Как составить план урока: пошаговая инструкция
Содержание:
- Пример составления краткого плана-конспекта
- Пример плана-конспекта урока
- Схема плана-конспекта урока
- Подготовка к занятию
- Для чего нужно составлять план урока?
- Что такое конспект
- Зачем нужен конспект урока?
- Технологическая карта урока
- Основные цели урока
- Структурные элементы урока
- Оформление конспекта
- Домашнее задание
- Анализ и самоанализ урока
- 3 этап: оформление
- 2 этап: запись
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Основные задачи:
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них
Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
Пример плана-конспекта урока
Рассмотрим план-конспект урока для 5 класса по теме «Правописание корня -лаг-/-лож- ».
Цель урокаосвоение правила чередования гласных в корне -лаг-/-лож- .
Задачи:
- знакомство с правилом чередования гласных в корне -лаг-/-лож- ;
- развитие умения использовать данную орфограмму на практике;
- формирование навыков правильного произношения;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие связной речи.
Оборудование
- таблица или схема «Правописание корня -лаг-/-лож- »;
- разноцветные маркеры.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
1. Приветствие
2. Настрой учащихся на занятие, введение в тему
Преподаватель кладет книгу на стол.
– Ребята, что я сейчас сделал(а)? (Вы положили учебник на стол.)
Верно. А кто из вас знает, как пишутся слова положил, положила, положить? Какая гласная буква употребляется в корне -лож- : а или о?
(Педагог записывает на доске данные слова, намеренно пропуская гласную в корне.
Дети по очереди высказываются, затем учитель вписывает в слова нужную букву, подчеркивая ее, и выделяет в них корень. Школьники делают это в тетрадях.
Далее к доске выходит один из ребят и под диктовку учителя пишет следующие слова: предлагать, полагать и располагать. Затем преподаватель просит ученика выделить в каждом из слов корень и подчеркнуть нужную букву.)
Для лучшего запоминания писать слова, подчеркивать чередующуюся гласную и выделять корень следует маркерами разных цветов.
3. Формулировка темы
– Ребята, как вы уже, наверное, догадались тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание корня -лаг-/-лож-».
II. Основная часть
1. Поиск существующих закономерностей, развитие умения делать выводы
По просьбе педагога ребята изучают записи на доске, выявляя закономерность написания а – о в корне -лаг-/-лож-.
Дети приходят к выводу: в корне -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж пишется о.
2. Работа с книгой
Учитель предлагает детям найти и прочитать правило в учебнике.
На доске появляется соответствующая схема (таблица).
3. Развитие умения применять новое правило на практике
Преподаватель рисует таблицу, состоящую из двух колонок, а затем вместе с ребятами заполняет ее.
-лаг- |
-лож- |
полагать предлагать предполагать |
положить проложить предложить и т.д. |
(Педагог обращает внимание детей на слово-исключение полог.)
– Может быть, вы обнаружили еще одну закономерность в написании о – а в корне -лаг-/-лож?
(При возникновении у ребят трудностей учитель им помогает.)
Вывод: если за корнем стоит буква а, то в корне тоже надо писать а.
4. Закрепление изученного материала
Учитель записывает глаголы и предлагает детям самостоятельно образовать от них существительные. Дети записывают пары слов в тетрадь.
излагать – …
предлагать – …
предполагать – …
прилагать – …
располагать – …
слагать – …
(Проверка выполненных работ.)
5. Орфоэпия
– Ребята, запомните: корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется.
(Учитель обращает внимание на приставку в уже написанных словах.) Поэтому нельзя говорить ложить, ложу, ложит, ложим. Следует говорить: Я кладу журнал на стол, он кладет пенал в сумку, мы кладём учебники на парты.
6. Закрепление нового материала
Диктант
Высказывать предположение, обсудить положение, располагаться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, располагать свободным временем, имя прилагательное, возлагать надежды, предлагать чаю, разобрать предложение, литературное приложение, слагаемые успеха, легкий полог.
(Все вместе выполняют проверку. При необходимости проводится работа над ошибками.)
Составление словосочетаний, предложений
Дети придумывают и по очереди озвучивают словосочетания и предложения со словами, имеющими корень -лаг-/-лож-.
III. Заключительная часть
Ребята устно формулируют изученное правило. Педагог задает им вопросы относительно написания отдельных слов.
Школьники получают оценки и записывают домашнее задание.
Учитель прощается с классом до следующего урока.
Схема плана-конспекта урока
- Тема урока. Информативное и лаконичное определение того, чему посвящено занятие.
- Цели урока. Цели указывают на то, зачем проводится занятие и что оно даст учащимся.
- Планируемые задачи. В данном разделе указывается минимальный набор знаний и умений, который учащиеся должны приобрести по окончании занятия.
- Вид и форма урока. Учитель может указать, к какому виду относится урок (ознакомление, закрепление, контрольная и др.) и в какой форме он проходит (лекция, игра, беседа и т.д.)
- Ход урока. Этот раздел является самым объемным и трудоемким. Он включает в себя подпункты, которые соответствуют элементам урока (приветствие, опрос, проверка домашнего задания и т.д.). Все они должны быть озаглавлены, а также учитель должен указать количество отведенного времени для каждого элемента.
- Методическое обеспечение урока. В этом пункте учитель указывает все, что будет использоваться в ходе урока (учебники, раздаточный материал, карты, инструменты, технические средства и т.д.).
Таким образом, составление плана-конспекта урока – это процесс творческий, и результат будет индивидуальным для каждого специалиста. Старайтесь делать план максимально полным, но лаконичным. На нашем сайте вы сможете найти конспекты уроков по различным предметам и бесплатно скачать их для ознакомления, а также вы можете опубликовать свои авторские материалы и получить свидетельство о публикации.
Подготовка к занятию
План конкретного занятия составляется на основе календарно-тематического плана.
Сначала учитель определяет задачи урока, изучает материал по теме, а затем разрабатывает план-конспект занятия. Желательно, чтобы он был как можно более подробным. Полезно записать сценарий урока, включающий вопросы педагога и предполагаемые ответы учеников, задания и правильные ответы на них.
Каждое занятие требует достаточно серьезной подготовки. Сейчас существуют целые сборники с подробными разработками уроков. Безусловно, эти издания являются хорошим подспорьем для педагога, особенно начинающего. Но даже применение такой литературы не исключает тщательной подготовки. Это и изменение отдельных заданий с учетом особенностей своих учеников, и мысленное проигрывание будущего урока с прогнозированием возможных ситуаций.
Важно спланировать композицию урока таким образом, чтобы каждый ребенок мог активно включиться в работу, на протяжении занятия сменяя разные виды деятельности. Необходимо, чтобы материал урока быть занимательным для ребят, поддерживал их интерес с теме занятия и учебной дисциплине в целом
Оборудование урока должно включать красочный иллюстративный материал, схемы и (или) таблицы, позволяющие лучше запоминать информацию. С этой целью можно применять также информационные технологии (показ отдельных слайдов или презентации).
Ниже рассмотрим пример плана-конспекта занятия по русскому языку.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Что такое конспект
Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.
Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.
Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:
- Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
- Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
- Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
- Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.
Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.
Зачем нужен конспект урока?
Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.
Поэтому план-конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной логической последовательности в изложении материала.
С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ, который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также указывает на методические ошибки и недочеты учителя. Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны, прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты уроков при подготовке к занятиям.
Технологическая карта урока
Определение 2
Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.
Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.
Технологическая карта имеет определенную структуру:
- название темы с указанными часами на изучение материала;
- планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
- этапы в изучения темы;
- срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.
Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.
При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.
Основные цели урока
Основная цель групповой работы – обучение работе в команде
Современные методики не предполагают разделение целей на развивающие, обучающие и воспитывающие. Но, как показывает практика, многие молодые учителя предпочитают всё же использовать старый и проверенный способ чёткого разграничения целей по трём основным позициям:
Обучающие цели. Здесь ставятся следующие задачи: ознакомить учащихся с…, систематизировать знания о…, выработать определённые навыки (например, анализа стихотворения).
Воспитательные цели
Основные задачи: воспитать у школьников чувства трудолюбия, гуманизма, патриотизма, развить эстетический вкус, ознакомить с этическими нормами и рассказать о важности дисциплинированности.
Развивающие. Здесь указываются цели, благодаря которым у школьника развивается мышление, аналитические способности, память, фантазия, самостоятельность и т
д. Если урок предполагает групповую работу, то следует указать, что основной развивающей целью будет обучение работе в команде (а также развитие умения работать в команде) и навыкам коммуникации.
Структурные элементы урока
ЭТАПЫ |
Дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
1. Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3. Подготовка к основному этапу занятия. |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5. Первичная проверка понимания. |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6. Закрепление знаний и способов действий. |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7. Обобщение и систематизация знаний. |
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. |
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8. Контроль и самопроверка знаний. |
Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9. Подведение итогов занятий. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10. Рефлексия. |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
11. Информация о домашнем задании. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Оформление конспекта
Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:
Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки
Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
Использовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
гос-во (государство);
кол-во (количество);
ин-т (институт);
стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т
д.
Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.
Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.
Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.
Домашнее задание
Не секрет, что многие школьники относятся к домашним заданиям, мягко говоря, прохладно. И действительно, этому есть резонное объяснение: ведь помимо этого предмета, им надлежит готовиться и к другим занятиям, а многие из них также посещают дополнительные занятия в кружках и секциях, в музыкальной школе. К тому же каждому школьнику в распорядке дня должно быть предоставлено время для игр и отдыха.
Очевидно, что домашнее задание должно служить лишь одной цели: лучшему закреплению изученного на уроке материала. Поэтому его размер, как правило, не превышает 1/3 от общего его объема. Причем домашнее задание должно быть доступным и понятным по содержанию и смыслу, а также быть тесно связанным с темой урока. Например, при изучении на уроке русского языка обособленных определений, выраженных причастным оборотом, можно предложить школьника выполнить упражнение, в котором следует переписать небольшой объем текста, содержащего данную конструкцию, расставить знаки препинания и подчеркнуть обособленные определения в виде причастных оборотов.
Анализ и самоанализ урока
Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.
Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:
- оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
- выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
- рациональное использование форм и методов обучения;
- наличие оборудования на уроке;
- организация деятельности учителя и учащихся;
- наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
- полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
- степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
- связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
- развитие познавательного интереса учащегося;
- работа с новыми понятиями;
- актуализация опорных знаний;
- организованность самостоятельной работы;
- оценка профессиональной подготовки педагога;
- общая оценка работы класса;
- культура общения и соблюдение норм с этикой;
- объяснение домашнего задания;
- научная обоснованность выводов и оценок;
- оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
- недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.
Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.
Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
3 этап: оформление
Несмотря на то что многие современные школьники печатают быстрее, чем пишут, рекомендуем приучить вашего ребёнка вести конспекты от руки. Это развивает мелкую моторику, необходимую для тренировки мышления. Кроме того, во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию.
При этом можно дополнять свой рукописный конспект схемами и другими визуальными пособиями, сделанными на компьютере, как делает это ученик домашней школы «Фоксфорда» Степан Павловских.
<<Блок перелинковки>>
Научите ребёнка оптимально использовать тетрадные поля. На них можно ставить дату и обозначать особо важные места. Писать лучше всего через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями и исправлять допущенные ошибки.
При составлении конспектов используйте сокращения. Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.
Виды сокращений в конспектах
В конспектах можно использовать символы и схемы. Стрелки, рамки, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.
Научите ребёнка использовать цветные текстовыделители при оформлении конспекта
Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Разные части конспекта можно писать разноцветными ручками
Например, вопросы — красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя легче «сохранять» материал конспекта.
Придумайте с ребёнком систему символов, чтобы отмечать непонятные места. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, можно поставить рядом с ним яркий значок, чтобы разобраться позднее.
Примеры привлекающих внимание знаков:
- — прочитать об этом в учебнике;
- — скачать презентацию по теме;
- ⟳ — повторить перед следующим уроком.
Объясните ребёнку, что если что-то непонятно во время урока, то при просмотре записи будет непонятно вдвойне. Лучше прервать конспектирование и написать учителю в чат уточняющий вопрос.
После урока работа с конспектом не заканчивается. Предложите ребёнку дополнить его информацией из учебника и повторить то, что он записал, через несколько часов или на следующий день. Помимо прочего, это позволит ребёнку осознать, насколько полезный и понятный конспект у него получился.
Ещё больше идей о том, как оформлять школьные конспекты по разным предметам читайте в этой статье.
2 этап: запись
Ведение конспекта заключается в выделении главных и второстепенных мыслей, отсеивании ненужной информации и быстрой фиксации полученного на бумаге в легко читаемом виде.
Выделение главных мыслей
Главная мысль — это информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания темы. Это могут быть определения научных понятий, формулировки законов, правила, принципы, гипотезы, классификации явлений, факты.
Главные мысли составляют 30-40% от общего объёма урока и должны записываться полностью, без существенных сокращений.
Как понять, что мысль главная?
Учитель повторил её несколько раз, акцентировал внимание.
Ей предшествовала фраза «итак», «в результате», «следовательно», «таким образом».
Преподаватель подчеркнул её, обвёл в рамку, выделил жирным в презентации или на доске.
Числа и формулы тоже относятся к главным мыслям. Их необходимо вычленять и фиксировать самостоятельно.
Выделение второстепенных мыслей
Второстепенная мысль — это информация, которая детализирует, разъясняет главную мысль либо отражает вытекающие из неё следствия и рекомендации. Это могут быть аргументы, обоснования, примеры, характеристики, описания, комментарии, толкования, уточняющие факты и прочее.
Второстепенные мысли занимают 60-70% урока и при конспектировании требуют смысловой переработки — сжатия.
Отделение несущественной информации
Несущественная информация — это лингвистическая избыточность, которая поддерживает концентрацию внимания и помогает понять главную мысль.
К несущественной информации относятся вводные слова, связующие фразы и всевозможные «лирические отступления». Записывать их — пустая трата времени.
Во-первых, это вызовет спешку, которая никак не способствует усвоению материала, во-вторых, в излишне подробном конспекте ребёнку будет сложно ориентироваться. В большинстве случаев достаточно записать несколько опорных фраз, которые помогут воспроизвести детали по памяти.
У каждого занятия в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть содержание
Обратите на него внимание ребёнка. Оно послужит отличным планом для написания конспекта