Почему важно закрыть пробелы в знаниях в 10 классе?
Содержание:
- Вы значительно снизите нагрузку в 11 классе
- Принципы профильного разделения
- Зачем сдавать ЕГЭ на год раньше
- Предметы основного общего образования
- Общий набор канцелярских принадлежностей
- Полезные рекомендации по выбору канцелярских принадлежностей для старшеклассников
- Профили обучения
- Новые предметы у шестиклассников
- Предметы в начальной школе
- Кто составляет учебный план?
- Поступление
- Что выбрать: профиль или база
- Плюсы ухода в колледж
- Выбор профильного направления в 10 классе
- Разница между предметами 4 и 5-х классов
- Стоит ли поступать в 10–11 классы
- Элективные курсы
Вы значительно снизите нагрузку в 11 классе
Как мы уже выяснили, подготовить 3-4 предмета за 1 учебный год на высокий балл достаточно тяжело. Поэтому самые сложные я советую делить на 2 года, то есть на 10 и 11 класс. Это поможет не допустить морального истощения, когда всё надоело и ничего не хочется делать
Вы не только сохраните ментальное здоровье, но и выкроите время на встречи с друзьями, любимые хобби и отдых, который так нужен в любом возрасте, особенно во время подготовки к важному экзамену
Не знаешь, когда тебе лучше начать подготовку к ЕГЭ? Мы можем помочь! На бесплатной консультации «Как выбрать вуз» мы расскажем все о том, какую специальность выбрать именно тебе и в каком вузе стоит на нее учиться, а также составим твою индивидуальную стратегию подготовки к ЕГЭ. Если ты хочешь поступить в вуз мечты, скорее записывайся!
Принципы профильного разделения
Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:
- Естевеннонаучный профиль;
- Гуманитарный профиль;
- Математический профиль;
- Социально-экономический профиль.
К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.
Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?
Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.
Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.
Зачем сдавать ЕГЭ на год раньше
У каждого школьника есть право сдать ЕГЭ досрочно, в том числе в 10 классе. Принять такое решение можно по нескольким причинам:
Чтобы разгрузить себя в самый сложный последний год школы. Если сдать ЕГЭ по русскому языку и базовой математике в 10 классе, то на следующий год уроки по этим предметам в школе можно будет вполне обоснованно не посещать и не делать лишних домашних заданий.
Чтобы сосредоточиться на изучении предметов, необходимых для поступления в выбранный вуз — если ученик точно знает, на какое направление будет поступать.
Чтобы целенаправленно готовиться к участию в олимпиадах в 11 классе — если школьник планирует поступить в вуз с дипломом победителя или призёра олимпиады.
Предметы основного общего образования
Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:
- русский язык, родной язык;
- литература, родная литература;
- иностранный язык, второй иностранный язык;
- история;
- обществознание;
- география;
- математика, затем алгебра;
- геометрия;
- информатика;
- основы духовно-нравственной культуры народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- физика;
- биология;
- химия;
- изобразительное искусство;
- музыка;
- технология;
- физическая культура;
- основы безопасности жизнедеятельности.
Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.
Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.
Общий набор канцелярских принадлежностей
Все канцелярские принадлежности, которые могут понадобиться ученикам 9-11 классов во время учебного года, можно условно разделить на 3 группы.
1. Канцелярские товары для основных предметов. Это те самые принадлежности, без которых не обходится ни один урок. В список можно включить:
- 20 тетрадей по 18 листов (10 в клетку, 10 в линию);
- 5 тетрадей по 48 листов;
- 20 обложек (по 10 для тетрадей и учебников соответственно);
- дневник с обложкой;
- 2 папки для обычных и рабочих тетрадей (формат A-4, A-5);
- пенал;
- 5 ручек с синим стержнем;
- разноцветные ручки (чёрная, зелёная, красная);
- пенал;
- 5-6 простых карандашей разной жёсткости (Т, ТМ, М);
- ластик;
- точилка;
- 2 линейки по 20 и 30 см.
Кроме того, необходимо приобрести 10 пластиковых и 5 бумажных скоросшивателей, 100 файлов, 5 папок-уголков, маркеры и текстовыделители.
2. Канцелярские принадлежности для точных наук и черчения. К этой группе можно отнести следующие предметы:
- треугольники;
- трафареты;
- транспортир;
- механический карандаш с грифелями;
- спирограф;
- готовальня или циркуль;
- альбом или папка для черчения.
Для обучения в классах с математическим уклоном могут понадобиться специальные математические линейки (например, логарифмическая).
3. Канцелярские принадлежности изобразительного искусства. В перечень входит:
- альбом для рисования;
- краски акварельные и гуашь;
- стакан-непроливайка;
- палитра;
- кисти для рисования;
- цветные карандаши.
Для уроков музыки, которые проводятся в I или II полугодии 9 класса, следует приобрести нотную тетрадь.
Полезные рекомендации по выбору канцелярских принадлежностей для старшеклассников
- Не приобретайте рабочие тетради заранее. Лучше обсудить этот момент с учителем конкретного школьного предмета. Возможно, тетради будут закупаться централизованно на весь класс и по более низкой цене.
- Уроки рисования и музыки в 9 классе проводятся не во всех школах. Поэтому прежде чем покупать список принадлежностей для изобразительного искусства и нотную тетрадь, нужно уточнить: будут ли у вас такие уроки.
- Многие принадлежности для старшей школы уже знакомы ученикам с предыдущего учебного года. Поэтому прежде чем отправляться за покупками следует отметить по списку, какая канцелярия действительно нужна, а какая уже имеется в наличии.
Когда список принадлежностей составлен, можно смело отправляться в канцелярский магазин.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
- математика и начала математического анализа;
- геометрия;
- химия;
- биология.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
физика
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- основы медицины;
- биофизика;
- оказание первой медицинской помощи;
- химия и здоровье человека и пр.
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
- русский язык;
- литература;
- иностранный язык;
- обществознание;
- история;
- право.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
второй иностранный язык.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
- деловой русский язык;
- основы журналистики;
- избранные страницы российской истории и т.д.
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
- математика и начала математического анализа;
- экономика;
- право;
- география;
- геометрия.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- обществознание;
- география.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- введение в социологию;
- основы философии;
- основы финансовой грамотности;
- право и жизнь и т.д.
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
- алгебра и начала математического анализа;
- геометрия;
- физика;
- информатика.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- химия;
- черчение.
Выполнение индивидуального учебного проекта
Элективные курсы:
- алгоритмизация и программирование;
- мир кристаллов;
- графический дизайн;
- инженерная графика с элементами дизайна и т.д.
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
отсутствуют.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
все предметы учебного плана.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
по выбору обучающегося.
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Новые предметы у шестиклассников
В 6-м классе по ФГОС вводятся новые обязательные предметы: география, биология, всеобщая история, обществознание. От конкретной школы зависит, какие предметы будут изучать в 6-м классе в 2021-2022 учебных годах.
Все дисциплины будут фиксироваться в дневниках школьников. Одни могут изучать в качестве обязательных, другие, как дополнительные. Например, в Москве все общеобразовательные государственные школы вводят второй иностранный язык. В регионах недостаточно учителей французского, испанского, немецкого языков. Почти во всех школах можно ввести преподавание информатики, но не у всех заведений есть современное оборудование.
Часто в виде дополнительных факультативов открывают спортивные секции баскетбола, футбола, учат играть в шахматы. В отдельных регионах с преобладанием школьников разных национальностей популярно преподавание их родной речи и литературы. В последние годы дети интересуются изучением журналистики и экологии.
Без учета летних каникул в течение учебного года школьники должны отдыхать 30 дней.
Итоги
Предметы в начальной школе
Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.
Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:
- русский язык, родной (нерусский) язык;
- литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
- иностранный язык;
- математика;
- обществознание;
- окружающий мир;
- ИЗО;
- музыка;
- технология;
- физическая культура.
Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:
- в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
- вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.
Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.
Кто составляет учебный план?
Планированием занимается общеобразовательная организация самостоятельно. Задолго до момента, когда начнутся уроки в 10 классе, в каждой школе по распоряжению директора создается рабочая группа, которая активно участвует в разработке школьного плана. В рабочую группу входят следующие компетентные лица:
- ряд руководителей методических объединений;
- заместитель, который возглавляет воспитательные работы;
- заместитель, занимающийся учебно-воспитательной работой.
План включает основные нормативы всего обучающего процесса. Он подразумевает продолжительность обучения, отражает степень годовой и недельной нагрузки на школьников, а также то, какие предметы будут в 10 классе. Вся информация тщательно рассматривается и обсуждается на педагогическом собрании. По итогу проведенной работы документ утверждает директор образовательного учреждения.
Составленное расписание может меняться по решению вышестоящих органов власти, а также при незапланированном изменении кадрового обеспечения. Могут быть введены курсы, которые обеспечивают потребности и интерес у обучающихся к определенным знаниям. Например, в перечисленные предметы в 10 классе может входить этническая культура.
Общий план подразделяется на базовую часть и часть, которая формируется участниками самого процесса. Обязательная часть, контролирующая школьный процесс в течение всего года, соответствует принятым государственным стандартам, которые находятся в реестре Министерства образования.
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.
Предмет ОГЭ |
Проходной балл в профильный 10 класс |
Максимум за экзамен |
На тройку |
Русский |
26 |
33 |
15 |
Математика |
19 – на физико-математический 7 из них – за геометрию |
32 |
8 |
18 – на экономику 5 из них – за геометрию |
|||
18 – на естественные науки 6 из них – за геометрию |
|||
Информатика |
14 |
19 |
4 |
Химия |
27 |
40 |
10 |
Биология |
23 |
31 |
12 |
Физика |
30 |
43 |
11 |
Обществознание |
28 |
35 |
14 |
Иностранные языки |
55 |
68 |
29 |
География |
23 |
31 |
12 |
Литература |
26 |
39 |
14 |
История |
24 |
34 |
10 |
В пятибалльной системе проходной балл в профильный класс – это примерно твердая четверка с плюсом, то есть 4,5. Также при отборе учитывается портфолио ученика – все его достижения: аттестат за 9-й класс с отличием, похвальные грамоты, победы в олимпиадах, конкурсах.
В течение учебного года в 10 классе можно изменить профиль обучения. Для этого надо, чтобы не было задолженностей на уже пройденной программе, и придется досдать разницу по предметам нового профиля. В 11 классе можно перейти на универсальный профиль – тоже если за прошлый год нет академических задолженностей.
Что выбрать: профиль или база
Профильное обучение – показатель заинтересованности старшеклассника. Большое количество часов, отведенное на изучение определенного предмета, окажет либо положительное влияние на состояние ребенка, либо отрицательное. К тому же в последние годы учебы определяется склад ума учащегося: гуманитарный или технический. Конечно, есть дети, которым легко дается изучения всех дисциплин. Родителям не стоит настаивать на выборе одного определенного направления. Ведь, создав яркую картину будущего, ребенок согласится на уговоры семьи. Но при отсутствии способностей и тяги учащийся будет терпеть стресс и может потерять интерес к учебе.
Плюсы ухода в колледж
10 класс или колледж — что выбрать? Вот положительные стороны обучения в ССУЗе — среднем специальном учебном заведении.
Получение профессии
Главное отличие среднего профессионального образования от школы в том, что колледжи и техникумы выпускают специалистов, готовых к трудоустройству. Окончив такое учреждение, вы сможете выйти на работу раньше сверстников. А цель школы в 10-11 классах — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Часто думают — стоит ли ребёнку идти в 10 класс, если никакую профессию там не освоишь?
Шансы на бесплатное обучение
Вероятность попасть на бюджет в техникуме или колледже выше, чем в вузах, куда идут выпускники после 11 класса. Часто это играет решающую роль в дилемме «колледж или 10 класс» — не у всех есть возможность оплачивать коммерческое место в высшем учебном заведении, когда подросток не уверен в своих силах сдать ЕГЭ на хорошие баллы и поступить на бюджет.
Выбор профильного направления в 10 классе
Буквально несколько лет назад родителям не нужно было переживать о том, какие предметы в 10 классе проводились у старшей группы школьников. Все подростки учились по схожей системе с одинаковыми дисциплинами. Но на данный момент многое изменилось. Теперь некоторые занятия в разных заведениях могут отличаться. Встречается такое, что в параллельно обучающихся группах дети могут заниматься по-разному.
Ранее у детей, проживающих на территории России, был простой выбор – продолжать учиться в школе или нет. Если подросток решал остаться, то он просто переходил в 10-й, продолжая посещать привычные уроки. Относительно недавно, после распада СССР, стали появляться подклассы с математическим уклоном. Позднее появились группы с углубленным изучением иностранных языков.
На данный момент введено несколько профилей. В зависимости от возможностей конкретной организации, количества учеников и перечня других особенностей, дети могут остановить свой выбор на одном из 5 направлений. Однако все пять крайне редко встречаются в одной организации.
Пять направлений включают следующие профили:
- Гуманитарные.
- Универсальные.
- Технологические.
- Естественно-научные.
- Социально-экономические.
При такой системе для каждой программы разрабатывают свое расписание, которое включает около 3–4 уроков
Им уделяют особое внимание и во время получения информации затрагивают важные темы глубже. Например, гуманитарный уклон включает в себя обязательное введение русского, иностранного, литературы, истории и обществознания
Естественно-научное направление не обходится без химии, биологии, математики и русского языка. Выбор технического уклона подразумевает подробное изучение алгебры, геометрии, физики, информатики, русского.
В связи с различием школьного плана и специального уклона занятия могут значительно отличаться. Поэтому чтобы узнать более конкретно, что будут преподавать учителя, необходимо напрямую обратиться к завучу или директору конкретного образовательного заведения. Некоторые учреждения из-за проведенного голосования могут изменить прошлогодние направления. Действия вызывают модернизацию предыдущей системы, которая подразумевает введение других дисциплин.
Однако несмотря на различия, у обучения есть единая основа. Закрепленный блок стандартных уроков, вне зависимости от предпочитаемой траектории должен изучаться в каждом учреждении.
Разница между предметами 4 и 5-х классов
Большинство родителей знает, что многие предметы при переходе в 5-й класс меняются. Происходит:
- Добавление новых дисциплин.
- Смена названий предметов, к изучению которых дети уже приступили в младших классах.
Со второй группой у большинства детей сложностей возникнуть не должно, а вот с познанием новых дисциплин детям может понадобиться помощь родителей
Поэтому представители Министерства просвещения советуют мамам и папам уделить внимание пятиклассникам в первые полгода их обучения в средней школе. . Основное изменение коснется такой дисциплины, как «Окружающий мир». Она разделится сразу на три предмета:
Она разделится сразу на три предмета:
Основное изменение коснется такой дисциплины, как «Окружающий мир». Она разделится сразу на три предмета:
- Историю.
- Географию.
- Биологию.
С 5-го класса дети будут изучать окружающий мир более подробно, в разрезе каждой из наук.
Стоит ли поступать в 10–11 классы
Каждый год девятиклассники принимают решение: продолжить обучение в школе или выбрать среднее специальное образование. Плюсы и минусы есть и у первого, и у второго решения.
Школа
Плюсы:
- Подросток получает дополнительное время, чтобы разобраться в себе и понять, какую профессию выбрать. Если ученик не определился с профессией, то идти в колледж – ошибка. В старшей школе будет возможность решить, что больше по душе и подходит по склонностям.
- Амбиции и конкурентоспособность. Если подросток хочет карьерного роста и имеет большие амбиции, то обучение в старшей школе поможет лучше подготовиться к поступлению в ВУЗ. Обучение в престижном университете способствует получению высокооплачиваемой работы. Учащиеся, окончившие все классы школы, более конкурентоспособные.
Минусы:
- Большая нагрузка из-за сложностей программы.
- Проблемы с поступлением в ВУЗ из-за большого количества желающих.
Среднее специальное учебное заведение
Плюсы:
- При поступлении в колледж подросток получит профессию. После получения профессии можно идти на работу и параллельно заочно получать высшее образование.
- Вероятность получить бюджетное место в колледже выше, чем в ВУЗе.
Минусы:
- Отсутствие карьерных перспектив, если после техникума образование не будет продолжено. Когда у школьника хороший потенциал, то лучше продолжать обучение в старшей школе.
- Непростая адаптация и новый коллектив. Уклад и система обучения существенно отличаются. Также непросто дается смена коллектива.
Элективные курсы
- Дополнение содержания профильного курса;
- Развитие содержания одного из учебных предметов;
- Удовлетворение познавательных интересов школьников.
Отличие элективных курсов от факультативных
Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.
Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.