Дифференциально диагностический опросник
Содержание:
- Содержание методики
- Количество баллов
- Обработка и интерпретация результатов теста
- Инструкция к тесту
- Классификация профессий по предмету труда
- Классификация существующих специальностей
- Как происходит интерпретация результатов ДДО Климова (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Похожие:
- Инструкция к тесту
- Зачем нужны бесплатные онлайн-тесты на профориентирование?
- Описание теста на профориентацию
- Как проходить тест на профориентацию
- Обработка и интерпретация результатов теста
- Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)
- Анализ результатов
Содержание методики
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать наиболее предпочтительные.
Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Каждый вопрос имеет как бы две части, соединенные союзом «или». В зависимости от того, нравится ли занятие, о котором говорится в первой части вопроса, поставить в листе ответов знак « + » или « — ». Подобным образом следует поступить и со второй половинкой вопроса. Одну из половинок следует обязательно предпочесть — в ней должно быть больше плюсов.
Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что ты предпочтешь?
Количество баллов
Максимальное количество баллов, которое можно набрать по одной сфере — 8, но такой чистый результат в ДДО Климова встречается редко. Обычно главная область — это 6-7 баллов.
У вас может быть не одна ведущая сфера, а две или даже три. Так происходит если вы набрали равное количество баллов либо несколько сфер отличаются всего на 1 балл. В этом случае можно говорить о том, что вы разносторонняя личность, таким людям сложнее выбрать профессию. Обычно какие-то интересы перерастают в профессиональные, а другие остаются на уровне хобби.
Если разрыв составляет 2 и более баллов, то это уже существенная разница и предпочтение стоит отдать области, которая набрала максимум. Для наглядности можно представить результаты в процентном соотношении:
Обработка и интерпретация результатов теста
Расшифровка и интерпретация результатов содержит много подробностей. Там будут перечислены все 5 психотипов. В начале этого списка указан наименее подходящий тип. В конце перечня назван вариант, к которому человек имеет таланты и склонности.
Интерпретация включает в себя подробное описание профессий, к которым склонен отвечающий. Там можно узнать, какие специальности стоит рассмотреть, а какие лучше не выбирать.
Интерпретация результатов не дает однозначный ответ, но подсказывает
Тест Климова на профориентацию позволяет выявить склонности человека к определённой профессии. С помощью этого теста школьник может в общих чертах узнать, какая специальность ему подходит, а в будущем — найти своё призвание.
Инструкция к тесту
Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.
Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».
Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».
Содержание теста:
1а. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины |
2а. Помогать больным людям, лечить их |
или |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов |
или |
3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) |
или |
4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Содержать животных |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) |
или |
8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
или |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.) |
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать |
или |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности |
или |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. |
или |
15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице |
или |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий |
или |
17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. |
или |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.) |
Ключи к тесту:
После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.
Ч-Ч |
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-3 |
Ч-X |
|
2а |
1б |
1а |
2б |
За |
|
4б |
4а |
3б |
5а |
5б |
|
6б |
7б |
6а |
9б |
7а |
|
8а |
9а |
10а |
10б |
8б |
|
12а |
11б |
11а |
126 |
13а |
|
14б |
14а |
13б |
15а |
15б |
|
16б |
17б |
16а |
19б |
17а |
|
18а |
19а |
20а |
20б |
18б |
|
+ |
|||||
— |
|||||
Сумма |
Классификация профессий по предмету труда
В зависимости от того, что или кто выступает в роли объекта труда, выделяются следующие психологические типы профессий:
- человек — человек;
- человек — техника;
- человек — природа;
- человек — знак;
- человек — художественный образ.
Классификация по предмету труда учитывает, к какой деятельности человек испытывает интерес, что его радует. Это важный параметр, поскольку неверно выбранная сфера приводит к затяжному стрессу, который снижает производительность труда и сводит к нулю всю радость от работы.
Человек — человек
Некоторые люди от природы склонны к общению. Им нравится взаимодействовать с другими людьми, наблюдать за ними, помогать им. Они не раздражаются и не истощаются в процессе коммуникаций, наоборот, как бы «подпитываются». Таким людям нужно выбирать гуманитарные профессии, которые связаны с непосредственным взаимодействием с другими людьми, тогда работа будет приносить им радость и удовлетворение.
Профессии этого типа имеют высокую социальную значимость
Во время развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает все более важное значение, и эти профессии сохранят востребованность
Требования к специалисту:
- умение взаимодействовать с людьми;
- толерантность;
- способность выслушать;
- умение находить радость в общении;
- низкий уровень агрессии.
Примеры профессий:
- медик,
- преподаватель,
- психолог,
- логопед,
- воспитатель,
- юрист,
- продавец,
- экскурсовод.
Человек — техника
Люди, которые жить не могут без механизмов и устройств и обожают их разбирать, собирать, изучать, совершенствовать — кандидаты на освоение профессий этого типа.
Особенность техники — ее точные параметры, которые поддаются измерению и расчетам, предсказуемость, которой нельзя ожидать от людей или природы. Вот почему в это направление идут люди с математическим складом ума, умением логически мыслить, ориентированные в своей деятельности на результат. В этих профессиях они могут проявить свои сильные качества:
концентрацию,
внимание к мелочам,
практичность,
продуктивность,
изобретательность.
А их слабые стороны, к примеру, слабые коммуникативные навыки, которые часто присущи людям этого склада, никак не помешают им сделать блестящую карьеру.
Примеры профессий:
- инженер,
- строитель,
- механик,
- водитель,
- пилот.
Человек — природа
Людей, которые склонны к этому психологическому типу профессий, видно с детства. Они не пройдут мимо бездомного котенка, а дома маме на радость будут ухаживать за домашними растениями. Друзья всего живого, они будут расцветать в профессиях типа «человек — природа».
Возможные виды деятельности для них:
- исследование живой и неживой природы;
- использование природных ресурсов;
- лечение животных;
- уход за растениями и животными;
- выведение новых сортов растений и пород животных.
Этим специалистам часто необходима выносливость и крепкое здоровье, потому что они могут работать «в поле» (иногда в прямом смысле слова).
Примеры профессий:
- агроном,
- зоотехник,
- ветеринар,
- эколог,
- кинолог,
- селекционер,
- лесник.
Человек — знак
Люди, склонные к профессиям этого типа, с удовольствием взаимодействуют со знаковыми системами:
- текстами;
- языками (как человеческими, так и языками программирования);
- числами;
- графическими объектами.
Они работают с данными, которые можно представить в виде текстов, формул, кодов, чертежей, графиков, диаграмм.
Для них свойственно структурное мышление, умение абстрагироваться и в то же время понимать, какие предметы и явления обозначаются знаками.
Этим специалистам необходимы:
- хорошая память;
- высокая способность к концентрации;
- обширные знания.
Примеры профессий:
- бухгалтер,
- нотариус,
- программист,
- экономист,
- лингвист,
- математик.
Человек — художественный образ
В профессии этого типа идут люди с развитым образным мышлением и творческой жилкой.
Как правило, это люди, одаренные тем или иным талантом, имеющие призвание с юных лет. Они могут быть неорганизованными и непоследовательными, что мешает им добиться успеха. Но если они правильно выберут вид деятельности, то могут «взлететь» на чистом вдохновении.
Примеры профессий:
- связанные с музыкой (музыкант, певец, композитор, дирижер);
- связанные с изобразительным искусством (художник, декоратор, дизайнер, фотограф);
- литературно-художественная деятельность (писатель, поэт, журналист);
- сценическая деятельность (актер, режиссер).
Важно!
Часто тесты показывают смешанный результат: высокие баллы в 2–3 типах. Это помогает точнее выбрать профессию. Например, склонность к типам «человек — человек» и «человек — художественный образ» может указывать на такие профессии, как преподаватель живописи или музыки; сочетание «человек — художественный образ» и «человек — знак» — на дизайнера.
Классификация существующих специальностей
Основным критерием методики, которая определяет типы профессий по Климову, является «объект труда». Это то, на кого или на что направлена преобразующая активная деятельность профессионала.
При этом Климов выделяет пять таких «объектов труда». Это:
— природа, здесь имеются в виду биологические объекты, то есть живая природа; — техника, включающая в себя машины и материалы, механизмы и различного рода энергию; — человек, который находится в разном возрасте (ребенок, а также взрослый и пожилой); — знаковая система, включающая в себя разнообразные тексты, формулы, цифры и информационные системы; — художественный образ.
В соответствии с такой классификацией выделяется пять сфер профессиональной деятельности. Рассмотрим их подробнее.
Как происходит интерпретация результатов ДДО Климова (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Дифференциально-диагностический опросник прост как в использовании, так и в обработке результатов. Каждый респондент получает четкую инструкцию выбрать из двух предложенных вариантов наиболее приемлемый для себя. После этого происходит заполнения бланка ДДО Климова Е. А. После процедуры опрашивания все полученные ответы сверяются со специальным ключом, где каждый вариант соответствует определенной сфере профессий. Затем идет подсчет баллов. Обработка ДДО Климова свидетельствует о высокой предрасположенности к определенной группе специальностей, если испытуемый набрал в соответствующей шкале 7-8 баллов. Если же результат 2 и меньше, то о данной профессиональной направленности говорить не приходится.
Похожие:
«Дифференциально диагностический опросник» (ддо)Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно… | Инструкция к тестуДифференциально-диагностический опросник (ддо), он же опросник Климова на профориентацию, предназначен для выявления предрасположенности… | ||
Инструкция : для определения ведущих интересов Вам предлагается перечень вопросов«Опросник креативности» Рензулли или Джонсона, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Дифференциально – диагностический опросник»… | Методика определения суицидальной направленности (Личностный опросник исн)Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротического состояний, а также уровня общительности. Общее количество шкал… | ||
Опросник «группа риска наркозависимости» (грн) выявление групп риска…Методика была разработана в 1995-1996 гг доктором психологических наук Б. И. Хасаном, кандидатом психологоческих наук Ю. А. Тюменевой… | Метод диагностики межличностных отношений (дмо) д п. н. Л. Н. Собчик…Метод диагностики межличностных отношений представляет собой опросник, в котором короткие характеристики отражают индивидуальный… | ||
Инструкция к тесту ЭйдемиллераОпросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика асв) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В.) существует в двух вариантах — для родителей… | Григорий Климов Имя моё легион Григорий Климов 1 Имя моё легион 1 Когда нарушаются табу 1Введение профессора современной советской литературы Стратфордского университета д-ра С. П. Новикова | ||
Григорий Петрович Климов Князь Мира Сего Григорий Петрович Климов…Введение профессора современной советской литературы Стратфордского Университета д-ра С. П. Новикова | Личностный опросник адпОпросник сформирован на базе соответствующих шкал методик 16 pp mmpi, Айзенка, пдо (Личко А. Е., Иванова Н. Я.), Пдт (Ямпольского… | ||
Инструкции: Данный опросник содержит простые вопросы, касающиеся бракаОпросник «Брак и качество отношений в семье» Рассела и Веллса (Russell, R. J. and Wells, P. A., 1993. Marriage and relationship questionnaire:… | Опросник родительских отношений Варги-Столина (оро)Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление роди-тельского… | ||
Тест на самоуважение. Методика шкала М. Розенберга. Шкала самоуваженияШкала самоуважения Розенберга (Rosenberg’s Self-Esteem Scale) это личностный опросник для измерения уровня самоуважения | Миннесотский многоаспектный личностный опросникОпросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению… | ||
«Решение будет принято в ближайшее время, думаю, в течение недели»,…Власти РФ в течение недели примут решение по ставке регрессивной шкалы соцвзносов Жуков | Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Б. Н. Филлипса), особенности юмора (опросник «Отношение к юмору в семье», авторский вариант; опросник диагностики стилей юмора Р…. |
Инструкция, руководство по применению
Инструкция к тесту
Проходить тест Климова на профориентацию можно не только онлайн, но и на бумажном бланке. Таким способом чаще всего проводятся тестирования в школах и колледжах.
Е.А. Климов — один из основоположников психологии труда
Инструкция везде одинакова:
- Необходимо внимательно прочитать каждое утверждение.
- Человек должен определить, насколько это утверждение относится к нему, и выбрать подходящий вариант. Например, рядом с утверждением «Я с удовольствием ухаживаю за растениями и животными» нужно указать ответ «Да» или «Нет». Можно поставить плюс или минус.
- На вопросы надо отвечать честно, иначе результат получится недостоверным.
Важно! Следует понимать, что в результатах теста, в первую очередь, заинтересован опрашиваемый. Тест призван помочь молодым людям определиться с дальнейшей жизнью
Зачем нужны бесплатные онлайн-тесты на профориентирование?
Профориентационные тесты от «ПрофГид» приобрели популярность в России и за ее пределами. Тесты, разработанные опытным профориентологом, помогут быстро решить следующие задачи:
- определить профессии, которые подходят вам больше всего;
- получить объективную оценку, а также правильную рекомендацию, оказывающие косвенное влияние на принятие решений о будущем;
- составить список приоритетных, вузов, ссузов или курсов, в которые выпускник будет поступать;
- осуществить подбор профильных предметов для ЕГЭ;
- запустить процесс самоопределения;
- сделать правильный выбор и сменить профессию, которая надоела, больше не вызывает вдохновения.
Результат профтеста является ориентировочным, однако он позволит узнать о новых профессиях и сферах, которые ранее не рассматривались в качестве приоритетных. Онлайн-профориентатор – это не экзамен на знание предмета, в нем учтены психоэмоциональные факторы, а также личные качества.
Описание теста на профориентацию
ДДО Климова создан, чтобы помочь подростку и взрослому человеку определиться с будущей профессией. Академик выделил пять ведущих сфер человеческой жизнедеятельности, которым соответствуют разные профессии. Е. А. Климов считал, что каждый индивидуум наделен определенным типом мышления, навыками, образом жизни и подсознательными стремлениями. На основе этих данных можно высчитать психотип личности, который расположен к той или иной профессиональной направленности. Один человек с удовольствием будет ухаживать за животными, а другой – разбирать сложные механизмы. Полагаясь на тест на профориентацию ДДО Климова Е. А., можно узнать свой личностный тип и понять свои пристрастия к той или иной сфере деятельности.
Как проходить тест на профориентацию
Отвечать на вопросы теста желательно в спокойной и приятной обстановке. Ничто не должно отвлекать и волновать отвечающего.
Над вопросами можно долго размышлять. Не стоит браться за тестирование, находясь под впечатлением от книг или фильмов о какой-либо профессии, а также после личной встречи и близкого знакомства с профессионалом. Эти впечатления могут исказить результаты теста и подтолкнуть человека к неправильному выбору.
Внимание! Известны случаи, когда под впечатлением от сериала «Доктор Хаус» многие молодые люди поступали в медицинские вузы, а потом понимали, что профессия врача им не подходит. Для получения точного результата нужно постараться заглушить свои впечатления и опираться только на способности и интересы
Для получения точного результата нужно постараться заглушить свои впечатления и опираться только на способности и интересы.
Трудности выбора
Обработка и интерпретация результатов теста
Расшифровка и интерпретация результатов содержит много подробностей. Там будут перечислены все 5 психотипов. В начале этого списка указан наименее подходящий тип. В конце перечня назван вариант, к которому человек имеет таланты и склонности.
Интерпретация включает в себя подробное описание профессий, к которым склонен отвечающий. Там можно узнать, какие специальности стоит рассмотреть, а какие лучше не выбирать.
Интерпретация результатов не дает однозначный ответ, но подсказывает
Тест Климова на профориентацию позволяет выявить склонности человека к определённой профессии. С помощью этого теста школьник может в общих чертах узнать, какая специальность ему подходит, а в будущем — найти своё призвание.
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) помогает выявить психологический тип личности. В соответствии с ним легко узнать тип мышления человека, его таланты и склонности к определённым сферам деятельности.
ДДО Климова — обложка
Тест состоит из 30 вопросов с вариантами ответов «Да» и «Нет». Опросник поможет понять, с чем человеку легче всего работать.
Е.А. Климов выявил 5 психотипов:
- Человек — природа. Эти люди любят природу и животных, стремятся улучшить экологию. Им свойственна не созерцательная, а деятельная любовь и желание заботиться о живых существах. Такие люди бывают заботливыми и терпеливыми, умеют применять теоретические знания на практике. Они могут стать превосходными ветеринарами, ботаниками, ландшафтными дизайнерами, экологами, зоологами, лесниками, садоводами, геологами, метеорологами.
- Человек — художественный образ. Речь идёт о творческих людях, любящих искусство. Они обладают прекрасным эстетическим вкусом, у них хорошо развиты воображение, фантазия и образное мышление. Такие люди способны создавать новые произведения или исполнять уже сочинённые, а также реставрировать и обрабатывать их. Такие люди становятся поэтами, писателями, художниками, композиторами, скульпторами, музыкантами, актёрами, реставраторами, дизайнерами.
- Человек — человек. К этой группе относятся коммуникабельные люди, которые любят общаться и умеют понимать собеседника, ставить себя на его место, помогать ему. Они реализуют свой потенциал в таких профессиях, как психолог, педагог, врач, медсестра, сиделка, соцработник, юрист, журналист.
- Человек — знаковая система. В этой сфере могут самореализоваться люди с аналитическим складом ума и развитым абстрактным мышлением, способные к математике. Для них открыта дорога в такие профессии, как бухгалтер, оператор базы данных, нотариус, программист, библиотекарь.
- Человек — техника. Сюда относятся люди с техническим складом ума и развитым логическим мышлением, способные работать с приборами и их деталями. Эти люди востребованы в таких сферах деятельности, как изготовление деталей для приборов, машиностроение, испытание, ремонт и эксплуатация техники.
Справка! Евгений Александрович Климов (1930–2014) — доктор психологических наук, профессор, в период с 1968 по 2000 годы был деканом психологического факультета МГУ. Е.А. Климов стоит у истоков дифференциальной психофизиологии, а также психологии труда.
Евгений Александрович Климов опубликовал множество научных работ и создал методику определения профориентации — ДДО. Методика Климова известна во всём мире.
Анализ результатов
Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов — симптомы предпочтения, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о способностях испытуемого.
Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те или иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность измеренных предпочтений. По результатам опросника можно узнать, к какой области деятельности человек более склонен, к какой — менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот почему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обработке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого — 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено «сильнее». Правомерно делать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).