Как написать 25 задание егэ по истории на максимальный балл?

Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?

Исторические источники

Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 10, 12-13, 16. 

Таблицы на сопоставление

Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.

Новинкой 2022 года стало задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.

Установление причинно-следственных связей

С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое отсылает нас к критерию К3 (причинно-следственные связи) из исторического сочинения. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов.

Задание на терминологию

С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.

Задание на аргументацию

Задание 19 помимо своей сложной структуры отныне включает в себя элементы всеобщей истории.

Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.

Основная информация

Выпускники 2021 года, заблаговременно выбирая для себя дисциплины ЕГЭ и планируя подготовку, переживали, не сделают ли испытание по истории обязательным для всех 11-классников.

Спешим порадовать – в 2021 году ЕГЭ по истории будет одним из предметов по выбору, как и было ранее. Несмотря на громкие заявления, звучавшие несколько лет назад, предмет не будут переводить в категорию обязательных, ведь для этого необходимо:

  • разработать упрощенный вариант КИМов;
  • пересмотреть систему оценивания;
  • провести апробацию.

Вероятно, повлияет на решение не внедрять инновации именно в 2020-2021 учебном году и сложная эпидемиологическая ситуация во время проведения ЕГЭ 2020 года. Сегодня перед специалистами ФИПИ и Минобрнауки стоят новые вызовы – как организовать безопасное проведение экзаменов в условиях пандемии, если вакцина против коронавируса не будет доступна до конца 2020-2021 учебного года.

Таким образом, для испытаний 2021 года по истории актуальными будут такие основные факты:

  • единая дата экзамена для всех выпускников РФ, указанная в календаре ГИА-2021;
  • отсутствие существенных отличий между КИМами 2020 и 2021 года;
  • количество заданий – 25;
  • отведенное на выполнение время – 3 часа 55 минут (235 минут);
  • максимальный ПБ (первичный балл) – 56;
  • минимальный ТБ (тестовый балл) – 32;
  • разрешенных к использованию дополнительных материалов нет.

Важно! Хотя общая структура работы и максимальный балл в 2021 году останутся без изменений, некоторые нововведения все-таки будут и коснутся они задания №27 — исторического сочинения

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)

Сочинение

Последнее задание на ЕГЭ по истории – самое трудное, но и заработать на нем можно много, до 12 баллов включительно. Предлагается 4 исторических периода. Нужно выбрать один из них, подробно его описать и при этом соблюсти следующие условия:

  • привести примеры как минимум двух ключевых событий или процессов;
  • назвать хотя бы 2 имени и охарактеризовать роль этих деятелей в выбранном периоде;
  • указать как минимум 2 причины основных событий, происходивших в это время;
  • оценить влияние событий взятого временного отрезка на дальнейшее развитие государства, опираясь при этом на сами исторические факты и/или мнения ученых.

Применительно ко всему сочинению в целом есть еще одно требование. Экзаменуемый должен правильно использовать историческую терминологию и оперировать понятиями, которые относятся в выбранному периоду.

Для оценки 25 задания разработана целая система критериев. Все они представлены в таблице.

Код Аспект Критерии Баллы
К1 Описание происходивших событий и процессов Верно указаны 2 факта 2
Верно указан 1 факт 1
К2 Исторические личности, а также их значение Верно указаны 2 личности, объяснено их значение, упомянуты конкретные их действия, значимые для истории 2
Верно указаны 1 или 2 личности, объяснено значение лишь одной из них, упомянуты конкретные действия 1
К3 Причины и следствия Верно названы 2 причинно-следственные связи 2
Верно названа 1 причинно-следственная связь 1
К4 Оценка влияния происходивших событий на отечественную историю Оценка дана правильно, причем с опорой на факты. Опционально: указаны мнения ученых 1
К5 Использование терминов Верно использован как минимум 1 исторический термин 1
К6 Фактические ошибки (критерий используется лишь тогда, когда сумма по К1–К4 – минимум 5 баллов) Фактических ошибок нет 3
Есть 1 ошибка 2
Есть 2 ошибки 1
К7 Форма, последовательность изложения (критерий используется лишь тогда, когда сумма по К1–К4 – минимум 5 баллов) Сочинение написано связно, тезисы изложены последовательно и логически непротиворечиво 1

В заключение важный нюанс: эта статья написана по КИМ 2020 года, тогда как структура Единого экзамена периодически корректируется, а значит, уже в 2021-м наши сведения могут устареть. Не забывайте, что актуальную информацию о баллах и критериях оценивания ЕГЭ по истории всегда можно найти на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.

Что нужно учить?

Придется выучить всю историю России: от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивных блока: древняя и средневековая история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век. Лучше уделить каждой эпохе равное количество времени, ХХ веку — чуть больше.

Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории.

Всеобщая история

Общемировой исторический контекст проверяется во 2 и 19 заданиях. Для решения задания из первой части нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в , их чуть больше сотни (114 штук).

Более глубокие знания потребуются вам в задании 19, ведь теперь вам предстоит составить аргумент (в том числе на основе конкретных фактов из истории зарубежных стран!), который бы подтверждал или опровергал предложенную в задании точку зрения. Поэтому механическим заучиванием здесь не обойтись

Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи, начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком

Культура

В заданиях 7, 14 и 15 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов. 

Картографический блок

В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племён. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими

Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие

В заданиях 8-11 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя, а с 2022 года вам придется поработать и с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков. 

Великая Отечественная война

Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной войны. Отныне ей посвящено отдельное задание 16 из второй части экзамена (два текста + три вопроса по ним). А еще в КИМах она может всплыть несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление. 

Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР. 

История современной России

Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов «лихие 90-е» и 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В. В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. А. Медведева.

Подготовка к ЕГЭ по истории с экспертами

Если чувствуете потребность в комплексной и глубокой проработке материала под руководством экспертов ЕГЭ, историков из ведущих вузов России и блестящих педагогов — вам подойдёт индивидуальная программа обучения в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».

Есть несколько образовательных маршрутов. Хотите сдать ЕГЭ по истории на высокий балл? Выбирайте социально-гуманитарный маршрут, который дополняется нашими курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Здесь есть всё для подготовки к ЕГЭ по истории, на курсах мы:

  • прокачиваем всевозможные знания по истории и праву, 
  • знакомимся с форматом и спецификой экзаменационных задач, 
  • готовимся к ЕГЭ по истории с нуля, 
  • закрываем любые пробелы и страхи. 

Многие наши ученики получают больше 80 баллов на экзаменах. Присоединяйтесь и вы!

Важные изменения на 2021 год

ОГЭ 2021

  • Досрочный ОГЭ отменён.
  • Выбор по дополнительным предметам отменён, нужно сдать только математику и русский язык.
  • Итоговое собеседование — 10 февраля, 10 марта, 17 мая.
  • С 17 по 25 мая — контрольные работы.
  • ОГЭ пройдёт с 24 по 28 мая.
  • Резервные сроки — начало июня.
  • Дополнительный период — начало сентября.

ЕГЭ 2021

  • Досрочный ЕГЭ отменяется.
  • Итоговое сочинение — 15 апреля. Резервные сроки — 5 и 19 мая.
  • Основные сроки ЕГЭ — 31 мая — 2 июля
  • Дополнительный период — 12-17 июля
  • Учащиеся, которые не будут поступать в ВУЗ, сдают ГВЭ по русскому языку и математике — конец мая.
  • Выпускники, которые собираются поступать в ВУЗ, сдают ЕГЭ по русскому языку.

Важно! В связи с изменениями, указанные далее сроки и условия по ОГЭ и ЕГЭ могут быть неактуальными для текущего года

Сдать хорошо ОГЭ очень важно, так как от него зависит отметка в аттестате, продолжение обучения, зачисление в другие учебные заведения. Максимальные баллы за 2019 год и 2021 год отличаются, так как были внесены изменения. Для примера, максимальный балл ОГЭ по русскому языку в 2019 году составлял 35, а в 2021 году — 33, максимальный балл по иностранному языку составлял 70, теперь — 68, максимальный балл по информатике ранее составлял 22, после изменений — 19 и т.д

Необходимо пользоваться обновлённой шкалой перевода баллов ОГЭ в оценки

Для примера, максимальный балл ОГЭ по русскому языку в 2019 году составлял 35, а в 2021 году — 33, максимальный балл по иностранному языку составлял 70, теперь — 68, максимальный балл по информатике ранее составлял 22, после изменений — 19 и т.д. Необходимо пользоваться обновлённой шкалой перевода баллов ОГЭ в оценки

Максимальные баллы за 2019 год и 2021 год отличаются, так как были внесены изменения. Для примера, максимальный балл ОГЭ по русскому языку в 2019 году составлял 35, а в 2021 году — 33, максимальный балл по иностранному языку составлял 70, теперь — 68, максимальный балл по информатике ранее составлял 22, после изменений — 19 и т.д. Необходимо пользоваться обновлённой шкалой перевода баллов ОГЭ в оценки.

В 2021 году в ОГЭ войдут два обязательных предмета — математика и русский язык, а также 2 предмета на выбор. Помимо обязательных: физика, химия, обществознание, история, биология, информатика, литература, география, иностранный язык. Интересно, что наиболее часто ученики выбирают обществознание, за ним по популярности идёт география, а на третьем месте — биология. В последнее время возникают предложения, чтобы внести в список обязательных историю и иностранный, но пока они входят в перечень дисциплин к сдаче ОГЭ на выбор, и именно их наиболее редко выбирают для сдачи, по всей видимости, из-за их сложности.

Изменения 2022 года

Федеральный институт педагогических изменений (ФИПИ) официально объявил, что разработчики намерены видоизменить задания ЕГЭ с 2022 до 2024 года. Внедрение обновленных заданий ЕГЭ по всем предметам будет вестись поэтапно, но стартует очередная реформа ИГА уже летом 2022.

Первая важная новость – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории в 2022 году сократили с 3 часов 55 минут до 3 часов, сообщили в Рособрнадзоре. Также в экзаменационную работу включили новые модели заданий на применение предметных навыков.

Из работы исключён ряд заданий, которые дублировали проверку знаний и умений, проверяемых другими заданиями. Это задания

  • на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.);
  • на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.);
  • задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).

Из работы исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).

Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.

  • Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
  • Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
  • Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
  • Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
  • В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
  • Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в задание добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).

В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).

Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.

Так, в 2022 году ЕГЭ по истории не станет проще, ведь хоть из КИМов исключили историческое сочинение, но добавили новое задание на установление причинно-следственных связей, а задание с кратким ответом, посвященное Великой Отечественной войне, заменили заданием с развернутым ответом, предполагающим работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.

Теперь давайте рассмотрим изменения, которые произошли в ЕГЭ по истории 2022 года более подробно.

Результат ЕГЭ и школьная оценка

Важно! Официально результат ЕГЭ не влияет на оценку в аттестате, а потому ФИПИ не разрабатывает типовых таблиц соответствия баллов сертификата и оценки в 5-бальной системе. Но все же выпускникам и родителям интересно, какому уровню соответствует результат в сертификате по тому или иному предмету

Определить это можно, воспользовавшись неофициальной таблицей соответствия привычных школьных оценок и ТБ (максимально 100 баллов)

Но все же выпускникам и родителям интересно, какому уровню соответствует результат в сертификате по тому или иному предмету. Определить это можно, воспользовавшись неофициальной таблицей соответствия привычных школьных оценок и ТБ (максимально 100 баллов).

Результат экзамена признают удовлетворительным, если выпускнику удалось преодолеть минимальный установленный порог. Если результат ниже минимально необходимого, он получает возможность сдать экзамен еще раз в резервный день.

Обществознание

Зеленая зона уровень, теоретически позволяющий вступить на бюджет в один из ВУЗов России.

24.04.2020 17:35:56

2020-04-24 17:35:56

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector