Редактор текста: кто это такой и что он делает?
Содержание:
- Кто таков?
- Примерный доход
- Место работы
- Основные требования к редакторам
- Как стать редактором?
- Перспективы профессии
- Какие обязанности выполняет редактор
- Место работы
- Компании для трудоустройства по профессии «Редактор кино и ТВ»
- Полезные программы:
- Учебно-тематический план
- Любовь к журналистике
- Виды
- Особенности профессии
- Особенности профессии
- Плюсы и минусы
- Сколько зарабатывают редакторы?
- Кто может быть редактором?
- И напоследок — несколько советов будущим редакторам:
- Особенности профессии
- Немного истории. О роли главных редакторов
Кто таков?
Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике.
Я – редактор-издатель. Моя стихия – тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что я работаю большей частью с текстами.
Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.
Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста – это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.
(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)
Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта – это тоже редактирование.
Поэтому, если кто-то говорит: «Петр Иванов редактирует газету», – вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.
Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их – просто не может. Этим занимается целый коллектив.
|
Лично мне больше нравится работать с отдельными проектами – книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.
Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego, конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.
Примерный доход
Стабильный уровень заработной платы в рамках данной профессии отсутствует.
Доход варьирует от 15 до 50 т. р. в месяц в зависимости от нескольких факторов:
- город, в котором находятся разработчики сайта (в Москве и Санкт-Петербурге, например, работодатели готовы платить больше, чем в других областных центрах и провинциальных городах;
- тематика ресурса (чем более узкой и специализированной она является, тем, как правило, выше уровень дохода редактора);
- степень раскрученности сайта («ресурс-новичок» не приносит своим владельцам много прибыли, поэтому их бюджет обычно ограничен, если же сайт раскручен, претенденту можно рассчитывать на серьезную перспективу и карьерный рост);
- число обязанностей (если это лишь необходимый минимум, редактору сайта платят от 15 до 20 т. р., если специалист владеет большим количеством навыков и способен выполнять работу нескольких профессионалов одновременно, его доход может составлять 50 000 р. и более).
Таким образом, должность редактора сайта подразумевает большое количество обязанностей и требований. Зато, как показывает практика, профессия является перспективной и может приносить большой доход.
Место работы
Профессия редактора отличается еще и тем, что можно иметь свою должность, например, в рамках одного крупного издательства, а не только в зависимости от профессионального сегмента. Потому что в крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами. Например, кто такой главный редактор? Это стратег издательства, определяющий не только тематику, но маркетинговую стратегию, его тактику продвижения, чтоб не допустить убыточности вверенного ему издания. В подчинении у главного редактора обычно работают редакторы отделов, непосредственно работающие с авторами. Кроме этого, для работы над рукописями издательство может пригласить литературного или научного редактора – в зависимости от специфики текста и области знаний, для которой он написан – медицина, металлообработка или информационные технологии. Кроме этого, в редакции не обойтись без выпускающего редактора, отвечающего за своевременный выпуск газеты или журнала и взаимодействующий не только с журналистами, иллюстраторами (или бильд-редактором), корректоров и верстальщиков, но и с типографией и ее персоналом.
В некоторых изданиях редакторы активно пишут, ведут колонки. Есть прецеденты, когда именно редакторы определяют размеры гонораров авторов и контролируют финансовую часть взаимодействия с ними.
Поэтому редактор может работать в издательстве или издании, на радио, телевидении, в компании-владельце интернет-ресурса . И даже из дому, если он фрилансер или просто удаленно работает.
Основные требования к редакторам
Редактор является творческой профессией, но при этом специалист должен учитывать нюансы стилистического оформления документации.
Главные обязанности:
- Создание рабочего плана;
- Обработка и редактирование текста, подготовка к публикации или трансляции;
- Поиск заказчиков, причем от этого во многом зависит уровень дохода;
- Создание новой концепции для издания;
- Составление технического задания;
- Предоставление работы авторам и установка сроков выполнения задания;
- Помощь авторам в выборе направления для написания статей, ведь нужно получить хороший текст, анализ готовых публикаций и отправление на корректировку;
- Утверждение тем;
- Занимается обучением новых авторов;
- Постановка речи.
Вышеперечисленные требования являются основными для редакторов.
Важные личные качества:
- Требуется коммуникабельность, ведь специалист должен общаться со многими людьми;
- Организационные навыки, ведь редактор влияет на конечный результат;
- Навыки анализа;
- Возможность проведения переговоров и переписок с партнерами;
- Готовность убеждать;
- Наличие творческого потенциала;
- Ответственность.
Как стать редактором?
Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»
Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.
Еще один важный момент – грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы, а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.
Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).
Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.
Но образование – это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.
Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?. Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант
Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.
Тема – это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.
* Из писем А.П. Чехова А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.
Перспективы профессии
Карьерный рост редактора зависит от места его работы. Например, редактор журнала/газеты или интернет-издания.
Обычно в этих организациях редакторами становятся журналисты/корреспонденты, тогда перспектива карьерного роста может быть следующая: журналист – редактор – выпускающий редактор – главный редактор.
Редактор в книжном издательстве. В небольших издательствах редактор может исполнять сразу несколько ролей: быть и выпускающим редактором и литературным одновременно, он же и корректор и взаимодействует с типографией.
В крупных издательствах есть разделение труда и это гораздо облегчает работу, уменьшает количество ошибок и более правильный подход, с точки зрения организации работы.
В книжных издательствах есть вакансия внештатного редактора, это хороший вариант, например, для студентов или в качестве подработки. Если есть специальное образование можно попробовать устроится младшим редактором – помощник выпускающего редактора, который отвечает за выпуск книги в целом.
Основной перспективой профессии является открытие собственного бизнеса. За годы работы от журналиста до главного редактора у Вас накопится уникальный опыт руководителя, исполнителя и связей для того, чтобы организовать свое дело.
Какие обязанности выполняет редактор
К обязанностям редактора относятся разработка концепции будущего издания, заказ (или поручение) написания текстов, оценка авторского текста и его литературная обработка. Также редактор работает с иллюстраторами и художниками-оформителями, корректорами и верстальщиками. В крупных книжных издательствах проблемами художественного оформления занимается художественный редактор. Он разрабатывает концепцию оформления вместе с редактором издания и затем ее реализует.
В крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами.
Главный редактор отвечает за стратегию всего издательства, определяет его тематику и, совместно с финансовым директором, маркетинговую политику издательства. Ему подчиняются редакторы отделов, редакций или серий. Они работают с авторами, заказывают рукописи, оценивают готовые рукописи, принимают решение о доработке и непосредственно в этой доработке участвуют.
Часто книжные издательства приглашают для работы над рукописями литературных редакторов со стороны. А если необходимо оценить материал с научной точки зрения, приглашают научных редакторов – специалистов в конкретной области знаний (медицина, химия, литературоведение и т.д.).
Перечень действий, которые представители специальности совершают на рабочем месте, прописывается в должностной инструкции. В зависимости от должности, места службы и особенностей ситуации редактор может работать с техническим или творческим уклоном.
Больше всего ценятся универсалы, которые умеют:
- вычитывать и править текст, доводя его до эстетического и технического совершенства;
- работать с печатным материалом, не просто читая, а делая редакторские пометки, применяя типографские знаки;
- собирать, анализировать и оценивать полученный материал, выбирая то, что соответствует политике организации;
- ориентироваться в технических вопросах создания статей, книг, передач;
- грамотно распределять работу среди подчиненных, способны оценивать и контролировать качество ее выполнения;
- выполнять функции любого сотрудника редакторского отдела, способны заменить его при необходимости;
- налаживать контакт с авторами, взаимодействовать с ними, избегая конфликтов;
- составлять или проверять договора с авторами, контрагентами, поставщиками услуг, вести отчетную документацию.
Редактор, который хочет когда-либо встать во главе интернет-издания, газеты или журнала, обязан развиваться, повышать свою квалификацию
Особое внимание стоит уделить речевым и литературным навыкам, имиджу. Также ему пригодятся знания в сфере управления персоналом и маркетинга, умение вести переговоры
Место работы
Редакторы кино и ТВ смогут получить работу в медиахолдингах, в компаниях, которые снимают рекламные ролики, полнометражные киноленты, мультфильмы или видео для YouTube. Специалист может работать журналистом, заниматься озвучкой видео, трудиться консультантом в продюсерском центре.
Заметим, что чаще всего редакторы кино и ТВ, которые недавно освоили профессию, начинают работать ассистентами, личными помощниками редакторов. Связано это с тем, что человеку без опыта работы в сфере журналистики и ТВ никогда не дадут ответственное задание.
Зарплата Редактора кино и ТВ
Компании для трудоустройства по профессии «Редактор кино и ТВ»
Работа редакторов кино и ТВ оплачивается хорошо, если рейтинг передачи, которую специалист курирует, стабильно растет.
Заработная плата в Москве
60000-90000 руб.
Заработная плата в России
40000-70000 руб.
- Умение готовить репортажи, находить интересную информацию, общаться с людьми.
- Знание истории кино и журналистики.
- Подготовка отснятого материала к эфиру.
- Монтаж и озвучка видео.
- Написание сценариев для телевизионных программ.
- Базовые знания о работе оператора, звукооператора, осветителей.
- Грамотность и высокая скорость печати.
- Знание основ режиссуры.
- Умение выполнять функции телеведущего.
- Знание истории ТВ и киноискусства.
- Опыт работы не менее 5 лет.
Полезные программы:
- yWriter. Весьма удобный редактор для структурирования солидных текстовых объемов, а также автоматического сохранения выполненной работы и точного подсчета слов. Имеется поддержка русского языка.
- Свежий взгляд. Данный русскоязычный софт с простым интерфейсом будет полезен для проверки текстов, исключения тавтологий, «причесывания» текстов и поиска огрехов после «ручной» вычитки. Онлайн-версия софта: quittance.ru/tautology.php.
- yEdit2. Простая программа с функциями блокнота и возможностью ограничения количества символов.
- XMind. Данный сервис подойдет и творческим людям, и ученым, и даже разработчикам. С помощью программы можно составлять «ментальные карты», способствующие в наглядном отображении идеи и воплощении ее в жизнь.
- CELTX. Интересный и полезный софт для всех пишущих людей, позволяющий работать с разными по формату материалами (прим. – текстовые, аудио/видео и графика).
Учебно-тематический план
Введение
Программа курса рассчитана на 564 часа для слушателей, обучающихся с отрывом от производства. Программа рассчитана на переподготовку творческих работников телевидения и информационных агентств, а также лиц с высшим образованиям по другим профессиям и получения ими дополнительного профессионального образования.
Общекультурные лекции и практические занятия предлагают современные эстетические ориентиры, прогрессивный научный взгляд на развитие культуры и искусства. Увлекательные занятия дают мотивацию к дальнейшему самообразованию.
Изучение новейших цифровых и компьютерных технологий в сфере работы с информационными потоками поможет нашим выпускникам работать успешно.
Учащиеся в Школе слушают и лекционные часы, и знакомятся с предметами глубже на теоретико-практических занятиях.
Методика обучения такова: большее или меньшее количество часов на тему зависит от специальной направленности профиля обучения и строится по принципу спирали – первые часы дают вводное обобщение в концентрированном виде, (например, минимум в 4 часа) последующие часы (например, 16) углубленно раскрывают эту тему, соответственно задачам профиля специальности.
Для каждой специальности выбираются наиболее важные предметы для углубленного изучения. Так образуется количество часов в УТП по каждой специальности.
Методической особенностью программы является введение ролевых игр.
Процесс обучения сочетает теорию, ролевые и деловые игры, практические задания на занятиях, самостоятельные практические проекты.
Лекции дают общепрофессиональные теоретические и информационные основы. Необходимость подготовиться к ролевой игре повышает мотивацию к усвоению лекционного материала.
Ролевые и деловые игры – многофункциональный вид обучения, направленный на усвоение теоретического материала, а также на развитие импровизационности, общения, реакции, командности и пр.
Практические занятия по группам содержат теоретический материал и его апробирование на практике.
Домашнее задание дают возможность самостоятельно осваивать материла и получить от преподавателя объективную оценку
Раздаточные материалы в сжатой форме предоставляют информацию
Любовь к журналистике
Интерес к журналистике у меня проснулся лет в 13. Я застала «золотой век» российской тележурналистики, смотрела новостные выпуски на «НТВ» и «РЕН ТВ» и восхищалась их работой. Особенно мне нравилась Марианна Максимовская — она в разное время работала на обоих каналах. Глядя на неё, я тоже захотела связать свою карьеру со СМИ. Несколько лет я ходила в кружок журналистики в моём родном городе.
Азы профессии мне преподавала специалист старой школы, ей было около 70 лет. Это был очень полезный опыт, хоть и несколько оторванный от современной реальности. Конечно, мне при этом нравилось читать книги и самой писать тексты, мои сочинения в школе всегда хвалили. И хотя родители хотели, чтобы я стала юристом или экономистом, я настояла на своём.
Виды
- Технический. Основная задача технического редактора заключается в том, чтобы выпускаемый текст был приятным для восприятия и увлекательным. Также специалист отвечает за его эстетичный внешний вид и подготовку материала к печати.
- Журналист-редактор. Такие сотрудники работают в СМИ или печатных изданиях (газеты и журналы). Специалисты совмещают обязанности двух профессий. Они сами создают контент и после занимаются его подготовкой и публикацией. Профессионалы сотрудничают с другими авторами и главным редактором.
- Художественный. Главная задача – проработка и редактирование дизайна издания. Также они отвечают за наполнение текста фотографиями и другими изображениями.
Особенности профессии
Людей, которые работают редакторами кино и ТВ, разделяют на 2 группы:
- главный редактор. Этот специалист ведет переговоры с конкурирующими СМИ, представителями власти, потенциальными партнерами, решая все насущные проблемы;
- шеф-редактор. Этот сотрудник выполняет работы, связанные с поиском участников и гостей для программ, проверяет материалы, которые выйдут в эфир, и т. д.
Иерархия в коллективе зависит от правил, которые действуют на съемочной площадке. Работа главного редактора более спокойная, а вот шеф-редактор находится в постоянном движении, трудясь 24 часа в сутки.
Эти специалисты полностью контролируют рабочий процесс, поэтому они умеют писать сценарии, редактировать готовый материал, работают с компьютерными программами, знают о том, как правильно выставить свет, чтобы у приглашенного гостя не было бликов на лице.
К основным обязанностям этого специалиста стоит отнести:
- разработка концепции телевизионных программ;
- составление рабочего календарного плана;
- отслеживание новостных лент, выбор горячих материалов;
- помощь сотрудникам, выполняющим художественное оформление студии;
- контроль работы съемочной команды;
- вычитка и утверждение сценариев;
- создание эфирных графиков;
- прием отснятых материалов, просмотр, внесение правок;
- проведение мероприятий, направленных на снижение расходов и увеличение доходов от проекта;
- внесение креативных идей, внедрение новых технологий и методик.
Представитель профессии должен улаживать конфликты, которые возникают между съемочной командой и приглашенными гостями, следить за тем, чтобы был полностью выполнен райдер приглашенных звезд.
Особенности профессии
Бьюти-редактор – не просто опытный автор, а человек, который наполняет продукт или бренд смыслом. Он создает материалы, которые станут олицетворением товара, их будут использовать при оформлении упаковок, в рекламе и для решения иных коммерческих задач. Профессия не требует узкопрофильного образования, чаще всего эту сферу выбирают люди, которые обладают литературным талантом, знают основы маркетинга и PR, а также активно интересуются бьюти-индустрией. Бьюти-редактор не только занимается неймингом, но специализируется на выполнении других работ:
- полезные статьи для глянцевых и онлайн-журналов;
- управление штатом авторов, которые работают в компании или редакции;
- создание обзоров брендов;
- организация и проведение интервью с известными личностями;
- посещение бьюти-мероприятий, создание пресс-релизов и обзорных материалов по итогам события.
В России профессия не слишком распространена, в США бьюти-редакторы получают около 30-70 тыс. долларов в год, в крупных городах ставка может быть более высокой. В России функцию бьюти-копирайтеров могут выполнять филологи, маркетологи, специалисты в области модной индустрии и других направлений.
Плюсы и минусы
Данную профессию выбирают благодаря ряду преимуществ.
- Специалист всегда найдет работу. Рынок труда предлагает множество вакансий данного направления. Работодатели ищут как начинающих специалистов, так и опытных сотрудников.
- Редактор может выбирать формат работы. Предусмотрена возможность работы в офисе или на дому, в удаленном формате.
- При развитии в профессии карьерный рост будет заметен уже через несколько лет. В перспективе стать главным или выпускающим редактором и руководить проектами.
- Постоянное общение с новыми и интересными людьми поможет завести полезные знакомства и узнать много нового.
- Многих привлекла возможность саморазвития. Специалист работает с большими объемами информации. Полученные знания помогут стать лучше в выбранной профессии.
В качестве недостатков выделяют такие факторы.
Не стоит забывать о большой ответственности. Если выполнить работу некачественно, издательство или сайт может потерять популярность у читателей
Редактор работает с итоговым продуктом, и именно он отвечает за то, каким будет конечный результат.
Учитывая актуальность и популярность профессии, все больше людей обращают на нее внимание. Высокая конкуренция мешает новичкам найти работу в крупной компании или привлечь внимание новых клиентов.
Многие работодатели отказываются нанимать человека без опыта
Это связано с высокой ответственностью и сложностью выполняемой работы. Чтобы устроиться на работу, нужно составить собственное портфолио.
Сколько зарабатывают редакторы?
Средняя зарплата редактора в СМИ – от 60-70 до 90-100 тыс. рублей. Главный редактор в крупном издании может получать 150-200 тыс. рублей. Доходы зависят от уровня специалиста, его навыков и опыта работы.
Самые высокие зарплаты у редакторов, которые могут с нуля создать и раскрутить популярный сайт или СМИ. Создают интересный формат, умеют анализировать, какие статьи привлекут аудиторию и сделают издание популярным.
Редактор может стать совладельцем проекта, что позволит ему получать не только зарплату, но и долю в прибыли компании. Также он может создать собственный YouTube-канал или популярный блог и зарабатывать на этом.
Кто может быть редактором?
Для тех, кто подумывает о профессии редактора стоит сразу быть готовым к выполнению различных задач.
Добиться успехов на профессиональном уровне можно только при наличие следующих качеств:
- коммуникабельность – приходится много общаться не только с заказчиками, но и авторами, а потому умение находить подход к различным категориям граждан – большой плюс для настоящего редактора;
- отличные организаторские способности, так как приходится координировать деятельность различных людей и даже коллективов. От редактора зависит, как будут выполнены различные процессы;
- требуется аналитический склад ума, так как приходится анализировать события и ситуацию;
- знать деловой этикет, уметь вести переговоры;
- уметь находить заказчиков, что требует от специалиста навыков убеждать и доказывать, что именно его команда справится лучше всего;
- быть креативным – профессия является творческой, так как редактор отвечает за то, какой будет структура и смысловая насыщенность готового материала;
- высокая ответственность за слаженность команды и за выполнение поставленной задачи.
И напоследок — несколько советов будущим редакторам:
Редактору печатного издания не помешает опыт работы журналистом, для редактора интернет-издания важно знать принципы СЕО, а книжному редактору лучше начинать карьеру с помощника.
Развивайте скорость печати и общие навыки владения ПК, включая все важные программы (от Excel и Word до Photoshop и пр.).
Набивайте руку в авторской работе, пробуйте себя в различных жанрах, ориентируйтесь на целевую аудиторию, выбирая язык и стиль соответственно задачам текстов.
Учитесь работать с серьезными объемами информации.
Учитесь быстро проверять факты.
Изучайте основы правописания. Редактор не имеет права на ошибку (во всех смыслах).
Найдите подработку в местной газете
Даже если там платят «копейки», данный опыт (пусть даже удаленно или на полдня) будет вам полезен. Ищите возможность поработать помощником профессионального редактора.
Много читайте. Не упускайте возможности расширять кругозор и искать ошибки. Чем больше читаете, тем больше ошибок замечаете, тем острее глаз.
Особенности профессии
Людям, далёким от телевидения, может показаться, что главный человек в передаче – это её ведущий. Иногда так оно и бывает. Но очень часто можно заметить, что ведущие программы меняются, а она живёт и даже наращивает популярность.
Секрет – в людях, создающих программу, но всегда остающихся за кадром. И одну из главных ролей в коллективе создателей играет редактор, творческий человек с недюжинными организаторскими способностями.
Например, согласно стандартным должностным инструкциям, главный редактор на ТВ и радио – это руководитель, который организует работу по созданию программ, разрабатывает концепцию канала в целом и участвует в разработке конкретных программ, принимает готовые программы, контролирует их качество. В некоторых случаях сам участвует в создании передач.
Главный редактор взаимодействует с органами власти, СМИ и пр. Он же руководит разработкой перспективных планов и сетки вещания, следит за выполнением договоров с авторами и организациями-партнерами.
Шеф-редактор подчиняется главному, организует отбор участников программ, согласовывает с авторами необходимые изменения, контролирует достоверность фактического материала, который в передачах используется. Он же контролирует сроки сдачи материалов и пр.
Однако нет смысла подробно описывать обязанности каждого редактора. Тем более что на каждом канале может быть собственная система работы. Например, на одном канале шеф-редактору канала подчиняются шеф-редакторы редакций (редакции новостей, развлекательных программ и т.п.), которым подчиняются шеф-редакторы каждой отдельной программы. А на другом – иерархия не такая сложная. Даже должности на разных каналах могут называться по-разному.
Впрочем, должность редактора программы можно считать неизменной. Без рядового редактора передачу невозможно подготовить к эфиру. На этой должности обязанности зависят от специфики программы. Например, редактор может заниматься поиском, разработкой и подготовкой новых тем, писать сценарии и т.д. Иными словами, заниматься всем, вплоть до написания титров.
В некоторых вопросах подключаются другие редакторы. Например, если готовится ток-шоу или какая-то другая передача с участием гостей, над ней также работает редактор по гостям. Он занимается поиском героев, ведет переговоры с ними.
Главное в новостных программах главное – актуальная информация. Поэтому новостной программе требуется целый штат рядовых редакторов. Они отслеживают происходящие в мире события по Интернету, выбирают самые интересные, созваниваются с корреспондентами канала в других городах и странах, поручают им съемки сюжета. Затем полученные по спутниковой связи готовые видеосюжеты редактируют, готовят к эфиру.
На любом участке работы хороший редактор – незаменимый член творческой группы.
Немного истории. О роли главных редакторов
Представление о роли главного редактора в судьбе СМИ, прежде всего, поможет составить история самых ярких изданий.
«Огонек» — журнал со 120-летней историей. Он основан в 1899 году, как издание для семейного чтения. Люди «собирались у огонька» семьями и с удовольствием читали. С «Огоньком» выросло, получается, больше десяти поколений.
Выпуски «Огонька» разных лет. Меняется оформление, неизменным остается интерес к журналу
Яркой биографией журнал обязан знаменитым главным редакторам. Его возглавляли: писатель и публицист Михаил Кольцов; Евгений Петров (один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»); поэт Алексей Сурков.
Триумфальным для журнала стал 1986 год, когда главным редактором назначили Виталия Коротича. Известный украинский поэт сыграл ключевую роль в возрождении издания. За пять лет под его руководством тираж поднялся на невиданную высоту: с 400 тысяч до 4,5 миллиона экземпляров. Номера сдавали в печать за неделю до выхода в свет, чтобы типография «Правды» успевала их напечатать в срок.
Читатели с нетерпением ждали выхода статей Владимира Глотова, Константина Смирнова, Артема Боровика, Владимира Вигилянского, Олега Хлебникова, Валентина Юмашева, Юрия Щекочихина. Страна жадно вчитывалась в публикации Владимира Войновича, Бориса Можаева, Василя Быкова, Юрия Кублановского, Бориса Васильева, Натальи Ивановой.
Если в эпоху застоя подписку на «Огонек» оформляли в добровольно-принудительном порядке, то в конце 80-х годов купить заветный номер было удачей.
Хвалебные оды я пою и другим журналам своей молодости. Незабвенная «Юность» — еще одно легендарное издание. В моей семье боролись за право первыми прочесть долгожданный журнал, читали и перечитывали его от корки до корки.
«Юность» с годами не постарела. Дизайн журнала практически не меняется на протяжении 65 лет
Первый ее номер вышел в свет в 1955 году тиражом около 100 тысяч экземпляров.
Во главе редакции стоял тогда Валентин Катаев.
С его легкой руки прославились Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Анатолий Гладилин.
Зенита славы «Юность» достигла, когда в редакцию пришел Андрей Дементьев.
Андрей Дементьев на посту главного редактора журнала «Юность»
Талантливый поэт и, как оказалось, успешный главный редактор увеличил тираж до рекордных 3,3 миллиона экземпляров. Он вывел в свет новых литературных звезд. В журнале стали печататься Аркадий Арканов, Белла Ахмадулина, Леонид Филатов.
Еще одно звездное СМИ — журнал «Новый мир», основанный в 1925 году. Он стал желанным для читателей благодаря ярким личностям, в разное время занимавшим кресло главного редактора и всем тем, кто его создавал.
В годы «оттепели» идейным лидером и вдохновителем издания стал Александр Твардовский.
Его «Новый мир» — ярчайшее издание тех лет. В 1962 году на страницах журнала появилась повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Главный редактор «Нового мира» А. Твардовский
Легендарный выпуск №11 за 1962 год с повестью А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Произведение неизвестного на тот момент рязанского писателя стало вехой в литературной и политической жизни страны.
Твардовский как главный редактор выражал активную позицию журнала в литературных и общественных вопросах. Он принял на себя бурную критику в СМИ, жесткую закулисную борьбу. Александр Твардовский был отстранен от занимаемой должности в 1970 году и вскоре умер.
В 1986 году к руководству «Новым миром» пришел писатель Сергей Залыгин.
Ему удалось поднять тираж журнала до 2,7 миллиона экземпляров. Успех издания обеспечила публикация запрещенных ранее произведений. Среди них — «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова. Читатели впервые увидели напечатанные не «самиздатом» «Архипелаг Гулаг», «В круге первом», «Раковый корпус» Александра Солженицына.
Это было время, когда люди читали «запоем» ночами, записывались в очередь, чтобы на следующий день передать желанный номер СМИ другому книголюбу. «Новый мир», «Иностранная литература», «Знамя», «Наш современник» — названия самых любимых толстых журналов тех дней.
У всех этих изданий — богатая история, со взлетами и падениями, насыщенная событиями. Во многом она определяется масштабом личности и профессионализмом их главного редактора.