Клише для эссе по литературе

17

17 задание – это полноформатное сочинение-рассуждение на одну из 4 тем. Чтобы подготовиться к нему, нужно овладеть всеми навыками, описанными в предыдущих параграфах. Кроме того, есть еще два, которые сформулировали все те же создатели ЕГЭ по литературе:

Как самостоятельно подготовиться к этому с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Писать читательские дневники. Это краткие пересказы с отзывом, которые учат читателя полномасштабному освоению литературного материала. Вот инструкция по выполнению.
  2. Писать сочинения по егэшному образцу и проверять их самостоятельно. Если возникают вопросы, пишите нам в паблике.

Самое время взглянуть врагу в лицо. Вот примеры заданий из демоверсии:

Чтобы заслужить свои 14 первичных баллов, необходимо выработать универсальный план для раскрытия подобных тем. Вот образец для сочинений на ЕГЭ по литературе 2019:

  1. Вступление – перефразированный тезис или вопрос из темы сочинения: Интересные страницы новейшей русской истории запечатлены в прозе 1980-2010 годов. На мой взгляд, весьма показательными примерами являются романы Чингиза Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006 г.) и «Плаха» (1986 г.). Эти книги отражают переломные моменты в жизни нашей страны – конец советской эпохи и начало новой России.
  2. Основная часть – это описание выбранных примеров и аргументация (неразрывно связанная с темой!): Так, в романе «Плаха» автор описывает тяжелую жизнь наших предков под железной пятой режима: необходимость выполнять план вынуждает их истреблять животных из заповедника и разрушать местную экосистему. Психологизм эпохи выражается в поступках персонажей. Вечная нужда ожесточает их, и некоторые герои готовы даже своровать маленьких волчат и продать их, обрекая зверей на верную смерть. Люди, загнанные в невыносимые условия, ведут себя хуже волков, которые только от величайшего удара – потери потомства – унижаются до аналогичной мести (волчица украла ребенка). Автор показывает, как уродует человека тяжелая рабская доля в авторитарном государстве, которое движется к катастрофе.
  3. И вот катастрофа произошла: в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» советский союз уже развалился. Начался хищный век капитализма, который во главу угла поставил не идеологию, а рыночные интересы. Деньги стали мерилом всего на свете, поэтому главный герой оказывается жертвой нового времени, которое назвало цену человеческой жизни. Арсен, пытаясь предотвратить захват богатых заложников, становится мишенью для всех противоборствующих сторон. Эта смерть – своеобразный символ: в лице честного журналиста новый мир убивает гуманизм и другие моральные ценности. Особенно в романе важны исторические детали: челночницы с высшим образованием, оперные дивы, разменивающие талант на славу, и тысяча нищих на одного богача.
  4. Заключение (общие фразы по теме): Таким образом, отечественная история 80-х и 90-х годов предстала в своем литературном воплощении на страницах романов Чингиза Айтматова. Он мастерски передал колорит и особенности тех давних времен.

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе поможет нам пояснить критерии оценки задания 17. Работа соответствует теме (3 балла). Привлечение текста для аргументации тоже есть (3 балла). Термины стоят на своих местах (деталь, символ, психологизм и т.д.), а это + 2 балла в нашу копилку. Цельность и логичность текста достигнуты: все части связаны между собой (3 балла). Ну и речевые нормы не нарушены (3 балла). Объем более 150 слов, значит, работа проверяется.

Таким образом, чтобы написать сочинение и получить 14 первичных баллов, не обязательно даже владеть знанием книг из школьной программы, если Ваш собственный читательский опыт достаточно богат для раскрытия разнообразных тем. Нужно только набить руку в этом деле.

Дополняйте работу Многомудрого Литрекона советами и личным опытом и заходите к нему почаще)

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
Невольно напрашивается вывод…
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
Итак, можно сделать вывод, что…
Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
Хочется верить, что…
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Аргументация подтверждает то, что
Нельзя не согласиться с тем, что
Нельзя проигнорировать тот факт, что
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
(Цитата)«…,» — писал …

В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Эссе для ЕГЭ

Мини-сочинение обязательно входит в задания Единого государственного экзамена по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:

В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:

  1. Степень раскрытия смысла высказывания (К1) – проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
  2. Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) – тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
  3. Качество аргументации (К3) – все факты, данные и т. д., должны быть достоверными. Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.

К1 – главный из критериев оценивания эссе по обществоведению. Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов.

Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности. Как правило, любое из высказываний посвящается:

  • роли (кого или чего);
  • сущности…;
  • единству…;
  • взаимосвязи…:
  • отношению…
  • противоречивости…

Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку – одна из них обязательно подойдет – и начинать эссе, используя речевые клише:

  • Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
  • Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…

Как вариант можно перефразировать цитату, используя научную терминологию:

Смысл высказывания (кого? и обязательно добавить сферу его деятельности, научных интересов – это демонстрирует эрудицию) я вижу в том, что…

Для написания основной части эссе на ЕГЭ идеальной схемой считается ПОПС-формула (позиция – объяснение – пример – суждение).

В общем, при написании эссе на экзамене главное – не забывать о критериях оценивания и следовать шаблонам аргументации.

Критерии оценки

Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.

Рекомендуемый объем ‑ 150 ‑ 200 слов.

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ‑ 1 балл. Сочинение написано не по теме ‑ 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ‑ двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ‑ если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ‑ две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ‑ если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
  4. Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ‑ замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ‑ нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
  5. Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ‑ три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ‑ 0 баллов.

Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ‑ 14.

Альтернативный метод

Как известно, олимпиада МГУ автоматом даёт 100 баллов по литературе. Олимпиада «Ломоносов», проводимая МГУ, ведет свою историю с 2005 года. Основная цель данной олимпиады заключается в выявлении творческих способностей учащихся, а также в повышении их интереса к научно-исследовательской деятельности. Степень сложности заданий зависит от класса обучения школьников. Олимпиада «Ломоносов» по литературе проводится на основе филологического факультета МГУ. Участвовать в ней могут ученики 5-11 классов. Участвуя в олимпиаде, школьники не только демонстрируют свой высокий уровень знаний по литературе, но и проявляют свои творческие способности. Кстати, почитайте и о других способах получить дополнительные баллы на ЕГЭ при поступлении.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы успешной подготовки к ЕГЭ по литературе. Выпускник должен быть достаточно мотивированным, собранным и внимательным, чтобы добиться высоких результатов на экзамене. Подготовка к ЕГЭ по литературе — это не такая занудная рутина, как по многим другим предметам, так что не унывайте и читайте с удовольствием, ведь Вам предстоит не раз и не два применить эти знания на практике.

Вступление

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления — это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод.

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Е.Н. Ильин в своей книге « Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю!

9 и 16

9 и 16 задания – мини-сочинения с поиском соответствий между упомянутыми в задании предметами. Чтобы их сделать, нужно владеть навыками, которые обозначили создатели профильного ЕГЭ. Нужно уметь практически все, что мы описывали в предыдущих разделах, а также сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. Кроме того, нужно самостоятельно определять эти критерии и аргументировать позиции сопоставления. Как научиться этому самостоятельно и с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Сделайте тематические, жанровые, событийные подборки стихотворных и прозаических произведений. Они должны быть похожи по выбранному Вами критерию.
  2. Сформулируйте это сходство письменно. Так, Вы обглодаете собаку в этом деле до последней косточки.

Подготовка ясна, поэтому разбор каждого задания из ЕГЭ по литературе продолжает анализ самих заданий и методов их выполнения. Вот примеры из демоверсии:

Как с этим справиться? Необходим план для сочинений 9 и 16 и, конечно, нужно помнить хотя бы два схожих произведения. Вот пример:

Вступление – это клише + формулировка вопроса: Многие писатели (поэты) отображали конфликт между представителями разных поколений в своих произведениях.

Основная часть – два коротких примера сопоставления и анализа. Сначала описываем сходство книг, а затем отличия: Так, А. Н. Островский в пьесе «Гроза» тоже поднимает тему взаимоотношений отцов и детей. Патриархальный застой пожилых обитателей Калинова противопоставляется бунтарскому стремлению молодежи к свободе. Но в этой драме автор делает акцент на противоборстве идей и эпох, а не на столкновении разных поколений. Эту же тему затрагивает и А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Он противопоставляет молодежь в образе Чацкого пожилым людям в лице Фамусова

Однако конфликт отцов и детей занимает не самое важное место в книге, где на первый план выходит противостояние будущего и прошлого.

Заключение – ответ на поставленный вопрос: Таким образом, конфликт между представителями разных поколений в своих драматических произведениях отображали такие классики, как А. С

Грибоедов и А. Н. Островский. Авторы обеих книг повествуют о столкновении двух разных поколений, однако это не основной конфликт этих произведений.

Сочинения оцениваются по 4 критериям

Нужно правильно сопоставить одно произведение (2 балла) и второе (2 балла), при этом важно соблюдать речевые нормы (2 балла). Но самый «дорогой» критерий – привлечение текста произведения для аргументации (4 балла)

Таким образом, имея четкий план сочинения и минимальные знания о схожих книгах, можно без особого труда получить свои 20 первичных баллов.

Клише

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

Для вступления:

  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
  • Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но идея этого произведения несколько шире, чем это кажется на первый
    взгляд…
  • «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
  • Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
  • … затрагивает данную тему в своем произведении».

Для основной части:

Автор повествует о …
Автор описывает …
Поэт показывает …
Писатель размышляет о …
Он акцентирует внимание читателя на …
Идея … выражена в стихотворении …
Мысль о необходимости … выражена и в романе …
Вспомним героя повести…
Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …

Для заключения: 

  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
  • Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
  • Таким образом …
  • Итак, можно сделать вывод, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …

Сочинение 9

Во многих произведениях русских классиков отображен конфликт между представителями разных поколений.

Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров, как и Катерина, один противостоит старшему поколению. Евгений отличается от «отцов» — он горд и независим так же, как и Катерина. Но в отличие от героини пьесы Островского, главный герой романа отрицает проявление чувств, духовную культуру. Девушка же является очень верующей, кроме того, она восхищается природой.

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» также изображен конфликт «отцов» и «детей». Чацкого, как и Катерину, не понимают и даже осуждают. Герой комедии так же, как и героиня драмы, одинок, его никто не поддерживает. Однако Александр отличается от Катерины тем, что он готов отстаивать свою точку зрения до конца, он упрям и уверен в себе. Героиня же, не сумев справиться с осуждением общественности, покончила жизнь самоубийством.

Таким образом, многие писатели изображали конфликт разных поколений, но каждый раскрывал его по-своему.

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Книга — лучший друг человека. Книга — кладезь знаний. Несомненно, книги играют огромную роль в жизни человека. Какая книга помогла мне лучше понять себя?

Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Для меня это книга Барбары Шер «Мечтать не вредно». Прочитав эту книгу, я поняла, чем хочу заниматься в жизни. (Дальше рассказываю, как именно эта книга помогла мне: в книги много информации про постановку целей, изучение себя. Есть и практические задания, которые заставляют «покопаться в себе. Например, задания «Мой идеальный день» и «Детские воспоминания»).

Тезис 2 + пример. Кроме того, сильное воздействие на меня оказала книга Катерина Ленгольд «Просто космос», в которой также представлено множество практик для лучшего понимания себя (подробнее об одном из заданий).

Тезис 3 + пример. Художественная литература тоже помогает читателю лучше понять себя. Мысленно ставя себя на место персонажа, мы задумываемся над тем, как сами поступили бы в определенной ситуации. Прочитав рассказ Львова «Быть или казаться», я задала себе вопрос, как веду себя в обществе новых людей: остаюсь собой или пытаюсь произвести впечатление. (сопоставить размышления героя рассказа о том, быть или казаться, со своими размышлениями по этой теме).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, есть произведения, которые помогли мне лучше понять себя: это и художественная литература, и научно-популярные книги. И с каждой прочитанной книгой, как мне кажется, человек немного, но меняется, становится богаче, больше узнаёт о мире и о самом себе.

Разбор критериев

Как видно из описания, мы должны:

  1. Раскрыть тему
    . Мы должны дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
  2. Опереться на авторскую позицию
    . Это значит, что нужно сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
  3. Сформулировать свою точку зрения
    . Это необходимо сделать, согласившись или не согласившись с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
  4. Обосновать свои тезисы
    . Каждое утверждение должно быть «по делу» и подкреплено иллюстративным материалом из произведения.

При написании сочинения необходимо сделать анализ произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины — композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Вернемся к первому пункту — там имеется требование подкрепить выдвигаемые тезисы материалом из художественного произведения. Вам предлагают в качестве иллюстративного материала использовать:

  • Цитаты
    . Это необходимо делать очень аккуратно, потому что неточная цитата считается фактической ошибкой. За это можно потерять балл. Вывод: цитируем только тогда, когда абсолютно уверены в правильности цитаты. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
  • Пересказ
    . С пересказом нужно быть также предельно осторожным. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Более того, пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
  • Микротема
    . Это смысловая единица художественного текста, которая необходима для понимания всего идейно-тематического комплекса целиком. Каждая микротема может быть интерпретирована читателем по-своему.
  • Ссылка на изображенное
    . По своей сути, это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

В принципе, такое использование текста в сочинении считается удачным, старайтесь иллюстрировать разнообразно. Не переусердствуйте с цитатами и пересказами.

Все ваши мысли должны быть последовательны. Структура сочинения может быть разной, но самое главное следите, что все части были связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац, внутри абзацев должна быть логика и не должно быть повторов мысли.

В сочинении обязательно должны быть вступление, основная мысль и заключение.

Сочинение должно быть написано грамотно (по правилам русской речевой культуры).

Пример заданий

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести. (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

17. 2 В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

17. 3 Гуманное начало в пьесе М. Горького «На дне»

Из трёх заданий мы выбрали одно

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема воинского подвига в отечественной литературе в.п. 20 века

Тенденция доминирования темы воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века исторически обусловлена: советский народ победил «коричневую чуму» и избавил Европу от фашизма. Но эта победа далась ему нелегко. Многочисленные жертвы подсчитываются до сих пор. Литература отразила немыслимые страдания людей, которые выше себя поставили нравственный долг по отношению к Родине

Благодарные потомки должны уделить особое внимание анализу послевоенной литературы, где поднимется тема подвига, важная для сохранения исторической памяти

Таким образом, тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века раскрывается в свойственном русским писателям гуманистическом направлении. Б.Л

Васильев, как и многие авторы, акцентировал внимание не на фактическом результате героического поступка и не на его идеологической роли. Они писали о простом человеке, который сделал нравственный выбор и пожертвовал всем, но не своей человечностью

В этом и состоит его сила.

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает

Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения

1 абзац

Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису). Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.

То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме.  Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.

2 абзац

Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.

В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.

В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).

3 абзац

Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”

Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector