Олигофренопедагог

О чем нужно помнить, работая с детьми с нарушениями интеллекта?

  • Учебный материал подается малыми порциями.
  • Сложные понятия, действия максимально расчленяются и развертываются.
  • Любой изучаемый материал, разучиваемое действие многократно повторяются. Если нужно дать детям что-то новое, всегда перед этим нужно повторить уже освоенное.
  • Обучение ведется с опорой на чувственный опыт, а не на отвлеченные понятия и примеры. Например, нам нужно научить ребенка завязывать шнурки. Обуваем его в ботинки с развязанными шнурками и просим пройтись, описать свои ощущения. Затем проделать то же, но уже с завязанными шнурками. Ребенок понимает, что во втором случае ему было намного удобнее. У него создается стимул научиться завязывать шнурки.
  • Любыми действиями выполняются вместе с учениками. В работе с детьми, у которых есть умственные нарушения, педагог должен постоянно напоминать и показывать, как и что делать, даже если это самые простые и постоянно повторяющиеся действия вроде мытья рук или ­выстраивания в шеренгу по росту.

Классификация УО

Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:

  • легкая (дебилизм) – IQ 69–50. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе;
  • умеренная (не резко выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Такие больные обладают элементарными навыками общения, способны понимать жесты, отвечать на них, но их тяжело их понять, когда они волнуются;
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ 34–20;
  • глубокая (идиотия) – IQ менее 20. Ей свойственны практически неразвитая речь, отсутствие инстинктов и примитивных реакций. Среди дополнительных проявлений можно заметить такие – низкий показатель или полное отсутствие координации движений, апатия, неоправданная злобность, гнев и т.п.

Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):

  • легкая – 69–65;
  • умеренная –64–60;
  • тяжёлая – 59–50.

Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.

Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.

Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.

Где работает олигофренопедагог?

Олигофренопедагогика изучает вопросы воспитания, образования и социализации детей с нарушениями умственного развития. Соответственно, цели олигофренопедагога – насколько это возможно скорректировать отклонения таких детей, помочь им адаптироваться в обществе, получить необходимые для самостоятельной жизни навыки.

 Обычно специалисты этого профиля работают в инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений, в коррекционных (специальных) детских садах и школах, медицинских и реабилитационных центрах, учреждениях соцзащиты. Все больше олигофренопедагогов ведут частную практику – консультируют родителей, воспитателей и учителей, проводят групповые и индивидуальные занятия для детей. Причем делать это можно не только в очной форме, но и через интернет, что существенно расширяет географию поиска клиентов.

История отношения общества к слабоумию

У современной науки нет никаких сведений о том, какое положение занимали аномальные люди в первобытных племенах. Однако доподлинно известен тот факт, что те члены общества, которые были не в состоянии принимать участие в добывании пищи, или гибли сами, или их умерщвляли.

Нельзя назвать гуманным отношение общества к слабоумным не только в древние времена, но и в Средние века. На таких людей смотрели как на лишенных человеческого начала и обреченных, следовательно, не достойных сострадания и помощи. Общество старалось оградить себя от тех, чье поведение в той или иной степени задевало его интересы.

Переломным моментом в отношении к слабоумию явилась Великая французская буржуазная революция (1786-1793 гг.). Это событие стало началом новой исторической вехи в развитии всего общества. Кроме того, эта революция оказала огромнейшее влияние на развитие наук в различных областях знаний. В 1793 г. вышла в свет Декларация прав человека, в которой, как и в некоторых декретах, говорилось о том, что общественную помощь несчастным людям следует считать священным долгом. При этом ее рассматривали не как милостыню или благотворительность, а как обязанность государства.


аномальных детей.

Продолжению работ в данном направлении способствовал бурный расцвет естественных наук. Это способствовало появлению в конце 19-го – начале 20-го века двух направлений в понимании сущности и характера слабоумия. Их представители сосредотачивали свои усилия на поисках причин и клиническом изучении патологии, а также на обучении умственно отсталых детей. Так, существенные вклады в развитие олигофренопедагогики внесли такие психиатры, как В. Вейганд, В. П. Сербских, В. И. Яковенко и другие.

Диагностика

Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта. 

Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.

Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).

Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом

Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.

Особенности

Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

Основные обязанности:

  • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
  • работа с медкартами пациентов;
  • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
  • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
  • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
  • работа с педагогами, родителями детей;
  • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
  • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
  • научная работа, ведение документации.

Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

Плюсы

  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

Минусы

  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.

Симптомы олигофрении

Нарушение абстрактного мышления. 

Задержка психического развития всесторонняя.

Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. 

Внимание рассеянное.

Память ослаблена. 

Задержка личного развития. 

Задержка физического развития 

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Организация медицинской помощи при шизофрении

В своем развитии эта патология проходит несколько этапов: продромальная стадия, период обострения и остаточные явления. Терапия каждого из них требует индивидуального подхода. Своевременное подавление острого психоза даст возможность достигнуть периода ремиссии за максимально короткий период.

Ошибочным является мнение некоторых врачей, которые настаивают на том, что лечение шизофрении, независимо от ее типа, необходимо проводить исключительно в условиях госпитализации. Ведущие специалисты в области психиатрии доказали, что в стационарном лечении нуждаются далеко не все пациенты. 

Шизофреники нуждаются в полной госпитализации только в период обострения заболевания, когда больной представляет опасность для себя или окружающих: склонен к агрессивным действиям, проявляет суицидальные наклонности и т.д.

Проведение процедур в стационарных условиях также рекомендуются при первых проявлениях симптоматики заболевания. В этом случае на основе инструментальных и лабораторных исследований госпитализация дает возможность провести максимально точную диагностику. Исходя из этого, определяется оптимальная комплексная терапия. 

Если госпитализации не требуется, родственники шизофреника должны обеспечить ему здоровое питание, полноценный период отдыха. Восстановлению нервной системы также способствуют занятия физическими и дыхательными упражнениями, йогой и т. п

Важно, чтобы больной при этом чувствовал себя максимально комфортно и естественно. Главная цель всех мероприятий – вернуть человеку возможность контролировать свое сознание. Амбулаторное лечение шизофрении заключается в профилактических мероприятиях, которые предупреждают возникновение обострений заболевания, продлевают периоды ремиссии

Больной принимает назначенные лекарства в домашних условиях, систематически проходит сеансы психотерапии. При этом он регулярно посещает лечащего врача, который держит под контролем состояние шизофреника. 

Амбулаторное лечение шизофрении заключается в профилактических мероприятиях, которые предупреждают возникновение обострений заболевания, продлевают периоды ремиссии. Больной принимает назначенные лекарства в домашних условиях, систематически проходит сеансы психотерапии. При этом он регулярно посещает лечащего врача, который держит под контролем состояние шизофреника. 

Где можно выучиться на дефектолога?

В АНО ДПО «ВГАППССС» на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки. Диплом, который вы получите после выпуска, даст вам возможность трудоустроиться и работать по новой профессии.

В первую очередь нужно выбрать направление — логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика или олигофренопедагогика. Просмотрите наш список программ профпереподготовки по дефектологии — там вы найдете курсы, после окончания которых получите нужную квалификацию. Также у нас есть отдельный перечень курсов по логопедии — изучите его, если вас интересует это направление.

Разберем несколько вариантов:

  • Вы можете выучиться на логопеда и получить дополнительную квалификацию дошкольного педагога-дефектолога. В результате вы сможете работать не только с детьми, у которых есть нарушения речевого развития, но также со слабовидящими, слабослышащими дошкольниками, детьми с расстройствами аутистического спектра и пр.

  • Курсы по олигофренопедагогике подготовят вас к работе с детьми с умственной отсталостью. Вы узнаете тонкости их психологии, обучитесь проверенным приемам и техникам работы, сможете проводить диагностику и составлять индивидуальные планы развития и обучения.

  • На курсах по тифлопедагогике вы узнаете, как научить слабовидящих детей эффективно использовать остаточное зрение, как помочь слепым стать мобильнее, как подготовить учеников к безопасной самостоятельной жизни.

  • Окончив программу по сурдопедагогике, вы будете знать, как диагностировать нарушение слуха, какими техническими средствами можно компенсировать это нарушение, как обучить речи ребенка, который родился глухим.

Если вам трудно решить, куда пойти учиться, оставьте заявку на консультацию. Специалист приемной комиссии свяжется с вами, уточнит, какими навыками и знаниями вы уже обладаете, спросит о ваших предпочтениях и планах на будущую карьеру и поможет выбрать подходящую программу.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Признаки УО легкой степени

Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.

Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это  будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.

У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.

Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:

  1. Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.
  2. Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.
  3. Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.
  4. Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.
  5. Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.
  6. Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.

Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.

Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.

Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе

Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне

Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.

Где работают и сколько получают олигофренопедагоги

Работать с детьми с интеллектуальными отклонениями можно в медицинских, учебных заведениях. Это общеобразовательные и специальные школы и детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, детские дома, центры детского развития и т. д. Олигофренопедагоги могут консультировать родителей и опекунов детей с умственной отсталостью в частом порядке, вести групповые и индивидуальные коррекционные занятия, работать тьютором.

В среднем по России специалисты по олигофренопедагогике получают около 30-40тыс.рублей в месяц. Частный специалист может зарабатывать от 500 рублей за час консультаций или занятий с детьми.

Специфика работы дефектолога

Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.

При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.

Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями. Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания. Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.

Особенности профессии

Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.

Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии. Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.

Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Помогая таким детям, общество не может исправить ошибку генов, врачей, судьбы. Но оно может сделать так, чтобы у детей-инвалидов была достойная жизнь.

Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.

Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают. Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде  видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.

Работает педагог не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

Клиническая картина олигофрении

Выраженность клинической картины при олигофрении определяется степенью недоразвитости, о чем говорится выше. В то же время любому проявлению олигофрении свойственен комплекс отклонений, на основании которых возникают подозрения на соответствующий диагноз, в дальнейшем производится дифференциация. Клиническая картина олигофрении характеризуется:

диффузным слабоумием — страдает и познавательная деятельность, и личностное развитие;
признаками недоразвития интеллекта и мышления, а также другими психическими функциями, как то восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля;
преимущественным недоразвитием онтогенетически молодых функций — мышления и речи, а значит, неспособностью к обобщению, отвлеченным ассоциациям, преобладают сугубо конкретные связи, не выходящие за пределы привычных представлений;
сформированными на фоне слабого абстрактного мышления особенностями восприятия, внимания, памяти; память недоразвита;
задержкой физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка);
пороками развития отдельных органов и систем — различными дисгенезиями и дисплазиями, наблюдающимися еще на этапе внутриутробного развития;

Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Получение знаний

Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми, должен понимать физиологию имеющихся у них нарушений, владеть коррекционными способами и уметь оценить итоги проделанной им работы. А для этого необходимо пройти соответствующее обучение олигофренопедагогике. Для этого можно поступить в Московский государственный педагогический университет. В этом вузе имеется дефектологический факультет, готовящий специалистов по данному направлению. Профилем обучения является олигофренопедагогика.

Получить профессию олигофренопедагога можно и в некоторых других высших учебных заведениях регионов России.

Суть проблемы

Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.

Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».

Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.

Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).

Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).

Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.

Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.

Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

С кем и где работают дефектологи?

Эта профессия включает в себя несколько направлений:

Сурдопедагоги работают со слабослышащими, глухими и глухонемыми детьми. Они помогают развить остаточный слух, используют дактильный и жестовый язык при обучении устной речи. Также эти специалисты работают с пациентами на этапе восстановления после кохлеарной имплантации (установки медицинского прибора, который помогает компенсировать потерю слуха).
Тифлопедагоги помогают слабовидящим детям научиться пользоваться остаточным зрением, а слепым — опираться на другие органы чувств. Специалисты обучают пациентов чтению по Брайлю, определению форм и цветов объектов и пр. Главные задачи тифлопедагога — привить ребенку навыки самообслуживания и научить его основам безопасной жизни в социуме (в частности, перемещению по городу).
Олигофренопедагоги работают с детьми с задержками в психическом развитии, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и пр

Также они помогают детям, у которых нет отклонений в развитии интеллекта, но есть трудности в освоении школьной программы или другие проблемы — слабая память, моторная неловкость, неспособность удерживать внимание и пр.
Логопеды специализируются на работе с детьми, у которых есть сложности с речевым развитием. Это может быть как неспособность выговаривать некоторые звуки, так и тяжелая форма заикания и даже полное отсутствие речи

Часто логопеды работают вместе со специалистами других направлений дефектологии. Дело в том, что нарушения речи встречаются у многих детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, задержками в развитии интеллекта и пр.

Вне зависимости от направления, дефектологи работают по одним и тем же базовым принципам. 

В первую очередь они проводят диагностику. Здесь действует принцип комплексного подхода: дефектолог не работает в одиночку, а прислушивается к мнению окулиста, невролога, отоларинголога, психолога и других специалистов. Результаты дефектологической диагностики обязательно сопоставляют с заключениями врачей и учителей или воспитателей.

Затем специалист выбирает направление коррекционной работы с ребенком и составляет индивидуальный план занятий, учитывая особенности возраста, характера, развития ребенка, состояние его здоровья и другие факторы

На этом этапе важно подобрать подходящие условия обучения и воспитания, сформулировать рекомендации для родителей

Только после этого педагоги-дефектологи приступают к занятиям. Чтобы обучение было эффективным, они регулярно оценивают прогресс и корректируют план. Действует принцип динамического наблюдения: он позволяет вовремя выяснять, какая мотивация больше подходит конкретному ребенку, на какие упражнения нужно сделать упор, а от каких отказаться, нужно ли искать обходной путь для освоения самых сложных тем.

Учителя-дефектологи работают в школах (как специализированных, так и обычных, если в них есть классы инклюзивного образования), детских садах и интернатах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах, реабилитационных и психологических центрах. Также специалисты открывают частную практику и проводят индивидуальные занятия с детьми.

Где учиться на олигофренопедагога?

Программ, на которых можно получить профессию олигофренопедагога, в российских вузах пока мало. На них можно поступить далеко не во всех городах. Чаще всего те, кто хотят работать с детьми с интеллектуальными нарушениями, сначала получают высшее образование по педагогическому, психологическому или дефектологическому профилю, а затем проходят профпереподготовку по специальности «Олигофренопедагогика». В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» это можно сделать дистанционно* из любого города России и мира. 

Наши эксперты-практики разработали две программы профессиональной переподготовки логопедов:

Специальное (дефектологическое) образование профиль «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология»

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Олигофренопедагог

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

23700 руб. 11783 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Первый блок курса подразумевает знакомство с общепрофессиональными дисциплинами: специальной педагогикой, невропатологией и психопатологией, психолого-педагогической коррекцией, понятиями интегрированного и инклюзивного образования. Затем Слушатели проходят дисциплины в области олигофренопедагогики. Они осваивают психологию детей с нарушениями интеллекта, особенности их обучения и воспитания, учатся применять на практике методики коррекционной педагогики, работать по адаптированным образовательным программам и разрабатывать индивидуальные программы развития для своих учеников, рассматривают ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Слушатели получают массу полезных материалов, которые пригодятся им в работе с детьми: схемы анализа, конспекты занятий, диагностические методики и т. д.

Олигофренопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

17100 руб. 9130 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Это более короткая программа – в ней нет общепрофессиональных дисциплин. При этом подробно освещается специфика работы с детьми с умственной отсталостью: особенности поведения учеников, программы обучения и развития, образовательные методики и т. д.

Обе программы имеют практическую направленность. В первой – 30 занятий-практикумов, а во второй – 20. На них Слушатели учатся проводить диагностику нарушений интеллекта, разрабатывать конспекты занятий и учебные материалы, решать педагогические ситуации.

По итогам обучения на любой программе профессиональной переподготовки вы получите диплом с присвоением квалификации олигофренопедагога или педагога по работе с детьми с умственной отсталостью.

Заключение

Логопед и дефектолог имеют разную направленность работы. Педагог-логопед больше специализируется на здоровых воспитанниках, проводит коррекцию речевой функции, развивает память, мышление, обучает правильному и грамотному письму, чтению. Педагог дефектолог занимается больными, имеющими отклонения психики, задержку развития по причине глухоты, слепоты, ДЦП, аутизма и других патологий. Специалист повышает адаптивные способности ребенка, развивает речевую функцию в условиях ограничения по здоровью. Перед тем как выбирать профессионала по коррекции речи, родителям следует обратиться к неврологу, психологу, отоларингологу. Врачи помогут определиться с выбором на основе причин задержки речевого развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector