Кинооператор

Перспективы трудоустройства по профессии

Дипломированный специалист может успешно занимать должности:

  • видеооператора;
  • арт-менеджера;
  • кинооператора;
  • оператора-постановщика;
  • монтажера;
  • режиссера монтажа;
  • телеоператора.

Чаще всего молодые специалисты начинают свою профессиональную деятельность в качестве ассистента оператора, в задачи которого входит контроль правильности и точности фокусировки камеры, устранение нежелательных бликов, установка соответствующим образом источников света.

Средняя заработная плата молодого специалиста стартует от 30 000 руб. При трудоустройстве в среднюю кинокомпанию, на съемках популярных сериалов оплата рядового оператора колеблется в пределах 60 000 – 90 000 руб., оператора-постановщика – от 120 000 до 150 000 руб. Заработная плата выдающихся кинооператоров за пределами нашей страны может достигать 30 000 в час.

Особенности профессии телеоператора

Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.

Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.

Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.

Профессиональные инструменты телеоператора:

  • камеры (как ручные, так и подвижные);

  • операторские тележки;

  • оборудование для монтажа.

У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.

В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.

Это означает постоянный спрос на профессию оператора на ТВ или кинооператора. Однако же с постоянным развитием технологий, увеличиваются и требования, предъявляемые к специалистам. Оператор должен будет постоянно быть в курсе последних обновлений, уметь пользоваться самыми актуальными инструментами съемки, знать основы программирования.

Конечно же, оператор не может выполнять свою работу в одиночку. У него есть ассистенты, помогающие ему в рутинной работе записи многочисленных дублей, составлении списка сцен, которые надо отснять. Специальные операторы принимают участие в работе, когда необходимы комбинированные съемки. Помощники оператора следят за перемещениями операторской тележки на съемках.

Осветитель

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит Вам совершенствовать теоретические и практические профессиональные знания, умения и навыки. Чаще всего преподавателями в вузе выступают люди, за плечами которых многие годы успешной работы над фильмами, соответственно, написание магистерской диссертации представляет собой не только оптимальный способ формирования научной компетенции, но и интеграцию опыта выдающихся деятелей сферы кинематографа с собственной техникой работы

Диплом магистра позволит Вам осуществлять профессиональную деятельность за пределами России, а принимая во внимание творческий характер работы кинооператора и разницу в оплате труда, данный фактор является важным аргументом в пользу обучения в магистратуре

Условия поступления

Воплощая в жизнь замыслы режиссера и сценариста, специалисты данного профиля используют различные композиции фактуры, света и цвета кадра, находя креативные решения каждой отдельной сцены и достигая ее максимальной экспрессивности. Профессия кинооператора не любит случайных людей и наличие/ отсутствие у абитуриента того особого художественного вкуса, творческих способностей, позволяющих находить оптимальное решение оформления каждой сцены выявляется уже на этапе сдачи вступительных испытаний, в качестве которых выступают следующие:

  • русский язык;
  • физика;
  • литература (профильный).

Приоритетным экзаменом, от результатов которого во многом будет зависеть зачисление Вас на обучения, выступает творческий экзамен по фотосъёмке, а также собеседование, направленное на выявление общего культурного уровня абитуриента.

Базовые операторские приемы

Даже если вы не новичок в этой нише, некоторые основы операторского мастерства все еще могут быть вам полезны. Независимо от того, снимаете ли вы качественный фильм или записываете видеоблог, эти операторские приемы видеосъемки помогут достичь наилучшего результата.

Кадр должен быть живым

Кадр – это Святой Грааль видеосъемки

Неважно, хотите ли вы просто переместить пару элементов в кадре или анимировать весь кадр, ваша главная цель – сделать картинку живой. Чтобы достичь этого, перемещайте камеру

Попробуйте несколько распространенных способов, например, операторский кран, тележку или стедикам.

POV или сцена от первого лица

Эта техника также известна как Point-of-view съемка. Это короткая сцена, обычно демонстрирующая, что ищет персонаж. Зачастую она располагается между кадром персонажа, смотрящего на что-то, и кадром, показывающим реакцию персонажа.

Чтобы добиться более привлекательного эффекта, снимайте из-за плеча актера, который также должен быть виден на экране. Иногда операторы объединяют в таком кадре двух персонажей.

Голландский угол

Операторы также называют эту технику «наклонный угол» или «голландский наклон». Это тип съемки, когда камера установлена ​​под углом оси вращения. В результате кадр состоит из вертикальных линий под определенным углом. Другими словами, линия горизонта не параллельна нижней части кадра камеры. В мире кинематографии этот метод обычно применяется для демонстрации психологического беспокойства, напряжения или дезориентации персонажа.

Диалог в движении

Описывая правила съемки видео, нельзя упустить важность диалоговых сцен. Диалог является критически важной частью любого фильма

Это необходимый аспект истории. Поэтому каждый момент диалога должен выглядеть интересно и увлекательно. Если статическое окружение не так важно, можете попробовать снять диалог между главными персонажами в движении.

Этот прием позволяет разнообразить сцену. Кроме того, зритель выше оценит ваш творческий подход, потому что динамичный фон радует глаз. Хорошим примером использования таких диалогов можно назвать фильм «Красота по-американски». Главный герой часто общается с друзьями на ходу.

Смотреть дальше одного кадра

Оператор обязан планировать на пару шагов вперед

Неважно, какую камеру вы используете, зритель увидит только кадр. Итак, ваша цель – правильно представить, как он будет развиваться

Думайте о будущей сцене с точки зрения кадра и избегайте использования слишком большого количества элементов в одном кадре. Этот, а также другие уроки видеосъемки помогут прокачать ваши операторские навыки в кратчайшие сроки.

Закадровый голос

Помните, что реплики не должны повторять то, что зрители видят на экране. Поэтому, если вы хотите использовать закадровый голос, постарайтесь рассказать что-то интересное, возможно, какие-нибудь факты, которые остались за кадром. Лучший пример использования этого приема – известный фильм «Унесенные ветром».

Черно-белый кадр

Есть много разных причин использовать черно-белую съемку

Иногда это помогает сосредоточить внимание зрителя на каких-то конкретных вещах, или вы просто можете подражать классическим старым фильмам, добавляя драматические нотки

Иногда черно-белая съемка – это лишь предпочтение режиссера, трюк, который используется для выделения элементов на экране. Лучшие примеры этой техники – фильмы «Зелиг» и «Мисима: Жизнь в четырёх главах»

Эта техника привлекает внимание зрителей и делает сцену более динамичной

Для начала этого хватит. Главное – не забывайте, что не все операторские приемы в кино смотрятся так же хорошо, как и в других областях кинопроизводства. Например, зум – в киноиндустрии ему почти нет места, однако есть некоторые случаи, когда без него не обойтись, например, спортивные мероприятия. Во время игры оператор должен следить за действием, а без масштабирования это невозможно.

Особенности обучения

Чтобы работать в киноиндустрии, придется учиться по специальности. И речь обычно не о простых курсах, а конкретно о профильном образовании в колледжах и вузах

Помимо теоретической базы очень важно обладать практическими навыками, которые являются ключевыми в работе театра и кино, особенно в таких специальностях, как режиссер или продюсер. В учебном заведении придется кропотливо познавать науки и в обязательном порядке сдавать предметы, по возможности как можно больше практиковаться, посещая, например, репетиции в театрах или приходя на съемочную площадку

Конечно, попасть на репетиции и съемки не всегда представляется возможным, обычно туда приглашают только очень смышленых и одаренных студентов.

Каскадеры, например, очень часто имеют образование в сфере культуры и спорта, последнее им необходимо для выполнения сложных трюков. В зависимости от той или иной специализации профессионалу может потребоваться не одно образование, а даже несколько.

Люди и проекты, которые нас вдохновляют

— Какие из недавних, современных проектов в кино вас удивили, вдохновили?

— Я так много фильмов смотрю, что сразу все и не вспомнишь. Тем не менее…

Из зарубежного я отмечу проект Аpple TV из серии альтернативной истории о космической гонке между Советским Союзом и США. Проект называется «Ради всего человечества». Очень интересный телевизионный сериал. Ярко снят, плюс у него впечатляющий сценарий с такими деталями, которые особенно понравятся любителям космической тематики.

Второй зарубежный проект, который отмечу, — «1917». Это работа одного из величайших операторов современности Роджера Дикинса в фильме режиссера Сэма Мендеса.

Теперь об отечественных проектах. Я хоть и 22 года работаю в этой индустрии, но сохранил способность смотреть фильмы глазами зрителя. И для меня как для зрителя открытием и приятным удивлением стал фильм «Спутник». Это science-fiction и немного ужасы. Дело происходит в Советском Союзе, но фильм современный. Я очень удивлен операторской работой, она очень необычная для российского кинематографа — в России так редко снимают. Даже, пожалуй, никогда так не снимают. Получилось очень красиво. И вдохновляюще. Киноволшбество случилось.

Беседовал Владимир Королев

Суть работы оператора

Оператор в киноиндустрии или на телевидении занимает одну из важнейших ролей. Режиссер отвечает за идею проекта, решает, что именно нужно снимать. Оператор же решает, как именно это осуществить. Если на режиссере лежит ответственность за творческую сторону деятельности, то оператор отвечает за техническую сторону вопроса.

Именно оператор отвечает за расстановку на съемочной площадке многочисленного технического оборудования, света, декораций, разрабатывает с программистами необходимые для съемок спецэффекты.

Профессия оператора привлекает тем, что объединяет в себе как техническую часть съемочного процесса, так и творческую. Конечный результат, который видит зритель – это, в первую очередь, работа и «авторский взгляд» оператора. Именно этот специалист, отталкиваясь от замысла режиссера, должен сначала представить себе будущие кадры, а затем воплотить их в жизнь.

На самом деле оператор – это достаточно широкая профессия. Поэтому у каждого специалиста по съемкам после окончания учебы своя специализация:

  • игровое кино;
  • документальные фильмы;
  • рекламные ролики;
  • новости на ТВ.

У профессий кинооператора и оператора на ТВ много общего, но в то же время различия также существенны. Так, телеоператор должен уметь проводить съемку с нескольких камер для телевизионных программ. Кинооператор, в свою очередь, должен уметь обрабатывать изображение определенным образом, выстраивать кадр, композицию и т.д.

Профессии в сфере кино и телевидения

Задумываясь о профессиях, связанных с кино, многие представляют в первую очередь карьеру актёра. В то же время над созданием любого телевизионного продукта трудится много других людей. Представляем перечень основных специальностей в кинематографе:

  • продюсер;
  • режиссёр;
  • сценарист;
  • актёр и актриса;
  • оператор;
  • монтажёр;
  • осветитель;
  • звукорежиссёр;
  • специалист по спецэффектам;
  • каскадёр;
  • костюмер;
  • гримёр;
  • кинокомпозитор.

Расскажем об этих профессиях, связанных с телевидением и кино подробнее.

Продюсер

Это творческий и финансовый руководитель проекта. Именно он распределяет деньги, принимает решение о тратах, выбирает исполнителей, контролирует съёмочный процесс, а потом продаёт права на трансляцию фильма кинотеатрам или телевизионным каналам

В этой профессии важно хорошо понимать предпочтения публики и уметь грамотно распределять финансы

Описание профессии режиссёра

Кинорежиссёр — идейный руководить кинофильма или сериала. Он формирует замысел проекта, объясняет остальным членам группы их задачи и отвечает за конечный результат. В процесс режиссуры входит постановка сцен, взаимодействие с оператором, контроль за съёмками и множество других мелких задач: выбор актёров, подбор локаций и т. д.

Говоря о плюсах и минусах профессии режиссёра следует отметить, что главными её достоинствами являются слава и хороший заработок: режиссёры известных фильмов становятся знаменитостями, а их зарплаты составляют сотни тысяч. К недостаткам специальности режиссёра относятся высокий уровень стресса и ненормированный рабочий день.

Сценарист

Основа любого фильма — качественный сценарий. Именно с труда сценариста начинаются съёмки любого продукта. Обычно первоначальный сценарий в ходе съёмок подвергается изменениям, и в задачи сценариста входит оперативная коррекция некоторых сцен, которая при этом не нарушит общий сюжетный ход.

Профессия актёра

Стать звездой ТВ мечтают многие молодые люди, но не все знают о плюсах и минусах профессии актёра. К главным её недостаткам можно отнести необходимость посвящать профессии всего себя (во время съёмок мало у кого остаётся время на личную жизнь) и нестабильность работы (всё зависит от выбора режиссёра).

Что касается преимуществ, то основными считаются возможность реализовать творческий потенциал, прославиться и получать большие гонорары.

Также существует отдельная профессия — актёр озвучки. Эти специалисты дарят свой голос анимационным персонажам в мультфильмах или озвучивают роль вместо играющего её актёра, если тот по каким-то причинам не может сделать это сам.

Профессия оператора кино и телевидения

Кинооператор — важнейший член творческого коллектива. Он осуществляет съёмку в соответствии с идейным замыслом режиссёра. Он выбирает общий, средний или крупный планы, продумывает размещение камеры, угол её наклона и пр. Именно от него во многом зависит, как в итоге будет выглядеть фильм.

Хорошие операторы в киноиндустрии востребованы не менее чем знаменитые актёры и также получают высокую зарплату.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Специальность монтажёра

По сути, это профессия режиссёра монтажа, который «собирает» фильм из отдельных отснятых элементов. Он решает, в каком порядке будет соединять кадры, какой будет между ними переход и пр.

Осветитель

Хорошая работа оператора невозможна без правильно выставленного света. Особенно это касается съёмок в павильоне или в тёмное время суток. Осветитель отвечает за качественное освещение в любых условиях.

Специалист по спецэффектам

Современное кино сложно представить без компьютерной графики и эффектных сцен. За их создание отвечает человек, который хорошо разбирается в современных программах и может с их помощью создать эффектную картинку.

Профессия каскадёра

Одна из наиболее опасных профессий в кино. Эти люди выполняют рискованные трюки вместо актёров: прыгают на ходу с поезда, покоряют горные вершины и пр.

Специальность костюмера

Костюмеры отвечает за подбор одежды как для ведущих актёров и артисток, так и для тех, кто занят в эпизодических или массовых сценах

Эти сотрудники играют важную роль при создании исторических картин или фильмов, в которых действие происходят в ХХ веке: в таких лентах особенно важно, чтобы одежда соответствовала определённой эпохе

Профессия кинокомпозитора

Вместе со звукорежиссёром кинокомпозитор отвечают за аудиочасть фильма или сериала. Но если режиссёр по звуку отвечает за речь и синхронные шумы (звуки природы, улицы и пр.), то задача кинокомпозитора — создать саундтрек, который будет соответствовать духу картины и при этом запомнится зрителям.

Профессии в театре и кино подойдут творческим людям

IV. Ответственность

Телеоператор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Оператор средств массовой информации» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2014 г. №357н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Скачано: 56, размер: 82 KB, дата: 02 Июн. 2020

Роберт Ричардсон

Роберт Ричардсон получил «Оскара» за «Авиатора» и «Хранителя времени» Мартина Скорсезе и за исторический триллер Оливера Стоуна «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», а также снял все фильмы Тарантино, начиная с первого «Убить Билла» («Однажды в… Голливуде» – в их числе). Но его главная заслуга – не послужной список, а недюжинная профессиональная смекалка. Если и говорить об авторском почерке Ричардсона, то речь пойдет не о любимых приемах, оптике и цветовой гамме, а об умении и готовности изобретать велосипед в каждом новом проекте. Разные исторические периоды в «Авиаторе» он снял, используя характерные для них пленку и обработочные материалы. Для «Омерзительной восьмерки» он возродил сверхширокий и сверхдорогой пленочный формат Ultra Panavision 70 – в пику всепроникающей цифровизации и сериализации кино. При этом новейшие технологии подчиняются ему так же покорно: рождественская сказка «Хранитель времени» – одна из немногих картин, оправдывающая существование гнусного 3D.

Кстати, сравните наш рейтинг фильмов Квентина Тарантино со своим собственным.

2004

Мауро Фиоре

Первый кинооператор, получивший «Оскар» за 3D-фильм.

Родился в 1964 году в коммуне Марци, Италия. В 1971 году переехал в США. В 1987 году вместе со своим однокурсником, двукратным обладателем «Оскара», Янушем Каминским отправляется в Голливуд.

Самая сложная и значимая работа для него как кинооператора — это фильм «Аватар». Съемки велись более года в Новой Зеландии. Была использована новая система захвата мимики: на голове у актера крепился шлем с маленькой камерой. Была впервые использована камера, с помощью которой можно было видеть виртуальные образы актеров во время реальной съемки. Такая колоссальная работа не осталась незамеченной, и фильм победил в трех номинациях, связанных с изображением.

Направление: Творческие профессии

Кинооператор — очень важный специалист в области съемки кинофильмов, который обычно находится в тени славы режиссера, в то время как проделывает колоссальную работу, необходимую для съемки фильма не просто с технической, но особенно с художественной стороны.

Профессия кинооператора скорее мужская, чем женская, так как кроме всего прочего ему приходится обращаться с камерой, которая зачастую достаточно тяжелая, а также проделывать всякие «каскадерские трюки» при съемках, ведь чтобы добиться нужного эффекта иногда приходится очень потрудиться. Также нужна хорошая физическая подготовка для командировок, съемок ночных кадров и долгих часов ожидания необходимых световых эффектов на природе.

Кинооператор совмещает в себе художественную и техническую составляющие фильма. Он буквально рисует фильм с помощью света, работая подчас с таким огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Всеми этими приборами оперирует целая команда, которой руководит кинооператор, а для этого ему также необходимо обладать высоким управленческим потенциалом. Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и решает это на практике. То есть, по сути, он является художником фильма. Хорошо зная примеры из классики истории кино, живописи и художественной фотографии, а также выработав свой собственный художественный почерк, кинооператор отвечает за образ фильма, художественное единство всех кинокадров и сцен, зрительное впечатление, оставляемое им, ведь иногда достаточно посмотреть пару далеко не самых узнаваемых кадров, чтобы понять, из какой они кинокартины. С помощью композиции, цвета, света и фактуры кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера, а зачастую и сам находит креативное решение той или иной сцены и достигает максимальной ее выразительности. В своей работе кинооператор использует самые неожиданные вещи для того чтобы создать эффект дождя, когда дождя нет, эффект теней проносящихся мимо деревьев в вагоне поезда, когда на самом деле сцена снимается в помещении, красивый эффект света луны, когда за окном день. А чего стоят одни только ночные съемки, когда ни в коем случае не нарушая впечатления кромешной тьмы, задуманной по сценарию, необходимо отделить киногероев от фона и, кроме того, показать их эмоции. Зритель не должен догадаться, что за кадром, который он видит, находится огромное количество всяких приборов и ухищрений, он должен думать, что вся красота, происходящая перед его глазами, естественна и все так и было на самом деле.

Кинооператор принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции

На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины. Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом

Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом.

Степень: Кинооператор. Педагог Телеоператор. Педагог

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Профессиональная деятельность кинооператора представляет собой синтез творческой составляющей фильма или постановки с его техническими аспектами. Специалисты данного направления в буквальном смысле рисуют высокохудожественное произведение посредством света, осветительных приборов. Развитие науки и техники приводит к появлению и широкому использованию в кинематографе современного оборудования, оперирование которыми входит в задачи целой команды, а управление этой командой, в свою очередь, является главной задачей кинооператора. Именно он решает, что показать в следующем кадре, он же решает и каким образом это сделать. Применяя в своей работе достижения отечественного и мирового кинематографа, вырабатывая свой собственный, уникальный и неповторимый стиль, кинооператор становится настоящим художником фильма, создавая образ постановки, обеспечивая единство сцен и кинокадров, оформляя внутренне содержание дискурса и выгодно оттеняя игру актеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector