Поездной диспетчер

Как связываются между собой машинисты поездов?

Здравствуйте любители железных дорог и все, кому это интересно!

Мне задают вопрос: как-же связываются между собой машинисты поездов, как общаются машинисты с работниками смежных служб?

Да конечно с помощью радиосвязи! Мы живем с вами в современном мире и радиосвязь на железной дороге уже давно прочно заняла свое, очень значимое место.

В давние времена на рассвете эры железных дорог никакой радиосвязи конечно не было. Все участники процесса перевозок связывались посредством сигналов, записок, жезлов и многими другими способами, которые, между прочим и сейчас могут применяться в экстренных случаях и применяются, например, электрожезловая система. Но это мы сегодня опустим и к данной теме постараемся вернуться попозже.

Теперь к современным вопросам радиосвязи. Радиосвязью пользуются все: машинисты локомотивов, дежурные по станциям, поездные диспетчеры, начальники пассажирских поездов, дежурные по депо и так далее, практически все службы. На железных дорогах России используются два диапазона для радиосвязи: КВ и УКВ. На локомотивах, в помещениях дежурных по станциям, поездных диспетчеров, в штабных вагонах пассажирских поездов такие радиостанции установлены. Только частотные диапазоны разделены, например, для поездной работы одна частота, для маневровой работы и внутристанционных переговоров другая. Все радиостанции современные и позволяют вести радиопереговоры на практически любых расстояниях и со всеми причастными. Машинисты поездов могут разговаривать между собой ,с дежурными по станциям, с поездным диспетчером, с начальником поезда, практически без всяких помех и проблем.

За радиосвязь на железных дорогах отвечает служба связи – ШЧ и региональные центры связи – РЦС. При производстве маневровой работы общение происходит точно так-же, но на другой чистоте, чтобы маневровая работа не мешала поездной. На случай отказа или сбоя, всегда существуют резервные диапазоны и каналы. Если на локомотиве полностью отказывает радиосвязь, то машинист обязан довести поезд до первой станции, там остановиться, устно сообщить о проблеме дежурному по станции и совместно с поездным диспетчером принимается решение о дальнейшем следовании данного поезда. Все очень строго!

Радиопереговоры не ведутся просто так, от «фонаря», они строго регламентируются единым «Регламентом переговоров», он не допускает никаких отступлений! В нем все четко прописано для всех случаев. Его тщательно изучают все, кто причастен к движению поездов, после чего сдаются экзамены, зачеты. Переговоры записываются и прослушиваются, кто нарушил, выявляется и наказывается, например, лишение премии, замечание или выговор (кому интересно).

А а если в пассажирском поезде кто-то заболел или происходит другая внештатная ситуация, тогда начальник поезда связывается по радиосвязи с машинистом и сообщает ему о проблеме. Машинист связывается с поездным диспетчером или с дежурным по ближайшей станции и передает просьбу начальника поезда для скорейшего решения проблемы на ближайших станциях: вызвать врача или скорую помощь к такому-то вагону для оказания помощи или госпитализации больного ,а иногда вызвать и работников полиции, для неадекватных пассажиров. Так что, все под контролем, не переживайте!

Всего наилучшего!

Я имею право на отдых

Вы увлечены работой? Вы работаете быстро и со вкусом? Вы ответственны? Прекрасные качества! Ваш начальник или заказчик непременно оценит это и… нагрузит вас по максимуму.

В какой-то момент вы почувствуете, что в баке закончился бензин, и начнете снижать скорость. Либо вообще остановитесь. И, поверьте, никто вас толкать не будет. Вокруг достаточно желающих впрячься в вашу телегу. А вот вам потребуется отдых. И, возможно, выход из затяжной депрессии, которая обычно сопровождает хроническое переутомление.

Что делать?

Учиться тормозить вовремя. А лучше – планировать свой день, оставляя в нем, пусть небольшие, но приятные «карманы» для отдыха. Кофе или чай, музыка в наушниках, несколько минут с закрытыми глазами, а если это возможно – небольшая прогулка в обеденный перерыв… Усталость снимет, и мир вокруг станет намного добрее. Работа в таком настроении значительно продуктивнее.

Я не есть моя работа

Итак, предположим, вы пишете статью (или выполняете какую-то иную работу) и предлагаете ее заказчику. Вы работали и день, и ночь, и еще день. А в перерывах вы размышляли над сутью проблемы, рылись в интернете и даже (только представьте!) в печатных изданиях. И вот наступил дедлайн. Нажата кнопка, письмо отправлено.

Но ответа нет. И день нет, и три нет. Вы пишете заказчику. И наконец, получаете короткую отписку: «Ваша работа не подходит». Что вы делаете? Скорей всего, первая мысль, которая приходит вам в голову: «Я плохой специалист».

Это не оно! Возможно, вы не идеальны. Но суть не в этом. У заказчика есть сотни других причин отказать вам: не тот стиль изложения, не та концепция или задание вообще утратило актуальность. Не каждый готов потратить свое время на то, чтобы все это вам объяснить.

Что делать?

Найти применение своей работе, если это возможно, и перестать клеймить себя. У всех есть куда развиваться. Но это вовсе не значит, что уже сейчас вы не представляете собой ценность.

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения и оперативный выход из сложных ситуаций в условиях недостатка времени
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации

Почтовый маркетинг

Помните, что реакция на бренд может быть хорошей, но короткой. Поэтому уже на этом этапе старайтесь держать читателя дольше. Вы можете сделать это с помощью рассылки.

Предложите подписку на вашу рассылку в обмен на любые преимущества — например, скидку в вашем магазине. Однако не заблуждайтесь, что после первого посещения вы получите волну заказов — не все готовы взаимодействовать с брендом сразу после знакомства. Поэтому используйте возможности объединения разных каналов.

Вы можете сделать это, применив ремаркетинг к людям, которые ранее посещали сайт. Можно использовать рекламу на Facebook, которая является еще одним методом привлечения клиентов. Что показывать в таких объявлениях? Например, сравнение различных моделей аналогичных товаров, информация о скидках или промокодах.

Первый интерес

После того, как клиент сделал первый шаг, стоит поддержать его интерес, отправив приветственное письмо.

  • В рассылках удивляйте своих подписчиков и старайтесь их заинтересовать.
  • Хорошим примером будет создать серию однодневных акций.
  • Получатель с большей вероятностью будет открывать электронные письма, когда ему будет интересно, что бренд предложит ему на следующий день.Не забудьте подчеркнуть свою готовность помочь и поддержать на каждом этапе общения с клиентом, будь то по почте или на сайте.
  • Чтобы превзойти ожидания и возможные вопросы будущих клиентов, заранее подготовьте ответы на распространенные вопросы и предложите с ними ознакомиться.
  • Если вы предлагаете пользователю установить приложение — разместите подсказки на каждом этапе его использования.

Объединяйте разные каналы связи. Например, если клиент является членом вашего клуба лояльности, помимо отправки ему электронного письма с текущей рекламной акцией, также отправьте ему SMS, чтобы он не пропустил это сообщение.Чем лучше ваш пользователь знает продукт, тем больше вероятность, что он совершит покупку. В своих решениях он руководствуется не только рекламой и ценой, но и мнениями, размещаемыми в сети. И в этой области у вас есть шанс оставить положительный опыт, активно отвечая на вопросы пользователей о вашем бренде, поддерживая его советами или просто принимая критику. Получатели ценят надежные компании.Не переусердствуйте с «бомбардировкой» рекламы, потому что вы можете столкнуться с явлением «баннерной слепоты». Это означает, что получатели уже автоматически игнорируют элементы на странице, которые выглядят как объявления.

Решение о покупке

Момент, когда покупатель решает купить ваш продукт, чрезвычайно важен для формирования его положительного опыта работы с брендом. Любая недоработка может снизить его уверенность, и ее сложно восстановить позднее.На этом этапе вы должны убедиться, что процесс покупки проходит гладко и что клиент чувствует себя в безопасности на каждом этапе транзакции. В этом вам помогут транзакционные электронные письма, содержащие самую необходимую информацию о заказе. Также полезно отправить благодарственное письмо за доверие и выбор вашей компании.Хорошим примером является бренд Adidas. В транзакционном электронном письме, помимо информации о продукте и состоянии заказа, вы найдете наиболее часто задаваемые вопросы (предвидя любые сомнения клиентов), рекомендуемые дополнительные продукты или контактные данные, чтобы клиент мог получить поддержку в любое время.

Послепродажная деятельность

Чтобы дольше сохранять положительный опыт работы с клиентом, стоит поддерживать с ним связь даже после совершения покупок.

Каким образом? Например, через несколько дней после покупки отправьте электронное письмо клиенту с просьбой оценить покупку и сам опыт взаимодействия с магазином.

Чтобы дать клиенту еще больше положительных эмоций, вы можете дать ему некоторую награду в виде скидки или купона на небольшую сумму за заполнение опроса или оценку бренда.

Давайте попробуем пофантазировать о том, какие изменения   произойдут в нашей жизни в ближайшем десятилетии. Разумеется, определенные технологии прочно закрепятся в ней, а также появятся новые.

Попытаемся спрогнозировать наиболее вероятные варианты развития событий на этот год, а может и на грядущее десятилетие. Что ж, приступим.

Обязанности ДНЦ

В обязанности ДНЦ входит:

1. Текущее планирование движения подвижных единиц – создание плана пропуска поездов в соответствии с нормативными данными и их изменение.

2. Регулирование железнодорожных перевозок путем своевременной выдачи приказов для выполнения нормативного графика с учетом появляющихся изменений:

· ускорение движения поезда по сравнению с графиковым;

· изменение мест обгона и скрещения поездов;

· передвижение по неправильному пути;

3. Проведение анализа, который предусматривает сравнение полученного результата с планом.

В случае отставания поезда от графиковых показателей ДНЦ приходится решать вопрос о возвращении его передвижений по запланированной схеме.

ДНЦ обменивается оперативной информацией с диспетчерами других участков о подходе поездов, передает информацию о вагонах и локомотивах. Также диспетчер организует своевременную доставку порожних вагонов на станцию, оперативный вывоз уже загруженных и сформированных составов. Занимается он и маневровой работой, передавая соответствующие указания маневровым диспетчерам (ДСЦ) и дежурным по станции (ДСП).

Знания и умения, необходимые в работе маневрового диспетчера станции

Поскольку один человек руководит большим количеством людей и составов, то и обладать он должен немалым количеством знаний и умений. Вот самые главные из длинного списка:

  • Знание свода правил погрузки, а также условий ее осуществления.
  • Владение правилами по использованию железных дорог в техническом плане.
  • Наличие представления о том, как выглядит план необходимых мероприятий по купированию и устранению последствий аварий.
  • Владение инструкцией, связанной с передвижением поездов и маневровой работой;
  • Способность грамотно оценивать эффективность осуществления транспортного сообщения, которое происходит между цехами и участками производственного назначения.

Пассивный — это же от слова «ничего не делать»?

  • На самом деле не существует никакого пассивного дохода, если у человека не построена самостоятельная, самодостаточная структура, которая приносит ему ежемесячный стабильный доход.
  • Но и сам человек при этом не сидит на месте, а делает хотя бы минимум, чтобы поддерживать достойный уровень.
  • Ему все равно приходится привлекать новых людей, учить новичков, контролировать процесс.
  • Не говоря уже о тех, кто еще не построил структуру, находится в самом начале пути.
  • Тут пассивность вообще не приветствуется, ибо человек всего лишь месяц не поработал, а уже у него нет никакого дохода.Получается, что пассивный доход — это миф, так как простой ведет к обнулению или резкому падению доходов, о чем говорят практически все сетевики.

Как правильно работает сетевой маркетинг

Никто не видит, чтобы сетевик преспокойно сидел себе дома и ничем не занимался. И это реальность, в которую приходится поверить. Так что придется оставить вопрос о пассивном доходе, если не построена многоступенчатая, расширенная, разветвленная структура, которая работает без перебоев постоянно, регулярно, а не разваливается после того, как лидер этой структуры решил отдохнуть полгодика.

Поэтому, если лидер еще не имеет такой структуры, ему придется работать во сто раз больше и активнее, иначе придется распрощаться с теми доходами, что у него есть. Но об этом не говорят новичкам или же говорят неправильно, отчего новичок начинает просто ждать, когда деньги сами придут, поработал немного — и довольно. Вообще люди пассивны сами по себе, поэтому и хотят, чтобы текла вода под лежачий камень. И поражаются, почему такого не происходит.

Однако это не значит, что не надо пробовать, пытаться построить стабильную и приносящую действительно пассивный доход структуру, если есть запал, желание и возможности.

Но не надеяться, что после полугода интенсивной работы можно будет сложить ручки, так как ручки лидеры сложили поначалу, но когда все идет наперекосяк, приходится справляться с вызовами времени.

Кстати, есть и другие способы обрести пассивный доход, но это уже другая история, и она тоже не связана с ничегонеделанием и ожиданием, когда деньги с неба посыпятся. Так что дерзать, но не надеяться на безделье.

Первые дни и недели на новой работе – время волнительное. Особенно если это ваша первая работа. Вы отчаянно стараетесь показать себя в лучшем свете перед начальником, понравиться коллегам и заявить о себе как о квалифицированном специалисте.

И, конечно, не отказываетесь от всевозможных поручений, которые вам дают старшие товарищи или шеф. В результате через месяц-другой вы с ужасом обнаруживаете, что круг ваших обязанностей расширился неимоверно, а зарплата при этом больше не стала.

Моя работа имеет смысл

Что я даю этому миру? Да, вопрос достаточно избитый, и в нем много патетики, но в той или иной форме он посещает очень многих. Деньги перестали радовать? Представляете, и такое возможно. Когда все, что ты делаешь, кажется мелким и незначительным.

Что делать?

Одна стилист всегда рекомендовала своим клиенткам отойти от зеркала на пять шагов. Хороший совет в любой ситуации.Большое видится на расстоянии. Каждый из нас выполняет работу, которая часто является лишь пазлом в одной огромной мозаике. Отойдите на пять шагов и посмотрите, действительно ли эта мозаика будет цельной и законченной, если вашего кусочка в ней не будет? Вы увидите, что нет.

Состав графика исполненного движения

Все передвижения составов и тяговых единиц на диспетчерском участке ДНЦ отображаются на графике исполненного движения (ГИД). На нем указывается:

· нумерация поездов и локомотивов, фамилии и табельный номер машинистов, масса и длина поезда;

· часы и минуты отправления, прибытия и безостановочного проследования станций;

· занятые приемо-отправочные пути;

· ход подвижных единиц по неправильному пути;

· перегонные пути;

· ремонтные работы, предупреждения о закрытии путей или ограничении движения.

Место поездного диспетчера оснащено автоматизированной программой ГИД «Урал», который автоматически формирует график с помощью информации, которая передается от поездографа.

Первые шаги будущего диспетчера

Начало работы специалистом по логистике в сфере грузоперевозок обязательно связано с получением хотя бы минимальных навыков и опыта. Поэтому тем, кто впервые в жизни решил заняться таким бизнесом, стоит посетить курсы. В больших городах есть множество компаний, которые занимаются организацией подготовки специалистов. Отличным решением может стать временная работа в транспортных компаниях или логистических организациях, которые предлагают возможность удалённого труда. Им не особо выгодно нанимать большой штат сотрудников для работы в офисе, поскольку это дополнительные затраты на аренду, оборудование и пр. Здесь можно получить необходимый опыт, параллельно приступив к созданию собственного небольшого бизнеса. Если же говорить непосредственно об организации своего дела, то здесь есть несколько основных шагов, которые необходимо сделать. Это ознакомительная инструкция о том, как можно стать диспетчером по грузоперевозкам, работая в домашних условиях. Начинающему предпринимателю необходимо:

Зарегистрироваться можно как ИП или создать собственное ООО. Второй вариант даёт возможность вести деятельность с юридическими лицами, которые отдают предпочтение безналичному расчёту с НДС. Тут дополнительно потребуется помощь хорошего бухгалтера. При ИП можно сотрудничать с клиентами, которые могут осуществлять оплату наличными. Тогда НДС не будет присутствовать. Тут каждый решает сам для себя, как ему лучше зарегистрироваться. Не забывайте следить за ситуацией на рынке. Старайтесь собирать актуальную информацию, изучать данные о разных старых и новых транспортных компаниях

Все они ваши потенциальные работодатели, потому порой важно оказаться первым среди всех диспетчеров. Также изучайте нынешние тарифы, чтобы реально понимать, какие суммы можно требовать за свои услуги

Устанавливая завышенные цены, с поиском клиентов будет сложно. Но и слишком маленькие суммы не станут для вас решением проблемы с заказчиками. Ориентируйтесь на средние показатели рынка и привлекайте к себе клиентов имеющимися преимуществами перед конкурентами.

Получать огромную прибыль с первых же дней работы вы не будете. Это закон бизнеса. Сначала идёт период окупаемости. И его продолжительность напрямую зависит от того, как много средств вы вложили в дело и насколько эффективно сумели воспользоваться своими ресурсами для привлечения клиентов. Опытные диспетчеры и представители крупных транспортных компаний уверяют, что в таком бизнесе нет места обману или мошенничеству. Даже незначительное пятно на репутации может полностью перекрыть доступ к рынку грузоперевозок. Если вести себя честно, оказывать качественные услуги и постоянно быть в курсе актуальных событий, прибыль окажется высокой и регулярной. Заказчики не станут работать с теми, кто плохо себя зарекомендовал. Конкуренция огромная, а потому им удастся с лёгкостью найти более надёжного и квалифицированного диспетчера по грузоперевозкам.

Н

  • Н — управление дороги, начальник дороги;
  • НБТ — дорожная служба охраны труда;
  • НГ — главный инженер дороги;
  • НГЧ — дистанция гражданских сооружений;
  • НЗ — заместитель начальника дороги;
  • НОД — начальник отделения дороги;
  • НОДА — общий отдел отделения дороги;
  • НОДБТ — начальник отдела охраны труда;
  • НОДВ — отдел вагонного хозяйства (подвижного состава) отделения дороги;
  • НОДВИС — инспектор по контролю за сохранностью вагонного парка;
  • НОДГ — главный инженер отделения дороги;
  • НОДЗ — отдел труда и зарплаты отделения дороги;
  • НОДИС — инспектор по контролю за исполнением поручений НОДа;
  • НОДК — начальник отдела управления персоналом отделения дороги;
  • НОДЛ — начальник пассажирского отдела (там же);
  • НОДМ — начальник отдела грузовой и коммерческой работы отделения дороги;
  • НОДН — начальник отдела перевозок отделения дороги;
  • НОДО — первый отдел отделения дороги;
  • НОДП — отдел пути отделения дороги;
  • НОДР — второй (режимный) отдел отделения дороги;
  • НОДТ — локомотивный отдел отделения дороги;
  • НОДУ — отдел статистического учета и анализа отделения дороги;
  • НОДФ — финансовый отдел отделения дороги;
  • НОДХ — отдел материально-технического снабжения отделения дороги;
  • НОДШ — отделение сигнализации и связи;
  • НОДЮ — юридический отдел отделения дороги;
  • НОК — дорожная служба управления персоналом;
  • НОР — управление военизированной охраны;
  • НОРВ — отдел военизированной охраны;
  • НФ — финансовая служба дороги;
  • НФКР — участковый финансовый ревизор;
  • НФКРС — старший финансовый ревизор;
  • НХ — дорожная служба материально-технического снабжения;
  • НЧУ — дорожная служба статистического учета и анализа;
  • НЮ — юридическая служба управления дороги.

Из каких этапов состоит общение с клиентом?

Открытие

Представьте себе следующую ситуацию. У клиента есть явная потребность — он ищет хороший лазерный принтер, но не знает, какой выбрать. Прежде чем принять решение о покупке, он ищет информацию в Интернете.Вы управляете магазином электроники. На данный момент вы можете повлиять на его решение.

Каким образом? Создавая контент, который отвечает его потребностям. В этом случае это могут быть обзоры лучших лазерных принтеров, подбор оборудования к конкретным потребностям (например, офисный или домашний принтер) или руководство о том, как работать с определенными типами принтеров, чтобы они работали как можно дольше.

Если получатель получает ценный и полезный контент, а также связывает их с вашим брендом — это огромный плюс.

Основные обязанности диспетчера

Обязанностей у маневрового диспетчера много, поскольку контроль и регулирование требуются сразу в нескольких направлениях:

  1. Анализ и оценка работы, которую выполнил персонал.
  2. Проведение планирования касательно грузовых работ.
  3. Составление действенных схем непосредственно маневровой работы.
  4. Создание четкого списка работ, которые необходимо провести по расформированию и формированию составов.
  5. Ведение необходимой внутренней документации.
  6. Разработка мер, относящихся к строгому следованию графику подачи и уборки вагонов.
  7. Подготовка и проведение работ, связанных с передачей вагонов из грузового парка промышленной организации.

Ц

  • Ц — центральный аппарат управления ОАО «РЖД»; аппарат Министерства, Министр путей сообщения (устар.);
  • ЦБТ — управление охраны труда РЖД;
  • ЦВ — департамент вагонного хозяйства РЖД;
  • ЦД — департамент управления перевозками РЖД;
  • ЦДВ — отдел негабаритных и специальных перевозок ЦД;
  • ЦДГР — главный ревизор ЦД;
  • ЦЗ — заместитель президента ОАО «РЖД», заместитель Министра путей сообщения (устар.);
  • ЦИ — управление внешних связей РЖД;
  • ЦИС — департамент информатизации и связи РЖД;
  • ЦКАДР -департамент кадров и учебных заведений РЖД;
  • ЦЛ -департамент пассажирских сообщений РЖД;
  • ЦМ — департамент грузовой и коммерческой работы РЖД;
  • ЦМКО — отдел по организации и условиям перевозок ЦМ;
  • ЦМКЮ — отдел по профилактике сохранности перевозимых грузов ЦМ;
  • ЦМР — главный коммерческий ревизор РЖД;
  • ЦМХ — отдел скоропортящихся грузов ЦМ;
  • ЦН — управление делами РЖД;
  • ЦНИИТЭИ — Московский филиал ВНИИУП (ранее — центральный научно-исследовательский институт технико-экономических исследований на железнодорожном транспорте);
  • ЦП — департамент пути и сооружений РЖД;
  • ЦРБ — аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов и автотранспорта, главный ревизор по безопасности движения поездов и автотранспорта
  • ЦРБ — департамент безопасности движения и экологии РЖД;
  • ЦРБА — главный ревизор аппарата ЦРБ по автомобильной службе;
  • ЦРБВ — главный ревизор аппарата ЦРБ по вагонной службе;
  • ЦРБД — главный ревизор аппарата ЦРБ по службе движения;
  • ЦРБМ — главный ревизор аппарата ЦРБ по грузовой службе;
  • ЦРБТ — главный ревизор аппарата ЦРБ по локомотивной службе;
  • ЦРБП — главный ревизор аппарата ЦРБ по службе пути;
  • ЦРБЧС (ЦРБО) — главный ревизор аппарата ЦРБ по чрезвычайным ситуациям (опасным грузам);
  • ЦРБШЭ — ревизор по службе сигнализации, связи и энергоснабжения;
  • ЦРЖ — департамент реформирования железнодорожного транспорта РЖД;
  • ЦСЖТ — совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики;
  • ЦТ — департамент локомотивного хозяйства РЖД;
  • ЦТЕХ — департамент технической политики РЖД;
  • ЦТВР — Главное управление по ремонту подвижного состава и производству запасных частей;
  • ЦУВС — департамент здравоохранения РЖД;
  • ЦУКС — департамент капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта РЖД;
  • ЦУО — управление военизированной охраны РЖД;
  • ЦУП -центр управления перевозками РЖД;
  • ЦУШ — управление имущества и реестра предприятий РЖД;
  • ЦФ -департамент финансов РЖД;
  • ЦФТО — центр фирменного транспортного обслуживания РЖД;
  • ЦЧУ — управление статистики РЖД;
  • ЦШ — департамент сигнализации, централизации и блокировки РЖД;
  • ЦЭ — департамент электрификации и энергоснабжения РЖД;
  • ЦЭУ — департамент экономики РЖД;
  • ЦЮ — юридическое управление РЖД.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector