Как писать изложения в школе. подготовка к изложению на огэ
Содержание:
- Разбор всех заданий ОГЭ по русскому
- Проверяем себя
- Типы восприятия
- Как решать задание 2 из ОГЭ по русскому языку?
- Задание 3
- Какие оценки идут в аттестат
- Виды изложений
- Порядок проведения экзамена
- Структура экзамена
- Изменения в ОГЭ 2021 по русскому языку
- Советы по подготовке
- Подбор репетиторов и курсов
- Что такое изложение и каковы его цели
- Задание 5
- Для начала нужно определиться с предметами
- Как оценивается экзамен?
- Этапы работы над изложением
- Что нужно знать для ОГЭ по русскому языку?
- Устная часть
- Тренировка заполнения бланков
- Подготовка к итоговому собеседованию
Разбор всех заданий ОГЭ по русскому
1 задание – изложение. Вы услышите запись дважды. На сайте ФИПИ вы можете прослушать несколько примеров текстов для изложения – постарайтесь это сделать. Учитесь внимательно слушать и быстро писать
Причем важно записывать не всё подряд – отбросьте ненужные детали! Старайтесь фиксировать на черновике грамматическую основу каждого предложения, передать самую суть
Помните, что вам не нужно переписать все три абзаца дословно. Наоборот — вы потеряете баллы, если не будете использовать приёмы сжатия текста!
2 задание – синтаксический анализ. Вам нужно знать классификацию предложений: простые, сложные, односоставные, двусоставные, личные, безличные… И уметь выделять грамматическую основу, разумеется.
3 задание – пунктуационный анализ. Здесь могут встретиться самые разные правила пунктуации: постановка запятой, двоеточия, тире. В задании все правила перемешаны. Готовясь к нему, нужно четко и последовательно разбирать все правила пунктуации, чтобы ничего не упустить.
4 задание – синтаксический анализ, работа с типами связи в словосочетании. Это задание было в ОГЭ всегда: согласование, управление, примыкание… Одна из наших самых любимых тем! Разобраться в ней нетрудно, главное — внимательно изучить каждый тип.
5 задание – орфографический анализ. Опять же, здесь будут перемешаны разные правила: приставки, суффиксы, корни… Нужно готовиться ко всему, нас ждёт много работы: придётся запомнить разнообразные правила.
6 задание – анализ содержания текста. Подобное задание есть и в ВПР для всех классов, и в ОГЭ, и в ЕГЭ
Очень важно научиться понимать смысл прочитанного текста
7 задание – анализ средств выразительности. Метафоры, эпитеты, сравнения! Замечательное задание специально для тех, кто любит уроки литературы. На ЕГЭ тоже есть подобное задание, так что знания по этой теме вам еще пригодятся!
8 задание – лексический анализ. Нужно будет работать с синонимами, антонимами, фразеологизмами. Задание проверяет ваш словарный запас, вашу начитанность. Советуем не пользоваться краткими содержаниями на уроках литературы, а хотя бы заглядывать в полный текст произведений!
9 задание – сочинение. Есть три типа сочинений на выбор: лингвистическое, по отрывку из текста или «дайте определение понятию». Последний тип — самый популярный, подготовиться к нему довольно просто. Нужно изучить критерии оценивания, ознакомиться с примерным списком понятий, которые могут встретиться на ОГЭ, после чего потренироваться на нескольких пробных вариантах.
Обращаем ваше внимание на то, что отдельно баллы выставляются по критериям грамотности. Изложение и сочинение оцениваются в совокупности: чем меньше ошибок вы допустите, тем больше баллов получите
Важно! От суммы этих баллов зависит итоговая оценка за ОГЭ по русскому языку
Проверяем себя
Уровень грамотности во время экзамена также оценивается, а баллы за ошибки снижают. Но вы пишете не диктант, а изложение, этот формат работает на вас. При любых сомнениях в написании слова вспоминайте синонимы. Меняйте слова, словосочетания, даже предложения, если не уверены в правильности орфографии и пунктуации
В изложении важно не использование точных авторских слов, а передача смысла
Но помните, что писать телеграфным стилем позволено или Хэмингуэю, или ученику начальной школы. От девятиклассника все же ждут развернутых предложений, поэтому не нужно хитрить в надежде избежать ошибок, это может обернуться против вас.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Как решать задание 2 из ОГЭ по русскому языку?
Рассуждаем так:1) Предложение 1 сложноподчинённое с тремя придаточными изъяснительными, к которым от главного слова в предложении можно задать вопрос: Все знают (что?)
а) что вода хорошо проводит электрический ток;б) что нельзя купаться в грозу;в) нельзя мокрыми руками работать с электроприборами (если придаточные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится и второй союз что опускается, как в данном случае).
Таким образом, придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос — что? Каждое придаточное связано с главным союзом что. Это однородные придаточные предложения.
2) Во втором предложении грамматическая основа определена верно: вода проводит (что?) ток. Ток — это прямое дополнение.
3) Третье предложение простое с однородными подлежащими молекулы, ионы.
4) Действительно, четвёртое утверждение верно: вода — растворитель. Сказуемое растворитель — имя существительное в именительном падеже, а именительный и творительный падежи существительного — основные падежные формы именной части сказуемого.Следовательно, это утверждение верно.
5) В пятом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова вода: Вода ( какая? ), очищенная от примесей,..
Значит, правильный ответ — 245 <или>любая другая последовательность цифр.
Задание 3
Если вы не теряли свою коробочку с запятыми, вам повезло. Самое время в нее заглянуть. Задание предполагает анализ предложения с точки зрения пунктуации: верно расставить указанные знаки препинания на месте соответствующих цифр.
Последовательность действий при выполнении задания:
- Прочитать предложение полностью.
- Найти грамматические основы, определить тип предложения (ПП, ССП, СПП, БСП). Если предложение сложное, обозначить границы простых внутри него, поставить знаки препинания.
- Определить, чем осложнено/осложнены простые предложения (вводные или вставные конструкции, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.
- Обязательно проанализировать каждую синтаксическую конструкцию, вспомнить правила обособления каждой из них.
- Расставить в предложении все необходимые знаки препинания.
- Еще раз перечитать задание и выписать цифры, которым соответствует указанный в задании знак препинания (это может быть запятая, тире или двоеточие).
Какие оценки идут в аттестат
В документы об основном (9 классов) и общем (11) среднем образовании вносятся сведения об отметках за каждый предмет из обязательной части учебного плана. Тем не менее итоговые оценки в аттестаты за 9 и 11 классы выставляются по-разному.
9 класс
Для девятиклассников важно, как они сдадут четыре предмета на ОГЭ (русский, математику и два на выбор), потому что в аттестат пойдет итоговая оценка, которую рассчитают как среднее арифметическое годовой и полученной на экзамене отметки. По остальным предметам, не сдававшимся на ОГЭ, и изучение которых завершилось в девятом классе, ставятся просто годовые оценки за 9 класс. Причем неважно, какие годовые отметки были в восьмом или седьмом и более младших классах
Чтобы было понятнее: скажем, в восьмом классе с химией были нелады и за год стоит тройка, а в девятом вдруг проснулся талант Менделеева и годовую вывели пятерку
Причем неважно, какие годовые отметки были в восьмом или седьмом и более младших классах. Чтобы было понятнее: скажем, в восьмом классе с химией были нелады и за год стоит тройка, а в девятом вдруг проснулся талант Менделеева и годовую вывели пятерку. Это значит, что предыдущие провалы не в счет – они не имеют совершенно никакого значения, а в аттестат пойдет именно последнее «отлично».
Это значит, что предыдущие провалы не в счет – они не имеют совершенно никакого значения, а в аттестат пойдет именно последнее «отлично».
11 класс
На аттестатах одиннадцатиклассников баллы, полученные на ЕГЭ, никак не отразятся: им оценки выставляются без учета результатов экзаменов
Зато для них важно, какие отметки были в журналах в течение всех двух лет учебы в старшей школе. Итоговая оценка для аттестата за 11 класс рассчитывается как среднее арифметическое полугодовых (или триместровых, четверных – в зависимости от того, как в школе организованы учебный год и промежуточные аттестации) и годовых отметок за предмет, который изучался в 10 и 11 классе. Средний балл, который пойдет в аттестат, округляется до целого числа
Средний балл, который пойдет в аттестат, округляется до целого числа.
На примере:
По физике за 10 и 11 классы в журналах есть шесть оценок – четыре полугодовые и две годовые: 3, 5, 5, 4, 4, 5. Для аттестата надо посчитать обыкновенное среднее арифметическое – (3 + 5 + 5 + 4 + 4 + 5) : 6 = 26 : 6 = 4,33. По изученным на школьных уроках математики правилам округляем до 4. Это и будет средний балл за два года изучения предмета, который выставят в аттестате.
Годовые оценки за предметы, изучение которых закончилось до 10 класса, в аттестат за 11 класс не ставятся.
С 2021 года за три предмета: физкультуру, ИЗО и музыку – школы получили право ставить в аттестатах за 9 и 11 классы отметку «зачтено» вместо итоговых оценок по пятибалльной шкале. Другие записи вроде «не изучал», «освобожден», «не прослушал» не допускаются.
Виды изложений
Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.
По степени компрессии текста изложения бывают:
- подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
- сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.
По характеру текста:
- повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
- описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.
По учебной задаче:
- изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
- изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
- комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.
Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.
На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.
Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль. |
Порядок проведения экзамена
Стоит сказать об организационных моментах, чтобы на самом экзамене не возникло вопросов.
- Результаты за устный русский ОГЭ придут в течение 5 дней с момента проведения.
- Дефекты речи не влияют на количество баллов.
- Экзамен будет записываться.
- К итоговому собеседованию есть кодификатор и спецификатор с критериями и описанием, которые можно скачать на сайте ФИПИ.
Устный русский ОГЭ — это обычная проверка общего развития учеников, поэтому его бояться не стоит. Если вы умеете читать, запоминать, говорить и вести диалог — у вас все получится. Чтобы быть уверенными в этом на все сто процентов, скачайте от преподавателя онлайн-школы Умскул
А еще не волнуйтесь, ведь на этом экзамене как никогда важно не путаться в мыслях и уверенно говорить. Выдохните, у вас все получится!
Структура экзамена
На ОГЭ по русскому языку у вас будет 3 часа 55 минут. За это время нужно выполнить 9 заданий:
- написать сжатое изложение,
- выполнить 7 заданий на анализ слов, предложений, текстов и
- дать письменный развёрнутый ответ на основе текста.
На этом экзамене разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Часть I: изложение
В первом задании важно внимательно прослушать текст и сделать заметки. При сжатом изложении необходимо упомянуть каждую микротему
Аудиозапись материала для изложения включат дважды. Будьте готовы услышать текст любого литературного жанра. Чтобы набрать 7 баллов за изложение, писать нужно грамотно, логично и применять приёмы сжатия текста.
Как проводят изложение: фрагмент спецификации ОГЭ 2020 по русскому языку с сайта ФИПИ
Часть II: задания с кратким ответом
Во второй части вам предстоит выполнить 7 заданий, каждое из которых принесёт 0 или 1 балл. В задании №2 пригодятся знания о составных подлежащих и сказуемых, а также о неполных грамматических основах. Чтобы заработать балл в задании №3, необходимо верно расставить все знаки препинания. В задании №4 проверяется навык синтаксического анализа, а в №5 — орфографического. Задания 6–8 нужно выполнить на основе приведённого текста. Помимо орфографии и синтаксиса, нужно разбираться в средствах выразительности — отличать гиперболу от литоты и уметь подбирать антонимы и синонимы.
Примеры заданий части 2 демоверсии ОГЭ 2020 по русскому языку с сайта ФИПИ
Часть III: письменный комментарий
В третьем задании вы сами решаете, о чём вам интереснее рассуждать. Оценивается аргументированный комментарий выпускника к цитате, фрагменту или понятию из текста. Вам нужно будет минимум в 70 словах объяснить своё понимание и отношение к предложенной теме
В этой работе особенно важно подобрать примеры-иллюстрации в поддержку своей позиции. Полный перечень критериев вы найдёте во второй части демоверсии на сайте ФИПИ
За эту часть можно заработать до 9 баллов.
Изменения в ОГЭ 2021 по русскому языку
В сравнении с экзаменом 2020 года расширился круг жанров, которые могут встретиться в первом задании. Теперь в аудио-формате могут предложить дневники, очерки, записки, заметки и рецензии.
Советы по подготовке
Разберитесь с требованиями
Не позволяйте строгим названиям документов вас смутить. В спецификации ОГЭ вы вряд ли найдёте много полезного, а вот в кодификаторе перечислены все правила орфографии и пунктуации, которые проверяют на экзамене. Демоверсия — это примерный вариант предстоящей работы с подробным описанием критериев. Скачайте документы с сайта ФИПИ и прочтите. Если вам что-то будет непонятно, задайте вопросы эксперту ОГЭ в вашей школе или репетитору Тетрики на бесплатном вводном уроке.
Выучите правила и отработайте навыки
Учите правила и сразу применяйте на практике — решайте сборники заданий ОГЭ прошлых лет. Изучите приёмы сжатия текста и тренируйтесь их применять на текстах подходящего объёма. Используйте навыки на других предметах, например, конспектируйте материал из учебника по биологии.
Успех на экзамене зависит не только от знаний, но и от умений выполнить работу по критериям. Если к заданиям с кратким ответом вы готовитесь самостоятельно, для оценки изложения и комментариев лучше обратиться к учителю. Опытный эксперт ОГЭ подскажет, как избежать типичных ошибок и где применять проверенные шаблоны, чтобы получить максимальный балл.
Чтобы понять свои пробелы и начать эффективную подготовку к ОГЭ по русскому языку 2021, обратитесь к репетитору. Первое занятие бесплатно!
Подбор репетиторов и курсов
У каждого человека по-разному усваивается материал, каждый может прикладывать разные усилия для подготовки. Это влияет и на план подготовки к ОГЭ, поэтому нужно как можно раньше принимать решение, какой способ подготовки из трех основных выбрать:
- Самостоятельная;
- С репетитором;
- В онлайн-школах.
Чтобы подготовиться к экзамену самостоятельно, нужно применить усилия, так как нужно самому составлять план подготовки к ОГЭ, отслеживать свой прогресс, искать нужную информацию в интернете и учебниках. Если у вас есть силы, время и возможности это делать, то это позволит сэкономить в деньгах.
Если вы склоняетесь к тому, чтобы готовиться с репетитором, то нужно ответить на несколько вопросов:
- Сколько раз в неделю вы будете заниматься с репетитором;
- Будете ли вы ездить к репетитору или он будет ездить к вам;
- Качественно ли объясняет материал репетитор, к которому вы хотите пойти;
- Хватит ли у вас денег на этого репетитора.
Первые три вопроса влияют на четвертый. Если ответ на последний вас устраивает, то вы сможете подготовиться на хорошие баллы и сдать экзамены.
Есть вариант проще — онлайн-образование, где план подготовки к ОГЭ отработан годами, а значит, что работает на все сто. Все это, конечно, стоит обсудить с родителями
Для того, чтобы четко донести до них важность хорошей подготовки, расскажите подробности про сам экзамен
Что такое изложение и каковы его цели
Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты. |
Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.
Изложение развивает:
- мышление и память;
- словарный запас;
- умение структурировать текст;
- способность отделять главное от второстепенного;
- навыки грамотной письменной речи.
Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.
А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.
Задание 5
Орфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) АПЛОДИСМЕНТЫ — в корне с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква О.2) КОНТРИГРА — после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется И.3) ПРИУЧИТЬ — написание приставки определяется её значением — полнота, исчерпанность действия.4) ГЛИНЯНЫЙ — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н.
5) НЕ ПРОДУМАВ — НЕ с деепричастием пишется раздельно.
Как решать задание 5 ОГЭ по русскому 2021?
Обратите внимание! Выполняя это задание, нужно быть предельно внимательным, вчитываться буквально в каждое слово, в противном случае ошибки не избежать!Итак,1) В слове АПЛОДИСМЕНТЫ нет корня с чередующейся гласной, и если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). АПЛОДИСМЕНТЫ — словарное слово.2) Второе утверждение верно: после иноязычных приставок и частиц (ад-, диз-, ин-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-, пан-) гласный и в начале корня сохраняется.
3) Третье утверждение тоже верно: значение приставки ПРИ- в слове приучить — полнота, исчерпанность действия.4) ГЛИНЯНЫЙ — это отымённое прилагательное (к а к о и?), образовано от имени существительного глина при помощи суффикса -ЯН , а не страдательное причастие прошедшего времени, которое образуется от глагола.5) ПРОДУМАВ — деепричастие (что с д е л а в?), образовано от глагола продумать при помощи суффикса -В
НЕ с деепричастием пишется раздельно, это правильный ответ.
Для начала нужно определиться с предметами
Перед тем, как составлять план подготовки к ОГЭ, нужно выбрать, что вы собираетесь сдавать.. Чтобы получить аттестат, нужно сдать четыре предмета:
- Два обязательных — это русский и математика.
- Два на выбор, которые, как бы странно не звучало, тоже обязательны.
Вариантов предметов для сдачи на выбор много:
- Химия
- География
- Биология
- История
- Английский язык
- Физика
- Литература
- Информатика
- Обществознание
Часто ученики пытаются выбрать среди этих предметов самый легкий. Это плохой план подготовки к ОГЭ, так как за много лет существования этого экзамена их все более-менее сбалансировали, чтобы у учеников не было способа пойти по легкой дорожке. Выбирайте предметы так, чтобы потом можно было использовать знания, которые вы выучили:
- Хотите уходить после девятого класса — выберите специальность и готовьтесь, чтобы набрать хорошие баллы.
- Хотите остаться в одиннадцатом классе — вы все равно должны продумать специальности, потому что в одиннадцатом классе вам предстоит еще более серьезный экзамен.
Не надейтесь, что все решится само собой. Этот экзамен — первый шаг на пути к вашему взрослению, поэтому отнеситесь к нему серьезно.
Как оценивается экзамен?
Всего максимально можно набрать 39 баллов.
По изложению можно набрать максимально 7 первичных баллов. Каждое тестовое задание оценивается по одному баллу за каждый правильный ответ. За сочинение максимально можно получить 9 баллов.
Устная часть оценивается экзаменатором и максимальное количество баллов, которое можно получить, 10 баллов. Стоит быть осторожным с выбором темы, так как от неё зависит оценка вас экзаменатором.
Следует разобрать шкалу оценивания ОГЭ:
- Результат от 0 до 14 баллов оценивается на «двойку»;
- От 15 до 24 – «три»;
- От 25 до 33 баллов идёт «четвёрка». Четыре балла должно быть получено за грамотность, иначе поставят «тройку»;
- От 34 до 39 баллов – «Пять», но за грамотность необходимо получить не менее 6 баллов. В противном случае, выпускник получает четвёрку.
Проходной балл должен быть строго выше двойки. В этом случае экзамен считается сданным. Если же экзаменующийся получает неудовлетворительную оценку, то начинается процедура пересдачи.
Стоит рассмотреть случайные величины баллов, которые могут быть получены.
Баллы | Сдан или не сдан |
---|---|
8 | Не сдан |
13 | Не сдан |
14 | «три» |
22 | «три» |
28 | «три» или «четыре» |
35 | «четыре» или «пять» |
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста
Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.. 4
Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Что нужно знать для ОГЭ по русскому языку?
Для успешной сдачи ОГЭ достаточно знать программу русского языка за 9 класс обучения. Все задания разделяются на следующие разделы:
- Фонетика
- Лексика и фразеология
- Морфемика и словообразование
- Грамматика. Морфология
- Грамматика. Синтаксис
- Орфография
- Пунктуация
- Речь
- Языковые нормы
- Выразительность русской речи
- Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
Помимо обучения по основной программе, можно подготовиться самостоятельно, используя сайты «Решу ОГЭ» или похожие на него. Есть тренировочные варианты задания в бумажном варианте от Васильевых или Симаковой.
Хороший способ подготовиться к экзамену – методическое решение заданий из «Открытого банка заданий ФИПИ» — fipi.ru. Именно из этого банка берутся вся задания, которые используются в КИМах на экзаменах. В банке заданий можно выбрать задания по конкретной теме, которая у учащегося является проблемной.
Устная часть
С 2019 года устный экзамен стал обязательным. Он проводится в феврале в формате 15-минутного собеседования и является допуском к основной (письменной) части ОГЭ. Для успешного прохождения нужно уметь:
- Выразительно читать текст.
- Пересказывать, цитировать, составлять косвенную речь.
- Поддерживать диалог с экзаменатором.
На данном этапе не начисляются баллы. Все ученики, прошедшие собеседование, получают зачет. Подготовка к устному ОГЭ проста и понятна:
- Больше читайте вслух, особенно художественную и научную литературу.
- Расширяйте словарный запас, избавляйтесь от слов-паразитов.
- Тренируйтесь вести диалоги на малознакомые темы.
Тренировка заполнения бланков
Только кажется, что во всем можно разобраться на ходу. На деле же, если вы узнаете, как заполнять бланк только на экзамене, то можете либо испортить его из-за ошибок, либо начать задавать много вопросов и потерять много времени. Включите в план подготовки к ОГЭ тренировку на заполнение бланков, чтобы этого не допустить. Для большего эффекта можно попросить провести обучение у учителя в школе.
Если вы будете придерживаться всех этих правил, то обязательно подготовитесь к любому предмету, потому что принцип подготовки одинаковый везде — определиться с предметами, составить план подготовки к ОГЭ, регулярно уделять время, находить слабые места и исправлять, досконально изучить задания, подобрать подходящий способ подготовки. Это все не только принесет вам хорошие баллы, но и повысит вашу ответственность, самодисциплину и многие другие качества.
Подготовка к итоговому собеседованию
Подготовку к ОГЭ по русскому языку нужно начинать раньше, чем по другим дисциплинам, поскольку этот экзамен состоит из двух обязательных частей. Уже в феврале проходит первый этап – итоговое собеседование. В обиходе его нередко называют «устным ОГЭ по русскому».
Демоверсия
Чаще всего итоговое собеседование не становится непреодолимым препятствием для учеников. Однако это не повод относиться к нему безответственно. Как и для других экзаменов, в помощь девятиклассникам специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) разработана демонстрационная версия испытания.
Используя ее, можно наработать шаблоны будущих ответов, продумать варианты рассуждений по наиболее распространенным темам и аргументы для подтверждения своих умозаключений.
Как пройти собеседование
На это испытание обычно выделяется 15-16 минут. Оно состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, содержит два задания:
- В первой части школьнику необходимо прочесть вслух текст (обычно научно-публицистического стиля), а затем пересказать его, дополнив предложенным высказыванием.
- Вторая часть – это трехминутный монолог ученика по заданной проблеме. Также может быть предложен вариант с описанием фотографии. После этого происходит диалог с учителем по теме предыдущего выступления.
Все задания, предлагаемые учащемуся, относятся к базовому уровню и предполагают развернутый ответ. Они совсем небольшие, но и времени на подготовку дается всего по 1-2 минуты. Во избежание предвзятости и возможного возникновения проблем, весь процесс собеседования записывается. Использования дополнительных материалов или оборудования не предусмотрено.
По итогам собеседования можно максимально набрать 20 первичных баллов. Они распределяются по заданиям так:
Задание | Максимально возможный балл | Процент от общего максимального числа баллов |
---|---|---|
1 | 2 | 10 |
2 | 5 | 25 |
3 | 3 | 15 |
4 | 2 | 10 |
Соблюдение языковых норм | 8 | 40 |
Для выставления оценок по каждому заданию экзаменаторы используют специально разработанные критерии. Чтобы получить зачет, достаточно набрать 10 баллов.
Полезные советы
В отличие от стандартных испытаний ОГЭ, собеседование занимает совсем немного времени, однако за этот короткий период учащемуся необходимо проявить себя с наилучшей стороны. Ему нужно показать экзаменаторам свою способность выразительно читать, пересказывать текст, дополняя его заданной информацией, составлять монологическое высказывание и участвовать в диалоге.
Педагоги советуют школьникам при подготовке к собеседованию обратить внимание на такие моменты:
При чтении экзаменаторы учитывают дикцию, темп чтения, интонацию и соблюдение основных правил русского языка. Наибольшие проблемы у школьников, как правило, вызывает склонение числительных, нормы произношения и постановка ударения. Стоит проработать эти нюансы, а также больше читать вслух.
При изложении желательно избегать сложных конструкций, в которых можно запутаться, даже если они были в исходном тексте. Лучше перефразировать высказывание без потери его смысла
Важно правильно строить предложения, можно использовать черновик для записи ключевых слов.
Для составления монолога лучше выбрать наиболее близкую для себя тему из предложенных вариантов. Стоит проработать структуру выступления, разбив его на смысловые части
Можно отточить этот навык с родителями (братом, сестрой, другом), задавая друг другу неожиданные темы для составления короткого рассказа.
При диалоге главное – не молчать, пытаясь придумать что-то очень умное и очень правильное. Лучше формулировать ответ, рассуждая вслух.
Педагоги рекомендуют записывать свои подготовительные упражнения на диктофон, а затем прослушивать и анализировать их на предмет ошибок.