Чем отличается школа от гимназии и лицея

Экскурс в историю

Слово «лицей» восходит к древнегреческому «Λύϰειον». Так называлась философская школа, созданная в IV веке до нашей эры неподалеку от Афин самим Аристотелем и просуществовавшая порядка 8 столетий. Нарекли ее в честь храма Аполлона Ликейского. Чуть позднее учебные заведения с тем же названием появились в Древнем Риме, а уже во времена Возрождения лицеями стали именовать школы, занимавшиеся подготовкой будущих студентов университетов. В начале XIX века во Франции лицеи были учреждены указом Наполеона как средние учебные заведения, созданные по лекалам иезуитских коллегий (колледжей), но финансировались, в отличие от них, не религиозными общинами, а самим государством. В ряде других стран лицеи стали полными аналогами гимназий, хотя не везде. Например, в Германии, начиная с 1912 года эти учебные заведения были сугубо женскими, причем давали воспитанницам высшее образование. В Италии же лицеями именовали 3 последних класса гимназии.

Особую роль сыграли лицеи в истории отечественного образования. В XIX веке на территории Российской Империи существовало 6 подобных учебных заведений, и все они имели статус элитных. Их программа была рассчитана на срок от 6 до 11 лет, охватывала материал как средней, так и высшей школы, а готовили по ней в основном будущих государственных чиновников. К Октябрьской революции в стране осталось всего 3 лицея – Царскосельский, Демидовский, Катковский, – и все они были ликвидированы новым правительством как пережитки самодержавия. Понятие «лицей» вернулось в отечественный педагогический обиход лишь в 1992 году, с принятием первого в новой России закона об образовании. Непосредственно после развала СССР, в 90-е, подобные учебные заведения открывались повсеместно, хотя и в новом качестве – как средние общеобразовательные учреждения с техническим профилем. Кроме того, лицеями нередко стали именовать профтехучилища – те самые ПТУ, где можно было получить начальное профессиональное образование, то есть освоить специальность рабочего или служащего.

Преимущества ПТУ

Главное преимущество профессионально-технических училищ заключается в их узкой специализации. А это значит, что в молодого человека не станут вливать горы информации, которая вовсе не пригодится ему в выбранной профессии. Если вам довелось отучиться в вузе, вы сами можете оценить, сколько из выученного там материала так и осталось невостребованным, а то и вовсе испарилось из памяти за ненадобностью. Знания, конечно, за спиной не носить, но вот потраченное время уже не вернется.

Кроме того, сама структура ПТУ ориентирована на то, чтобы после выпуска студент был определен на работу. В вузах же на данный момент такая практика отсутствует.

Среднее профессиональное образование

Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.

Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.

  1. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются:
  • на государственные — ГОУ СПО;
  • негосударственные (частные) – НОУ СПО;
  • автономные некоммерческие – АНОО СПО.

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

  1. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Начальное профобразование (НПО)

Первой ступенью в области подготовки специалистов является начальное профессиональное образование. Учреждения, которые предоставляют его, готовят работников квалифицированного труда – служащих и рабочих. Профессии предоставляются самые разнообразные. Например, можно найти такие учебные заведения, в которых учат на автомехаников, секретарей-референтов, бухгалтеров, радиомехаников, портных и т. д.

Начальное профессиональное образование зачастую для абитуриентов привлекательно тем, что оно не требует длительного обучения. Учащиеся, поступающие после 11 класса, обычно проходят 1- или 2-годичную подготовку на выбранной программе. Выпускники 9 классов учатся чуть дольше. Однако не во всех учебных заведениях предлагается столь краткосрочное обучение. В некоторых учреждениях наблюдается сегодня смещение к профилю техникумов. Обучающимся в таких образовательных организациях предлагаются более глубокие знания. По этой причине продолжительность обучения на этой ступени профессионального образования может быть дольше – 3 или 4 года.

# 7: занятия потребуют более критического мышления

Трудно ли учиться в колледже по сравнению со старшей школой? Поступить в колледж — это не просто четыре года обучения в средней школе. Это большой шаг вперед в вашем образовании, и ваши классы будут более сложными и ожидаю, что вы будете не отставать. Вас будут проверять не столько на запоминание и простое повторение фактов, сколько на навыки критического мышления и способность применять то, что вы узнали в классе, в других ситуациях.

Вы можете выучить конкретное математическое уравнение, а затем вас попросят применить эти знания к более сложным типам уравнений, узнать о различных исторических событиях и попросить проанализировать, как они повлияли на будущие события, изучить научный процесс и вас попросят описать, как это влияет окружающая среда и т. д.

Чем отличается гимназия от школы

Гимназия – это, так сказать, элитная школа, в отличие от обычной.

Выше уже отмечалось, что простой общеобразовательной школе до статуса «гимназия» очень далеко. Попробуем разобраться в главных факторах истинного положения вещей:

  • Нужен педагогический состав с высокой квалификацией (приветствуется обладание высшей категорией). В лучшем случае здесь должен быть полностью укомплектован педагогический коллектив, и существовать дополнительный резерв учителей.
  • Достаточная обеспеченность материальной базой и техническими ресурсами.
  • В гимназии обучение идет по особым альтернативным программам, с помощью которых ребенок может легко освоить нужные учебные предметы. Упор делается на доскональном изучении гуманитарных предметов.
  • Иностранные языки находятся в приоритете.
  • Согласно учебным стандартам, в гимназии требуют изучения минимально двух иностранных языков. Кроме английского языка выбирают китайский, французский, иногда можно встретить немецкий. Дети начинают изучать английский с 7-8 лет, а еще один язык вводит в пятом году обучения. Для лучшего усвоения материала ребят разделяют на подгруппы, примерно по 8-12 человек. Класс (в реалии российских школ состоящий из 30 детей) разбивают на 3 группы. Бывает, что правило нарушается из-за того, что в некоторых гимназиях в классе обучается по 40 детей.
  • Технические науки изучаются по стандартным учебникам, принятым министерством образования, в отличие от гуманитарных дисциплин. Их дети осваивают по учебникам с углубленной подачей материала. В перечне преподаваемых дисциплин можно увидеть мировую культуру, религию, ритмику, ораторское искусство, филологию и т.д.
  • К положительным сторонам гимназии можно отнести то, что здесь имеются всевозможные кружки, проводятся факультативные занятия и т. д., которые помогут ребенку с пользой провести внешкольное время.
  • Гимназии очень тесно сотрудничают, как и лицеи (чаще взаимодействуют, а не подписывают контракт) с различными университетами и учреждениями культуры. Поэтому учебное и внешкольное время ученика гимназии проводится очень насыщено.
  • Сейчас почти во всех гимназиях принята одежда особого образца, которая шьется только для детей обучающихся там. Поэтому и можно еще раз констатировать, что «гимназист – это звучит гордо».

Есть школы, где тоже существует своя форма, но это чаще всего носит рекомендательный характер. У гимназиста на форме можно заметить специальный символ его учебного заведения.

Теперь при выборе учебного заведения родители наверняка будут знать, чем отличается гимназия от школы.

Что лучше?

Следующий вопрос, который интересует многих: что лучше — техникум или колледж? Исходя из вышеизложенного, можно уже сделать выводы. В техникуме выпускают квалифицированных рабочих определенной профессии, а в колледже — специалистов высшего уровня. Студенты, окончившее второе учреждение, обладают более глубокими познаниями в определенной области, что делает их более востребованными.

Кроме того, выбор специальностей в колледжах намного шире, чем в техникумах. Причем многие из них имеют узкую направленность, что позволяет получить на выходе грамотного специалиста.

И прежде чем решить, что лучше — техникум или колледж, необходимо еще понять, что важнее. Следует знать, какие результаты важны в первую очередь. Если требуется получить только определенную рабочую специальность, то достаточно будет обучения в техникуме. Если же ожидаются более существенные результаты, планируется дальнейшее обучение в вузе, то следует поступать в колледж.

И еще одно отличие. Учеба в техникуме напоминает по своему принципу школьную систему, в то время как в колледже программа схожа с вузовской. Поэтому учиться в образовательном учреждении второго типа сложнее.

Следует отметить, что колледжи и техникумы Москвы отличаются своей многочисленностью, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для себя.

Колледжи и техникумы Москвы

В столице особой популярностью среди студентов ссузов пользуется очно заочная форма обучения. В техникумах и в колледжах Москвы заочное обучение привлекательно иногородних студентов, ведь для них очень удобно учиться во время сессий, а основное время проводить в родном городе. Дипломы столичных ссузов высоко ценятся по всей стране.

Колледжи и техникумы Москвы, с возможностью заочного обучения:

Колледжи

  1. Московский промышленно-экономический колледж Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта Российского университета транспорту (МИИТ).
  3. Колледж телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики.
  4. Педагогический колледж No15.
  5. Колледж (факультет СПО) Московского финансово-юридического университета МФЮА
  6. Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга No26.
  7. Гуманитарно-правовой колледж Юридического института МГПУ.
  8. Колледж Синергия при университете.
  9. Колледж полиции.
  10. Колледж геодезии и картографии МИИГАиК.

Техникумы

  1. Жуковский техникум.
  2. Московский многопрофильный техникум имени Л. Б. Красина, Автрзаводское отделение No 1.
  3. Техникум сервиса и туризма No29.
  4. Московский техникум имени Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина.
  5. Московский автомобильно-дорожный колледж имени А. А. Николаева.
  6. Московский приборостроительный техникум.
  7. Гуманитарный техникум экономики и права.
  8. Московский государственный техникум технологии, экономики и права имени Л Б. Красина.
  9. Московский государственный техникум моделирования обуви и маркетинга.
  10. Заочный техникум МИФИ.

Выбор есть, и он достаточно широк. Абитуриенту осталось определиться не только с типом учебного заведения, но и с перспективой: кем хочется стать, есть ли желание получить высшее образование после среднего специального, сколько времени он готов потратить на учебу и чего хочет достичь в жизни.

Быстрая навигация по материалу

Рано или поздно перед каждым учеником средней школы встает вопрос выбора будущей специальности. Есть две возможности: получить общее девятилетнее образование и поступать в профильное учреждение, или продолжить обучение в десятом классе. Аттестат о полном среднем образовании (одиннадцатилетний курс) дает право на поступление в средне специальные и высшие учебные заведения: институты, университеты, академии, и т.д. После девятого класса школы дальнейший выбор не так широк. И именно перед этими выпускниками встает сложный выбор. Куда идти учиться дальше, остаться в школе или поступить в училище, техникум, колледж? Конечно, все зависит от результата выпускных экзаменов, чем выше оценки, тем больше вероятность поступления в выбранное заведение, тем шире круг специальностей и учебных учреждений.

Но не все дети, и даже взрослые, имеют представление о том, чем отличается колледж от техникума, или профессионального училища. А ведь от этого зависит их дальнейшая профессиональная деятельность и вся будущая трудовая жизнь. Ведь если ребенок не получает образования и профессии, то это негативно сказывается на его судьбе. Как показывает практика, преступления совершенные несовершеннолетними , в большинстве случаев совершаются теми детьми, которые не заняты учебой или работой.

Не меньший интерес вызывает процедура поступления в российские профильные учебные организации у граждан иностранных государств, в частности Украины. Сложная ситуация с документами у жителей Луганской и Донецкой областей заставляет искать возможности для обучения детей в РФ. Консультация юриста по образовательному праву дает возможность получить всю необходимую информацию по этому вопросу.

Но прежде, чем подавать документы, нужно разобраться, чем отличается колледж от техникума, в чем их сходства и особенности. Для этого необходимо рассмотреть подробнее оба этих варианта.

В чем их отличие?

На смотря на их общие характеристики, они очень сильно отличаются друг от друга.

  1. Стоимость обучения. Средне-специальное учреждение выигрывает в этом плане. Стоимость обучения в разы меньше, чем в ВУЗе. Конечно, бюджетные места присутствуют, но не каждый сможет набрать заветные баллы.
  2. Время. Быстрее освоить профессию и начать зарабатывать деньги, можно с помощью поступления в средние учебные учреждения. Будет затрачено гораздо меньше времени чем в университете.
  3. Опыт работы и трудоустройство. При занятиях в колледже, программа рассчитана так, что больше половины пар — это практика. Благодаря ей можно легко устроиться в то место, где проходили практические занятия. В университете такого нет. Практика занимает мало времени, а после учебы придется самому искать место трудоустройства. Из-за этого, не каждый студент университета работает тем, на кого учился. Плюс колледжа еще в том, что на практике студенты накапливают себе опыт работы, а студенты ВУЗа не имеют такой возможности. Не все, но многие работодатели требуют при трудоустройстве наличие диплома о высшем образовании.
  4. Программа занятий. Изучение дисциплин в данных учебных имеет сильное отличие. В колледжах более практическая подготовка, в ВУЗах изучают теорию.
  5. Ускоренное образование. Существуют средне-специальные учебные учреждения при высших учебных заведениях. У них есть особенность – те студенты, которые окончили колледж, при поступлении в университет могут пойти учиться сразу на 2 курс. При обучении 3 лет в средне-специальных учебных заведениях студент находится в выигрышном положении, так как поступает на 2 курс, как и те, кто окончил 11 классов. Но помимо того, что он догнал по времени одногодок, так еще и набрался опыта.
  6. Престижность. Университет всегда будет в преимуществе, так как является более высшим звеном.
  7. Военная кафедра. Огромным плюсом для парней является военная кафедра. Благодаря ей, можно избежать поход в армию и расставание с близкими на год. Это преимущество есть только в ВУЗах.
  8. Стипендия. В этом вопросе явное преимущество у университетов, их стипендия в 2, а то и в 3 раза больше чем в колледжах.

Образование — Уровни образования

  • Образование

  • Уровни образования

  • О языках, на которых осуществляется образование (обучение)

  • Об учебных предметах, курсах, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой. Образовательные программы

  • Учебные планы

  • Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы с приложением их копий (при наличии)

  • Календарный учебный график

  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документооборота

  • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов Российской федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц

  • Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности

  • Все страницы

Страница 2 из 10

Уровни образования

I уровень (прогимназия) — начальное общее образование (1-4 классы, нормативный срок обучения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В прогимназии вводятся развивающие программы, которые позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению учебных программ на последующих ступенях.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания обучающихся прогимназии:

  • личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию
  • метапредметные — освоение обучающимися УУД (познавательными, регулятивными, коммуникативными),
  • предметные — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний.

II уровень — основное общее образование (5-9 классы, нормативный срок обучения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование включает два блока:

  1. 5-6 классы, основная цель — адаптация обучающихся к новым организационным формам обучения;
  2. 7-9  классы, основная цель — предпрофильная подготовка обучающихся.

Цели обучения на втором уровне образования:

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, диагностика и развитие общих и специальных способностей;
  • выявление детей с высоким уровнем познавательных способностей и возможностей для последующего обучения в профильных классах за счет обучения по углубленным программам, сопровождаемого диагностикой и тестированием;
  • определение профиля последующего обучения, наиболее соответствующего личным качествам обучающегося.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

III уровень — среднее общее образование — (10-11 классы, профильное обучение, нормативный срок обучения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического, химико-биологического профилей, освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели обучения на третьем уровне образования:

  • развитие оптимальных условий для получения полноценного среднего (полного) общего образования с углубленным изучением ряда профильных предметов и освоением навыков поисково-исследовательского характера;
  • профильная ориентация обучающихся; реализация индивидуальных образовательных программ.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В дополнение к обязательным предметам в рамках государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся (элективные курсы, факультативы) в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. 

  • << Назад
  • Вперёд >>

Какую гимназию можно назвать классической

Первые учебные заведения с названием «гимназия» появились еще у древних греков. Это были типичные школы, которые обучали детей грамоте. На их примере и возникло впоследствии школьное образование.

Классические гимназии в современной России – это школы, дающие углубленные знания по выбранному в старших классах профилю. Чаще всего, встречается, что в 10 классе дети должны перейти на профильное обучение по нескольким направлениям:

  • Медицинское,
  • Гуманитарное (историко-правовое, гуманитарно-историческое),
  • Физико-математическое.

Дети фактически выбирают, куда бы они хотели поступить, какие наклонности есть у них.

Что в итоге выбрать?

В этом вопросе придется принимать совместное решение вместе с родителями или теми, кто отвечает за абитуриента, так как не все могут позволить оплачивать обучение в том или ином месте. Также родители не должны руководствоваться своими предпочтениями, выбирая заведение попрестижнее или реализовывая свои несбывшиеся желания. Все должно зависеть от предпочтений ребенка и насколько хорошо ему даются определенные знания.

С решением вопроса может эффективно помочь школьный психолог, который проведет с учеником различные тесты на профессиональную пригодность, понаблюдает за ним на уроках и подскажет какую профессию выбрать для дальнейшей самореализации.

Также стоит учитывать, что планирует делать молодой человек после окончания учебы. Если есть желание идти на высшее образование, то стоит изначально идти в колледж. Если же подросток хочет работать, то в этом случае подойдет техникум.

Бывали случаи, когда ученики учатся в школе на двойки и тройки, а поступая в ПТУ, становились прекрасными поварами или плотниками и заканчивали учебные заведения с красными дипломами. Именно поэтому необходимо ответственно подойти к вопросу о выборе будущей профессии, учитывая все факторы, критерии и сложности, которые могут возникнуть в процессе обучения, чтобы успешно закончить выбранное учебное заведение.

В следующем видео психолог расскажет, как помочь подростку выбрать профессию:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector