Альтернативное образование детей: где учиться вместо обычной школы

Дошкольное образование в разных странах

Несмотря на то что преимущества дошкольного образования очевидны, согласно статистике, более 175 млн детей по всему миру его не получают. Это примерно половина от общего количества детей дошкольного возраста на планете.

Лишь один ребенок из пяти вовлечен в образовательные программы для детей дошкольного возраста. Однако эта подготовка не отличается эффективностью из-за низкоквалифицированных преподавателей и неподходящих учебных программ. Как следствие, дети лишаются возможности в полной мере развить свой потенциал, что негативно сказывается на будущем страны.

По имеющимся данным, наиболее вовлечены в систему дошкольного образования дети в европейских странах (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Италия, Испания, Исландия), а также в Австралии и Бразилии. В этих странах данный показатель составляет 95% и более. Чуть хуже дела обстоят в таких странах, как Россия, Китай, США, Польша, Аргентина, где показатель варьируется в пределах от 70% до 89%. Совсем плохо складывается ситуация в африканских странах. Дошкольное образование там получают в среднем меньше 25% детей. Исключение из правила — Гана, Алжир, Ангола и Кения. Здесь показатель не так далек от европейского. Своего рода исключением является и Саудовская Аравия. Несмотря на то что доход в этой стране выше среднего, крайне мало детей вовлечено в дошкольное образование — чуть меньше 25%, что примерно соответствует уровню стран Африки.

Рисунок адаптирован из отчета Института статистики ЮНЕСКО

В России в период с 2015 по 2019 год численность детей, посещающих учреждения дошкольного образования, выросла на 6,9% и составила 7,64 млн человек. Отмечается, что в первую очередь это связано с всплеском рождаемости, который пришелся на 2010-е годы. Кроме того, расширялся и спектр образовательных услуг для дошкольников. Тем не менее эксперты прогнозируют, что к 2024 году количество ребят, получающих дошкольное образование, снизится примерно до 5,9 млн человек, что обусловлено падением рождаемости в последние годы.

В 2000-х наблюдалось повышение внимания к дошкольному образованию со стороны многих государств. В Китае и Польше традиционно была подробная и централизованно регулируемая программа обучения. Однако в 2000-х страны начали движение в сторону децентрализации и разнообразия образования. Например, в Польше преподаватели смогли выбирать между восьмью учебными планами, рекомендованными Министерством образования. Франция сфокусировалась на языковом развитии, в том числе на изучении второго языка. Финляндия перевела дошкольную программу для шестилетних детей в базовую учебную программу по воспитанию и уходу за детьми младшего возраста с рождения до 6 лет. В 2003 году правительство Дании представило план работы с дошкольниками. Примерно в то же время аналогичные действия предприняли в Германии

То есть в начале XXI века правительства стали уделять серьезное внимание образованию детей младшего возраста, что подтверждается повсеместным введением и изменением учебных планов

Где учиться на педагога дополнительного образования?

Важно: вы должны прекрасно владеть предметом, который планируете преподавать. Нельзя стать педагогом дополнительного образования в сфере музыкального искусства, ИЗО и ДПИ, хореографии и пр., если вы не владеете необходимыми в профессии компетенциями

Согласно профессиональному стандарту педагогадополнительного образования, основных вариантов обучения три.

Первый — колледж. Поступить можно после 9 и после 11 класса, но второй вариант предпочтительнее, поскольку во многих случаях работодатели рассматривают только кандидатуры специалистов с полным средним образованием. Учеба длится от 2 лет и 10 месяцев до 3 лет и 6 месяцев в зависимости от программы.

Второй — вуз. Высшее образование — дополнительный плюс для соискателя при устройстве на работу, но это не обязательное требование.

Третий — среднее профессиональное или высшее образование + дополнительный курс профпереподготовки. Этот вариант идеально подходит:

  • тем, у кого уже есть СПО или ВО по любому профилю, но нет желания опять учиться несколько лет для освоения новой профессии;
  • тем, у кого есть образование в сфере преподаваемого предмета (музыка, театральное искусство, ИЗО и ДПИ, спортивные дисциплины и пр.), но нет знаний и навыков в области педагогики и возрастной психологии;
  • тем, у кого есть педагогическое образование, но нет навыков в преподавании конкретного предмета (шахматы, робототехника и т. п.).

Сейчас профессиональную переподготовку на педагога дополнительного образования можно пройти в дистанционном* формате. На сайте АНО «НИИДПО» подробно описан процесс поступления и обучения — всё очень просто!

Ознакомьтесь с программами по теме и выберите подходящую. После обучения и успешной сдачи экзаменов вы получите диплом государственного образца и сможете работать педагогом дополнительного образования, в том числе в госучреждении.

Где могут работать педагоги дополнительного образования?

В государственных и частных школах (в том числе музыкальных, художественных и пр.), в секциях и клубах, в центрах раннего и детского развития, детских технопарках, центрах внешкольной работы, школах развития интеллекта, творческих студиях и пр.

Уровень зарплат педагогов дополнительного образования

Заработок преподавателя зависит от нескольких факторов:

  • его стажа и квалификационной категории;
  • ставки (стандартная ставка — 18 часов в неделю);
  • региона;
  • условий в конкретном учебном заведении;
  • наличия/отсутствия учеников, которые платят педагогу дополнительного образования за частные занятия;
  • репутации (известный педагог может брать за обучение крупные суммы).

В результате разброс зарплат получается огромным — в среднем от 15 до 75 тыс. р. в регионах и от 25 до 120 тыс. р. в Москве. Чтобы зарабатывать больше, повышайте квалификационную категорию, укрепляйте свою репутацию, присматривайтесь к вакансиям в престижных учебных заведениях.

Остались вопросы? Задайте их специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО».

Резюме

Альтернативные системы образования делают упор на свободу в обучении, позволяют глубже изучать любимые предметы и познавать новое в атмосфере взаимоуважения и равенства

При этом нетрадиционные методики редко уделяют внимание развитию дисциплины и стрессоустойчивости: эти навыки ребёнок должен будет получить самостоятельно. . Альтернативное образование выбирают родители, которые хотят дать ребёнку больше, чем способна среднестатистическая школа, — интересный процесс обучения, развитие креативного мышления и духовных и личностных качеств. 

Альтернативное образование выбирают родители, которые хотят дать ребёнку больше, чем способна среднестатистическая школа, — интересный процесс обучения, развитие креативного мышления и духовных и личностных качеств. 

Формы альтернативного образования в России

Зачем нужно дополнительное образование школьникам?

В кружках и секцияхдети учатся общатьсяи нередко находят себедрузей по интересам 

Умение красиво рисовать, выигрывать на шахматных турнирах, играть на скрипке, быстро бегать, – эти и многие другие способности ваш ребенок сможет получить в заведениях дополнительного образования школьников. К тому же различные кружки и секции также могут стать отличным подспорьем для изучения многих школьных дисциплин. Дополнительное образование может многое дать ребенку в вопросе воспитания, социализации и развития.

  • Выявление и развитие способностей. Ваша дочь проводит много времени за рисованием, а сын постоянно пропадает на футбольном поле? А может быть, школьник не знает, чем занять свое время? Кружки помогут вашему ребенку найти себя и развить собственный талант. Литературные кружки, школы искусств, спортивные секции для детей, научные курсы, обучение иностранным языкам, – благодаря широкому спектру предлагаемых сегодня учреждений дополнительного образования школьник сможет подобрать кружок практически любого направления.
  • Социализация. Что может быть веселей и интересней, чем делать что-то  в компании единомышленников?! Кружки – это не только любимое занятие, но и общение с детьми, которые увлечены тем же самым. Обсуждать фильмы в клубе кинолюбителей, играть в баскетбол и болеть за свою команду, петь в хоре, – курсы дополнительного образования помогут ребенку завязать новые знакомства, завести друзей и взаимодействовать в обществе. Нередко именно в учреждениях дополнительного образования школьники находят себе друзей по интересам, с которыми дружат всю последующую жизнь.
  • Самодисциплина. В клубах, кружках и на курсах для школьников нет строгого контроля, ребенок выбирает их, ориентируясь на свои способности и стремления. Так школьник сам заинтересован в своих успехах и достижениях, поэтому дополнительное образование развивает самоконтроль, самодисциплину и саморазвитие, которые пригодятся ему и на обычных уроках в школе, и в других областях жизни.
  • Профориентация. Играет ли ваш ребенок в теннис или же любит мастерить из глины, любое хобби может перерасти в профессию. Занятия в школе, как правило, ограничены спектром определенных дисциплин, которые не дают всем и каждому раскрыть свои таланты в полной мере. Зато это позволяет школьникам дополнительное образование. Ваш ребенок всерьез увлекается скульптурой или игрой в шахматы? Возможно, это будущий скульптор или шахматист.
  • Углубление и расширение знаний по основным и факультативным дисциплинам. Курсы дополнительного образования помогают не только проявить себя и свои таланты, но и улучшить знания по тем предметам, которые значатся у учащихся в основной школьной программе. К примеру, занятия в кружке права и экономики помогут на уроках обществознания, а кружок робототехники станет отличным помощником в изучении физики. С этой же задачей справится репетитор для ребенка. Некоторые курсы занимаются дошкольной подготовкой.

Кружки и курсы для школьниковпомогут подтянуть и улучшитьзнания по основнымшкольным дисциплинам 

Школы с альтернативными методиками

Альтернативное образование в России получают в нескольких типах школ. 

У каждой авторской школы свой подход к образованию. Как правило, ученикам предоставляется больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а на воспитании личности. Так, в демократической системе Тубельского каждый ученик может участвовать в управлении школой, а оценки школьники ставят себе сами.

В школе Щетинина нет классов и уроков в привычном понимании — занятия ведутся в разновозрастных группах, где дети обучают друг друга. 

Среди отечественных систем альтернативного образования есть ещё более оригинальные, например «Школа диалога культур». В ней последовательность классов соответствует разным стадиям развития общества — античность, средневековье, новое время и так далее. В каждом классе дети изучают научные и культурные достижения определённой эпохи. 

Школы Монтессори 

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира — каждый учащийся получает знания в том объёме, в котором его интересует данный предмет. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на свои вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.

Школы-парки

Похожая система реализована в школах-парках — ребята разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. В каждой школе-парке есть ученики-гости (те, кто пока только знакомятся с системой), ученики-клиенты (ребята, которым нужна помощь учителя по конкретным вопросам) и ученики-подмастерья, уже заинтересованные в конкретном предмете и помогающие учиться другим.

Вальдорфские школы

<<Перелинковка2>>‍  

Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно и реализует сильные стороны своей натуры под мягким руководством учителя

Большое внимание уделяется физическому труду, нравственному и эмоциональному развитию. 

Онлайн-образование для детей: ТОП-7 онлайн-школ

Для удобства разделим топовые онлайн-школы на два типа: вспомогательные, направленные на самообразование, и школы с получением полного общего среднего образования с выдачей документов государственного образца.

Онлайн-школы с выдачей аттестата

Такие учебные платформы были и раньше, но их звездный час настал именно в 2020 году на фоне массового закрытия школ. По отзывам и популярности можно выделить:

  1. «Фоксфорд». Школа реализована на собственной платформе, есть мобильное приложение. «Фоксфорд» предлагает школьникам и их родителям такие форматы: домашняя школа, экстернат, подготовка к экзаменам, дополнительное образование, занятия с репетитором. 
  2. Онлайн-школа «Альтернатива» помогает украинским школьникам учиться с первого по одиннадцатый класс. В школе можно получить полное среднее образование и дополнительное среднее образование по трем или по всем предметам.
  3. Онлайн-школа №1. Как и «Фоксфорде», школа базируется на собственной интернет-платформе. Предлагается ряд услуг, в зависимости от целей родителей и учеников: подтянуть школьную программу, дополнительные знания, полноценное зачисление в онлайн-школу с получением аттестата государственного образца.

Вспомогательные онлайн-школы

Школы, которые помогают ученикам одолевать школьную программу, выходить за ее рамки и в некотором смысле осваивать профессии.

  1. Онлайн-школа «Тетрика». Эту платформу разработали выпускники МГУ. Она помогает школьникам готовиться к экзаменам и подтягивать успеваемость.

Важно понимать, что дистанционное обучение, которое предоставляют государственные школы, отличается от того, что предлагают коммерческие онлайн-школы. Школы перевели уроки в онлайн-формат, но при этом у них нет единой платформы, где можно смотреть конспекты, отправлять домашние задания на проверку, общаться с учителями и т

д.

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

Во избежание неправильного выбора, со старшеклассниками часто проводятся занятия о разных профессиях

Названия профилей могут быть очень похожи, но все-таки, предметы в разных направлениях будут серьезно отличаться. Это означает, что после завершения обучения получится два специалиста с различными областями знаний и умений.

Например, если есть желание получить профессию веб-дизайнера, лучше будет выбрать специализацию в сфере дизайна по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Здесь будут такие предметы, как:

  • программирование;
  • верстка;
  • архитектура;
  • создание информационных систем.

А профиль «Дизайн и программирование» по направлению 54.03.01, организован на стандартах дизайна, поэтому с информационными технологиями студентов познакомят лишь слегка.

Дизайнерам придется также частично изучать информационные технологии

Чтобы выбрать нужную специализацию, стоит все хорошенько проанализировать.

События | Организации | Методики | Программы

Цель реализации программ cоциально-гуманитарной направленности:

освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.

Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:

— расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;

— развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;

— развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);

— развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).

Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы программ дополнительного образования:

— гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, правилами дорожного движения, основами безопасности жизнедеятельности; создание и реализация гражданско-патриотических проектов; имитационное и практическое решение правовых задач);

— социокультурные (расширение знаний по философии, филологии, истории, искусствоведение, лингвистика, литературоведение, социология, журналистика, этнокультура, обществознание, педагогика, основы психологии личности и группы; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; освоение медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной грамотности; волонтерская активность; профессиональная ориентация (формирование первичных профессиональных установок, профессиональных планов в специальностях «человек-человек»; программы детских педагогических отрядов));

— управленческие (основы менеджмента; основы предпринимательской деятельности; практикумы управленческой деятельности; основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление и командную работу);

— экономические (знакомство с нормами экономических отношений, включая экономику ведения домашних хозяйств; основы финансовой грамотности; создание и реализация социально-экономических проектов; имитационное и практическое решение экономических задач).

«Перспективная начальная школа»

Традиционная программа обучения для начальных классов

Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году  вместе с первыми ФГОС. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно.  

В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией. 

Отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации. 

Частные школы

Частные школы часто отличаются от государственных формой обучения. Там могут отказаться от оценок, учитывать индивидуальные потребности детей и использовать новые методики образования.

Если частная школа прошла , она приравнивается к государственной. То есть ориентируется на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и может выдавать аттестаты гособразца. Проверить, есть ли у выбранной вами школы аккредитация, можно в Реестре образовательных организаций.

Школы без аккредитации тоже могут обучать детей, если у них есть , выданная Рособрнадзором. Но промежуточные и итоговые аттестации придётся проходить в государственном учреждении.

Обучение в частной школе платное. Но руководство самостоятельно занимается инфраструктурой. А ещё в частных школах учеников в классе часто меньше, чем в государственных, поэтому проще учитывать особенности каждого.

Как выбрать частную школу

  1. Проверить наличие необходимых документов, лицензии и аккредитации. Если аккредитации нет, узнайте, как организовано прохождение промежуточных и итоговых аттестаций. 
  2. Узнать, что входит в стоимость. Нужно ли дополнительно оплачивать питание, кружки, летние месяцы. Это поможет точнее рассчитать реальную цену.
  3. Изучите репутацию школы. Поищите отзывы в интернете. Пообщайтесь с родителями учащихся. Проследите, куда поступают выпускники.

Российские вузы с дистанционным обучением

1. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва.

  • В 2018 году вошёл в ТОП 10 вузов в сфере «Гуманитарные и социальные направления» рейтинга RAEX.
  • В университете есть международные учебно-научные центры, где студенты могут получить дополнительную международную специализацию.

В РГГУ можно пройти дистанционное обучение по специальностям:

  • Государственное и муниципальное управление, бакалавриат. Обучение платное. От 96800 рублей в год.
  • Документоведение и архивоведение, бакалавриат. Обучение от 64400 рублей в год.
  • Журналистика, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.
  • Культурология, бакалавриат. Обучение от 81800 рублей в год.
  • Менеджмент, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.
  • Психолого-педагогическое образование, бакалавриат. Обучение от 91600 рублей в год.
  • Реклама и связи с общественностью, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.
  • Управление персоналом, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.
  • Экономика, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.

2. Российский государственный социальный университет (РГСУ), Москва.

Российский государственный социальный университет — признанный лидер социального образования и науки. Вуз выпускает специалистов сферы управления, готовых работать в современных условиях рынка.

РГСУ предлагает дистанционное обучение по специальностям:

  • Бизнес-информатика, бакалавриат. Обучение от 84000 рублей в год.
  • Государственное и муниципальное управление, бакалавриат. Обучение от 102000 рублей в год.
  • Менеджмент, бакалавриат. Обучение от 102000 рублей в год.
  • Психология, бакалавриат. Обучение от 84000 рублей в год.
  • Социальная работа, бакалавриат. Обучение от 64000 рублей в год.
  • Управление персоналом, бакалавриат. Обучение от 102000 рублей в год.
  • Экономика, бакалавриат. Обучение от 102000 рублей в год.

3. Международный юридический институт (МЮИ), Москва.

  • Вошёл в десятку лучших московских вузов в 2019 году.
  • Занял 2 место в рейтинге юридических ВУЗов России в 2019 году.
  • Все обучающие программы университета имеют государственную аккредитацию.

В МЮИ можно получить образование дистанционно по специальностям:

  • Судебная и прокурорская деятельность, специалитет. Обучение от 56000 рублей в год.
  • Юриспруденция, бакалавриат. Обучение от 36000 рублей в год.

4. Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ), Санкт-Петербург.

  • 90 образовательных программ.
  • 12 000 студентов, 3000 выпускников ежегодно.
  • Международные программы для дипломов.
  • Государственная аккредитация образовательных программ.

СПбУТУиЭ предлагает своим студентам дистанционный формат обучения по следующим специальностям:

  • Государственное и муниципальное управление, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Лингвистика, бакалавриат. Обучение от 63000 рублей в год.
  • Менеджмент, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Психология, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Туризм, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Экономика, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Юриспруденция, бакалавриат. Обучение от 62000 рублей в год.

5. Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольятти.

  • Обладатель статуса Федеральной инновационной площадки в 2012-2017 гг, 2018-2023 гг.
  • Лауреат премии Правительства РФ в области качества в 2009 и 2019 гг.
  • 17 500 студентов.

Дистанционное обучение в ТГУ по специальностям:

  • Технология продукции и организация общественного питания, бакалавриат. Обучение от 56000 рублей в год.
  • Электроэнергетика и электротехника, бакалавриат. Обучение от 56000 рублей в год.
  • Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, бакалавриат. Обучение от 56000 рублей в год.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector