Курс «профессиональное владение рулем. азы мастерства»

Тактика вождения автомобиля

Идем дальше. Перечисленные навыки вождения автомобиля – составляющая водительского мастерства, но их совсем недостаточно для полноценного и безопасного вождения. Эти навыки позволят вам полностью контролировать движение автомобиля как такового и неплохо управлять им на пустой дороге, горном серпантине, к примеру. Но автомобиль – существо «социальное», и управление им подразумевает наличие других участников движения, соблюдения правил дорожного движения, учет дорожных знаков, разметки, условий видимости и т.п.

И для того, чтобы учитывать все это, существует отдельная группа водительских навыков, которая складывается в тактику вождения автомобиля. К ним относится следующее:

  • равномерность движения
  • приемы экономичного вождения автомобиля
  • отсутствие бесполезных и незапланированных торможений
  • навыки создания и сохранения безопасного пространства вокруг автомобиля
  • знание критериев безопасности окружающего пространства
  • умение быть видимым для других участников движения
  • умение рационально наблюдать за дорогой и оценивать ситуацию
  • умение прогнозировать изменение ситуации и своевременно реагировать
  • знание критериев безопасной, оптимальной скорости движения в потоке
  • умение поддерживать и своевременно изменять оптимальную скорость
  • умение правильно выбирать оптимальную скорость в свободных условиях движения и в плотном потоке
  • умение выбирать безопасную скорость в зависимости от условий видимости дороги
  • 5 способов эффективного перестроения
  • навыки безопасных опережения и обгона
  • навыки безопасного выезда на главную дорогу
  • умение учитывать намерения других участников движения
  • способность сознательно жертвовать своим приоритетом
  • умение занять оптимальное положение на дороге и не создавать помех более «быстрым» водителям
  • понимание и использование принципа рационального приоритета проезда

И этому тоже не учат в автошколах

Как видите, мало что из перечисленного изучается в автошколе, и что самое обидное вы это можете освоить далеко не в каждой школе водительского мастерства. Большая часть этих навыков на западе называется defensive driving, что по-русски принято переводить как «защитное вождение». Это вторая треть того, что должен знать и уметь хороший водитель.

В Kaminsky Driving School вы можете частично освоить эти навыки на курсе «Безопасное вождение в городе» (Уровень 2. Уверенное вождение) и пройти обучение защитному вождению на курсе безопасного вождения высшего уровня «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Пройдя этот курс и научившись всему, о чем я написал, вы поднимитесь на уровень продвинутого водителя – МВА – мастера вождения автомобиля.

Итак, перечисленные навыки вождения автомобиля позволят водителю не допускать аварийных ситуаций: полностью контролировать машину и дорожную ситуацию, осознавать уровень риска ДТП в каждый момент времени, управлять уровнем риска и сводить его к минимуму.

Если вы владеете всеми этими приемами, это, конечно, здорово, но недостаточно для полностью безопасного вождения автомобиля. Ведь раз в год и палка стреляет, и на старуху бывает проруха. Так что как ни предугадывай развитие дорожной ситуации и не избегай аварий, рано или поздно могут понадобиться навыки выхода из экстремальных ситуаций – контраварийные приемы вождения автомобиля.

Контраварийное и экстремальное вождение

Не только начинающие автовладельцы, но и опытные инструкторы, профессиональные гонщики, а также представители различных популярных автошкол склонны считать, что курсы контраварийного вождения и обучение экстремальной езде – одно и то же. Эксперты разделяют эти понятия:

  1. Контраварийное вождение относят к техникам управления автомобилем в сложных и опасных ситуациях, которые могут возникнуть на дорогах общего пользования.
  2. Экстремальным вождением называют квазиспортивный способ управления транспортным средством, при котором водитель использует на обычных дорогах приемы раллийных гонщиков.

Таким образом, экстремальное вождение – это то, чем занимаются каскадеры или водители, участвующие в противозаконных, неофициальных городских гонках. А контраварийное вождение позволяет минимизировать ущерб от ДТП или даже свести на нет возможность его возникновения.

Оба вида вождения объединяет то, что для безопасной езды в любом из этих режимов водителю следует овладеть схожими техниками и иметь высокий уровень мастерства. То есть грань между ними размыта и на курсах контраварийного вождения тоже изучаются элементы и приемы, которые использует в своей профессиональной деятельности спортивный автогонщик, чтобы выжать на соревнованиях из своего спорткара максимум возможностей, но с другой целью – научить обычного водителя избегать ДТП. Поэтому можно сказать, что курсы контраварийного вождения это и есть обучение экстремальному вождению, но на них никто не будет учить водителя лихачить на людных городских улицах. Просто школы, реализующие такие программы обучения, используют более мягкие официальные термины для названия своих курсов, чтобы не привлекать к себе внимания контролирующих государственных органов.

Как проходят занятия

Курсы начинаются с теории. Участнику курса требуется разобраться с физикой процессов при движении, какие силы и как действуют на автомобиль, и что может предпринять водитель для устранения опасности. Только хорошее знание механики процессов позволит приступить к практике.

На практических занятиях упражнения выполняются сначала на тренажерах, а потом вместе с опытным инструктором на специальном полигоне. Там курсант с инструктором создают ситуации, которые могут привести к аварии на дороге. Инструктор, после выполнения маневра тщательно разбирает действия курсанта. Где была ошибка, как правильно действовать.

Обычно предлагаются следующие программы занятий:

  • контраварийное вождение для опытных водителей;
  • тактика ведения при заносах;
  • управление на скользкой дороге;
  • маневрирование в интенсивном потоке;
  • спортивное совершенствование;
  • специальные программы для женщин.

Кому это нужно

Действительно актуальный и значимый вопрос, на который я постараюсь ответить. Вообще могу сказать, что всем, кто проявляет любопытство или остро нуждается в получении соответствующих навыков.

К числу нуждающихся можно отнести сотрудников различных охранных ведомств, правоохранительных органов, телохранителей, тех, кто хочет стать профессиональным каскадером. Что же касается любопытных, то это может быть любой мужчина, парень или девушка. Курса не делят обычно на уроки для женщин и мужчин. Все в равных условиях и обучаются по единой правильной профессиональной программе. Большинство автошкол заточены под работу именно с любопытными.

Именно на таких экстрим-курсах можно узнать, как делается полицейский разворот, как правильно дрифтовать, уходить в контролируемый занос, моментально срываться с места.

Фактически такие курсы могут стать отправной точкой для будущих гонщиков и спортсмены. Многие из инструкторов в автошколах сами являются бывшими и действующими участниками различных соревнований.

Германия – лидер по безопасности и…по контраварийной подготовке

С одной стороны, да, критики контраварийной подготовки в чем-то правы. С другой – если бы это можно было принять за чистую монету, Германия не была бы одним из мировых лидеров в области дорожной безопасности. А ведь там построены сотни автодромов для контраварийной подготовки, и они никогда не пустуют 

К завышенной самооценке приводят курсы спортивного вождения

Теперь расскажу, в чем фишка. В России термин «контраварийная подготовка» ввел, если не ошибаюсь, профессор Цыганков, еще лет 30 назад. Он же стал ее родоначальником и долгое время был монополистом, в результате в России сложился стереотип «контраварийная подготовка – Цыганков». И теперь задам ключевой вопрос: а что же входит в контраварийную подготовку профессора Цыганкова и его многих последователей? Когда учился я, туда входили по сути базовые навыки спортивного вождения, ралли. Управляемый занос, создаваемый либо пробуксовкой задних колес (дрифт), либо ручным тормозом, поворот автомобиля на различные углы в заносе, змейка в заносе, езда по кругу в заносе, полицейский разворот, разворот передом на 180 градусов, ритмический занос, вращение автомобиля и другие интересные мульки. Естественно, научившись все это делать даже на базовом уровне, начинаешь себя чувствовать… ну если не Шумахером, то Вальтером Рёрлем точно :)) То есть, после всего этого самооценка выросла больше, чем реальный уровень водительского мастерства. И в итоге все это привело к повышенному риску на дороге и к регулярным, хотя и мелким ДТП. Проверено на себе!))

Аналогичные курсы проводились и в Европе, и еще раньше, чем у нас. В частности, я слышал про финский опыт, который закончился тем же: водители, прошедшие курсы контраварийной (а по сути – спортивной) подготовки, стали чаще попадать в аварии. На этом программу прикрыли, посчитав ее неэффективной.

Контраварийная подготовка – это НЕ спортивное вождение

Теперь, что сделали немцы, австрийцы (во главе с Францем Вурцем, который, кстати, 3-кратный чемпион Европы по ралли) и некоторые другие страны. Они поняли тупиковость этого пути и убрали из курсов повышения водительского мастерства приемы откровенно спортивного вождения. Электронные системы всегда включены, никакого дрифта и прохождения поворотов в заносе уже быть не может в принципе. Никаких приемов, неприменимых на дороге тоже нет: полицейского разворота, змейки, тем более, в заносе нет. И оставили только то, что реально может пригодиться на дороге:

  • экстренное торможение,
  • экстренный объезд препятствия (переставка),
  • двойная переставка «лосиный тест»,
  • безопасное прохождение поворота,
  • снос автомобиля,
  • занос автомобиля

Вот это и есть настоящая современная контраварийная подготовка. Программа составлена так, чтобы вместо повышения самооценки возникало трезвое представление об ограниченных возможностях автомобиля и здоровый пессимизм. Такая подготовка имеет следующие задачи:

  • продемонстрировать истинные возможности автомобиля, показать, насколько они ограничены
  • «подружить» водителей с электронными системами активной безопасности автомобиля
  • привить навыки управления в нештатных дорожных ситуациях
  • убедить, что полученные навыки в большинстве случаев не помогут, и замотивировать на предотвращение опасных ситуаций

Наша Академия водительского мастерства работает по этим же технологиям, и наши ученики по окончании говорят одну из двух фраз: «мы поняли, что ни черта не умеем, надо ездить тише» или «надо ездить на метро» )))

Что такое экстремальное вождение

Учеба на курсах вождения автомобиля дает лишь базовые знания вождения. Этих навыков хватает для того, чтобы двигаться в безаварийном режиме в нормальной ситуации. Чтобы приобрести уверенность за рулем машины в опасных ситуациях нужно пройти курсы экстремального вождения. Это такие курсы, где водителей учат управлять машиной с использованием приемов водителей-гонщиков на раллийных гонках.

Реклама говорит, что пройдя эти курсы, вы сможете избежать любые аварийные ситуации на дорогах. На самом деле часто получается, что самоуверенность и недостаток опыта как раз наоборот приводит к аварии. Для большинства водителей курсы экстремального вождения практически не нужны. Им лучше освоить методы контраварийной езды.

Детальное изучение методов экстремального вождения больше подойдет для тех, кому профессионально приходится чаще других бывать в экстремальных ситуациях. Например, водителям-работникам ГИБДД, каскадерам, водителям VIP-сопровождения, гонщикам.

Для всех остальных эти курсы важны только для отработки умений правильно останавливаться в аварийной ситуации, правильной посадке и правильно крутить руль. Полицейский разворот и езда по льду в управляемом заносе для обычного водителя является абсолютно бесполезным умением. Проще и надежнее двигаться с оптимальной для конкретных условий скоростью.

Надо заметить, что все эти навыки, не используемые постоянно, будут потеряны со временем.

Информация для водителей

В помощь водителю: дорожная разметкаДорожные знаки с пояснениями и обозначениямиРегулируемые перекрестки – основные правила проездаКультура вождения и этические нормы водителяРейтинг самых лучших аккумуляторов 2013Новогодние скидки на покупку автомобиляРейтинг лучших зимних шин 2013-2014В начале пути: о выборе автоГотовимся к морозам: правильный выбор зимней резиныВиды административных правонарушений водителяСоветы по вождению на скользкой дорогеМотоциклисты приняли участие в эксперименте властей Десятки тысяч водителей, оплативших свои штрафы, попали в списки неплательщиков«Олимпийские» полосы в Сочи: готовимся к ИграмКатегории водительских правВиды ответственности водителяСлепая зона автомобиляСодержание автомобильной аптечкиТри предупреждения для водителяПлатный участок трассы М4 «Дон»Доверенность ушла в прошлоеНеприятные встречи в путиЗеленая картаПромилле уйдут в прошлоеЕсли вы оказались в пробкеВелосипедисты на дорогахДорогие разговорыКак избежать рисков при покупке подержанного автомобиляСоветы начинающим автолюбителямАвтошкола и частный инструкторКакие документы понадобятся в автопутешествииВаш выбор: частный автоинструктор или школа для водителейОбучение экстремальному вождению на занятиях с автоинструктором

Лучшие инструкторы по вождению:

Автоинструктор Михаил
АКПП: Chevrolet Aveo МКПП: Chevrolet LanosОбучает в Красногорске, Строгино ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Яков
МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, Видном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Светлана
АКПП: Hyundai AccentОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена
АКПП: Chevrolet LacettiОбучает в ЮАО, ЮВАО, Видном, Домодедове ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Михаил
АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet LanosОбучает в СЗАО, Строгино ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Марина
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена
АКПП: Kia Spectra МКПП: Daewoo NexiaОбучает в Красногорске ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Наталья
АКПП: Kia Spectra Обучает в ВАО, Балашихе,Реутове ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Юлия
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Светлана
АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Пётр
МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана
АКПП: Hyundai Accent Обучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий
АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана
АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий
МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах ОТЗЫВЫ

Кому можно учиться на курсах экстремального вождения

На занятия на курсах экстремального вождения допускаются все желающие. Главное, чтобы были водительские права и навыки вождения. Желательно, чтобы навыки вождения были достаточно хорошо закреплены.

 Экстремальное вождение обязаны освоить:

  • сотрудники охранных подразделений;
  • работники правоохранительных органов;
  • телохранители;
  • профессиональные каскадеры.

Эти профессии предусматривают попадание в нестандартные ситуации на дорогах гораздо чаще обычных водителей. В обучении могут принимать участия лица мужского и женского пола. Обычно их разделяют на группы (мужские и женские), но программа занятий и условия обучения для всех одинаковые.

Исследователи против

Недавно мне попалась на глаза цитата австралийского специалиста:  «Контраварийная переподготовка обычно неэффективна с точки зрения снижения рисков. Исследователи уверены, что это следствие того, что выработка более совершенных водительских навыков приводит к гораздо более рискованному вождению, поскольку водитель уверен, что теперь, когда он более подготовлен, он может ездить с более высокой скоростью» (Christie, R. «The effectiveness of driver training as a road safety measure: A review of the literature», Melburn, Australia, RACV, 2001).

Что я думаю об этом? Конечно, в этих словах есть рациональное зерно. Более того, европейцы уже много лет назад обнаружили этот негативный эффект от курсов экстремального вождения и нашли решение, но об этом ниже. И я сам через это прошел: 15 лет назад я впервые посетил курсы экстремального вождения в ЦВВМ профессора Э.С. Цыганкова и… стал попадать в аварии с завидной регулярностью :)) И именно это меня натолкнуло тогда на поиск истины!

Где можно учиться экстремальному вождению

Обучение проходит в автошколах на специальных курсах, направленных на обучение экстремальному вождению. Такие школы должны иметь:

  • специальное оборудование — тренажеры;
  • автотехнику, способную выдерживать нагрузки при выполнении экстремальных маневров;
  • специально подготовленных инструкторов, имеющих хорошие практические навыки экстремального вождения.

Если у вас есть желание освоить экстремальное вождение, то в Интернете можно найти информацию, где в вашем городе имеются школы экстремального вождения. Потом лучше посетить их все по очереди и поинтересоваться об условиях обучения, наличии оборудования, познакомиться с программой курсов. Просто поговорите с людьми и выберите ту, которая вам больше понравиться.

Второй способ – это поиск индивидуального инструктора через Интернет. Здесь можно почитать отзывы о каждом инструкторе.

Программа

Общее время занятия — 4 часа.

Инструктаж по мерам безопасности, краткий обзор всего курса, объяснение
упражнений на первую часть занятия, распределение обучаемых по учебным группам
и учебным местам.

Практическая часть (первая половина) – 1 час 30 минут.

Выполнение упражнений на специализированной площадке автодрома.

В каждом автомобиле занимаются по 2 обучаемых, смена проводится по команде
руководителя занатий.

Перерыв – 15 минут.

Кофе-брейк, объяснение упражнений на вторую часть занятия.

Практическая часть (вторая половина) – 1 час 30 минут.

Выполнение упражнений на автодроме.

В каждом автомобиле занимаются по 2 обучаемых, смена проводится по команде
руководителя занатий.

Заключительная часть – 15 минут.

Подведение итогов, ответы на вопросы, постановка задач на следующий день /
вручение свидетельств (в последний день занятий).

Безаварийное вождение

Для начала коснусь понятия. Бывает, спрашиваешь человека:

— Ты хорошо водишь машину?

— Да!

— Почему ты так считаешь?

— Потому что я езжу без аварий.

Хорошее дело… Сразу же вспоминается анекдот про неуловимого Джо :)))

— Это неуловимый Джо.

— Почему неуловимый? Что, его поймать никто не может?

— Нет, просто он нахрен никому не нужен! :)))

Безаварийно — не означает безопасно

Здесь аналогия прямая, и она в том, что среднестатистический водитель «неуловимый», то есть, безаварийный не потому, что он крут до невозможности, а потому что ему просто-напросто везет. Он едет и в ус не дует, что находится в постоянной опасности, но, к счастью, в итоге все в порядке. А если вдруг что-то пойдет не так – ДТП не избежать.

Пример. Возьмем левый ряд МКАДа. Когда нет пробок, водители едут 100 км/ч и быстрее, но дистанцию между машинами они держат очень маленькую, 3-4 корпуса машины, то есть 15-20 метров. И вроде бы все в порядке, без аварий. Безаварийно? Да! Безопасно? Нет. Почему небезопасно? Потому что среднее время реакции водителя – 1 секунда, а при 90 км/ч машина за 1 секунду проходит 25 метров. Предположим, водитель спереди экстренно тормозит, и его машина резко останавливается. Водитель сзади реагирует 1 секунду, во время которой машина продолжает двигаться без торможения и проходит 25 метров, прежде чем он нажмет на тормоз. Как вы считаете, есть шансы избежать столкновения при дистанции в 20, а то и 15 метров?

Никто резко не тормозит, и все обходится. Так можно всю жизнь проездить и не попасть ни в одну аварию, но это совсем не говорит о безопасности и о том, что водитель водит машину хорошо.

Или совсем отвлеченный пример. Человек идет вдоль края пропасти и не падает в нее. Безаварийно, но не безопасно. Чуть оступился – и вниз. Нет резерва, нет права на ошибку, все на грани. И теперь представим, что другой человек идет вдоль края пропасти, находясь в 50 метрах от нее. И безаварийно, и безопасно. Потому что вероятность упасть в пропасть крайне мала. Хоть на руках ходи, хоть бегай, хоть прыгай.

Экстремальное вождение

Чему там учат?

В целом это скорее из разряда спорта или хобби – водителей на таких курсах, по сути, знакомят с приемами профессиональных гонщиков ралли. Помогают освоить трюки вроде уже упомянутого полицейского разворота, «змейку», управляемый занос и другие. Учат водить в нестандартных ситуациях – например, с отключенными электронными системами безопасности – и использовать ручной тормоз в движении.

Чем они полезны?

Они действительно повышают чувство автомобиля и уровень мастерства (да и уметь выполнять киношные трюки – соблазн для каждого автолюбителя). Но не несут никакой практической пользы в условиях города. Компетентный инструктор подтвердит: этими курсами стоит заканчивать, а не начинать. Поэтому если ваше образование ограничивается автошколой, курсы экстремального вождения – идея плохая. Они не только не помогут вам избежать аварийной ситуации на дороге, но и способны повысить риск ее возникновения. Полицейский разворот едва ли спасет жизнь внезапно выскочившему перед вами на дорогу пешеходу. К тому же считается (проводились соответствующие исследования), что у водителей после таких курсов повышается самооценка (а самооценка, конечно, должна быть адекватной, а не завышенной) и они начинают с уверенностью пускать в ход разученные трюки на городских дорогах – это приводит к большему риску возникновения аварийной ситуации. Так что не торопитесь: как бы ни хотелось уметь все и сразу, лучше идти к цели (если ваша цель – гоночные приемы) планомерно и пройти сначала курсы безопасного и контраварийного вождения.

Контраварийное вождение

Чему там учат?

За контраварийную подготовку зачастую выдают курсы экстремального вождения, что не вполне корректно. Контраварийная подготовка – это не про трюки, а как раз про продуманные навыки предотвращения аварийных ситуаций в реалистичных условиях города (без использования ручного тормоза или отключения электронных систем). Например, на таких курсах вас научат экстренно тормозить перед внезапно возникшим препятствием (и покажут, как его объехать), вписываться в поворот на высокой скорости и предотвращать скольжение автомобиля (особенно актуально в зимний сезон).

Чем они полезны?

Программа контраварийной подготовки строится вокруг городских условий и учит в случае возникновения непредвиденных ситуаций выходить из них наилучшим из возможных способом – то есть имеет практическую пользу для любого водителя. Поэтому если ваша задача – почувствовать себя увереннее в городе и научиться водить безопаснее, а не щеголять опасными трюками, то вам туда.

Итоги

Что же мы имеем в сухом остатке?

1. Любые курсы, тренинги, семинары, лекции, консультации, занятия для водителей можно назвать общим термином «повышение квалификации водителя» или «повышение водительского мастерства».

2. Дисциплин в повышении водительского мастерства много, формы обучения тоже бывают разные: за компьютером, в аудитории, в автомобиле на улице, в автомобиле на автодроме.

3. Автодромная подготовка делится на два разных типа:

  • Дорожные курсы — курсы контраварийной подготовки (Road Safety Training)
  • Спортивные курсы – курсы экстремального вождения (Race Training, Drift Training)

4. Спортивные курсы, проводимые для неподготовленного (как по навыкам, так и психологически) водителя, часто приводят к повышению самооценки, риска и аварийности.

5

Дорожные курсы приводят к трезвой оценке ограниченных возможностей автомобиля и водителя, большей осознанности и осторожности за рулем. В Германии эти курсы добровольно проходит большинство водителей, а в Австрии они вообще обязательны для всех

Друзья, надеюсь, я все понятно и справедливо описал. Будут вопросы, комментарии – пишите, я всегда рад конструктивному общению! Что ж, давайте учиться отделять мух от котлет и…удачи вам на дорогах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector