Стоит ли идти в аспирантуру после магистратуры?

Содержание:

Поступление после окончания специалитета

Специалитет остается некой формой исключения из правил. Будучи популярной в прошлом программой профессиональной подготовки, он является одноуровневым полным высшим образованием и дает право дальнейшего обучения.

Чтобы получить степень магистра держателю диплома специалиста достаточно:

  • подать документы на поступление;
  • пройти экзаменацию (собеседование, тесты);
  • выбрать форму обучения;
  • получить студенческий билет, приступить к занятиям.

Значение профиля предыдущего образования

Важный нюанс: после специалитета магистрат может считаться как следующим уровнем первого образования, так и получением II ВПО. Это зависит от выбора конкретного профиля, программы, которую он прошел (дипломированный специалист, специалист).

Распространенные варианты:

  • выбор смежного профиля часто «проходит» как первое высшее;
  • освоение новой специальности — получение второго образования.

Для бакалавров такие ограничения не действуют (что утверждает закон 273-ФЗ). Студент может освоить сразу две смежные (принципиально отличные) спецификации по одной системе обучения, выбрав профессию магистратуры, отличную от профиля, освоенного на бакалавриате. Выбор смежной специальности, правда, дает ученику право перезачета отдельных дисциплин, ускоренной подготовки.

Считается ли магистратура после бакалавриата за второе высшее?

Закон четко устанавливает статус программ подготовки бакалавров и магистров — это два уровня одного образования. Потому даже при кардинальной смене профессии переход на вторую степень не будет считаться получением II ВПО.

Для экономии времени студент может осваивать одновременно несколько профилей в первые четыре года учебы. Затем — поступить по одной из специальностей магистрата или другому направлению. Вторым образованием это будет считаться только при наличии у абитуриента диплома магистра/специалиста, полученного ранее.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Преимущества защиты кандидатской диссертации

Если вы закончите аспирантуру, то всегда сможете рассчитывать на получение более высокой зарплаты. Как правило, наличие ученой степени предусматривает повышенный тариф при начислении оплаты.

Если вы заняты поиском работы, то наличие ученой степени станет существенным преимуществом при приглашении на собеседование. Как правило, работодатели отдают предпочтение более грамотным специалистам.

Защита кандидатской диссертации позволит вам работать преподавателем в ВУЗе. Вы сможете не только вести лекции, но и продолжать активную научную работу. Через несколько лет у вас будет готова докторская диссертация.

Защита докторской диссертации позволит вам войти в руководящий состав ВУЗа. При желании учиться вы сможете быстро подняться вверх по карьерной лестнице, перед вами откроются замечательные перспективы.

Трудоустройство аспиранта-очника с точки зрения закона

Законодательных препон для совмещения очной аспирантуры и работы нет. Подтверждение — ряд актов:

  • ТК РФ. Статья 59 кодекса определяет возможность заключения срочных договоров со студентами, обучающими на очной форме. Статья 66 отменяет право кафедры удерживать трудовую книжку аспиранта. Исключение — случав, когда вуз является работодателем студента (обучение является основанием предпочтения кандидата).
  • Закон об образовании (273-ФЗ) определяет право студента (магистранта, аспиранта, будущих бакалавров, специалистов, колледжистов — всех, кому исполнилось 14 лет) совмещать учебу с трудоустройством.
  • Закон социального страхования регламентирует право воспользоваться учебным отпуском (студента очника — для поступления).

Дополнительно вопросы совмещения учебы с занятостью регламентированы подзаконными актами — Правилами, Инструкциями заполнения трудовых книжек, статьями ТК, определяющими условия заключения договоров.

Возвращаясь к вопросу о стаже, надо заметить, что аспирантура в него не входит, поскольку вузы не отчисляют за студентов взносы в страховой фонд (нет страхового стажа). Но работа параллельно с учебой отменяет пропуск страхового стажа, — взносы за студента отчисляются работодателем.

Выбор формы обучения

Как поступить в аспирантуру на бюджет

На бюджетной форме аспирантуры обучающиеся получают государственную стипендию: чтобы «заслужить» ее, нужно учиться без троек и не иметь «хвостов».

Поступить в аспирантуру на бюджет можно, если раньше вы не учились на такой форме и успешно сдали все вступительные экзамены. Если в аспирантуре несколько бюджетных мест, на которые много претендентов, на бюджет поступят те, чей рейтинговый балл будет выше (он состоит из оценок за экзамены и среднего балла приложения к диплому).

В последние годы вузы также имеют право начислять дополнительные баллы абитуриентам за индивидуальные достижения. К ним относятся:

  • публикации в научных изданиях (статьи в журналах ВАК добавят больше баллов);
  • участие в конференциях, семинарах, грантах;
  • победы в профильных научных конкурсах;
  • международные стажировки;
  • наличие патентов и авторских свидетельств;
  • «красный» диплом и наличие именных стипендий.

Если при поступлении вы представите портфолио с такими достижениями, шансы поступить на бюджет возрастут.

Платная аспирантура

Контрактная форма предполагает, что аспирант сам платит за обучение. Обычно стоимость этой формы в 1.5-2 раза превышает стоимость магистратуры.

Очная и заочная формы

Очная аспирантура подойдет выпускникам, которые хотят полностью посвятить себя научно-исследовательской деятельности. Она предполагает:

  • посещение пар;
  • регулярные консультации с научным руководителем;
  • сдачу сессий;
  • педагогическую практику.

Аспиранты этой формы не могут совмещать обучение и работу в другой организации, но могут подрабатывать на четверть ставки ассистентом, инженером или лаборантом в вузе.

Заочный режим выбирают те, кто хочет совмещать подготовку диссертации с работой. Эти люди не посещают лекции, приезжают в университет только на сессии, а консультироваться с руководителем могут дистанционно.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Независимо от формы аспирантуры, для поступления придется сдать экзамены.

С детства мечтаете о карьере ученого? Тогда аспирантура точно для вас!

Совмещение работы и аспирантуры: законно или нет?

На одну стипендию аспиранту явно не прожить, а то минимальное количество часов преподавания, которое ему выделяет вуз, не оплачивается должным образом. Вот поэтому и возникает острая необходимость в дополнительном источнике доходов, не связанным с педагогикой и профессиональным обучением. Однако вот здесь имеется одно, но очень существенное НО.

Согласно официальным правилам, которые должен знать любой учащийся аспирантуры, аспирант очной формы обучения не имеет права работать в каком-либо другом месте, несвязанным со стенами вуза и наукой.

Правило, конечно, строгое, но, как известно, все правила созданы для того, чтобы их нарушать. Именно поэтому все аспиранты пренебрегают такими рекомендациями и запретами, а для улучшения своего материального состояния подыскивают денежную подработку.

В аспирантуре об этом знать не должны, хотя по неофициальным данным профессора понимают финансовые трудности и закрывают глаза на некоторые нарушения.

На аспирантов – заочников и соискателей такие правила не распространяются, однако и обучение для них включает более продолжительный период времени. Защита кандидатской диссертации становится тем финишем, который обеспечивает хорошую должность и вполне приличную заработную плату.

Сроки обучения индивидуальны, но результат, по сути, один и тот же, как и перспективы молодого, но уже квалифицированного специалиста.

Сколько лет предстоит учиться в аспирантуре

Если вы не планируете выезд за пределы России и хотите стать аспирантом, то стоит отучиться на специалитете. После него, как и после магистратуры, получить звание кандидата наук и защитить диссертацию можно через 3 года, если обучение очное. На заочном отделении обучение продлевается еще на год – аспирантам предстоит учиться 4 года. Столько придется постигать науки, если вы учитесь на юриста или по другому гуманитарному направлению.

На некоторых специальностях срок обучения превышает установленные нормативы. Они считаются наиболее сложными и связаны со следующими науками:

  • медициной;
  • высшей математикой;
  • различными отраслями химии и биологии;
  • большинством направлений физики.

Продленный срок обучения действует на большинстве направлений технических специальностей. В этом случае очно подготовиться к получению кандидатской степени можно за 4 года, а на заочном отделении обучение будет длиться 5 лет. Такие сроки действуют на технических направлениях СамГТУ и МГУ.

Что такое магистратура?

Согласно Болонской системе магистратура является второй ступенью высшего образования, следующей сразу после бакалавриата. Кроме того, на некоторых направлениях подготовки студентов высшее образование можно получить по программе специалитета.

Обучение в магистратуре позволяет углубить знания по выбранной специальности: поступить в магистратуру могут и бакалавры, и специалисты. Срок обучения по данной программе составляет 2 года. По окончании учебы магистрант должен написать и защитить научную работу – магистерскую диссертацию.

Выпускники магистратуры имеют право заниматься профессиональной деятельностью, а также планировать дальнейшую карьеру в науке. Кроме того, успешно защитившие диссертацию магистры получают и возможность преподавать, но только в средних учебных заведениях. Магистратура является прекрасным фундаментом для поступления в аспирантуру и стартом в карьере будущего ученого.

Написание реферата – важное дело при поступлении в аспирантуру

Написание
реферата – почти всегда обязательное условие для поступления в аспирантуру.
Обычно реферат делается из дипломной работы – если, конечно, будущий аспирант
собирается продолжать исследовать ту тему, которой посвятил диплом. Если же
тема другая, то реферат скорее должен быть эскизом будущей диссертации. Абитуриенту
аспирантуры нужно не только «показать глубокие знания» в своей области, но и
наметить научные проблемы, над которыми он будет работать во время обучения.

Требования
к реферату везде примерно одинаковы. Впрочем, недавние студенты и так
многократно писали разнообразные рефераты. Правда, тот, с которым поступают в
аспирантуру, должен быть более представительным, чем любая студенческая работа.

Требования
примерно таковы:

  • объем
    около 25-40 машинописных страниц;
  • обычная
    структура (введение, основная часть, заключение, список литературы);
  • во
    введении обосновывается выбор, актуальность темы, цели и задачи исследования;
  • основная
    часть – 2-3 параграфа: 1). Суть исследуемой проблемы 2). Анализ и оценка
    существующих теоретических подходов к этой проблеме 3). Изложение собственного
    взгляда на проблему и пути ее решения;
  • в
    заключении – формулировка основных результатов;
  • список
    литературы – в соответствии с правилами библиографического описания.

Если
выражаться несколько высокопарно, цель написания реферата – убедить своего
научного руководителя и отдел аспирантуры в том, что вы имеете к науке самое
непосредственное отношение и сможете написать диссертацию.

Общие положения

1.1.Правила приёма в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (далее – правила приёма в МФТИ) разработаны на основании:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минобрнауки России от 12 января 2017 г. № 13 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (далее – порядок приёма);
  • Приказа Минобрнауки России от 03 апреля 2020 г. № 547 «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год»;
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076»;
  • Иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
  • Устава МФТИ, иных локальных нормативных актов МФТИ.

1.2.Приём проводится на первый курс на очную форму обучения по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – программам аспирантуры). Срок обучения устанавливается следующим образом:

  • по направлению 01.06.01 Математика и механика – 4 года;
  • по направлению 02.06.01 Компьютерные и информационные науки – 3 года;
  • по направлению 03.06.01 Физика и астрономия – 4 года;
  • по направлению 04.06.01 Химические науки – 4 года;
  • по направлению 05.06.01 Науки о Земле – 3 года;
  • по направлению 06.06.01 Биологические науки – 4 года;
  • по направлению 09.06.01 Информатика и вычислительная техника – 4 года;
  • по направлению 11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи – 4 года;
  • по направлению 12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии – 4 года;
  • по направлению 24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника – 4 года.

1.3.Приём осуществляется на места:

  • в рамках контрольных цифр приёма за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – контрольные цифры, бюджетные места);
  • в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), в том числе соотечественников, проживающих за рубежом (далее – квота на образование иностранных граждан);
  • по договорам об оказании платных образовательных услуг (далее – платные места).

1.4.Приём в рамках контрольных цифр осуществляется по следующим основаниям:

  • на места в пределах квоты приёма на целевое обучение (далее – целевая квота);
  • на места в рамках контрольных цифр за вычетом целевой квоты (далее – основные места).

1.5.Правила и порядок восстановления в число обучающихся, а также перевода обучающихся из других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются Положением о восстановлении после отчисления и переводе обучающихся из других организаций.

1.7.Сроки окончания подачи документов в каждом из этапов, сроки зачисления, сроки представления заявления о согласии на зачисление и документа об образовании, даты вступительных испытаний устанавливаются графиком работы приёмной комиссии. График работы приёмной комиссии публикуется на официальном сайте в срок до 01 июня 2020 года.

1.8.Все вопросы, связанные с приёмом в МФТИ, не урегулированные правилами приёма в МФТИ, решаются центральной приёмной комиссией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Экзамены в аспирантуру и их специфика

Вступительных
экзаменов в аспирантуру три – специальность, философия и иностранный язык.
Обычно на сайтах вузов представлены вопросы для подготовки к этим экзаменам.

Экзамен
по специальности – самый простой и самый сложный одновременно. Простой – потому
что именно по этой дисциплине аспирант и будет писать диссертацию, именно по
ней он больше всего знает. Сложный – потому, что требования, предъявляемые
аспиранту, отличаются от тех, которые предъявляются к студенту. Аспирант,
безусловно, должен показывать более высокий уровень подготовки. К тому же по
специальности потом необходимо будет сдавать еще и кандидатский экзамен.

На
экзамене по философии проверяются знания абитуриентов по общему курсу
философии, который читается студентам. Здесь придется вспоминать. Особенно
трудно тем, кто к философии относился как к лишней дисциплине – не такой уж и
лишней она оказалась.

Кстати,
в кандидатский минимум, который аспиранты сдают во время учебы, также входит
экзамен по философии – но уже не по общей, а по истории и философии науки.
Очень специфическая, но чрезвычайно полезная для аспирантов область знаний, над
которой тоже придется основательно попотеть.

Впрочем,
как вопросы к вступительному экзамену по философии, так и ответы на них легко
найти в интернете. Конечно, формулировки на 100 процентов не совпадут, но
будущему аспиранту несложно достроить картину до нужной.

А
вот про еще один вступительный экзамен – иностранный язык – такого не скажешь.
Готовых ответов тут нет. А экзамен состоит из нескольких заданий:

  1. Перевод
    небольшого научного текста той тематики, которой занимается аспирант: химику
    дают текст про химию, литератору – про литературу. Можно пользоваться словарем
    (удобнее, конечно, не бумажным, а иметь в телефоне), но перевод должен быть очень
    близким к тексту. Практически «слово в слово».
  2. Второе
    задание – конспект научного текста и его пересказ (на иностранном языке). И
    снова – текст той науки, которой вы занимаетесь, но теперь нужно понять общий
    смысл, сделать конспект и суметь пересказать его. А также ответить на вопросы.
  3. Третье
    задание – беседа. Обычно нужно подготовить рассказ о себе, о своей научной
    работе. По ходу рассказа экзаменатор может спросить что-нибудь, уточнить. Но по
    большому счету это самое простое задание.

Если
по специальности и философии еще можно поднапрячься и подготовиться за пару
недель, то по иностранному языку сделать это практически нереально. Поэтому –
лучше учите язык, пока вы студенты. Тем более что в нашем мультикультурном мире
без него скоро нельзя будет шагу ступить. По крайней мере, в науке.

Также рекомендуем:

Как изучать иностранные языки

Что такое ученая степень?

Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.

Виды

Российская наука позволяет получить степени двух уровней:

  • Кандидата наук.
  • Доктора наук.

Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.

Кандидат наук

Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:

  1. Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
  2. Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.

Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.

Доктор наук

Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.

Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия

Также не менее важно участвовать в работе кафедры

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Кому может быть полезно дополнительное обучение

Аспирантура способна давать и другие возможности. Например, повысить ваши котировки на рынке труда. Полезно пройти дополнительное обучение будет тем специалистам, которых слишком много на рынке труда. Найти хорошее рабочее место гораздо проще людям, имеющим ученую степень. Это высказывание можно применить к:

  • учителю;
  • экономисту;
  • юристу.

Для представителей первой профессии научная степень является способом найти более высокооплачиваемое место для работы. Экономистов и юристов в нашей стране достаточно много, поэтому работодатели отдают предпочтение тем, кто имеет кандидатскую степень. При трудоустройстве их охотнее приглашают на собеседования.

Инженеру или врачу аспирантура необходима для совершенствования своих знаний, получения более полной информации о выбранном направлении. Кроме того, во время прохождения дополнительного обучения реально сделать открытие. Все необходимое для этого есть в лабораториях НИИ и ВУЗов.

Аспирантура или второе высшее образование

В то время как второе высшее образование позволяет стать универсальным специалистом широкого профиля, освоившим сразу два направления, либо полностью сменить сферу деятельности, аспирантура обеспечивает вертикальный образовательный рост за счет повышения профессионализма и квалификации, позволяя выпускнику в случае удачной защиты получить ученую степень. Кроме того, поступление в аспирантуру предоставляет отсрочку от армии, что актуально в первую очередь для молодых людей призывного возраста, при этом кандидаты на получение второго диплома о высшем образовании подобной льготой не обладают.

Обучение по программам второго высшего образования допускает его прохождение одновременно с первым высшим, в то время как аспирантура не позволяет совершить подобный маневр. Более того, получить статус аспиранта возможно только после прохождения магистратуры, которая представляет собой предшествующую аспирантуре образовательную ступень

Немаловажно также, что не каждый вуз имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в то время как получить еще один диплом ВО можно в любом высшем учебном заведении

Внутренняя мотивация

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация — это интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание. Такая мотивация не зависит от внешних факторов, это добровольный выбор. Внутренне мотивированные студенты планируют карьеру в академии, остальные — часто вне ее. Исследователи выделяют пять причин внутренней мотивации, по которым люди идут в аспирантуру.

Образовательная программа аспирантуры НИУ ВШЭ включает учебные дисциплины, практику и научно-исследовательскую работу

(Фото: НИУ ВШЭ)

Сильные лидеры. Научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение часто подталкивают магистров к поступлению в аспирантуру. Мотивация динамична и меняется во времени. Хороший научный руководитель может ее укрепить. Он помогает аспиранту втянуться и не бросить учебу.

Кафедральная мотивация. Значимые проекты дополнительно мотивирует учащихся. Исследовательская работа, совмещаемая с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации, поэтому у тех, кто работает на кафедре — наибольшее преимущество. Такие аспиранты работают в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития. Все это влияет на мотивацию к учебе, поэтому аспиранты-сотрудники кафедры больше удовлетворены учебой и чаще успешно оканчивают курс.

Интерес к науке. Аспирантские программы привлекают людей, которые интересуются наукой и преподаванием. Согласно исследованию ВШЭ 2017 года, 56% учащихся поступили в аспирантуру, потому что хотят работать исследователем в вузе или научной организации, 48% — преподавать, 25% — планируют карьеру аналитика в коммерческой организации. Нынешнее исследование дает похожую картину мотивов.

Навыки и увлечения. Чтобы развить навыки исследовательской деятельности, в аспирантуру пошли 91% опрошенных. Почти 87% аспирантов поступили из-за интереса к теме исследования. Многие учащиеся подчеркивали в интервью увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.

Экономика образования

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Для части опрошенных обучение в аспирантуре стало любимым делом. Аспиранты с такой мотивацией тратят личное время на исследования.

«Вы не поверите, у некоторых людей есть склонность к научному исследованию. Кто-то от этого получает кайф. Кому-то нравится такая жизнь», — рассказывает научный руководитель-химик.

Преподавание. Преподавательской работой интересуются 70% опрошенных. Развивать исследовательские и преподавательские компетенции хотят 65% студентов. Аспиранты мечтают «что-то преподавать», — отмечает научный руководитель-филолог.

Функционал и намерения

Ясно, что содержание труда и карьерные планы взаимосвязаны. Это четко видно на примере аспирантов — вузовских работников. Доля желающих остаться в том же университете после выпуска ниже среди тех, кто занят наукой и исследованиями (80%), и выше среди преподавателей (87%) и администраторов (89%). При этом среди респондентов:

 Исследователи намерены продолжить работу по профилю, но не обязательно в вузе, а, например, в научных и коммерческих организациях.

 Те, кто преподает, планируют делать это и дальше (45%).

 Администраторы хотят остаться в вузе, но преподавать (41%) или заниматься наукой (13%).

То есть занятые наукой и исследованиями планируют сохранить содержание работы, но готовы сменить место. А те, кто преподает и администрирует, хотят остаться в вузе. 

Как поступить в аспирантуру?

Теперь всем становится понятно, что уже дипломированный магистр не достиг поставленных целей, поэтому основательно готовится к высокому званию «кандидат наук». Однако добиться таких высот не так уж и просто, а поступление в аспирантуру для многих и вовсе остается несбыточной мечтой.

Например, рассчитывать на данное обучение могут исключительно выпускники с присвоенным статусом «магистр» или «специалист», блестяще сдавшие несколько вступительных кандидатских экзаменов. Для остальных категорий выпускников данная категория обучения и вовсе остается недоступной и заоблачной.

Форма обучения
в аспирантуре традиционно бюджетная и по контракту. В первом случае магистр блестяще сдал вступительные экзамены и набрал проходной балл, поэтому последующие годы нести гордое звание «аспирант» может абсолютно бесплатно. Если по каким–либо причинам поступить на бюджет так и не удалось, но перспективы у такого абитуриента самые радужные, то руководство аспирантуры предлагает ему платную фору обучения. Соглашаться на такое предложение или нет – выбор каждого выпускника.

Обязательными экзаменами при поступлении считаются иностранный язык
(привилегированно английский) и философия
, а также профилирующий по специальности предмет
и предмет по направлению вуза.

Кстати, можно изменить освоенную специальность в аспирантуре, однако такие нюансы необходимо будет оговаривать в индивидуальном порядке с руководством вуза (не все высшие учебные заведения идут выпускнику на такие уступки).

Что такое аспирантура?

Итак, аспирантура
– это, прежде всего, самостоятельная форма обучения, которая обеспечивает качественную подготовку научно – педагогического состава высшей квалификации. Полученные на занятиях знания и навыки, скорее, практические, а лекции преобладают в незначительном количестве.

Проще говоря, студент долгие пять лет углубленно изучает теорию в выбранной специальности, а теперь в аспирантуре он может применить полученные знания непосредственно на практике. В данном случае приветствуются многочисленные эксперименты, а также углубленное изучение практического материала в рамках выбранной специальности.

Аспирантура необходима для получения научных знаний и оформления собственных разработок. Если опять-таки говорить простым и доступным языком, то каждый заинтересованный аспирант должен готовиться к своей будущей докторской диссертации.

Для этого желательно обратить внимание на такие аспекты знаний, как:

1.​ Создание и продвижение собственных научных работ;

2.​ Публикация своих работ в научных журналах;

3.​ Выступление аспиранта с докладом на научных конференциях;

4.​ Ведение практических и лабораторных работ для отдельных групп студентов;

5.​ Подготовка будущей докторской диссертации.

Так что занятий на три года учебы предостаточно, главное – своевременно расставить приоритеты и поставить цель, которой неустанно следовать.

Отличия разных ступеней образования

Двухуровневая система образования была необходима, чтобы у выпускников из России была возможность поступить в европейские или американские учебные заведения без необходимости снова прослушивать базовый курс. Сейчас в нашей стране переходный период на эту систему. Пока еще не изменена оценка знаний (за границей она стобалльная) и не во всех ВУЗах имеется разделение на две ступени. Поэтому уровни подготовки студентов сейчас следующие:

  1. Бакалавр – в переводе с латинского это слово означает недоучка. Эта ступень подготовки на сегодня является самой низкой. После нее нельзя поступить в аспирантуру, но уже можно работать или поехать на обучение за границу. Срок получения знаний на бакалавриате – 4 года.
  2. Специалист – человек, который отучился в ВУЗе по одной из старых программ. В этом случае провести на студенческой скамье ему предстоит 5 лет. Одним из преимуществ специалитета является возможность дальнейшего поступления в аспирантуру. При этом студент экономит целый год. В магистратуру на бюджетную основу специалисту поступить уже нельзя, так как повышение ступени считается вторым высшим образованием.
  3. Магистратура – это вторая ступень обучения по европейской системе. Благодаря ей можно получить еще одну профессию или углубить знания в выбранной специальности. После прохождения курса необходимо защитить магистерскую диссертацию, что является хорошей подготовкой к аспирантуре. Срок обучения магистра – 2 года, после чего реально стать преподавателем ВУЗа.

Претендовать на кандидатскую степень можно только на основе специалитета или магистратуры. Можно прекратить обучение после бакалавриата, а позже платно и заочно углубить свои знания.

Как поступить в аспирантуру?

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в аспирантуру принимаются граждане России с высшим образованием. Прием осуществляется на конкурсной основе. Поступить в аспирантуру можно сразу после окончания ВУЗа или после опыта практической работы по выбранной специальности не менее двух лет.

Новые правила приема в аспирантуру претерпели значительные изменения. Теперь ВУЗы и научные институты сами устанавливают перечень вступительных экзаменов и проведение конкурса по каждому направлению.

Обязательными являются экзамены по специальности и иностранному языку. Форма проведения вступительных испытаний (письменная или устная) определяется организацией самостоятельно. Кроме того, ВУЗам разрешено производить наборы в аспирантуру с приемом вступительных экзаменов по мере формирования групп.

Как аспирантура помогает в карьере

Споры о необходимости высшего образования и ученой степени идут до сих пор, считают сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ — Евгений Терентьев и Сауле Бекова.

Чтобы понять, как аспирантура помогает в карьере, оценивают экономическую премию. Это разница в зарплате сотрудника с ученой степенью и его сверстниками без степени. Результаты подобных исследований сильно отличаются.

В 1980-х годах американские исследователи заметили, что реальные зарплаты работников с ученой степенью упали. Людей со степенью было больше, чем требовалось на рынке труда. Специалисты теряют в деньгах, потому что потратили годы на получение степени пока их сверстники нарабатывали реальный опыт. Работодатели ценили опыт больше, чем ученую степень. Работники, которые потратили несколько лет на получение степени вместо выхода на рынок труда в США, потеряли $138 тыс. Отрицательную премию за степень выявили и в Италии, причем для работающих в академической сфере.

Другие исследования показывают выгоду от степени. В конце нулевых американские работники с ученой степенью зарабатывали минимум на 20% больше, чем обладатели степени магистра. Согласно исследованиям в Германии, обладатели ученой степени получают больше по сравнению с магистрами на 11-29% в зависимости от направления подготовки. При этом ученую степень выгоднее получать людям, которые работают вне академической сферы. В России нет подобных исследований. Но по данным НИУ ВШЭ и Швейцарской школы бизнеса, банки работают эффективнее, если ими руководят люди со степенью.

Получившие степень отмечают, что в аспирантуре приобрели важные навыки для работы. При этом дети родителей с ученой степенью более успешны в изучении математики.

Вариант 1. Поступление в своем вузе

Это
самый распространенный вариант – когда зовут на кафедру в своем вузе. Вы знаете
преподавателей, они знают вас. В таком случае аспирантура получается мягким
продолжением высшего образования.

Лучше
всего, если человек, собирающийся в аспирантуру, увлечен какой-то конкретной
научной областью. Плюс не только в том, что в этой области он хорошо разбирается,
но и в том, что ему легче будет выбрать тему диссертации.

Также рекомендуем:

Зачем поступать в аспирантуру

Или даже – если говорить о поступлении – не диссертации,
а пока еще реферата. Практически везде от аспирантов-абитуриентов требуется
реферат по теме, соответствующей будущей диссертации.

Поэтому
совет такой:

заранее определите область своих научных интересов и наметьте
тему, которой вам будет интересно заниматься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector