3d-аниматор
Содержание:
- Карьера и зарплата аниматора в 2021 — 2025 годах
- Как я стал аниматором
- Где учиться на аниматора
- Успешные проекты российских аниматоров
- Какие экзамены надо сдавать на мультипликатора в колледж?
- Требования
- Уровень заработной платы
- С чего начать путь художника-аниматора?
- Важные личные качества
- Плюсы и минусы профессии
- Формы обучения на факультете анимации
- Какие предметы нужно сдавать на художника-аниматора?
- Мультипликация сегодня
- Интересные факты
- Рендер-артист
- Что еще можно сдавать на аниматора-мультипликатора?
- Создание анимации для игр
- Какие навыки нужны аниматору
- Обучение и ЕГЭ
- Художник-постановщик
- Краткое описание
- Особенности профессии
- Мультипликаторы нашей страны
- Кратко об истории анимации
- Обучение на художника-мультипликатора
- Обучение на художника анимации
- Где учиться на аниматора
- Описание профессии
Карьера и зарплата аниматора в 2021 — 2025 годах
Получив диплом аниматора, можно начинать свою карьеру в мультипликационной студии или в компании, разрабатывающей видеоигры, можно работать на телевидении или в рекламном агентстве.
Заработок же зависит от того, какую именно должность вы будете занимать.
В 2021 году средние зарплаты в сфере анимации:
- Художник-мультипликатор — от 80 000 ₽;
- Моушн-дизайнер — от 90 000 ₽;
- 3D-визуализатор — от 100 000 ₽;
- Дизайнер видеоигр — от 100 000 ₽;
- VFX-художник — от 140 000 ₽.
К 2025 году прогноз востребованности профессии аниматора:
Количество мультипликационного контента и видеоигр год от года будет только расти.
— Современная культура и медиапространство требуют производства все большего количества разноформатного анимационного контента. Стремительный рост OTT-сервисов, digital-сегмента, расширение рынка онлайн-продуктов, а также поиск новых форм и техник в искусстве анимации сделали очевидной необходимость в большом количестве квалифицированных кадров в этой сфере», — делится своими наблюдениями за информационным рынком директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев.
Как я стал аниматором
В детстве я посмотрел передачу «Спокойной ночи, малыши!». В программу позвали аниматора, и он изобразил в блокноте, как создаётся рисованный персонаж. С тех пор я мечтал только об одном — стать персонажным аниматором. В то время, 20 лет назад, возможностей сразу выучиться на аниматора было меньше. Я поступил в Палехское художественное училище и получил специальность «художник лаковой миниатюры», а потом приехал в Москву и устроился работать на анимационную студию «Солнечный дом». Они тогда как раз делали мультфильм «Князь Владимир». Там, на студии, я работал и одновременно учился у профессиональных аниматоров.
Несколько лет я переходил из студии в студию, попробовал себя в разных видах анимации, освоил разные техники, работал и на фонах, и в композитинге, но больше всего мне нравилась персонажная анимация. Постепенно из простого аниматора я вырос до главного аниматора, работал супервайзер-аниматором на анимационном сериале «Сказочный патруль».
Во время работы я видел, что аниматоров на проектах не хватает, мне нужны были коллеги-профессионалы. Я решил сам их обучать: открыл онлайн-школу анимации и создал тематическое сообщество в социальной сети. Сейчас, спустя 5 лет, в нашей школе учатся 300-400 студентов в месяц, наши выпускники работают на студиях анимации в России и за рубежом. Мы учим анимации, режиссуре, сценарному мастерству, проводим ежегодный «Слёт аниматоров», куда приезжают иностранные спикеры, представители студий, аниматоры и все, кому интересна эта профессия.
Я руководитель проекта, занимаюсь его развитием и продвижением, поэтому времени на преподавание или создание анимации практически не остаётся. Однако я планирую развиваться дальше в индустрии. Например, есть идея создать компьютерную игру, но не хватает знаний, так что я собираюсь пойти на курсы и выучиться на геймдизайнера.
Где учиться на аниматора
Легендарная студия «Союзмультфильм» на базе университета «Синергия» открыла в 2021 году факультет анимации, на котором преподают мастера «Союзмультфильма». Все программы авторские и составлены совместно с опытными методистами университета.
Особо отметим, что практика студентов также проходит на всемирно известной студии анимации. Это значит, что полученные знания ученики отрабатывают на реальных проектах «Союзмультфильма».
Интересный момент: выпускная квалификационная работа для обучающихся факультета — это свой мультфильм, созданный на базе «Союзмультфильма» и аттестованный экспертами студии.
Учебная программа, совмещенная с получением богатой практики, гарантирует, что к окончанию учебы у каждого студента будет сформировано портфолио участника различных ярких, популярных на всю страну проектов.
На факультете анимации готовят новое поколение аниматоров-мультипликаторов, которые создадут новые шедевры, прославятся сами и прославят Россию.
Окончившие факультет анимации университета «Синергии» станут:
- экспертами по визуальным спецэффектам;
- мультипликаторами и аниматорами;
- художниками-иллюстраторами;
- дизайнерами компьютерных игр;
- моушн-дизайнерами (именно эти люди объединяют в единый сюжет текст, визуальный ряд и аудио);
- экспертами по 2D/3D-моделированию и многим другим современным специальностям.
Успешные проекты российских аниматоров
Отечественные аниматоры осваивают новые технологии и создают качественные мультипликационные фильмы, которые быстро завоевывают популярность у детей и взрослых. В них немало тонкого юмора, красочные картинки, хороший звук и привлекательные персонажи. Примеры наиболее удачных работ последних лет:
- «Маша и Медведь». Мультсериал выходит с 2009 года и команда аниматоров уже создала более 50 серий. Большую часть дохода проекту приносит канал на «Ютуб», книги, игрушки, канцтовары, продукты питания. Заработная плата мультипликаторов — около 100 тыс. р.
- «Лунтик и его друзья». Яркий и добрый мультфильм выпускается с 2006 года студией «Мельница» при поддержке компании «Россия». Доходы участников проекта не разглашаются, однако известно, что они составляют не менее 130 тыс. р.
- «Смешарики». Мультсериал выходит на экраны с 2004 года и переведен на 15 языков. Он любим у детей из России, стран СНГ, Китая. Зарплата аниматоров в студии «Петербург», которая производит сериал — 90−110 тыс. руб.
Мест для трудоустройства у мультипликаторов достаточно, следовательно профессия имеет хорошие перспективы. Качественно созданный продукт ценится высоко и позволяет специалистам ощутить удовлетворение от проделанной работы.
Какие экзамены надо сдавать на мультипликатора в колледж?
Обучиться на аниматора можно и после 9 класса. В России существует несколько колледжей и техникумов, готовых принять абитуриентов для поступления на художника-аниматора. Какие экзамены сдавать на мультипликатора в таком случае?
Средний балл аттестата должен быть достаточно высоким. Не исключено также, что потребуется сдать рисунок или пройти творческое испытание.
Желающие выучиться на художника-мультипликатора должны понимать, что для успешной учебы недостаточно пройти одни экзамены. Здесь надо еще и обладать рядом способностей, таких как обязательные навыки рисования и знания графических программ.
Художник-аниматор – интересная специальность, выучиться на которую можно в вузе, колледже или на курсах по всей стране. Предметы ЕГЭ, которые надо сдавать на аниматора, зависят от выбранного направления, и чаще всего включают творческий конкурс. Поиск работы в столице не составит труда, так как профессия достаточно популярна. Однако в других регионах, чтобы найти работу, придется постараться.
Требования
Мультипликатором может стать любой желающий. Однако необходимо ознакомиться с требованиями и навыками, а также стоит принять то, что если у кого-то нужных навыков окажется больше, то его путь к вершине мультипликационного искусства будет намного проще.
Знания и навыки
Преимуществами кандидата будут:
- чувства вкуса и стиля;
- понимание механики динамики и движения;
- уникальное видение мира;
- в некоторой степени психологизм (чтобы сформировать и передать характер персонажа);
- хорошее воображение;
- пространственное мышление.
Также необходим хороший глазомер, развитое чувство кинематики и наблюдательность. Пригодятся и актерские способности, потому что иногда, чтобы передать какие-то эмоции, необходимо срисовать их с живой модели, но не всегда под рукой будет человек, который готов помочь. Так что мультипликаторы часто срисовывают некоторые эмоции с себя. И главное – это умение рисовать.
К ключевым навыкам можно отнести и эффективное использование специальной техники (хотя бы знание компьютера и необходимых компьютерных программ). Цениться будет и пунктуальность, так как в современном мире все взаимодействие строится на дедлайнах, а потому просто необходимо уметь укладываться в срок.
Профессия мультипликатора требует постоянного развития, поступления новых знаний о существующих способах изображения, так как воплощение персонажа в разных техниках может выглядеть совершенно по-разному.
Личные качества
К необходимым личным качествам можно отнести:
- высокую работоспособность;
- умение брать на себя ответственность;
- целеустремленность;
- аккуратность, практически педантизм;
- терпение;
- чувство юмора;
- готовность к командной работе.
Уровень заработной платы
То, сколько зарабатывают мультипликаторы, во многом зависит от опыта, уровня мастерства и компетенций. На первых порах найти достойное место в мультипликационной индустрии непросто. Однако современный мир предлагает фриланс — удаленную работу, способную обеспечить работящего художника достойным заработком. Средний уровень зарплат специалистов в России по регионам составляет 40−75 тыс. р.
Наибольшее количество вакансий открыто в Москве и области. Однако их недостаточно, чтобы удовлетворить всех желающих, и это свидетельствует, что мультипликаторы дорожат своим местом. В других государствах наблюдается следующая тенденция по заработку:
- Украина. В этой стране анимация развита более 85 лет. Успешными работами славятся Одесская и Киевская киностудии, где подготовили не одно поколение высококлассных специалистов. В настоящее время средний заработок составляет 11 тыс. грн (430 долларов). На больший оклад можно рассчитывать в киевских частных компаниях.
- Беларусь. Специалистам следует искать работу в Минске, Гомеле и Витебске. Предпочтения здесь отдают аниматорам с опытом, который можно получить в редакционных изданиях. Оклад мультипликатора — около 420 долларов.
- Казахстан. Крупные анимационные центры находятся в Караганде, Алма-Ате, Нур-Султан (Астане). Зарплата опытных мультипликаторов — 260−830 долларов (в зависимости от рода деятельности и места работы).
- США. Профессиональные мультипликаторы получают в стране больших возможностей 4−5 тыс. долл в месяц. Специалисты обязаны получить соответствующее образование и подтвердить квалификацию. Заработок на уровне 5−16 тыс. долларов гарантирован работникам студии Walt Disney, Warner Brothers Cartoons, Pixar. Зарплата 3D-аниматора доходит до 50 тыс. долл.
- Германия. В этой стране хороший специалист не останется без работы и сможет выбрать место, которое наиболее устраивает по графику и материальному вознаграждению. Оно составляет в месяц не менее 4700 евро.
- Япония. В этой стране аниматор — престижная и популярная профессия. Однако вознаграждение составляет около 12 тыс. долларов в год. Большое количество анимационных студий создает условия жесткой конкуренции, а специалистам приходится работать по 10−12 часов в сутки.
С чего начать путь художника-аниматора?
Поступить в него можно, имея полное среднее образование, но сделать это совсем не просто. Абитуриент должен подготовить к конкурсу минимум 10 работ, после чего сдать экзамены по раскадровке, рисунку и русскому языку. Обучение продолжается два года, в течение которых студентами познаются классические художественные предметы (живопись, академический рисунок), предметы, непосредственно касающиеся анимации (прорисовка, фазовка). Окончившие лицей выпускники получают квалификацию художника-мультипликатора.
Кроме этого уникального лицея есть ещё ряд других заведений, где можно получить специальность дизайнера со знанием анимации и компьютерной графики. Попасть туда можно после 11 класса, выдержав экзамены по живописи, рисунку и русскому языку. Правда, здесь не обучают классической анимации, впрочем, многие современные студии уже не используют старую технологию, хотя многие лучшие мультфильмы всех времен были нарисованы еще до появления современной компьютерной графики.
Важные личные качества
- Желание узнавать что-то новое на протяжении всего времени работы.
- Умение анализировать и давать оценку, как сценариям, так и литературным произведениям.
- Наличие связей и умение подобрать специалистов, которые будут задействованы в творческом процессе.
-
Усидчивость и коммуникабельность.
- Отлично развитая фантазия.
- Способность генерировать новые идеи, отсутствие шаблонного мышления.
- Художественный вкус, приветствуется знание иностранных языков.
- Умение работать в коллективе, организаторские способности и коммуникабельность, ведь у режиссера в подчинении минимум 3 человека со своим видением творческого процесса.
- Желание искать новые темы и направления, которые заинтересуют потенциального зрителя.
- Умение слушать как коллег, так и заказчиков, готовность исправить практически готовую работу из-за того, что заказчик видит картину по-другому.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Хорошо рисующий человек может попробовать свои силы в этой профессии, однако необходимо будет пройти курсы подготовки, связанные с изобразительным искусством и компьютерной графикой.
- Основную деятельность можно совмещать с дополнительными заказами, что позволит увеличить доход.
- Художники анимации могут работать удаленно, а также сотрудничать со всемирно известными компаниями. Для достижения таких высот необходимо хорошее портфолио и знание иностранного языка.
- Достойный уровень дохода.
- Профессия интересная, она понравится интровертам и творческим людям.
Минусы
- Конкуренция среди художников анимации очень высокая, поэтому необходимо постоянно развивать профессиональные компетенции.
- Крупные компании отдают предпочтение специалистам, которые имеют опыт работы и диплом творческого вуза.
- Для творческой работы характерно периодическое профессиональное выгорание.
- Возможны разногласия с членами команды и руководителем проекта.
Формы обучения на факультете анимации
В университете «Синергия» созданы лучшие и наиболее гибкие условия для обучения.
Очная
- Обучение в одном из московских кампусов университета «Синергия».
- Возможность заселения в общежитие.
- Занятия 5 дней в неделю.
- Срок обучения: 4 года.
Вечерняя
- Обучение в одном из московских кампусов университета.
- Возможность заселения в общежитие.
- Занятия 2 раза в неделю.
- Можно совмещать учёбу и работу.
- Срок обучения: 4,5 года.
В выходные дни
- Обучение в одном из московских кампусов университета.
- Возможность заселения в общежитие.
- Занятия 1 раз в неделю в выходной день.
- Можно совмещать учёбу и работу.
- Срок обучения: 4,5 года.
Дистанционная
- Самостоятельное составление графика обучения.
- Обучение с любого устройства.
- Требуется только доступ к интернету.
- Срок обучения: 4,5 года.
Какие предметы нужно сдавать на художника-аниматора?
Работа аниматором подойдет людям с творческим мышлением и способностями к рисованию. Что надо сдавать на мультипликатора? Это зависит от того, куда поступать.
Возможности для обучения широки: учиться можно в вузе, техникуме, колледже или курсах для аниматоров.
Если в качестве базы ориентироваться на высшее образование, то для выбора доступен большой перечень вузов, где обучают профессии аниматора-мультипликатора. Сдавать на художника-аниматора нужно будет ЕГЭ.
Окончания 11 класса можно не дожидаться, поступив учиться на аниматора после 9 класса в колледж или техникум. В ссузах такая специальность тоже есть. Вместо ЕГЭ сдавать на аниматора будет нужно ОГЭ. Но по окончанию ссуза, вместо диплома о высшем образовании студенты получат диплом о среднем профессиональном.
Мультипликация сегодня
Сегодня само понятие «мультипликатор» очень широко и охватывает несколько специализаций:
- постановщик – он главный из всех художников, задаёт стиль мультика, руководит и контролирует;
- мультипликатор по персонажам – он создаёт визуальный образ героев;
- контуровщик – он переносит рисунки с бумаги на специальную целлуидную плёнку;
- фазовщик – создаёт рисунки героев с промежуточными движениями;
- прорисовщик – облагораживает начистовую ключевые рисунки, доводит их «до ума», чтобы они были максимально схожи с тем, что требует постановщик;
- фоновщик – отвечает за красивые фоны и панорамы, например, леса и реки, горы и степи, то есть за ту остановку, где будет в мультике жить герой.
А ещё когда создаются крупные проекты, мультипликаторов делят на тех, что:
- занимаются живыми героями;
- занимаются спецэффектами – дождем, снегом, водой и прочим;
- занимаются антуражем – автомобилями, механизмами и разными объектами, которые складывают общий фон.
Так что есть, из чего выбрать!
Интересные факты
Как ЭТО делается?
3D-анимация профессионально выполняется двумя способами:
1. «Keyframe» или «Анимация по ключевым кадрам» . В данном случае промежуточные кадры между двумя ключевыми кадрами образуются автоматически с помощью интерполяции. Этот процесс называется «кейфрейминг». В своей основе это классический, самый старый и известный способ анимации со времен Уолта Диснея и Уинсора Мак-Кея — «раскадровка», как его называют в мультипликации, только выполненный с помощью компьютерной программы. 3D-пакеты делают процесс создания ключевых и промежуточных кадров значительно проще и быстрее, что позволяет более широкому кругу людей заниматься этой интереснейшей профессией.
2. «Motion capture» или «Захват движения». Данный способ представляет собой процесс записи движений любого объекта с целью последующего использования этой записи в ходе анимации. Для этого существуют специальные мокап-камеры, фиксирующие маркеры, нанесенные на обтягивающий костюм персонажа. Специальная мокап-система формирует файл с положением маркеров во время движения.
Многие начинающие 3D-аниматоры используют очень эффективный способ «Референс».
Аниматор записывает на видеокамеру самого себя, воспроизводя при этом необходимое по сценарию действие или диалог, а затем переносит всё это на персонаж мультфильма.
Рендер-артист
собирает в сцене все модели, выставляет свет, настраивает светоотражающие свойства объектов и материалов. Результатом работы рендер-артиста должна стать качественная детализированная картинка. Для этого приходится отсматривать материалы с предыдущих этапов производства и выявлять возможные ошибки в текстурах и моделях.
специалисты, для которых рендеринг — новый опыт, чаще всего неправильно выставляют в сцене свет. От него зависит очень много — акценты, настроение, даже погода.
если в 32-й серии «Лео и Тига» убрать направленное на героев освещение, в сцене будет очень темно. Мы не увидим выражения мордочек и формы самих персонажей:
Если же направить свет так, что он будет освещать большую часть персонажей, мы увидим их эмоции и очертания тел:
Чтобы правильно ставить свет, нужно знать его физику: как он распространяется, как отражается.
-
туториалы на YouTube: по запросам «compositing tutorial», «rendering tutorial».
Что еще можно сдавать на аниматора-мультипликатора?
Для тех, кто хочет стать специалистом в мире мультипликации, существуют и более узкие специализации. В зависимости от выбранного направления, сдавать экзамены на мультипликатора ЕГЭ придется с некоторыми отличиями.
Есть несколько направлений:
- Художник анимации и компьютерной графики – специалист по художественному изобразительному искусству с практическими навыками и знаниями компьютерной графики. На этом направлении обучают педагогике, так что став специалистом, появляется возможность преподавать. Экзамены ЕГЭ на художника-аниматора обычно состоят из русского языка и литературы. Дополнительные экзамены в вуз предполагают собеседование, творческий конкурс, рисунок по живописи и композиции.
- Художник мультипликации – специалист в области художественной анимации и мультипликации, обладает фундаментальными знаниями по графике, живописи, мультидвижению. Предметы и экзамены на мультипликатора остаются те же: русский, литература, творческий экзамен по рисунку и композиции.
- Режиссер мультипликации – специалист по режиссуре и созданию мультипликационных роликов, с использованием собственного сценария и возможностей анимационной графики. На режиссера сдавать экзамены по ЕГЭ следует в том же порядке: русский и литературу. Дополнительно нужно будет пройти творческий конкурс, собеседование и профессиональное испытание.
- Анимация и иллюстрация – профильное образование, бакалавр. Выпускник приобретает навыки компьютерной визуализации, создания игр, дизайна и рекламы, создания анимационных спецэффектов 3D. На протяжении обучения можно выбрать конкретное направление: мультипликацию или создание виртуальной реальности. Экзамены, которые сдают аниматоры – русский язык и литература, творческое испытание и собеседование.
Как видно выше, по всем направлениям, кроме художественной режиссуры требуется сдать одинаковые экзамены.
Если выбран профиль режиссера придётся сдать еще и профессиональное испытание.
Создание анимации для игр
В высокобюджетных компьютерных играх анимация всегда на виду, так как игроки в первую очередь визуально оценивают увиденное. Помимо высокой кадровой частоты и сверхдетализированных текстур, особое место в хорошей графической составляющей видеоигры занимает реалистичная анимация.
Это может быть, например, лицевая анимация во время диалогов между персонажами. Или анимация движений и совершаемых действий (прыжки, приседания, бег и т. д.). В любом случае профессия имеет колоссальную перспективу в нашем постиндустриальном обществе уже сегодня. А что будет завтра? Риторический вопрос…
Какие навыки нужны аниматору
Для поступления в официальное учебное заведение понадобятся навыки рисования и раскадровки. Их можно получить в художественных школах, на специальных курсах, детских студиях анимации или занимаясь с преподавателем индивидуально.
Для обучения 3D-анимации в дистанционной школе навык рисования желателен, но не обязателен. Объёмной компьютерной анимации можно научиться полностью «с нуля». А вот если есть желание освоить рисованную 2D-анимацию, начальные навыки рисования понадобятся. Особенно приветствуется в анимации умение рисовать скетчи — быстрые наброски.
Аниматор — не художник. Как говорил мой ментор, известный российский аниматор Александр Дорогов, который работал на студии Disney, а сейчас обучает студентов в России, «хороший рисунок не спасет анимацию, её спасет хороший тайминг». Для аниматора более важна не тщательная прорисовка, а умение видеть изображение в динамике.
Обучение и ЕГЭ
Как стать мультипликатором? В принципе такая работа не требует обязательного наличия диплома. Вполне достаточно продемонстрировать на собеседовании свои навыки рисования, иметь нужный для этой профессии багаж знаний и уметь уверенно обращаться с хотя бы одной специальной компьютерной программой. И все же высшее образование будет существенным преимуществом.
Где учиться на мультипликатора? Всему необходимому обучают на курсах, в колледже или вузе. В России таких специалистов готовят во многих высших учебных заведениях. Перечислим 10 наиболее популярных:
- Санкт-Петербургский институт культуры. Факультет информационных технологий.
- Курский госуниверситет. Художественно-графический факультет.
- Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Факультеты: художественный; анимации и мультимедиа.
- Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультеты: мультимедийных технологий и фотографии; экранных искусств.
- Санкт-Петербургский госуниверситет. Факультет искусств.
- Тюменский госинститут культуры. Факультет дизайна, визуальных искусств и архитектуры.
- Уральский архитектурно-художественный госуниверситет. Институт изобразительных искусств.
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Штиглица. Факультет монументально-декоративного искусства.
- Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет дизайна и технологий.
- Институт кино и телевидения (ГИТР). Художественный факультет.
Абитуриенту необходимо сдать кроме обязательных еще ЕГЭ по литературе. Также при поступлении предусмотрен творческий конкурс.
Художник-постановщик
Художник-постановщик является главным художником на производстве мультипликационного фильма. Совместно с режиссёром, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством.
Производственные моменты
- На предподготовительном этапе производства (режиссёрский период) художник-постановщик создает концепты (concept) персонажей и рисунков заднего плана (background). Совместно с режиссёром подбирает художников-ассистентов: художника по персонажам, художника по фонам, при необходимости художника для создания компоновок (key frame) на основе режиссёрской раскадровки (storyboard).
- В подготовительный период производства, художник-постановщик организует и контролирует работу по созданию фонов для начальных сцен фильма, разработке персонажей, подготовке исходных компоновок для художника-мультипликатора.
- В производственный период, художник-постановщик организует и контролирует производственные процессы от прорисовки до заливки. При этом цех мультипликации и черновой фазовки подчиняется исключительно режиссёру-постановщику.
В зависимости от объёма работы на конкретном мультипликационном фильме, художник-постановщик может принимать непосредственное участие в создании фонов, чистовых режиссёрских компоновок, разработке персонажей.
Краткое описание
Анимация окружает нас повсеместно, ведь ее используют в фильмах и мультфильмах, мобильных приложениях, компьютерных играх, рекламе, музыкальных клипах и других продуктах. Художники анимации применяют технологии 2D и 3D, они безупречно рисуют от руки и обладают хорошей фантазией. Прочитав сценарий, художник видит, как будет выглядеть тот или иной персонаж. Художники анимации могут работать в крупных компаниях, в этом случае они являются звеном творческой команды. Нередко они берут частные заказы, могут совмещать деятельность с созданием иллюстраций, отрисовкой баннеров.
Особенности профессии
Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:
3ds Max (3d Studio Max)
- Maya;
- Cinema 4D;
- LightWave;
- Softimage XSI;
- Blender.
Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:
- создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
- подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
- организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
- На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
- организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
- занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
- анимирует ключевые и промежуточные фазы;
- принимает участие в создании чистовых компоновок.
Не художник — особая разновидность человека,
а каждый человек — особая разновидность художника.
Мультипликаторы нашей страны
Не менее замечателен вклад русского режиссёра Владислава Александровича Старевича, открывшего новый вид анимации – кукольную. Произошло это в 1912 году, когда он, снимая фильм о насекомых, использовал их покадровую съёмку.
В. А. Старевич
В нашей стране, безусловно, самым известным мультипликатором считают Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он является режиссёром таких известных мультфильмов как «Ну, погоди!», «Лягушка-путешественница» и «Котёнок с улицы Лизюкова», а также аниматором и художником десятков других советских и российских мультфильмов, снятых главным образом по различным сказкам.
В. М. Котёночкин
Кратко об истории анимации
Прообраз анимации как вида деятельности впервые применялся задолго до появления кино. Наскальные рисунки первобытных людей, запечатлевших на стенах своих пещер процесс охоты, демонстрировали эффект движения: охотники окружают дичь, пока та пытается убежать. С той поры изобразительное искусство, куда входит и упомянутая выше наскальная живопись, не оставляло человека.
В нашем понимании нечто наиболее похожее на мультфильмы появилось в начале XIX века во Франции. В России первый кукольный мультфильм был представлен публике 8 апреля 1912 года. С появлением и развитием кино популярность мультипликации исчезла. На время.
Ситуация коренным образом изменилась с выходом мультипликационных фильмов Уолта Диснея, но это отдельная тема для обсуждений.
Обучение на художника-мультипликатора
Курсы
Школа-студия «ШАР» (Очно, Москва)
Школа-студия «ШАР» — уникальное учебное заведение, получившее признание во всем мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном, Андреем Хржановским.
Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:
— профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров; — производство анимационных фильмов.
Вузы
Московский гуманитарный университет, МосГУ
Графический дизайн (Факультет рекламы, журналистики и дизайна)
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Дизайн (Гуманитарно-прикладной институт НИУ «МЭИ»)
Институт бизнеса и дизайна
Графический дизайн (Факультет дизайна и моды)
Оренбургский государственный университет
Дизайн (Архитектурно-строительный факультет)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Дизайн (Уральский гуманитарный институт УрФУ)
Обучение на художника анимации
Художников анимации обучают в профильных школах, колледжах и вузах, последний вариант более предпочтительный, если речь идет о крупных проектах и быстром карьерном росте. В приоритете следующие направления подготовки:
- «Живопись» (код: 54.05.02);
- «Графика» (код: 54.05.03);
- «Живопись и изящные искусства» (код: 54.05.05);
- «Дизайн» с профилем «Графический дизайн» (код: 54.03.01).
Если профильного образования нет, то стоит начать подготовку с изучения азов изобразительного искусства, а потом – компьютерной графики на курсах. Во время обучения в вузе или на курсах будущий художник анимации должен собирать портфолио и принимать участие в любых проектах, которые помогут ему приобрести опыт.
Где учиться на аниматора
Легендарная студия «Союзмультфильм» на базе университета «Синергия» открыла в 2020 году факультет анимации, на котором преподают мастера «Союзмультфильма». Все программы авторские и составлены совместно с опытными методистами университета.
Особо отметим, что практика студентов также проходит на всемирно известной студии анимации. Это значит, что полученные знания ученики отрабатывают на реальных проектах «Союзмультфильма».
Интересный момент: выпускная квалификационная работа для обучающихся факультета — это свой мультфильм, созданный на базе «Союзмультфильма» и аттестованный экспертами студии.
Учебная программа, совмещенная с получением богатой практики, гарантирует, что к окончанию учебы у каждого студента будет сформировано портфолио участника различных ярких, популярных на всю страну проектов.
На факультете анимации готовят новое поколение аниматоров-мультипликаторов, которые создадут новые шедевры, прославятся сами и прославят Россию.
Окончившие факультет анимации университета «Синергии» станут:
- экспертами по визуальным спецэффектам;
- мультипликаторами и аниматорами;
- художниками-иллюстраторами;
- дизайнерами компьютерных игр;
- моушн-дизайнерами (именно эти люди объединяют в единый сюжет текст, визуальный ряд и аудио);
- экспертами по 2D/3D-моделированию и многим другим современным специальностям.
Описание профессии
Художник-мультипликатор – это специалист, работа которого тесно связана с миром мультфильмов. Его основная задача заключается в рисовании движений персонажей и определении промежуточных фаз на экспозиционном листе.
Представителей этой профессии делят по специализациям. Направление зависит, прежде всего, от технологии, выбранной для создания анимации, и масштабности проекта. Если мультфильм коротенький, с ним может справиться и один художник-аниматор. Для большого – нужна слаженная работа целой команды профессионалов. Каждый из них получает свою задачу.
Технологически мультипликация бывает:
- нарисованной;
- кукольной (пластилиновой);
- трехмерной графикой.
Рисованный мультфильм (особенно продолжительный по времени) предполагает работу команды. Ее членами являются:
- Постановщик. Это главный художник, который занимается разработкой общего стиля. Он тесно сотрудничает с режиссером и руководит творческим процессом.
- Персонажист. Его задача – создание образов героев мультфильма, а также проработка их взаимодействий.
- Фоновщик (его еще называют декоратором или мультипликатором заднего плана). В его обязанности входит создание панорамных видов, интерьеров – словом, антуража, в котором происходят события.
- Контуровщик. Переносит рисунок с бумаги на специальную пленку.
- Фазовщик. Занимается созданием промежуточных фаз действий персонажа с учетом характера его движений.
- Прорисовщик. Делает «чистовик» рисунка, кропотливо прорисовывая детали того образа, который предложил главный художник.
- Мультипликатор спецэффектов. Задание этого специалиста состоит в воссоздании необходимых по сюжету природных явлений (например, дождя, радуги, снега) и разнообразных эффектов, предусмотренных в сценарии.