Обзор факультетов мгу: механико-математический факультет

Всё для проектной работы и учебы: коворкинги, Мастерская инноваций

Два года назад институт взял курс на внедрение проектной деятельности в учебный процесс. Сначала в проектах участвовали в обязательном порядке студенты 3-го курса бакалавриата и всех курсов магистратуры, с 2020 года к этому процессу подключились второкурсники бакалавриата.

Центр управления проектными разработками осуществляет поддержку проектно-технологической модели обучения. Сейчас в проектном офисе МИЭМ НИУ ВШЭ уже сотни реальных проектов, над реализацией которых работают студенты. Выполнение проекта — обязательный этап обучения. Студенты не только решают реальные задачи, но и учатся работать в группах, часто со специалистами из разных областей.

Уже в сентябре формируются проектные команды — и вперед, к покорению новых вершин! Понятно, что учебных аудиторий здесь уже недостаточно. Создать условия для комфортной и эффективной проектной работы — задача, которая встала одной из первых. 

Поэтому в 2019 году появились удобные коворкинг-зоны, распределенные по всему зданию. Всего семь больших зон и несколько малых, в общей сложности на 200 человек. Теперь студенты могут в разных уголках учебного корпуса разместиться большой проектной командой или, напротив, уединиться, чтобы сосредоточиться и решить сложную индивидуальную задачу, подготовиться к экзамену, просто отдохнуть в перерыве между занятиями. 

Цифровая среда в МИЭМ

Здесь мы расскажем о том, что нельзя потрогать руками (речь ведь о «цифре»), но что уже сегодня составляет важную часть единой проектной и учебной экосистемы МИЭМ. Для удобства в институте создан сайт-путеводитель по цифровой среде МИЭМ.

Современное инженерное образование — это не только лекции и семинары! Это еще и единый комплекс технических возможностей, сервисов, платформ и конкретных решений, направленных на то, чтобы сделать учебный процесс удобным и эффективным для всех его участников и во всех формах образовательного взаимодействия. Последнее оказалось особенно актуальным в период дистанционного образования 2020 года. Для каждой такой формы должны существовать свои удобные и продуманные инструменты рабочего онлайн-взаимодействия. 

Еще один важный аспект образования — коммуникация. Предоставить для нее все возможности (чаты, собственные кабинеты для видео- и аудиосвязи участников рабочих групп, проектных команд) — потребность нашего времени.

История мехмата

История механико-математического факультета началась… с философии. Сегодня подобное сближение наук кажется странным, но в 1755 году, когда был открыт Московский университет, это было в порядке вещей, и лекции по математике читались на философском факультете. Отдельной кафедры не было, о высшей математике не знал даже Ломоносов. В Санкт-Петербургской академии положение было не лучше: туда, правда, пригласили великих европейцев – Леонарда Эйлера и Даниила Бернулли, но студентов, желающих изучать математику, было так мало, что профессора читали лекции друг другу. Ни в Москве, ни в Петербурге не было ни семинаров, ни практических занятий; студентам не доводилось решать задачи, они слушали лекции, причем, до 1768 года – на латыни.

Почти столетие математика считалась вспомогательным предметом. И лишь к концу XVIII века в Московском университете появилась отдельная кафедра, где читались два курса — чистой и прикладной математики. К математике чистой относили арифметику, элементарную алгебру, геометрию и тригонометрию. К математике прикладной — элементарные сведения из механики, астрономии, оптики и гидравлики, а порой добавляли кое-что из геодезии и даже военной архитектуры.

К 1860-м годам в Московском университете уже существовал первый в России центр математических исследований, а в 1864 году появилось Московское математическое общество — одно из старейших в мире. К началу XX века математические разработки Московского университета были хорошо известны во всей Европе: это были достижения в области теоретической механики и гидро- и аэродинамики, дифференциальной и проективной геометрии, теории чисел, теории функций комплексного переменного.

Первая мировая война и Октябрьский переворот стали катастрофой для всего научного сообщества России. Бедственная ситуация с топливом и продовольствием поставила преподавательский состав и студентов на грань выживания: сохранились сведения о том, как в 1921 году студент второго курса Андрей Колмогоров (один из знаменитых математиков двадцатого столетия, будущий профессор мехмата) получил в качестве стипендии шестнадцать килограммов хлеба и килограмм масла.

Положение стало улучшаться лишь к концу 20-х годов XX века. После Гражданской войны вузы Советской России были реорганизованы; в апреле 1933 года коллегия Наркомата просвещения восстановила факультетскую систему, и 1 мая в Московском государственном университете появился механико-математический факультет.

Так началась история одного из самых престижных учебных заведений в области математики и механики.  

«Математика — это язык, на котором написана книга природы».

Галилео Галилей

Льготы при поступлении

  • Льгота первой степени – олимпиады. Всероссийская олимпиада и олимпиада «Ломоносов». Победителям всероссийской олимпиады выставляется максимальный балл по предмету. Победители олимпиады «Ломоносов» получают возможность максимального балла по экзамену, при условии, что они наберут не менее 75 баллов по тому же предмету на ЕГЭ.
  • Льготы имеют категория граждан:


Для получения льгот необходимо предоставить документы,  доказывающие данное положение.
Выпускники школы СУНЦ не имеют право льготы при поступлении.

  • Абитуриентам, окончившим школу с  золотой или серебряной медалью, дается льгота: плюс 5 баллов.  
  • Также льгота за спортивные достижения– 2 балла
  •  школьное сочинение -3 балла;

Для того чтобы получить дополнительные баллы необходимо принести соответствующие документы.
 

Направления подготовки

Фундаментальная математика и математическая физика

Специалитет 

Срок обучения – 6 лет

Форма обучения – очная 

Бюджет – 25 мест

Договор – 5 мест

Механика

Специалитет 

Срок обучения – 6 лет

Форма обучения – очная 

Бюджет – 105 мест

Договор – 30 мест

Математика

Специалитет 

Срок обучения – 6 лет

Форма обучения – очная 

Бюджет – 250 мест

Договор – 60 мест 

Магистратура 

Срок обучения – 2 года

Форма обучения – очная 

Бюджет – 5 мест

Договор – 8 мест 

Второе высшее образование

Срок обучения – 5 лет

Форма обучения – очно-заочная

Договор – 20 мест 

Механика и математическое моделирование

Магистратура 

Срок обучения – 2 года

Форма обучения – очная 

Бюджет – 8 мест

Договор – 8 мест

Математика и компьютерные науки

Магистратура 

Срок обучения – 2 года

Форма обучения – очная 

Бюджет – 15 мест

Договор – 14 мест

Новости

В Вышке стартует Конкурс научно-исследовательских работ студентов — 2021
Конкурс студенческих работ ежегодно позволяет молодым ученым попробовать себя в настоящем академическом состязании, где ведущие эксперты и специалисты Высшей школы экономики оценивают их исследовательские работы. В этом году принять участие в конкурсе можно с 1 сентября по 15 октября.

Наукастудентыисследования и аналитикаприглашение к участиюНИРС

1 сентября

Поздравляем наших выпускников!
Факультет математики по традиции поздравляет выпускников бакалавриата и магистратуры, уже зачисленных  и получивших приглашения из ведущих мировых университетов:
Факультет математики
20 августа

Практикум по теоретической физике для студентов факультета математики
Студенты 1, 2 и 3 курсов приглашаются на конкурс по решению задач. Победители  примут участие в исследовательском практикуме по теоретической физике в конце лета 2021 г. 

НаукастудентыФакультет математики

9 июля

Поздравляем победителей конкурса Siberian.Capital

НаукадостиженияФакультет математики

28 мая

«Математика – она для всех»
По случаю Дня женщин в математике вышло интервью с Владой Казанцевой, выпускницей первого набора матфака ВШЭ и учительницей математики в Новой школе.

