Опорные вузы похоронят образование. где и как теперь учиться?
Содержание:
- Какие еще есть ВУЗы
- Что значит «опорный вуз»
- Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?
- Проходные баллы
- Достижение целей
- Где работают выпускники
- Федеральный, опорный, или?
- Минобрнауки России запускает второй этап конкурса по созданию опорных университетов
- Опорный вуз – новые возможности
- Список вузов
Какие еще есть ВУЗы
Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.
Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.
Следующая ступень — национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.
Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.
Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.
Что значит «опорный вуз»
Понятие «опорный университет» – новое в системе российского, да и мирового, высшего образования.
Программа создания в регионах технологических и инновационных центров запущена в 2015 году, первый перечень учебных заведений, получивших такой статус, Минобрнауки утвердило в начале 2016 года. В него вошло 11 университетов, в следующем году он был расширен, и в настоящий момент список опорных вузов включает 33 учебных заведения.
Цель учреждения опорных университетов – создать в каждом субъекте РФ вуз, способный на равных конкурировать со столичными учебными заведениями, чтобы обеспечить региональные рынки труда квалифицированными научными и профессиональными кадрами, требующимися для решения задачи развития конкретного субъекта федерации. Взамен получаемого бюджетного финансирования образовательные учреждения обязуются готовить студентов по тем направлениям, которые востребованы в регионе.
К сожалению, пока в зоне охвата программы далеко не все области. Чтобы получить статус опорного вуза, необходимо представить в Министерство образования и науки 5-летнюю стратегию развития учебного заведения. В ней должны быть отражены следующие аспекты:
- предлагаемые нововведения в образовательный процесс и систему управления вузом;
- развитие кадровых возможностей;
- направление модернизации научно-исследовательских работ и инновационной деятельности;
- развитие коммуникаций с местными работодателями, городской администрацией и всей региональной средой.
Не все образовательные организации могут участвовать в конкурсе. Критерии, препятствующие получению статуса опорного вуза:
- территориальное расположение в Москве или Санкт-Петербурге;
- присвоенная ранее категория федерального университета;
- участие в программе «5–100» (направлена на повышение конкурентоспособности российских вузов на международном образовательном рынке);
- расположение в городе, уже имеющем опорный университет.
В целом, «Опорный вуз» – это совместный проект государства и региональных университетов, цель которого – перейти на новый, более качественный уровень подготовки кадров. Программа предусматривает постоянный контакт с ведущими предприятиями региона и профориентацию выпускников школ.
Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?
Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться — и, возможно, какие-то из них смогут выжить.
Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.
А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.
Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах — стоит задуматься.
Для жителей столицы стоит поторопиться — через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.
iPhones.ru
Новая реформа образовательной системы призвана помочь высшему образованию. Или убить множество ВУЗов в Москве и регионах. Как не оказаться за бортом без диплома, закончить полное высшее и получить актуальные знания?
Проходные баллы
Учитывая внушительное количество бюджетных мест, по которым опорные вузы России ежегодно проводят набор, уровень проходных баллов не такой высокий, как, к примеру, в столичных учебных заведениях. Конкретные цифры зависят от выбранной специальности. В таблице приведен сводный обзор возможного разброса значений.
Название опорного вуза | Диапазон минимальных баллов | Диапазон проходных баллов |
---|---|---|
КемГУ | 99–118 | 173–195 |
АлтГУ | 90–110 | 112–197 |
ОмГТУ | 99–120 | 134–221 |
ПсковГУ | 99–105 | 174–248 |
БГТУ | 99–164 | 155–333 |
СамГТУ | 105–150 | 141–226 |
ВГТУ | 99–198 | 151–341 |
СГТУ | 99–123 | 152–275 |
СГУ | 101–159 | 129–257 |
ТулГУ | 99–105 | 134–345 |
УлГУ | 99–150 | 126–371 |
ЧГУ | 99–154 | 145–253 |
ЯрГУ | 90–110 | 174–278 |
МАГУ | 106–125 | 164–276 |
СибГМУ | 116–121 | 179–302 |
УГНТУ | 100–119 | 130–245 |
Минимальный рейтинг, превышающий 120-балльный порог, складывается не только из итогов ЕГЭ. В него включены дополнительные вступительные испытания, проводимые опорным вузом самостоятельно при поступлении на некоторые специальности.
Судя по данным с сайтов вузов, сложнее всего пробиться в Ульяновский государственный университет: несмотря на лояльный порог допуска к участию в конкурсе, реальные проходные баллы высокие. Ненамного отстают Тульский ГУ, Воронежский и Белгородский технические университеты.
Достижение целей
По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.
Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:
- В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
- Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
- Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
- ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
- Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.
Где работают выпускники
У выпускников есть два варианта трудоустройства – предприятия региона, в котором расположен опорный вуз или учреждения в других областях страны со схожими стратегическими задачами.
Вероятность того, что выпускнику опорного вуза придется осваивать другую профессию, минимальна (если только он сам решит, что выбранное поприще ему не по душе). Ведь каждый конкретный участник проекта ведет подготовку по направлениям, в которых в регионе отмечается колоссальная нехватка специалистов. Детальная информация о предприятиях, с которыми сотрудничает каждый из опорных университетов, представлена на сайте Национального фонда подготовки кадров на страничке вуза.
Федеральный, опорный, или?
Статус опорного вуза подразумевает содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”, то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург,
Однако, все не так хорошо. Существующие 29 федеральных ВУЗов получат миллиардное финансирование. Опорным достанется значительно меньше — на все программы они получат около 100–150 миллионов рублей. Это плохо? Это лучше, чем ничего — ровно столько получат остальные.
Скромного финансирования опорных ВУЗов хватило для создания 40 базовых кафедр, и трудоустройста по специальности 2,5 тысяч студентов. Смешные цифры. Несмотря на это, планируется, что к 2022 году в вузах — участниках проекта будут обучаться 25% студентов и 40% магистрантов из соответствующих регионов.
Конечно, никто не будет отказывать оставшимся государственным ВУЗам в финансировании. Но из муниципального бюджета.
Минобрнауки России запускает второй этап конкурса по созданию опорных университетов
Соответствующий приказ о проведении 2 этапа конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов подписан 17 февраля Министром образования и науки О.Ю. Васильевой.
Проект по созданию опорных университетов нацелен на формирование в регионах научно-образовательных центров, ориентированных, прежде всего, на запросы региональной экономики и регионального рынка труда. Каждый университет должен будет разработать совместно с региональными властями программу развития опорного университета с амбициозными значениями критериев, в числе которых высокие показатели трудоустройства выпускников, публикационной активности научных работников, рост объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника и другие.
Первый этап конкурса прошел в 2016 году, и по его итогам было создано 11 опорных университетов.
«Прежде всего, эта программа позволяет талантливым ребятам получать престижное высшее образование внутри своего региона, а региону в свою очередь, существенно повышать свой кадровый потенциал. Программа уже показала свою эффективность в развитии регионов, где уже созданы опорные университеты, и мы намерены распространять этот опыт», — отметила О.Ю. Васильева
Согласно правилам проведения, участником конкурса может стать любой государственный вуз федерального значения, при этом участие в конкурсе не распространяется на образовательные организации, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», реализующие программы повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект 5/100), образовательные организации, расположенные в г. Москве и г. Санкт Петербурге, а также образовательные организации, расположенные в муниципальных образованиях Российской Федерации, в которых уже созданы опорные университеты.
Срок приема заявок на конкурс – с 20 февраля по 20 марта 2017 года.
Для допуска к участию в конкурсе заявка, кроме прочего, должна содержать проект программы развития опорного университета, отражающей модернизацию по ряду основных направлений деятельности университета. В случае победы в конкурсе, вуз будет обязан в течение 3-х месяцев разработать и представить в Минобрнауки России программу развития опорного университета сроком на 5 лет.
Отбор заявок и проверку их содержания на соответствие условиям конкурса будет проводить конкурсная комиссия при Минобрнауки России. Определять претендентов на победу из отобранных заявок, требуемый размер субсидий, каждому из победителей, а также проводить экспертную оценку представленных программ развития будет Совет по реализации программ развития опорных университетов, под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю., в состав которого также входят представители Минобрнауки России, ассоциаций работодателей, представители региональных органов власти, профессионального и экспертного сообщества.
Опорный вуз – новые возможности
— Дмитрий Владимирович, что такое опорные вузы?
— В 2013 году в рамках программы развития образования на федеральном уровне Министерством образования и науки была выдвинута инициатива создания нового типа университетов. Опорные вузы должны играть роль ведущих вузов в своих регионах: обеспечивать инновационное развитие территории, удерживать и привлекать молодежь, чтобы эти программы развития были обеспечены кадрами. Мы участвовали во второй волне конкурса, вышли в финал и из 86 заявителей попали в число 8 лидеров, которые получат федеральное финансирование на ближайшие 3 года.
— А что дает получение статуса опорного вуза?
— Присвоение этого статуса – это не награда, а вызов для университета, дающий возможность стать настоящей опорой образованию региона. Это и новые возможности: в опорных университетах предполагается увеличение количества мест бюджетного приема на приоритетные для региона направления. Мы ожидаем, что ЧГУ получит дополнительные бюджетные места на базовые направления подготовки, связанные с металлургией, химией, машиностроением, педагогикой, а также на гуманитарные направления. Уже сегодня университет предлагает 63 направления подготовки. В этом году открыты 983 бюджетных места на различные специальности. В последующем мы ожидаем их увеличения. Готовится к открытию ряд новых направлений. В частности, уже сегодня впервые объявлен набор на такие направления, как робототехника и мехатроника, подготовка учителей иностранного языка, математики, информатики, а направление дефектологии вообще является уникальным не только для нашего региона.
Опорные вузы получают дополнительные бюджетные места на второй и третьей ступенях высшего образования — мы говорим о магистратуре и об аспирантуре
Это очень важно, потому что здесь ведется подготовка высококвалифицированных кадров, заточенных под конкретные потребности организаций и предприятий
Кроме того, опорный вуз — это дополнительные возможности развития научной деятельности. Мы сможем получать государственные субсидии на реализацию научных проектов и финансирование инновационных разработок
Это важно для региона, который хочет стать инновационным
— Какие условия должен выполнить университет как опорный вуз?
— Речь идет о пакете из двух десятков проектов, охватывающих научно-инновационную, образовательную деятельность, развитие инфраструктуры, систему управления университетом. Это гигантский объем работы на ближайшие 5 лет. Мы выделили несколько направлений, касающихся промышленности, бизнеса и социальной сферы, повышения привлекательности региона, поддержки развития муниципалитетов. Проекты связаны с созданием лабораторий, инжиниринговых центров, с развитием пояса высокотехнологичных малых предприятий вокруг университета, с внедрением цифровых технологий в научно-образовательный процесс. Предполагается развитие уникальной системы внеучебного взаимодействия со студентами, их личностного и профессионального роста.
Задача опорного вуза сегодня — способствовать удержанию и привлечению и молодого, и более старшего поколения на территорию региона. За счет чего? За счет лучшего предложения — более качественного образования, широкого набора образовательных программ, интересных схем трудоустройства, программ личностного и профессионального развития, широкого послевузовского образования, в том числе цифрового. Для поступающих — это возможность остаться жить и работать в своем регионе, получив при этом достойное высококачественное образование, возможность гарантированного трудоустройства после окончания вуза. Добавлю, что сегодня Череповец – молодой, динамично развивающийся город, который позволит преуспеть не только в профессиональном, но и в культурном развитии. Кроме того, близость к Москве и Санкт-Петербургу делает Череповец привлекательным местом для студентов. А быстро развивающаяся инфраструктура и университета, и города будет способствовать повышению комфортности и учебы, и работы, и жизни.
Из источника:
https://www.chsu.ru/news/-/asset_publisher/T7kog939SY0S/content/opornyj-vuz-novye-vozmoznosti?_101_INSTANCE_T7kog939SY0S_redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1&redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1
Список вузов
В перечень образовательных организаций, имеющих статус опорных университетов, входят узкопрофильные и многопрофильные вузы. География учебных заведений, общее количество бюджетных мест и стоимость обучения в них приведены в таблице.
Регион | Название вуза | Количество бюджетных мест | Разброс стоимости за год, руб. |
---|---|---|---|
Кемеровская область | КемГУ – Кемеровский государственный университет | 1 201 | 107 220 – 118 000 |
Алтайский край (г. Барнаул) | АлтГУ – Алтайский государственный университет | 887 | 41 720 –190 200 |
Омская область | ОмГТУ – Омский государственный технический университет | 1 428 | 56 500 – 110 000 |
Псковская область | ПсковГУ – Псковский государственный университет | 520 | 96 900 –189 480 |
Белгородская область | БГТУ – Белгородский государственный технический университет им. В. Г. Шухова | 1 105 | 75 000 – 105 900 |
Самарская область (плюс еще один опорный вуз в г. Тольятти) | СамГТУ – Самарский государственный технический университет | 2 191 | 96 800 – 157 600 |
Воронежская область | ВГТУ – Воронежский государственный технический университет | 1 682 | 92 000 – 152 400 |
Саратовская область | СГТУ – Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина | 980 | 86 780 – 148 800 |
Краснодарский край | СГУ – Сочинский государственный университет | 247 | 107 200 – 175 600 |
Тульская область | ТулГУ – Тульский государственный университет | 1 417 | 101 000 – 160 000 |
Ульяновская область | УлГУ – Ульяновский государственный университет | 795 | 89 510 – 15 1510 |
Вологодская область | ЧГУ – Череповецкий государственный университет | 603 | 59 322 – 115 482 |
Ярославская область | ЯрГУ – Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова | 747 | 109 304 – 122 632 |
Мурманская область | МАГУ – Мурманский Арктический государственный университет | 345 | 150 000 – 210 000 |
Томская область | СибГМУ – Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России | 832 | 148 300 – 206 820 |
Республика Башкортостан | УГНТУ – Уфимский государственный нефтяной технический университет | 1 269 | 105 000 – 164 000 |
Это не полный список – опорные вузы есть и в других регионах России: в Тюменской, Тульской, Орловской, Челябинской, Костромской, Владимирской, Волгоградской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Новгородской и Нижегородской областях, Красноярском крае, республиках Карелия, Коми, Марий Эл и в Калмыкии.
Обучение в вузах можно пройти на платной основе и на бюджетных местах. Оказываемая государством субсидиарная поддержка дает возможность осуществлять прием в больших объемах на стратегически значимые для региона специальности.
В расценках на платное образование также наблюдается существенный разброс. Традиционно чем привлекательнее для абитуриента направление, тем оно дороже. Диапазон стоимости услуг (от самой низкой до максимально возможной) представлен на графике.
Самые высокие расценки на учебу в опорных вузах, которые относятся к узкопрофильным университетам. В частности, в Томске готовят первоклассных медиков, а в Мурманске занимаются разработками в сфере освоения Арктики и Крайнего Севера. Обе отрасли высокотехнологичны и требуют существенных затрат на подготовку специалистов, поэтому цена обучения вполне оправданна.