Является ли аспирант студентом

Почему так важен научный руководитель

Научный руководитель – это, как правило,
профессор, доктор наук, которому разрешено вести аспирантов. Что он может
сделать для аспиранта:

  • ввести в круг новейших научных проблем,
    актуальной полемики;
  • обучить научному стилю (то есть, если
    по-простому, научить писать научные статьи);
  • дать подсказку в выборе темы исследования,
    правильных формулировок и т.д.;
  • обрисовать круг научных журналов, где
    может напечататься аспирант, конференций, где он может принять участие;
  • ну и, конечно, всячески мотивировать
    аспиранта на написание статей и диссертации. Аспиранты тоже люди, и ничто
    человеческое – в частности, лень – им не чуждо. А научный руководитель может
    вовремя разогнать эту лень и сподвигнуть аспиранта на тяжелый научный труд.

В
любом случае вклад научного руководителя – неоценим, а во многих случаях
является определяющим.

А
теперь представьте, что научный руководитель вами совершенно не интересуется:
вы числитесь в его аспирантах, но встречаетесь разве что на промежуточной аттестации.
Все остальное вам приходится делать самому. В каком-то смысле – изобретать
велосипед, ведь научный руководитель может вам все это объяснить, но по
каким-то причинам не делает этого. Теперь понимаете, насколько важен выбор
научного руководителя?

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования. 

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях; 
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования. 

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года

Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность. 

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше. 
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей. 

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов. 

Что такое аспирантура?

Если высшее образование в классическом смысле подразумевает посещение студентами лекций и других видов занятий, в ходе которых они получают знания, то с аспирантурой дело обстоит иначе. Здесь уже не получится прогуливать пары или сдавать экзамены автоматом на тройку. Конечная цель обучения в данном случае — получение студентом степени кандидата наук, которая зарабатывается упорным трудом.

Поэтому можно сказать, что аспирантура — это в каком-то смысле самостоятельная так как она подразумевает в большей мере труд студента под руководством преподавателя. Чтобы в конце концов достигнуть нужных результатов, молодой специалист занимается собственным исследованием. По его результатам он пишет научную или так называемую кандидатскую работу. В процессе разработки проекта студент учится не просто усваивать информацию, а еще и анализировать ее по различным критериям.

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована  индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия

Также не менее важно участвовать в работе кафедры

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Найденные и потерянные

Планы аспирантов по трудоустройству после выпуска могут расцениваться как результат обучения. Выбор в пользу академии говорит об эффективности работы аспирантуры, в первую очередь, — с точки зрения государства и вузов. Подготовка научно-педагогических кадров и есть прямая задача аспирантуры. С другой стороны, обучение на этой ступени — это период профессионального самоопределения. И разнообразие мест трудоустройства аспирантов может рассматриваться как сигнал для изменения содержания и целей подготовки в аспирантуре.

Аспиранты, занятые в вузе полный и неполный рабочий день, — главный кадровый резерв академии. 85% из них хотели бы работать в университете после аспирантуры.

Среди сотрудников других организаций вузовская карьера привлекает 67% респондентов. И, соответственно, треть не ориентирована на академию. Эти планы подтверждают, что многие занятые вне вуза учащиеся рассматривают аспирантуру как драйвер любой карьеры. Это особенно заметно у респондентов, которые трудятся полный день. Среди них 63% хотят работать вне академии. Фактически они для нее потеряны. Такие аспиранты меньше заняты учебой и испытывают трудности с ней.

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Отличие от соискателя

Термин «соискательство» сегодня официально не используется. Он заменен понятием «прикрепление к исследовательской организации», которое применяется в отношении специалиста с высшим образованием, работающего над диссертацией самостоятельно. Его прикрепляют к научному руководителю и определенному вузу или исследовательской организации. Но если аспиранты – это претенденты на ученую степень, обучающиеся при вузе по индивидуальному плану, то соискатель не обязан:

  • сдавать вступительные и текущие экзамены;
  • посещать занятия или преподавать;
  • принимать участие в научно-исследовательской деятельности кафедры;
  • представлять регулярные отчеты о проделанной работе;
  • проходить итоговую аттестацию.

Время, отведенное соискателю на подготовку и последующую защиту диссертации, составляет 3 года. В течение этого периода он имеет возможность заниматься исследовательской работой, не отвлекаясь на посещение лекций по учебным дисциплинам. Соискателями обычно становятся сотрудники научных организаций, самостоятельно пишущие диссертацию.

Подготовка молодых научных кадров – одно из условий успешной реализации нацпроектов в сфере образования и экономики. Однако механизм выполнения этой задачи, заложенный в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, недостаточно эффективен. Возможно, новый законопроект, принятый недавно Думой в первом чтении, позволит более точно определить, аспирант – это студент или нет.

Социальные льготы

Аспиранты имеют право на предоставление социальных льгот как полноправные субъекты социального страхования. Данной категории обучающихся полагается:

  • выплаты по листу нетрудоспособности при продолжительности болезни более 30 дней, с сохранением выплаты стипендии и продлением срока обучения соответственно длительности болезни;
  • оплата больничного листа за время нахождения аспирантки в отпуске по беременности и родам, с сохранением стипендиальных выплат и увеличением продолжительности периода обучения;
  • выплата одновременного пособия на ребенка при его рождении. Выплата ежемесячного пособия на ребенка до полутора лет. Выплаты осуществляются отделом соцзащиты населения;
  • аспирантам, которые обучаются бесплатно на очном отделении один раз в год полагается выплата в двухкратном размере стипендии на цели приобретения научной литературы.

За работодателем закреплены следующие функции:

  • оплата командировочных расходов аспиранта;
  • расходы на переезд аспиранта в иностранные образовательные учреждения по обмену знаниями.

Сколько учиться и на какой основе

Сколько лет учиться в аспирантуре:

  1. очное обучение займет у вас 3 года, заочное – 4.
  2. для технических специальностей эти сроки увеличиваются на год (очная форма – 4 года и заочная – 5 лет).

Также аспирантура предполагает 3 основы обучения:

  1. бесплатная или бюджетная – доступна лицам, которые сумеют набрать максимально высокий балл на экзаменах. Если абитуриент не смог показать себя на вступительном этапе, то может поступить только на контракт;
  2. платная или контрактная форма обучения – может поступить любой абитуриент, набравший на экзаменах требуемый минимум;
  3. целевая – обучение оплачивается из кармана работодателя. Так происходит, если сотрудник является ценным кадром для компании (организации, фирмы), и начальство видит смысл в его дальнейшем развитии.

Поступить на бюджет очень непросто из-за высокого конкурса – 4-5 человек на место.

Место аспиранта на платном и заочном отделении доступно всем, кто получит хотя бы минимальный балл на экзаменах.

Молодые люди часто идут в аспирантуру, просто чтобы получить отсрочку от армии

Алексей Зеленский

Я учился в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания на звукорежиссуре. Когда заканчивал, у меня, как и у любого молодого человека в России, очень остро стоял вопрос с армией, и самым естественным способом как-то ее избежать было пойти в аспирантуру. При моем же институте была аспирантская кафедра культурологии, которая казалась неплохим вариантом: один из преподавателей там, например, был из тартуской школы, там учился сын профессора, к которому я специально окольными путями бегал слушать лекции по аудиовизуальным языкам в другой институт. Мне показалось, что это может быть интересным компромиссным вариантом.

Я туда поступил и начал заниматься диссертацией, она была основана на трудах Леви-Стросса, Делеза, Деррида, а также людей, которые не имеют прямого отношения к научному миру (например, Владимир Мартынов и Маршалл Маклюэн). И вскоре я обнаружил странный конфликт с моим руководителем и другими людьми на кафедре: они все время хотели выкинуть или максимально сократить все ссылки как раз на Мартынова, Маклюэна и в принципе сократить то, что казалось мне очень существенным в тексте.

Я понял, что научный метод не предполагает некоторых вещей, которые мне кажутся очень важными в этой работе, и постепенно начала закрадываться такая мысль, что диссертацию по моей теме невозможно написать так, чтобы оставаться верным источникам, которые я использую, потому что разрабатывать идеи Делеза и Деррида внутри строгого, по линейке вымеренного научного труда — это какое-то извращение. Кроме того, я уехал за границу, на меня перестал распространяться призыв, у меня родился сын, и я понял, что аспирантура будет требовать огромных бессмысленных затрат из-за ВАКа, из-за того, сколько мне предстоит бороться с самим собой, чтобы отказаться от своего видения текста и сделать его таким, каким он должен быть, чтобы его защитить. Тут есть такая типичная российская бессмысленность, когда ты изначально идешь в аспирантуру в первую очередь потому, что тебе грозит армия, а потом все должен делать строго определенным образом и при этом еще и думать о том, что этим ваковским изданиям надо платить, потому что они иначе не печатают работы и так далее. В общем, все, что связано с российской действительностью, абсолютно отравило идею того, что эту работу нужно довести до конца.

Если я и решу закончить диссертацию, то точно не в России, хотя тут это было бы важнее с той точки зрения, что здесь существует гораздо меньше работ на эту тему. Но я не вижу никакого смысла включаться в российскую большую академическую жизнь, потому что для меня очевидно, что первоначальный смысл этой ступени образования, к сожалению, очень сильно искажен из-за вопросов армии, бюрократии и так далее.

Жесткие академические рамки и бюрократия сильно ограничивают аспирантов

Даша

Я с красным дипломом окончила филологический факультет, один из самых престижных в России. Подумывала о том, чтобы продолжить учебу за границей, но мне был 21 год, в жизни творилось черт-те что, и после диплома сил на мотивационные письма и поиски грантов совсем не было. И тут в моем университете мне предложили трехлетний грант на аспирантуру с возможностью часть времени учиться в Европе. Это был самый легкий путь, и я согласилась.

У меня не было серьезных иллюзий по поводу того, что такое русская аспирантура, но все же реальность оказалась еще печальнее. Отечественная академическая наука сама по себе консервативна, и когда я заявила, что буду писать о музыкальном театре, это вызвало множество вопросов. Меня постоянно спрашивали, а филология ли это вообще, хотя в Европе таких вопросов ни у кого не возникает — междисциплинарные темы, напротив, кажутся там самыми престижными и привлекательными. Кандидатская диссертация — это не творческая и даже не столько научная работа, сколько доказательство того, что человек способен оформлять ссылки по всем ГОСТам и мириться со множеством бесполезных бюрократических процедур и ограничений. Я была не готова.

Я сдала кандидатский минимум и, поскольку хотела отработать свой грант, упорно пыталась что-то написать, но за мной никто особо не следил, а за полгода до конца аспирантуры меня попросили забрать документы. У университета начались проблемы с властью; ученый совет, который присваивает кандидатские степени, распустили, потом случилась история с «неэффективными вузами», которая коснулась и моего, так что надежды спокойно защититься в стенах своего университета почти не осталось, и обо мне окончательно забыли.

Не хочу винить обстоятельства — если бы у меня хватало мотивации защититься, я бы нашла способ это сделать. Но с самого начала аспирантуры я стала работать и забывать студенческую жизнь. Мне нравилась наука, и, наверное, я могла бы стать неплохим ученым, но мои амбиции оказались слишком приземленными, чтобы закрывать глаза на нищенские зарплаты в российских университетах и нулевой градус престижа, который дает кандидатская степень. И даже если бы я захотела преподавать за границей, в аспирантуре мне пришлось бы учиться заново — русское звание кандидата наук там мало что значит.

Забрав документы, я решила заняться журналистикой. Теперь то, что я пишу, читают люди, и это не пылится в архивах. Я знаю, что мои тексты, пусть это и не серьезные академические труды, кому-то нужны и порой даже меняют жизни. И когда я чувствую вину и обиду за незакрытый гештальт, я вспоминаю слова одного своего преподавателя. Комментируя статью Гаспарова, он говорил: «При всем уважении к Михаилу Леоновичу — для кого он это написал? Для бога филологии? Нет такого бога». Я восхищаюсь своими ровесниками, которые окончили аспирантуру и учат студентов, — это настоящие герои. Но для меня бог филологии умер.

Кому нужна аспирантура

Зачем идти в аспирантуру? Есть много веских причин. Аспирантура нужна, для того чтобы улучшить свои профессиональные перспективы, удовлетворить требования к степени для своей карьеры или углубить свои знания в определенной области.

Вот несколько преимуществ, которые помогут определиться:

  1. Степень аспиранта необходима для вашей желаемой профессиональной области для того, чтобы вы могли легально практиковать или быть признанным профессионалом. Во-первых, определите, нужна ли вам сертификация или степень, чтобы соответствовать вашим профессиональным требованиям, и подумайте, есть ли программы, которые позволяют вам работать в обоих направлениях.

  2. Это может улучшить вашу карьеру, помочь получить навыки и знания или быть решающим фактором в переговорах о повышении заработной платы. Хотя степень не приводит автоматически к повышению в должности, зарплате или ответственности, это может быть очень полезным.

  3. Увеличение профессиональных возможностей и перспектив. Поступление в аспирантуру – это возможность получить передовые навыки и глубокие знания в области за пределами вашей специальности или обеспечить прочную основу в совершенно новой области. Помимо степени, аспирантура также является отличным местом для общения.

  4. Стремление развиваться и изучать определенную специальность. Возможно, нет немедленного практического применения для желаемой степени. Тяга к знаниям может быть одной из веских причин для поступления в аспирантуру, ведь это пространство для размышлений и погружения в предмет интереса, который недоступен за пределами академических кругов.

  5. Степень аспиранта может помочь быть лидером в области социального воздействия. Наряду с возможностями для развития своей собственной карьеры вы будете способствовать социальному развитию.

  6. По мере того, как вы продвигаетесь по уровням высшего образования, вы осваиваете, а затем становитесь производителем знаний. Именно это растущее чувство свободы воли, сопровождаемое опытом, позволяет мудрости расти. Быть аспирантом – значит соответствовать более высокому академическому стандарту.

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

Что дает аспирантура без защищенной диссертации?

Зачем нужна третья ступень образования, если она не заканчивается высокой степени кандидата?

  • На выходе слушатель курса получает диплом с квалификацией исследователь, что уже указывает работодателю на его более высокий уровень подготовки.
  • Молодым людям аспирантура интересна, как законный способ отсрочки от армии (3 года плюс год для подготовки).
  • Педагогическая практика — полезный навык (потенциальное призвание, расширение вакансий).
  • Научные публикации, общение с учеными умами — все это может сформировать основу успешной карьеры на любом поле (научном, предпринимательском).
  • Удачно выбранный научный руководитель открывает студенту целый мир возможностей — грантов для проведения экспериментов, практикум соавторских открытий. Здесь же — поездки на конференции по городам своей страны или за рубеж.

Независимо от результатов защиты научного труда аспирантура дает отличную возможность найти себя.

Причины, почему не все защищают диссертацию

Причин остановки на последнем «рубеже» заветной кандидатской работы много. Нередко виной всему ошибочный выбор научного руководителя, мало заинтересованного в успехе подопечного. Этим чаще всего объясняется причина перевода в наш вуз аспирантов из других учебных заведений.

Иные популярные поводы отсрочки:

  • семья, работа (рождение ребенка, предложение отличной должности);
  • путанная бюрократическая платформа действий (25% студентов не допускаются до предзащиты из-за канцелярских неточностей);
  • изначально слабая тематика труда (сложности с ее выбором).

Как успешно защитить диссертацию

Успешная защита диссертации — дело сложное, но посильное каждому. Огромную роль в нем сыграет статус, авторитет, заинтересованность научного руководителя.

Важны хорошие отношения с кафедрой, активное участие в научной работе своего вуза, публикации в любые издания (ВАК, индекс РИНЦ, зарубежные). До основного выступления студент «покажет» труд минимум трижды (руководителю, на сайте кафедры, Ученому совету). Только затем его доклад заслушают на Диссертационном совете, куда можно выйти при наличии рекомендации к защите.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Зачем поступать в аспирантуру зарубежных вузов

Чтобы стать кандидатом или доктором наук в зарубежном вузе, нужно получить PhD-степень (Doctor of Philosophy). PhD — это длительное независимое исследование конкретной темы. Студент детально изучает тему, пишет и защищает докторскую диссертацию. Но в отличие от российской аспирантуры, PhD-программы зарубежных университетов готовят не только академических работников, но и квалифицированных специалистов для инновационного и высокотехнологичного сектора экономики, сферы R&D.

Доктор Лаура Валадес-Мартинес рассказывает о семи проблемах PhD и докторских диссертаций

Стипендия в PhD чаще выше, чем в российской аспирантуре. Студенты могут получать до $15 тыс. или даже $20 тыс. в год, сосредоточиться на обучении и не работать. Университеты Нидерландов и скандинавских стран нанимают аспирантов на должность научных сотрудников с зарплатой. В таком случае аспирантура становится первым этапом академической карьеры.

Специалисты часто получают PhD-степень ведущих зарубежного университета для развития академической карьеры. Таких специалистов приглашают преподавать и работать в лучшие мировые вузы. Согласно ряду исследований, существует «зарплатная премия» за степень PhD: работники со степенью зарабатывают больше, чем люди без нее. Но есть и негативные факторы. Чем позже специалист выходит на рынок труда, тем больше опыта и карьерных возможностей теряет.

На зарубежные PhD-программы поступают, если планируют переехать в другую страну. Но степень PhD пригодится и в России. Ведущие университеты страны предлагают более выгодные контракты для сотрудников с ученой степенью зарубежных университетов.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Личные причины

Екатерина Митина

Начиная с тринадцати лет у меня была мечта стать режиссером, я в принципе человек творческий: в детстве писала стихи, прозу, мне нравилось что-то придумывать. С братом мы мечтали снять наши игры на видео, чтобы это было как кино. Как у многих подростков моего поколения, у меня был кумир. В отличие от них, выбирающих себе более простых и понятных кумиров, моим кумиром был Владимир Ворошилов, автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?».

Но родители настояли на том, чтобы я пошла на историка, так как туда было проще поступить. Тем не менее я всегда думала, что если окончу истфак, то обязательно получу второе высшее, пойду на режиссера. И мне перспектива писать диссертацию на историческую тему была не очень интересна.

Но мой папа и мой молодой человек просто загнали меня в аспирантуру силком. Папа меня убеждал, что, дескать, если ты пойдешь в аспирантуру, то у тебя будет кусок хлеба и ты всегда сможешь заработать себе на жизнь, если будешь кандидатом наук. А мой любимый человек сказал: «Слушай, у тебя крутая тема, российская иудаика просто умрет, если ты это не увековечишь».

Я поступила в ИСАА на кафедру иудаики. В обучении было много положительных моментов: у меня был просто замечательный научный руководитель, я его до сих пор очень нежно люблю. Кроме того, аспирантура мне была полезна с той точки зрения, что мне там исправили английский язык. Языковое образование на истфаке и в ИСАА — это совершенно разные вещи.

На втором году обучения у меня случилась депрессия из-за сложных отношений с любимым человеком, и аспирантура постоянно мне о нем напоминала. В то же время я вообще не понимала, как писать диссертацию на мою тему. Мои о ней представления не устраивали научного руководителя и завкафедрой: они говорили, что это не исследование, а беллетристика. Но я их не осуждаю: в том виде, в котором я это писала, это действительно не было историческим исследованием.

Плюс у меня было огромное желание уехать куда-нибудь из России, чтобы меня просто никто не трогал, и, может быть, там что-нибудь и написать. Под этим соусом я подала заявление об отчислении из аспирантуры и уехала в Израиль. Я действительно потратила очень много сил: выиграла грант, сидела в сионистском архиве и, вернувшись в Москву, пыталась все-таки что-то написать.

В это же время я решилась поступить на режиссерские курсы при ВГИКе, и мне там было безумно интересно. Этюды, работа с актером — это было что-то потрясающее. Особенно здорово, когда начинает рождаться образ и ты с актером его творишь вместе. Вот это сотворчество и счастье от него не заменят никакие исторические исследования. Кроме того, я за этот год попробовала себя в качестве ассистента режиссера на документальном фильме, познакомилась с известными людьми театра и телевидения.

Год где-то я пыталась совмещать, но потом меня настолько захватил мой проект, что я уже не могла думать об истории. Я поняла, что совмещать псевдопопытки научной деятельности с работой в кино просто невозможно. Думаю, что все-таки напишу диссертацию, когда сниму фильм, но не уверена, что на эту тему, потому что, в принципе, она недиссертабельна вообще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector