Как развить память и внимание у взрослого человека

Содержание:

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

На этапе перехода от дошкольного периода к младшему школьному у ребенка отмечаются такие особенности памяти и процесса запоминания:

  • преобладает наглядно-образная память;
  • отмечается склонность к механическому заучиванию путем многократного повторения;
  • легче запоминается конкретная информация, чем устные объяснения или абстрактные определения;
  • дети долго помнят тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик;
  • благодаря повышенной любознательности дети запоминают интересующую информацию легко и быстро;
  • чем больше органов чувств задействовано в процессе заучивания, тем лучше все запомнится.

За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения:

  • отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию;
  • начинается формирование словесно-логической памяти.

Первое время после поступления в 1 класс малыш пользуется природными возможностями своей памяти. Ему проще зазубрить материал, не вникая в его смысл.

У учеников начальной школы постепенно проявляется тенденция к использованию произвольного запоминания. Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.

Инструкция для творческих людей

Таким людям всегда все дается проще, поэтому и рекомендации будут простыми, но действенными, а именно:

  • используйте бумажные источники (книги, распечатанный текст), когда учите наизусть информацию; телефон или планшет не сгодятся;
  • при чтении в вашей руке должен быть карандаш, когда вы делаете заметки, то текст быстро запоминается; работая карандашом, мы посылаем сигнал мозгу о том, что информация очень важна, мы даем толчок к интеллектуальному восприятию текста;
  • когда перед вами большой объем информации, которая размещена на нескольких страницах, то делайте закладки там, где размещается информация для заучивания;
  • законспектируйте то, что вам предстоит хорошо запомнить; если это стихотворение, то перепишите его на бумагу по памяти;
  • цитаты из текста или из большого стихотворного произведения обязательно записывайте в отдельную тетрадь;
  • изготавливайте ассоциативные карты; этот самый творческий подход поможет быстро запомнить большой текст;

Виды памяти

Начнем с того, что запоминание бывает произвольным и непроизвольным, хотя это и не единственная классификация.

Произвольная память включается, если есть процесс заучивания, то есть когда мы запоминаем что-то специально. Например, номер телефона или стихи.

Непроизвольная память подключается сама собой, без волевых усилий. Например, после разговора со знакомым мы помним, во что он был одет. Это происходит потому, что в памяти остаются не только факты, но и сопутствующие обстоятельства.

Если вы хотите научиться быстро запоминать тексты, нужно тренировать произвольную память. Но можно подключить к делу и непроизвольную, если связать нужную информацию с каким-то делом, со своим опытом или с эмоциями.

По времени сохранения информации бывает:

Дополнительный вариант

При желании можно опробовать еще один альтернативный метод, позволяющий за короткий срок выучить не только стих, но и любую другую необходимую информацию. Способ заключается в следующих пяти действиях:

  • Несколько раз прочитать стихотворение вслух.
  • Повторять текст по цепочке построчно, как это указано в первом методе. После того как весь материал будет проработан, следует повторить его полностью, а затем сделать перерыв на 15 минут.
  • Прочитать стих еще раз с бумаги и попытаться зачитать его вслух по памяти. Если это сделать не удалось, например, запомнилась только часть, следует 2—3 раза перечитать текст, снова сделать перерыв и предпринять еще попытку.
  • Данную последовательность (15 минут отдыха — чтение стихотворения с листа — повторение по памяти) следует повторять до тех пор, пока материал не будет выучен качественно. В конце можно дать кому-то из близких текст, попросить послушать стих и при необходимости поправить.
  • Наиболее правильно использовать этот прием в утренние часы или перед сном. Тогда материал будет запоминаться лучше.

Как выучить?

Школьная программа недаром предусматривает частое заучивание стихотворений. Так тренируется память.

За вечер

Следует выполнять следующую пошаговую инструкцию:

  • начните читать произведение вслух; желательно такую манипуляцию провести несколько раз;
  • когда будете читать, то представляйте полную картину того, что хочет вам передать автор стихотворения;
  • после чего перейдите на медленный режим, то есть читайте строки не спеша, при этом попробуйте частично запоминать слова;
  • возьмите лист бумаги и перепишите стихотворение, проговаривая его вслух, при этом разделите каждый отдельный столбик на несколько строк;
  • читайте произведение с листа; лучше повторять каждую строчку отдельно, начиная с самой первой;
  • очень часто человек, рассказывая стихотворение, начинает запинаться; так вот начало той строки, которая дается особенно плохо, напишите на отдельном листе и подглядывайте в него;
  • если у вас до сдачи стихотворения есть время, то читайте его перед сном по несколько раз; уже на другой день вы увидите хорошие результаты.

За 5 минут

Эта методика лишь немногим отличается от общих правил. Сначала необходимо с чувством и расстановкой прочитать стихотворение несколько раз, при этом определитесь с основной темой. Когда начнете читать, то попробуйте сразу же выстроить ассоциации и предметы, которые присутствуют в произведении. Выработайте хронологический порядок и при прочтении постарайтесь вдумываться в каждое слово.

Еще можно сделать так:

  • запишите стихотворение на диктофон;
  • прослушивайте диктофонную запись ровно столько, сколько понадобится или попросите прочитать вам стихотворение несколько раз вслух близкого человека;
  • после этого повторите произведение самостоятельно.

Когда вы начнете заучивать стихотворение перед сном, то увидите, какой эффективный этот метод. Уже наутро вы заметите, что запомнили почти все строчки из произведения. Чтобы закрепить результат, вам останется лишь только повторить их вслух. А еще можно совмещать полезное с приятным. Попробуйте, например, мыть посуду и одновременно с этим нехитрым занятием заучивать стихотворение. Между заучиваниями делайте частые и небольшие перерывы. Пусть ваш мозг осознает и «переварит» навязываемую информацию. А ту строчку, которую вы не можете сразу вспомнить, лучше пропустите и продолжите декламировать стих. Выучите основные фразы. А те слова, которые не поддаются быстрому запоминанию, выучите после.

Методики

Слышали ли вы когда-нибудь или, может, видели в фильмах, как разведчик, мельком взглянув на документ или секретную схему, запоминал ее моментально? Думаете, это миф? А вот и нет. Такая поразительная способность есть у каждого. Это давно установлено наукой, и используется для обучения сотрудников спецслужб.

Например, такая: человек одномоментно может воспринять (запомнить) 7 блоков по 7-8 слов. К тому же, стихи учат по строфам, а не по предложениям или рифмам

В запоминании важно задействовать артикулярный аппарат, проговаривать вслух всю строфу – это затронет слуховую память. Между строфами важно делать паузы по 4 секунды – это позволяет осмыслить прочитанное, ассоциировать, выработать отношение к написанному, задействовать эмоции. Не все стихи делятся на строфы или не все, что нам потребуется запомнить, подпадает под стихотворную ритмику и делится на блоки

К тому же, если требуется запомнить цифровой ряд, то трудно задействовать весь комплекс триггеров (событие или фактор, которое вызывает определенную реакцию)

Не все стихи делятся на строфы или не все, что нам потребуется запомнить, подпадает под стихотворную ритмику и делится на блоки. К тому же, если требуется запомнить цифровой ряд, то трудно задействовать весь комплекс триггеров (событие или фактор, которое вызывает определенную реакцию).

В этом случае попробуйте другой метод: пронумеруйте каждое слово в стихотворении, прочитайте несколько раз, вслух называя цифру. Попросите кого-нибудь называть отдельные слова из стиха, а вы, не подглядывая, называйте его номер.

Попробуйте с помощью этого руководства потренироваться

Обращайте внимание на свое отношение к написанному. Прочитайте 2-3 раза и перескажите, как помните, делая упор на свое восприятие. Если позаниматься так с неделю, то можно заметить улучшения каждый день

Однако этого все равно недостаточно

Если позаниматься так с неделю, то можно заметить улучшения каждый день. Однако этого все равно недостаточно.

Для развития мнемонических способностей нужно использовать не только стихи, а также игры, картинки, задания на логический вывод.

Необходимые факторы

Конечно же, бесполезно рассуждать о том, как выучить за 5 минут во сне огромное стихотворение. Это не представляется возможным, но существуют реальные способы ускорить запоминание информации. Начиная работать над материалом, следует позаботиться о выполнении основных перечисленных требований:

  • Не стоит начинать учить стихотворение в последний момент. Самая неудачная идея — пытаться сделать это на перемене перед уроком. Идеальная схема — заняться изучением стиха за два дня до сдачи. Большинство людей лучше запоминает информацию в вечернее время дня (в идеале перед тем, как лечь спать). Но все слишком индивидуально. Если есть возможность учить стихотворение утром, можно делать это в это время.
  • Следует устранить все источники шума, выключить телефон и телевизор, попросить родственников определенное время не отвлекать от дела. В идеале необходимо закрыться в своей комнате и полностью сосредоточиться на усвоении материала.
  • Точно не следует учить стихотворение в спешке, на бегу, между делом или будучи расстроенным или озлобленным. Плохое настроение и негативные эмоции не дадут сосредоточиться на приоритетной задаче и будут постоянно отвлекать.

Условия, влияющие на скорость запоминания

Все индивидуально: одни люди учат стихи с легкостью, а другие могут посвятить этому целый вечер, но так ничего и не запомнить. На самом деле не существует ничего не реального. Просто следует помнить о наличии условий, влияющих на качество и скорость запоминания информации. К ним относятся:

  • Обстановка. Если при изучении стихотворения кто-то или что-то будет постоянно отвлекать, конечно же, быстро запомнить материал не удастся.
  • Личные особенности памяти. Одни легче запоминают текст, если услышат его от кого-то, другие лучше воспринимают написанное своими руками, а кому-то проще усвоить материал, читая и проговаривая его вслух самостоятельно.
  • Наличие культурного багажа. Если родители ребенка с раннего детства старались привить малышу любовь к литературе и постоянно читали ему книги, позже он сможет лучше улавливать ритм стихотворения и запоминать информацию быстрее.
  • Время работы над материалом. Считается, что наибольшей продуктивности можно достичь в утренние часы, поскольку в этот период мозг функционирует максимально эффективно. Перед тем как лечь спать, следует повторить изученное, и за ночь оно отпечается в памяти.

Следует понимать, что ученику не удастся выучить стих за 1 минуту, как бы он не старался. Конечно, если речь не идет о стихах в одну строфу для первоклашек или случаях, когда человек обладает совершенно феноменальной памятью. В остальных ситуациях придется уделить достаточно времени, чтобы запоминать стихи.

Уникальные упражнения

Очень важно подобрать те упражнения для развития памяти, которые не будут в тягость. Если человек страдает и находится в состоянии стресса, то занятия не принесут пользы

Специалисты разработали несколько эффективных упражнений:

  1. Таблицы Шульте. Они помогают освоить скорочтение, а также значительно улучшить память, развить внимательность и наблюдательность. Таблички представляют собой квадраты с 25 клетками, где в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25. В уме нужно найти все цифры в правильном порядке. Сделать это требуется настолько быстро, насколько возможно. Каждую тренировку следует выбирать новую табличку. Похожий способ работает с предметами: требуется хаотично рассыпать около 10—20 разных мелких вещей, посмотреть пару мгновений на них, а затем перемешать и попытаться их правильно разложить.
  2. Кинолента. Суть этого метода состоит в том, чтобы каждый вечер попытаться вспомнить всё. что происходило за день. При этом рекомендуется вспоминать любые мелочи и детали: от телефонных звонков и перерывов на обед.
  3. Метод Айвазовского. Задача заключается в том, чтобы в течение нескольких минут смотреть на любой объект, а потом с закрытыми глазами попытаться представить все детали. Начинать стоит с простых предметов, а затем переходить на более сложные.
  4. Запоминание. Память можно натренировать точно так же, как и мышцы. Для этого рекомендуется заучивать наизусть стихи, отрывки из книг или монологи героев. Желательно даже не просто запоминать, а придумывать различные ассоциации. Информацию можно не только проговаривать, но и прописывать несколько раз, тогда будет задействована механическая и моторная память.
  5. Игра в отличия. Поиск расхождений на, казалось бы, одинаковых картинках — это отличное мнемотехническое упражнение.
  6. Аудирование.Хороший метод развивать память — это начать запоминать речь других людей, а затем её повторять.
  7. Слова наоборот. Для выполнения этого упражнения надо написать несколько слов, а затем, не глядя в записи, попытаться произнести их наоборот.

12 СЕКРЕТОВ СУПЕР ПАМЯТИ!!!

Watch this video on YouTube

Детские стихи. Стихи для детей

Сборник детских стихов: стихи к праздникам, обучающие и развивающие стишки, авторские и тематические стихотворения для детей.

Детские классики

Обучающие стишки

Для самых маленьких

Природа и времена года

Другие авторы

Тренируйте память ребёнка!

Не каждый малыш может терпеливо дослушать до конца сказку или другую прозаическую историю

Тогда как детские стихи не утомляют монотонностью, рифма в них скачет как по кочкам, с легкостью задерживая внимание маленького слушателя. Удивительно как быстро дети запоминают стишки, стоит проговорить несколько раз, как они уже договаривают вместе с вами концовку

Обязательно пользуйтесь такой способностью, тренируя память с детства, вы очень упростите ребенку обучение в школе. Начинайте со стихов Агнии Барто раздела “Игрушки”, поищите маленькие четверостишия, они прекрасно запоминаются. Большинство из них вы и сами до сих пор помните наизусть. Так ведь?

Как выучить стихотворение к празднику?

В садике и школе ваш ребенок не раз столкнется с необходимостью рассказывания стихов перед публикой

Это может быть новогодний утренник или обыденный урок, в любом случае, важно, чтобы он этого не боялся. А ведь всего-то нужно уделить этому немного внимания

Стихотворение необходимо выучить заранее и повторять дома как бы между делом, не заостряя внимание на важности события. Например, можно сказать: “помнишь, мы с тобой выучили отличный стишок? Ну-ка расскажи его мне”. Детские стихи обычно простые и ребенок их быстро запомнит

Можно отрепетировать, рассказывая стишок папе или маме, дедушке или бабушке. Нужно просить рассказывать громко и с выражением, но ни в коем случае не поучать и не перебивать во время выступления. То, как сверстники и вы отреагируете на первое выступление маленького артиста, имеет огромное значение, поэтому лучше начинать с родственников. Рассказав несколько стишков знакомым людям и, получив доброжелательную реакцию, вы придадите уверенности малышу. Стихи для детей на утренниках отлично тренируют навыки выступлений перед публикой

Детские стихи обычно простые и ребенок их быстро запомнит. Можно отрепетировать, рассказывая стишок папе или маме, дедушке или бабушке. Нужно просить рассказывать громко и с выражением, но ни в коем случае не поучать и не перебивать во время выступления. То, как сверстники и вы отреагируете на первое выступление маленького артиста, имеет огромное значение, поэтому лучше начинать с родственников. Рассказав несколько стишков знакомым людям и, получив доброжелательную реакцию, вы придадите уверенности малышу. Стихи для детей на утренниках отлично тренируют навыки выступлений перед публикой.

Эффективность запоминания

От индивидуальных особенностей восприятия информации зависит эффективность запоминания стихов. Визуалы, у которых превалирует восприятие информации через зрительные каналы, легче воспримут и запомнят строки по печатному тексту в книге.

Аудионоситель, например телефон, или проговаривание стихотворения вслух поможет быстрее освоить текст аудиалам: им проще запомнить услышанное, чем увиденное. Пантомима и жестикуляция – это помощники в запоминании материала для людей с развитой моторной памятью.

Большую помощь могут оказать современные технологии с приложениями для запоминания стихов на смартфоне. Вот пример, где вы можете найти такое:

«Лисьи» приемы для развития памяти

Для ее улучшения и развития применяют так называемые мнемостихи. Они закладывают в хранилища мозга информацию, которой можно будет воспользоваться в нужный момент. Мнемоническая техника запоминания – один из увлекательнейших и действенных методов развития памяти, чем тренировка мозга обычными стихами.

Этим приемом часто пользуются лингвисты, когда необходимо запомнить сложные правила. Для этого скучный текст научного стиля, список действий или перечень товаров превращают в стихотворную строфу. Таким хитрым, или лисьим, приемом легче усвоить и запомнить трудное правило. Например, об особенностях спряжения следующих глаголов:

Стихи для заучивания в средней группе по ФГОС: о детском садике, природе и не только…

Подросшие малыши из средней группы с удовольствием заучивают на память небольшие стихотворения. Дети с удовольствием рассказывают выученное в детском саду взрослым членам семьи. Такие мини-выступления помогают малышу преодолеть застенчивость, чувствовать себя увереннее. В дальнейшем это пригодится в школьной жизни.

Несколько стишков о садике

***Собралась девчушка в сад,С мамой выбрала наряд –Платье с желтой полосойИ оборкой кружевной,

Поясок с зеленой брошкой,Туфли белые с застежкой.Обе в зеркало глядят:Очень нравится наряд.

Глазки сразу заблестели,Щечки нежно покраснели,Участился пульс у крошки,Заспешили тут же ножки:

– Я готова в сад идти…Время восемь – без пяти!Мне опаздывать нельзя –

Ждут меня в саду друзья:Оля, Лена и Андрей …Мама, в сад пошли скорей!Ольга Матыцина «Собралась девчушка в сад..»

***– Не хочу в детский сад! –Плачет громко Вова.– Не хочу в детский сад! –Плачет громко снова.

– Не хочу в детский сад! –Громко он рыдает.Всё равно его тутМама оставляет.

Вот неделя прошла,А потом другая.И опять, и опятьМальчик тот рыдает.

– Не хочу я домой! –Как понять такого?Полюбил детский садОчень мальчик Вова.

Детский сад!Детский сад!Ох, привык он к драмам.– Ничего! Всё пройдёт! –Говорит он мамам.

Детский сад!Детский сад!Да, уходят дети.Детский сад слёзы льёт,–Что держать в секрете.

Детский сад,Детский садВы не забывайте!А уйдёте, детвора,После вспоминайте!

В детский сад,В детский сад,Дети, приходите!А потом сюда своихДеток приводите!Татьяна Шапиро «Детский сад»

Детские четверостишия для заучивания наизусть о природе

Стихи для заучивания наизусть детям не обязательно должны быть длинными. Замечательные четверостишия о природе можно выучить к тематическим утренникам

Важно, чтобы сам процесс доставлял ребенку удовольствие

***Листья кружатся, летят,Улететь все они хотят!В далекие-далекие края,Их дружно провожает ребятня!А после по лужам все прыгаютИ ножками весело дрыгают!

***Загорелась осенью листва,Выцвела на дворике трава!Лужами покрылись все дорожки,Бегают по ним в сапожках ножки!

***Летит по улицам листва,Радуется наша детвора:Осень пришла золотая,В лужицах все играют!

***Вот по мостику и к речкеМаленькие побежали человечки!Смотрят, как листва плыветИ уносится на целый год!Это осень к нам спешитС ветром, тучами летит!

***В саду осеннем, у дорожки,Осина хлопает в ладошки.Вот почему на той неделеЕё ладошки покраснели.

***Кричит ворона в небе:— Кар-р!В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!А было просто очень:В нем поселилась осень.Е. Интулов «Осень»

***Золотая рыбка чешуей сверкает:Ах-ах-ах, ах-ах-ах.Хвост, как из вуали,Нежно распускаетТак-так-так, так-так-так.Машет плавниками, еле шевелит.Не спит, не спит, не спит.В водорослях спрятатьсяПоскорей спешит.Спешит, спешит, спешит.

***Мы – лягушки-кваксы,Ночь чернее ваксы…Шелестит трава. Ква!

Разевайте пасти –Больше, больше страсти!Громче! Раз, два! Ква!

Красным помидоромМесяц встал над бором.Гукает сова… Ква!

Под ногами кочки,У пруда – цветочки.В небе – синева. Ква!

Месяц лезет выше.Тише-тише-тише,Чуть-чуть-чуть – едва:Ква-ква, ква-ква-ква!Саша Чёрный «Лягушки»

***Налетит сердитый ветер,Зашумит, задышит борИ послышится скрипучийДеревянный разговор.

Ох, ах, ах, ох,До чего я стар и плох!Молча слушают осинки,Им, осинкам, невдомёк,

Что когда-тоБыл ветвистым,молодым, зеленолистымЭтот дряхлый и горбатыйЛысый дедушка Пенёк!Надежда Подлесова «Деревянный старичок»

***Баю-баю-баюшки,Голубые варежки.Мама шила, вышивала,Где с трудом, а где легко.

Крепкой ниткой пришивалаНастенькино имечко.Баю-баю-баюшки,Именные варежки.Александр Прокофьев «Голубые варежки»

***Ветер по лесу летал,Ветер листики считал:Вот дубовый,Вот кленовый,Вот рябиновый резной,Вот с березки – золотой,Вот последний лист с осинкиВетер бросил на тропинку.

Основные составляющие развития памяти

Заниматься своим ребенком нужно с учетом особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста

Представленные способы оказывают положительное влияние практически на весь период жизни от 1 года до 6 лет, но некоторые из них могут быть малоэффективными для младших малышей, на что следует обращать внимание. Основное развитие включает несколько составляющих, которые должны присутствовать в жизни каждого ребенка. Помощь и внимание

Помощь и внимание

Главной задачей взрослого становится правильное направление ребенка, когда тот проявляет желание изучать окружающий мир

Важно обеспечить ему максимально разнообразные и полезные сведения обо всех предметах, а также позволить задействовать все типы памяти. Это особенно актуально для малышей до 2 лет. Дети более старших возрастов тоже нуждаются в помощи и внимании взрослых

Дети более старших возрастов тоже нуждаются в помощи и внимании взрослых

Для них не менее важно задать правильный вектор для изучения мира. Но дети старше 2 лет также будут нуждаться в эмоциональной поддержке родителей, что подарит им дополнительную мотивацию

Соблюдение режима дня

Контроль со стороны родителей – важнейшая составляющая полноценного развития памяти ребенка. Следить нужно не только за соблюдением сна, недостаток которого приведет к ухудшению мозговой деятельности, но и за дневным временем. Ребенок должен выполнять основные действия каждый день в одно и то же время. Родителям нужно создать своеобразное расписание. Это особенно касается интеллектуальных упражнений, т.к. регулярная повторяемость повышает качество запоминания.

Правильное питание

Обеспечение организма всеми необходимыми витаминами и минералами важно для любого человека. Но для детей это имеет особое значение, т.к. их тело и все важные системы только формируются

Питание сказывается также на функции памяти. Недостаточность различных веществ приводит к тому, что ребенок не сможет нормально запоминать или воспроизводить различную информацию. Рацион должен включать свежие фрукты, овощи, немного сладостей, достаточное количество белка

их тело и все важные системы только формируются. Питание сказывается также на функции памяти. Недостаточность различных веществ приводит к тому, что ребенок не сможет нормально запоминать или воспроизводить различную информацию. Рацион должен включать свежие фрукты, овощи, немного сладостей, достаточное количество белка

Особое внимание стоит обратить на витамины (C, B4, K), таурин, фолиевую кислоту, магний, селен и Омега-3

Ограничение умственной деятельности

Во всем нужно знать меру. В ограничениях нуждается любая работа над собой или своим ребенком. Если он будет получать излишнее количество тренировок, особенно при высокой их интенсивности, мозг просто не сможет усвоить информацию. При изнурении ребенок потеряет концентрацию, заинтересованность, а также перестанет воспринимать все, что происходит вокруг. Рекомендуется ограничивать занятия 20 минутами, после которых будет достаточно 5-минутного отдыха, чтобы вновь вернуться к работе.

Литература

Регулярное чтение детской литературы показывает высокую эффективность для развития памяти. Книги очень важны для общего развития малыша, т.к. именно из них он получает большое количество полезной информации, а также знакомится с поучительными историями, которые могут оказать влияние на его будущие действия. После прочтения родители могут задавать ребенку вопросы, связанные с книгой, чтобы закрепить его память и помочь запомнить максимум информации. Также усилят результативность таких «тренировок» пересказы прочитанного.

Важно подобрать книгу так, чтобы она соответствовала не только возрасту ребенка, но и его взглядам, интересам, настроению. Только правильный выбор даст положительный эффект от чтения. Дополнительную помощь окажут присутствующие картинки

При необходимости самостоятельное чтение можно заменить аудиокнигой

Дополнительную помощь окажут присутствующие картинки. При необходимости самостоятельное чтение можно заменить аудиокнигой.

Физическая активность

Прогулки, игры или спортивные тренировки на свежем воздухе помогают детям в развитии памяти. Причиной тому нормализация кровообращения в головном мозге, которая исключает кислородное голодание. Физическая активность особенно эффективна во время отдыха после тяжелых интеллектуальных упражнений.

Как разучить стихотворение с ребёнком

Каждый малыш – уникален. Присмотревшись к ребёнку, нужно выбрать способ заучивания в зависимости от преобладающего у него вида памяти (зрительная, моторная, слуховая).

При развитой зрительной памяти нужно делать упор на изображения: картинки и иллюстрации, отображающие содержание стихотворения. Развитая слуховая память у ребёнка предполагает чтение родителем произведения разными голосами, меняя темп и интонации. Если у малыша развита моторная память – чтение стихов следует сопровождать различными жестами, это приведёт ребёнка в восторг.

Важно обратить внимание на проговаривание слов ребёнком во время чтения стиха. Искажение предупреждает о том, что малыш не понимает их значение

Как правильно учить стихотворения взрослому?

Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:

  1. Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
  2. Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
  3. Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
  4. Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
  5. Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
  6. Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
  7. Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
  8. Составить шпаргалку из первых букв строчек.

Расширяем возможности запоминания

Предлагаем действенные способы развить мыслительные процессы дома и совершенно бесплатно.

Соощущения

Метод соощущений позволяет строить запоминающиеся ассоциации. Для этого нужно научиться подключать все пять органов чувств. К примеру, создайте ассоциации к слову «самолет». Каким вы его видите? Что слышите? Что ощущаете после прикосновения? Какой вкус чувствуете? Какой запах?

Таким образом, можно научиться более остро воспринимать и надежно запоминать новые данные. Сложно забыть то, что вызвало активность сразу нескольких органов чувств.

Тренируем внимание

Внимательность – это то, без чего невозможно добиться максимального запоминания. В эру информационной перегрузки просто необходимо уметь сосредотачиваться на главном

Следующее упражнение подходит для тех, кто ищет, как тренировать память и внимание по одной минуте в день

Поставьте на секундомере 60 секунд. Делайте отметки в фигурах так, как показано на примере, строго по очереди. Повторяйте упражнение каждый день, пока не сможете зачеркнуть все правильно и вложиться в сроки. При желании можете сделать повышение уровня сложности и увеличить количество фигурок. Распечатайте сколько угодно копий и доведите действия до автоматизма.

Запоминаем тексты с помощью пиктограмм

Пиктограммы окружают нас повсюду. Это и иконки в смартфоне, и дорожные знаки, и логотипы торговых марок

Пиктограммы – прекрасное средство запоминания любого текста, который требуется сохранить в памяти дословно, неважно стих это, цитата или определение термина

Наглядный пример использования этого приема есть в книге Е. Додоновой «100% память».

Итак, на первой картинке видим отрывок из стиха Е. Евтушенко «Третий снег».

Вот как автор книги изобразила эти строчки с помощью пиктограмм.

Таким образом, каждый человек, молодой и пожилой, может обучаться быстрому запоминанию, рисуя пиктограммы так, как подсказывает собственная фантазия.

Mind maps

Этот метод еще называют «ментальными картами», «интеллект-картами» или «картами памяти». Как и в случае с пиктограммами их необходимо рисовать. Но дело того стоит: mind maps дают долговременный эффект, если нужно полностью запомнить книгу, организовать бизнес-проект или набросать план отпуска.

Пошаговая инструкция по рисованию ментальных карт выглядит так.

  • В центре изображаем образ задания, проблемы или области знания.
  • Отводим в стороны в виде толстых ветвей основные разделы карты (подписываем их по минимуму и нумеруем).
  • С помощью ключевых слов, цветов и пиктограмм раскрываем детали на тонких ветках.

Напомним: упражнения для памяти дадут результат только при многократном повторении.

Самые простые стихи для заучивания — песенные

Они хороши не только простотой текста и быстротой запоминания, но и тем, что превратившись в песню, помогут вам скоротать время на пешей прогулке в лесу, за баранкой автомобиля, на бревнышке у лесного костра на берегу озера, в ожидании поклевки.

Здесь можно обратиться к творчеству поэта Михаила Исаковского, по простой случайности ставшего поэтом-песенником.

Какой необычный случай привел его к написанию песен

Однажды, в 1934 году, он услышал по радио песню, слова которой были ему до боли знакомы — ведь он сам их и написал. Удивился, порадовался и встретился с автором музыки. Оказывается для хора им. Пятницкого требовались песни для обновления репертуара и один из руководителей хора Владимир Захаров увидел в отрывном календаре стихи «Вдоль деревни». Автор не был указан. Он и написал музыку к этим простым и веселым стихам.

Совместное творчество продолжалось очень долго.

Лучше нету того цвету

Мы в глаза друг другу глянем, Руки жаркие сплетем, И куда — не знаем сами — Словно пьяные, бредем. Мы бредем по тем дорожкам, Где зеленая трава, Где из сердца сами рвутся Незабвенные слова.

А кругом сады белеют, А в садах бушует май, И такой на небе месяц — Хоть иголки подбирай. За рекой гармонь играет — То зальется, то замрет. Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет.

Это стихотворение написано в мае 1944 года, когда во всю бушевала война, а сердцу Михаила хотелось мира и любви, о чем он и хотел поделиться со всем миром.

Каким ты был, таким остался.

Короткое стихотворение В. Высоцкого

А это короткое стихотворение В. Высоцкого поможет молодым ( и не очень) людям выйти из неприятной ситуации, если она случиться, весной, когда набухнут почки на деревьях и зазеленеет травка.

Песня Мартовского Зайца

Поэт Роберт Рождественский

Всем известный поэт Роберт Рождественский написал простое стихотворение о маленьких требованиях простого человека. Понравиться — учите!

Человеку надо мало

Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала Друг — один и враг — один… Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей — жила.

Стихи Омара Хайяма

Не делай зла — вернется бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

Хочешь — пей, но рассудка спьяна не теряй, Чувства меры спьяна, старина, не теряй. Берегись оскорбить благородного спьяну. Дружбу мудрых за чашей вина не теряй.

Храни свои слова надежнее монет. Дослушай до конца потом давай ответ. Тебе при двух ушах язык один достался. Чтоб выслушать двоих и дать один совет.

Многих женщин в парчу, жемчуга одевал, Но не мог я найти среди них идеал. Я спросил мудреца: — Что же есть совершенство? — Та, что рядом с тобою! — Он мне сказал.

Стихи Константина Бальмонта

  • Стихи Константина Бальмонта не самые простые, короткие и легкие в заучивании, но вот эти вполне подойдут для наших целей.

Немая тень

Немая тень среди чужих теней, Я знал тебя, но ты не улыбалась, И, стройная, едва-едва склонялась Под бременем навек ушедших дней,

Как лилия, смущенная волною, Склоненная над зеркалом реки, Как лебедь, ослепленный белизною И полный удивленья и тоски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector