Производственная практика
Содержание:
- Цель научно-исследовательских практических мероприятий
- Лекция & практическое занятие
- Что нужно обязательно знать об основном этапе производственной практики?
- Каковы цели и задачи производственной практики?
- Что приобретает студент после практики
- Виды практических занятий в вузе
- Цель учебной практики
- Практическое занятие в вузе: что это такое
- Задачи
- Как подготовиться к практическому занятию в вузе
- Разновидности
- Виды и сроки
- Форма организации учебной практики
- Советы начинающему практиканту
- Что делают во время предварительного и подготовительного этапов?
- Задачи практики
- Отчет по учебной практике
- Что такое производственная практика и зачем она нужна?
- Что делают на практике?
- Особенности заключительного этапа
- Как нужно отчитываться о практике?
- Формы проведения практических занятий в вузе
- Цели и задачи
- Цель практики
- Цели и задачи практических занятий в вузе
- Выводы
- Выводы
Цель научно-исследовательских практических мероприятий
Какие задачи стоят перед научно-исследовательской практикой?
Студентам, решившим получить степень магистра, предстоит пройти также научно-исследовательскую практику. Мероприятие такого плана призвано сформировать у будущих магистров профессиональную компетентность, которая пригодится им при ведении дальнейшей научно-исследовательской работы.
Целью научно-исследовательской практики принято считать:
- закрепление и углубление полученной ранее теории;
- получение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- подготовка новоявленных магистров к педагогической деятельности.
Лекция & практическое занятие
Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.
Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.
Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.
Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.
Что нужно обязательно знать об основном этапе производственной практики?
Основной этап производственной практики.
Основной (рабочий, оперативный) этап практики – самый главный и интересный, так как, проходя его, студенты знакомятся со своей возможной будущей работой, получают и закрепляют практические навыки, начинают расти как специалисты. А еще несомненный плюс этого этапа – новые интересные знакомства и куча новых впечатлений.
Тем не менее, не стоит забывать о рабочих и формальных составляющих рабочей части практики:
- ознакомление с базой производственного обучения (особенностями ее работы, графиком, инструктажами, требования к сотрудникам и т.д.);
- составление визитки организации – второй обязательный шаг;
- непосредственно трудовая деятельность, которая должна сопровождаться записями в дневнике практики.
Каковы цели и задачи производственной практики?
Цели и задачи производственной практики.
Главной целью производственной практики является повторение и совершенствование полученных знаний, а также их применение на деле. Студент отправляется на действующее предприятие, чтобы попробовать свои силы в работе по выбранной профессиональной деятельности. К задачам производственной практики стоит относить следующие:
- получение и укрепление профессиональных навыков;
- расширение и систематизацию теоретических знаний, полученных за годы посещения высшего учебного заведения, на основе углубления в работу производственного предприятия;
- получение сведений о правилах личного поведения на действующем предприятии;
- ознакомление с правилами техники безопасности.
Производственную практику принято делить на ознакомительную, технологическую и преддипломную. На первом этапе студентам предстоит только наблюдать за производственным процессом, пополняя арсенал теоретических знаний. Технологическая практика подразумевает активное участие учащегося ВУЗа в работе, выполнение им поручений руководителя.
Виды производственной практики.
Преддипломная практика, как можно понять из названия, предшествует написанию диплома и получения степени бакалавра. В это время студент имеет возможность собрать достаточное количество материала, необходимого для создания проекта.
Место прохождения производственной практики предоставляет кафедра, но бывают ситуации, когда студенту приходится самостоятельно искать предприятие, готовое на время сделать его частью персонала. Заняться этим вопросом стоит заранее, чтобы на момент начала практических мероприятий учащийся высшего учебного заведения уже имел договоренность с одной из компаний города.
Что приобретает студент после практики
Кроме решения вышеописанных задач и цели, учащийся имеет возможность определить самостоятельно, готов ли он к полноценной профессиональной деятельности. После окончания практики отчет студента в полной мере отразит эти данные, а также задаст направление, в котором необходимо дальнейшее обучение.
Отчет по практике – документ, который обязательно должен быть предоставлен лицу, ответственному за занятия студента. Ознакомившись с ним, он пишет свой отзыв и «закрывает» отчет, подписывая его. После этого отчет попадает в руки к преподавателям, которые принимают защиту документа. В его ходе студент рассказывает о том, что и как он делал на практике, а также о сроках ее прохождения и своих впечатлениях. На основании замечаний руководителя по практике и защитной речи студента выставляется итоговая оценка.
Виды практических занятий в вузе
Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.
Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:
- индивидуальная самостоятельная работа;
- решение контрольных робот и проверочных упражнений;
- лабораторные работы;
- практические исследования и эксперименты;
- учебные дискуссии;
- круглые столы;
- групповые семинарские занятия;
- исследовательские практикумы;
- решение проблемных кейсов;
- деловые игры;
- обучающий тренинг.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Решение кейсов предполагает групповую работу
Цель учебной практики
Для чего проводится учебная практика?
На первом либо втором курсе учащиеся какого-либо высшего учебного заведения сталкиваются с необходимостью прохождения учебной практики.
Это обязательной мероприятие, без которого учебные год не будет считаться закрытым, поэтому студентам рекомендуется подходить к нему максимально ответственно. К целям учебной практики следует относить следующие:
- освоение студентами первичной профессиональной информации;
- укрепление и совершенствование теоретических знаний, приобретенных за первые годы учебы;
- приобретение первых профессиональных навыков.
Практическое занятие в вузе: что это такое
Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.
Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.
Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.
Задачи
Ключевые задачи производственной практики заключаются в следующем:
- анализ особенностей рабочего процесса учреждения;
- обследование внутреннего распорядка организации (графика работы, структурных подразделений, инструкции по технике безопасности и так далее);
- освоение профессиональных навыков;
- изучение рабочего процесса путем выполнения заданий, назначенных руководителем;
- приобретение ценного опыта работы в коллективе и на производстве;
- поиск недостатков и недочетов в рабочем процессе предприятия.
Одной из важнейших задач производственной практики является разработка рекомендаций, направленных на усовершенствование деятельности учреждения и устранение изъянов.
Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:
- изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
- повторить правила и значимые формулы;
- решить большое количество типовых задач;
- просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
- подготовить тезисы для своего выступления;
- изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
- почитать правила и методические рекомендации;
- выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.
Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!
Разновидности
Учебная практика предполагает наличие следующих видов практических занятий:
Ознакомительных. Подразумеваются экскурсии по учреждениям с целью познакомиться с рабочими процессами, которые полностью соответствуют будущей профессии практикантов.
Предметно-методических. Предполагается проведение лекций и множественных бесед, раскрывающих практическую сторону выбранной специальности.
Направленных на приобретение начальных профессиональных умений
При этом акцентируется внимание на современном оборудовании, эксплуатирующемся на предприятии, сообщается о близких и дальних перспективах развития той или иной отрасли. Также рассказывается о потребностях сферы в хороших специалистах, значимости выбранной профессии и пр.
Таким образом, учебная практика в целом позволяет уже на начальном этапе обучения познакомиться с особенностями будущей профессиональной деятельности.
Виды и сроки
В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.
Тип | |
---|---|
Ознакомительная | Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия. |
Технологическая | Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя. |
Преддипломная | Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома. |
Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета.
Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную.
Трудовой кодекс строго регламентирует, сколько часов может продолжаться практика у студентов в день: в возрасте от 18 лет – не более восьми (ст. 91).
Форма организации учебной практики
Как правило, учебная практика проходит в следующем формате:
- групповые семинары, во время которых практиканты обсуждают результаты проведенных под руководством преподавателя исследований, касающихся рабочих процессов в том или ином направлении;
- коллективные занятия-дискуссии;
- беседы с сотрудниками учреждений, в ходе которых практиканты задают интересующие их вопросы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
- индивидуальная работа, предполагающая детальный анализ собранных практикантом данных;
- коллективные уроки, подразумевающие проведение своего рода «защиты» результатов практических занятий;
- групповые лекции, во время которых практиканты выдвигают собственные предложения по усовершенствованию рабочего процесса в той или иной сфере.
По завершении учебной практики студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные в ходе занятий знания и опыт.
Советы начинающему практиканту
Советы для начинающих.
Все ситуации, которые могут возникнуть во время практики предусмотреть невозможно, но все же универсальные советы есть.
- В начале практики желательно завести отдельный блокнот или тетрадь, куда будете вносить важную информацию на каждом из этапов, начиная с установочного собрания. Эти записи помогут не забыть о нюансах производственного обучения, а также обязательно пригодятся при составлении отчета.
- Работу, которая должна быть сделана на конкретном этапе нежелательно откладывать на следующий, так как потом с этой кучей будет очень тяжело разобраться.
- Если возникают трудности на любом из этапов, нужно сразу обращаться к руководителю практики, а не оттягивать до последнего момента.
О том как заполнить отчет по производственной практике вы можете узнать, посмотрев видео:
Что делают во время предварительного и подготовительного этапов?
Подготовительный этап практики.
Подготовительный и предварительный этапы (организационно-подготовительный этап) – начальные шаги в производственной практике, которые должны подготовить студента к будущей производственной работе и помочь организовать сам процесс, по крайней мере, его начальные стадии.
Подготовительный этап начинается с установочного собрания, посетив его, студент получает такие сведения о предстоящей практической деятельности:
- цели, задачи, практики;
- длительность производственной практики;
- особенности прохождения практики на разных этапах;
- требования баз практики к студентам;
- права, обязанности и ответственность будущих студентов.
Кроме того, на подготовительном этапе решаются ключевые для каждого будущего практиканта вопросы:
- кто будет руководителем практики;
- на каком предприятии или в какой организации будет проходить производственное обучение;
- индивидуальные задания в соответствии с тематикой квалификационных работ и особенностями баз практики.
Некоторые вузы выделяют предварительный этап, основные цели которого следующие:
- закрепление мест практики за отдельными студентами и подготовка проекта соответствующего приказа;
- анализ результатов предыдущего (подготовительного) этапа;
- определение мер по организации рабочего этапа практики.
Предварительный этап является вспомогательным, поэтому его с легкостью можно объединить с подготовительным, что и делает большинство учебных заведений.
Задачи практики
В зависимости от специальности, учащийся может решать множество текущих задач на предприятии, где проходит практику. Каждая из них приближает студента к достижению вышеозначенной цели. Среди задач практики могут быть такие:
- получение представления о режиме работы предприятия и следование ему;
- изучение общих и локальных положений об охране труда;
- понимание специфических целей деятельности предприятия;
- поиск и выявление недочетов и нарушений в порядке работы;
- нахождение перспективных путей развития предприятия;
- получение и выполнение специфических заданий от руководителя практикой;
- развитие коммуникабельности и умений работы в сотрудничестве с другими людьми;
- получение профессионального опыта.
Помимо этого, производственная практика дает возможность закрепить полученные знания и навыки, а также сформировать оригинальные предложения по увеличению производительности и устранению недочетов.
Отчет по учебной практике
В первый день практики необходимо составить календарный план и согласовать его с руководителем занятий. В течение всего периода прохождения студент должен вести дневник, фиксировать в нем выполненную работу. Это позволит в будущем значительно сэкономить время при составлении отчета.
Отчет по учебной практике представляет собой документ, который является подтверждением прохождения учащимся практики. В нем отражается вся проделанная студентом работа. Содержимое и оформление отчета должны четко соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Документ представляется руководителю практики, который, в свою очередь, оценивает работу студента, проверяет правильность и качество выполнения заданий, после чего подписывает его и возвращает практиканту.
Предлагаем ознакомиться с несколькими образцами отчетов по учебной практике:
Что такое производственная практика и зачем она нужна?
Прохождение производственной практики.
Начнём с того, что такое производственная практика. Наша любимая Википедия говорит, что это «практическая часть учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, проходящая, как правило, на различных предприятиях в условиях реального производства». Здесь завершается учебная практика.
Производственная практика позволяет студенту ещё раз окончательно решить, по той ли он стезе пошёл, а также заявить о себе потенциальному работодателю, а самое главное – закрепить на практике знания, которые он получил на лекциях и вообще на занятиях и адаптироваться к реальным производственным условиям.
Что делают на практике?
Что предстоит делать на производственной практике?
Существуют три вида производственной практики: ознакомительная, технологическая и преддипломная.
Во время ознакомительной практики студент фактически ничего не производит, а только ознакамливается с производственными и другими характерными для данной отрасли процессами.
В ходе производственной практики практиканту уже могут поручать изготавливать какие-то детали или участвовать в производственном процессе непосредственно по профилю предприятия.
Практика чаще всего не оплачивается, но, если на предприятии сложилась сложная кадровая ситуация, студента могут принять на полную ставку с соответствующей оплатой.
Особенности заключительного этапа
Заключительный этап производственной практики.
Заключительный этап начинается со следующего дня после окончания рабочего этапа, длится он традиционно 2 недели. Во время него студент должен:
- полностью написать и оформить отчет по практике;
- подтянуть все свои хвосты по контролям (если они остались);
- защитить итоговой отчет перед аттестационной комиссией кафедр.
Коварность заключительного этапа в том, что 2-х недель обычно оказывается маловато, так как работы накапливается солидная куча и сделать ее нужно качественно. Поэтому за отчет нужно садиться сразу же после окончания рабочего этапа, а еще лучше потихоньку писать его в процессе непосредственной практической деятельности.
Как нужно отчитываться о практике?
Отчет о прохождении производственной практики.
С вашей стороны, помимо, конечно, усердной работы в организации, которой вы можете зарекомендовать себя как будущего работника, потребуется отчёт о практике, который нужно предоставить на кафедру. Будет очень хорошо, если вы будете вести ещё дневник практики. В нём вы должны отразить ряд вещей:
- Место, где вы проходили практику, т.е. организацию, которая является базой практики для вас;
- Описание каждого дня работы. Здесь стоит написать, с каким чувством вы приходили на своё рабочее место, какие задания вам поручали, какую информацию давали;
- Описание того, насколько легко вы принимались за эти задания, как искали оптимальный механизм решения, какие чувства и эмоции испытывали;
- Расскажите о ходе выполнения задания, возможных расхождениях с первоначальным планом или своими ожиданиями, неизбежно появляющихся в ходе выполнения работы. Также стоит отметить, какие ресурсы вам понадобились и пригодились, а где потребовалась помощь коллег;
- В чётких описаниях производственных процессов стоит делать некоторые «лирические отступления». Здесь можно написать, насколько быстро и легко вы вписались в коллектив, устройство компании, сложившиеся в ней отношения;
- По окончании описания всех дней нужно подвести итог. Насколько эта практика была успешной для вас, выросли ли вы в профессиональном плане, совпадают ли ваши представления о профессии с тем, что вы увидели на деле?
Формы проведения практических занятий в вузе
Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:
По месту проведения | По форме выполнения |
аудиторные; | индивидуальные; |
онлайн-занятия (дистанционные); | работа в малых группах; |
частично аудиторные. | коллективные. |
Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.
Цели и задачи
На начальном этапе практические уроки проходят в структурных подразделениях образовательного учреждения с учетом утвержденного учебного плана. Основные цели проведения таких занятий заключаются в следующем:
- закрепить и углубить знания, которые были получены при изучении базовых предметов;
- приобрести базовый профессиональный опыт.
Для реализации этих целей предусматривается выполнение следующих задач:
- изучение деятельности предприятия;
- анализ его структуры;
- знакомство с системами управления и организационными формами;
- рассмотрение нормативно-правовых документов, раскрывающих главные функции по управленческой деятельности;
- изучение законодательных актов, регулирующих деятельность учреждения;
- знакомство с будущей профессией на практике, а также изучение ее особенностей;
- сбор конкретных учебных материалов для написания аттестационных работ в процессе дальнейшего обучения в университете.
Руководитель практики назначается кафедрой ВУЗа и выполняет, безусловно, большую роль. Как правило, это преподаватель профильной кафедры или специалист предприятия (руководитель отдела или сотрудник, взявший на себя обязательства по обучению стажеров и практикантов). Не менее важный вклад в успех учебной практики вносят сотрудники предприятий, участвующие в ее проведении. Именно от них зависит, как будет осуществляться обучение практиканта на месте, насколько качественные знания он приобретет, и какое впечатление произведет на него выбранная профессиональная деятельность.
Цель практики
Ни для кого не секрет, что теория без практики бесполезна. Каким бы выдающимся теоретическим специалистом не был выпускник, без постижения специальности на практике он остается всего лишь недоучкой. Именно поэтому в учебных заведениях предусмотрены мероприятия, помогающие студентам получить реальное представление о будущей работе, ее сложностях и вызовах.
Как следствие, целью практических занятий является закрепление полученного в ходе лекций материала. Работа на реальном предприятии дает студенту возможность повысить качество получаемого образования. В ходе практики и по ее завершению полагается оформить особый отчет, в котором анализируются детали работы, деятельности предприятия в целом и выполненные студентом задания.
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов
Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Выводы
Подготовка студента к самостоятельному рабочему процессу.
Производственная практика – важная часть учебного плана для студентов любой специальности. В этот период учащийся ВУЗа попадает в профессиональную среду, в которой ему предстоит находиться всю дальнейшую жизнь.
Практиканту и его руководителям предстоит понять, насколько он подготовлен к выбранной профессии. Это отличный шанс применить полученную теорию на деле, получить необходимые знания и навыки и стать частью реального рабочего процесса. По окончанию производственной практики каждый студент получит заслуженную оценку.
О том, что думают сами студенты по поводу прохождения производственной практики, вы можете узнать, посмотрев видео:
Выводы
Различия видов практики?
Практика является обязательной для студентов любого высшего учебного заведения. Без этого мероприятия невозможно становление полноценного специалиста ни в одной из известных сфер профессиональной деятельности.
Составляя итоговую документацию, исполнителю предстоит указать во введении цель отчета по практике. Независимо от выбранного направления трудовой деятельности, практические мероприятия нацелены на развитие и углубление полученных студентом за время учебы теоретических знаний.
Возможно, практика является одним из самых важных этапов обучения студента в ВУЗе. Именно на этом этапе учащийся решает, готов ли он пойти по выбранному им профессиональному пути. Цель практики – помочь студенту стать тем, на кого он учился последние несколько лет.
О том, как пройти практику перед поступлением в университет Манчестера, вы можете узнать, посмотрев видео: