Для чего нужна аспирантура?

Кому может быть полезно дополнительное обучение

Аспирантура способна давать и другие возможности. Например, повысить ваши котировки на рынке труда. Полезно пройти дополнительное обучение будет тем специалистам, которых слишком много на рынке труда. Найти хорошее рабочее место гораздо проще людям, имеющим ученую степень. Это высказывание можно применить к:

  • учителю;
  • экономисту;
  • юристу.

Для представителей первой профессии научная степень является способом найти более высокооплачиваемое место для работы. Экономистов и юристов в нашей стране достаточно много, поэтому работодатели отдают предпочтение тем, кто имеет кандидатскую степень. При трудоустройстве их охотнее приглашают на собеседования.

Инженеру или врачу аспирантура необходима для совершенствования своих знаний, получения более полной информации о выбранном направлении. Кроме того, во время прохождения дополнительного обучения реально сделать открытие. Все необходимое для этого есть в лабораториях НИИ и ВУЗов.

Что дает и кому нужна аспирантура?

Главная цель аспирантуры – получить максимально углубленные знания внутри выбранной тематики, скрупулезно изучать проблемы в выбранном направлении. А иногда обучение в аспирантуре ставит перед собой цель сделать открытие. Тут все зависит от ваших собственных стремлений и убеждений.

Многие думают, что единственный плюс всего мероприятия заключается только в том, что аспирантура дает отсрочку от армии. Ну, с этим, конечно, не поспоришь – так и есть! Но есть и другие плюсы аспирантуры:

Учеба в аспирантуре предоставляет уникальную возможность для самосовершенствования. Пока вы молоды и амбициозны, это может показаться вам не таким важным. Но жизнь такова, что чем старше вы становитесь, тем больше понимаете, что без постоянного самосовершенствования можно очень скоро лишиться всего.
Что дает аспирантура (даже без защиты диссертации) – так это возможность заниматься научной деятельностью. Аспиранты могут спокойно и оправданно заниматься наукой, посещать научные конференции и выступать на них, получают доступы к библиотекам.
Диплом аспирантуры дает возможность заниматься преподавательской деятельностью

И это важно, так как по окончании аспирантуры вы можете быть не только специалистом в изученном направлении, но и учить этому направлению других. Например, что дает аспирантура врачу? Возможность не только практиковать, скажем, хирургию, но и брать к себе интернов, обучать их своему нелегкому ремеслу

Но главное, что дает диплом при окончании аспирантуры – это возможность получить степень кандидата наук. Правда, это возможно только при успешной защите диссертации. Но если уж вы получите эту ученую степень, то у вас будет масса преимуществ: всяческие доплаты за наличие ученой степени, увеличенные размеры гонораров при написании учебных пособий и статей (до 10% больше научных трудов людей без ученой степени). А еще, получив степень кандидата наук, вы можете претендовать на защиту диссертации доктора наук. А это уже неплохой карьерный рост в рамках выбранного направления.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация помогает аспирантам достигать личных целей, если они не интересуются наукой или преподаванием. По неакадемическим мотивам в аспирантуру поступают реже. Например, только 38% опрошенных считают, что обучение поможет построить карьеру вне академии, а 23% захотели остаться в университетской среде.

Лекция «ПостНауки» о том, как связаны карьера и образование, чем различаются ступени образования и как выбирать университет

Определенные выгоды. Одна из причин, по которой 29% мужчин поступили в аспирантуру — отсрочка от армии. Из-за места в общежитии поступили 7% опрошенных. Люди идут в аспирантуру, чтобы получить ученую степень и работу с хорошей зарплатой. При этом многие делают особую ставку на бренд вуза. Другим ученая степень нужна как факт, безотносительно к содержанию обучения.

Престиж, карьера, эмиграция. Получить ученую степень, потому что это престижно хотели 78% опрошенных. Об этом говорили и опрошенные преподаватели. Аспиранты получают компетенции, которые помогают строить карьеру и конкурировать на рынке труда. При этом аспирантура упрощает переезд в другой город или другую страну.

Экономика образования

Как грамотно составить резюме на английском: пять практических советов

Доделать проект и подвести итоги. Завершая работу над диссертацией, аспиранты подводят итоги своего профессионального развития.

Эффективность аспирантуры в России

Несмотря на то, что в стране достаточное количество университетов, число аспирантов снижается с каждым годом. Это можно объяснить тем, что происходит сокращение бюджетных мест, и не у всех есть возможность платить большие суммы за обучение. Но определенная часть специалистов считает, что недостаточно высокая эффективность связана с человеческим фактором. Под ним подразумевается мотивация аспирантов, их ценности и личностные особенности.

Также не все аспиранты готовы в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Одни идут в аспирантуру из-за того, что присвоение ученой степени считается престижным, другие хотят продлить годы студенчества, а для молодых людей приятным бонусом является отсрочка от армии. В обществе по-прежнему продолжают считать, что кандидату наук гораздо проще построить карьеру. Возможно, среди студентов было бы больше желающих продолжать обучение, если бы им объясняли, что такое аспирантура и какие возможности открываются перед теми, кто защитил диссертацию.

Итак,
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. БАКАЛАВР

  • присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институте, академии или университете)
    4 года
  • прошел в завершении обучения итоговую аттестацию (сдал «госэкзамены»)
  • по окончании можно поступить в магистратуру

2. СПЕЦИАЛИСТ

  • квалификация (степень), подтверждающая получение
    высшего профессионального образования
  • присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институт, академия, университет)
    не менее 5 лет
  • прошел в завершении обучения итоговую аттестацию («госэкзамены») и защитил «дипломную работу»
  • по окончании можно поступить в магистратуру или аспирантуру

3. МАГИСТР

  • квалификация (степень), подтверждающая получение
    высшего профессионального образования
  • присваивается тому, кто сначала получил квалификацию (степень) бакалавра или специалиста, а затем окончил магистратуру, где нужно учиться
    2 года
  • в завершении обучения защитил «
    магистерскую диссертацию
    »
  • по окончании можно поступить в аспирантуру
УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ


4. АСПИРАНТ/ ПО ОКОНЧАНИИ АСПИРАНТУРЫ МОЖНО СТАТЬ КАНДИДАТОМ НАУК

степень кандидата наук достигается
защитой диссертации
после обучения сроком до
3 лет в очной аспирантуре
(или
до 4 лет в заочной
аспирантуре)

а это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности.

дает возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

по окончании можно поступить в докторантуру

5. ДОКТОРАНТ/ ПО ОКОНЧАНИИ ДОКТОРАНТУРЫ МОЖНО СТАТЬ ДОКТОРОМ НАУК

  • согласно законодательству, срок обучения в докторантуре в России
    не должен превышать 3 лет
  • чтобы получить степень доктора наук, сначала нужно получить степень кандидата наук, т.е. окончить аспирантуру

Сегодня с одной стороны большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Но перспектива получения диплома сначала бакалавра, а затем магистра, несколько отодвинули перспективу обучения в аспирантуре. Да и раньше аспирантами становились единицы.

Но вместе с тем, на современном этапе развития общества нашему государству необходимы свежие научные решения в сфере модернизации экономики. Именно поэтому надо выяснить, кто же такой аспирант на самом деле и стоит ли им становится.

В переводе с латинского языка «аспирант» — стремящийся к чему-либо. Буквально аспирант – это человек, который стремиться получить новые качественные знания.

В Российской Федерации аспирантов готовят в аспирантурах при вузах и научно-исследовательских учреждениях. В аспирантуру может поступить гражданин Российской Федерации, получивший высшее профессиональное образование с квалификацией специалиста или магистра.

Также поступающему необходимо иметь творческие достижения в науке, подтвержденные документально. Кандидаты должны сдать конкурсные вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Заочная аспирантура и ее преимущества

Помимо аспирантуры на бюджетной основе существует еще один «доступный» вариант получения высшей профессиональной квалификации. Речь идет о заочной аспирантуре, позволяющей совмещать учебу и работу. То есть, студент на протяжении всего срока обучения продолжает работать (и, соответственно, получает зарплату), компенсируя таким образом затраты на свое образование. При этом работодатели, чаще всего, не имеют ничего против того, чтобы предоставлять по необходимости оплачиваемые отгулы или отпуск для сдачи сессии.

Более того, заочная форма обучения в аспирантуре открывает возможность получения внеочередного дополнительного отпуска по месту работы, что прописано в законодательстве. Не стоит также забывать, что данная форма обучения, значительно дешевле очной аспирантуры.

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Дополнительные возможности

Кроме того, органами власти и бизнес-сообществом предусмотрена грантовая поддержка для аспирантов. Грамотно предлагая свои научные идеи, уже можно получить серьезную поддержку на их реализацию. Также у аспирантов есть возможность стажироваться на предприятиях страны и за рубежом.

Необходимо отметить, что во многих вузах решают и жилищные проблемы аспирантов, предоставляя право проживать в общежитиях

Это особенно важно, если у аспиранта уже есть семья

Таким образом, аспирант – это дипломированный специалист, обучающийся очно или заочно в аспирантуре, где получает подготовку к будущей преподавательской и научно-исследовательской работе. Защита кандидатской диссертации приносит соискателю статус кандидата наук.

У кандидата наук значительные возможности в профессиональной деятельности, получении достойной заработной платы и защите докторской диссертации. Именно поэтому, если человек уверен в своих знаниях, необходимо стремиться стать аспирантом.

Как выяснилось, диплом специалиста или магистра – это еще не предел всех мечтаний для амбиционного выпускника, ведь «аспирант» — куда более почетное звание для учащегося высшего учебного заведения. Однако здесь у студента имеются большие и радужные перспективы в плане будущей карьеры, да и предлагаемые должности «почетные и прибыльные», так сказать. И, тем не менее, обязательно стоит разобрать данный вопрос по порядку, подбираясь к главной теме, кем работать после аспирантуры?

Очная или заочная?

Форма обучения зависит от твоих целей. Хочешь иметь дополнительный «бантик» в резюме, удовлетворить собственное самолюбие, доказать себе и всему миру, что ты на это способна? — Тогда, наверное, лучше выбрать заочную. Многими она воспринимается как «дефектный» вариант очной, но если с самодисциплиной у тебя все в порядке и проблема призыва в армию, равно как и места в общежитии, для тебя не актуальна, плюсов у заочной аспирантуры явно больше. Во-первых, ты не обязана посещать занятия и/или преподавать, а значит, и со временем гораздо свободнее. Во-вторых, на написание диссертации тебе отводится не 3 года, а 4. Вспомни, как часто тебе не хватало одной ночи, одного месяца… так вот, одного года будет не хватать точно так же.
По закону аспиранты-заочники имеют право на дополнительные оплачиваемые отпуска, и твой работодатель обязан тебе их предоставить. Но в реальности, если не организация тебя направляет, а ты по своей инициативе отправилась учиться, законных отпусков добиваться будешь долго и не факт, что добьешься. Проще уволиться. Работодателей можно понять — 30 календарных дней на вступительные экзамены, дополнительный отпуск в 30 календарных дней каждый год + один день в неделю с пятидесятипроцентной оплатой и три оплачиваемых месяца для завершения диссертации… По моим подсчетам, получается порядка 11 месяцев за все 4 года. Лично мне не известно ни одного примера, когда бы аспирант-заочник отгулял все свои положенные отпуска (за исключением моей мамы, но это было лет 20 назад). Полноценная очная аспирантура — выбор тех, кто нацелен на научную или преподавательскую карьеру. Существенный минус — опыт показывает, что успешное совмещение очной аспирантуры с полноценной высокооплачиваемой работой практически невозможно (но ведь не всем это принципиально, правда?). Что заниматься наукой приятно и престижно — понятно. Другой вопрос — что дает научная карьера в материальном плане. Давно стало общим местом, что «в России за науку не платят». Но, во-первых, есть наукоемкие области — и крупным компаниям, в них работающим, нужны собственные разработки, а следовательно, хорошие специалисты. В первую очередь это IT, некоторые направления физики, химии, геологии. Одна моя подруга-геолог пошла в аспирантуру именно с этой целью — высшее профессиональное образование дает ей возможность практической работы в крупной компании, а степень позволит заниматься там же теоретическими исследованиями. То есть реализовать известную формулу: «удовлетворить собственное любопытство за чужой счет». А во-вторых, специалист высокого уровня в ЛЮБОЙ области при желании себя обеспечит.
Помимо очной и заочной аспирантуры есть еще возможность соискательства. Ты прикрепляешься к кафедре (без вступительных экзаменов) и в течение 5 лет сдаешь экзамены кандидатского минимума, пишешь-защищаешь диссертацию. Ни о какой учебе речь не идет, по сути это что-то вроде экстерната.

Что дает аспирантура после окончания

Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.

При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.

Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:

  • научиться самостоятельно заниматься научными исследованиями;
  • использовать свои достижения в российском и зарубежном научных сообществах;
  • получить опыт преподавания в высшей школе.

Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.

Внутренняя мотивация

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация — это интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание. Такая мотивация не зависит от внешних факторов, это добровольный выбор. Внутренне мотивированные студенты планируют карьеру в академии, остальные — часто вне ее. Исследователи выделяют пять причин внутренней мотивации, по которым люди идут в аспирантуру.

Образовательная программа аспирантуры НИУ ВШЭ включает учебные дисциплины, практику и научно-исследовательскую работу

(Фото: НИУ ВШЭ)

Сильные лидеры. Научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение часто подталкивают магистров к поступлению в аспирантуру. Мотивация динамична и меняется во времени. Хороший научный руководитель может ее укрепить. Он помогает аспиранту втянуться и не бросить учебу.

Кафедральная мотивация. Значимые проекты дополнительно мотивирует учащихся. Исследовательская работа, совмещаемая с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации, поэтому у тех, кто работает на кафедре — наибольшее преимущество. Такие аспиранты работают в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития. Все это влияет на мотивацию к учебе, поэтому аспиранты-сотрудники кафедры больше удовлетворены учебой и чаще успешно оканчивают курс.

Интерес к науке. Аспирантские программы привлекают людей, которые интересуются наукой и преподаванием. Согласно исследованию ВШЭ 2017 года, 56% учащихся поступили в аспирантуру, потому что хотят работать исследователем в вузе или научной организации, 48% — преподавать, 25% — планируют карьеру аналитика в коммерческой организации. Нынешнее исследование дает похожую картину мотивов.

Навыки и увлечения. Чтобы развить навыки исследовательской деятельности, в аспирантуру пошли 91% опрошенных. Почти 87% аспирантов поступили из-за интереса к теме исследования. Многие учащиеся подчеркивали в интервью увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.

Экономика образования

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Для части опрошенных обучение в аспирантуре стало любимым делом. Аспиранты с такой мотивацией тратят личное время на исследования.

«Вы не поверите, у некоторых людей есть склонность к научному исследованию. Кто-то от этого получает кайф. Кому-то нравится такая жизнь», — рассказывает научный руководитель-химик.

Преподавание. Преподавательской работой интересуются 70% опрошенных. Развивать исследовательские и преподавательские компетенции хотят 65% студентов. Аспиранты мечтают «что-то преподавать», — отмечает научный руководитель-филолог.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Карьерный рост и работодатели

Аспирант — это не только потенциальный ученый, для которого наука стала смыслом жизни, или преподаватель вуза, которого привлекла педагогическая работа. Будущая профессиональная жизнь состоявшегося кандидата наук может сложиться и вне стен родного вуза. Выпускник аспирантуры, обладатель степени кандидата, будет пользоваться повышенным спросом на рынке труда: каждый работодатель хочет видеть в рядах своих сотрудников специалистов, имеющих высокий уровень квалификации, а для некоторых должностей отметка в резюме, свидетельствующая о прохождении аспирантуры, является важнейшим условием приема на работу. Среди профессий, для которых защищенная диссертация может являться преимуществом при отборе на вакансию и основанием для более высокой оплаты труда, — юрист, финансист, программист, экономист, то есть наиболее актуальные на сегодняшний день специальности. Это означает, что если человек — карьерист, то прохождение аспирантуры станет для него серьезным подспорьем в успешной реализации профессиональной стратегии.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)

Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:

Пн — Пт: 09.00−20.00;

Сб — Вс: 10.00−17.00.

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

Отличие от соискателя

Термин «соискательство» сегодня официально не используется. Он заменен понятием «прикрепление к исследовательской организации», которое применяется в отношении специалиста с высшим образованием, работающего над диссертацией самостоятельно. Его прикрепляют к научному руководителю и определенному вузу или исследовательской организации. Но если аспиранты – это претенденты на ученую степень, обучающиеся при вузе по индивидуальному плану, то соискатель не обязан:

  • сдавать вступительные и текущие экзамены;
  • посещать занятия или преподавать;
  • принимать участие в научно-исследовательской деятельности кафедры;
  • представлять регулярные отчеты о проделанной работе;
  • проходить итоговую аттестацию.

Время, отведенное соискателю на подготовку и последующую защиту диссертации, составляет 3 года. В течение этого периода он имеет возможность заниматься исследовательской работой, не отвлекаясь на посещение лекций по учебным дисциплинам. Соискателями обычно становятся сотрудники научных организаций, самостоятельно пишущие диссертацию.

Подготовка молодых научных кадров – одно из условий успешной реализации нацпроектов в сфере образования и экономики. Однако механизм выполнения этой задачи, заложенный в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, недостаточно эффективен. Возможно, новый законопроект, принятый недавно Думой в первом чтении, позволит более точно определить, аспирант – это студент или нет.

Статус аспиранта

В Советском Союзе аспирантура была частью системы послевузовского профессионального образования и первой ступенькой в карьере молодого ученого. Ее основой была научно-исследовательская работа, а критерием эффективности – выпуск с защитой диссертации.

Действующий закон об образовании () определяет аспирантуру как очередной уровень в системе высшего образования (ВО), программы которого направлены на подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации, проще говоря, вузовских преподавателей и будущих ученых. Тем не менее четкого определения, кто такой аспирант, он не содержит. Согласно аспирант – это обучающийся. Его задача заключается в освоении образовательной программы для приобретения такого уровня знаний и навыков, который необходим для научных исследований в определенной профессиональной сфере и подготовки диссертации.

По аспиранты так же, как и студенты бакалавриата, специалитета или магистратуры, относятся к категории обучающихся и пользуются соответствующими правами и мерами социальной поддержки:

  • могут проживать в общежитии;
  • получают стипендию, если учатся очно на бюджетной основе;
  • им положена отсрочка службы в армии;
  • имеют право взять академический отпуск, уйти на плановые каникулы и т. д.

Все это мешает воспринимать «обучающихся» на третьем уровне высшего образования в качестве молодой научной смены.

Кроме того, для успешного освоения программы аспиранты должны:

  • прослушать курс лекций по учебным дисциплинам;
  • вовремя сдавать зачеты и экзамены;
  • пройти педагогическую практику;
  • подготовить самостоятельно научно-исследовательскую работу;
  • опубликовать не менее двух статей в изданиях, рекомендованных ВАК или входящих в систему РИНЦ.

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы ;
  • 3 фотографии — 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector