Как помочь подростку выбрать профессию

Содержание:

Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария

менеджер

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

Профориентация – тест на выбор профессии

Знание профильных дисциплин, осведомленность о нюансах дальнейшей работы, желание развиваться именно в этом направлении – все это очень важно. Но есть и еще один фактор, влияющий на правильность принятого решения

Речь идет о личностных качествах школьника и о его психологических характеристиках.

Та или иная деятельность может просто не подходить человеку. Одни специальности требуют высокой стрессоустойчивости, другие – внимательности, третьи – способности выполнять несколько задач одновременно. Также работа может предполагать общение с большим количеством людей или же, наоборот, не требовать особых социальных навыков. 

Важно заранее убедиться в том, что подойдет, а что не подойдет школьнику, и сделать это можно с помощью прохождения профориентации – теста на выбор профессии. Он поможет учащемуся понять, какая именно сфера подойдет ему с психологической точки зрения, какая деятельность будет наиболее комфортной

Конечно, профориентация носит скорее рекомендательный характер, и выбор в любом случае останется за школьником и его родителями. Но на основе этого теста можно лучше узнать самого себя, а потому пройти его все-таки стоит.

Базовая картина: ребенок не определился

Но чаще всего дети не очень-то знают, чего хотят. Им нравится то и это, они готовы следовать за харизматичным педагогом или заниматься новым делом просто за компанию с друзьями. Но «настоящих» интересов у них нет.

Психологи (например, Людмила Петрановская) и карьерные консультанты (например, Алена Владимирская) в один голос говорят: для подростка это — норма. В 17 лет невозможно осознанно выбрать профессию. Можно иметь фантазию о профессии и о себе-профессионале, но эти идеальные образы почти всегда заметно корректируются реальностью.

Поэтому хорошо и нормально, когда к окончанию 9–11 класса ребенок имеет какие-то смутные желания и мечты по поводу будущей профессии, старается определиться с колледжем или ВУЗом и бодро смотрит вперед.

Тревожный знак — если человек в 15–17 лет ничего не хочет — только чтобы от него все отстали. Тогда есть смысл проконсультироваться по поводу скрытой депрессии или нервного истощения. К такому состоянию может привести высокая интеллектуальная и эмоциональная нагрузка, высокие требования и переживания.

Разобраться, какие профессии востребованы

Выпускник с помощью интернета может без труда узнать о нюансах специальности, о востребованности профессии, заработной плате, возможностях карьерного роста. В этом деле не помогут рейтинги и подборки. Источники, предоставляющие информацию о состоянии рынка труда:

  • справочники, которые ежегодно поступают в продажу;
  • профессиональные журналы;
  • сайты центров занятости;
  • интернет-площадки, которые помогают в поиске работы.

Подобные издания и интернет-ресурсы предоставляют информацию, о существовании которой подросток не имел понятия. Следует рассмотреть вакансии, затем сделать оценку престижности профессии.

Что такое профориентация?

Профессия – это дело жизни. В школе нет предмета по профессиональной ориентации. Выпускники выбирают специальность, отталкиваясь от собственных соображений. Подросток может получить рекомендации от школьного психолога или родителей.

Профориентация подходит к проблеме с научно-методической точки зрения. Она подразумевает внешнюю оценку подростка посредством тестов, специальных задач, профлагерей. Данный процесс проходит под кураторством психологов. Ребенок получает полную информацию о разных профессиях. Цель профориентации – направить подростка на специальность, которая соответствует его способностям, ожиданиям.

Не стоит увлекаться тестами профориентации, которыми пестрит интернет. Они базируются на примитивных вопросниках и не учитывают многих специальностей. Выбор будущего с помощью усредненного тестирования – безвыходное положение, если непонятно, чем заниматься в будущем.

Учтите! Если родители имеют проблему в профессиональной сфере, то им сложно помочь подростку, поскольку они не владеют подходящими «инструментами».

Профессия, актуальная в будущем

Ещё один очень важный момент — это актуальность будущей профессии, так как стремительное изменение требований рынка труда приводит к тому, что некоторые профессии не будут востребованы в будущем.

Сегодня мы наблюдаем социальные, культурные, экономические, экологические и технологические изменения, что естественным образом отражается и на востребованности специалистов. По одной из оценок, почти две трети сегодняшних учащихся детских садов в конечном итоге будут иметь профессии, которых в настоящее время не существует.

Пример популярных профессий будущего: специалист по солнечной энергии; специалист по ветротехнике; практикующая медсестра; разработчик программного обеспечения; физиотерапевт; менеджер медицинского обслуживания; аналитик; специалист по цифровому контенту; аналитик информационной безопасности; аналитик компьютерных систем; биоинженер; специалист машиностроения; консультант по ремонту цифрового оборудования.

В заключении надо сказать, что окончательный выбор всё-же должен сделать ребёнок, а не Вы. Поэтому постарайтесь не давить и помните — кто делает выбор, тот и отвечает за его последствия. Если ребёнок будет знать, что это он решил, ответственности с его стороны будет больше и обучение будет более эффективным.

Что делать, если ребенок не знает, кем хочет стать?

Ситуация, когда ребенок не знает, кем хочет стать — совершенно нормальная. По статистике, даже в старших классах лишь треть подростков уже знают, и в какой вуз пойдут учиться, и какую специальность там планируют получать. Не все дети выбирают профессию легко и уверенно. Большинство до самого окончания школы не уверены, что делать после выпускного. Более того, в России, по разным данным, максимум 40% взрослых людей работают по специальности, которую получили в юности. В современном мире человек может несколько раз за жизнь сменить профессию. Ставить всё на выбор специальности и программы обучения в вузе или колледже не нужно. И все же есть методы, как определить будущую профессию ребенка, помочь ему разобраться, куда лучше направить усилия по постройке будущей карьеры. И есть способы, как в этом могут помочь родители.

Как помочь ребёнку выбрать будущую профессию?

Не каждый школьник может осилить программу по чтению, которую рекомендуют учителя на лето, что уж говорить о выборе дела на всю жизнь. Поэтому без родительского участия здесь не обойтись.

Как же подсказать своему ребёнку, направить его в правильное русло так, чтобы он потом не пожалел о сделанном выборе и не потратил зря время на учёбу? Вот несколько советов:

Воспитывайте самостоятельность.
Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность, избегайте гиперопеки, формируйте ответственность, распределяйте обязанности между членами семьи

При этом важно направлять ребёнка, но не управлять им. И чем раньше вы начнете этим заниматься, тем больше это вам поможет в дальнейшем

Тогда к окончанию школы ребёнок уже сам будет знать, что ему нужно, и сможет самостоятельно сделать выбор.

Профессия должна быть любимой.
Внимательно изучайте сайты, центры занятости, рассматривайте предлагаемые вакансии. Возможно, перед поступлением нужно будет посещать соответствующие подготовительные курсы. Во многих вузах и компаниях регулярно проходят дни открытых дверей. Там можно узнать подробную информацию и сделать вывод, подходит это вашему ребёнку или нет. Самое главное, чтобы это было интересно ему самому. Как сказал мудрый Конфуций: «Найди дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».

Рассмотрите вариант учёбы в другом городе или стране.
Зачастую мы ограничиваем выбор своего ребёнка профессиями, представленными в родном городе. Почему? Просто нам так удобно. Одна мысль, что любимое чадо будет где-то без родительского присмотра, приводит в ужас. Не стоит забывать, что это его будущее. Расширяйте горизонты поиска. Не ориентируйтесь на любимый предмет в школе.

Наша логика такова: хорошо идет математика – значит, надо учиться на специалиста IT, литература – на филолога, биология и химия – нужно связать свою жизнь с естественными науками. Но главное – это понять, что нравится самому ребёнку, чем ему хотелось бы заниматься в жизни. Зачастую, тот факт, что предмет даётся и по нему стоит оценка «отлично», ещё не означает, что ребёнку он нравится. К тому же ребёнок развивается, и с возрастом меняются его интересы. Нужно определить, какое направление ему близко, а способности всегда можно усовершенствовать.

Не обязательно поступать в вуз сразу после школы.
Если ребёнок еще не определился с выбором профессии, дайте ему время. Пусть пару лет поработает, познает себя, и тогда уже сможет сделать более осознанный выбор. Можно для начала пойти в колледж или в армию. Рано или поздно решение обязательно придёт.

Не заставляйте заканчивать обучение, если оно не по душе.
С 18 до 23 лет идёт возраст становления. Иногда в это время приходит осознание о неправильности сделанного выбора. Не стоит упрекать ребёнка, говоря: «Если уж поступил в институт – заканчивай». Осознанный выбор принесет гораздо больше пользы, чем тот, что сделан неправильно. Поддержите своего ребёнка!

Поколение Z Нехочухи и Незнайки?

Перед погружением в чтение, отвлекитесь на минутку-другую, закройте глаза, попробуйте вспомнить себя в подростковом возрасте: чем вы жили, о чем волновались, чего боялись, чего хотели, как относились к родителям и другим взрослым? Получилось? Теперь давайте договоримся. От слова к слову, от строки к строке, от абзаца к абзацу старайтесь смотреть на проблему глазами школьника, а не видавшего виды взрослого.

Да, разумеется, детство старшего поколения хоть было не так давно, а уже кардинально отличается от того, которое прошли нынешние подростки. Их называют generation Z, цифровое поколение и детьми глобализации, потому как выросли на цифровых технологиях и не знают жизни без них. Как это влияет на выбор вуза и специальности? С одной стороны расширяет кругозор, дает представление о множестве и разнообразии способов заработка и саморазвития. С другой чем больше ассортимент, тем сложнее сделать выбор.

Так, информационное пресыщение в некоторых школьниках выкристаллизовало не знаю, чего хочу, либо ничего не хочу. Что стоит за этими словами? Лукавство и безответственность? Или растерянность и страх? Тут уж нет однозначного ответа разные варианты имеют место быть и взрослые должны держать в голове их все, а не зацикливаться на одном! И помните: что кризисные периоды Нехочухи и Незнайки бывают даже у зрелого человека, вот только у взрослых уже есть опыт преодоления, а подростки сталкиваются в первые и нуждаются в помощи.

Когда ребенок не знает, как построить будущую самостоятельную жизнь, его одолевает страх. В первую очередь страх ошибки: ничего не хочу — значит не уверен, боюсь. Представьте: перед человеком открывается даже не 3 дороги, как перед богатырем, а сотни значит вариантов ошибиться гораздо больше. Хотя… это в корне неверное виденье. Родители либо другие близкие люди должны донести подростку, что в выборе послешкольного пути нет одного-единого верного, а на остальных коня потеряешь&hellip, Любой путь может быть правильным, на любом может быть и потеря, и приобретение. Тропу придется выбирать либо сердцем, либо умом и идти, помня, что практически всегда можно свернуть.

Формирование

В 11-13 лет начинает формироваться воля подростка. Уже к 15-16 годам она полностью готова. Порой в этом возрасте ребенок ничего не хочет: он не знает, где учиться, его не привлекает никакая профессия, а занятие чем-то навевает скуку. Это не критическая ситуация, и в целом ее можно исправить, но этим нужно заниматься.

В современном мире такая ситуация не удивительна. И скорее она не психологическая, а психосоциальная. Это связано с тем, что нынешние подростки растут в безвременьи. Их увлекает все, что разнится с мнением родителей. Им интересно то, что нельзя.

Изменились и герои нашего времени. Как подростку выбрать профессию, если по телевизору и в Интернете то и дело говорят о могуществе бизнесменов.

С какого возраста подростку стоит задуматься o своей будущей профессии?

Помочь ребёнку выбрать будущую профессию – это задача каждого родителя. У вас больше жизненного опыта, вы больше разбираетесь в различных вещах и людях, вы набили гораздо больше шишек, нежели ваше чадо

Поэтому, когда ваш малыш начнет вступать в подростковый возраст, обратите внимание на то, что ему больше нравится, что у него больше получается. Когда ребёнок маленький, он увлекается всем и сразу, ему все хочется попробовать, он ничего не оставляет без своего внимания

А вот когда он начинает вступать во взрослую жизнь, тогда и начинается разбор увлечений. Например, танцы ему уже не нравятся, он начинает всерьёз интересоваться робототехникой. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать увлечение, которое ему по-настоящему нравится, и поддержать его. Нужно помочь подростку выбрать и определиться с его хобби, которое потом перерастет в профессию.

Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию. 

<<Блок перелинковки>>

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику

Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Таблица заботливых родителей

Донесите до выпускника, что все взрослые должны работать, что специальность определяет положение человека в социуме. Объясните дочери или сыну, что профессия должна способствовать развитию личностных качеств, а не приносить чувство дискомфорта.

Предложите выпускнику написать список требований к будущей профессии:

  • престиж;
  • уровень зарплаты;
  • проблемы с трудоустройством;
  • условия труда;
  • и др.

Данные пункты запишите в столбик, а наименование специальностей – в строчку. Заполнив таблицу, сопоставьте каждую профессию с перечисленными требованиями: при совпадении поставьте в зоне пересечения «плюс». Просуммируйте, возле какой специальности получилось наибольшее количество плюсов. Вполне вероятно, что рядом с этой профессией ребенок сможет найти призвание.

Учтите! Данный метод не является предельно точным. Однако, он позволяет старшекласснику проанализировать персональную систему ценностей, задуматься над своим будущим.

Покажите ребенку, что вы в него верите. Окажите ему поддержку. Это станет хорошей мотивацией. Если родители заинтересованы в становлении ребенка, они научат его самостоятельности и ответственности, чтобы он нашел любимую работу и с радостью ею занимался.

6 Стереотипов о Выборе Профессии. Подросток и Будущая Профессия | Family is…

Итак, человек осуществляет выбор с младенчества: малыш отказывается от непривлекательной игрушки и тянется за более интересной. Задача родителей – помочь подростку сохранить данное умение. В столь ответственный период жизни подросток должен ощутить поддержку и понимание родителей. Воспользуйтесь вышеприведенными советами, чтобы выбрать работу, которая принесет счастье и удовольствие.

Профориентация для взрослых

А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?

Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.

Не спешите работать: как увлечения и хобби помогут вам в карьере

Тесты на профориентацию

Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.

Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.

  • Тест на профориентацию Холланда. Он популярен во всем мире. Из 43 пар профессий вы последовательно выбираете понравившуюся или хотя бы менее раздражающую. В результате получаете один из шести типов личности, под который можете подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников и взрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
  • Дифференциально-диагностический опросник психолога Евгения Климова. Один из самых известных и распространенных профориентационных тестов в России и странах СНГ. Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний. Каждое ближе к какой-то определенной профессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация человека.
  • Карта интересов Голомштока. Простая, быстрая и достаточно авторитетная методика используется при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174 вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые карта ранжирует по степени выраженности.

Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.

16 типов личности: как строить отношения с коллегами на удаленке

Первое место — интернет-профессии, такие как веб-дизайнер, программист, копирайтер

Я намеренно не стала делать выбор в пользу конкретной занятости. Смысл в том, что результатом труда будет продукт для интернета (статья, сайт, картинка). Степень квалификации в таких профессиях может быть разная, от новичка до эксперта, и для каждого найдется свой вариант.

График

будет большим преимуществом в такой профессии: есть и свободный, и гибкий, и удаленный, в общем, как договоритесь. Можно работать по заказам или найти постоянного работодателя. Сроки выполнения согласуются с заказчиком. Трудиться на дому очень удобно. Ведь тогда не нужно тратить время на дорогу и отвлекаться на коллег. Есть возможность трудиться даже с маленьким ребенком, если грамотно организовать режим дня.

Развитие и заработок

. Мама может сама выбирать себе нагрузку, брать больше или меньше заказов, повышать свою компетенцию и стоимость услуг. Большое разнообразие вариантов для трудоустройства — фриланс, работа в агентстве, или постоянный проект. Есть масса возможностей развития в этой сфере. Например, за счет освоения новых навыков, копирайтер может освоить составление одностраничных сайтов. Или путем повышения качества своей работы. А с опытом перейти на обучение или ведение собственного проекта.

Польза семье.

Свободный график мамы — это большое подспорье для кружков, семейного отдыха и отпуска. Усилить пользу можно, работая с проектами именно в детско-родительской тематике и узнавать что-то новое, интересное и полезное о воспитании и развитии детей.

Образование.

Интернет-занятость хороша тем, что профессию можно осваивать постепенно, а доход получать сразу. Конечно, образование филолога, дизайнера или программиста позволит вам быстрее освоиться. Но если его нет, то это вполне поправимо. Сейчас можно найти подходящие курсы, которые познакомят вас с азами профессии в течение 2-3 месяцев. Многие из них строят обучение на практических занятиях, дают возможность стажировки и даже помогают найти первых заказчиков.

За примером

не буду далеко ходить и приведу свой личный опыт, уж извините за нескромность. Именно будучи в декрете, я захотела попробовать себя в новой профессии. Выбор пал на копирайтинг, так как я всегда любила записывать свои мысли на бумагу, и все перечисленные выше выгоды утвердили меня в этом решении. Пройдя курс копирайтинга, я стала понемногу писать. И зарабатывать на этом реально можно в зависимости от прилагаемых усилий.

Минусы

есть везде, и это не исключение. Такая работа не подойдет мамочкам, которым нужно общение. А также большой риск в работе дома забыть, что такое макияж, хорошая фигура и стильная одежда.

Если дети маленькие и не ходят в сад, то работать в их присутствии может быть сложно, например, если вам нужно сконцентрироваться, чтобы написать статью. Но четкая организация режима дня поможет выкроить несколько тихих часов в день на работу.

Рубежи профориентации

У большинства детей без каких-либо ярко выраженных способностей (например, абсолютный музыкальный слух в три года) склонность к определенным видам деятельности выявляется в семь-восемь лет, когда завершается период игровой деятельности и начинается развитие эмоциональной сферы. До этого возраста проявляются в основном творческие способности, и зачастую нет смысла чем-либо серьезно заниматься, потому что ребенок еще не способен осознавать, например, гимнастику или плавание как «работу». Решение погружаться в это для него — игра, зависящая от факторов «хочу»/«не хочу». До семи-восьми лет ребенок в целом может интересоваться только игровыми видами деятельности и ходить в секции лишь ради друзей. И только потом начнется пора настоящего интереса к спорту, музыке или шахматам.

Подростковый кризис (примерно 13 лет) тоже может повлиять на интересы ребенка, который начинает искать себя в мире. Причем возможны два варианта: попытка стать максимально самостоятельным и выбрать «взрослое» занятие или, наоборот, всеми силами пытаться отодвинуть взросление и вернуться к детским увлечениям. Например, ребенок до школы занимался плаванием, потом бросил, и в 13-15 лет снова хочет туда же, просто потому что эмоционально процесс возвращает его в условные шесть-семь лет.

После завершения подросткового периода (18-19 лет) эмоциональная сфера начинает сдавать позиции перед рациональной, и это тоже может повлиять на смену интересов человека. Выбор профессии уже чаще происходит не по критерию «нравится» или «не нравится», а с учетом перспективности, востребованности, полезности для мира и общества. В исследовании, проведенном в Бразилии на людях в возрасте 12-65 лет, четко прослеживаются изменения ценностей с течением жизни. Для 20-30 летних было характерно стремление к карьерному росту, в то время как после 30 лет рос интерес к семье, и здесь на первый план может выйти стабильность профессии, а не ее перспективность.

Что сейчас считают важным в образовании люди разных поколений

В исследовании коммуникационной группы ADV Group, проведенном в 2014 году (больше подобных исследований не выполнялось), четко видны изменения интересов в зависимости от возраста. У подростков 13-17 лет акцент идет на видеоигры, спорт, моду, музыку и танцы, а у студентов 18-24 лет приоритеты смещаются: спорт теряет актуальность и пропадает из топа. Возможно, одна из причин в том, что родители в этом возрасте уже перестают влиять на выбор ребенка, и он может уйти из секций, в которые его отдали. Кроме того, часто после школы те, кто не планирует дальше связывать жизнь со спортом, бросают его. У молодых людей 25-34 лет в топе интересов остается мода, появляется тяга к кулинарии и возвращается на прежние позиции спорт. После 35 лет картина остается прежней, но добавляются путешествия, а после 45 лет в топ попадает литература, которая остается актуальной и для людей 55-64 лет, и для тех, кому 65-74 лет, но сюда также добавляются искусство и кино.

Кого читать, чтобы планировать свою карьеру

У специалистов сферы HR и экспертов в карьерных стратегиях часто можно подсмотреть полезные приемы. Например, как вести себя на собеседованиях или что читать (смотреть), чтобы быть в курсе новостей рынка труда.

Елена Резанова — специалист по карьерным стратегиям и самореализации, автор книг. На ее странице есть полезные эфиры, рекомендации фильмов и книг «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя» и «Сейчас. Блокнот для выхода из тупика», постов о карьере и психологических аспектах саморазвития.

Карьерный консультант Елена Иванчикова на своей странице пишет о том, как планировать карьеру, готовиться к собеседованиям, развивать навыки самопрезентации. В рубрике #карьерапосредам Елена публикует видео разных аспектах развития карьеры.

Елена Гоноровская пишет о том, как в обычных ситуациях можно заметить психологические и профессиональные моменты, которые будут влиять и на карьеру. В постах делится полезной информацией, связанной с HR, изменениями на рынке труда.

Максим Спиридонов — генеральный директор «Нетологии» и основатель онлайн-школы «Фоксфорд» пишет об образовании, бизнесе и трендах. На его странице много анонсов масштабных мероприятий, интервью и ссылок на статьи про обучение и предпринимательство.

Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе

Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии

С какого возраста подростку стоит всерьез ориентироваться на профессию?

Разумеется, каждый ребенок за детство меняет множество «будущих профессий».

Но наступает возраст, когда вопрос «кем ты хочешь быть?» перестает быть «дежурным приколом» у бабушек-дедушек-тёть-дядь, а становится вполне реальной проблемой. И дело в том, что в последние пару десятилетий возраст принятия окончательного решения о получении той или иной специальности стремительно снижается!

Если во времена отрочества нас и наших родителей вполне типичной бывала ситуация, когда подросток сдавал выпускные экзамены из школы и только тогда начинал всерьез выбирать вуз (или ПТУ после 9-го класса), то сейчас такое себе может позволить разве что безбашенный троечник с родителями-пофигистами…

А дальше — последние 3-4 года в школе становятся для подростка не просто годами школьного обучения, а «подготовкой в такой-то вуз».

Зубрятся предметы, которые нужны для поступления и успешной сдачи ЕГЭ (аттестат должен быть хорошим, ведь он влияет на поступление!), на дальний план уходят всякие «непрофильные» интересы и хобби – ведь максимум усилий надо направить на главное, на поступление!

Упрекнуть родителей в такой помощи в выборе профессии сложно – планка действительно довольно высока, успешное поступление требует хорошей подготовки, а уделять достаточно внимания всем предметам и внешкольным увлечениям, не теряя в качестве обучения, попросту не хватит времени.

Но проблема в том, что даже самый ответственный школьник вполне может ошибиться в выборе профессии, когда ему 13-14 лет, а до начала карьеры по выбранной стезе – еще добрый десяток лет учебы! И нередка ситуация – мимолетное увлечение ребенка какой-то профессией оборачивается началом утомительной подготовки в тот вуз, который впоследствии оказывается ему неинтересен…

Как решать эту ситуацию, в усредненном варианте? Возможно, о том, как помочь выбрать ребенку выбрать профессию, задумываться слишком рано не надо.

Стоит дать ему максимальные возможности активно изучать действительно интересные ему предметы, также развиваться в своих увлечениях, пробовать что-то новое и т.д. А более конкретное решение можно отложить на последний школьный год – когда будет ясно, какое направление подростка больше интересует.

Как правило, никакие специфические профессиональные знания для поступления в вузы не нужны (кроме творческих специальностей), а любой школьный предмет ради экзамена можно подтянуть за этот последний год.

Когда профориентация не поможет?

Профориентация будет бесполезна, если специалист скажет подростку, что ему не подходит дело, которым он горит и мечтает заниматься, которое по-настоящему его увлекает. Скорее всего, такие рекомендации не заставят подростка изменить свое мнение, если у него есть такая страсть. 

Также специалисту может быть трудно сориентировать подростка, родители которого не удовлетворены в профессиональном плане. Если для вас работа — мука, подросток будет это чувствовать и естественным образом будет бояться делать хоть какой-то выбор, раз он может повлечь за собой такие сложности. Так что еще один неожиданный этап профориентации подростка — самому родителю осознанно взглянуть на свою карьеру и честно признаться себе, удовлетворен ли он своей работой и хочется ли ему перемен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector