План сочинения по русскому языку

Содержание:

Общие правила написания сочинения, пошагово

Чтобы написать достойную творческую работу, следует предпринять следующие шаги:

  1. Формулируем ключевую мысль, которую планируется раскрыть в сочинении.
  2. Определяем содержание и последовательность написания работы. При необходимости, продумываем тезисы, желательно не меньше трех – это позволит логично выстроить работу и подобрать аргументацию.
  3. Составляем план, выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться наша мысль.
  4. Пишем сочинение, соблюдая структуру работы и логику изложения. В работе обязательно обозначаем свою позицию, приводим собственную точку зрения. Также определяем свое отношение к мнению автора, подбираем аргументы, подтверждающие или опровергающие его.
  5. Проверяем работу на соответствие заявленной теме, а также на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее демонстрируют способность автора свободно мыслить и рассуждать.

Мое мнение

  • Объем: 1-3 предложения;
  • Цель: Выразить свою позицию к точке зрения автора;
  • Суть: Согласиться или не согласиться с автором и обосновать свое мнение;
  • Баллы: оценивается вместе с обоснованием.

Важно! Проще согласиться, чем спорить. Структура:

Структура:

  1. Я согласен\не согласен с тем, что написал автор…
  2. Логическая связка с аргументом.

Пример (по тексту Каверина): Я солидарен с автором и считаю, что самопожертвование во благо отчизны – следствие полного нравственного созревания, результатом которого является формирование христианской любви к ближнему и великодушия. Это основа любого подвига, как показывает практика.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст  

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении. 

Алгоритм написания сочинения

Кратко последовательность изложена в инструкции к заданию. Чтобы работа соответствовала основным критериям оценивания, надо:

  1. сформулировать одну из проблем, поднятых автором;
  2. прокомментировать ее, проиллюстрировав примерами из текста с выявлением связи между ними;
  3. сформулировать позицию автора;
  4. выразить и обосновать собственное отношение к ней.

По композиции сочинение представляет собой рассуждение, следовательно, в нем должны быть тезис, аргументы и вывод. Последний не указан в инструкции, но логика написания и проверки требует краткой концовки: это предусмотрено критерием К5.

Категорически запрещается использовать для подготовки шаблоны и клише, размещенные в сети ранее 2019 года: до этого предусматривалась такая часть, как аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Просто выбросить ее из старых образцов невозможно: она не удалена, а заменена отношением к позиции автора.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Подробнее о заключении (спец. материал)

4 способа закончить сочинение:

Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните»

Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д

.

Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня). Смотреть в PDF:

Смотреть в PDF:

Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Общая структура сочинений

Любое сочинение состоит из вступительной, основной и заключительной части. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Введение/вступление

В этом разделе следует обозначить и конкретизировать тему сочинения, раскрыть ключевые аспекты, представить основную мысль и задать тон всей работе. Введения различных видов сочинений имеют свои особенности.

  • Рассуждение. Приводятся размышления относительно главного посыла произведения, раскрываются факты из жизни автора, имеющие отношение к теме, упоминаются высказывания писателя, относящиеся к поднимающейся в книге проблеме.
  • Повествование. Подразумевается краткое описание времени и места действия, а также предоставляются сведения о действующих лицах.
  • Описание. В вводной части перечисляются данные автора, название и жанр исследуемой книги, а также год ее написания. Также здесь обозначается объект описания: кто или что это, почему об этом пойдет речь.

Основная часть

Это главная часть сочинения. Здесь в полном объеме раскрывается идея творческой работы и связанные с ней вопросы, также приводятся доказательства (аргументы и контраргументы) выдвинутых положений. Данный раздел занимает 75% сочинения.

  • Рассуждение. Отправной точкой для размышлений в этой части станет выдвигаемый тезис и аргументация в его поддержку. В качестве аргументов могут выступать: исторические факты, пословицы, поговорки, мнения авторитетных людей, статистические данные, сюжетные линии или эпизоды литературных произведений, которые подтверждают доказываемый тезис.
  • Повествование. Описывается завязка, развитие, кульминация и развязка сюжета. Допускается уместное применение диалогов или отдельных реплик, элементов описания или рассуждения, чтобы детально передать читателю ход событий и характеры персонажей.
  • Описание. Перечисляются существенные признаки и характеристики объекта произведения, а также приводятся подробности, которые дополняют образ и делают его максимально узнаваемым.

Заключение

В заключительной части сочинения, как и в любой другой письменной работе, подводятся итоги, содержащие конечные выводы и оценки. Они должны быть убедительными и четко сформулированными, поскольку являются следствием собственных умозаключений и доводов автора.

  • Рассуждение. Вывод практически дублирует тезис, при этом выводит его на новый, более глубокий уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов.
  • Повествование. Приводится личное отношение автора произведения к событиям и участникам сюжета.
  • Описание. Описываются собственные впечатления, полученные после прочтения книги.

Тема нравственности, любви и культуры

В данном направлении могут быть предложены отрывки повестей, рассказов, романов, затрагивающих взаимоотношения между людьми. В этом случае ученик должен разбираться в понятиях «добро» и «зло», понимать, что такое моральные качества и нравственность человека.

И, конечно же, тема любви. Об этом понятии не перестают спорить, рассуждать и философствовать веками, потому точного совета по написанию сочинения на эту тему дать нельзя. Но и не следует бояться этого направления. Вам необходимо помнить, что доброта, дружба, взаимопомощь, уважение – все это составляющие любви. Руководствуясь этими понятиями, экзаменуемый обязательно справится с поставленной задачей.

Культура и искусство – следующее направление. Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) показывают, что данная тематика охватывает самые различные сферы жизни человека. Ученику необходимо знать, какую роль играет искусство в жизни личности и общества в целом.

Темы сочинений для ЕГЭ по русскому языку

Условно темы сочинения ЕГЭ по русскому можно распределить по нескольким блокам, которые обязательно касаются нравственности:

«Искусство» — это блок, включающий тексты о произведениях искусства и мастерах в различных областях (литературе, музыке, живописи, архитектуре). Чаще всего в этом блоке выдвигаются тезисы о предназначении, сущности и роли искусства, о качествах настоящего мастера.

«Нравственный выбор» — это темы сочинения ЕГЭ по русскому, объединенные мотивом выбора «между хорошим и хорошим»

Важно запомнить, что борьба между добром и злом (правильным и неправильным) в душе человека не будет относиться к этому блоку, так как он включает выбор исключительно между равнозначными понятиями. Чаще всего нравственный выбор строится на противостоянии чувства и долга, принципов и сострадания, законов и милосердия.

«Великая отечественная война» — это блок, включающий темы сочинения ЕГЭ по русскому о событиях 1941-1945 годов

В них затрагивается спектр проблем войны, то есть героизм, предательство, гуманизм, нравственная сила, противостояние жизни и смерти, влияния войны на душу и пр.

«Человек и природа» — это собрание всех видов взаимоотношений между людьми и природой. Аргументация сочинения ЕГЭ этого блока будет строится на рассмотрении влияния природы на личность и состояние человека, проблем экологии, науки, отношения людей к окружающему миру и своей родине.

«Человек и общество» — это блок, включающий темы сочинения ЕГЭ по русскому, связанные с взаимоотношениями человека с обществом, его социальным составляющим. Здесь могут подниматься проблемы исторической памяти, конфликта с обществом, «маленьких людей», равнодушия, противостояния добра и зла.

«Язык» — это собрание проблем, касающихся родной речи. В этот тематический блок входят вопросы влияния языка на человека, отображения культуры, проблема заимствований в языке и многое другое.

Советы по написанию эссе

1. Вникните в тему сочинения и постарайтесь четко понять, о чем в нем будет говориться. Сделайте акцент на название при его наличии: зачастую именно название позволяет экзаменуемому определить основную идею представленного материала

Также важно дать свой комментарий к заголовку, но если он отсутствует, то не нужно придумывать свой вариант

2. Проанализируйте статью и выявите ее основную проблему

Ответьте на вопросы: какие темы поднимает автор в своей работе и что он хочет донести до читателя? Здесь важно определить его позицию по заданной проблематике и раскрыть его выводы

3. Расскажите о своих мыслях по поднятой проблеме. Недостаточно кратко выразить свое отношение к теме, отметив лишь свое согласие или несогласие с точкой зрения автора

Важно привести собственные аргументы, в качестве которых могут выступать ваш личный опыт, а также примеры из публицистики и литературы. Если вы не разделяете позицию писателя, то постарайтесь сформулировать свои возражения в мягкой форме

Не нужно бояться своего мнения, поскольку оценка за сочинение (эссе) выставляется совершенно по другим критериям. Здесь важно раскрыть основу ваших рассуждений и подкрепить их слабыми и недостаточно аргументированными тезисами автора: возможно вы найдете в статье какие-либо неточности, непоследовательность слов писателя, излишне эмоциональные высказывания и т.д.

4. Экзаменуемые очень часто допускают неточности при написании сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку. Среди них наиболее распространены такие ошибки, как:

  • Изложение вместо сочинения. Не нужно писать пересказ прочитанной статьи: здесь вы должны интерпретировать ее основную идею и обозначить свой конкретный вывод.
  • Структурный анализ. Многие выпускники указывают в своих работах число предложений и абзацев в статье, чего совершенно не стоит делать. Не нужно перечислять ключевые фразы, в которых содержится подтверждение основной идеи. Вы должны раскрыть главную проблему и выразить свое к ней отношение, а не делать анализ структуры текста.
  • Имя автора. Не забывайте указывать в своей работе Ф. И. О. писателя.

5

Важно учитывать, что все разделы сочинения тесно взаимосвязаны, поэтому, допустив ошибку в определении проблематики статьи, вы рискуете свести на нет всю вашу работу. Обязательно перечитайте написанное вами эссе и соотнесите его тезисы с затронутой проблемой

Если вы обнаружили несоответствия, исправьте все неточности.

6. Тщательно продумайте алгоритм написания сочинения. Обязательно определите для себя, с чего начать эссе, о чем писать в его основном разделе и какие сформулировать выводы.

7. Следите за тем, чтобы объем вашего сочинения соответствовал правилам ЕГЭ. Минимальный размер текста — 150 слов. Подсчитываются самостоятельные и служебные части речи, то есть все слова, написанные без пробелов (например, как-то — одно, все же — два, но фамилия и инициалы считаются одним словом: А. С. Пушкин). Цифры и другие знаки не учитываются (100 % — это ноль слов, 10 лет — одно слово). 

8. Вначале напишите эссе на черновике (если позволяет время), проверьте его на ошибки, внесите корректуры, а затем перепишите работу на лист ЕГЭ, не допуская помарок и новых ошибок.

9. Переписав свой текст на чистовик, обязательно проверьте его еще раз на грамматические, речевые и пунктуационные ошибки.

Вступление

В нем же и формулируем проблему. Как это сделать?

  • Внимательно читаем текст.
  • Формулируем несколько вопросов по содержанию текста (используем разные вопросительные местоимения: что/кто/какой/как и т.п.).
  • Начинаем абзац с 2-3 вопросов по тексту, желательно, чтобы они не имели отношения к главной проблеме.
  • Формулируем основную проблему.

Клише

…? …? …?Эти и другие вопросы ставит/поднимает в своем тексте (имя автора), однако наиболее детально автор рассматривает проблему…
Автор данного текста поднимает проблему…
В приведённом отрывке центральной я бы назвал проблему…
Текст (имя автора) заставил меня задуматься над такой проблемой, как..
Проблема … сильнее всего привлекает внимание автора…

Пример

Что такое война? Какое влияние оказывает она на людей? Почему подростки нуждаются в помощи с выбором дальнейшего жизненного пути? Эти и многие другие вопросы задает в своём тексте Галина Галлер. Однако наиболее детально она рассматривает проблему стойкости человека в трудных ситуациях.

Что такое комментарий?

Комментарий представляет собой рассуждение, пояснение обозначенной проблемы. Другими словами, это последовательный анализ прочитанного текста с указанием конкретных ситуаций, описанных автором, или мыслей автора. Это авторские доводы и мысли по указанной проблеме. Автор словно доказывает нам свою точку зрения. При написании комментария следует придерживаться определенных требований:

  • Комментарий должен быть написан по прочитанному тексту и соответствовать указанной проблеме;
  • Комментарий должен послужить своеобразным связующим звеном между проблемой и позицией автора;
  • Комментарий должен отражать ход авторских мыслей относительно проблемы.

Смысл жизни

Проблема смысла жизни — философский вопрос, на который нам сложно ответить безапелляционно

Поэтому в сочинении на ЕГЭ по русскому языку важно конкретно и четко раскрыть ее, не впадая в крайности. Вот характерный пример эссе

Книги для раскрытия этой проблемы знакомы каждому из Вас:

  1. «Война и мир» (Л. Толстой). Многие главные герои ищут смысл бытия. Андрей Болконский видит его на военном поприще, потом разочаровывается и начинает искать себя в мирной жизни. Но любовь тоже обманула его ожидания: Наташа изменила ему. В итоге князь обрел себя во всенародной миссии — защите родины от иноземных захватчиков. Только перед смертью он, наконец, обрел гармонию с миром и окружением, закончив свои поиски. Безухов тоже ожесточенно ищет смысл своей жизни. Сначала он обретает себя в любви, потом — в масонстве, пытается помочь народу, выделяя деньги из своего кошелька. Затем он решает, что рожден убить Наполеона. И только в плену герой понимает, что его предназначение — изменить мир, начав с себя. Он, как и Платон Каратаев, стремился делать добро, а не только спонсировать его деньгами.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Герои разделяются на два лагеря: одни видят смысл в наживе и подъеме по карьерной лестнице, а другие хотят добиться справедливости и равенства в обществе. Из-за разницы мировоззрений разрушается семья Мелеховых. Пантелей и Петр находят в войне способ разбогатеть на мародерстве и щедром окладе, который сулят офицеры. Они — эгоисты, и дороже всего ценят собственность, ради которой готовы умереть. Григорий и Дуняша становятся людьми новой формации. Они предпочитают работать на благо всего общества и хотят добиться равных прав и свобод для всех. Поэтому Григорий разделяет идеалы Красной армии, а Дуняша выходит замуж за большевика вопреки родительской воле.
  3. «Крыжовник» (А. Чехов). В этом рассказе герой положил всю свою жизнь на обогащение ради приобретения поместья. Он женился по расчету, на всем экономил, уморил жену и накопил, наконец, на дом с участком. Правда, его любимый крыжовник, который он собирался выращивать, вырос кислым, этим же вкусом отдавала вся его жизнь. Он обрюзг и перестал развиваться, наслаждаясь своими мелкими эгоистическими благами. Его брат осуждает это, ведь находит смысл бытия в духовном росте.
  4. «Чайка» (А. Чехов). Героиня ошибалась в выборе смысла жизни, став бездарной актрисой. Еще в юности отец сильно стеснял ее своей строгостью, поэтому она поддалась порыву и сбежала из дома, став любовницей маститого драматурга, который лишь использовал ее молодость и красоту. Отсутствие таланта обрекло ее на унижение, на сцене ей не было места, но и путь домой был закрыт. Причиной ошибки стала ведомость девушки, которая пошла по чужому, навязанному ей пути.
  5. «Мертвые души» (Н. Гоголь). Чичиков видел смысл бытия в накопительстве материальных благ. Не получив стоящего наследства, он решил самостоятельно пробивать себе дорогу к успеху, но его путь был кривой дорожкой. Павел Иванович стал аферистом и взяточником, но ни одно разоблачение не убедило его отказаться от своего метода заработка. Герой так помешался на деньгах, что даже добродетели девушки мерил размерами приданного. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам аргументировать свое мнение.

Комментарий лучше формулировать по идеям и мыслям в тексте. Как правило, в таких текстах есть два противоборствующих мнения, которые можно описать в качестве комментария. Пример: Герои выражают разные точки зрения о смысле жизни человека. Так, Алена считает, что она создана для пути по карьерной лестнице. Она нашла себя в работе и призвании. Но другого мнения придерживается ее подруга Дарья. Она стала матерью и обрела свое предназначение в кругу семьи.

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример

Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя

Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Клише для аргументов:

Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного… Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме… Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Вывод

Итог вашего сочинения может быть разным. Ваша задача заключается в том, чтобы просто сделать вывод по проделанной работе. К примеру: «Культура в жизни человека играет огромную роль, и мы должны беречь ее, как материально, так и духовно».

Главное, чтобы ваша мысль была завершающей и отображала суть вашего сочинения. Ну, а после этого остается только ждать результатов вашей работы. Если вы учли все критерии и прислушались к советам, описываемым в статье, то вы должны полностью разобраться с тем, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ — это не страшно, будьте уверены: ваша работа достойна высокого балла.

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизничеловека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Подробнее о вступлении (спец. материал)

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 


‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ‍

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.


‍План работы над итоговым сочинением‍

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector