Хореографическое училище им. р. нуреева

Нуриев и Пушкин

Довольно поздно (в 17 лет) Нуриев поступил в Ленинградское балетное училище, причем пришел к его директору Щелкову и прямо с порога заявил: «Я Рудольф Нуриев. И я хочу у вас учиться». Как ни странно, руководитель ответил согласием.

В училище, как пишет Мария Баганова, Нуриев делал все, что хотел. Всячески нарушал дисциплину, не посещал общеобразовательные предметы, проявлял строптивость в отношении со сверстниками и учителями, исчезал из училища по вечерам, что было строго запрещено. Однажды вольнолюбивого Нуриева наказали тем, что лишили талонов на постель и пропитание. Он не стал никому жаловаться, спокойно лег на голом полу, а утром не позавтракал. А потом не пообедал и не поужинал, в результате чего упал в голодный обморок. Когда стали выяснять подробности инцидента, виноватым объявили строптивого Рудольфа. К счастью, его не исключили из вуза, а всего лишь перевели на поруки к другому преподавателю — Александру Пушкину. Это его и спасло.

Александр Иванович Пушкин был учителем Нуриева, давшим ему путевку в профессию. Одно время знаменитый танцовщик даже жил в квартире у своего педагога. Пушкин очень переживал, когда ученик совершил свой знаменитый «прыжок свободы». У него начало барахлить сердце, и учитель безвременно ушел из жизни, когда у него на улице случился сердечный приступ. Люди на улице не помогли ему, поскольку думали, что Александр Иванович просто пьян. Ведь отвечая на вопрос о своем имени, он сказал: «Александр Пушкин».

Наследие

Как влияние

Нуреев тренирует Девона Карни в постановке « Дон Кихота» .

Внешнее видео

Нуриев был прежде всего приверженцем классической техники, и его владение ею сделало его образцом для целого поколения танцоров. Если после 1960-х годов стандарты мужских танцев на Западе так заметно выросли, то во многом это произошло благодаря вдохновению Нуриева.

Влияние Нуриева на мир балета изменило восприятие танцоров-мужчин; в его постановках по классике мужские роли получили гораздо больше хореографии. Другим важным влиянием было то, что он пересек границы между классическим балетом и современным танцем, исполнив и то, и другое. Сегодня для танцоров нормально обучаться в обоих стилях, но Нуриев был создателем и преуспел в современном и классическом танце. Он старался изо всех сил работать с великой современной танцевальной маркой Мартой Грэм , и она создала произведение специально для него. В то время как Джин Келли много сделал для совмещения современного и классического стилей в кино, он происходил из среды «популярного танца» с более сильным влиянием современного танца, в то время как Нуриев добился больших успехов в принятии современного танца в сфере «классического балета».

Харизма, целеустремленность и щедрость Нуреева были таковы, что он не просто передавал свои знания. Он олицетворял для танцора школу жизни. Несколько танцоров, которые были руководителями балета Парижской оперы под его руководством, впоследствии сами стали руководителями балета, вдохновив на продолжение работы и идей Нуриева. Мануэль Легри — директор Венского государственного балета , Лоран Илер — балетный руководитель Московского театра Станиславского и Шарль Жуд — постановщик балета Большого театра Бордо .

Михаил Барышников , другой великий танцор, который, как и Нуриев, перешел на Запад, очень уважает Нуреева. Барышников сказал в интервью, что Нуриев был человеком необычным во всех отношениях, инстинктивным, умным, постоянным любопытством и необычайной дисциплиной, что было целью его жизни и, конечно же, любовью к исполнению.

Техника и поиск совершенства

Нуреев поздно начал заниматься балетом и должен был совершенствовать свою технику, чтобы добиться успеха. Джон Тули писал, что Нуриев рос очень бедно и должен был восполнить от трех до пяти лет балетным образованием в балетной школе высокого уровня, что дало ему решающий стимул к приобретению максимальных технических навыков и к тому, чтобы стать лучшим танцором, работающим над балетом. совершенство на протяжении всей своей карьеры. Задача всех танцоров, с которыми работал Нуриев, заключалась в том, чтобы последовать его примеру и разделить его полную приверженность танцу. Сторонниками точного описания феномена Нуриева являются Джон Тули , бывший генеральный директор Королевского оперного театра в Лондоне, Пьер Берже , бывший президент Оперы Бастилии, места проведения балета Парижской оперы (в дополнение к Дворцу Гарнье) и Мануэль Легри , главный режиссер. артист балета Парижской оперы, номинированный Нуреевым в Нью-Йорке.

Нуриев выразился так: «Я подхожу к танцам с другой стороны, чем к тем, кто начинает танцевать в 8 или 9 лет. Те, кто учился с самого начала, никогда ни в чем не сомневаются». Нуреев поступил в Академию балета имени Вагановой в возрасте 17 лет, оставшись там всего на 3 года по сравнению с танцорами, которые обычно становятся ведущими танцорами после поступления в школу имени Вагановой в 9 лет и проходят полные 9 лет танцевального образования. Нуриев был ровесником Владимира Васильева , ведущего танцора Большого театра. Позже Нуриев был предшественником Михаила Барышникова в Кировском балете, ныне Мариинском театре. В отличие от Васильева и Барышникова, Нуриев заработал себе репутацию не на успехах на международных балетных конкурсах, а на выступлениях и популярном имидже.

Парадоксально, но и Нуриев, и Михаил Барышников стали мастерами совершенства в танце. Танец и жизнь были одним и тем же, Пьер Берже сказал о Нурееве: «Он был танцором, как и любой другой танцор. Это необычно, когда набирает 19 баллов из 20. Очень редко получить 20 из 20. Однако, чтобы получить 21 из 20 — еще реже. Так было с Нуреевым ». Легрис сказал: «Рудольф Нуриев был высокоскоростным поездом (он был TGV)». Работа с Нуреевым предполагала необходимость превзойти себя и «наступить на это».

Посмертное изображение в книгах и фильмах

Книги

.mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}Макканн, Колум (2003). Танцовщица . Вайденфельд. ISBN 978-0-8050-6792-7. Роман по жизни Нуриева.

Фильм

Белая ворона (2018). Режиссер Рэйф Файнс , Олег Ивенко играет Нуриева во взрослой жизни. Кульминацией фильма является его дезертирство в аэропорту Ле Бурже, когда ему было 23 года. Более ранние сцены повествуют о жизни Нуреева: от его рождения в поезде до детских уроков родного татарского танца, его «безжалостной преданности» искусству, его строгих тренировок и ранних балетных постановок в Мариинском театре. В фильме показаны его сильные индивидуалистические наклонности и отстраненное поведение, временами кажущееся высокомерным и даже жестоким.

Ранние годы

Нуриев родился в Транссибирском поезде недалеко от Иркутска, Сибирь, в то время как его мать, Фарида, ехала во Владивосток , где находился его отец Хамет, политический комиссар Красной Армии . Он рос как единственный сын с тремя старшими сестрами в татарской мусульманской семье. В своей автобиографии Нуреев отметил о своем татарском происхождении: «Моя мама родилась в прекрасном старинном городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшом селе недалеко от Уфы, столицы Республики Башкирия. Таким образом, по обоим. По бокам наши родственники — татары и башкиры. Я не могу точно определить, что для меня значит быть татарином, а не русским, но я чувствую эту разницу в себе. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и всегда готова закипеть ».

О нас ⇒ История

Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева – это профессиональная школа балета, известная на весь мир: здесь выросли многие замечательные мастера хореографического искусства, ставшие украшением ведущих театров, ансамблей танца Республики Башкортостан, России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь накоплен бесценный педагогический и творческий опыт, создан обширный репертуар концертных номеров, классических и современных балетных спектаклей: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Шопениана» Ф. Шопена, «Баядерка» и «Пахита» Л. Минкуса, «Волшебная флейта» Р. Дриго, «Испанские миниатюры», «Белоснежка и семь гномов» К. Хачатуряна, «Петя и волк» С. Прокофьева, «Буратино» А. Рыбникова, «Раймонда» (IIIакт) И. Глазунова. В 2015 году был создан национальный молодежный балет «Водная красавица» по мотивам башкирской легенды «Заятуляк и Хыухылу» (музыка Н. Попова, либретто и хореография Р. Абушахманова), премьера которого состоялась на сцене БГТОиБ 2 декабря.

Обучение в колледже ведется по специальностям: «Хореографическое искусство», «Искусство балета», «Искусство танца», где учатся дети из городов и районов Республики Башкортостан, со всех уголков России и других стран.

Уфимское хореографическое училище открыло свои двери 6 января 1986 года в историческом здании на улице Свердлова, где учился в средней школе №2 выдающийся танцовщик XX века Рудольф Нуреев, а в 1998 году учебному заведению было присвоено его имя. Возглавлял училище с 1985 по 2008 годы А.С. Бикчурин, заслуженный артист БАССР. Поддержанное государственной заботой образовательное учреждение продолжило и наработало опыт и методику воспитания академической школы великого педагога русского балета А.Я. Вагановой. Имена В.Х. Галимовой, Ф.Х. Нафиковой, Э.А. Сулеймановой, Э.М. Тимиргазиной, Ш.А. Терегулова, Р.Г. Изгиной, Л.В. и В.И. Шапкиных, Ю.Г. Ушанова, Ф.Х. Мустаевой, З.Х. Ильясовой, Ф.Ф. Проскурновой, З.А. Габдулхаковой, С.И. Саттаровой, М.А. Каримова – корифеев педагогики, в прошлом знаменитостей башкирской сцены, занесены в летопись истории школы. С 2008 по 2010 годы руководил коллективом Фасхутдинов Ахат Ахметович. А с 2010 по 2012 годы Тайгунов Амир Валиуллович.

В 2010 году училище было переименовано в Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева. За время существования учебное заведение подготовило 677 артистов балета и 401 артиста народного танца. Воспитанники колледжа неоднократно становились лауреатами и дипломантами конкурсов артистов балета и учащихся хореографических школ как среди первых выпускников: IIместо на Международном фестивале среди 14 училищ СНГ в Минске (1992г.), шесть дипломантов на IМеждународном конкурсе артистов балета имени Сергея Дягилева в Москве (1992г.), III премия на конкурсе артистов балета «Арабеск» в Перми (1992г.) и мн.др.Так и сегодня: II и III премии (серебро и бронза) Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в номинации «Народно-сценический танец» в Москве (2014г.), I и II (золото и серебро) Пятнадцатых молодежных Дельфийских игр России в Тюмени (2016г.),IIIпремия IVМеждународного конкурса «Гран-при Сибири» в Красноярске (2016г.); премий «Золотая маска» и «Триумф»; стипендиатами фондов Галины Улановой, «Молодые дарования России», Президента РБ, Главы Администрации города Уфы, Андрея Меркурьева (выпускника училища 1998 года).

Юные артисты ежегодно демонстрируют свой профессионализм, мастерство классического исполнения, успешно выступают перед зрителями городов нашей республики и за рубежом, принимая участие в хореографических фестивалях в России и странах Европы – Германии, Франции, Великобритании.

В этом году учебное заведение отмечает 30-летие со дня основания. В честь юбилея в ноябре 2016 года в Уфе состоялся II Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) «Малый Нуреевский», организованный на грант Главы РБ, на котором были представлены хореографические школы России и других стран. Начало фестивальной традиции положил I Всероссийский фестиваль хореографических училищ (колледжей), который проходил в декабре 2013 года.

Сегодня учебный и творческий процесс в колледже осуществляют директор О.Г. Вильданова, заслуженный деятель искусства РБ и начальник отдела специального обучения Л.С. Куватова, народная артистка России Башкортостана. Являясь выпускницами хореографического училища им. А.Я. Вагановой, они продолжают традиции знаменитой ленинградской школы, активно сохраняя и внедряя в практику и то современное, что определяет развитие и будущее хореографического искусства.

Основные факты биографии

  1. 1955 год – Нуриев принят в Ленинградское училище хореографии. Это было неожиданно, поскольку возраст танцовщика был уже не подходящим для начала обучения. Рудольф оказался гораздо старше своих однокурсников. Примечательно также то, что жить молодому человеку пришлось у одного из своих педагогов, потому как в интернате он стал предметом насмешек.
  2. Апрель 1955 года – Нуриев участвовал в популярном тогда Всесоюзном смотре среди училищ хореографии. Танцовщика пригласили сняться в фильме «Души таинственный полет».
  3. В 1958 году Нуриев окончил училище. Его выпускными постановками были партии в балетах «Корсар», «Гаянэ», «Лауренсия». Благодаря помощи известной балерины Наталии Дудинской, Рудольфу удалось стать танцовщиком Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова.
  4. 1959 год ознаменовался для молодого Нуриева получением золотой медали на Венском фестивале.
  5. С 1958 по 1961 годы, когда Рудольф служил в театре Кирова, он исполнял ведущие партии в лучших спектаклях, «Жизель», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и многих других.
  6. Май 1961 года – Нуриев вместе с труппой театра уезжает на гастроли в Париж. Эта поездка оказалась судьбоносной не только для артиста, но и для всего СССР. Во Франции Рудольф попросил политического убежища и стал невозвращенцем.
  7. 23 июня 1961 года танцовщик исполнил партию в балете «Спящая красавица». Это была труппа известного французского балетмейстера Маркиса де Куэваса. С этого момента начался настоящий карьерный взлет Нуриева.
  8. 2 ноября 1961 года танцовщик выступил на лондонской сцене вместе с примой Розеллой Хайтауэр.
  9. Апрель 1962 года – на родине артиста состоялось заседание Ленинградского суда, по решению которого он был приговорен к 7 годам заключения заочно и полной конфискации имущества.
  10. 1964 год – Нуриев решает пробовать себя в качестве балетмейстера в Венской опере. Мир увидел его версию «Лебединого озера» и «Раймонда». Артист стал премьером венской труппы. Ему также удалось получить австрийское гражданство.
  11. 1966 год – Рудольф Нуриев выпустил собственный балет «Танкреди». Музыкальная партия принадлежала Хайнсу Хейцу.
  12. 1977 год – на экраны вышел фильм Кена Рассела «Валентино», где Нуриев сыграл одну из главных ролей.
  13. 1982 год – выходит кинолента Джеймса Тобака «На виду».
  14. С 1983 по 1989 годы Нуриев возглавляет труппу парижской Гранд-опера.
  15. 1987 год – артисту удалось попасть на родину. Он приехал в Уфу, чтобы проститься с матерью, которая тяжело болела и находилась при смерти. Нуриеву было разрешено находиться в СССР не более 72 часов, ему даже не удалось повидаться с теми, кого он когда-то знал.
  16. 1989 год – Нуриев приезжает в СССР со спектаклем. Он выступает на сцене Кировского театра. Рудольф уже болел, эти гастроли оказались мучительными.
  17. С 1991 года танцовщик решает пробовать свои силы как дирижер. Австрийская столица увидела его дебют во дворце Ауершперг. С этого момента начались его гастроли с симфоническими оркестрами. Он объездил Европу и Америку.
  18. Май 1992 года – артист выступил в качестве дирижера в Казани.
  19. 6 января 1993 года Рудольф Нуриев скончался в одной из парижских клиник. Официальным диагнозом был назван сердечный приступ, однако всем было известно, что причиной был ВИЧ, обнаруженный у артиста еще в 1983 году. Похоронили артиста на русском кладбище Парижа.

Незадолго до смерти

Репертуар

Избранный список балетных постановок, балетных постановок и авторских балетов.

  • Лауренсия — Фрондосо
  • Лебединое озеро — принц Зигфрид, Ротбарт
  • Щелкунчик — Дроссельмейер, принц
  • Спящая красавица — Синяя птица, принц Флоримунд (Дезире)
  • Маргарита и Арман — Арман
  • Баядерка — Солор
  • Раймонда — Четыре рыцаря, Жан де Бриенн
  • Жизель — граф Альберт
  • Дон Кихот — Базилион
  • Ле Корсар — раб
  • Ромео и Джульетта — Ромео, Меркуцио
  • Сильфида — Джеймс
  • Петрушка — Петрушка
  • Le Spectre de la rose — Дух розы
  • — Золотая рабыня
  • Послеобеденный отдых фавна — фавн
  • Аполлон — Аполлон
  • Юноша и Смерть — Юность
  • Блудный сын
  • «Сон Федры» в постановке Марты Грэм в роли Ипполита.
  • Потерянный рай , хореография Ролана Пети
  • Les Sylphides — Молодежь
  • Гамлет по Роберту Хелпманна — Гамлет
  • «Золушка» поставила и продюсировала Нуреева.
  • Гаяне , хореография Нины Анисимовой (сольное исполнение).
  • Пьеро Лунер в роли Пьеро в постановке Глена Тетли .
  • Люцифер в постановке Марты Грэм — Люцифер
  • Идиот по Валерий Панов — Князь Мышкин
  • Коппелия
  • Песни странника в постановке Мориса Бежара
  • Обряд весны
  • Павана мавра — Отелло
  • Орфей в постановке Джорджа Баланчина в роли Орфея.
  • Песни без слов , хореография Ханса ван Манена
  • «Буря» в постановке Нуреева в роли Просперо.
  • «Ночное путешествие» в постановке Марты Грэм в роли Эдипа.
  • «Алая буква» в постановке Марты Грэм в роли преподобного Димсдейла.
  • Собор Парижской Богоматери в постановке Ролана Пети в роли Квазимодо.
  • «Эсмеральда» в постановке Вахтанга Чабукиани.

Бедное тяжелое детство

А вот родился Рудольф Нуриев в поезде, и это не легенда, а чистейшая правда. Просто мама будущей звезды балета отправилась вслед за мужем, получившим длительное назначение во Владивосток, на последнем месяце беременности. И 17 марта у Фариды начались родовые схватки. А уже через 16 месяцев счастливое семейство поехало на Транссибирском экспрессе в Москву, где получило комнату в двухэтажном доме у железной дороги. Это и было первое жилье Нуриева. В начале Великой Отечественной войны Хамет — отец Нуриева — ушел на фронт, а его жена вместе с детьми эвакуировалась сначала в Челябинск, а затем в пригород Уфы — поселок Щучье.

Как пишет Мария Баганова в своей книге «Бог танца», поселились Нуриевы в крошечной лачуге с земляным полом, сложенной из кизяка и крытой липовой корой, где не предусматривалось никаких удобств. Каморка отапливалась буржуйкой, больше дымившей, чем греющей. Также в лачуге можно было увидеть лавки и старые матрасы. Поскольку Нуриевы являлись не единственными жильцами этого дома, приходилось делиться «апартаментами». В общем, семья жила крайне бедно. Доходило до того, что Фарида меняла вещи на продукты, поэтому среди детей даже распространялась шутка: «Папин костюм был очень вкусным». Сам Рудольф, как пишет Мария Баганова, впоследствии вспоминал, что в детстве торговал газетами, а летом — свежей питьевой водой.

Не удивительно, что впоследствии на пятилетнего Нуриева огромное впечатление произвел балет Уфимского оперного театра «Журавлиная песнь». Блестящий занавес, красиво мерцающий при свете хрустальных люстр, прекрасные люди в красивых костюмах, их удивительные движения. Рудольфу казалось, они просто парят в воздухе… И Рудику, юному зрителю в заплатанной одежде, очень захотелось стать похожим на этих людей и попасть в другой, удивительный мир, совершенно непохожий на привычную реальность. Так он впервые захотел танцевать… Для начала Фарида определила сына в танцевальный кружок при детском садике, затем при Дворце пионеров, потом была Уфимская танцевальная студия.

Танцевальное партнерство

Иветт Шовире из балета Парижской оперы часто танцевала с Нуреевым; он описал ее как «легенду». (Шовире присутствовал на его похоронах с французской танцовщицей и актрисой Лесли Карон .)

В Королевском балете Нуреев и Марго Фонтейн стали давними партнерами по танцам. Нуриев однажды сказал о Фонтейне, который был на 19 лет старше его, что они танцевали «одним телом, одной душой». Вместе Нуриев и Фонтейн премьера сэра Фредерика Эштона «балет с Маргариту и Армана , балет танцевал Листа » s Соната для фортепиано си минор , которая стала их визитной карточкой. Кеннет Макмиллан был вынужден разрешить им премьеру его « Ромео и Джульетты» , предназначенного для двух других танцоров, Линн Сеймур и Кристофера Гейбла . Существуют фильмы об их партнерстве в «Сильфидах» , « Лебединое озеро» , « Ромео и Джульетта» и других ролях. Они продолжали танцевать вместе еще много лет после ухода Нуреева из Королевского балета. Их последнее совместное выступление было в барочном Па-де-Труа 16 сентября 1988 года, когда Фонтейну было 69, Нурееву — 50, в главной роли также сыграла Карла Фраччи , 52 года.

Он отметил еще одно давнее партнерство с Евой Евдокимовой . Впервые они появились вместе в «Сильфиде» (1971), а в 1975 году он выбрал ее в качестве « Спящей красавицы» в постановке Лондонского фестивального балета . Евдокимова оставалась его любимым партнером для многих гостевых выступлений и гастролей по всему миру с «Нуреевым и друзьями» более пятнадцати лет.

Во время своего американского сценического дебюта в 1962 году Нуриев также сотрудничал с Соней Аровой в Бруклинской музыкальной академии в Нью-Йорке . В сотрудничестве с Ruth страницы «s Chicago Opera Ballet , они выступали гран па — де — де из Дон Кихота .

Работа на Западе

Европейская жизнь гениального танцовщика в Европе была ознаменована невероятно плодотворной творческой деятельностью. Вначале он примкнул к балетной труппе «Балет маркиза де Куэваса», затем переехал в Данию, где познакомился с влиятельной учительницей танца Королевской датской Балетной школы, эмигранткой Верой Волковой и известным танцовщиком Эриком Бруном, ставшим его близким другом и любовью всей жизни.

Рудольф Нуриев и Эрик Брун

Тогда же в его жизнь вошла Марго Фонтейн. Прославленная английская прима-балерина позвонила Нуриеву и пригласила станцевать на ее бенефисе в Лондоне. Вскоре руководство Королевского театра в Ковент-Гардене предложило им танцевать «Жизель» вместе. Вначале 42-летняя звезда опасалась, что будет выглядеть смешно рядом с 24-летним молодым человеком, но все же согласилась. Выступление имело грандиозный успех – их вызывали на поклоны 23 раза в течение 45 минут. А после того, как Марго вручила партнеру розу из своего букета, а он упал на одно колено, осыпая поцелуями ее руку, публика и вовсе обезумела от невероятных художественных впечатлений.

Нуриев с балериной Марго Фонтейн

В 1962 Рудольф подписал контракт с Королевским театром и вплоть до 1970 года солировал вместе с Фонтейн на всех известных площадках мира, привнеся в выступления чувственный пыл, экспрессию, поражая динамикой, яркостью, сексуальностью, значимостью на сцене – когда он выходил, других танцоров уже не видели. Его притягательность многим казалась просто магической. Чтобы попасть на спектакль с их участием в США, люди по трое суток дежурили у касс «Метрополитен-Опера». Рудольф Нуриев – Пьяное танго В 1963 танцовщик дебютировал в кино, снявшись вместе с незабвенной Марго в Лондоне в ленте «Вечер с Королевским балетом» в роли раба и исполнив па-де-де из балета «Корсар». Спустя год состоялось триумфальное выступление дуэта в «Лебедином озере» в Венской опере. Вскоре он стал ведущим солистом этой труппы и получил австрийское гражданство.

Рудольф Нуриев

1966 поклонники танцора могли увидеть Нуриева в экранизации балета «Юноша и смерть». В тот же период он попробовал себя в качестве хореографа – поставил «Танкред» по мотивам пьесы Шекспира. Впоследствии он ставил спектакли в Шведском Королевском балете, в оперном театре Вены, в «Ла Скала», в «Американ балле тиэтр», создавал свои редакции классической «Жизели», «Раймонды», «Спящей красавицы».

В 1972 Нуриев снялся в главной роли в картине «Я – танцовщик», выступив также её продюсером. В 1973 – представил на суд зрителей фильм-балет «Дон Кихот», где являлся исполнителем партии Басилио, сопродюсером и режиссером. Эта работа была признана одной из наиболее удачных интерпретаций романа Мигеля де Сервантеса.

Рудольф Нуриев в фильме «Валентино»

Через год появился проект «Нуреев и Друзья». В его рамках неукротимый чудо-танцовщик выступал чрезвычайно интенсивно, ежегодно участвуя в неимоверном количестве балетов – до трех сотен. В 1976 в театре «Лондонский Колизей» стартовал «Нуреевский фестиваль». Полтора месяца в ходе мероприятия он выступал каждый вечер с новой программой. В том же году он снялся в драме британского режиссера Кена Расселла «Валентино». В 1977 в его постановке состоялась премьера «Ромео и Джульетты» в лондонском Колизее, спустя два года – «Манфреда» в парижском Дворце спорта.

В 1983 в жизни звезды мирового балета произошло важное событие – он возглавил балетную труппу Гранд-Опера. На этой должности он оставался в течение шести лет

Тогда же у него был диагностирован ВИЧ. В 1987 ему позволили приехать на 72 часа в Уфу, чтобы проститься с матерью. Она умерла через 3 месяца после их встречи.

Несмотря на ухудшение физического состояния, артист продолжал напряженно работать. Свой полувековой юбилей он отметил большим гала-концертом в Нью-Йорке. В 1989 его пригласили в Северную столицу. В свой приезд он дважды выступил на сцене родного театра. Публика рукоплескала, но болезнь уже не позволяла ему блистать, как прежде.

Фильмы, телевидение и музыкальные роли

В 1962 году Нуриев дебютировал на экране в киноверсии «Сильфиды» . Он отказался от актерской карьеры, чтобы заняться современным танцем с Голландским национальным балетом в 1968 году. Нуриев также дебютировал в 1962 году на сетевом телевидении в Америке в партнерстве с Марией Талчиф, танцующей па-де-де с Фестиваля цветов Августа Бурнонвиля в Джензано в « Телефонный час звонка» .

В 1972 году сэр Роберт Хелпманн пригласил его в тур по Австралии с постановкой Нуреева « Дон Кихот» .
В 1973 году Нуриев и Хелпманн сняли киноверсию « Дон Кихота», в которой Нуриев в роли Базилио , Люсетт Олдос в роли Китри , Хелпманн в роли Дон Кихота и артисты Австралийского балета .

В 1972 году Нуриев был гостем в телевизионном спецвыпуске Дэвида Уинтерса « Особый Лондонский мост» . В 1973 году он появился в эпизодической роли в рождественском выпуске «Моркамб и Мудрый Шоу».

В 1977 году Нуриев сыграл Рудольфа Валентино в фильме Кена Рассела « Валентино» .

В 1978 году он появился в качестве приглашенной звезды в телесериале «Маппет-шоу», где танцевал в пародии под названием «Свинье озеро», спел « Детка, на улице холодно » в дуэте с Мисс Пигги в сауне , а также пел и танцевал чечетку. в финале шоу « Цилиндр, белый галстук и решка ». Его появлению приписывают то, что сериал Джима Хенсона стал одной из самых популярных программ.

В 1983 году у него была не танцевальная роль в фильме « Разоблачения» с Настасьей Кински .

В 1989 году он гастролировал по США и Канаде в течение 24 недель с возрождением бродвейского мюзикла «Король и я» .

Документальные фильмы

  • Рудольф Нуреев au travail à la barre ( Рудольф Нуреев, упражняющийся в барре ) (1970) (4 мин 13)
  • Нуреева (1981), телеканалом Thames Television . Включает откровенное интервью, а также доступ к нему в студии.
  • Нуреев: Из России с любовью (2007), Джон Бридкат
  • Рудольф Нуриев — Танец к свободе (2015), Ричард Керсон Смит
  • Рудольф Нуреев. Остров его мечты (2016) ( русский : Рудольф Нуреев. Остров его мечты, Рудольф Нуреев. Остров его мечты ) Евгения Тирдатова
  • Нуреев (2018) Джеки Моррис и Дэвид Моррис

Причина смерти Рудольфа Нуриева

Причина смерти Рудольфа Нуриева неразрывно связана с историей всей его жизни, в которой причудливо переплелись высокое и низменное: чувства и инстинкты, стремления и капризы, взлёты и падения заслуги и слабости…

Один из самых знаменитых «невозвращенцев» СССР попросил политического убежища за границей в 1961 году в Париже, где его балетная труппа давала гастроли. Решение остаться за рубежом было спровоцировано конфликтом Нуриева с органами КГБ: его нетрадиционная сексуальная ориентация и встречи с парижскими геями вызвали негодование «инспектирующих инстанций». После настойчивых внушений и угроз снять его с предстоящего театрального тура в Лондоне, Рудольф решился на разрыв с родиной.

Его дебют во Франции сразу же привлёк к себе внимание профессионалов и публики, но статуса беженца в этой стране он не получил несмотря на талант и был вынужден переехать в Данию, а потом – в Англию. Незаурядные способности Рудольфа Нуриева стали счастливым залогом заключения контракта с «Лондонским королевским балетом» и это сотрудничество продолжалось 15 лет

Он стал постоянным партнёром знаменитой Марго Фонтейн.

Нуриев был талантливейшим продолжателем традиций Вацлава Нежинского, стремящегося донести до зрителя свободу и красоту человеческого тела. Он добился своим творчеством равенства женской и мужской партии в балете, где раньше царствовала женщина. Зрители теперь шли в театр смотреть за звезду Рудольфа Нуриева, чей блестящий танец великолепно передавал тончайшие оттенки драматургии.

Нуриев и Фонтейн стали самой знаменитой танцевальной парой своего времени и их даже связывали личные взаимоотношения, но недолго: он предпочитал мужчин и часто менял партнёров, хотя одна постоянная связь – с датчанином Эриком Бруном продлилась целых 25 лет.

Нуриев отдавал себя балету целиком и много гастролировал по всему миру. Он давал до 200 выступлений в год и исполнил все важнейшие мужские партии классического репертуара. Кроме этого, Рудольф был, как и многие таланты, разносторонне одарён. Он оказался отличным режиссёром и самостоятельно осуществил постановку нескольких балетов, преуспел в дирижёрской деятельности и преподавании, охотно снимался в фильмах и на ТВ. Гражданство ему, в 1982 году предоставило правительство Австрии.

Рудольф Нуриев был страстным и увлекающимся человеком: любил жизнь во всех её проявлениях и умел пользоваться её благами: увлечённо заводил знакомства и романы, азартно тратил деньги на свои прихоти, роскошные сценические костюмы и коллекцию произведений искусства. Он купил остров в Средиземном море с шикарной виллой. Его персона обросла множеством легенд и анекдотов о его жадной ненасытности и эксцентричности.

Весь мир знает, почему умер Рудольф Нуриев – всё, что касалось великого танцора современности, сразу становилось известным. В 1984 году он обратился во французскую клинику, где, после обследования, ему диагностировали СПИД 4-летней давности. Болезнь плохо поддавалась лечению и в 1991 году начала прогрессировать. Смерть наступила в январе 1994 года. Российский «гений танца» нашёл своё успокоение на кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector