В каких случаях ребёнку необходим тьютор

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

О программе

Программа дает основы коррекционной педагогики, теоретические и методические основы тьюторской деятельности и рассчитана на тех, кто уже работает воспитателем или педагогом либо получает образование (подробнее о дисциплинах см. в учебном плане). Вы научитесь работать с «особыми» детьми и их семьями, координировать процесс обучения, как индивидуальный, так и групповой, контролировать, чтобы он соответствовал требованиям нормативно-правовых актов.

Процесс обучения на онлайн-платформе простой и удобный – вы слушаете лекции, изучаете конспекты и дополнительную литературу, сдаете тесты. Вся практика проходит в группе или самостоятельно, а задания проверяют преподаватели.

Как проходит консультация с тьютором в нашей академии

Как только вы приступаете к курсу на портале обучения, за вами закрепляют тьютора — одного из преподавателей курса. Он будет вас курировать, отвечать на вопросы и проверять домашние задания. Когда вы пройдете первые тесты, преподаватель обязательно вам напишет сам, чтобы познакомиться. И вы сможете обратиться к нему за советом в любой момент обучения.

Консультироваться с тьютором можно по-разному.

  • Задать вопрос в персональном чате

    На портале обучения, в личном кабинете, есть раздел “Консультация с тьютором”. Здесь вы можете написать наставнику по любым вопросам, касающимся программы обучения: разобрать задания и тесты из модуля, уточнить информацию из конспекта, спросить, как решить сложный кейс из задачника и прочее. По правилам академии ответить тьютор должен вам за 48 часов, но чаще эксперты отвечают в первые 24 часа.

    Так выглядит ответ тьютора в персональном чате

  • Пообщаться на вебинаре

    Помимо записанных видеоуроков, на курсе регулярно проходят вебинары вживую, где вы можете задать вопрос по теме урока и тут же получить ответ от тьютора и коллег. Польза от таких вебинаров существенная. Во-первых, темы для них тьюторы берут именно из персональных консультаций, выбирая самые актуальные вопросы от студентов. А во-вторых, часто такие вебинары проходят накануне экзаменов. Там вы можете пройтись по важным тема курса, освежить знания и подтянуть “хвосты”.

  • Обсудить домашнее задание

    Ничто так не помогает усвоить материал, как практика. Бесспорно, домашние задания — это самая ценная часть в любом обучающем курсе. Но одно дело, когда вы самостоятельно проработали материал, а другое — когда обсудили свою работу с наставником. Используйте эту возможность, чтобы лучше усвоить тему — отправляйте тьютору файлик с домашним заданием после каждого модуля. Преподаватель даст развернутый ответ по вашей работе, посоветует, что исправить и доработать.

    Вот так выглядит обратная связь по домашнему заданию от тьютора-эксперта нашей академии

  • Посоветоваться на форуме

    В каждом нашем курсе есть новостной форум — это еще один дополнительный инструмент для общения с преподавателями и коллегами. Здесь вы можете найти ответы на частые вопросы студентов или задать собственный, создав новую тему. К обсуждению вашего вопроса подключатся тьюторы и другие слушатели курса. Это отличная возможность поделиться опытом с коллегами и даже подискутировать на актуальные и “острые” темы курса.

    На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

Кто такой тьютор?

Тьютор – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о «бродячих студентах» Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием – репетитор. Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах

Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного

В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Тьютор: образование. Где лучше учиться?

Дефектологическое направление подготовки НИИДПО включает две программы, предназначенные для подготовки тьюторов на базе высшего и среднего профессионального образования. Причём профиль основного образования не имеет определяющего значения.

Освоить профессию «тьютор» заочно дистанционно можно на курсах Института. Чтобы получить квалификацию «тьютор», профессиональное обучение не подходит, но можно пройти переподготовку или повышение квалификации.

Профпереподготовка тьюторов рассчитана на 4 месяца (15 недель, 340ч.), выпускники становятся квалифицированными тьюторами и получают соответствующий диплом.

Это базовый курс, освещающий основные теоретические, методические, методологические вопросы, психолого-педагогические аспекты тьюторства

Значительное внимание в подготовке тьюторов дистанционно уделяется освоению методов консультирования – личного, семейного, профессионального. Будущие тьюторы учатся создавать образовательную среду, способствующую реализации образовательных маршрутов, разработанных для конкретного ребёнка, работать со специальными индивидуальными программами развития

На странице программы обратите внимание на отзыв Слушателя с техническим образованием, который прошёл курс обучения тьютора для того, чтобы вести тьюторское сопровождение собственного ребёнка с ОВЗ.

Повышение квалификации тьюторов. Программа обучения тьюторскому сопровождению инклюзивного образования «особых» детей – учащихся с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллектуального развития и т.д. Рассчитана всего на 144 часа (2 месяца), но раскрывает ряд существенных тем.

Этот курс обучения тьюторов состоит из трёх модулей – от основ к более узким темам. Сначала немного теории, истории тьюторства, правового обоснования данной деятельности. Затем – педагогика инклюзии, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для «особых» детей. И в завершение – компенсирующее семейное воспитание детей с различными нарушениями здоровья (развития).

Также в НИИДПО реализуется объёмный по содержанию курс на тему организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ при получении ими СПО, ВО и дополнительного образования.

Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования

144 часа (2 мес.)

9200 руб. 4341 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Ю.В. Федоренко, канд. психол. наук,учитель-дефектолог детей с ОВЗ,завкафедрой дефектологии испециальной психологии НИИДПО

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Тьюторство в обычной школе

Тьюторство проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, семейное. Рассмотрим, кому положен и как получить тьютора в школе.

Работа тьютора чаще всего заключается в том, что он курирует развитие назначенных учеников на протяжении нескольких лет учёбы, часто — с первого класса до выпуска.

Многие наслышаны про работу школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами со здоровьем. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь.

Если ребёнок одарённый или нуждается в индивидуальной помощи из-за состояния здоровья, то добиться назначения тьютора будет легче. В школе тьютор должен быть выделен каждому учащемуся, который получил соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение. Хорошая организация будет заинтересована в том, чтобы пойти навстречу. 

Если в школе отсутствует тьюторство, можно выступить с предложением организовать такую практику на родительском собрании, ведь специализация тьютора не ограничивается взаимодействием с ребятами, которые отличаются от остального коллектива. 

Обязанности тьютора

Есть стереотип: педагоги-помощники работают только в инклюзивных учреждениях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, изначально тьюторское сопровождение предлагалось только этой категории учеников.

Только так оно закреплено современными российскими законами об образовании. Но фактически сейчас к педагогам-тьюторам обращаются в обычных учреждениях, на дистанционном обучении, даже в детских садах.

В обычной школе

В школе педагог-помощник взаимодействует с учениками несколькими путями. Такие преподаватели часто проводят тренинги для целых классов, параллелей. Обычно на такие мероприятия приглашают успешных специалистов, которые показывают изнанку работы, отвечают на вопросы. Возможна и индивидуальная работа через:

  • Беседу. На начальных этапах сопровождающий должен получить доверие несовершеннолетнего. Потом он выступает как активный слушатель, помогает с решением проблем, не напрямую связанных с поиском будущей профессии;
  • Вопросы. Когда контакт установлен, тьютор начинает выявлять сильные стороны школьника через диалог, задания в игровой форме. Позднее он учит ребенка формулировать вопросы себе;
  • Личностно-ресурсную карту. Такой кластер, создаваемый педагог, помогает понять, как ребенок получает, обрабатывает информацию. Обычно с картой работает не школьник, а родители;
  • Опыты. Опыты — возможность для учащегося испробовать себя в новой сфере деятельности. Или в той, которой он планирует реализовать себя, когда вырастет;
  • Дебаты. Этот способ взаимодействия особенно важен для школьников старшего звена. Между ними и организуются дебаты. Еще он помогает развивать коммуникативные способности, отстаивать свои взгляды на учебу.

На дистанционном обучении

При дистанционном обучении сопровождающий педагог особенно нужен. Дистанционка подразумевает другое расписание, самостоятельный подход к учебе.

Некоторым детям трудно смириться со сменой формата. В таких случаях тьютор создает новую модель обучения, правильный график занятий. Многие образовательные центры, школы практикуют онлайн-консультации с тьюторами.

Некоторые дистанционные школы проводят переподготовку основного педагогического состава. Это сокращает расходы на сопровождающих преподавателей. Но результат говорит о том, что лучше работать с узким специалистом.

В детском саду

Фактическая роль сопровождающего — ознакомление малышей с профессиями и будущими направлениями обучения. Чаще всего оно проходит в игровой форме в специальных центрах по типу КидСпейс, КидБург.

Работа педагога-помощника в детском саду похожа на ту, что он ведет в младшей школе. На личностно-ресурсную карту ребенка здесь не ориентируются — в детском саду составить ее нельзя до 7-ми лет.

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Что мешает студентам обратиться к тьютору?

Студенты часто говорят “За помощью к тьюторам не обращался, мне все было понятно”. Хорошо, если это действительно так. Но часто за этой фразой прячется стеснение или боязнь показаться некомпетентным специалистом.

Тут важно помнить, что вы пришли учиться. Естественно, что-то может не получаться с первого раза и будут возникать вопросы

Тем более, повышение квалификации и получение диплома — это большая цель, к которой стоит двигаться поэтапно и лучше с поддержкой опытного тьютора.

Используйте каждую возможность (промежуточные контроли, вебинары и домашние задания), чтобы пообщаться с вашим куратором. Наши эксперты-практики всегда готовы поделиться своими знаниями и опытом, и с радостью ответят на все ваши вопросы.

Задачи и навыки тьютора

К этим специалистам обращаются как школьные учреждения, так и сами родители, потому что они поддерживают и всячески способствуют сохранению интереса к учебе, прививают учащемуся самостоятельность, устраняют организационные сложности и налаживают контакт ученика с педагогом.

К сожалению, узкопрофильных специалистов-тьюторов с правильным образованием сегодня в России не встретить. Помощь детям, в том числе и инвалидам, оказывают наемные няни, бабушки, волонтеры и сами родители. А ведь настоящий профессиональный наставник – это не только первый помощник ребенка, но и опытный учитель и психолог. По сути, это всесторонне образованный человек, который может не только научить малыша правилам дорожного движения по пути домой, но и способен подтянуть старшеклассника по всем общеобразовательным предметам.

То есть в его арсенале знаний должны быть:

  • психология;
  • дошкольная и школьная педагогика;
  • организационное дело;
  • педагогическое образование;
  • коррекционная педагогика (для инклюзивных учреждений);
  • медицинские знания (при работе с инвалидами).

Безусловно, настоящим тьютором способен стать лишь тот человек, который стремится помогать детям. Нередко школьные педагоги испытывают раздражение по отношению к детям и ведут себя с ними слишком назидательно. Тьютор, наоборот, должен вести себя дружелюбно, без высокомерия, как бы на равных, только так ребенок будет делиться с ним своими проблемами и ощущать истинную поддержку.

В России в последние несколько лет только начали обучать узких специалистов данного направления, однако пока эта специальность не пользуется популярностью, так как абитуриентам о ней мало что известно.

Дипломированным тьютором является выпускник педагогического вуза по специальности «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Впрочем, и уже окончившие вуз педагоги могут пройти дополнительную квалификацию, чтобы получить корочки специалиста.

Кто такие тьюторы и зачем они нужны

Тьютор — это учитель, консультант и наставник, курирующий процесс обучения. Он лично ведет студента по всем темам курса, помогает разобраться с домашними заданиями и готовит к экзаменам.

Считается, будто тьюторство возникло недавно, вместе с онлайн-обучением. Но на самом деле это понятие ввели еще в 14 веке британские университеты, называя тьюторами тех, кто следил за посещением курсов и дисциплиной. Позже, где-то в 18 веке, тьюторы Оксфорда и Кембриджа начали делать то, что делают и сейчас — стали советовать студентам, какие лекции посещать, составляли план занятий и помогали с экзаменами.

С тех пор, без тьюторов не обходится ни один учебный центр: где-то они работают как штатные единицы, а где-то — как приглашенные эксперты

Но с развитием дистанционного обучения местонахождение наставника уже не столь важно — тьюторство перешло в онлайн, стерев все географические границы в мире образования

Теперь, чтобы пообщаться с преподавателем не нужно сидеть в душной аудитории — достаточно подключиться к вебинару или написать куратору в чат из любой точки мира.

Некоторые учебные центры за консультации с тьютором берут отдельную плату или ограничивают их количество. В нашей академии вы можете сколько угодно консультироваться с вашим тьютором, пока обучаетесь на курсе. Ведь именно личное общение с преподавателем повышает эффективность обучения, помогает глубже усвоить материал, влюбиться в сложную тему и легче справиться с экзаменами.

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Изучить теоретическую базу специальной педагогики и психологии, а также правовые вопросы организации учебного процесса для лиц с ОВЗ.
  • Понять, каковы цели и задачи работы тьютора, функции, которые он выполняет.
  • Овладеть инструментами психолого-педагогической оценки особых потребностей детей с ОВЗ, технологиями консультирования учащихся, их семей и учителей.
  • Разобраться, как создать особую развивающую среду и условия для реализации образовательных возможностей особых детей.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 15 недель (340 часов).

Peer-tutors

Peer-tutors – это студенты-старшекурсники, или выпускники программы, которые помогают адаптироваться к реальности Liberal Arts: первокурсникам — осваивать навыки студенческой жизни для успешного освоения программы Общего блока, второкурсникам — комфортно стартовать в профессиональном блоке программы (major). Такое ровесническое тьюторство способствует более быстрому налаживанию контакта с преподавателями и руководством Liberal Arts, сглаживая возрастные барьеры. С помощью тьюторов-ровесников будет проще включиться в образовательный ритм Liberal Arts. 

Peer-tutors помогает адаптироваться к образовательному процессу в незнакомом городе / стране иногородним и иностранным студентам, что очень важно, особенно на первых порах обучения в вузе. Также к нашим целям относится формирование у новоиспеченных студентов идентичности как студентов Liberal Arts, а также будущей профессиональной и ценностной принадлежности к факультету, majors, институту

С тьюторами-ровесниками можно обсудить устройство образовательной программы, богатые возможности внеучебной деятельности, реальные опыты участия в стажировках и прохождении практик, различные возможности самореализации в процессе учебы, узнать о полезных студенческих лайфхаках и прочих важных для студентов традиций и обычаев.

Вопросы, с которыми можно обращаться к тьюторам-ровесникам:

Знания и навыки

Будете применять технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системах специального и инклюзивного образования:

  • использовать методы и технологии коррекционно-развивающей работы;
  • выявлять и устранять проблемы в образовании детей;
  • участвовать в подготовке образовательного маршрута для разных типов физических и психических нарушений;
  • помогать детям формировать самостоятельность;
  • выявлять и развивать интересы и способности учеников;
  • сопровождать воспитанников на всех этапах обучения, создавая для них оптимальные условия для обучения;
  • помогать ребенку адаптироваться к школе и социализироваться;
  • использовать индивидуальный подход, чтобы выстроить образовательные цели ребенка с учетом нормативов и требований ФГОС.

Сможете консультировать семью с «особым» ребенком:

  • давать рекомендации по вопросам семейного воспитания;
  • помогать родителям понять особенности психического развития детей с разными типами нарушений;
  • консультировать родителей по вопросам оптимизации учебного процесса в образовательном учреждении;
  • давать рекомендации по обучению ребенка, которые позволят достичь поставленных целей.

Научитесь оценивать динамику и результаты работы:

  • сформируете и будете вести отчетность по коррекционно-педагогической работе;
  • подготовите итоги работы – промежуточные, а также итоги по окончании программы.

На практике разработаете и используете:

  • планы-конспекты психокоррекционных занятий;
  • методические рекомендации и схемы проведения диагностического обследования у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Получите готовые инструменты – свыше 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector