались, почему бы нет, – прикрутили, и нам скидывают.
Что-то тратим на оплату сервера, что-то откладываем на микрофон. И это происходит ежемесячно, что приятно, – спасибо большое! Я бы поблагодарил еще и студию Horisont rec., которая сейчас нас ютит за интерес, респект им!
Паша: Пару месяцев назад я активно ходил на вечеринки, и это очень приятно: приходишь – и сразу тебе «о, “Радио Плато”!» И куда ни зайдешь, разговоры сразу о «Плато», и много комплиментов. Несколько мейлов пришли с респектами.
Проведите анализ рынка
Исследования на предмет наличия действующих радиостанций и ключевых интересов потенциальных слушателей помогают определиться с тематическим направлением, чтобы исключить прямую конкуренцию и завоевать внимание большей части населения города. Этот анализ будет не трудно провести, поскольку информация находится в свободном доступе
Работа с компаниями, которые могут быть заинтересованы в радиорекламе, станет несколько сложнее.
На основании результатов указанных исследований будут получены ориентировочные суммы первоначальных затрат и планируемых доходов. Рассчитав чистую прибыль с учетом текущих расходов, можно определить рентабельность и срок окупаемости проекта.
Сколько стоит открыть радиостанцию
Посчитаем, сколько стоит открыть радиостанцию.
Для примера возьмем небольшой город, где нет жесткой конкуренции и конкурса на получение радиочастоты.
Статья расходов | Сумма (руб.) |
Оформление бизнеса (открытие ООО) | 15 000 |
Получение согласований и лицензий на этот вид деятельности | от 320 000 |
Аренда и ремонт помещения | 150 000 |
Закупка оборудования | 1 350 000 |
Установка и наладка оборудования | 180 000 |
Рекламные мероприятия на старте бизнеса | 550 000 |
Итого: | 2 565 000 |
Ежемесячные расходы составят не меньше 700 000 руб. и будут включать:
- арендные платежи;
- плату за коммунальные услуги;
- заработную плату персонала;
- расходы на рекламу своих услуг.
Как видно из расчетов, затраты на открытие радиостанции предстоят серьезные, поэтому нужно составить бизнес-план компании, продумать шаги по монетизации, проанализировать риски и предусмотреть пути их минимизации.
Быстрая реакция.
Причем, не только умственная, но и мышечная. Вам придется не просто общаться с радиослушателем в эфире, но и одновременно с этим искать нужные песни (слава Богу, теперь это всё делает компьютер, но ведь и кнопки следует нажимать тоже исключительно нужные!), читать сообщения из «аськи», пришедшие смс-ки, автоматически их рассортировывать, принимать телефонные звонки, дергать «флажки» на пульте… Иной раз радиослушатели могут что-нибудь этакое брякнуть, чуть ли не выматериться — и вам придется достойно выходить из неудобного положения. Кстати, «брякнуть» можете и вы сами…
В общем, все вышеперечисленное — тот «кандидатский минимум», который потребуется любому начинающему радио-ди-джею. А вот какие первые шаги совершить, чтобы выстроить карьеру радиозвезды — об этом в следующей статье…
Теги: ди-джей, поиск работы, радиовещание, радио, работник, работа
Рамки формата
Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?
Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…
Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)
«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?
Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт»
Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!
Планы развития
Я постоянно ищу новых заказчиков, которым будет интересен формат корпоративного радио, но также работаю над тем, чтобы старые заказчики вернулись. Принцип — сделать хорошо работу, чтобы в следующем году те, с кем мы сработались, пришли снова. Корпоративное радио — это необычная услуга и порой сложная в понимании для заказчика, потому не всегда наши финансовые планы совпадают с реальностью. Но я люблю свою работу и просто ежедневно стараюсь делать ее так, чтобы быть ею довольным и чтобы мои заказчики и слушатели были удовлетворены и хотя бы на чуточку более счастливы благодаря моему делу.
Проблемы с внешней пассивной антенной
Проблем бывает несколько. Самая первая и очевидная — это радио плохо ловит, когда антенна отсутствует вовсе
Обратите внимание, что в её роли далеко необязательно выступает длинная мачта, устанавливаемая на крыше или багажнике автомобиля. Очень часто эту функцию в машине выполняет обогреватель заднего стекла
Поэтому перед тем, как покупать и городить огромный штырь на крышу, убедитесь, что в вашем автомобиле не предусмотрен приём радиосигнала через сетку обогревателя.
Как это проверить? Для этого необходимо осмотреть места, в которых стекольный обогреватель подключён к питанию. Если к сетке подходит более двух проводов, значит третий — должен идти на магнитолу. Зачастую где-то в этих местах можно найти и усилитель. Если же к обогревателю стекла подходит только два провода, значит улавливание радиосигнала таким способом в вашей машине не предусмотрено.
Ещё одна проблема с внешними пассивными мачтами — это материал, из которого они делаются. Очень часто в автомагазинах попадаются так называемые муляжи. Мачта может быть бесконечно длинной и высокой, но ловить она ничего не будет, так как сделана из чего угодно, только не из металла. В завершение следует сказать, что антенны, которые якобы предназначены для установки в салоне автомобиля — это полный хлам. Покупать такие ни в коем случае не стоит. Даже если в описании убедительно говорится об эффективности. В салоне эффективно могут работать только активные усилители. Да и то не всякие.
Дополнительно есть смысл приобрести или изготовить самостоятельно помехоподавляющий фильтр, если радио ловит, но плохо. В самом простом исполнении он представляет собой керамический или плёночный конденсатор ёмкостью примерно 100 нанофарад. Можно и более ёмкий. Найти такой конденсатор наверняка удастся в любой ненужной электронике. Например, в старой сломанной магнитоле и так далее. Чтобы превратить найденный конденсатор в фильтр от помех, его нужно впаять в разрыв кабеля пассивной антенны.
Какие есть должности
Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:
- выпускающий редактор;
- радиоведущий;
- корреспондент;
- журналист;
- звукорежиссер;
- техник.
Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.
Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:
- МГУ;
- СПбГУ;
- МГУ Культуры и Искусств;
- СПбГУ Культуры и Искусств;
- государственные театральные институты;
- вузы, где преподают звукорежиссуру.
Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.
Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы, которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически. Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции. Будучи в своей сфере первоклассным специалистом, он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.
Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной
Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта
Как устроиться ведущим на радио без опыта работы
Многие считают, что радио — это радио какой-то отдельный закрытый мир, вход в который посторонним строго воспрещен. Именно это заблуждение мешает некоторым талантливым людям осуществить свою мечту и устроиться работать на радио ведущим, мол, без опыта не возьмут.
Но подумайте сами, с чего начинали свою карьеру популярные диджеи, ведь многие из них попали в эфир буквально с улицы. Если ваше желание стать радиоведущим не просто прихоть, а цель всей жизни, пора избавиться от стереотипов и начать действовать!
Станьте подкастером
В наше время многие блогеры записывают подкасты, это очень хорошее средство взаимодействия с аудиторией и тем, кто мечтает стать радиоведущим, обязательно нужно взять его на заметку.
- Запись подкастов не требует наличия хорошей аппаратуры, можно использовать обычную гарнитуру, но все равно вы будете слышать ваш голос «в работе» и сможете оценить его со стороны;
- Вы научитесь общаться со слушателем и выбирать темы, которые интересны людям (иначе ваши подкасты просто никто не будет слушать);
- Самые удачные подкасты можно будет использовать в качестве дополнительной демо-записи для радио, но об этом подробнее в другой статье.
Если вам ни разу не приходилось записывать подкасты, рекомендую статью Олега Качанко «Как сделать популярный подкаст».
Станьте частью коллектива
Вы хотите стать радиоведущим, но попасть в эфир пока не удается: радиостанция не нужны диджеи или программный директор пока не видит в вас потенциал и взял на работу ведущего с опытом? Попробуйте сделать «ход конем», ведь на радио могут быть и другие вакансии.
Например, большинство радиостанций постоянно нуждаются в новых менеджерах рекламного отдела. Также можно попробовать себя в качестве трафик-менеджера, редактора новостей, продюссера программ — вариантов может быть множество.
Не нужно отказываться от возможности попасть на радио только потому, что ваша конечная цель работа в эфире. Станьте частью коллектива радиостанции и вам будет проще найти подходящий момент, чтобы обратиться к программному директору с просьбой попробовать вас в роли ведущего.
Вы всегда в курсе последних новостей шоу-бизнеса, часто путешествуете или увлекаетесь составлением гороскопов? Отлично, это то, что нужно! Если вы хорошо разбираетесь в теме, которая интересна слушателям радиостанции, можно попробовать себя в качестве ведущего небольшой рубрики.
Составьте примерный план программы, а еще лучше, запишите «пилотный выпуск». Когда вы обратитесь к программному директору не с пустыми руками, а с конкретным предложением, ваши шансы устроиться работать на радио будут гораздо выше. Пусть у вас нет опыта, но зато есть идея! А если удастся привлечь к вашей программе спонсоров, в успехе можно не сомневаться.