Духовные семинарии в москве и россии — список 2021
Содержание:
- Ректоры
- Известные выпускники
- Использованные материалы
- католицизм
- Инспекторы
- Духовные семинарии в России
- Семинария и её рейтинг: тревожный звонок
- Ректоры
- Использованные материалы
- Духовные семинарии в России — перечень 2021
- Что проверяют на экзаменах в семинарию?
- Католические семинарии
- Использованные материалы
- Использованные материалы
- МДА: статистика
Ректоры
Минская духовная семинария
- Иоанникий (Образцов) (16 августа 1821 — июнь 1824)
- Аркадий (Федоров) (июнь 1824 — 1 ноября 1827)
- Платон (Рудинский) (12 ноября 1827 — 11 мая 1829)
- Евгений (Добротворский) (25 сентября 1829 — 1836)
- Геласий (Княжеский) (21 января 1836 — 1853)
- Николай (Трусковский) (1853 — 10 декабря 1863)
Самуил (Зубаревский) (16 сентября 1864 — ?), и/д
- Афанасий (Турганович) (11 января 1865 — 20 июля 1867)
- Ианнуарий (Попов-Вознесенский) (8 апреля 1868 — 1877)
- Тихон (Василевский) (1898 — 1903)
- Феодосий (Алмазов) (1903)
- Николай (Орлов) (22 декабря 1903 — 1905)
- Язвицкий Иван Алексеевич (18 января 1912 — 1918)
- Леонтий (Бондарь) (1945 — 1947) Пастырско-богословские курсы
- Митрофан (Гутовский) (1947 — 1953)
- Иннокентий (Сокаль) (25 июня 1953 — 1956)
- Антоний (Мельников) (1956 — 1963)
- Стефан (Корзун) (1989 — 1990)
- Константин (Горянов) (20 марта 1990 — 1996)
- Леонид (Филь) (3 августа 1996 — 27 декабря 2007)
- Иоасаф (Морза) (4 февраля 2008 — 3 сентября 2012)
- Гурий (Апалько) (3 сентября 2012 — 17 июля 2020) и/о
- Слесарев Александр Валерьевич (17 июля — сентябрь 2020) и/о
Известные выпускники
- 1836 — свт. Гурий (Карпов), архиеп. Таврический
- 1842 — Прав. Александр Чагринский, свящ.
- 1850 — Нестор (Метаниев), еп. б. Дмитровский
- 1876 — сщмч. Константин Голубев, прот.
- 1883 — Несмелов Виктор Иванович, проф. КазДА
- 1885 — Петр (Соколов), архиеп. Петровский
- 1886 — Соколов Иван Иванович, проф. КазДА
- 1888 — сщмч. Феофан (Ильменский), еп. Соликамский
- 1889 — Серафим (Александров), митр. Казанский
- 1891 — сщмч. Иоанн (Днепровский), свящ., выбыл из 1-го класса по прошению
- 1893 — сщмч. Петр Покровский, свящ.
- 1895 — Полянский Евлампий Яковлевич, проф. КазДА
- 1899 — сщисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский
- 1900 — Серафим (Лукьянов), митр. Западно-европейский
- 1901 — Онисифор (Пономарев), архиеп. б. Калужский
- 1901/2 — сщмч. Иоанн Миротворцев, свящ.
- 1902 — Николай Часовников, свящ.
- 1911 — сщмч. Феодор (Смирнов), еп. Пензенский
- 1914 — сщмч. Петр Зиновьев, свящ.
- 1915 — Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий
- 1917 — сщмч. Гавриил Архангельский, свящ.
- 1918 — сщмч. Николай Сафонов, прот.
- 1951 — Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский
- 1953 — Ювеналий (Тарасов), схимитр. б. Курский
- 1955 — Варфоломей (Калугин), архим.
- 1961 — Серафим (Тихонов), архиеп. Пензенский
- 1997 — Флавиан (Митрофанов), еп. б. Череповецкий
- 1999 — Симон (Морозов), еп. Шахтинский
- 2000 — Серафим (Домнин), митр. Пензенский
- 2002 — Тарасий (Владимиров), еп. Балашовский
- 2004 — Филарет (Коньков), еп. Барышский
Использованные материалы
- «Тверская духовная семинария,» энциклопедия Тверская область, Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1994, 252-253.
-
«Семинария Тверская духовная» // Сайт «Русское Православие»
- Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1904 и 1917 годы, СПб, 1904, с. 116; 1917, с. 142, 144.
Последняя цифра — по ст. Ивашевич, Александр, свящ., ««Апостол Южной Америки» – протопресвитер Константин Изразцов»,
«Библиотека Тверской духовной семинарии» // Сайт «Русское Православие» —
Книга памяти Тверской семинарии ректора Желтикова монастыря архимандрита Макария Тверские епархиальные ведомости, 1881, № 17 неофиц. ч., с. 377.
Тверские епархиальные ведомости, 1881, № 10, с. 117; 1899, № 1, с. 1.
Большая биографическая энциклопедия,
Маркелова О.В., Тверская духовная семинария: история учреждения и обзор фонда, с. 5:
Биографический энциклопедический словарь,
Именный список инспекторам духовных академий и семинарий с 1830,
Памятная книжка Тверской губернии и Адрес-календарь на 1865 год // Издание Тверского губернского статистического комитета, Тверь: типография губернского правления, с. 46.
Памятная книжка Тверской губернии и Адрес-календарь на 1880 год. // Издание Тверского губернского статистического комитета, Тверь: типография губернского правления, с. 67.
Памятная книжка Тверской губернии и Адрес-календарь на 1905 год. // Издание Тверского губернского статистического комитета, Тверь: типо-литография Н.М. Родионова, 1905, с. 44.
«Список лиц, служащих в Тверской духовной семинарии», Тверские епархиальные ведомости, 1906, №24, с. 577.
РГИА,
католицизм
Семинарии в Католической церкви делятся на второстепенные семинарии для подростков и основные семинарии для взрослых, в том числе семинарии колледжей (хотя в США их часто называют второстепенными семинариями) для студентов бакалавриата и семинарии для аспирантов для тех, кто уже имеет степень бакалавра. . Есть также семинарии для пожилых людей, которые не посещают школу, например Национальная семинария Папы Иоанна XXIII в Массачусетсе, и для других, более специализированных целей.
Все семинарии управляются либо религиозными орденами, либо епархиями или другими подобными структурами. Часто семинария обучает как священников этого конкретного ордена или епархии, так и священников других орденов или епархий, которые выбирают эту конкретную семинарию для своих священников. Например, семинария Святого Иоанна в Бостоне, штат Массачусетс обучает священник для многих других епархий в Новой Англии , которые викарные епархии о Римско — католической архиепископии Бостона . В любом случае, человек, который хочет поступить в семинарию, чтобы стать священником, должен спонсироваться либо епархией, либо религиозным орденом.
Часто епархия может быть присоединена к более крупному католическому колледжу или университету или присоединена к ним, чтобы более крупный колледж и его преподаватели давали более общее образование по истории или теологии, в то время как семинария фокусировалась на темах, специфичных для нужд будущих священников, таких как обучение каноническое право , таинства и проповеди , или специфические для конкретного ордена или епархии. Например, Богословский колледж в Вашингтоне, округ Колумбия, является частью Католического университета Америки .
Кроме того, в Риме есть несколько семинарий, которые обучают семинаристов или уже рукоположенных священников и епископов, и которые поддерживаются орденами или епархиями из-за пределов Италии. Например, Папский Североамериканский колледж , который готовит священников из Соединенных Штатов и других стран, поддерживается Конференцией католических епископов Соединенных Штатов .
Инспекторы
- Евгений (Казанцев) (1809 — 1810)
- Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (26 марта 1812 — 28 января 1816)
- Афанасий (Протопопов) (1814 — 18 марта 1816)
- Григорий (Постников) (19 марта 1816 — ?)
- Нафанаил (Павловский) (7 мая 1819 — 1821)
- свт. Иннокентий (Борисов) (2 сентября 1825 — 27 августа 1830)
- Иосиф (Позднышев) (1830 — 1831)
- Платон (Городецкий) (5 мая 1831 — ?)
Филофей (Успенский) (18 августа 1838 — 30 октября 1839) и/о
- Филофей (Успенский) (30 октября 1839 — 24 мая 1842)
- Иоасаф (Покровский) (21 сентября 1842 — 24 августа 1844)
- Макарий (Булгаков) (1844 — 1851)
- Иоанн (Соколов) (8 января 1851 — 16 января 1855)
- Кирилл (Наумов) (16 января 1855 — 1 сентября 1857)
- Викторин (Любимов) (13 ноября 1857 — 29 ноября 1858)
- Павел (Лебедев) (15 октября 1859 — 23 августа 1861)
- Владимир (Петров) (13 сентября 1861 — 24 ноября 1865)
- Хрисанф (Ретивцев) (23 марта 1866 — 1869)
- Нильский Иван Федорович (2 августа 1878 — 1885)
- Антоний (Вадковский) (1885 — апрель 1887)
Михаил (Грибановский) (29 апреля 1887 — 1 декабря 1888) и/о
- Михаил (Грибановский) (1 декабря 1888 — 1890)
Михаил (Ермаков) (1890 — 1891) и/о
- Михаил (Ермаков) (1891 — 1893)
- Покровский Николай Васильевич (23 июля 1893 — 1 октября 1899)
- Сергий (Страгородский) (6 октября 1899 — 21 января 1901)
Феофан (Быстров) (1901 — 1905) и/о
- Феофан (Быстров) (1905 — 4 февраля 1909)
- Вениамин (Федченков) (15 ноября 1911 — 21 декабря 1911)
- Герман (Тимофеев) (11 августа 1967 — 31 августа 1968)
- Иоанн Белевцев (31 августа 1968 — 30 августа 1969) и/о
- Владимир Сорокин (30 августа 1969 — 1972) и/о
- Владимир Сорокин (1972 — 1 сентября 1976)
- Василий Стойков (1 сентября 1976 — 24 января 1983)
- Августин (Никитин) (24 января 1983 — 20 января 1985)
- Феофан (Галинский) (20 января 1985 — 30 мая 1986)
- Георгий Тельпис (30 мая 1986 — 30 декабря 1992)
- Вениамин (Новик) (30 декабря 1992 — 25 ноября 1994)
- Георгий Тельпис, 2-й раз (25 ноября 1994 — 2001)
Дамиан (Залетов) (12 октября 2001- 21 января 2002), и/о
- Дамиан (Залетов) (21 января 2002 — 2004?)
- Марк (Святогоров) (15 июля 2015 — 15 января 2019)
Духовные семинарии в России
Сегодня на территории России работает множество семинарий Русской православной церкви, куда можно поступить, окончив 11 классов общей образовательной школы. Такие учебные заведения есть в столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге. Действуют учебные заведения на Дальнем Востоке страны, на Урале и в Сибири. Самые крупные учебные заведения этого типа в России – Московская семинария в Сергиевом посаде, Коломенская, а также другие. Множество новых семинарий было организовано в 1990 годах. Сегодня у жителей нашей страны есть возможность получить церковное образование в разных городах России.
Есть семинарии Русской православной церкви во многих странах мира, например, в США и Японии. Это дает возможность православным людям, живущим на других континентах, поступить в учебное заведение и приобщиться к духовности Русской православной церкви, получить качественное образование и стать священнослужителем.
Семинария и её рейтинг: тревожный звонок
– Отец Максим, можно ли сказать, что рейтинг – критерий прежде всего чисто бюрократический?
– Нет, рейтинг – критерий, показывающий определенного рода динамику развития церковного учебного заведения – вверх, вниз, стабильность
Если рейтинг учебного заведения изменился на одно-два места по отношению к первоначальным параметрам – это одно, а если на десять – это уже важное изменение. И хорошо, если на десять вверх
Поэтому рейтинг – это определенного рода система оповещения. Либо тревожный звоночек, либо подтверждение, что в учебном заведении всё делается правильно.
Протоиерей Максим Козлов
– Кто же сегодня является лидерами духовного образования согласно рейтингу?
– Хотя мы не публикуем рейтинг, который является нашим рабочим документом, для всеобщего ознакомления, полагаю, допустимым будет сообщить, что на первом месте в рейтинге стоит Санкт-Петербургская православная духовная академия.
Вообще, церковные учебные заведения, которые исторически являются центральными – СПбПДА и МДА – традиционно находятся в топе. Также в верхней части рейтинга – семинарии, которые уже имеют государственную аккредитацию – это Смоленская, Саратовская и Пензенская. Еще – семинарии, в которых есть магистратуры: Сретенская, Нижегородская, Казанская и др. А также стабильно крепкие семинарии, с хорошо сформированным преподавательским корпусом и внимательным архипастырским отношением. Это, например, Коломенская семинария, где, помимо всего прочего, есть прекрасная материальная база и лучшее на сегодня семинарское здание, не так давно построенное на территории Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, которое идеально приспособлено для учебного процесса и проживания студентов.
Вторая группа – семинарии, которые показывают стабильные показатели, но имеют те или иные недостатки.
Третья группа – семинарии с более значительными недостатками, находящиеся на контроле.
Четвертая рейтинговая группа – низшая. Здесь семинарии, которые на сегодня не свидетельствуют о подтверждении статуса высшего учебного заведения. Я не буду называть эти семинарии, но они знают о своем положении и о решении Синода от июля 2013 года дать им три года на исправление ситуации. Если уровень не будет повышен, то эти семинарии могут быть преобразованы в учебные заведения иного профиля. Например, в один из центров подготовки приходских специалистов.
Как я уже указывал, публикация рейтинга не предполагается характером документа, но по благословению Святейшего Патриарха промежуточный документ уже разослан ректорам духовных учебных заведений, и все на местах уже знают, на каком месте находятся.
– А зачем нужны центры подготовки приходских специалистов?
– На сегодня таких центров более 15-ти. Они имеют четыре профиля: молодежный, миссионерский, социальный и катехизаторский. Межведомственная комиссия при Учебном комитете оценивает организацию этих центров и предоставляет им право выдавать студентам по окончании обучения документ общецерковного образца. Востребованность подобного рода кадров на приходах велика, и пока используется только малая часть потенциала – так что это направление церковного образования будет интенсивно развиваться.
Увеличить количество таких центров как раз можно будет за счет заканчивающих свое историческое существование духовных училищ. В качестве примера можно привести Читинское духовное училище, которое сейчас находится в стадии преобразования в Центр подготовки приходских специалистов. А вот Вологодская семинария, наоборот, после решения Синода в 2013 году повысила свой статус и очень динамично развивается силами ректора, Вологодского митрополита.
Фото: nds.nne.ru
Ректоры
- Гедеон (Вишневский) (1723 — 1728)
- Геннадий (Драницын) (12 мая 1757 — 1758)
- Гавриил (Петров-Шапошников) (20 сентября 1761 — 6 декабря 1763)
- Дамаскин (Семенов-Руднев) (май 1778 — 1782)
- Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794 — 1795)
- Евлампий (Введенский) (1795 — 1799)
- Сергий (Крылов-Платонов) (20 апреля 1808 — 1 января 1810)
- Симеон (Крылов-Платонов) (24 января 1810 — 1816)
- свт. Филарет (Амфитеатров) (1816 — 1819)
- Кирилл (Богословский-Платонов) (1819 — 1824?)
- свт. Филарет (Гумилевский) (14 декабря 1835 — 1841)
- Евсевий (Орлинский) (17 ноября 1841 — 1847)
- Алексий (Ржаницын) (1847 — 1853)
- Евгений (Сахаров-Платонов) (31 августа 1853 — 1857)
- Сергий (Ляпидевский) (4 октября 1857 — 21 января 1861)
- Савва (Тихомиров) (21 января 1861 — 1862)
- Александр Горский (23 октября 1862 — 11 октября 1875)
Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич (1875 — 1876) и/о
- Христофор (Смирнов) (30 июля 1886 — 13 декабря 1890)
- Антоний (Храповицкий) (1890 — 1895)
- Лаврентий (Некрасов) (17 июля 1895 — 1898)
- Арсений (Стадницкий) (13 марта 1898 — 5 декабря 1903)
- Евдоким (Мещерский) (1903 — 1909)
- Феодор (Поздеевский) (19 августа 1909 — 1 мая 1917)
сщмч. Иларион (Троицкий) (1917) и/о
- Анатолий Орлов (10 сентября 1917 — 1922)
1922 — 1946 — закрыта
Тихон Попов (1946) и/о
Николай Чепурин (23 октября 1946 — 7 февраля 1947)
Сергий Савинский (1947) и/о
Гермоген (Кожин) (28 октября 1947 — 15 августа 1949)
- Вертоградов Владимир Семенович (1950 — 1951) и/о
Ружицкий Константин Иванович (август 1951 — 18 ноября 1964)
Филарет (Денисенко) (22 декабря 1964 — 14 мая 1966)
Филарет (Вахромеев) (14 мая 1966 — 18 апреля 1973)
Владимир (Сабодан) (18 апреля 1973 — 16 июля 1982)
Александр (Тимофеев) (16 июля 1982 — 12 августа 1992)
Филарет (Карагодин) (12 августа 1992 — 17 июля 1995)
Евгений (Решетников) (17 июля 1995 — 14 июля 2018)
Амвросий (Ермаков) (14 июля 2018 — 30 августа 2019)
Питирим (Творогов) (30 августа 2019 — 25 августа 2020)
Феодорит (Тихонов) (c 25 августа 2020)
Использованные материалы
-
«Семинария Минская духовная», страница на сайте Русское Православие:
-
Материалы официального сайта Академии:
-
Страница семинарии на официальном портале БПЦ:
- Николай (Трусковский), архим., Историко-статистическое описание Минской епархии, СПб, 1864. С. 124, 157.
- Михаил Вержболович Второй период существования Минской духовной семинарии (1817 — 1840). (Продолжение) Ректоры // Минские епархиальные ведомости, 1894, № 20 (15 октября), с. 533-536; (Продолжение) Инспекторы, 1894, № 21 (1 ноября), с. 565-568.
- Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1886, 1895, 1896, 1897, 1904, 1913 и 1917 годы, СПб, 1886, с. 84-85; 1895, с. 67; 1896, с. 67; 1897, с. 69; 1904, с. 71; 1913, с. 76; 1917, с. 85.
Доклад митр. Минского Филарета на епархиальном собрании Минской епархии, 5 января 2012,
РГИА,
Определение Священного Синода от 6-11 ноября 1908 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1908, № 48 (29 ноября), с. 354:
Определение Священного Синода от 6-11 ноября 1908 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1908, № 48 (29 ноября), с. 354: ; Определение Священного Синода от 8 декабря 1911 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1911, № 50 (17 декабря), с. 422:
Определение Священного Синода от 10-18 января 1912 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1912, № 4 (28 января), с. 31:
Протоиерей Виктор Василевич — и.о ректора Минской духовной семинарии,
Духовные семинарии в России — перечень 2021
Помимо вузов столицы, высокие позиции в рейтинге духовных семинарий РФ занимают следующие учебные заведения.
Санкт-Петербургская духовная семинария
Одна из ведущих семинарий страны, на данный момент стала частью комплекса Санкт-Петербургские духовные школы. Ведет свою историю с 18-го столетия, богословские курсы в семинарии действовали даже во времена Советского Союза. Сегодня в структуру вуза входят:
- бакалавриат;
- магистратура;
- аспирантура;
- регентское и иконописное отделение;
- факультет иностранных студентов.
В вузе есть собственное издательство, выпускается несколько академических журналов, преподаватели активно работают над учебными пособиями.
Саратовская духовная семинария
Организована в 1830 году, сегодня занимает ведущие позиции в рейтинге духовных семинарий России. Осуществляет обучение по направлениям «теология» и «подготовка служителей» на уровне бакалавриата. Для тех, кто не может обучаться стационарно, действует Сектор заочного обучения.
Особое внимание в учебном процессе вуза уделяется богослужебной практике: слушатели несут певческое и пономарское послушание в семинарском храме, произносят проповеди для прихожан
Пензенская духовная семинария
Получить образование по основным духовным направления можно и в семинарии Пензенской Епархии РПЦ. Кроме обучения и общественного труда, педагоги и семинаристы занимаются научной деятельностью: вуз является организатором Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика».
Кроме этого в семинарии ежегодно проводятся Сретенский бал и Георгиевский фестиваль: такие мероприятия привлекают внимание молодежи региона к духовной жизни
Екатеринбургская духовная семинария
Один из ведущих вузов в списке духовных семинарий России находится в Свято-Троицком Кафедральном Соборе Екатеринбурга. Здесь действует:
- Пастырско-богословское отделение.
- Регентское отделение.
- Певческие курсы.
Также в семинарии работает центр подготовки церковных специалистов с вечерней формой обучения. Туда принимаются и мужчины, и женщины православного исповедания.
Оренбургская духовная семинария
В семинарии Оренбурга можно получить не только высшее образование (уровень бакалавра, магистра), но и среднее профессиональное — образовательная программа «регент церковного хора».
В семинарии хорошая материально-техническая база: комфортное общежитие, библиотека православной литературы, мультимедийные аудитории, компьютерные классы. Вуз предоставляет семинаристам все необходимое для занятий спортом и творчеством.
Кроме приведенного списка духовных семинарий России, семинарии РПЦ есть также на Украине (Харьков, Одесса, Сумы), в Беларуси, Молдавии, Франции и США. Это дает возможность жителям других государств приобщиться к ценностям православной веры.
Правила приема в духовные семинарии в России могут различаться. В предыдущей статье мы рассказывали том, как поступать в такие вузы. А если после поступления вам понадобится помощь с учебой, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты объяснят сложную тему или расскажут, как правильно подготовить учебную работу.
Что проверяют на экзаменах в семинарию?
Кандидаты также проходят собеседование, которое проводится приемной комиссией. Задача вступительных испытаний – понять:
- Насколько человек, желающий учиться в семинарии, приобщен к церковной жизни.
- Знает ли он основные православные молитвы.
- Умеет ли читать и писать на церковнославянском языке.
- Знаком ли с библией, историей церкви.
- Знает ли церковные праздники, знаком ли с традициями православной культуры.
- Знаком ли с библейской историей (закон божий прот. Серафим Слободской).
- Может ли наизусть прочесть утренние и вечерние молитвы, тропарь и кондак своего святого; 50-й и 90-й псалмы, тропари двунадесятых праздников.
Подробную информацию о вступительных испытаниях и ЕГЭ вы можете узнать на сайте учебного заведения, в которое собираетесь поступать.
При поступлении в семинарию, большое внимание уделяется общему уровню образования абитуриента. Имеет значение начитанность кандидата и его культурное развитие
Важно, чтобы он знал историю своей страны и ведал о процессах, происходящих в мире. Играет роль также то, чем человек увлекается в свободное время
Собеседования и экзамены обычно проводятся свободно.
Духовная семинария, поступить в которую могут все желающие при соблюдении определенных условий, дает высокий уровень образования, соответствующий высшему светскому образованию в Российской Федерации.
Католические семинарии
Семинарии в Католической церкви делятся на малые семинарии (англ. Minor seminary) для подростков и большие семинарии (англ. Major seminary) для более взрослых людей, включающие также колледжи-семинарии (хотя в США их часто называют малыми семинариями) для студентов бакалавриата и аспирантов для тех, кто уже имеет степень бакалавра. Есть также семинарии для взрослых людей, которые хорошо окончили школу, такие как Национальная семинария святого папы Иоанна XXIII в Массачусетсе и для других более специализированных целей.
Все семинарии управляются либо религиозными орденами, либо епархиями или другими подобными структурами. Часто семинария готовит как священников этого конкретного ордена или епархии, так и священников других орденов или епархий, которые выбирают эту конкретную семинарию для своих священников. Например, семинария Святого Иоанна в Бостоне, штат Массачусетс, готовит священников для многих других епархий в Новой Англии, которые являются суффраганными епархиями Архиепископии Бостона. В любом случае, человек, который стремится поступить в семинарию, чтобы стать священником, должен быть спонсирован либо епархией, либо религиозным орденом.
Часто семинария может быть присоединена или аффилирована с более крупному католическим колледжем или университетом, так что более крупный колледж и обеспечивает более общее образование в области истории или теологии, в то время как семинария сосредотачивается на темах, специфических для потребностей будущих священников, таких как обучение каноническому праву, таинствам и проповеди, или специфических для конкретного ордена или епархии. Например, теологический колледж в Вашингтоне, округ Колумбия, является частью католического университета Америки.
Кроме того, в Риме есть несколько семинарий, которые обучают семинаристов или уже рукоположенных священников и епископов и которые поддерживаются орденами или епархиями из-за пределов Италии. Например, Папский Североамериканский колледж, который готовит священников из Соединённых Штатов и других стран, поддерживается конференцией католических епископов США.
Использованные материалы
-
Страница официального сайта Киевских духовных академии и семинарии:
-
Страница сайта Русское Православие:
-
Страница официального сайта Украинской Православной Церкви:
Даты по официальному сайту Киевской духовной академии и семинарии, . указывает датой нового открытия семинарии 13 сентября года.
Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1895 год // СПб., 1895, с. 58.
Некролог. // Киевские епархиальные ведомости, 1906, № 12 неофиц. часть, с. 380.
Стоюхина Н.Ю., Сироткина Т.В., Богослов и педагог Митрофан Семенович Григоревский, Часть 2, Украинский журнал русской философии. Выпуск 12; 2016, с. 389-390,
Использованные материалы
-
«История Пермской Духовной семинарии,» сайт Пермской духовной семинарии:
-
Пермская духовная семинария, списки выпускников, частный генеалогический сайт А. А. Бовкало:
-
Страница сайта Русское Православие:
- Иероним, архим., История Пермской духовной семинарии, ч. 1-2, Изд. свящ. Иакова Шестакова (изд. 2-е), Екатеринбург: Тип. газ. «Уральская Жизнь», 1900, с. 230-237.
- Игнатьев В. А. Воспоминаний о Пермской духовной семинарии начала XX века. Часть I. Пермь: Государственный архив Пермского края, 2017.
По объяснению «Пермских епархиальных ведомостей» от 1870 года.
Подробнее см. вопрос о возрождении духовного образования в Молотовской (Пермской) епархии,
Журнал № 133, ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года,
Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ, монашествующим преподавателям духовных семинарий и училищ… на 1886, СПб., 1886, с. 92-93.
МДА: статистика
– Есть ли у вас статистика конкретно по Московской духовной академии? Чтобы сравнить по годам и выявить тенденцию.
– В МДА в этом году поступало в несколько раз больше молодых людей, чем обычно – более 150 человек в бакалавриат. Притом, что в этом году более жесткие требования и обязательно наличие сдачи ЕГЭ. Из этих 150 человек на подготовительное отделение взяли более 80, и сразу на I курс около 10 человек.
Новый единый учебный план подразумевает обязательные для всех четыре года бакалавриата и наличие подготовительного отделения. На подготовительном отделении преподаются церковные дисциплины, которые отсутствуют в средней школе, происходит также нормализация ситуации с обычными предметами – русским языком, иностранным языком, общегуманитарными дисциплинами, историческими дисциплинами. Но лучшие ученики из средней школы, и в особенности молодые люди, имеющие высшее светское образование, могут поступать сразу на I курс.
На выпускном курсе обычно в МДА около 60 человек: порядка 30% студентов до выпуска по разным причинам не доходит. Во-первых, в духовной школе учиться трудно. Во-вторых, кто-то переходит на заочное отделение, в силу разных жизненных обстоятельств. В-третьих, кто-то сам понимает, что оказался не на своем месте, выбрал не тот путь. А бывает, что это понимает в отношении кого-то и администрация.
Большинство студентов, оканчивающих МДА, рукополагаются. Задача семинарии –прежде всего подготовка клириков. Но здесь не может быть формального механистического подхода: «Изволь за выпускной курс решить – или ты монашество принимаешь, или женишься. А если не решишь, то диплома не получишь». Если подобное когда-то и имело место, сейчас мы такого рода давление отслеживаем и всячески пресекаем.
В МДА есть курсы, где уже к моменту выпуска клириками становятся 60% учащихся. Но соревнования, в какой семинарии больше будет клириков к концу обучения, быть не должно. Главное, чтобы потом выпускники оставались в сфере церковного труда, в сане или как церковные труженики. А таковых выпускников на сегодня решительное большинство. И в этом смысле большинство семинарий реализуют свою задачу – готовят людей, которые потом выходят на служение Церкви.
– Отец Максим, а какие у вас ощущения, промежуточные выводы от наблюдения за развитием МДА в период вашей работы в Учкоме?
– МДА – уникальное учреждение, древняя духовная учебная школа. Вынужденный «советский» перерыв именно в МДА и СПбПДА был минимален, возобновленные в середине 40-х годов Московские и Ленинградские духовные школы могли опереться на уцелевшие в годы гонений профессорско-преподавательские кадры и выпускников дореволюционных духовных учебных заведений. Поэтому эти академии по масштабу не сопоставимы с другими церковными учебными заведениями. Это институции, у которых очень большой запас прочности, которые мало зависят от личности руководителя или конкретного преподавателя. Это в самом хорошем смысле стабильность и консервативность.
С другой стороны, именно эта консервативность может приводить к определенного рода процессам инерционности. Масштаб деятельности в рамках огромной преподавательской и студенческой корпорации таков, что решение некоторых практических вопросов осуществляется медленнее, чем в небольших семинариях. Может быть, именно поэтому на сегодня еще ни Московская, ни Санкт-Петербургская академии не имеют государственной аккредитации.
Но думаю, что имеющиеся на сегодня проблемы МДА преодолимы. Некоторые области динамично развиваются, например, библиотека, которая обустраивается не только внешне, но и внутренне – привлечением современных технологий. В институте индивидуальных наставников флагманом также стала МДА. Дистанционное обучение, когда велись трансляции лекций для провинциальных семинарий, также опиралось, прежде всего, на кадры МДА.
Когда потребовалась разработка учебных программ по новому единому учебному плану, именно МДА первой разместила их на своем сайте, чтобы другие могли воспользоваться. И таких примеров успешного осуществления различных задач нашей альма-матер можно привести немало.