Очное, заочное, дистанционное обучение в вузе: плюсы и минусы
Содержание:
- Удаленная учеба в университете Синергия
- Иммерсивное обучение
- Сравнение коммерческого и бесплатного обучения
- Как закончить ВУЗ быстрее по индивидуальному учебному плану
- Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?
- Недостатки заочной формы обучения
- Очная или заочная — как выбрать правильно
- Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
- Плюсы и минусы заочной формы
- Можно ли учиться заочно после 11 класса
- Дистанционное образование в России
- Теоретические материалы
Удаленная учеба в университете Синергия
Дистанционное образование в университете Синергия обеспечивается с помощью онлайн-платформы MegaCampus. Эта комплексная образовательная система обладает возможностями учебного портала и соцсети, где происходит общение с сокурсниками и преподавателями.
В учреждении дистанционно реализуются программы разного уровня:
- среднего профессионального;
- бакалавриата;
- магистратуры;
- второго высшего образования;
- бизнес-подготовки MBA;
- профессиональной переподготовки.
Наибольшей популярностью у абитуриентов, выбирающих онлайн обучение, пользуются следующие специальности университета:
- Предпринимательство. Предполагает обучение по программе, созданной с учетом международной практики и опыта университетов Гарварда и Стэнфорда. Ученики проходят мастер-классы от успешных бизнесменов и постигают все особенности ведения своего дела.
- Маркетинг. Дистанционная учеба в сфере маркетинга осуществляется по уникальной методике, которая ориентирована на освоение практических навыков в области исследований рынка и потребностей покупателей.
- Финансы и кредит. Обучающиеся по этому направлению становятся специалистами в сфере корпоративных финансов, экономического прогнозирования, инвестиционной политики.
- Государственное и муниципальное управление. Специальность готовит управленцев для структур государственной власти, межгосударственных организаций.
Отдельного внимания заслуживают курсы переподготовки и бизнес-подготовки. Они подходят для тех, кто хочет стать руководителем высшего звена и для владельцев бизнеса. Здесь обучают личностному росту, тайм-менеджменту, управлению продажами.
Процесс обучения максимально удобен:
- Все учебные материалы, включая аудиозаписи и видеокурсы, размещаются в личном кабинете обучающегося. Доступ к ним осуществляется в любое время.
- После каждой темы и по итогам семестра учащиеся сдают тестирование.
- Его успешное прохождение открывает доступ к следующим разделам.
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».
Сравнение коммерческого и бесплатного обучения
Обе формы обучения имеют схожие черты:
- Одинаковые права обучающихся. Обучающимся предоставляются скидки на проезд в общественном транспорте, льготные билеты в музеи и учреждения культуры. Молодым людям дают отсрочку от армии.
- Равноценные дипломы. В дипломе не указывается, как происходило обучение.
- Одинаковый учебный план, программа итоговой аттестации и качество подготовки.
Преимущества финансируемых государством мест:
- отсутствие затрат;
- хорошие шансы на прохождение в престижный университет с высокими ЕГЭ.
Абитуриент имеет право одновременно подать документы на бесплатную форму и с оплатой по договору. Это дает возможность «зарезервировать» платное место, пока не известны итоги общего конкурса.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Как закончить ВУЗ быстрее по индивидуальному учебному плану
В большинстве случаев для студентов, которые имеют профессиональный диплом по смежному профилю, после аттестации разрабатывают индивидуальный план. Для поступления на ускоренный формат необходимо:
- Подать заявление на имя ректора.
- Предоставить диплом или справку о неоконченном ВО с указанием дисциплин и количества пройденных часов по каждому предмету.
Переаттестация или перезачет могут произойти сразу. Или же приемная комиссия предложит студенту подтвердить возможность освоить необходимые предметы в сокращенные сроки. Например, сдав первую сессию без «хвостов». Порядок приема зависит от конкретного ВУЗа.
Сроки обучения также определяются индивидуально. Ускоренный формат позволяет сэкономить 1−2 года. Получить степень бакалавра в течение 2−3 лет.
Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?
Заочное обучение – вузовское образование по выбранной программе, которое предполагает самостоятельное изучение 70-85 процентов учебного материала. Содержание учебного плана, квалификационные требования, методы контроля знаний студентов заочной и очной формы обучения равнозначны. Заочное дает возможность получать образование всем, кто не может посещать дневные занятия и способен эффективно самостоятельно организовывать время.
Есть учебный план – это документ, где описывается: сколько дисциплин, каких, в каком объеме должен изучить выпускник специальности, последовательность предметов, форма получения и аттестации знаний (теория, практика, контроль). По часам расписано все, что студент должен пройти за курс.
Учебный план, как и время изучения каждого предмета, одинаковые для очников и заочников. Разница только в аудиторных часах и форме изучения материала. Например, в аудиторной нагрузке очника 720 часов экономической теории: лекции, семинары, практики; у заочника будет 90: лекции и практики на установочной сессии. Но в учебном плане в обоих случаях будет значиться 720 часов, просто 630 часов заочник должен изучать материал самостоятельно по рекомендациям преподавателя.
Процесс обучения на классическом заочном отделении по шагам
-
Установочная сессия
Базовый теоретический курс и блок инструкций для самостоятельного изучения материала.
Студент каждый день, в течение 20-25 дней, приходит на занятия в вузе. Проводятся вводные лекции по основным дисциплинам семестра, введению в профессию. Даются рекомендации по организации самостоятельного учебного процесса: литература, ресурсы, методические указания; практика для тренировки и выполнения, задания на контрольные и самостоятельные. Проходит один раз за все время обучения.
-
Самостоятельная работа
Теория, регулярное выполнение практических заданий – удаленно. Практика – на предприятии (по месту работы).
Студент учится самостоятельно в удобном режиме по рекомендациям каждого преподавателя, совмещая учебу с работой или другими делами. Есть обязательный перечень работ по каждому предмету, которые нужно регулярно выполнять и отправлять на проверку преподавателю. Это контрольные, рефераты, эссе, тестовые задания. За работы ставятся оценки. Положительные оценки – допуск к экзамену или зачету.
-
Экзаменационная сессия
Итоговый контроль усвоенных знаний и навыков.
Таких сессий две в год – зимой и летом. В это время проводятся практические занятия, семинары, лабораторные. Затем зачеты и экзамены. И новый блок лекций и консультаций на следующий период самостоятельного обучения. Сессия длится от 20 дней до месяца.
На период сессии работающие студенты имеют право на учебный отпуск. Первые курсы – до 40 дней, старшие – до 50 дней. Вуз присылает справку-вызов на место работы.
Второй и третий этапы чередуются весь учебный период. Раз в год студенты пишут курсовые работы и защищают во время летней сессии, на последнем курсе – дипломные. Раз в год проходят практику (ознакомительная, производственная, преддипломная). В конце учебы защищают квалификационную работу и сдают государственный экзамен.
Выпускники очной и заочной форм обучения получают одинаковые дипломы: государственного образца в вузах с аккредитованными программами обучения; установленного образца в вузах, где есть лицензия, но нет аккредитации. В дипломе указывается: ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); специальность или квалификация. К диплому выдается приложение, где указаны пройденные предметы с оценками. В приложении может быть указана форма обучения, обычно, по согласованию с выпускником.
Недостатки заочной формы обучения
Если вы выбрали заочную форму, будьте готовы к ее недостаткам:
- вы не сможете учиться бесплатно (по крайней мере, в Институте международных экономических связей) и получить отсрочку от армии. Все эти возможности предусмотрены только для студентов очного отделения;
- заочное образование требует самодисциплины и большого стремления учиться. Если вам просто нужны «корочки», вы, скорее всего, сможете сдать экзамены и закончить какой-нибудь вуз, но не получите реальных знаний и навыков;
- два раза в год вам придется брать учебный отпуск. Это скажется на доходах. Оплачивать учебный отпуск работодатель обязан только в том случае, если вы числитесь у него официально;
- объем знаний и учебный план на очном и заочном отделениях одинаковы, однако требования к заочникам даже выше. Преподаватели будут оценивать реальные знания, а не дисциплину или работу на практических занятиях. Вы встречаетесь только на установочной сессии и экзаменах, и вас вряд ли хорошо запомнят;
- пропускать занятия, экзамены и зачеты нельзя. Даже если у вас есть уважительные причины (например, болезнь или командировка), найти преподавателя и закрыть «хвосты» будет намного сложнее, чем на очном отделении.
Очная или заочная — как выбрать правильно
Прежде всего, ответьте себе на несколько вопросов:
- Есть ли у вас время на учебу?
- Имеете ли вы работу? Готовы ли от нее отказаться?
- Хватит ли денег на обучение вам или вашим родителям?
- Льготы вас интересуют, либо о них вы думаете в последнюю очередь?
- Как насчет самодисциплины? Без нее лучше не пытаться поступать на заочное.
Помните, что очная форма потребует львиную часть вашего времени, а заочная – пару часов каждый день
Поэтому важно учитывать то, сколько вы готовы заниматься ежедневно
Также обратите пристальное внимание на финансовый вопрос, поскольку любая форма обучения потребует расходов, начиная от платы за курс, заканчивая приобретением канцелярских товаров. Часто людям приходится брать кредит на образование. Прикиньте свои будущие расходы на основе статьи Сколько стоит жизнь студента?
Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.
Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.
Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:
фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем
Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая
Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.
Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- методы проблемного обучения.
Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.
Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.
Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.
К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.
Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения.
Формы обучения по ФГОС |
Фронтальная |
|
Групповая |
Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания) |
|
Кооперативно-групповая (группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания) |
||
Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний) |
||
Индивидуальная |
||
Методы обучения по ФГОС |
Словесные |
Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов) |
Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения») |
||
Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений) |
||
Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы) |
||
Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует); |
||
Работа с литературой |
||
Наглядные |
||
Практические |
Упражнения |
|
Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся) |
||
Лабораторно-практические работы |
||
Методы проблемного обучения |
Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.
Плюсы и минусы заочной формы
В народе говорят: заочники получают меньше знаний, они неудачники, не поступившие на очное и вынужденные совмещать работу с учебой. Вы удивитесь, но это не совсем так. Заочная форма обучения изначально была введена для тех, кто уже хорошо знаком с профессией, постиг ее самостоятельно, поднявшись по карьерной лестнице «снизу», начав работу на предприятии с азов.
Высшее образование необходимо такому человеку для того, чтобы продолжить карьерный рост, например, стать начальником, что невозможно без наличия высокой квалификации, подтвержденной дипломом. Часто предприятие оплачивает ему расходы, связанные с обучением, включая плату за проезд на место учебы и иные издержки. Получается, многие заочники отнюдь не неудачники, скорее наоборот – эти люди прочно держат удачу за хвост, и некоторым очникам еще предстоит побороться за такое же положение.
Среди заочников также можно встретить тех, кто не имеет возможности оплачивать обучение на очной форме, которая не предполагает совмещение с работой. Заочник выбирает работать и учиться одновременно – это закаливает характер, закладывает перспективы в карьерном продвижении, заставляет научиться ценить свое время. Окончив ВУЗ, такой выпускник уже имеет опыт адаптации в коллективе, профессиональные навыки и умения.
Подытоживая, можно выделить такие плюсы заочной формы:
- Бесплатное обучение, либо существенные скидки. Некоторым абитуриентам учебу оплачивает предприятие, на котором они работают, а другие просто платят гораздо меньше, чем очники.
- Свободный график. Учиться можно в любое время дня и ночи, когда есть настроение и желание.
- Идеально для инвалидов и временно нетрудоспособных лиц. Не нужно постоянно ходить на занятия, достаточно посетить установочную сессию: одну-две недели лекций и консультаций.
- Возможность совмещения. Работаете вы или просто желаете посвятить себя хобби, заочная форма обучения подойдет каждому.
- Адаптировано для любого возраста. За вашей спиной не будут хихикать однокурсники – на заочном отделении вы найдете единомышленников своего возраста, людей взрослых и состоявшихся.
Кроме того, заочное обучение дает отличный шанс получить образование тем, кто вовсе имеет мало времени на занятия. Многие женщины приобрели диплом заочно, находясь в декретном отпуске или ухаживая за ребенком. Также заочная форма идеальна для тех, кто хотел бы получить второе высшее образование.
Что же касается минусов, то они таковы:
- Необходимо обладать волей к учебе. Чтобы учиться самостоятельно, нужно быть волевым человеком, отдавая должное время образованию и подготовке к экзаменам.
- Глубокие знания требуют времени. Если вы поступили на заочное сразу после школы, вам будет трудно освоить большие объемы материала.
- Постоянные посторонние отвлечения. Неотложные дела, рабочие вопросы, плачущие дети – все это будет отвлекать вас от учебы, не позволяя сосредоточиться.
- Отсутствие студенческой жизни. Для некоторых это вовсе не минус, однако многие приобретают в стенах учебного заведения друзей на всю жизнь.
Более того, учиться придется дольше – 6 лет, если у вас не имеется предварительно полученного высшего образования.
Можно ли учиться заочно после 11 класса
Для заочной учебы нет никаких ограничений — первое высшее образование можно получать в любой форме, и поступать на заочное могут все выпускники, имеющие аттестат о полном среднем образовании (или диплом техникума или училища). В эпоху СССР поступить на «заочку» можно было только при наличии официального места работы — однако сейчас это также не является обязательным. Чем студент занимается за пределами стен вуза — его личное дело.
Однако поступившие на заочное после 11 класса не всегда чувствуют себя комфортно: после школы с ее постоянным контролем учиться в такой форме, подразумевающей самостоятельную организацию учебного процесса, довольно сложно. Кроме того, большинство однокурсников, скорее всего, окажутся существенно старше и опытнее.
Дистанционное образование в России
В нашей стране законодательно закреплены следующие формы обучения:
- очная;
- очно-заочная;
- заочная.
Такого понятия как «дистанционное образование» в нормативных документах России не существует. Однако в них используется другой термин — «дистанционные образовательные технологии (ДОТ)».
Применение ДОТ регламентируется статьей 16 Закона «Об образовании в РФ». В соответствии с документом, они представляют собой технологии, использующие телекоммуникационные системы при опосредованном общении учащихся и преподавателей.
Их вправе применять организации, осуществляющие образовательную деятельность. А в каком объеме — решает само учебное учреждение. С ДОТ разрешается не только вести обучение, но и проводить семинары, осуществлять контроль успеваемости и проводить аттестационные испытания.
Дистанционный формат может вводиться в совокупности с очным обучением. Тогда часть занятий проходит с преподавателем, а другая часть — онлайн. Также ДОТ применяются в чистом виде, без посещения учебной организации.
В среднем профессиональном звене определен перечень профессий, которым запрещено обучать, используя только дистанционные технологии. Список содержит более 200 специальностей, среди которых:
- архитектор;
- акушер;
- пилот;
- токарь;
- сварщик;
- машинист и т. д.
В упомянутом выше законе есть норма о том, что список образовательных программ высшего уровня, по которым должно действовать такое же ограничение, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Однако такого перечня пока нет.
Теоретические материалы
Где брать материал, чтобы освоить программу курса, как его учить, и кто объяснит? Электронные вузы подразумевают пять разновидностей подачи материала. Это всегда переработанный контент, правильно структурированный, упрощенный, иллюстрированный примерами.
Видео
Видеолекции – это ролики, в которых преподаватель или аватар (виртуальный двойник) начитывает материал. Лекции записываются и монтируются профессионалами, поэтому в них нет воды, заминок, отвлечений от темы. Тезисы, формулы, решения и примеры дублируются в видеоряде. Анимации, таблицы, графики, кинофрагменты за кадром комментирует преподаватель. Видео можно остановить, проиграть заново столько раз, сколько нужно. Доступны текстовые дубли лекций, которые заменяют конспекты.
Автовебинар – это тоже видео, записанное на вебкамеру, посвященное разделу, теме или проблеме. Преподаватель дает определение, формирует представление о предмете, объясняет трудные моменты, предлагает варианты решения или решений с объяснениями. От вебинара отличается офлайновым форматом – студент смотрит в удобное время.
Аудио
Аудиолекции – это записанные профессиональными дикторами учебники по теоретическим дисциплинам. Слушаются как аудиокниги: во время механической работы, за рулем, в поезде, на скучном совещании.
Электронные учебники
Это или переведенные в электронный формат физические книги, пособия, монографии, которые хранятся в электронной библиотеке. Или учебники нового поколения, созданные специально для студентов дистанционного обучения. Такие учебники создает команда профессиональных контент-менеджеров. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать небольшими фрагментами.
Презентации
Лекции, состоящие из информационных слайдов с текстовым, визуальным, видео-наполнением.
Скринкасты
Запись информации с экрана, сопровождаемая аудиокомментариями. Так удобно учиться работать над программами разного уровня и в них.