Университетская жизньвыпускникиФакультет математики

17 мая

Матфак ВШЭ и «Мел» определили победителей конкурса на лучшую популяризаторскую статью о математике
«Мел» и математический факультет ВШЭ подвели итоги конкурса на лучшую популяризаторскую статью о математике.

ОбразованиевыпускникиФакультет математики

18 апреля

“Защита диссертации в Нидерландах совершенно не похожa на то, что происходит в остальных странах”
2 марта в Universiteit Leiden успешно защитил диссертацию по теории чисел «Global Fields and Their L-functions» и получил степень PhD наш выпускник Павел Соломатин (бакалавриат (2012) и магистратура (2014) матфака). В интервью он рассказал о том, как ему удалось дойти до защиты, совмещая получение PhD с работой в индустрии, с какими трудностями столкнулся после окончания аспирантуры, а также поделился списком книг по алгебраической теории чисел, которые могут быть интересны широкому кругу читателей.

НаукавыпускникиФакультет математики

23 марта

PhD в Австралии: интервью с выпускницей Лерой Старичковой (Матфак’2017)
В интервью факультету математики Лера рассказала о том, каково это заниматься математикой в Австралии, какие возможности не только в академической среде открываются после PhD, как не бояться ошибиться и выбирать свой путь к заветной цели.

НаукавыпускникиФакультет математики

11 марта

С 22 марта в Вышке стартует первая волна записи на майноры
В этом году все майноры будут доступны студентам четырех кампусов
Вышка для своих
5 марта

Студенты факультета смогут принять участие в первом прикладном проекте Матфака НИУ ВШЭ и Тинькофф
26 февраля в 18.00 состоится презентация проекта Матфака и Тинькоффа, в рамках которого будет создана первая в истории факультета проектная группа прикладной направленности

Университетская жизньстудентыФакультет математики

24 февраля

Лаборатории департамента прикладной математики

Лаборатории кафедр компьютерной безопасности и информационной безопасности

В одном помещении размещены две лаборатории: лаборатория сетевой защиты информации и лаборатория программно-аппаратных средств защиты информации.

В лаборатории проводятся занятия по дисциплинам «Основы построения защищенных компьютерных сетей», «Защита серверов и рабочих станций», а также и по дисциплинам «Защита программ и данных», «Защита в операционных системах» и «Системы обнаружения компьютерных атак».

В другом помещении размещена лаборатория технических средств защиты информации и новый стенд, моделирующий работу автоматических систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). 

В лаборатории проводятся лекционные и практические занятия по дисциплине «Техническая защита информации».

Для изучения технических средств защиты разработан учебно-методический комплекс, включающий средства измерения побочных сигналов и многофункциональные системы поиска источников излучения. Данные системы позволяют обнаруживать скрытно размещенные устройства съема аудио- и видеоинформации, разработаны соответствующие лабораторные работы. 

Сегодня в мире IT-технологий только ленивый не говорит о суперкомьютерах как самой перспективной области развития науки. Высокопроизводительные вычисления стали насущной необходимостью во всех областях науки и техники. Появилось огромное количество программного обеспечения, ориентированного на задачи наук о материалах, химии, биологии, баз данных и различных инженерных отраслей. Интерес к суперкомпьютерным вычислениям сегодня очевиден даже в социальных и гуманитарных науках.

Именно поэтому в 2018 году в МИЭМ начала работу международная лаборатория суперкомпьютерного атомистического моделирования и многомасштабного анализа.

Программа исследований лаборатории основана на трех направлениях:

  • развитие новых математических методов и алгоритмов для многомасштабных моделей с опорой на атомистические методы;
  • реализация этих методов с применением передовых суперкомпьютерных технологий;
  • их использование для решения актуальных междисциплинарных научно-технических задач: водосодержащие системы в молекулярной биологии; минералы, глины и цементы; газовые гидраты; процессы фильтрации через пористые среды; стекла и аморфные материалы; полимеры; радиационное материаловедение и др.

Международная лаборатория статистической и вычислительной геномики

Лаборатория занимается анализом различных геномных данных, в том числе больших геномных данных, работа с которыми требует новейших методов глубокого машинного обучения и больших вычислительных мощностей. Для этого задействован новый суперкомьютерный кластер НИУ ВШЭ.

Среди главных задач — оценка сложных демографических сценариев (с учетом миграции, изменения размера популяций, присутствия следов древних людей в современных геномах); анализ хронологии и силы действия естественного отбора и распространения адаптивных вариантов внутри и между популяциями; а также поиск и изучение эпистаза (взаимодействия между генами).

Другим важным направлением исследований лаборатории является анализ уникальных геномных данных России, в частности анализ древней ДНК. В районах вечной мерзлоты сохранилось много древних образцов различных видов животных, которые могут быть секвенированы для будущих исследований. Регионы между Черным и Каспийским морями являются местами хорошо сохранившихся захоронений человеческих останков бронзового века. Большое поле для исследований есть и на Алтае (денисовский человек). Исследования древней ДНК лаборатория будет вести совместно с российскими археологическими и генетическими центрами.

Лаборатории департамента компьютерной инженерии

Учебная лаборатория 3D-визуализации и компьютерной графики

Лаборатория создана в 2015 году как структурное подразделение департамента компьютерной инженерии. Здесь всегда многолюдно, проходят практические занятия, семинары, деловые игры, мастер-классы для школьников, которые ведут и преподаватели вуза, и сами студенты. Они учат работать в графических редакторах и системах создания трехмерной̆ графики.

В лаборатории установлено оборудование, которое используется для визуализации научных, медицинских данных, например строения белков, анатомии человека; визуализации в космосе, а также архитектурных объектов. Оборудование может использоваться и как основа для тренажерных систем, которые обычно применяются для обучения инженеров, причем не только в МИЭМ.

Это устроено так: на огромный панорамный экран проецируют картинку четыре проектора. Чтобы увидеть изображение в 3D, нужно надеть специальные очки. Допустим, мы создаем виртуальный нефтегазовый комплекс. Новичок-инженер может ходить по этой комнате и крутить виртуальные вентили, учиться, как действовать в чрезвычайных ситуациях. А когда он приходит на реальное производство, он уже знает, что ему делать.

Доказано, что обучение таких специалистов ускоряется где-то на 70%. То есть если раньше специалист обучался бы год, то теперь этот процесс сокращается до двух-трех месяцев. Соответственно, для компании это очень большая экономия средств. Мы можем моделировать ситуации для тренировки представителей разных профессий.

Панорамная система разделена на участки. На одной стороне — интерактивная доска, на другой — визуализация каких-то предметов, а на третьей — справочная информация или браузер, чтобы одновременно искать информацию в интернете. 

В отдельной комнате располагаются 3D-принтеры, на которых в учебных целях печатаются детали технических средств, конечности роботов, объекты изобразительного искусства (например, бюст Ван Гога) и даже посуда. 

В лаборатории находится полигон виртуальной реальности, на котором студенты апробируют свои разработки. В рамках своих проектов ребята создают виртуальные тренажеры, симуляторы, обучающие приложения, цифровые двойники реальных объектов и систем, системы удаленного управления объектами с использованием виртуальной реальности. Мощные компьютеры в сочетании с самыми передовыми шлемам виртуальной реальности позволяют готовить высококлассные команды VR-разработчиков.

Кроме того, здесь занимаются дополнением реального мира различными цифровыми объектами. Студенты на базе мобильных устройств или шлемов дополненной реальности (MS Hololens, Epson Moverio) разрабатывают приложения дополненной реальности для самых разных сфер деятельности. Это и навигация внутри зданий при помощи дополненной реальности (команда Самойленко), и интерактивные музейные и выставочные гиды, и промышленные приложения для ремонта, обслуживания и эксплуатации производственного оборудования, и многое другое.

Льготы при поступлении

По особой квоте поступают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Полный список льготных категорий можно найти на сайте МГУ.

Дополнительные баллы при поступлении на мехмат начисляются:

за наличие статуса чемпиона и призёра Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включённым в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» — 2 балла;

наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием — 5 баллов;

зачёт за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования — 3 балла.

Кроме того, льготы при поступлении предоставляются победителям и призёрам олимпиад, входящих в перечень олимпиад школьников, дающих право на льготы при поступлении в вузы.

Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, информатике поступают на мехмат без экзаменов, им достаточно представить в приёмную комиссию аттестат и диплом олимпиады.

Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, получают 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку, но только в случае, если с момента проведения олимпиады прошло не более четырёх лет.

Также льготы предоставляются победителям и призёрам олимпиад из перечня олимпиад школьников 2018/2019 по математике, физике и комплексу предметов, включающих математику и физику. В зависимости от конкретной олимпиады и профиля это либо зачисление без экзаменов, либо 100 баллов за ДВИ по математике/ ЕГЭ по физике. С подробным списком также можно ознакомиться на сайте МГУ.

Информатика

Павел Николаевич Труфанов — призёр Всероса по информатике, преподаватель олимпиадных сборов.

Ведущие университеты

Московская Вышка стала популярным вузом по направлению «Информатика», когда в 2014 году «Яндекс» предложил НИУ ВШЭ сделать совместный факультет. Так появился факультет компьютерных наук и программа «Прикладная математика и информатика», где сочетаются сильная математика и информатика. Проходной балл складывается из результатов ЕГЭ по трём предметам и индивидуальных достижений.


Перечень ведущих вузов и проходные баллы, 2019 год

На второй строчке рейтинга физтех-школа прикладной математики и информатики МФТИ с проходным баллом 301. Чтобы поступить туда, нужно сдать ЕГЭ на максимальные баллы, либо стать призёром олимпиад, и добрать ещё несколько баллов с помощью портфолио.

Проходной балл на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ — 440 баллов из 510. Абитуриенты сдают 5 вступительных испытаний, и хотя общий балл выглядит внушительно, отдельные экзамены не нужно сдавать на максимальный балл:

1) Математика (ДВИ);

2) Математика (ЕГЭ);

3) Физика (ЕГЭ);

4) Информатика и ИКТ (ЕГЭ);

5) Русский язык (ЕГЭ).

В четвёртой строчке таблицы проходные баллы в ИТМО указаны для разных кафедр в рамках одного направления. Чем выше проходной балл, тем популярнее кафедра. Санкт-Петербургский ИТМО является семикратным чемпионом мира по спортивному программированию. Некоторые абитуриенты выбирают ИТМО, чтобы учиться у преподавателей, которые готовят команды к соревнованиям.

Завершают список Петербургский филиал НИУ ВШЭ (бывший университет АУ) и СПбГУ. Питерская Вышка тоже популярна у олимпиадников, поскольку там делают упор на алгоритмистику

В СПбГУ стоит обратить внимание на программу «Математика, алгоритмы и анализ данных». Она открылась в 2019 году при поддержке компаний Яндекс и JetBrains

Проходные баллы везде высокие, поступить сложно, но это топовые вузы. Если вы понимаете, что ваш балл будет ниже, есть другие хорошие вузы, где учат информатике:

  • МГТУ им. Баумана;
  • МИФИ;
  • МАИ;
  • Казанский Иннополис;
  • КФУ;
  • УрФУ.

Учёба в вузе

В основном абитуриенты поступают на два направления, но есть и другие. В НИУ ВШЭ на факультете ПМИ (прикладная математика и информатика) готовят специалистов по data science, учат машинному обучению, разработке искусственного интеллекта. Первые два года из информатики будет только алгоритмистика (по сути математика) и какой-нибудь язык программирования. С третьего курса начнутся прикладные дисциплины: распределённые системы, компьютерная безопасность, машинное обучение.

Второе направление — ПИ («Программная инженерия») — более прикладное, где математики меньше и заканчивается она раньше. Здесь учат разрабатывать приложения, программировать десктопные устройства и системы, где нужен качественный код.

Первое направление более престижное: это научная сфера, и зарплата там выше, но лучше выбирать то, что по душе.

Во всех вузах на первых курсах есть математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, общая физика, программирование. Нужно знакомиться с разными направлениями, смотреть, что вам интересно и что из этого востребовано.

Перспективы выпускников

Павел Труфанов: «Лучше начать работать ещё во время учёбы: стажировка, работа с частичной занятостью 20 часов в неделю. Во многих вузах можно успевать совмещать работу и учёбу».

Выбор стажировок не всегда зависит от вуза. Обычно студенты сами ищут и подают заявки на стажировки, «Вышка» сотрудничает с Яндексом — там немного проще устроиться в компанию. Знания, которые дают в вузе, сейчас максимально практические, на рабочем месте вы не услышите «забудьте всё, чему вас учили в вузе и выкиньте диплом».

Чтобы попасть на стажировку, придётся отправить 20-30 писем, прежде чем вас пригласят на собеседование. Инициатива — залог успеха.

Тем, кто задумывается о профессии разработчика игр стоит уделять время и программированию, и физике. Будущие создатели игр изучают искусственный интеллект или занимаются вычислениями на видеокартах, программируют шейдеры.

«Мы с Полиной смотрели вакансии на hh.ru — требуются разработчики компьютерных игр со знанием прикладной физики и информатики», — Михаил Пенкин.

Направления обучения, экзамены, проходные баллы

На факультете два основных направления — математика и механика. Обучение ведётся по программе специалитета и длится 6 лет. Специалитет охватывает программу бакалавриата и магистратуры (4+2 года).

Экзамены на оба направления совпадают. Потребуется предоставить результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку, а также сдать дополнительное вступительное испытание по математике.

ДВИ по математике — общее для всех факультетов, это письменная работа, которая оценивается точно так же, как ЕГЭ, по 100-балльной системе. Образцы ДВИ прошлых лет выложены на сайте факультета.

Количество бюджетных мест на математике — 268, на механике — 112. На платной основе зачисляют 60 и 30 студентов соответственно.

Проходной балл для поступления на мехмат колеблется год от года в пределах 300–335 баллов. В 2018 году на математику проходной балл был 333, на механику — 328. Это означает, что средний балл за ЕГЭ для поступления — 83.

Направление можно выбрать уже после окончания вступительных испытаний: если не хватает баллов для поступления на математику, можно подать заявление на механику.

Математический центр и Малый мехмат

В 2019 году в России было создано 4 математических центра мирового уровня. Основной целью было объединение ученых, работающих в разных областях. Два математических центра находятся в Москве, один в Санкт-Петербурге и один — в Новосибирске.

Московский центр фундаментальной и прикладной математики был создан на базе консорциума МГУ (исследователи мехмата и вычислительного центра МГУ), Института прикладной математики им.М.В.Келдыша и Института вычислительной математики им. Г.И. Марчука. Математический центр уже опубликовал множество серьезных научных работ, запустил новые образовательные программы. В рамках этого глобального проекта выделяются гранты на научные исследования в области математики и механики. К примеру, сотрудник факультета, опубликовавший статью в высокорейтинговом журнале, может получить денежное поощрение из средств центра; есть возможности финансировать поездки сотрудников, аспирантов и студентов за рубеж на научные мероприятия.

Мехмат тесно сотрудничает с фондами «БАЗИС» и «Вольное дело». Именно при поддержке фонда «БАЗИС» организуется новая программа специалитета, а также разработка курсов по математике и механике.

Малый мехмат – это прекрасная возможность для студента попробовать себя в роли преподавателя: здесь проводятся занятия для школьников, в первую очередь – тех, кто планирует в будущем поступать именно сюда. Малый мехмат – это, в первую очередь, нестандартная олимпиадная математика и возможность расширить свой математический кругозор. Есть здесь и лекторий по математике. Малый мехмат ориентирован на школьников с 5 по 11 класс.

«Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает».

Норберт Винер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector