Что такое этнография и что она изучает?

На каком языке говорят

Язык вепсов относят к прибалтийско-финской подгруппе, которая входит в финно-угорскую языковую группу. На протяжении своей истории вепсы взаимодействовали с карелами, коми-зырянами, русскими, лопью — предками современных саамов. Это сказывалось и на формировании языка. Например, карельский язык заимствовал слова из вепсского, и так появилось несколько карельских диалектов. У вепсов выделяют три диалекта по местам проживания: северновепсский, или прионежский, средневепсский и южновепсский. 

Сейчас на вепсском говорят около половины всех вепсов — всего три тысячи человек. И язык внесен в Атлас исчезающих языков Юнеско.

Памятников письменности у вепсов нет — потому что первые попытки ее зафиксировать относят к 1930-м годам. Тогда создали учебник по вепсскому языку на основе латинского алфавита.

Учебник для изучения вепского языка 1934-го года издания. Полностью доступен на karelia.ru.

Составители книги решили, что латиница наиболее точно отражает фонетическую систему вепсского языка. На практике учебники почти не использовали. В школах вепсский преподавали только в Ленинградской области, и то недолго. В 1937 году начались масштабные репрессии, вепсских интеллигентов посадили в лагеря, учебники изъяли, уроки вепсского в школах запретили. Язык ушел в подполье — на нем говорили только дома.

Поэтому вепсских писателей и литературы практически нет. Один из самых известных — Николай Абрамов, он писал как собственные стихи, так и переводил на вепсский Пушкина, Есенина, Евтушенко, Шекспира и многих других. А Нина Зайцева перевела на вепсский карело-финский эпос «Калевала», что еще раз доказывает связь между этими народами. С 1993 года в Петрозаводске выпускают единственную газету на вепсском языке Kodima (с вепсского — «родная земля»).

Карелия

Шёлтозеро (857 человек)

Шёлтозеро — старинное вепсское поселение, основанное в 1453 году, хотя первое упоминание о нем появляется значительно позже — в 1543 году. Сейчас это центр вепсской национальной области. На въезде в поселок расположено два указателя: с названием местности на русском и вепсском языках.

Вепсский этнографический музей — главная достопримечательностью поселка. В нем собрана самая большая коллекция культурных артефактов вепсов. Экспозиции находятся в двух зданиях — памятниках народного зодчества. Дом Мелькина построили в 19 веке для зажиточной крестьянской семьи. Второе здание — дом Тучина. В нем располагался подпольный райком партии в годы Второй мировой войны. Музей работает со вторника по воскресенье, с 10 до 17 утра, перерыв — с 13 до 14 часов. Билет стоит 150 рублей.

Ионо-Яшезерский мужской монастырь основал вепс по национальности во второй половине 16 века. К началу XX века в монастыре жило семь монахов. В 1918 году, с приходом большевиков, монастырь закрыли, а имущество национализировали. Монашество возобновили в 2003 году, но из-за того, что храм находится в аварийном состоянии, службы в нем не ведут.

Вепсский национальный фестиваль «Древо жизни» (вторая половина июля) проводят в Шёлтозере ежегодно с 1987 года. В программе — концерты и театрализованные представления на тему вепсской культуры, ремесленные мастер-классы и блюда национальной кухни. На фестивале можно увидеть языческие элементы вепсской культуры. На празднике вепсы поклоняются древнему космическому мировому дереву, которое символизирует у них связь между прошлым, настоящим и будущим. Похожие гуляния проводят и в селе Винницы, но только в начале июня.

Из Петрозаводска в Шёлтозеро три раза в день ходят автобусы, билет стоит около 300 рублей.

Кто такие вепсы

Вепсы — малый народ, который живет в Латвии, Украине, Эстонии, Беларуси и России — на границе Ленинградской и Вологодской областей и в Карелии. Эту территорию еще называют Межозерьем — между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Финно-угры изначально селились на территории Северной и Восточной Европы. Со временем часть из них спустились в район Межозерья. Их и стали называть вепсами. Вепсов осталось всего 6400 человек, а если брать только тех, кто живет в России, то 5936 — по данным переписи населения 2010 года (в 2002 году — 8240).

Фото: kareliya.ru

Современные вепсы — потомки племени весь, первые письменные упоминания о них датируются 6 веком нашей эры. Уже с 11 века вепсы часто упоминаются в русских летописях. Единого этнонима (название народов или этнических общностей — прим. «Самокатуса») у малого народа не было до 1930-х годов 20 века. Поэтому до сих пор прионежские вепсы и часть приоятских называют себя людиками, а свой язык — людиковским. Также встречается самоназвание чухарь, характерное для южных вепсских поселений. В официальных документах до начала 20 века вепсы значились как чудь. Но к этому названию есть много вопросов — для исследователей не столь очевидна связь между вепсами и чудью. Также термин чудь применяли к эстонцам, води и древнему населению Верхней Руси.

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества

Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена

Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний – передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Как строить карьеру

Карьерный рост этнографа невозможен без ведения научных исследований и получения ученых степеней. Начальная ступень такой лестницы – лаборант или младший научный сотрудник. Затем, набравшись опыта, специалист может стать старшим, ведущим и главным научным сотрудником.

Вырасти представителю этой профессии можно и в вузе. Начинают здесь с того же лаборанта или преподавателя кафедры. Следующие ступеньки – заведующий кафедрой, декан факультета, ректор вуза.

Строить карьеру этнограф может не только в науке. Такой специалист станет хорошим гидом в туристической компании. Знания, которыми он обладает, позволят ему проводить интереснейшие историко-этнографические экскурсии. Альтернативный вариант профессионального развития – в сфере СМИ.

Требования к кандидатам

Этнографом (этнологом) может стать лишь человек с незапятнанной биографией. Он должен быстро находить общий язык с представителями других народностей и с уважением относиться к их языку, культуре, традициям.

Среди других требований, предъявляемых к специалистам, выделяют:

Образование. В профессию берут исключительно людей, имеющих высшее образование по одной из профильных специальностей: культурология, география, история и филология. В некоторых случаях этнографами становятся люди, окончившие факультет журналистики.
Знания. Специалисту в работе понадобятся доскональные знания в области истории мировых цивилизаций. Не будет лишним кратко изучить географию, археологию, антропологию и особенности того или иного этноса. Кроме этого, этнологу нужно знать 2−3 иностранных языка.
Навыки. Хороший специалист должен обладать навыками журналиста и оратора

Помимо этого, ему понадобится опыт обработки больших объёмов данных и выделение из них наиболее важной информации.

Этнографический музей Санкт-Петербурга

1. Этнографический музей

В этнографическом музее Санкт-Петербурга находится свыше 500 тысяч экспонатов, представляющих быт и культуру 157 народов, проживающих или проживавших когда либо в России.

2. «Золотая кладовая».

Так именуется особый отдел музея, где хранятся самые редки и значимые экспонаты. Например, здесь находится большая часть подарков и даров, которые присылались династии Романовых из разных стран. Здесь можно увидеть оружие кавказских народов, татарское золото, узбекскую бирюзу, мурманский жемчуг и многое другое.

3. Экспедиция.

В начале ХХI века столетия музей организовал экспедицию, в ходе которой этнографы проплыли от Белого до Берингова моря, посетили сотни забытых поселений, достопримечательностей, а также пополнили музей новыми экспонатами.

  1. Реставрация.

Музей полностью реставрировали два раза. Первый раз – через год после открытия для свободного посещения. Музей пострадал при наводнении, более 100 тысяч экспонатов оказались в затопленных подвалах. Во второй раз музей реконструировали после Великой Отечественной войны.

  1. Самая большая коллекция.

В музее находится самая большая коллекция в мире, посвященная народу айны. Здесь хранится свыше трех тысяч экспонатов.

  1. Школа ремесел.

На территории музея действует школа ремесел, где каждый может попробовать себя в живописи, гончарном и швейном деле. Также здесь часто проходят полезные лекции, показательные выступления и концерты, посвященные разным видам ремесла.

[править] Конструктивизм

Направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип». Как отмечала академик Т. И. Алексеева: «Стоит упомянуть понятия раса и этнос на конференции в США, сразу начинают шептаться, хотя проблемы очевидны и те учёные, отрицающие это, подобны страусам, прячущими голову в кусты или песок».

На постсоветском пространстве идеи конструктивизма продвигают В. А. Тишков и В. А. Шнирельман. Учёные отрицают многие элементы культуры у народов, считая их выдуманной — «СССР — колыбель наций и народов» «В. А. Тишков. Реквием по этносу. Также В. А. Шнирельман. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках».

При этом, если В. А. Тишков чётко отмечает, что проблема, например, Азербайджанско-армянского конфликта во-многом в армянской диаспоре США, то В. А. Шнирельман не комментирует это, так как историю и этногенез он отрицает лишь им самим выбранных народов, не затрагивая народы у которых «чисто», фактически преследуя свои цели — укрепление давления одного народа другим.

Этнография и этнология

Основными науками, непосредственно объектом изучения которых являются этносы, являются этнология и этнография. Чётких общепризнанных определений данных наук нет. Каждый понимает предметы данных наук по-разному, в разных странах эти термины употребляются в разных значениях. В основном принято следующее разделение: термин «этнография» используется для обозначения описательного уровня исследований, а «этнология» рассматривается как теоретическая, обобщающая наука об этносах. В советской науке термин «этнология» не употреблялся, т. к. советская этнография включала в себя оба уровня исследований (и описательный, и теоретический)

Так же обращает на себя внимание, что довольно часто одну из этих дисциплин включают в состав другой, так, например, этнографию рассматривают как часть этнологии, описательный уровень исследования

РГО: Русское географическое общество

Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями

Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон

В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей

Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин

Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А

Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.

Каким богам молятся

Изначально вепсы были язычниками. Самым главным духом у них был «хозяин леса». В этой мифологизации читается двойственное отношение вепсов к лесу. С одной стороны, лес — кормилец, а с другой — хранит в себе опасности.

Вепсы приняли православие раньше, чем другие финноязычные народы — на рубеже 10–11 веков. Переход в христианство и приобщение к новой религии были длительными. Например, в грамотах 1661 года отмечается, что вепсы не посещают по воскресеньям церковь, не причащаются и не ходят к своим духовным отцам. Хотя вепсы охотно принимали христианские обряды, они не отказывались от язычества, что сохраняется и сейчас. Вепсы верят в духов леса и приносят подношения на «заветные места» — своеобразные капища.

[править] История науки

Зарождение этнографии часто связывают с началом Великих географических открытий, когда европейцы увидели многие неизвестные народы — открытие Америки, путешествия на Африканский континент (южнее Сахары и другие). Это не совсем верно, Сергей Александрович Токарев отмечал, что исследования народов происходили во все времена — ещё со времени Древнего Египта.

Становление и официальное признание науки происходит в XIX веке, когда были разгромлены Французская антропологическая школа (выступавшая за расизм, выделяя 3 степени), а также мифологическая — А. Н. Афанасьев и другие. Появилось течение которое назвали эволюционизмом, так как: «Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному…». После этого возникли такие школы как:

  • Культурно-историческая
  • Диффузионизм
  • Французская социологическая школа
  • Американская школа исторической этнологии
  • Функционализм
  • Психологическая школа
  • Российская и советская школа в этнографии
  • Конструктивизм, как новое течение.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Этносы России

  1. Процент русских.

На территории России 80% жителей — русские.

  1. Малые народы.

В России проживают некоторые малые народы, численность которых меньше 10 человек. Есть угроза того, что в скором времени эти народы просто исчезнут.

  1. Численность народов.

Многие народы, проживающие в России, имеют меньше одного процента от общего населения страны. Так, в России преобладают следующие этносы: русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры. Кстати, в России проживает более 5 миллионов татар, которые делятся на 10 этнических групп.

  1. Россия не мононациональное государство.

Из-за того, что в стране преобладает русское население, Российскую Федерацию часто ошибочно называют мононациональным государством. Это не так! Наша страна является многонациональным государством, а пример мононационального государства — Япония, где 98,5% жителей- японцы.

Предмет исследований

Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Куда еще можно съездить

  • Никонова Гора, Вологодская область (32 человека, ⅔ из них — вепсы). Входит в Вепсское национальное сельское поселение — так называется административное образование, объединяющее вепсские деревни. Образовалось в 2009 году путем слияния Тимошинского, Куйского национального вепсского и Комоневского сельских поселений.
  • Казыченская, Ленинградская область (25 человек, все идентифицируют себя как вепсы). Сейчас это одно из самых отдаленных поселений оятских вепсов. У него есть особенность — местные называют поселок Ладвой (в переводе с вепсского — вершина, верхушка), на въезде даже есть самодельная табличка с таким названием.
  • Винницы, Ленинградская область (2200 человек, около 500 из них — вепсы). Считается центром расселения вепсов, но по факту ¾ жителей села — русские. Вепсы постепенно ассимилировались, а дети от смешанных браков чаще называют себя русскими. В Винницах есть вепсский центр фольклора, а также в начале июня здесь проводится ежегодный фестиваль вепсской культуры «Древо жизни».

Как добраться

Инфраструктура в вепсских селах практически отсутствует — все дороги исключительно грунтовые, асфальта там нет. Весной дороги размывает, а зимой они часто занесены снегом. Но даже летом лучше ехать на внедорожнике, а не легковой машине.

Путешественникам без машины будет еще сложнее — придется сначала доехать до какой-нибудь крупной станции на поезде и пересаживаться на редкие автобусы, которые идут в села. В большинство населенных пунктов из нашего списка автобусы вообще не ходят. Поэтому, скорее всего, вам придется ездить автостопом и много ходить пешком.

В Вологодской области наибольшее количество вепсов сосредоточено в Бабаевском районе. Ближайшие крупные города, до которых доедете на поезде: Вологда, Череповец и Бабаево.

В Карелии можно доехать на поезде до Петрозаводска, а оттуда отправиться в Вепсскую национальную волость (существовала с 1994 по 2004 год) с центром в поселке Шёлтозеро. Автобус до поселка ходит три раза в день, стоимость билета в среднем 300 рублей. Также ходит автобус в Щелейки.

До вепсских сел в Ленинградской области не получится доехать на электричках или автобусах. Раньше можно было добраться хотя бы до Винниц, но сейчас прямых рейсов нет. Удобнее всего ехать на машине.

Советы

  • В большинстве вепсских деревень работает мобильная связь и ловят все сотовые операторы. Но в некоторых отдаленных участках и глухих деревнях связи нет вообще, например в Курбе или Казыченской (Ладва).
  • Туристический клуб «Лес и ветер» занимается исследованием вепсских поселений и снимает про это кино. Также они организовывают туры по вепсским деревням с полным погружением. Есть два маршрута — на два и пять дней. В программе: поездки по нескольким селам, посещение древних церквей, экскурсия на заброшенный маяк, мастер-классы и проживание в вепсской избе. Гид, который водит группы, вепс по национальности, сам вырос в этих местах и много знает про культуру.

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

Самый простой способ поддержать нас — подписаться в соцсетях: телеграм-канал, , Фейсбук, , Инстаграм.

Если же наш контент как-то помог вам (например, сэкономить деньги), то мы будем рады, если вы сможете поддержать нас рублем! Это можно сделать на «Патреоне» или единоразово через вот эту форму: 

*Apple Pay & Google Play работают.

Похожие термины:

commercial ethnography) — использование этнографических методов для освещения проектов и маркетинга. Подобно взаимному влиянию коммерческих исследований рынка и академических социально-обзорных работ, н

научно-исследовательская программа в социологии науки, изучающая процесс производства научного знания в повседневной деятельности ученых. Возникновение этого подхода относится к «антропологич

Направление социолингвистических исследований, в котором отправным пунктом анализа служит речевой коллектив или другой социальный контекст, в связи с чем утверждается примат: 1) речи над языком; 2

ethnography of communication (EOC) греч. ethno- ‘раса, культура, народ’ + graph(os) ‘что-либо нарисованное или написанное’ — термин восходит к названию известной книги американского социолингвиста и антрополога Д. Хай

изучение процессов становления, воспроизводства и функционирования в обществе профессий и профессиональных сообществ, основанное на применении этнографических методов и интерпретативных объя

направление исследований промышленных организаций, изучающее системы и практики организации труда в современном обществе. Ключевые исследования Э. р. связаны с работами по преимуществу социолог

основано в 1863 году при Московском университете. Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, со

основано в 1863 году при Московском университете (сначала как Общество любителей естествознания). Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, из

или “этнологичекий” — собрание карт, показывающих распространение различных элементов традиционной культуры, в сочетании с текстом и типологическими таблицами, поясняющими и объясняющими карт

(англ. — object of ethnography, нем. — Objekt Volkerkunde) . Основным объектом изучения этнографии (этнологии) являются этносы и другие историко-культурные общности. К числу основных исследовательских объектов этногра

(англ. — subject of ethnography; нем. — Gegenstand Volkerkunde) — характерные свойства ее основных объектов исследования — этносов, главным образом их традиционная бытовая (внепроизводственная) культура. Этому слою культ

то есть относящийся к сфере этнографии, то есть исследованиям традиционной культуры и быта народов мира, их происхождения, истории расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотноше

как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающе

один из важнейших разделов этнографической науки, занимающийся исследованием на разные исторические периоды характерных черт и пространственного распространения элементов традиционной народн

карты, отражающие размещение этнографических явлений: различных элементов материальной и духовной культуры.

Совокупность людей какой-л. национальности, проживающих на определенной территории и отличающихся отдельными этнографическими особенностями: культурными, бытовыми, отличающимися от остальных п

Регион, у населения которого, несмотря на принадлежность к разным этносам, исторически сложились сходные культурно-бытовые и этнопсихологические особенности. На территории РФ обычно выделяется

(англ. — ethnic methodologie, нем

— ethnographische (ethnologische) Methodologie) — основные принципы познания объектов этнографии (как основных, так и частных); главное внимание уделяется обоснованию выделения основных ее объек

(англ. — ethnographic typology; нем

— ethnographische Typologie) — средство и метод познания этнографических явлений (объектов и процессов), основанное на их сравнительной классификации, т.е. разделения и группировки по те

Название предметов или понятий, характерных для быта, хозяйства в данной местности. Э. не имеет аналогов в литературном языке. Напр., туес – сосуд из бересты.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности

Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф – это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение – выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

Где они живут

Вепсов делят на группы в зависимости от места проживания. Самые северные поселения находятся на окраине Прионежского района в Карелии. Их так и называют — прионежские вепсы. Оятские вепсы живут в верховьях реки Оять и в прилегающих к реке поселениях Ленинградской области. В Вологодской области — пяжозерские и куйско-пондальские вепсы. Белозерские вепсы обитают в 70 километрах от Белого озера. Южные вепсы живут в верховьях рек Лидь и Копль в Ленинградской области.

Традиционные жилища вепсов внешне похожи на северо-русские — одно- или двухэтажный сруб, крытый двускатной крышей.

Фото: Константин Горячев, @les.i.veter/instagram

Хозяйственные постройки объединяются с домами в единый комплекс, чтобы холодными зимами и в плохую погоду можно было делать все дела под крышей. Но есть и несколько отличий от традиционных северных изб. Например, количество окон в вепсском доме обязательно должно быть четным, а хозпостройки объединяют с домом под прямым углом.

Вепсская изба. Фото: Константин Горячев

Учеба и ЕГЭ

Чтобы стать профессиональным этнографом, необходимо для начала получить высшее образование

Выбирая вуз, обратите внимание на исторический, филологический, географический и культурологический факультеты. Направление журналистики тоже подойдет

Все они представлены во многих высших учебных заведениях России. Приведем в качестве примера некоторые из них:

  1. Алтайский госуниверситет. Географический и исторический факультеты.
  2. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт естественных наук.
  3. Российский педагогический госуниверситет им. А. Герцена. Факультет географии.
  4. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Факультет исторических и политических наук. Геолого-географический факультет.
  5. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Институт наук о земле.
  6. Санкт-Петербургский госуниверситет. Восточный факультет. Институт наук о земле.
  7. Кубанский госуниверситет. Факультет истории, социологии и международных отношений.
  8. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки.
  9. Государственный академический университет гуманитарных наук. Восточный факультет.
  10. Казанский федеральный университет. Институт международных отношений.
  11. Омский госуниверситет им. Ф. Достоевского. Исторический факультет.
  12. Российский гуманитарный госуниверситет. Историко-архивный институт.

Чем зарабатывали на жизнь

Традиционным занятием малого народа являлось земледелие. Вепсы выращивали ячмень, рожь, овес, лен и репу, собирали ягоды, грибы. Скотоводство, охота и рыболовство были на вторых ролях. Позже, когда деньги стали играть более важную роль в жизни, вепсские мужчины стали уходить на сезонные работы — рубили лес или занимались бурлачеством на реке Свирь. Северные вепсы славились как хорошие кузнецы и металлурги. Поскольку преобладающее большинство вепсов живут в сельской местности, то в их жизни земледелие играет важную роль и сейчас.

Традиции кузнечного дела уже утеряны, и только в Виннице есть один человек, который продолжает ремесло. Однако в селе Алёховщина (Ленинградская область) работает мастерская по изготовлению традиционной оятской керамики.

История возникновения

Основы этнографии в России были заложены ещё во времена Петра Великого, повелением которого в Санкт-Петербурге была основана кунст-камера, в которой, среди прочих «диковинок и редкостей», коллекционировались предметы культур экзотических народов. Сейчас основанная Петром кунст-камера именуется Петербургским музеем антропологии и этнографии.

Основатель российской этнографии, Николая Харузин определил задачи новой науки следующим образом:

  1. Изучение быта и культуры исследуемого народа.
  2. Установление путей его исторического развития и формирования.
  3. Поиск общих закономерностей развития, свойственных для всех этнических групп на начальных этапах их становления.

В конце19 – начале 20 вв. за новой наукой в России закрепилось наименование «этнография», в то время как в странах Запада она чаще именовалась антропологией («знание о человеке») и этнологией («знание о народах). В российской и советской науке прочно закрепилось наименование «этнография», вплоть до 1990-х годов, когда официально, решением руководства РАН, единое научное направление было разделено на два направления – антропологию и этнологию. Данное решение вызвало множество споров и протестов среди научных сотрудников, но большинством голосов это разделение было всё же утверждено.

Шаг за шагом

Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.

Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй – центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.

Преимущества и недостатки

Этнография — это наука, которая изучает особенности различных народов и других этнических образований. В этой области трудятся квалифицированные специалисты, работа которых имеет свои положительные и отрицательные моменты.

В число преимуществ профессии входит:

  • возможность проведения собственных исследований;
  • шанс сделать великое открытие и стать знаменитым на весь мир;
  • участие в разнообразных этнографических экспедициях;
  • общение с единомышленниками.

Не следует забывать и о минусах профессии. Они негативно сказываются на популярности этого рода деятельности и востребованности на рынке труда.

Главные недостатки:

  • сложность обучения;
  • отсутствие большого количества вакансий;
  • невысокая заработная плата;
  • частые командировки.

Перспективы профессии

Культура малых народов России (вепсы, чукчи, саамы и другие) нуждается в сохранении. Сегодня этнографов активно привлекают для разработки специальных государственных программ, основная цель которых – развивать толерантность в областях с многонациональным населением. Кроме того, такие специалисты помогают социологам и историкам. Ведь этнографические исследования представляют собой неотъемлемую часть этих наук.

За границей эта профессия считается перспективной. Там этнографов нанимают в качестве консультантов на нефтяные и газовые корпорации. Их задача – провести успешные, результативные переговоры с населением, которое проживает в месте будущей добычи нефти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector