Как сдать огэ по географии?
Содержание:
- Шкала пересчета по всем предметам ОГЭ
- Что такое ОГЭ
- ОГЭ и поступление в колледжи и профильные классы
- Что такое ГВЭ
- План подготовки к ОГЭ по географии
- Оценивание работ
- Часть 2
- А сейчас – о том, как готовиться к экзамену.
- Как подготовиться к ОГЭ за полгода
- Подготовка к ГИА
- Как оценивается работа?
- Как сдать
- Как избежать ошибок
- Как выполнять задания
- Географические явления и процессы в геосферах
Шкала пересчета по всем предметам ОГЭ
В этом разделе вы найдете шкалу перевода баллов ОГЭ по всем предметам. Стоит учитывать, что в экзаменах по русскому языку и математике есть дополнительные условия. Первичные баллы за ОГЭ переводятся в оценку по разработанной методике ФИПИ. Шкала, разработанная ФИПИ, носит рекомендательный характер. Это значит, что региональные комиссии имеют право изменять шкалу перевода первичных баллов в оценку по каждому предмету как в большую, так и в меньшую сторону по обязательным предметам.
Для определения баллов ЕГЭ также необходима шкала пересчета, ее вы можете найти здесь.
Важно: в 2021 году есть шкала перевода баллов только для русского языка и математики. Шкалы по остальным предметам неактуальны для 2021 года
Хочешь круто подготовится к ОГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл. Мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!
Русский язык
0-14 баллов | «2» |
15-22 балла | «3» |
23-28 балловИз них не менее 4 баллов за грамотность (ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 выпускник набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». | «4» |
29-33 балловИз них не менее 6 баллов за грамотность (ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 выпускник набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4». | «5» |
Отметим, что критерии ГК1-ГК4 – критерии
оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. Эти критерии
учитываются в изложении и сочинении при объёме не менее 70 слов в каждом.
Математика
0-7 баллов | «2» |
8-14 баллов | «3» |
15-21 баллИз них не менее 2 баллов получено за задания по геометрии | «4» |
22-31 баллИз них не менее 2 баллов получено за задания по геометрии | «5» |
Что такое ОГЭ
Основной государственный экзамен (ОГЭ) — это итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Первое большое испытание для школьников, которое проверяет знания, полученные за девять лет.
ОГЭ состоит из четырёх экзаменов — математики, русского языка и двух предметов по выбору.
Можно сдать ОГЭ и пойти в колледж или техникум вместо старших классов. Правда, результаты государственной итоговой аттестации за девятый класс не используются для приёма в учреждения среднего профессионального образования напрямую. Но от результатов ОГЭ зависят оценки в аттестате, который и будет смотреть приёмная комиссия в колледже.
Критерии допуска к ОГЭ
- К ОГЭ допускаются обучающиеся, не имеющие ни одной академической задолженности за девятый класс и выполнившие учебный план.
- Обучающийся должен получить зачёт по итоговому собеседованию по русскому языку. Это новое явление. Апробация устной части экзамена по русскому языку «Итоговое устное собеседование по русскому языку» началась лишь с 2018 года.
Источник — школадобра.рф
ОГЭ по математике
Государственная итоговая аттестация по математике в девятом классе делится на два модуля: алгебра и геометрия. Минимальное количество баллов для получения аттестата — 8. При этом по модулю «Алгебра» необходимо набрать не менее 6 баллов, по модулю «Геометрия» — не менее 2.
ОГЭ по русскому языку
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в девятом классе требует выполнения заданий с выбором ответа, заданий с полным ответом, сочинения и изложения. Текст изложения ученики прослушивают из аудиозаписи на диске, который прилагается к КИМам — контрольно-измерительным материалам. До экзамена КИМы находятся в закрытом конверте, который вскрывается на глазах экзаменуемых.
ОГЭ по предметам на выбор
Для получения аттестата за девятый класс необходимо сдать основные предметы (русский и математику) и преодолеть минимальный порог по дополнительным. Если не хочется, можно не выбирать дополнительные предметы вообще. Но большинство школьников сдают все четыре экзамена, так как хотят проверить силы и потренироваться перед грядущим ЕГЭ.
Даже если школьник намерен пойти в колледж, он также не обязан выбирать дополнительные предметы. Приёмную комиссию будет интересовать только аттестат. Но при прочих равных условиях баллы ОГЭ по профильным предметам будут решающими. Поэтому рекомендуется сдать ОГЭ по подходящим дисциплинам. Например, для поступления в медицинский колледж пригодится ОГЭ по химии и биологии.
Самыми популярными предметами по выбору являются английский язык и обществознание.
ОГЭ и поступление в колледжи и профильные классы
Если ты размышляешь о том, куда можно поступить с географией и обществом после 9 класса, то речь, однозначно, идет об ОГЭ. На основном государственном экзамене перед переходом в 10 класс или уходом в ссузы все школьники сдают четыре обязательных экзамена. Два из них – математика и русский, два – предоставлены на выбор (то есть это могут быть география и обществознание). Кроме того, в 2019 году было решено проводить для каждого школьника итоговое собеседование по русскому языку, без которого он не будет допущен к сдаче экзаменов. Собеседование оценивается не по балльной системе, а в формате «зачет/незачет».
По каждому экзамену ты наберешь определенное количество баллов за правильно выполненные задания (каждый год устанавливается порог – минимальный уровень, при котором ОГЭ считается принятым). Эти баллы будут переведены в стандартную пятибалльную шкалу и учтены при выставлении итоговых оценок в твой аттестат об основном среднем образовании. И это, по сути, единственная связь между теми дисциплинами, которые ты будешь сдавать в рамках ОГЭ, и теми ссузами, в которые ты сможешь поступить.
Прием абитуриентов в колледжи ведется на основе среднего балла аттестата, а не результатов профильных экзаменов. Этим сдача ОГЭ принципиально отличается от ЕГЭ
Главное – просто сдать четыре экзамена и желательно сделать это хорошо, чтобы в результате получить более высокие отметки в аттестате. Особенно важно это в том случае, если ты хочешь поступить в ссуз, где достаточно большой конкурс на бюджетные места. И даже если тебя интересует специальность, связанная с географией и обществознанием, ты вполне можешь сдавать ОГЭ по другим предметам. Это не станет преградой для твоего поступления в ссуз (помешать может только слишком низкий средний балл аттестата в целом)
Если же твои мысли о том, куда можно поступить, сдав географию и обществознание, пока не связаны на 100 % с колледжем, ты можешь обратить внимание на профильные классы. Их может не быть по этим предметам (или какому-то одному из них) в твоей школе, но они могут быть в другой
Зачисление проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам. Переходить в профильный класс имеет смысл, если через два года ты планируешь сдавать ЕГЭ по этим же дисциплинам. Их углубленное изучение в школьных стенах даст возможность получить более высокие баллы и поступить в вуз.
Еще один вариант, при котором для поступления на учебу понадобятся ОГЭ по географии или обществу, – СУНЦ или предуниверсарий. По сути, это те же профильные классы, но ориентированные на поступление в конкретный университет.
Что такое ГВЭ
Государственный выпускной экзамен — это упрощённая версия аттестации в 9 и 11 классах. Её сдают ребята, у которых есть ограничения по здоровью. Если ученик хочет сдавать ГВЭ вместо ОГЭ или ЕГЭ, нужно пройти специальную комиссию, состоящую из психологов, медиков и педагогов.
Комиссия определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья и выдаёт специальное заключение. Имея на руках этот документ, выпускник и его семья могут выбирать, какая форма итоговой аттестации подходит им больше.
ГВЭ предусматривает различные послабления:
- Формат экзамена определяется на основании заключения медицинской комиссии. Иногда право выбора формата экзамена предоставляется самому выпускнику прямо на самом экзамене. Например, на ГВЭ по русскому языку можно выбирать между написанием изложения или сочинения.
- Время экзамена всегда увеличено на 1,5 часа.
- Для тех выпускников с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут явиться на экзамен, организуется его проведение на дому: приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения.
План подготовки к ОГЭ по географии
Чтобы подготовиться к ОГЭ по географии, нужно использовать план.
Во-первых, стоит изучать темы последовательно, не перепрыгивая с одной на другую. Начинайте с азов, даже если считаете себя достаточно ими владеющим. Крепкая база — залог успешной подготовки. Рекомендуется начать, используя как материал для подготовки к ОГЭ по географии учебник для седьмого класса из рекомендованных ФИПИ. Его можно взять в школьной библиотеке или найти в интернете.
Во-вторых, сопровождайте изучение каждой темы изучением географических источников. Это поможет научиться чтению карт и поиску информации в текстах. Помимо учебника, чтобы подготовиться к ОГЭ по географии, нужно использовать атласы (также из списка рекомендованных ФИПИ). Атлас лучше приобрести, так как его можно взять на экзамен. Помните, что страницы атласа должны остаться чистыми, без пометок, иначе его взять не позволят. Начинайте с седьмого класса.
В-третьих, распределите время так, чтобы изучение географии России и программы девятого класса заняло большую его часть. Это самый масштабный раздел экзамена. Материал для подготовки к ОГЭ по географии стоит закреплять на практике, решая варианты.
Оценивание работ
Максимум, который может набрать школьник на экзамене по географии – 31 балл. Распределение заданий КИМ по уровням сложности приведено в таблице ниже.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного балла |
---|---|---|---|
Базовый | 15 | 15 | 48,4 |
Повышенный | 13 | 14 | 45,1 |
Высокий | 2 | 2 | 6,5 |
Итого | 30 | 31 | 100 |
Все задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл и проверяются автоматизированной системой. Задания 28 и 29, предполагающие развернутый ответ, также приносят 1 пункт, а за выполнение упражнения 12 можно получить от 0 до 2 баллов. Эти вопросы оцениваются экспертами по критериям. Так, ответ на №12 состоит из трех элементов, и максимальный балл дают за нахождение их всех. Если допущена ошибка, то оценка снижается.
Первичные баллы переводятся в стандартные отметки по специальной шкале.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0-11 | 2 |
12-18 | 3 |
19-25 | 4 |
26-31 | 5 |
Для получения удовлетворительной оценки достаточно набрать всего 12 баллов. Для зачисления в профильный класс, согласно рекомендациям ФИПИ, требуется набрать не меньше 23.
Специалисты шутят, что ОГЭ по географии проверяет не столько знание предмета, сколько умение пользоваться картами. В этом утверждении есть доля истины. Однако основательное знание географии потребуется для поступления на довольно узкий перечень специальностей в вузах: экология и природопользование, геоинформатика и картография, гидрометеорология, геология. Поэтому углубленно изучать эту дисциплину рекомендуют тем школьникам, которые планируют связать свое будущее с одной из этих профессий.
Часть 2
При выполнении заданий этой части вам нужно будет записать полное решение задачи на отдельном листе. И оцениваться будет именно решение, краткий ответ здесь уже не актуален. Поэтому белое поле после текста задания — это просто кнопка для просмотра решения, рекомендуемого авторами варианта. Не спешите её нажимать, если не пытались решить задачу самостоятельно.
Первые три задания второй части относятся к алгебре.
20.
Решите уравнение
Ответ: ______
Решение. Исходное уравнение приводится к виду:
Уравнение не имеет корней. Уравнение имеет корни −5 и 1.
Ответ: −5 ; 1.
21.
Рыболов в 5 часов утра на моторной лодке отправился от пристани против течения реки, через некоторое время бросил якорь, 2 часа ловил рыбу и вернулся обратно в 10 часов утра того же дня. На какое расстояние от пристани он отплыл, если скорость течения реки равна 2 км/ч, а собственная скорость лодки 6 км/ч?
Ответ: ______.
Решение. Пусть искомое расстояние равно x км. Скорость лодки при движении против течения равна 4 км/ч, при движении по течению равна 8 км/ч. Время, за которое лодка доплывёт от места отправления до места назначения и обратно, равно (x/4 + x/8) часа. Из условия задачи следует, что это время равно 3 часам. Составим уравнение: Решив уравнение, получим x = 8.
Ответ: 8 км.
22.
Постройте график функции
и определите, при каких значениях с прямая y = c имеет с графиком ровно одну общую точку.
Ответ: ______.
Решение. Разложим числитель дроби на множители: При x ≠ −2 и x ≠ 3 функция принимает вид:
, её график — парабола, из которой выколоты точки (−2; −4) и (3; 6). Прямая имеет с графиком ровно одну общую точку либо тогда, когда проходит через вершину параболы, либо тогда, когда пересекает параболу в двух точках, одна из которых — выколотая. Вершина параболы имеет координаты (−0,5; −6,25). Поэтому c = −6,25, c = −4 или c = 6.
Ответ: c = −6,25 ; c = − 4; c = 6.
Решение типовых задач этого задания можно посмотреть на канале mathematichka на YouTube.
Задача с гиперболой и параллельными прямыми вида y = m.
Задача с параболой и пучком прямых вида y = kx.
Для индивидуальной подготовки смотрите задачи на странице «Задание на построение графиков» этого сайта. Она содержит 15 задач из банка заданий с рисунками, ответами и комментариями.
Последние три задания варианта — задания по геометрии.
23.
В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом C известны катеты: AC = 6, BC = 8. Найдите медиану CK этого треугольника.
Ответ: ______.
Решение.
Ответ: 5.
24.
В параллелограмме ABCD точка E — середина стороны AB. Известно, что EC = ED. Докажите, что данный параллелограмм — прямоугольник.
Решение: ______.
Доказательство.Треугольники BEC и AED равны по трём сторонам. Значит, углы CBE и DAE равны. Так как их сумма
равна 180°, то углы равны 90°. Такой параллелограмм — прямоугольник.
25.
Основание AC равнобедренного треугольника ABC равно 12. Окружность радиуса 8 с центром вне этого треугольника касается продолжений боковых сторон треугольника и касается основания AC. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC.
Ответ: ______.
Решение. Пусть O — центр данной окружности, а Q — центр окружности, вписанной в треугольник ABC. Точка касания M окружностей делит AC пополам. Лучи AQ и AO — биссектрисы смежных углов, значит, угол OAQ прямой. Из прямоугольного треугольника OAQ получаем: AM2 = MQ·MO. Следовательно,Ответ: 4,5.
Примеры решения других задач, содержаших окружность, представлены в разделе Задачи по геометрии с окружностями
Переход на главную страницу сайта.
А сейчас – о том, как готовиться к экзамену.
Помните: на этом экзамене проверяются не знания, а умение работать с разными картами из географического атласа. Это умение надо постоянно тренировать. Эксперт по географии, который помогает готовиться к ОГЭ участникам проекта «Свободное развитие», рассказывает, как учатся его воспитанники.
1. «Разминка»
Каждое занятие по географии ребята начинают с «пятиминутки». Выписываются названия десяти объектов, и каждый ученик в течение пяти минут ищет их на карте. В один день это могут быть реки, в другой – горы, в третий – объекты административно-территориального деления. Эти названия повторяются в течение месяца, затем они заменяются десятком других. Это необходимо для того, чтобы правильно сопоставлять разные карты и географические объекты.
2. Пробные варианты
Необходимо хорошо разобраться и освоиться с форматом экзамена: заранее понять, какие темы в него входят, как сформулированы задания. Это касается ОГЭ по любому предмету, и география – не исключение. Поэтому берем пробные варианты и выполняем их – чем больше, тем лучше.
3. Вопросы со схемами и таблицами
В некоторых заданиях проверяются умения работать с климатограммами, планами местности и таблицами. Для этого нужно знать вполне четкие и однообразные алгоритмы. Как и обещали, мы подробно распишем их в следующем посте, а ваша задача все та же: отрабатывать их до автоматизма.
4. Определение координат
Отдельное внимание надо уделить отработке навыка определения координат, потому что такое задание обязательно содержится в каждом тесте. Обычно этот навык отрабатывается в шестом-седьмом классах, а потом дети могут его забыть
5. Задания с развернутым ответом (номера 15 и 23)
Здесь проверяются знания, как правило, по двум блокам: физическая география (часто по теме «Литосфера») и социально-экономическая география. Со второй – сложнее. Вариантов заданий много, по самым разным предприятиям и отраслям промышленности. Заранее их все не предусмотришь. Остается надеяться на сообразительность и общую эрудицию (например, надо догадаться, что тяжелое машиностроение требует соседства с металлургическими предприятиями, а для производства бумаги используется древесина, поэтому целлюлозно-бумажные предприятия логичнее располагать на территориях, богатых лесами). В любом случае, прежде чем начать обдумывать ответ, надо, как всегда, обратиться к атласу. Изучите данную территорию и, опираясь на природные факторы, подумайте, насколько целесообразно размещать здесь указанный в задании объект. Смотрим на физической, геологической, климатической или другой картах: рельеф, на котором расположен объект, в какой природной зоне он находится, какие рядом есть природные ресурсы, насколько суровы климатические условия. Звучит сложно? На самом деле, нет, но нужно регулярно в течение всего учебного года тренироваться, выполнять аналогичные задания.
6. Следим за временем
Ну и, наконец, последнее. Как мы уже сказали, экзамен по географии продолжается всего два часа. Этого времени вполне достаточно для выполнения всех заданий, но все же скорость у каждого своя. Традиционно девятиклассник справляется с простыми заданиями, которые не требуют развернутого ответа, за одну-две минуты. А у вас так получается? Проверьте и постарайтесь отработать как правильность ответов, так и скорость. Не забудьте, что на экзамене вам потребуется время не только для выполнения заданий, но и для того, чтобы вписать ответы в чистовой бланк. Примерный ориентир при подготовке – справиться с первыми 14-ю заданиями теста за полчаса.
наш эксперт рассказывает о приемах, которые надо освоить, чтобы без проблем справиться с экзаменационными заданиями.
Для выполнения большинства заданий экзаменационного теста достаточно найти нужный ответ в географическом атласе. Например, перечислено несколько стран и задан вопрос, какая из них граничит с Российской Федерацией. Не все помнят это наизусть, но на карте административно-территориального деления РФ эту информацию найти легко.
Ответы на некоторые другие вопросы требуют применения конкретных алгоритмов рассуждений и работы с картами. О них – по порядку.
Как подготовиться к ОГЭ за полгода
Если вы в девятом классе, на дворе уже декабрь, а вы только вспомнили об экзаменах, срочно проделайте описанные выше шаги и приступайте к следующему этапу подготовки к ОГЭ.
1. Изучите задания и систему оценивания
КИМ — это контрольные измерительные материалы. Попросту — вопросы и задания, которые будут на ОГЭ. КИМ могут быть базового, повышенного и высокого уровня сложности, могут иметь тестовый формат, требовать краткого или развёрнутого ответа.
Так, экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей: устное собеседование и письменный экзамен. Собеседование служит критерием допуска к письменному экзамену и состоит из четырёх заданий: чтение текста вслух, пересказ, монолог и диалог. Письменный экзамен состоит из трёх частей: задание №1 — изложение по прослушанному тексту; № 2–8 — задания на основе прочитанного текста; №9 — сочинение. Экзамен по математике состоит из 26 заданий, из которых пять арифметические, 13 по алгебре и восемь по геометрии.
Познакомьтесь с экзаменационными работами по нужным вам предметам, чтобы чётко представлять себе, сколько заданий предстоит решить, какого типа эти задания и какие навыки необходимо в себе развить при подготовке к ОГЭ.
Изучите, как оценивается и сколько «стоит» каждое экзаменационное задание по предмету
Особое внимание уделяйте отработке заданий, за которые можно получить два и более баллов. . Кроме того, есть задания, традиционно считающиеся сложными, при их решении часто допускаются ошибки
Данные по таким проблемным задачам публикуют на сайте ФИПИ. Изучите сложные задания и подготовьтесь к их решению, даже если они кажутся вам простыми.
Кроме того, есть задания, традиционно считающиеся сложными, при их решении часто допускаются ошибки. Данные по таким проблемным задачам публикуют на сайте ФИПИ. Изучите сложные задания и подготовьтесь к их решению, даже если они кажутся вам простыми.
2. Тренируйтесь, тренируйтесь и ещё раз тренируйтесь
Если первые полгода марафона под названием ОГЭ больше направлены на устранение пробелов в знаниях, то вторые — на оттачивание навыка работы с КИМ.
Лучше выделять на подготовку к ОГЭ один-два часа в день, чем просиживать за компьютером все выходные. Не забывайте, мозг может работать эффективно не более 40-45 минут, после чего нужно обязательно делать перерыв.
По признанию наших выпускников, постоянная практика — 30% успеха на экзаменах. Ещё 50% составляют крепкие базовые знания и 20% умение справляться с волнением.
3. Учитесь работать с таймером
ОГЭ по русскому языку и математике длится 3 часа 55 минут. Продолжительность экзаменационного испытания по физике, биологии, истории и обществознанию — три часа, по информатике и географии — 2 часа 30 минут, а экзамены по иностранным языкам (без говорения) длятся всего два часа.
За это время вы должны всё решить и заполнить бланки. Черновики не принимаются.
Рассчитайте, сколько времени вам требуется на то или иное задание. Например, на обществознании задачи с развёрнутым ответом занимают у школьников от 10 до 20 минут. Заводите будильник и старайтесь уложиться в этот отрезок времени при решении задач №26, 29 и 31.
Подготовка к ГИА
Итоговая аттестация требует от обучающихся не только системных знаний, но и довольно специфических умений: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки.
Важно не только знать школьную программу, но и формат конкретного экзамена. Для этого необходимо регулярно тренироваться, решая демоверсии, пробники и экзаменационные варианты прошлых лет
ГИА подразумевает непрерывное «набивание руки».
Можно готовиться к государственным экзаменам самостоятельно, а можно подключать репетиторов, дополнительные курсы или онлайн-школы.
<<Перелинковка>>
Вот несколько преимуществ подготовки к государственной итоговой аттестации в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».
Персональные маршруты
Подготовка к государственным экзаменам в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» начинается с восьмого класса. Прокачивать предметы, необходимые для сдачи экзаменов, можно в рамках индивидуального образовательного маршрута. В «Домашней школе Фоксфорда» их шесть: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, естественно-научный и социально-гуманитарный. В каждом маршруте есть модуль подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Профориентация
Ребёнок не знает, что сдавать в качестве дополнительных предметов и какую специальность выбрать? Профориентационная программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» включает в себя тест, разработанный платформой Skillfolio, и консультацию с тьютором. Результаты теста покажут сильные и слабые стороны ребёнка, его компетенции и склонности. А тьютор поможет интерпретировать тест и сделать выбор в пользу конкретного образовательного маршрута.
Классные преподаватели
В «Домашней школе Фоксфорда» работают лучшие преподаватели из ведущих вузов страны, которые являются членами жюри олимпиад и действующими экспертами государственной итоговой аттестации. Они горят своим делом и стремятся заразить учеников любовью к предмету.
Лайфхаки для учеников
К каждому ученику может быть прикреплён персональный наставник. Его задача — помогать в разрешении любых вопросов, мотивировать учиться и поддерживать. Большинство наставников — умные и талантливые студенты старших курсов или недавние выпускники. И они с удовольствием делятся своим опытом сдачи государственных аттестаций.
Доступность
Все занятия проходят на портале foxford.ru — можно подключаться онлайн или смотреть записи в любой удобный момент и с любого устройства. Не нужно тратить время на дорогу.
Как оценивается работа?
При сдаче данного экзамена, у ребят есть прекрасный шанс исправить оценку, которая была выставлена на протяжении обучения в школе. Наивысший балл, предложенный за выполнение всех заданий по билету – 32. Более того, набранное количество баллов имеет прямую связь с классическими школьными оценками:
- 0-11 баллов – двойка;
- 12-19 баллов – тройка;
- 20-26 баллов – четверка;
- 27-32 балла – пятерка.
С целью продолжить обучение по профилю, поступить в колледж, остановив выбор на географической специализации, рекомендуется набрать хотя бы 24 балла. Решение самых простых задач предусматривает всего 17 баллов, это чуть более 50% от всей суммы.
Сложные задания оценивают в 11 баллов, а те, что с повышенной сложностью – до 4-х баллов.
Как сдать
ОГЭ по географии в 9 классе длится всего 150 минут (два с половиной часа). За это время необходимо выполнить 30 заданий, из которых 27 предполагают краткий ответ. По разделам географической науки они распределены так:
- география России – 13 вопросов;
- источники географической информации – 7;
- природа Земли и человек – 6;
- геоэкология и природопользование – 2;
- страны и народы, океаны и материки – 2.
Школьнику разрешают использовать во время экзамена географические атласы разных издательств за 7-9 классы, непрограммируемый калькулятор и линейку. Что касается дополнительных материалов, то здесь иногда могут возникать недоразумения с организаторами, которые пытаются запретить пользоваться слишком полными атласами. Нормативно этот вопрос не урегулирован до конца, поэтому учащемуся нужно отстаивать свои права.
Как избежать ошибок
Перечитывать задание перед ответом
Типичные ошибки ученики допускают в спешке и по невнимательности. Например, в задании 26 требуется перечислить породы, начиная от более древних, а школьник указывает в обратном порядке. Другой случай: в задании 24 школьник прекрасно понимает, что первыми Новый год встречают жители Чукотки и Камчатки, а в ответе всё перепутает. Поэтому задание следует читать внимательно и перечитывать его снова перед тем, как записать ответ.
Пример задания 24 из демоварианта 2019 года
Давать полный, развёрнутый ответ
В задании 20 требуется показать, что ученик умеет читать карту. Здесь нужно не полениться и описать каждый из приведённых участков, иначе ответ будет неполным.
Например, в задании к данной карте фермеру нужно выбрать участок, где рано сходит снег, а летом больше солнечного света. Также с него должно быть удобно увозить урожай на консервный завод. В поддержку своего варианта ответа школьнику необходимо привести два довода.
В хорошем ответе ученик напишет, что участок № 3 находится на южном склоне, но слишком далеко от дороги, а участок № 1 расположен близко к дороге, но на северном склоне, поэтому ни один из них не отвечает требованиям фермера в полной мере. Участок № 2 находится на южном склоне горы, и рядом проходит шоссе, так что растения получат достаточно света, а фермер сможет увезти урожай.
Как выполнять задания
Рассмотрим задание 4 из демоварианта. Нужно определить, в каком регионе снежные лавины представляют особую угрозу. В первую очередь обратимся к здравому смыслу и сообразим, что для схода лавин нужны горы и снег. Теперь с помощью карты осадков, физической и административной карты России определяем, что самые высокие горы и снегопады встречаются в Алании — ответ № 2.
Пример задания № 4 из демоварианта 2019 года
Задания 10 и 11 выполняются на основе предложенной метеорологической карты. Школьнику нужно знать, что буквой «Н» обозначают циклон, а «В» — антициклон. Остальные условные обозначения подписаны, например, выпуклости — тёплый атмосферный фронт, зазубринки — холодный.
Пример метеорологической карты к заданиям 10 и 11
Предположим, в задании 10 требуется определить, какой из городов (Новороссийск, Салехард, Тюмень или Благовещенск) находится в зоне действия циклона. На карте чётко видно, что тёплый атмосферный фронт подошёл вплотную к Благовещенску. Остальные города расположены слишком далеко от зоны циклона.
Пример задания 11 из демоварианта 2019 года
Поскольку на Благовещенск надвигается тёплый атмосферный фронт, этот город следует выбрать в качестве ответа на задание 11. Проверим другие варианты: к Петрозаводску подходит холодный фронт, а Элиста и Абакан расположены далеко от зоны действия циклона.
В задании 26 нужно знать, что чем глубже залегает порода, тем она древнее, чем ближе к поверхности, тем моложе. В данном примере верный ответ «2|1|3».
Пример задания 26 из демоварианта 2019 года
Вопрос, в котором пригодится географическое мышление, встретится в задании 27. Даны 4 точки, как правило, две на севере и две на юге. Необходимо разобраться, к какому городу относится климатограмма. Советую действовать по алгоритму:
1. Определяем, в каком полушарии находится искомый город. Если тепло в январе, а холодно в июле, значит, в южном, если наоборот — в северном.
Фрагмент задания 27 из демоварианта 2019 года
2. Смотрим, сколько выпадает осадков. Я предлагаю ученикам ориентироваться на показатель 600 мм в год для Москвы и сравнивать данные с этим количеством.
Фрагмент задания 27 из демоварианта 2019 года
В нашем примере самые тёплые месяцы обозначены буквой «и» — июнь и июль, значит, город в северном полушарии, отсекаем точки C и D. Число 760 указывает на количество осадков. В данном случае — не намного больше, чем в Москве, так что вряд ли город расположен у океана. Таким образом между A и B выбираем второй вариант, расположенный в глубине материка.
Географические явления и процессы в геосферах
Пятнадцатое задание – первое из трех номеров, относящихся к повышенному уровню сложности и входящих в так называемую «часть С». Тема, знание которое проверяется в данном задании — «Географические явления и процессы в геосферах». В условии приводится небольшой текст (3-6 предложений), описывающий определенные географические особенности какой-либо территории. К тексту задается вопрос – как правило, в нем требуется объяснить причины указанного географического явления. Иногда вопросов бывает два. Если вопрос один, в ответе нужно привести две особенности/причины/подтверждения, а если их два – по одной. Приводимые в ответе положения не должны быть слишком большими – достаточно написать по 1-2 предложения, главное – правильно. Вопросы бывают примерно такого плана: почему в определенном регионе часто случаются землетрясения, чем обусловлен резкий подъем уровня воды в реке, почему может заболачиваться грунт.
Система оценок
Если ответ содержит два положения, оба из которых верны – он оценивается в 2 балла, если же верным является только одно положение – в 1 балл, если же ответ полностью неверен – баллы за это задание не ставятся.
Первый вариант задания
Почему в Чили часто происходят землетрясения?
Территория Чили располагается на стыке литосферных плит – рядом с побережьем проходит зона субдукции, где плита Наска подплывает под Южно-Американскую плиту, из-за чего регулярно возникает сейсмическая активность. Также страна находится на территории тихоокеанского сейсмического пояса Земли – пограничных зон между литосферными плитами, где нередко происходят землетрясения, влекущие за собой цунами. Около чилийского побережья располагается океанический желоб глубиной более 8 тысяч метров – он также сейсмически активен.
Ответ можно записать более кратко:
- Через территорию Чили проходит Тихоокеанский сейсмический пояс Земли, на территории которого довольно часто происходят землетрясения.
- Чили располагается вблизи границы двух литосферных плит – Наска и Южно-Американской. Одна наплывает на другую, вызывая сейсмическую активность.
Второй вариант задания
В каком направлении дуют дневные бризы? Почему они возникают на побережье океанов?
Бриз – это береговой ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Днем он дует с моря на сушу, а ночью – с суши на море. Бриз обычно возникает в теплое время года, когда температурная разница между сушей и водой наибольшая – ветер появляется в результате разницы атмосферного давления. Дневной бриз дует с воды на нагретое солнечными лучами побережье, а ночью воздух над морем остывает медленнее, и поэтому ветер меняет свое направление. Напишем ответ:
- Дневной бриз дует с воды на сушу, потому что днем температура воздуха на побережье выше, чем на море – над сушей возникает область пониженного давления, а над морем – повышенного. Разница атмосферного давления вызывает ветер, дующий с области более высокого давления (моря) на область более низкого (сушу).
- Бризы возникают на побережье морей и океанов из-за разницы в их температуре и атмосферном давлении. Они меняют свое направление два раза в день – днем дуют с моря на сушу, а ночью – наоборот, с суши на море. Это происходит из-за разницы в атмосферном давлении, вызванной разницей в температурах.
Третий вариант задания
С чем связано практически полное отсутствие осадков в пустыне Намиб? Приведите две причины.
Ответ может выглядеть так:
- Пустыня Намиб находится на берегу материка – вдоль побережья проходит холодное Бенгальское течение, которое охлаждает влажные воздушные массы. Вследствие этого воздух становится тяжелее и уже не может подняться на ту высоту, которая была бы достаточна для формирования дождевых облаков.
- Пустыня Намиб располагается в области постоянного высокого давления тропических широт, где преобладает нисходящее движение воздуха. Оно также препятствует образованию облаков – при опускании воздух становится теплее.