Список литературы для егэ по литературе в 2020 году

Содержание:

Нововведения 2019 года

Поскольку в 2018 году КИМы по литературе были приведены к оптимальному на взгляд специалистов ФИПИ виду, ожидать существенных изменений в структуре и объеме билетов не стоит. Сергей Кравцов (руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) заявил, что ЕГЭ должен стать максимально стабильным, что облегчит подготовку выпускников и позволит сравнивать результаты разных лет. Скорее всего, будут внесены лишь несущественные корректировки в тех заданиях, которые вызвали ряд вопросов у выпускников 2018 года.

Из нововведений можно ожидать:

  • ужесточение критериев проверки сочинения;
  • введение новых произведений в список литературы для сдающих ЕГЭ в 2019 году.

О самых важных нововведениях 2018 года предлагаем узнать из видео, подготовленного Рособрнадзором.

Список литературы

В 2021 году полный список литературы, необходимый для эффективной подготовки к ЕГЭ по литературе, включает в себя несколько временных периодов. В статье произведения для удобства разделены на прозу и поэзию.

Обратите внимание! В 2021 году в изучении работ некоторых авторов ФИПИ предоставляет выпускникам вариативность выбора

До конца XVIII века

В данном периоде представлено только одно произведение древнерусской литературы  – «Слово о полку Игореве». Историки предполагают, что произведение было написано в конце XII века, вскоре после неудачного похода 1185 года, описанного в поэме.

Из произведений XVIII века в список попали:

Автор

Произведение
Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»
Г. Р. Державин

стихотворение «Памятник»

1-я половина XIX века

Не зря этот период назван золотым веком русской литературы, ведь именно в XIX веке жили и творили многие знаменитые поэты и прозаики, ставшие известными далеко за пределами России.

В списке ФИПИ представлены такие прозаические произведения:

Из поэзий обязательно необходимо проработать:

2-я половина XIX века

Вторая половина XIX века – период становления русской драматургии. Литература приобретает особое значение. Самыми популярными и читаемыми произведениями стают романы Салтыкова-Щедрина, Толстого, Достоевского, Тургенева и Гончарова.

В список литературы, входящий в кодификатор, который стоит изучить для сдачи ЕГЭ в 2021 году, вошли такие прозаические произведения второй половины 19 века:

Поэзия 2-й половины 19 века представлена творчеством Некрасова, Тютчева и Фета:

Конец XIX – начало XX века

Период зарождения и становления новых литературных систем, обусловленных множеством эпохальных событий, которые привели к радикальному переосмыслению взаимоотношений человека и окружающего мира.

В перечне произведений для экзамена по литературе в 2021 году данный период представлен произведениями Антона Павловича Чехова:

1-я половина XX века

Этот период подарил нам много увлекательных рассказов и впечатляющих романов, а также красивых и затрагивающих душевные струны стихов.

Из прозы выпускникам необходимо знать такие произведения:

Поэзия данного периода очень разнообразна. В первую очередь ФИПИ рекомендует ознакомиться с такими стихотворениями:

2-я половина XX – начало XXІ века

Не обошли вниманием и современную литературу. На экзамене могут встретиться произведения многих авторов, творивших в XX и начале XXІ века

Эксперты ФИПИ рекомендуют выпускникам ознакомиться с творчеством таких прозаиков, поэтов и драматургов данного периода:

Обратите внимание! В ознакомлении с творчеством драматургов конца XX- начала XXІ века 11-классникам предоставляется вариативность. Достаточно изучить произведения одного из предложенных в списке писателей

Что нужно знать

КИМ ЕГЭ по литературе содержит задания трех видов: 12 заданий с кратким ответом, 4 задания, требующие развернутого ответа из 5–10 предложений, и сочинение объемом не менее 200 слов.

Теория

Прежде всего следует проанализировать демоверсию КИМ, чтобы выяснить, для выполнения каких заданий не требуется знать текст произведения, отрывок из которого предложен для анализа. Как ни удивительно, но такие задания есть: 1–3, 5–7, 11–14. Они предусматривают проверку знаний по теории литературы. Текст в этом случае используется как иллюстративный материал. Список литературоведческих понятий представлен в первом разделе кодификатора (он прилагается к демоверсии).

Если в ходе подготовки к ЕГЭ подобрать примеры по каждому пункту, этого уже хватит, чтобы выполнить половину работы, пусть и не самую весомую по баллам. Надо учитывать, что знание терминологии пригодится при написании сочинения.

Вопросы, требующие развернутого ответа

Дальше надо выявить вопросы, для ответа на которые не надо демонстрировать глубокое знание текста произведения – достаточно знания проблематики. Это задания повышенного уровня сложности: 9 и 16. Они требуют краткого сопоставления нескольких произведений на одну тему или по одной проблеме либо объединенных общим мотивом.

Для их выполнения понадобится выучить сквозные темы русской литературы и составить список произведений, куда войдет как минимум по три примера на каждую из них: именно столько необходимо для написания развернутого ответа. Например, тема отцов и детей (иначе – конфликта поколений) раскрывается в «Горе от ума» Грибоедова, «Грозе» Островского и в «Отцах и детях» Тургенева. Мотив сна присутствует в «Евгении Онегине» Пушкина, «Обломове» Гончарова и в «Преступлении и наказании» Достоевского. Глубокий пересказ не нужен и даже прямо запрещен: задание предполагает сравнение произведений по ключевым эпизодам и проблемам.

Два других задания повышенной сложности – 8 и 15 – также не требуют детального знания текста, но при анализе эпизода из произведения и стихотворения необходимо учитывать позицию автора и проблематику его творчества.

Наметив список произведений, можно приступить к отработке навыка написания развернутого ответа. Задание 8 – анализ эпизода, приведенного в КИМ ЕГЭ по литературе.  Даже если он вызывает затруднения, достаточно вспомнить общую характеристику героя: тогда будет проще понять, как он проявил себя в конкретном случае, описанном в предложенном отрывке.

Задание 9 – это «проблемный» вопрос

Важно учитывать, что ответ должен быть лаконичным, но полным: в нескольких предложениях надо продемонстрировать понимание проблемы и содержания произведения, вписать его в литературный контекст и аргументировать свое мнение, используя литературоведческие термины. Задания 15 и 16 аналогичны 8 и 9, но применительно к поэзии, поэтому необходимы навыки анализа стихотворения

Несмотря на то что ответ на все эти вопросы должен быть кратким, он все же должен представлять собой связный текст в жанре рассуждения, то есть структурно начинаться с тезиса и заканчиваться выводом.

Из литературы второй половины XX века

  • Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман,
  • С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
  • Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А.
  • Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А.
  • Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

8 и 15

8 и 15 задания – это мини-сочинения, которые представляют собой развернутый ответ на вопрос. Организаторы выписали те умения, которые необходимы для выполнения этого задания.

Если первые три пункта Многомудрый Литрекон разобрал в предыдущем параграфе, то 4 и 5 ему только предстоит описать. Как же самостоятельно научиться интерпретировать и находить с нуля? Вот простые советы:

  1. Сделайте индивидуальный план ответа на вопросы по тексту. Формулируйте главные вопросы к тем книгам, которые читаете, и отвечайте на них письменно, используя план. Так и натренируете этот навык;
  2. Сделайте план для анализа текста и самостоятельно заполняйте те пункты, которые раскрывают Ваше мнение о содержании книги: проблематика, идея, вывод, конфликт, мораль, тематика и т.д. За помощью обращайтесь к нам в группу.

Разобравшись с подготовкой, перейдем на поле боя. Вот так выглядит пример задания № 8 из ЕГЭ по литературе.

Задание 15 – аналогичное, но о лирическом произведении:

Как их делать? Формируем универсальный план для мини-сочинений 8 и 15 на ЕГЭ по литературе.

  1. Вступление – перефразированный вопрос: Конфликт в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» зарождается уже на первых страницах книги.
  2. Основная часть – 2 тезиса (разные!) и аргументы к ним: Во-первых, автор передает возникшее напряжение через жесты Павла Кирсанова: он спрятал руку в карман, а не поздоровался с гостем, потому что побрезговал подать холеную руку неопрятному Евгению. Во-вторых, писатель показывает контраст между мировоззрениями своих героев через отношение к внешнему виду: Базаров после дороги не захотел почиститься, хотя был весь в пыли, а Павел Петрович, напротив, тщательно следил за собой, демонстрируя уженные руки и модный костюм даже в деревне.
  3. Заключение — ответ на поставленный вопрос: Таким образом, автор через жесты и внешний вид героев дал понять, что эти люди сильно отличались друг от друга, и конфликт между ними был неминуем.

Данная работа оценивается по трем критериям

При ответе важно сохранять грамотность и культуру речи (2 балла), привлекать приведенный текст для аргументации (2 балла), но главное — постоянно сверяться с главным вопросом, чтобы ответ был логичным и точным (2 балла). Только такое сочинение заслужит максимум баллов – 6

Таким образом, чтобы выполнить 8 и 15 задания, нужно уметь письменно изъясняться и внимательно читать текст. Этого достаточно, чтобы получить целых 12 первичных баллов!

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Используйте список литературы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для качественной подготовки к итоговому сочинению

Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению

  1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
  3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
  4. Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
  5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
  6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
  7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
  8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
  10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
  11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
  12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
  13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
  14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
  15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
  16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
  17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
  18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
  19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
  20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
  21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
  22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
  23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
  24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
  25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ

1 Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

2 Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ

1 Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

2 Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Структура КИМов по литературе

В 2018-2019 учебном году билет по литературе будет состоять из двух блоков:

Блок Тип заданий Кол-во заданий
1 блок Краткий ответ 12
Развернутый ответ 4
2 блок Сочинение 1

Таким образом, почти за 4 часа выпускникам 11-х классов предстоит справиться с 17-ю заданиями. Эксперты рекомендуют отвести на блок №1 первые 2 часа, а все оставшееся время посвятить работе над сочинением.

Поскольку каждый билет ЕГЭ по литературе образца 2019 года будет содержать вопросы по 7 основным эпохам, в список литературы для подготовки стоит включить произведения, которые относятся к таким темам:

  • древнерусская литература;
  • литература XVIII в.;
  • литература I и ІІ половины XIX в.;
  • произведения конца XIX и начала XX веков;
  • литература XX в.;
  • произведения современных авторов конца ХХ – начала ХХI века.

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

1-7

Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.

Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:

Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:

  1. Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
  2. Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
  3. Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
  4. Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)

Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.

Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:

Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.

4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.

5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.

Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector