Что такое гвэ-9?

Темы для подготовки

При подготовке к ГВЭ важно обязательно повторить все темы, которые перечислены в спецификации. Это даст гарантию того, что ни один нюанс не будет упущен

Следует вспомнить следующие разделы обществознания:

суть общества, его взаимодействие с природой, сферы общественной жизни;
основные формы деятельности человека (игра, учеба, труд), межличностные отношения, мирное разрешение конфликтов;
человек и общество;
особенности духовной культуры, роль науки и образования в России, мораль, свобода совести, гуманизм, религия, патриотизм;
важность экономики, потребности и ограниченность ресурсов, услуги и товары, производство, рыночные отношения, собственность, экономические системы;
трудовая деятельность, предпринимательство, деньги и зарплата, налоги;
социальная структура общества, социальные нормы, ценности и роли, семья, межнациональные отношения;
власть, государство, демократия, выборы, местное самоуправление, политические партии, гражданское общество;
роль права в обществе, нормативные акты, правонарушения, юридическая ответственность (административная и уголовная);
Конституция РФ, устройство страны, правоохранительная и судебная система, свободы и права человека, ребенка, механизмы их защиты, конституционные обязанности;
трудовые, семейные, гражданские правоотношения, обязанности и права детей и родителей, право собственности.

В спецификации перечень тем раскрыт более глубоко. Кроме того, там указан уровень сложности каждого задания и количество баллов, которое можно получить за его верное выполнение.

Оценивание письменных работ

Сначала на ГВЭ по обществознанию за ответы начисляются баллы, которые затем переводятся в оценки. В экзаменационных бланках содержатся вопросы разного уровня сложности, которые оцениваются по-разному.

Уровень сложности задания Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного балла
Базовый 16 17 60,7
Повышенный 10 11 39,3
Итого 26 28 100

Правильно выполнив все задачи письменного экзамена, участник может получить 28 первичных баллов. Что касается «стоимости» каждого вопроса, то здесь ситуация выглядит так:

  • Задания №1–21 и 23–25 оценивают в 1 балл, если ответ правильный. Если ученик ошибся, ставят 0.
  • За упражнение №22 могут поставить 2 балла (без ошибок), 1 балл (при наличии одной погрешности) или 0 (2 и больше ошибки).
  • Задача №26 с развернутым ответом может принести 2 балла при правильном ответе на оба поставленных вопроса или 1 балл при неполном ответе. Если же рассуждения ученика не соответствуют сути задания, экзаменаторы выставляют ему 0.

Схема перевода первичных баллов в оценку за ГВЭ по обществознанию показана в таблице ниже.

Первичный балл Итоговая отметка
0–8 2
9–15 3
16–21 4
22–28 5

Оценивание устных ответов

На устном экзамене максимум, на который может рассчитывать ученик, – это 7 баллов. За полный и правильный ответ на теоретический вопрос можно получить 4 балла, а за практическое задание 3 балла. Остановимся коротко на критериях оценки первого вопроса билета:

  • 4 балла – ответ связный, в нем использованы все понятия, касающиеся рассматриваемой темы, сущность химических процессов и явлений раскрыта, верно записаны химические уравнения и формулы, ошибки отсутствуют;
  • 3 балла – правильный, однако неполный ответ, допущены мелкие ошибки или неточности в раскрытии понятий, есть погрешности в расчетах и определении свойств веществ;
  • 2 балла – некоторые понятия, необходимые для раскрытия темы, в ответе отсутствуют, логика изложения материала нарушена;
  • 1 балл – участником изложены лишь отдельные аспекты вопроса, не приведены основные понятия;
  • 0 – тема не раскрыта.

За выполнение практической задачи максимальные баллы начисляют, если ответ правильный и логически выстроенный, верно записаны все формулы, уравнения химической реакции и участвующие в нем вещества, арифметические расчеты без ошибок. Если есть огрехи в расчетах, но они не повлияли на итоговый результат, ставят 2 балла. В ситуации, когда ученик нашел верный алгоритм, но грубые ошибки в вычислениях привели его к ошибочному результату, начисляют 1 балл. 0 баллов – участник не разобрался в сути задачи и дал неправильный ответ.

При пересчете первичных баллов устного экзамена используют такую схему.

Первичный балл Итоговая отметка
меньше 2 2
2-3 3
4-5 4
6-7 5

Сейчас знание химии открывает неплохие возможности для самореализации, в том числе и для молодежи с ОВЗ. Результат ГВЭ по химии после 9 класса позволяет определить, стоит ли ученику ориентироваться на этот предмет в дальнейшем. Если да, то нужно будет уделить его изучению больше внимания в старших классах, после чего сдавать ГВЭ-11 и подавать документы в выбранное учебное заведение.

Формы проведения

Сдача иностранного языка в форме Государственного выпускного экзамена доступна только отдельным категориям учеников. Остальные девятиклассники сдают ОГЭ. Среди лиц, имеющих право на ГВЭ:

  • дети с ОВЗ, дети-инвалиды, которые осваивают школьную программу экстерном или непосредственно в классе;
  • ученики, которые вынуждены получать знания в закрытых учебно-воспитательных заведениях;
  • подростки, отбывающие наказания в учреждениях пенитенциарной системы, или находящиеся под следствием.

Обычно у многих ребят из этих категорий нет возможности на должном уровне освоить программу, необходимую для сдачи ОГЭ, поэтому им разрешено получать аттестат по результатам более простого ГВЭ. Чаще всего этот экзамен проводится в письменном виде, но если у ребенка проблемы со зрением, а шрифт Брайля он не освоил, ему предлагают пройти испытание устно.

Документально это оформляется так. Сначала ученик определяется относительно того, в каком виде он будет сдавать ГИА – ОГЭ или ГВЭ. Если он выбирает второй вариант, то должен до 1 марта написать заявление на Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК), сообщить о своем решении, перечне экзаменов по выбору и желательной форме сдачи каждого из них (устной или письменной) и приложить пакет документов – в том числе, медицинское заключение ПМПК. Заявление вместо школьника могут написать родители или законные представители.

Нередко бывают случаи, когда ребенок передумывает или в силу каких-либо обстоятельств хочет сменить выбранный экзамен или формат его сдачи. Такая возможность предусмотрена, однако ГЭК должна получить заявление об этом не позже, чем за две недели до экзамена. Кроме того, для такого решения нужны уважительные причины, поэтому к заявлению необходимо приложить какие-то документы (чаще всего это справка из больницы). Комиссия соберется на заседание и, изучив все обстоятельства, вынесет окончательный вердикт.

Темы для подготовки

Чтобы ученики могли качественно подготовиться в ГВЭ, в спецификации перечисляются все темы, которые будут проверяться в ходе экзамена. Остановимся на том, какие основные моменты должен знать участник:

  • признаки географических явлений и объектов;
  • географические особенности океанов и материков, народов Земли, основные географические открытия, важнейшие путешествия и их результаты;
  • особенности географического положения, природных зон, отраслей хозяйства и населения РФ;
  • природные ресурсы, их охрана и использование, обеспеченность ими разных территорий планеты;
  • процессы и географические явления в геосферах;
  • зависимость возникновения геоэкологических проблем от деятельности человека.

Также от учащихся требуется умение работать с картами, определять географические координаты, находить и анализировать необходимую информацию. Все знания, полученные при изучении школьной программы, нужно уметь применять в практической деятельности.

Как сдать

На выполнение ГВЭ по географии выделяют 2,5 часа (150 минут). Участником с ОВЗ дополнительно выделят еще 1,5 часа (90 минут). Причем речь идет о «чистом» времени, которое не включает в себя инструктаж перед началом испытания, заполнение учениками регистрационных бланков, распечатывание пакетов с экзаменационными материалами, настройку техники. Если экзамен затягивается больше чем на 4 часа, ребятам дают возможность пообедать.

Каждому школьнику оборудуется отдельное рабочее место с учетом его потребностей. Это может быть звукоусиливающая аппаратура, индивидуальный слуховой аппарат, яркое освещение. При необходимости для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или речевыми дисфункциями устанавливается компьютер, не подключенный к интернету.

Сам участник имеет право принести с собой в аудиторию такие предметы:

  • географические атласы за 7,8 и 9 класс разных издательств (по выбору);
  • непрограммируемый калькулятор;
  • брайлевский прибор с грифелем или брайлевскую пишущую машинку;
  • увеличительную линейку или лупу.

Кроме того, на столе может находиться проштампованный черновик, ручка, документ, подтверждающий личность ученика, необходимые по показаниям медицинские препараты и питание. Если экзаменуемому нужно будет выйти из аудитории (например, в туалет), то все это остается в классе, а ученика сопровождает один из преподавателей.

В помощь участникам могут приглашать сурдопереводчиков, которые работают на протяжении всего экзамена. Также допускается присутствие ассистента, оказывающего техническую помощь учащемуся с ОВЗ: помогает ему двигаться и устраиваться на рабочем месте.

Письменная форма

ГВЭ по географии состоит из 22 заданий: в первой части – 21 упражнение с кратким ответом, во второй – одно задание, предполагающее развернутый ответ. Порядок выполнения заданий значения не имеет. Школьник может пропустить задачу, которая вызвала у него трудности, и вернуться к ней в конце.

19 заданий первой части подразумевают ответ в виде одной цифры или последовательности цифр, а еще 2 – в виде слов или словосочетаний. Упражнение №22 – это небольшой текст географического характера, который следует проанализировать и ответить на вопрос, опираясь на полученную из отрывка информацию.

Сначала выполнять работу лучше на черновике, а за 15–20 минут до конца экзамена все перенести в бланк ответов. Сначала необходимо записать в столбик номера вопросов, а после подставить выбранные варианты ответов. Каждый символ пишется в отдельной клеточке без пробелов, точек или других знаков

При этом важно быть очень сосредоточенным, чтобы не напутать с цифрами. Если ученик сам выявил свою оплошность, он имеет право зачеркнуть ошибочный ответ и рядом указать другой

Также нужно следить за временем, чтобы успеть перенести все в бланк, поскольку никакие записи в черновике экзаменаторами приниматься не будут.

Устная форма

ГВЭ в устной форме имеет совсем другой формат. Ученик выбирает на столе у экзаменаторов один из 15 билетов. В каждом из них – по два теоретических вопроса и по одному практическому заданию.

Чтобы подготовиться к ответу, у школьника есть 50 минут. Не нужно начинать говорить до сигнала помощника, который отвечает за настройку и включение техники. Дело в том, что весь ответ записывается на компьютер или протоколируется. После сигнала нужно говорить громко, четко выговаривая все слова и логично формулируя свои мысли. Ответ должен быть полным и раскрывать суть вопроса, дополнительная «вода» может только навредить.

Подготовка

Готовясь к аттестации, следует опираться прежде всего на материалы сайта ФИПИ, и не только на тренировочные сборники – желательно также изучить методические рекомендации по процедуре проведения экзамена. Конечно, они в первую очередь предназначены для педагогов, но разобраться в них довольно просто и не специалисту. Их ценность в том, что они содержат:

  • подробнейшие пояснения того, как должны выполняться абсолютно все типы заданий разными категориями участников ГВЭ;
  • описание экзаменационных материалов;
  • инструкции для учащихся.

Полезно будет ознакомиться со спецификациями материалов для ГВЭ, которые тоже представлены на сайте ФИПИ

В них разработчики заданий ГВЭ подробно излагают критерии оценивания ответов: на эти требования и надо обращать внимание при подготовке

Как сдать

ГВЭ по физике длится 2,5 часа (150 минут), а для участников с ОВЗ продлевается еще на полтора часа (90 минут). Это время не учитывает организационные моменты, связанные с распечатыванием и раздачей экзаменационным материалов, настройкой аппаратуры, проведением предварительного инструктажа.

Организаторы знают особенности всех участников и соответствующим образом оборудуют для них отдельные рабочие места:

  • глухие и слабослышащие могут рассчитывать на фронтальную звукоусиливающую аппаратуру или индивидуальные слуховые устройства, а если потребуется, им пригласят сурдопереводчика;
  • ученикам с плохим зрением организуют усиленное освещение, предоставят экзаменационные материалы, напечатанные крупным шрифтом, и дадут возможность пользоваться увеличительными устройствами;
  • участникам с речевой дисфункцией или нарушениями опорно-двигательного аппарата установят, по желанию, компьютер без подключения к интернету.

При необходимости, в аудитории может присутствовать ассистент, который оказывает помощь ребенку, в частности в перемещении и занятии своего рабочего места. Кстати, если состояние здоровья не позволяет ученику прибыть в аудиторию, экзамен могут организовать непосредственно по месту жительства.

Учитывая специфику ГВЭ, на рабочем столе у школьника может быть больше предметов, чем во время ОГЭ:

  • необходимое питание, медицинские приспособления и лекарства;
  • устройства, которые нужны для выполнения работы (лупа или другое увеличительное устройство, брайлевская печатная машинка или прибор с грифелем);
  • документ, который удостоверяет личность экзаменуемого;
  • проштампованные черновики и ручка с черной пастой;
  • линейка и непрограммируемый калькулятор для вычислений.

Все это необходимо оставлять в аудитории, если школьнику понадобится выйти. Кроме того, его обязан сопровождать ассистент. Если экзамен будет длиться долго (больше 4 часов), можно сделать перерыв на обед.

Письменная форма

Письменный экзамен включает в себя 19 заданий: в первой части 18 задач с кратким ответом, во второй – 1 упражнение с развернутым. По характеристикам они отличаются:

  • 10 заданий (№3–6, 9, 12–14 и 16-17) предполагают выбор одного варианта из 4 предложенных;
  • 5 заданий (№1, 2, 7, 10, 18) направлены на множественный выбор и нахождение соответствия позиций, которые представлены в двух множествах;
  • 3 упражнения (№8, 11, 15) – это расчетные задачи;
  • 1 задание с развернутым ответом – качественная задача.

Участник имеет право выполнять задания в любой последовательности, делать заметки в черновике и записывать ответы непосредственно в тексте работы. Главное условие – до окончания экзамена необходимо успеть все переписать в бланк ответов.

Устная форма

В устном виде испытание проходит так. Участник выбирает наугад один из 15 уникальных экзаменационных билетов и сообщает его номер комиссии. После этого в течение 40 минут ему нужно подготовиться к ответу.

В каждом билете два вопроса: один на знание теории, а второй – расчетная задача. По разделам физики они распределены так, чтобы экзаменуемый мог продемонстрировать свои знания в разных разделах физики.

Название раздела Число теоретических вопросов Количество практических задач
Механика 8 8
Тепловые явления 2 3
Электромагнетизм 4 4
Квантовые явления 1
Итого 15 15

Закончив подготовку, ученик ждет сигнала технического специалиста. Когда тот включит запись, нужно отвечать громко, разборчиво, четко формулируя свою мысль. На ответ выделяется от 5 до 25 минут, но оптимальное время – 10-15 минут.

Оценивание устных ответов

При устной сдаче каждый вопрос экзаменационного билета оценивается максимально в 5 баллов. Следовательно, школьник имеет шанс получить не больше 10 баллов. Преподаватели оценивают ответ, опираясь на критерии, которые записывают в оценочный лист в виде таблички. Каждый из критериев приносит по 1 пункту в копилку ученика:

  • точность формулировок;
  • грамотность в использовании понятийного аппарата;
  • логичность изложения информации;
  • полнота ответа;
  • наличие обоснованных выводов в конце.

Перевод полученных на экзамене баллов в стандартную оценку производится по такой схеме.

Первичный балл Итоговая отметка
меньше 5 2
5-6 3
7-8 4
9-10 5

ГВЭ по биологии обычно выбирают школьники, которые интересуются естественнонаучными дисциплинами. Изучение этого предмета дает возможность участникам глубже понять мир живых организмов, а также принципы взаимодействия человека и природы. После 11 класса они также могут сдать ГВЭ и попытаться поступить в вуз или колледж, где необходимо знание этого предмета.

Как подготовиться

Качественная и своевременная подготовка к ГВЭ по физике в 9 классе – залог успешного прохождения испытания. Желательно начинать ее заранее, с самого начала учебного года. Приступать к занятиям позже (за 2-3 месяца до экзамена) могут только ученики, хорошо знающие предмет, или же те, кому вполне достаточно получить минимальную положительную оценку и стать обладателем аттестата.

Традиционно используемый алгоритм подготовки выглядит так:

  • повторение всех пройденных за предыдущие годы тем параллельно с внимательным изучением материала 9 класса;
  • повторение и заучивание формул (можно выписывать их в конспект);
  • решение задач, которые предлагаются в учебниках по каждой теме;
  • за 2-3 месяца до экзамена – планомерное выполнение упражнений из различных тренировочных сборников.

Главное в подготовке – это системность и целеустремленность. Некоторые специалисты советуют не зубрить материал ежедневно, поскольку в этом случае мозг будет плохо запоминать информацию. Можно выделить для физики определенные дни (например, вторник, четверг и суббота), в которые отводить занятиям по 1,5-2 часа. Такой подход будет способствовать лучшему усвоению материала и не вызовет у подростка отвращения к предмету.

Спецификация

  • структуру экзаменационной работы и ее содержание;
  • регламент проведения испытания, включающий в себя время, отведенное на экзамен;
  • перечень разрешенных к использованию дополнительных материалов и оборудования;
  • уровень сложности вопросов;
  • инструкцию о том, как записывать ответы в бланк;
  • перечень тем и вопросов для билетов, которые будут проверять на испытании;
  • демонстрационный вариант экзамена с ответами.

Тренировочные сборники

Сборник состоит из двух частей. Первая посвящена устному экзамену и содержит перечень из 15 теоретических вопросов и 15 практических заданий, на основе которых будут составлены экзаменационные билеты. Здесь же представлены примеры решения задач с ответами.

Вторая часть готовит ученика к сдаче письменной работы. Все задания относятся к нескольким крупным разделам физики: механические, тепловые, электромагнитные явления, квантовые явления и методы научного познания.

В каждом из разделов – разное количество тренировочных упражнений. Так, механике посвящено 60 заданий, электромагнетизму – 46, методам познания – 34, тепловым явлениям – 31, а квантовым – всего 11. Этого достаточно, чтобы «прокачать» свои навыки и подойти к испытанию во всеоружии.

Список литературы

Из-за относительно небольшого числа учеников, сдающих ГВЭ по физике, найти пособия, специально разработанные под этот вид ГИА, скорее всего, не удастся. Тем же, кто не хочет ограничивать себя лишь тренировочными упражнениями от ФИПИ, можно посоветовать воспользоваться сборниками, разработанными для сдачи ОГЭ. Там материал несколько сложнее, но есть задачи, вполне подходящие и для ГВЭ.

Среди популярных изданий можно выделить:

  • И.Л. Касаткина «Физика. Подробные ответы на задания ГИА и решение типовых задач. 7-9 классы»;
  • Н.С. Пурышева «Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ»;
  • Н.И. Зорин «ОГЭ-2021. Физика. Решение задач»;
  • И.Л. Касаткина «Физика. Новый репетитор для подготовки к ОГЭ»;
  • Н.С. Пурышева, Е.Э. Ратбиль «Физика в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ».

Если будут возникать сложности с освоением этого материала, можно посоветоваться со школьным учителем физики или с репетитором. Возможно, они предложат другие пособия или же самостоятельно составят тренировочные задачи с уровнем сложности, доступным конкретному ученику.

Формы проведения

Основной формат проведения ГВЭ по биологии – письменный, при котором задания выполняются на официальных бланках. Исключение составляют слепые участники, которые не владеют шрифтом Брайля, и другие ученики с ограниченными возможностями здоровья. При подаче заявления на ГВЭ им нужно указать, что они хотят сдавать экзамен в устной форме. Этот документ может подавать как учащийся лично, так и его родители или же другие законные представители.

Если у участника возникли какие-то существенные обстоятельства (ухудшение состояния здоровья, проблемы с восприятием материала и др.), он может поменять свое решение относительно перечня экзаменов (за исключением обязательных) и формата их сдачи. Главное, успеть сообщить об этом экзаменационной комиссии хотя бы за 2 недели до даты испытания. Комиссия рассмотрит заявление и представленные аргументы и примет окончательное решение.

Формы проведения ГВЭ-9 по математике

Специальный формат проведения экзамена предусматривает задания, разработанные с учетом состояния здоровья учеников, и проводится в устной и письменной формах. Для выпускников, которые не могут лично присутствовать в учебном заведении, создаются особенные условия. При сдаче письменной формы экзамена можно пользоваться линейкой и выданными в учебном заведении справочными материалами, утвержденными Рособрнадзором.

Письменная

Экзаменационные материалы (ЭМ) для письменной формы проведения ГВЭ разрабатываются отдельно для разных категорий выпускников.

Маркировка заданий:

  • «А» (как вариант – 100-е номера) – участники без ограничений по здоровью или имеющие ОВЗ, кроме нарушений психического развития;
  • «С» (300-е номера) – выпускники с ОВЗ: слепые, слабослышащие, слабовидящие;
  • «К» – (200-е номера) – школьники с ОВЗ (задержка психического развития), глухие и с тяжелыми речевыми расстройствами, обучающиеся по спецпрограммам.

Сложность экзаменационных материалов первых двух категорий одинакова, но формат заданий группы «С» адаптирован для лиц с ОВЗ. ЭМ с литерой «К» легче и ориентированы на возможности выпускников с задержкой психического развития.

Результат оценивается по специальной шкале и переводится в пятибалльную систему. Проходной порог – тройка.

Образец бланка

Задания выполняются на стандартных бланках.

Решения вписываются в бланк ответов.

Все поля вверху бланка обязательны для заполнения.

Если на двух сторонах (лицевой и обратной) основного бланка не хватило места для ответов, надо воспользоваться дополнительным бланком.

Устная

Устный ГВЭ по математике проводится по билетам, в каждом из которых 5 заданий разной сложности. На подготовку к сдаче отводится 1 час. Результаты определяются по нескольким критериям:

  • логичность и связность изложения;
  • структурность и последовательность рассуждений;
  • правильность решения.

Устный экзамен оценивается по пятибалльной шкале.

Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ

Государственный выпускной экзамен проводится в те же сроки, что и обычная итоговая аттестация, но имеет несколько отличий:

  • Возможность самостоятельно выбрать форму экзамена по русскому языку (сочинения или изложения с творческим заданием). Определиться с ними можно в день экзамена, ознакомившись с темами сочинения и материалом для изложения. 
  • Увеличение времени экзамена на полтора часа для ребят с ОВЗ.
  • Проведение аттестации на дому, если у ученика нет возможности приехать в школу лично. В этом случае приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения. 
  • Разработка контрольно-измерительных материалов с учётом специфики разных заболеваний. Например, для ребят с нарушением зрения задания будут предоставлены устно либо шрифтом Брайля, выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешают прибегать к помощи сурдопереводчика, а при тяжёлых речевых расстройствах можно сдать абсолютно всё письменно. 
  • Применение пятибалльной системы оценки — даже на ГВЭ–11, хотя результаты обычного ЕГЭ принято переводить в стобалльную систему. 
  • Присутствие ассистентов и врачей в течение экзамена. Ученику в любой момент придут на помощь — в случае и технических проблем, и плохого самочувствия. 

Формы ГИА‍

В чём основные отличия ОГЭ и ГВЭ?

1. ГВЭ – это почти всегда большая контрольная работа, а не тест по КИМам (хотя облегченные варианты тестирования тоже встречаются).

Форм экзаменов несколько. Например, по русскому языку, это может быть и диктант, и изложение, и сочинение. По математике предусмотрены контрольные работы как в устной, так и в письменной формах. В каком формате будет тот или иной выпускник с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) сдавать экзамен, определяется на основании заключении медицинской комиссии. Иногда право выбора формы экзамена предоставляется самому выпускнику прямо на самом экзамене. Например, на ГВЭ по русскому языку можно выбирать между написанием изложения или сочинения. Обычно выпускники выбирают то задание, которое показалось им проще и понятнее.

2. Время экзамена всегда увеличено на 1,5 часа.

3. Участники ГВЭ-9 и ГВЭ-11 могут пользоваться необходимыми им техническими средствами (списывать при помощи смартфона, правда, всё равно не получится).

4. В аудитории экзамена вместе с участников ГВЭ может находиться ассистент, оказывающий помощь.

5. Для участников ГВЭ с ограниченными возможностями здоровья организуется питание и перерывы на экзамене (причём это время не будет засчитываться как время экзамена).

6. Иногда ограничивается число выпускников, находящихся в одной аудитории во время экзамена, их количество может быть уменьшено, например, с 15 до 5 человек.

7. Для тех выпускников с ОВЗ, которые не могут явиться на экзамен, организуется сдача ГВЭ прямо на дому: приходят 2 организатора, а квартира или дом оснащаются системой видеонаблюдения оффлайн.

Оценивание письменных работ

Максимально на письменном ГВЭ по химии можно получить 17 первичных баллов. Задания оцениваются по-разному в зависимости от их сложности и количества компонентов в ответе.

Уровень сложности Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного результата
Базовый 10 10 58,8
Повышенный 3 7 41,2
Итого 13 17 100

Что касается «стоимости» отдельных заданий письменной работы, то здесь ситуация выглядит так:

  • №1–10 оцениваются в 1 балл за выбор правильного варианта и 0 за ошибку.
  • №11 «стоит» 2 балла за два верно выбранных варианта. Если ученик смог определить один из двух правильных ответов или же указал 3 ответа, 2 из которых верные, то ему дают 1 балл. В остальных случаях ставят 0.
  • №12 принесет 2 балла за правильно установленные 3 соответствия или 1 пункт – за 2 соответствия.
  • №13 с развернутым ответом имеет три элемента, которые стоят по 1 баллу. Экзаменатор оценивает каждый из них по критериям (например, составлено уравнение, рассчитана масса вещества в растворе и определена масса осадка). В зависимости от количества выполненных элементов, ученик получает от 0 до 3 баллов.

Первичные баллы, набранные девятиклассником, переводятся в оценки по пятибалльной шкале:

Часть II

Задания этой части требуют полного обоснованного решения и верного ответа.

Задание 11

а) Решите уравнение \((81^{\cos x})^{\sin x} = 9^{-\sqrt3 \cos x}.\)
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку \(\left \).

Решение.

а) Применим свойства показательной функции, чтобы выравнять основания. Т.к. \(81 = 9^2\), и при возведении степени в степень показатели перемножаются, получим \
Теперь можно «отбросить» основания, чтобы уравнять показатели \ Получилось стандартное тригонометрическое уравнение среднего уровня сложности. Преобразуем его к произведению сомножителей. \ Произведение может равняться нулю тогда и только тогда, когда какой-либо из его сомножителей равен нулю, т.е. либо \(\cos{x} = 0\), либо \( 2\sin{x} +\sqrt3 = 0.\)
В первом случае имеем \
Во втором случае имеем \

Все полученные значения нужно включить в ответ.

б) В предыдущей части задачи чертежи на круге носили вспомогательный характер, ответ можно было написать по формулам из учебника. Для ответа на второй вопрос чертёж нужен. Можно использовать

числовую ось

или тригонометрический круг

на которых нужно выделить заданный промежуток и соотнести с этим рисунком полученные в первом пункте ответы. Указанный промежуток относится к первому обороту ПО часовой стрелке или к первому отрицательному периоду.

Ответ:
a) \( \dfrac{\pi}{2} + \pi k, k\in Z,\; -\dfrac{\pi}{3} + 2\pi n, n\in Z,\; -\dfrac{2\pi}{3} + 2\pi m, m\in Z; \)
б) \( \dfrac{3\pi}{2}, -\dfrac{2\pi}{3}, -\dfrac{\pi}{2}. \)

Показать ответ    

Комментарий к заданию.
Это обычное уравнение среднего уровня сложности. Таких уравнений вы должны были немало решать на уроках независимо от того, в какой форме планировали сдавать ЕГЭ. По формулировке задания, требованиям к оформлению решения и критериям оценивания оно напоминает задание 13 профильного ЕГЭ по математике. Однако по сложности, прежде всего по сложности предварительных преобразований, оно гораздо легче. Я рекомендую готовиться к этой части экзамена не по материалам ЕГЭ, а по учебнику алгебры и тетрадям.

Задание 12

В тетраэдре ABCD ребро AD имеет длину 6, а все остальные рёбра равны 4.
а) Докажите, что прямые AD и BC перпендикулярны.
б) Найдите площадь сечения тетраэдра плоскостью, содержащей прямую BC и перпендикулярной прямой AD.

Решение.

Рассмотрим треугольники ADC и ADB. Они равнобедренные и равные, т.к. по условию задачи AC = CD = AB = BD = 4 и AD их общая сторона.

а) Пусть M середина стороны AD, тогда отрезки MC и МВ – медианы равнобедренных треугольников являются их высотами. Поэтому \( AD\perp MC\) и \(AD \perp MB.\) В соответствии с признаком перпендикулярности прямой и плоскости имеем AD перпендикулярна всей плоскости BCM.

Теорема. Если прямая, пересекающая плоскость, перпендикулярна двум прямым в этой плоскости, проходящим через точку пересечения, то она перпендикулярна плоскости.

Поэтому AD перпендикулярна и прямой BC, лежащей в плоскости BCM.

Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перппендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

Доказательство закончено.

б) Найти площадь сечения тетраэдра плоскостью, содержащей прямую BC и перпендикулярной прямой AD, означает найти площадь треугольника MBC. Мы, фактически, уже доказали, что это то самое сечение.
Сторону МС найдём по теореме Пифагора из треугольника AMC, в котором гипотенуза AC = 4, катет АМ = 6:2 = 3 (M – середина AD.) \
\(MB = МС = \sqrt{7}\), т.к. это медианы равных треугольников. BC = 4.
Нам известны все стороны треугольника, значит можно найти площадь по формуле Герона \(S=\sqrt{p(p−a)(p−b)(p−c)},\) где р — полупериметр, a,b,c — длины сторон треугольника.
Находим \
Те, кто не помнит формулу Герона или затрудняется в алгебраических преобразованиях с радикалами, могут провести в треугольнике МВС высоту к стороне ВС и найти её величину по теореме Пифагора.

Ответ: б)\(2\sqrt{3}.\)

Показать ответ    

Вывод: По моему мнению, оценки «три» или «четыре» на ГВЭ будет получить легче, чем на базовом ЕГЭ, потому что за то же время нужно решить меньшее число заданий. Однако оценку «пять» будет получить сложнее, так как присутствуют задания с развёрнутым ответом, к которым вы ранее не готовились. В любом случае желаю удачи!

Перейти к задачам профильного ЕГЭ.Вернуться на главную страницу сайта.

Темы для подготовки

При подготовке к экзамену очень важно охватить все разделы физики. Повторять материал приходится за несколько последних лет, и есть риск пропустить какую-то тему или не уделить ей достаточного внимания

Чтобы этого не произошло, необходимо опираться на перечень элементов содержания, проверяемых на ГВЭ, приведенный в спецификации:

  • основные физические понятия и величины, их единицы и приборы для измерения;
  • механическое движение (равноускоренное и равномерное), волны и механические колебания;
  • силы в природе и законы Ньютона и Гука;
  • давление, плотность вещества, законы Архимеда и Паскаля;
  • агрегатное состояние веществ и тепловое движение молекул;
  • понятие электричества, электромагнитные волны, магнитные поля, оптика, опыты Фарадея, законы Ома и Джоуля – Ленца;
  • атомное ядро и ядерные реакции, радиоактивность.

Также стоит обратить внимание на отработку навыков использования данных, представленных в виде схем, графиков или таблиц. Не помешают и знания об основных методах научного познания

Формы проведения

Сдавать ГВЭ по химии можно в устном и письменном виде. Письменный формат считается основным, он недоступен лишь школьникам со слепотой, не освоившим шрифт Брайля. Эти ребята могут пройти итоговую аттестацию устно. Участникам с серьезными нарушениями речевой функции, аутистического спектра или опорно-двигательного аппарата дается возможность выполнить экзаменационную работу на компьютере без подключения к интернету.

До 1 февраля школьник или его родители (законные представители) подают заявление, в котором указывают, что желают сдавать ГИА в форме ГВЭ. Также здесь указывают перечень предметов по выбору и форму их проведения (устно или письменно). Передумать можно, но не позже, чем за 14 дней до официальной даты испытания, и только при наличии веских на то оснований, подтвержденных документально (чаще всего справкой из больницы). Заявление будет рассмотрено комиссией, которая и примет окончательное решение: разрешить или отказать ученику в его просьбе.

Что такое медицинское заключение ПМПК?

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Если вы хотите сдавать в 9 или 11 классах ГВЭ, то этой процедуры вам не избежать. Только на основании результатов ПМПК вы получите официальный документ, дающий право сдавать ГВЭ.

ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья и выдает специальное заключение. Имея на руках этот документ, выпускник и его семья могут выбирать, какая форма итоговой аттестации подходит им больше. Некоторые школьники с ОВЗ всё-таки выбирают ЕГЭ, чтобы не сдавать дополнительные экзамены в вузе.

Надо помнить, что заключение ПМПК вы можете получить не позднее 1 марта. Советуем не тянуть и не откладывать ПМПК до марта, поскольку не позднее 1 марта вы должны официально уведомить школу (в письменном заявлении) о том, какие экзамены и в какой форме вы намерены сдавать.

Напоминаем также, что заключение ПМПК не может полностью освободить выпускника от сдачи ГИА (государственной итоговой аттестации). Также это медицинское заключение не даёт никаких дополнительных льгот при поступлении в вуз. Поступить в вуз вне конкурса могут лишь дети-инвалиды, а также инвалиды I и II групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector