Федеральные вузы россии
Содержание:
- Список
- Федеральные университеты России
- Предуниверсарий – что это такое
- Научно-исследовательская база СКФУ
- Факультеты и специальности
- Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской деятельности
- Предуниверсарии Москвы
- Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг
- Чем отличаются институт, университет и академия
- Лидирующая десятка
- Проходные баллы
- Чем отличаются институт, университет и академия
Список
На сегодняшний день в список входят 10 университетов. Их полное и сокращенное название, расположение, количество бюджетных мест на очном отделении, стоимость платного обучения представлены в таблице. Позиции в списке – согласно сводному рейтингу Interfax за 2019 год.
Позиция в рейтинге | Название вуза | Расположение | Количество бюджетных мест на очное обучение | Стоимость обучения в год, руб. |
---|---|---|---|---|
9–10 | КФУ – Казанский федеральный университет | Казань | 2 916 | 122 460 – 193 500 |
13 | УрФУ – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина | Екатеринбург | 3 144 | 138 700 – 275 200 |
15 | СФУ – Сибирский федеральный университет | Красноярск | 3 225 | 141 018 – 210 418 |
17 | ЮФУ – Южный федеральный университет | Ростов-на-Дону | 2 649 | 108 000 – 214 000 |
19 | ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет | Владивосток | 1 825 | 190 000 – 285 000 |
30 | БФУ – Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | Калининград | 953 | 124 000 – 284 000 |
31 | СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова | Якутск | 2 052 | 265 500 – 502 000 |
35 | СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет | Ставрополь | 1 443 | 109 100 – 221 000 |
66 | САФУ – Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова | Архангельск | 1 698 | 84 500 – 217 640 |
90-91 | КФУ – Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского | Симферополь | 2 681 | 93 400 – 162 900 |
Серьезная государственная поддержка позволяет учебным заведениям ежегодно проводить внушительный набор на бюджетные места. Приведенная ниже диаграмма иллюстрирует контрольные цифры приема текущего года.
Есть в федеральных вузах и платные места. Стоимость обучения разная и зависит от специальности (ее востребованности и сложности процесса подготовки).
В число самых дорогих направлений входят:
- дизайн;
- литературное творчество;
- стоматология;
- дерматовенерология;
- мировая экономика и международный бизнес;
- адаптивная физическая культура;
- нанотехнологиии и микросистемная техника;
- медицинская биохимия и биофизика;
- кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры.
Ценовой разброс платных образовательных услуг представлен на графике.
Абсолютный максимум зафиксирован в Северо-Восточном университете им. Аммосова по специальности «Литературное творчество» (более полумиллиона за один год обучения в вузе). Дешевле всего обойдется договор с Крымским федеральным вузом (он имеет наиболее низкие расценки по всем направлениям обучения).
Федеральные университеты России
Сейчас сформировано десять федеральных университетов:
1. Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь);
2. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск);
3. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск);
4. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград);
5. Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань);
6. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону);
7. Сибирский федеральный университет (Красноярск);
8. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург);
9. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Симферополь);
10. Дальневосточный федеральный университет (Владивосток).
Их миссия – формировать и развивать конкурентоспособность населения в федеральных округах посредством создания и последующей реализации различных инновационных услуг, научных разработок.
Реализация этой миссии должна осуществляться путем организации в округе работы, направленной на сбалансированное обеспечение имеющихся программ развития территорий квалифицированными кадрами, научными, техническими, технологическими и иными решениями, включая доведение результатов интеллектуальной и научной деятельности до непосредственного практического применения. Это должно привести к социально-экономическому росту регионов.
К приоритетным направлениям развития федеральных вузов можно отнести:
— Подготовку выпускников на основе интеграции двух ведущих процессов: образовательного и научного.
— Обязательное использование всех актуальных методов образования, включающих и дистанционное обучение для таких сфер, как управление, экономика, образование, наука, культура и технологических областей, относящихся к сфере национальных интересов.
— Формирование оптимальных условий для академической мобильности всех категорий – студентов, педагогов, научных работников с целью интеграции конкретного вуза в мировое образовательное пространство, достижения им международного признания в отношении образовательных программ, что позволит экспортировать образовательные услуги, технологии.
— Взаимодействие с РАН, проведение исследований по наиболее важным научным направлениям.
— Развитие международного сотрудничества с европейскими, азиатскими, американскими вузами, активное участие в разных международных программах, касающихся образования, науки.
Предуниверсарий – что это такое
Предуниверсарий (или предуниверситарий) – это старшие классы школы (как правило, 10–11-й) при университете. Учеба проходит по профильным для вуза направлениям, занятия ведут университетские преподаватели.
В предуниверсариях школьники осваивают программу средней школы и параллельно глубоко погружаются в профильные предметы – для медицины это биология, химия; для инженерии – математика, физика; для филологии – русский, иностранные языки. К углубленному изучению школьной программы обязательно добавляется проектная и исследовательская работа, участие в олимпиадах, интеллектуальных и предпрофессиональных конкурсах. Школьники могут посещать университетские лекции, практикумы, участвовать в общественной и научной жизни вуза.
По большому счету в предуниверсариях готовят сначала победителей олимпиад, дающих право на поступление в высшие учебные заведения без экзаменов, а затем мотивированных студентов вузов. Неслучайно победителями Всероссийской и международных олимпиад школьников чаще всего становятся ученики предуниверсариев.
Формат школы (или гимназии, лицея) при вузе далеко не новинка. Самые настоящие предуниверсарии при известных университетах работают уже минимум полвека: например, знаменитые еще в Советском Союзе школа имени Колмогорова при МГУ, ФМШ (физико-математическая школа) при Новосибирском университете, академическая гимназия Санкт-Петербургского университета. Более массовыми предуниверсарии стали после того, как в 2013 году правительство Москвы запустило проект профильного обучения в старших классах «Московский предуниверсарий».
Научно-исследовательская база СКФУ
В структуру Северо-Кавказского федерального университета входит 9 институтов. Порядка 80 % преподавательского состава имеют научную степень, средний возраст преподавателей СКФУ – 45 лет, что делает вуз одним из лучших в РФ в плане кадрового состава. К приоритетным научным направлениям университета относятся:
- Аэрокосмические технологии.
- Теория функций и функционального анализа.
- Оптика.
- Высоконагруженные базы данных.
- Математическое моделирование в социально-экономических системах.
- Разработка защитных информационных систем.
- Социально-политическое развитие современного общества.
Самым молодым в списке федеральных университетов России стал Крымский университет им. В. И. Вернадского. Его образовательные программы также соответствуют запросам региона и связаны с сейсмологией, вопросами востоковедения и рационального природопользования. Можно считать, что образовательная реформа принесла свои плоды: 9 из 10 федеральных университетов (за исключением крымского) входят в топ-100 вузов РФ. Рейтинг федеральных университетов России распределился следующим образом: лидирующую позицию занял УрФУ (12-е место в общем списке), за ним следует КФУ (16-я строчка) и СФУ (17-е место).
Факультеты и специальности
Одна из особенностей федеральных вузов состоит в их многопрофильности. Каждый из них стремится охватить все востребованные в регионе направления. Как правило, под каждую научную область отводится отдельный институт или факультет.
К примеру, в структуре Казанского федерального университета есть:
- институты:
- инженерный;
- математики и механики им. Лобачевского;
- экономики, управления и финансов;
- физики;
- фундаментальной медицины и биологии;
- психологии и образования;
- вычислительной математики и ИТ;
- международных отношений, истории и востоковедения;
- экологии и природопользования;
- социально-филологических наук и массовых коммуникаций;
- геологии и нефтегазовых технологий;
- институт филологии и межкультурных коммуникаций;
- химический им. Бутлерова;
- высшая школа информационных технологий и систем;
- юридический факультет.
Практически все федеральные университеты предлагают такой набор направлений, в котором каждый абитуриент найдет для себя интересный профиль. Немалое количество программ преподается на английском языке, например, в КФУ (Казань) в институте геологии и нефтегазовых технологий направление Geology.
Обучение проходит во всех возможных форматах: очное, очно-заочное, заочное и дистанционное. Освоить профессию можно до уровня бакалавра, специалиста или продолжить подготовку до магистра, а также пойти еще дальше (в аспирантуру).
Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской деятельности
место, 2020 год | место, 2020 год |
1 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
2 | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
3 | Национальный исследовательский Томский государственный университет |
4 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
5 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
6 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
7 | Санкт-Петербургский государственный университет |
8 | Санкт-Петербургский государственный университет |
9 | Казанский (Приволжский) федеральный университет |
10 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
11 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
12 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
13 | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
14 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
15 | Южный федеральный университет |
16 | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского |
17 | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ |
18 | Сибирский федеральный университет |
19 | Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва |
20 | Российский университет дружбы народов |
Основанием для ранжирования послужили результаты вузов при оценке по группам показателей: «научные достижения», «инновационная активность» и «исследовательская инфраструктура». По этому показателю ТГУ обогнал даже МИФИ, заняв третье место в России!
Предуниверсарии Москвы
Сейчас в проекте участвуют 16 университетов, при которых открыты предуниверсарии с профильными классами по разным направлениям.
Университет |
Профили в предуниверсарии |
НИУ ВШЭ (Лицей) |
Экономика, психология, математика, социальные науки, дизайн, информатика, естественные науки, инженерия, гуманитарные науки, востоковедение, юриспруденция |
МГМУ им. Сеченова (Медицинский сеченовский предуниверсарий) * |
Медицина |
МИФИ (лицеи № 1511 и 1523) |
Физика, информатика, математика, химия |
МГУ (Университетская гимназия) |
Математика, экономика, инженерное дело, гуманитарные, естественные, социальные науки |
Финуниверситет (Лицей) |
Социальные, гуманитарные науки, технологии (информатика) |
Физика, информатика, математика |
|
Русский и иностранные языки, обществознание, история, литература |
|
Романо-германская филология: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский языки. Редкие восточные языки: японский, китайский, корейский. Базовая классическая филология: латинский язык и античная культура |
|
МПГУ (Лицей) |
Технологический (информатика, физика) профиль, филология и лингвистика, история, журналистика, естественные науки (биология, химия), педагогика, социально-экономический (география, общество) профиль, художественно-эстетический профиль |
ГУУ («Школа будущих цифровых управленцев») |
ИТ, социально-экономические науки (право, общество, экономика, английский язык) |
РАНХиГС (Лицей) |
Общественные науки, иностранный язык |
РЭУ им. Плеханова (Экономический лицей) |
Социально-экономические науки (финансы, маркетинг, менеджмент), информационно-технологический профиль, предпринимательство (бизнес, финансы) |
РГУ им. Косыгина (Гимназия) |
Химико-технологический, социально-гуманитарный, физико-технологический, информационно-технологический, художественно-эстетический профили |
Социально-экономический профиль |
|
МГУТУ им. Разумовского (Лицейские классы) |
Технологии (физика, математика, химия, биология, информатика) |
Хотя подразделение РУТ для работы со школьниками называется «Предуниверсарий», фактически это курсы подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по математике, физике, информатике, русскому языку и обществознанию. Учеба платная (стоимость – по запросу с сайта), занятия в клубе «Юный железнодорожник» бесплатные |
*В 2019 году МГМУ открыл сеченовский предуниверсарий в Брянске.
Проект развивается, инициативу поддерживают и университеты, и школьники, поэтому со временем в перечень могут добавиться новые учебные заведения, ведь начиналось все с пяти вузов. Актуальный полный список предуниверсариев есть на официальном сайте проекта.
Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг
1. | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | |
2. | Московский физико-технический институт (государственный университет) | |
3. | Национальный исследовательский ядерный университет `МИФИ` | |
5. | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | |
6. | Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ | |
8. | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана | |
11. | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ | |
15. | Финансовый университет при Правительстве РФ | |
17. | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | |
18. | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | |
19. | Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина | |
20. | Российский университет дружбы народов | |
22. | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова | |
23. | Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова | |
24. | Национальный исследовательский университет `МЭИ` | |
25. | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | |
29. | Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации | |
34. | Московский государственный лингвистический университет | |
35. | Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) | |
37. | Московский государственный строительный университет | |
45. | Московский педагогический государственный университет | |
48. | Российский государственный гуманитарный университет | |
51. | Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева | |
60. | Национальный исследовательский университет «МИЭТ» | |
61. | Московский государственный технологический университет `СТАНКИН` | |
63. | Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) | |
64. | МИРЭА — Российский технологический университет | |
71. | Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева | |
74. | Московский государственный областной университет | |
75. | Государственный университет управления | |
80. | Московский городской педагогический университет | |
95. | Российский новый университет |
Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило ежегодный рейтинг 100 лучших вузов России. Рейтинг выявил противоречие между приоритетами вузов и ожиданиями студентов: руководство вузов озадачено тем, как нарастить количество научных публикаций, для студентов же главная проблема – слабая связь университетов с работодателями.
Полная версия рейтинга: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2019
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Лидирующая десятка
Судя по результатам исследования, входящие в ТОП-10 университеты уверенно держат планку, хотя конкуренты развиваются достаточно быстро.
Верхнюю строчку рейтинга занял МГУ имени М.В. Ломоносова. Также в тройку лучших вошли МФТИ и НИЯУ МИФИ (Московский инженерно-физический институт). Особых изменений не произошло: по данным национального рейтинга, в числе 30 ведущих вузов в России остались те же заведения. К ним относятся московские вузы, 4 университета из Санкт-Петербурга, а также государственные заведения – два в Томске, один в Казани, Сибирский, Уральский и Дальневосточный университеты. По рейтингу ТОП-100 лучших вузов в России, они самые престижные в 2020 году.
Однако каждый институт пройдёт ещё одно испытание – нормализация образовательной работы, несмотря на ужесточение санитарных норм, связанных с пандемией. Рейтинг вузов в России по качеству образования учитывает и этот фактор. Большинство университетов уже начали задействовать онлайн-ресурсы, которые в наше время нужны каждому заведению, которое стремится к конкурентоспособности в мировом масштабе.
Проходные баллы
Учитывая высокие требования, предъявляемые к результатам работы университетов, имеющих федеральный статус, все вузы основательно подходят к отбору абитуриентов: большинство устанавливает минимальный порог, значительно превышающий аналогичный показатель рядового государственного университета. Это делается для того, чтобы даже на платное обучение попадали наиболее способные выпускники школ.
Диапазон разброса минимальных и проходных баллов приведен в таблице.
Название вуза | Минимальные баллы | Проходные баллы |
---|---|---|
КазФУ | 99–150 | 182–357 |
УрФУ | 99–156 | нет официальной информации |
СФУ | 111–228 | 115–265 |
ЮФУ | 150–250 | 159–315 |
ДВФУ | 123–195 | 140–368 |
БФУ | 145–185 | 155–301 |
СВФУ | 99–229 | 110–343 |
СКФУ | 95–131 | 124–278 |
САФУ | 110–125 | 133–245 |
КФУ | 99–150 | 106–254 |
Минимальные баллы федеральные вузы устанавливают в стандартном порядке. Они формируются из достаточных для участия в конкурсе результатов ЕГЭ по профильным предметам (как правило, их всего 3) и оценок за дополнительные вступительные испытания, если они требуются на определенные специальности (в большинстве своем это творческие направления). Минимум может служить ориентиром для платников, тем, кто планирует попасть на бюджетное место, лучше оценивать свои шансы, исходя из реально сложившихся проходных баллов прошлых лет. Конечно, и это условный показатель, но, он более адекватно отражает действительную конкурсную картину.
Визуально разницу минимальных и проходных баллов по каждому федеральному вузу отображает диаграмма (для примера взяты предельные значения).
Каких-то особых требований для поступления в федеральный вуз нет. Порядок участия в конкурсе или заключения договора на оказание платных образовательных услуг такой же, как и в других институтах и университетах. Чуть больше внимания уделяется только одному показателю – минимальным баллам. Взамен абитуриент получает шанс освоить выбранную специальность в вузе с прекрасным материально-техническим оснащением и мощным профессорско-преподавательским составом.
Оксана Киреева
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.