Геймдизайнер с нуля: как начать делать игры без опыта

Сколько получают

Несмотря на сравнительно невысокую востребованность новых специалистов на публичном рынке труда, можно провести анализ представленных вакансий геймдизайнера, согласно которому средняя зарплата по России составляет 45 тыс. рублей. Неизменно высокими – порядка 70–90 тыс. рублей – остаются оклады в Московской и Ленинградской областях.

Новички в этой профессии, ставя себе задачу, в первую очередь набраться опыта и заслужить репутацию, могут не зарабатывать вообще ничего. Опытные и известные в индустрии специалисты, как правило, работающие в столичных компаниях, получают в среднем 100 тыс. рублей в месяц. Поэтому усредненные российские показатели значительно ниже московских.

Полезные материалы для самообучения

В случае с профессией игрового дизайнера, самостоятельное обучение – это действительно непростая задача. Можно очень легко погрязнуть в информационном потоке, не понимая, что полезно, а что – нет. Словно без четкого представления о том, что вам предстоит делать сформировать адекватную структуру знаний. Поэтому советуем начать с базовой информации:

5 книг для новичка

  1. «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все», Джесси Шелл.
  2. «Проектирование виртуальных миров. Теория и практика дизайна уровней», Михаил Кадиков.
  3. «Дизайн привычных вещей», Дональд Норман.
  4. «Level Up. Руководство по геймдизайну», Скотт Роджерс.
  5. «Код Кодзимы», Джейсон Шрейер.

Подборка YouTube-каналов

#1 – Профессия геймдизайнер

Профессия геймдизайнер: где пройти обучение, обязанности и зарплата

7 Телеграмм-каналов по разработке игр

  • Game Dev Porn. Подборка полезной профессиональной информации: https://t.me/gamedevporn
  • Разработка игр: https://t.me/progamedev
  • Как делают игры. О чем канал, можно легко догадаться из названия: https://t.me/kdicast
  • Gamedev Russia. Актуальные новости в профессии: https://t.me/gamedevrussia
  • Работа в геймдеве. Очень полезная подписка для новичков, которые ищут работу: https://t.me/gamedevjob
  • Anji Games. Канал инди-разработчика, который сам делает крутые игры: https://t.me/AnjiGames
  • Кодзима – Гений. Полезности и вдохновение из индустрии игр: https://t.me/kojima_calls

Дизайн игр – это перспективная и очень интересная работа, с которой точно не придется скучать. Если вы любите не просто играть, а разбираться со всеми тонкостями игрового процесса, критически анализируете игры и хотите создать что-то свое, — однозначно стоит задуматься об этой профессии.

Где учиться

В эту профессию приходят люди, влюбленные в игры. Они много лет этим успешно занимались, хорошо понимают механику игры и хотят оказаться «по ту сторону экрана».

В ВУЗах гейм-дизайнеров не готовят. Есть факультеты прикладной информатики, где гейм-дизайну посвящены разве что один-два семестра. Но рынку специалисты нужны, поэтому работодатели с удовольствием берут в команду самоучек или выпускников онлайн-курсов.

Самостоятельное обучение занимает очень много времени. Сначала нужно подковаться в программировании и математике, изучить теорию игр, научиться работать с профессиональным софтом.

Большую помощь оказывают дистанционные курсы. Их ведут практикующие гейм-дизайнеры, которые, помимо прочего, отбирают во время обучения новичков в свои команды. На курсах вам дадут необходимый минимум теории, помогут прокачать свой английский, очень много времени уделят практике.

Где обучиться гейм-дизайну?

Самые лучшие онлайн-университеты устраивают выпускникам стажировки в компаниях-партнерах и помогают найти первую работу. Ознакомиться со списком таких курсов вы можете в статье – ТОП-8 онлайн-курсов обучения гейм-дизайну с нуля.

Перспективы заработка: сегодня и через годы

В крупных городах России эксперты по гейм-дизайну получают от 70 до 150 тыс. рублей. В регионах зарплата такого специалиста от 50−60 тыс. Но это на первых порах. Создав себе имя, профессионал гейм-дизайна может зарабатывать от 200 тыс. в месяц и больше. И все это, не считая перспектив организации собственной студии, которая может приносить миллионы.

По состоянию на 2021 год, рынок игровой индустрии оценивается в 150 млрд долларов. Учитывая, что он растет примерно на 20% ежегодно, несложно представить, как быстро увеличивается потребность в специалистах по гейм-дизайну. А понимая, что их даже на Западе острая нехватка, можно смело предполагать, что стоимость их услуг будет только увеличиваться.

По предварительным прогнозам, к 2025 году средний доход гейм-дизайнера в западных странах может достичь 4−5 тыс. долл. в месяц. В России — 110−120 тыс. рублей (и это еще не высший квалификационный уровень).

Обучение и карьера

Чтобы стать гейм-дизайнером, необходимо сперва получить высшее образование в смежной дисциплине, после чего дополнительно придется учиться на специализированных курсах. К примеру, сначала можно получить образование в Московской гуманитарно-технической академии или же Государственном университете по землеустройству опять же на специальности «Дизайн».

Далее будущему специалисту предстоит определиться с курсами. Например, поступить можно в Компьютерную Академию ШАГ. Высшая Школа Экономики с 2014 года позволяет также получить профессиональное образование гейм-дизайна, подтвержденное дипломом

Важно добавить, что для профессионала игровой индустрии важно и самообразование. Специалисту рекомендуется регулярно посещать конференции и выставки, а также изучать статьи в таких издания, как VC, «Хабрахабр», Gamedev и другие

Что касается заработной платы, по России она колеблется в пределах от 25 тысяч до 120 тысяч рублей. В Москве данный показатель немного выше: специалисты получают от 60 тысяч до 220 тысяч рублей. Начинать работу гейм-дизайнер может в качестве тестера либо же в некоммерческих проектах энтузиастов-любителей. В любом случае наполнение портфолио интересными проектами окажется специалисту на руку.

Многих начинающих гейм-дизайнеров, только получивших требующееся образование, волнует, как устроиться на работу, если в большинстве случаев требуется специалист с соответствующим опытом. В настоящее время в СНГ активно развивается независимое движение, члены которого проводят разнообразные конкурсы и конференции. Участвуя в таких мероприятиях, новичок может присоединиться к уже действующим инди-командам, чтобы набираться опыта вместе. Впрочем, становясь частью такого коллектива, надо честно оценивать, намерена ли команда трудиться или просто развлекаться. К тому же участвуя в инди-движении, заработать не получится.

Другим путем получения опыта является участие в тестировании игр. Как правило, к данной вакансии не предъявляют особых требований, а потому устроиться тестером гораздо проще, чем непосредственно гейм-дизайнером. Начинающий специалист сможет не только получать зарплату, но и окунуться с головой в индустрию игр, взаимодействовать с профессионалами и максимально глубоко изучать игровые проекты.

Если говорить о карьерных перспективах, то для гейм-дизайнера имеется несколько вариантов. Во-первых, он может двигаться вверх по карьерной лестнице, становясь креативным продюсером и литературным редактором, а затем и полноценным руководителем – сначала подразделений, а потом студий. Во-вторых, он может продвинуться до ведущего гейм-дизайнера, а затем развиваться в качестве эксперта. Наконец, он может работать сам на себя, в первое время как индивидуальный предприниматель, а затем и как владелец студии.

Где учиться геймдизайну?

Если после прочитанного вы все еще хотите обучаться геймдизайну, знайте, что хотя многие вещи можно освоить самостоятельно, формальное образование не помешает. 

Так, в Высшей школе экономики действует программа бакалавриата «Геймдизайн и виртуальная реальность». Здесь студенты проходят разные этапы разработки игр: учатся оформлению первоначальной идеи, создают сюжет, игровые сценарии, думают, как монетизировать будущий продукт.

В Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна есть программа бакалавриата «Анимация и графика компьютерных игр». Тут студенты больше сосредоточены на освоении технических программ, изучают основы веб-дизайна, техники графики, рисунка, принципов создания окружения и т.д.

Курсов по этой интересной профессии тоже большое количество

При выборе обращайте внимание на экспертизу преподавателей, сколько учеников в группе, сколько лично вам будет уделяться времени. Важный фактор также – есть ли последующее трудоустройство или хотя бы практика

Вот список книг, которые подойдут для начального уровня:

  1. Tracy Fullerton (Трейси Фуллертон) «Game Design Workshop: A Playcentric Approach to Creating Innovative Games».
  2. Jesse Schell (Джесси Шелл) «The Art of Game Design: A Book of Lenses».
  3. Steve Swink (Стив Свинк) «Game Feel: A Game Designer’s Guide to Virtual Sensation».
  4. Scott Rogers (Скотт Роджерс) «Level Up! The Guide to Great Video Game Design».
  5. Raph Koster (Раф Костер) «Theory of Fun for Game Design».

Что нужно знать и уметь

Геймдизайнер обязан уметь делать огромное количество вещей, и его навыки не ограничиваются только созданием кода. Работа данного специалиста требует знаний из нескольких сфер: психология, программирование, управление человеческими ресурсами, дизайн и маркетинг

Кроме того, важно искренне любить игры и разбираться в них на отлично

Что еще необходимо для успеха в этой профессии:

Понимание целевой аудитории. Знание психологии процесса игры. Игровой дизайнер определяет те эмоции и ощущения, которые будут возникать у игроков на каждом этапе игрового процесса. Умение донести свои мысли участникам команды. То есть необходимы хорошие коммуникативные навыки: каждому сотруднику нужно объяснить свое видение будущего продукта, после чего контролировать процесс его реализации. Человек, который не любит общаться, не сможет работать на этой должности, так как большую часть времени ему все-таки придется коммуницировать. Знание существующих видов игр. Понимание маркетинга игр, их бизнес-моделей. Это значит, что гейм дизайнеру необходимо иметь не только творческие склонности, но и коммерческую жилку. Прекрасно понимать устройство игр: основы производства, умение работать с документацией (требуется проработка и описание в деталях каждого механизма игры), знать основные платформы для игр и требуемые инструменты, выбор движка и языка программирования, принципы формирования интерфейса (в дальнейшем потребуется контролировать изменения графической оболочки в ходе работы), механики и геймплея, принципы сторителлинга и нарративного дизайна, управление после выпуска, аналитика игры (во время тестирования обнаруживается большое число ошибок, поэтому нужно искать решения). Кроме этого, гейм дизайнер обязан разбираться в текущих трендах, чтобы создавать игры, которые будут популярны. Этот специалист постоянно занимается анализом рынка, он четко понимает, что интересно целевой аудитории в данный момент, а что будет модно после

Важно понимание логики людей, человеколюбие, умение держать себя в руках. И даже хорошая дикция и умение выступать перед публикой, ведь продукт нужно презентовать

Гейм дизайнеру тяжело обойтись без хорошего воображения. Именно он должен четко представлять будущую игру и понимать, благодаря чему чужой продукт стал популярным. Это позволит ему успешно применять полученные знания на практике. Отличным подспорьем станет знание английского языка, чтобы изучать в оригинале иностранную литературу по профессии. А в будущем можно устроиться в зарубежную компанию и значительно увеличить свой доход. Недостаточно просто иметь познания в играх и программировании. Необходимо иметь навыки маркетолога, аналитика, психолога. Анализ результатов крайне важен на каждом из этапов работы, поэтому в сфере гейм дизайна требуется соответствующий склад ума.

Сложно представить специалиста в этом направлении, который сам не играет в игры. Именно в ходе игрового процесса он начинает разбираться в индустрии. Но и без знания теории стать гейм дизайнером не получится. К тому же он должен обладать высоким уровнем грамотности и не допускать ошибок.

Зарплата и востребованность

Еще несколько лет назад профессия гейм-дизайнера была далеко не самой востребованной в нашей стране, да и в общемировом масштабе до 2018-го года наблюдался спад востребованности игровых дизайнеров.

Вот как выглядела статистика вакансий для гейм-дизайнеров в США по данным сайта Recruiter

Но в последние годы ситуация начала стремительно меняться. Этому способствует активное развитие технологий, которые открывают новые возможности для создания игрового контента. И даже общий экономический спад 2020-го года, вызванный пандемией, не сбавил обороты геймдева, ведь пользователи стали еще больше времени проводить за экранами своих гаджетов.

Если говорить о российском рынке, то и здесь наблюдается рост востребованности гейм-дизайнеров, поскольку появилось больше компаний, которые сотрудничают с иностранными спонсорами, занимаются разработкой мобильных игр на удаленке.

По данным CareerExplorer рынок вакансий для гейм дизайнеров к 2026-му году вырастет на 9,3%.

Ну а теперь к самому интересному – к зарплатам! Сколько зарабатывает разработчик игр с России и за границей?

Сервис RussiaTrud о том, что средняя зарплата игрового дизайнера в России составляет около 60 тыс. рублей в месяц. Естественно, размер зарплаты будет сильно зависеть от уровня знаний специалиста и компании, в которой он работает. Так, новички с минимальным опытом работы или без него могут претендовать на позиции с зарплатой от 35 тыс. рублей. Хотя многие компании сначала зовут таких соискателей на бесплатные стажировки.

Вот пример требований и условий работы для специалиста уровня Junior с сайта HeadHunter:

Специалисты уровня middle и выше, с опытом, хорошим резюме и портфолио имеют гораздо больше – их зарплаты в столице обычно стартуют от 100 тыс. рублей, и могут достигать 200-250 тыс. рублей.

Вот несколько примеров вакансий для опытных игровых дизайнеров:

На западном рынке ситуация с зарплатами, как обычно, повеселее.

Согласно данным сервиса Glassdoor геймдизайнеры в США зарабатывают около 70 тыс. долларов в год

Ресурс www.gamedesigning.org поделился также интересной информацией о зарплатах дизайнеров в топовых компаниях по разработке игр:

  • BioWare – около 57 тыс. долларов (54 — 61 000);
  • Zynga – около 79 тыс. долларов (56 718 — 97 793);
  • Electronic Arts – около 69 тыс. долларов (42 116 — 98 155);
  • Valve Corporation – 120-130 тыс. долларов;
  • Gameloft – около 58 тыс. долларов (50 000 — 65 195);
  • Rockstar Games – около 84 тыс. долларов (51 000 — 103 000);
  • Корпорация Microsoft – около 110 тыс. долларов (101078 — 119 525);
  • Naughty Dog Inc – около 90 тыс. долларов (60 960 — 147 320);
  • Activision Blizzard – около 72 тыс. долларов (58 438 — 97 479);
  • Ubisoft – около 83 тыс. долларов (75 848 — 87 000).

На этом же ресурсе можно найти информацию о том, как меняются зарплаты игровых дизайнеров на западном рынке в зависимости от опыта и квалификации. Так, в 2021-м году новички с минимальным опытом смогут претендовать на 60 тыс. долларов в год. Ощутимое повышение зарплаты происходит либо ближе к 10-летнему стажу – до 70 тыс. долларов, либо при получении должности ведущего дизайнера – до 77 тыс. долларов в год среди новичков.

Опытные лиды со стажем работы в video game design от 5 лет, могут претендовать в среднем на 86 тыс. долларов в год

Что именно делает новичка-соискателя привлекательным с точки зрения нанимателя. Ответ в картинках.

Вопрос «Как устроиться на работу гейм-дизайнером?» не имеет четкого ответа. Молодая профессия, которой (почти) нигде не учат — диплом не приложишь. Кроме того, трудно, если вообще возможно, оценить навыки гейм-дизайнера быстро и надежно — как, например, происходит это у художников. Так как же наниматель должен разглядеть таланты кандидата, если их так сложно показать?

Конечно, если у соискателя есть стаж гейм-дизайнера — это все упрощает для обеих сторон. Он уже дает хоть какие-то, но гарантии: для нанимателя — в адекватности навыков, для нанимаемого — что его резюме заметят. Но такие соискатели уже не задаются вопросом, вынесенным в название статьи.

Речь пойдет именно о кандидатах в junior GD без стажа и без знакомств. Тех, которые находятся в заколдованном круге «Не берут, потому что нет стажа. Нет стажа, потому что не берут».

Гляньте, тот самый круг. А теперь найдите на нем работу.

И на этот вопрос можно найти множество ответов, достаточно погуглить. Они есть и в статьях, и в подкастах, и на различных форумах. Цель этой статьи — не написать еще один ответ, а оцифровать уже имеющиеся. Вооружившись статистикой, разобраться, какие советы принесут больше пользы, за что на самом деле браться и куда бежать, чтобы стать наконец в гейм-дизайнером.

Для этого я провел в профильном гейм-дизайнерском чате «Манжеты ГД» небольшой опрос. Опрос предлагался как тем, кто участвует в принятии на работу новых ГД, так и противоположной стороне баррикад: нанятым гейм-дизайнерам, тем, кто пробовался, но пока не прошел и просто людям со стороны. Их ответы разделены на графиках, чтобы заодно выяснить, насколько мнения нанимателей и нанимаемых совпадают. 

Чтобы задать опросу нужные рамки, респондентам была дана вот такая аннотация:

Как отвечать: Если вы сами не принимаете ГД на работу — отвечайте так, как, по вашему мнению, ответил бы тот, кто принимает. 

Подразумеваем, что вы ищете ГД не на узкую специализацию, и что кандидат:

1) вам не знаком

2) не имеет рекомендаций от ваших знакомых

3) не имеет официального стажа работы ГД

4) не мечтатель — понимает, в чем заключается работа ГД

В итоге ответили 45 человек, примерно половина которых принимают участие в найме гейм-дизайнеров. Не слишком много, но наметить тенденции хватит.

Вперед же, к ответам!

Как стать гейм-дизайнером

Учиться самому, играть в разные игры и придумывать свои. Сейчас материалов по этой теме очень много, поэтому с теоретической базой проблем нет

Если режиссёру важно смотреть много фильмов, то гейм-дизайнеру — много играть, чтобы знать игровые механики с точки зрения игрока

Дальше — надо взять любимую игру, сделать для неё свой уровень или самостоятельно написать простенькую игру. В интернете есть много бесплатных движков, видеоинструкций на эту тему.

Вписываться в другие проекты тоже можно. Но когда игру начинают делать два-три новичка, у них быстро пропадает мотивация, команда разваливается. Есть риск вложить в чужой проект своё время и силы, но остаться без готового примера для портфолио. Поэтому лучше сделать что-то самому.

Не стоит замахиваться на большой проект, лучше придумать идею, которую можно быстро реализовать. Помните: всё, что вы делаете сейчас, пригодится вам в будущем. Когда я пришёл на первое собеседование, в моём портфолио не было ничего захватывающего с точки зрения игрока, но, посмотрев мои проекты, работодатель понял, что я разбираюсь в теме.

Гейм-дизайнер: что за специалист?

Мнение эксперта

Екатерина Колоколова:

«За профессией гейм-дизайнера скрывается специалист, который занимается созданием игр. Ошибочно думать, что его действия и функции ограничиваются продумыванием внешнего вида героев или локаций. Скорее, это одновременно режиссер и продюсер всего проекта, который на основе сценария и совместно с остальными членами команды должен превратить идею в реальный продукт.»

Перед гейм-дизайнером стоит ряд задач:

разработка идеи игры — все начинается с фантазии, которая постепенно приобретает конкретные очертания. Перед началом работы в выбранном направлении работник должен проанализировать актуальность проекта. Для этого определяется целевая аудитория, анализируются ее интересы и потребности. Если у идеи прослеживается потенциал, продумываются варианты ее реализации;

создание концепции проекта — на этом этапе составляется дизайн-документ, в котором излагаются данные по ожидаемому типу и виду игры, ее особенностям. Сюда же заносятся краткие характеристики будущего творения, его сильные и слабые стороны. Составляется список сотрудников, которые должны быть привлечены к реализации идеи, ставится вопрос о финансировании;

внесение корректировок в дизайн-документ — гейм-дизайнер на этом этапе при необходимости вносит изменения в идею проекта или ее реализацию;

разработка продукта, составление технических спецификаций, реализация задумки и ее представление публике.

Направление гейм-дизайна пока только развивается. По этой причине представители этой профессии нередко не ограничиваются выполнением приведенных выше функций, а берут на себя дополнительные обязательства. В какой-то степени это даже становится плюсом, так как уменьшает количество споров по поводу выполняемых действий.

Гейм-дизайнер — специалист, отвечающий за разработку правил и содержания игрового процесса создаваемой игры. Его роль аналогична роли постановщика задачи в обычном программировании и режиссёра в кино.

Процесс создания типичной компьютерной игры:

подготовка к производству — на первом этапе создается концепция проекта, прорабатываются идеи его реализации, собираются средства, набирается рабочая команда, составляется план. Гейм-дизайнер ведет переговоры с художниками с целью утверждения графического стиля визуальной части или занимается этим самостоятельно;

PRE-ALPHA — создается дизайн-документ с подробным описанием всех особенностей игры, утверждается. Он изучается всеми специалистами в штабе разработчика, включенными в производственный процесс. Если ни у кого нет предложений и возражений, дизайн-документ отправляют на согласование с издателем;

запуск Альфа-версии — начало рабочего процесса, в ходе которого команда создателей должна реализовать разработанный план, заполнить игру содержанием. Это самый напряженный и плодотворный этап работы для гейм-дизайнера. Сотрудник самостоятельно или путем регулирования работы художников создает саму игру и доводит до совершенства ее художественную составляющую. По мере реализации плана проводятся запуски демо-версий, которые позволяют оценить проделанную работу, создать основу рекламы проекта;

запуск Бета-версии — тест, который необходим для проверки внешнего вида конечного варианта игры, ее соответствия техническим требованиям. На этом этапе гейм-дизайнер работает в тандеме с дизайнером миссий. Совместно они принимают решение о возможности окончательного запуска программы, при необходимости вносят в нее коррективы;

релиз — выпуск игры после завершения всех этапов ее тестирования и отладки. Гейм-дизайнер в этой части работы участия уже не принимает;

техническая поддержка — даже самые совершенные компьютерные игры, которые неоднократно проверялись специалистами, редко работают без багов, ошибок, недочетов, сбоев. Устранением проблем путем установки патчей занимается специальная команда техников. Гейм-дизайнеры к процессу подключаются в исключительных случаях.

Игровой бизнес управляется двумя видами компаний. Разработчики занимаются техническими моментами реализации проекта (в эту команду входят гейм-дизайнеры). Издатели отвечают за представление публике готового продукта и его продвижение. Все чаще на рынке возникают организации, которые сочетают такие функции. Это упрощает рабочий процесс, исключая необходимость налаживания контакта, согласования финансовых вопросов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector